Управление лидерством эмоциональный интеллект

Содержание
  1. Эмоциональный интеллект в эффективном лидерстве
  2. Важность эмоционального интеллекта
  3. Как обойти «думающую» часть мозга?
  4. Эмоциональный интеллект: Самосознание
  5. Саморегуляция
  6. Остановитесь
  7. Эмпатия
  8. Поставь себя на место другого человека
  9. Общественные навыки
  10. Улучшайте коммуникативные способности: Совершенствуйся в регулировании и разрешении конфликтов
  11. Эмоциональный интеллект в лидерстве
  12. Что такое эмоциональный интеллект?
  13. Эмоциональный интеллект в лидерстве
  14. Самосознание
  15. Саморегуляция
  16. Мотивация
  17. Эмпатия
  18. Социальные навыки
  19. Как эмоциональный интеллект продвинет вашу карьеру
  20. Эмоциональный интеллект и эмоциональное лидерство
  21. Роль эмоционального интеллекта в лидерстве
  22. Кому полезно развивать эмоциональное лидерство
  23. Зачем развивать эмоциональное лидерство
  24. Зачем лидеру саморегуляция, эмпатия и коммуникация
  25. Как развивать навык саморегуляции
  26. Как развить навык коммуникации
  27. Как выстраивать коммуникацию

Эмоциональный интеллект в эффективном лидерстве

В мире бизнеса среди отраслевых лидеров можно проследить различные виды личностей: первые — более сдержанные аналитики, вторые – обладают невероятной харизмой, иные влияют на работников своей импульсивностью. И этому есть свое объяснение, ведь лидер должен быть убедительным, а таким он окажется только тогда, когда будет самим собой. Разные ситуации требуют разных стилей лидерства, что также является важным. А разные стили лидерства — по-разному эффективны. Последние исследования свидетельствуют о следующем: все лидеры, добивающиеся желаемых результатов, имеют общую характерную черту — эмоциональный интеллект. И именно он заставляет лидеров сделать скачок от «обычного» к «исключительному».

Важность эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект — способность понимать и влиять на свои эмоции и на эмоции других. Лидерство, базирующееся на нем, укрепляет чувство собственного достоинства у лидеров. Благодаря этой способности они излучают энергию и энтузиазм, мобилизуют к действиям других. Кроме того, лидеры с высоким уровнем эмоционального интеллекта создают положительный образ организации как для внешнего окружения, так и для работников, которые в этой среде работают.

EQ (Эмоциональный интеллект) является мощным инструментом, с помощью которого лидеры ведут за собой команду. Однако это не означает, что теперь, когда эмоциональный интеллект становится все чаще одним из обязательных и наиболее желаемых компетенций, которыми должен обладать лидер, IQ теряет свою ценность — безусловно, технические умения и сейчас является двигателем выдающихся достижений и необходимым условием для попадания на руководящую должность. Однако эмоциональная неграмотность может бросить тень на карьеру лидера. В конце концов, кто имеет больше шансов на успех: лидер, для которого характерны внезапные взрывы необдуманных слов и шагов или тот, который свои эмоции контролирует?

Интересное видео по теме:

Как обойти «думающую» часть мозга?

В ситуациях, когда внешний импульс, попадая в мозг, подтолкнул нас почувствовать очень интенсивные эмоции, он обходит «думающую» часть, перед тем, как она успеет мельком взглянуть, что же происходит и то, как мы собираемся отреагировать, и является ли это действительно хорошей идеей. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе и для того, чтобы этот импульс все-таки попал туда, где мозг думает и анализирует, не вызывая к плачевным последствиям из-за нашего поведения, Даниэль Гоулман (американский психолог) разработал весьма интересную теорию. В своей теории эмоционального интеллекта он выделил четыре ключевые умения, которые стоит развивать для совершенствования нашей эмоциональной грамотности. Ими являются самосознание, саморегуляция, эмпатия и общественные навыки.

Эмоциональный интеллект: Самосознание

Первым шагом к эмоциональной эрудированности является осознание того, что вы чувствуете, то есть самосознание.
Без умения определить эмоции мы будем эмоционально потерянными, и нами будут руководить подсознательные силы, лишая влияния на поведение. Это оставит отпечаток на отношениях с подчиненными, что, в свою очередь, повлияет на успешность бизнеса. Лидеры с сильным самосознанием понимают, как эмоции влияют на них, на других и на качество выполненной работы. Они точно знают, чего хотят в жизни, поэтому их решения совпадают с их жизненными ценностями и приоритетами.

Чувствуя эмоциональный комфорт с собой, они могут выйти на более высокий уровень и позаботиться также об организации: осознавая, где она сейчас находится и к чему стремится, лидеры сумеют подвести ее к желаемому состоянию с одновременным осознанием и учетом потребностей и самих работников. Самосознательные лидеры не является чрезмерно критически настроенными или нереалистично оптимистичными. Зато скорее всего являются честными — с собой и другими.

Особенности лидера:
• Оценивает себя реалистично;
• Готов к конструктивной критике: знает свои слабые и сильные стороны;
• Может быть откровенным, когда нужно признать ошибки;
• Уверен в своих умениях.

Почитайте интересный материал о Тайм-менеджменте .

Саморегуляция

Другой составной частью эмоционального интеллекта является саморегуляция эмоций, то есть умение отказаться от субъективных взглядов и посмотреть на ситуацию с реальной точки зрения — реакция по принципу «подумай, прежде чем сделаешь». Хотя на рабочем месте возникает много ситуаций, которые вызывают сильные эмоции, лидеры с хорошими способностями к управлению эмоциями, способны взять власть над ними — например, разрешить конфликты без учета собственных симпатий, которые имеют шанс вылиться в большее доверие работников к лидеру. Саморегуляция является важной также со стороны конкурентоспособности. В сегодняшней бизнес-среде, которая является очень переменным и неоднозначным предметом, умение держать свои эмоции под контролем — является ключом к успеху, залогом здоровья лидера и его команды: спокойный лидер — спокойные и работники.

Остановитесь

Когда вы чувствуете сильные эмоции, задержите их перед тем, как позволить вулкану извергнуться, и проанализируйте, почему вы так себя чувствуете. Помните: несмотря на сложность ситуации, вы всегда можете выбрать, как на нее отреагировать.
Умейте сказать «нет» импульсивным порывам.
Будьте эластичными и готовыми к изменениям. Воспринимайте каждую смену или иной амбициозный вызов, как неоценимую возможность развить свой потенциал и стать лучшими.
Практикуйте взвешенность и спокойствие.

Эмпатия

Эмпатия — умение понимать эмоции участников своей команды, принимать и учитывать их эмоциональную натуру. Осознание эмоциональных состояний других открывает для вас возможность увидеть вещи с их точки зрения. В свою очередь, эта компетентность является важной при улучшении условий труда, эффективной мотивации и развитии работников, поскольку мы познаем их желания и потребности. Почему интуитивное осознание потребностей работников является важным? Лидеры не ведут за собой людей, говоря им, что те должны сделать. Но лидеры побуждают людей хотеть помочь им. Чтобы этого добиться, нужно культивировать собственное желание подставить плечо другим, удовлетворяя их потребности. Когда другие чувствуют ваше желание помочь, они, в свою очередь, захотят помочь и вам. Замечательный лидер знает: для того, чтобы повести за собой и реализовать стратегические цели, нужно удерживать баланс между потребностями организации и потребностями работников.

Поставь себя на место другого человека

Уделяйте внимание языку тела работника. Умение понимать язык тела является ценной чертой у лидера — это позволит вам оценить, как человек чувствует себя на самом деле.

Ответьте на чувства других. Вы просите своего работника остаться допоздна на работе — уже во второй раз. Он соглашается, но в его голосе явственно ощущается недовольство. Ответьте чувствам работника. Скажите, что вы высоко цените его настойчивость и желание поработать несколько дополнительных часов, и вы обеспокоены по поводу работы поздно ночью. Если возможно, придумайте, как решить вопрос «поздних ночей», чтобы в будущем это не было проблемой (например, когда нужно поработать больше и дольше, предложите своему работнику увеличенную плату или свободные утра по понедельникам).

Общественные навыки

В работе лидерам помогают также общественные навыки, то есть умение управлять отношениями и создавать сети контактов. Лидеры, которые имеют такие способности, умеют управлять изменениями в жизни организации и дипломатично решать конфликты. Развить эту способность можно с помощью ангажирования в активный диалог с командой и позитивного отношения к работникам.

Однако общественная компетенция — это не просто умение быть дружелюбным со своими работниками. Это дружелюбие с целью заставить людей двигаться в желаемом направлении. Общественная компетенция является самой высокой точкой трех вышеупомянутых аспектов эмоционального интеллекта. Лидеры эффективны в межличностных отношениях, когда понимают свои эмоции, контролируют их и занимаются чувствами другого человека. В конце концов, лидер — это не необитаемый остров. Его задача заключается в выполнении работы с помощью людей, а общественная компетенция позволяет это — это то, что заставляет эмоциональный интеллект работать.

Улучшайте коммуникативные способности: Совершенствуйся в регулировании и разрешении конфликтов

Есть очень много путей для развития своего эмоционального интеллекта. Посещение семинаров, курсов и чтение книг является одним из способов, который позволяет начать процесс. Сам процесс не будет легким, поскольку касается изменения врожденного темперамента, наших глубоко закоренелых привычек, поведения и взглядов и требует самостоятельной работы над собой. Продолжайте практиковать эти умения и не бойтесь ошибаться. Помните, что мы никогда не научимся водить машину, если не сядем за руль; не выиграем матч, если только наблюдать за ним по ту сторону голубого экрана; не вырастим цветок, если не будем поливать саженец… И не будем настоящими лидерами, если не коснемся сердец работников.ⓂⒷ

Читайте также:  Как описать чувства от картины

А как высоко вы оцениваете собственный эмоциональный интеллект?

Источник

Эмоциональный интеллект в лидерстве

Когда вы слышите словосочетание «идеальный лидер», что в первую очередь приходит вам в голову? Возможно, вы думаете о ком-то, кто не позволяет себе терять контроль даже в сложнейшей ситуации. Или о том, кто умеет слушать, имеет исключительное доверие среди подчиненных и относится к членам своей команды с уважением. Так вот, все это признаки лидера с высоким уровнем эмоционального интеллекта.

Что такое эмоциональный интеллект?

Это способность понимать и управлять своими эмоциями, так же как и эмоциями других людей. Люди с высоким уровнем этого интеллекта знают, что чувствуют, понимают эти эмоции и знают как они влияют на других.

Для лидеров повышение уровня эмоционального интеллекта имеет ключевое значение. В самом деле, кто более успешен — тот, кто кричит на подчиненных по поводу и без повода или тот, кто остается спокойным в любой ситуации и умеет эффективно работать под давлением?

Согласно психологу Дэниелу Гоулману, существует пять главных элементов эмоционального интеллекта:

  1. Самосознание.
  2. Саморегуляция (кстати, по ней у нас есть отдельный курс).
  3. Мотивация.
  4. Эмпатия.
  5. Социальные навыки.

Вы должны воспитывать в себе все эти элементы для того, чтобы стать успешным лидером.

Эмоциональный интеллект в лидерстве

Самосознание

Если вы осознаны, то всегда знаете, что чувствуете и как эмоции влияют на ваши действия и решения. Это также означает понимать свои сильные и слабые стороны и вести себя скромно.

Как можно повысить самосознание?

  • Заведите дневник. Выделите хотя бы несколько минут в день для того, чтобы записать свои мысли и ощущения.
  • Замедлитесь. Когда испытываете негативные эмоции, приостановитесь и подумайте почему. Помните, что вне зависимости от ситуации, именно вы решаете, как реагировать.

Саморегуляция

Люди, которые продвинулись в саморегуляции, намного реже вступают в конфликты и принимают поспешные эмоциональные решения. Все дело в контроле.

Как можно повысить свою саморегуляцию?

  • Определите свои ценности. У вас есть четкое представление о том, в каких случаях вы не пойдете на компромисс? Знаете ли вы свои ключевые ценности? Выделите время и создайте свой моральный кодекс.
  • Следите за своими реакциями и мыслями. Если вы склонны критиковать и обвинять других, остановитесь.
  • Практикуйте умение оставаться спокойным. В следующий раз, когда столкнетесь с тяжелой ситуацией, обратите внимание на то, как вы себя ведете. Может быть снимаете свой стресс, накричав на кого-то? Используйте техники глубокого дыхания.

Если вам интересна эта тема, то советуем обратить внимание на наш курс по психической саморегуляции.

Мотивация

Лидеры, умеющие мотивировать себя и других, добиваются цели с легкостью.

Как повысить свою мотивацию?

  • Подумайте о том, зачем вы выполняете работу. Легко забыть, что именно мы делаем и почему. Возможно, это работа вашей мечты, а вы все равно несчастны, и она дается вам с трудом. Вам нужно вспомнить о том, как вам повезло.
  • Посмотрите на общую картину. Мы иногда слишком вдаемся в детали, поэтому не понимаем, где находимся. Посмотрев на общую картину, мы освежаем голову и получаем дополнительную мотивацию.
  • Будьте оптимистичны. Успешные лидеры всегда оптимистичны, берите с них пример.

Эмпатия

Лидеры, обладающие эмпатией, имеют способность ставить себя на место других. Они умеют слушать, дают обратную связь и помогают членам своей команды в эмоциональном плане.

Как повысить свою эмпатию?

  • Поместите себя на чье-то место. Легко отстаивать свою точку зрения, для этого даже логика и правда не нужны. А вот смотреть на ситуацию с разных перспектив — это удел людей с высоким эмоциональным интеллектом.
  • Обращайте внимание на язык тела. Люди часто говорят не то, что думают, и это отображается на их теле и лице. Следите за этими особенностями и попытайтесь понять, что на самом деле чувствует человек.
  • Обращайтесь к чувствам людей. Если логика не работает, самый лучший способ добиться своего — апеллировать к чувствам.

Социальные навыки

Лидеры с высокими социальными навыками, отличные коммуникаторы. Они умеют сообщать плохие новости, умеют объединять команду и решать конфликты.

Как можно развить свои социальные навыки?

  • Учитесь разрешать конфликты. Без конфликтов никуда, они будут возникать даже в успешной команде, поэтому вовремя подмечайте такую ситуацию и решайте ее.
  • Повышайте коммуникационные навыки. Не критикуйте, не обвиняйте других. Говорите четко и ясно.
  • Научитесь поощрять других. Лояльность членов команды повышается в том случае, когда они чувствуют свою важность в компании.

Источник

Как эмоциональный интеллект продвинет вашу карьеру

Успех лидера зависит от способности грамотно выстраивать коммуникацию. В этом помогают навыки эмоционального интеллекта — способности регулировать свои и чужие эмоции и тем самым влиять на отношения с людьми. Рассмотрим, из чего складывается эмоциональный интеллект руководителя, и как его развивать.

Эмоциональный интеллект и эмоциональное лидерство

Когда на нас бежит большая разъяренная собака, мы испытываем страх — эта эмоция сообщает об опасности и заставляет убегать. Во время встречи с близким другом возникает радость — под ее влиянием хочется продолжить общение.

Поскольку мы постоянно контактируем с окружающей средой, эмоции у нас также возникают постоянно. И хотя в определенных ситуациях не хочется испытывать страх или, наоборот, продлить ощущение радости, это невозможно. Потому что назначение эмоций — регулировать, т.е. реагировать на изменения, чтобы в разных условиях сохранять свой комфорт и безопасность.

Человек не может изменить свои эмоции, но он может выбрать действие под их влиянием. Для отражения этой способности в 1990 году Питер Саловей и Джон Майер ввели понятие эмоционального интеллекта.

Если интеллект (IQ) оценивает когнитивные способности мышления, то эмоциональный интеллект (EQ) отражает компетентность в регулировании эмоций и принятии решений на их основе.

Например, человек опаздывает на работу и чувствует настолько сильную тревогу, что готов проехать на красный свет. Но он включает осознанность: отделяет себя от этой эмоции и выбирает собственную безопасность. После этого он анализирует свое состояние и решает выходить из дома на 10 минут раньше, чтобы впредь не переживать подобное.

Тот, кто научился разбираться в своих эмоциях, способен качественно распознавать их у других. Например, в разговоре понять, что очередной вопрос об условиях договора связан с тревогой клиента, ведь он пытается разобраться в незнакомой для него сфере. Вместо того, чтобы всем своим видом демонстрировать раздражение и усталость, человек проявляет участие и подробно объясняет условия сделки.

В результате эмоциональный интеллект становится важным ресурсом для успеха на рабочем месте. Он открывает возможности для развития лидерских качеств, поскольку одна из ключевых задач лидера — выстраивать коммуникации, мотивировать и направлять других людей.

Узнайте больше об эмоциональном интеллекте в статье «Как развить эмоциональный интеллект у детей и взрослых» →

Например, в условиях серьезного кризиса эффективно работает авторитарный стиль управления, когда нужно объединить людей для выполнения конкретной задачи. Но в длительной перспективе люди устанут терпеть подобный порядок, начнется текучка и снизятся результаты работы.

Напротив, в ситуации, когда компания ухудшила свои показатели и стала проигрывать конкурентам, более подходящим будет демократический стиль. Он поощряет людей к диалогу, высказыванию своих мыслей, идей, чтобы находить и пробовать новые направления.

Автор серии книг об эмоциональном интеллекте, американский психолог Дэниел Гоулман выделяет 6 стилей управления:

Авторитарный

«Делайте, что я сказал!»

Стиль руководства с жесткой иерархией, вся власть в руках одного человека.

Когда эффективен: в кризисных ситуациях, когда нужен быстрый результат и единое направление. Работает и в случае со «сложными» сотрудниками, для которых не подходят другие методы.

Лидер: контролирует все рабочие процессы сотрудников, корректирует и заставляет переделывать под свой образец. В общении категоричен, проявляет жесткость.

Сотрудники: чувствуют напряжение и страх по отношению к руководителю, который критикует и контролирует каждый шаг.

Эталонный

Руководитель на собственном примере показывает, как должна быть выстроена работа. Очень требователен к себе и своим сотрудникам.

Когда эффективен: для сотрудников-экспертов, кто отлично знает свою работу и может работать автономно. Например, юридические конторы или исследовательские центры.

Лидер: устанавливает очень высокие стандарты для себя и команды.

Сотрудники: испытывают напряжение и тревогу, потому что не получают позитивной обратной связи — только критику и требования по улучшению качества работы.

Отеческий

Руководитель устанавливает отношения доверия и поддержки между сотрудниками, формирует командный дух.

Когда эффективен: если нужно восстановить атмосферу в коллективе, сплотить людей, например, после предыдущего деструктивного начальника.

Лидер: налаживает отношения между сотрудниками, создает комфортную атмосферу. Отмечает успехи и хвалит.

Сотрудники: чувствуют себя сплоченной командой и работают вместе годами. Однако из-за отсутствия конструктивной критики не знают, что им надо улучшить в своей работе.

Читайте также:  Жертва приворота что чувствует первые дни

Демократический

«Хочу знать ваше мнение!»

Лидеру важна включенность каждого сотрудника, чтобы все высказывали свое мнение, делились идеями.

Когда эффективен: в период творческого кризиса, когда компании нужно найти новое направление. Сотрудники предлагают свои идеи и показывают, что им важно.

Лидер: мотивирует людей высказывать свое мнение, согласовывать с другими и приходить к общему решению.

Сотрудники: чувствуют, что могут помогать и влиять на рабочий процесс.

Воодушевляющий

«Следуйте за мной!»

Лидер видит перспективы, мотивирует и ведет людей к конкретной цели.

Когда эффективен: в период неустойчивости, когда нужно вдохновить людей на новое направление.

Лидер: заряжает и вдохновляет команду на работу.

Сотрудники: чувствуют себя сопричастными, понимают общую цель и чувствуют, что их вклад важен.

Наставнический

«Попробуйте вот так!»

Руководитель растит профессионалов: обучает, помогает раскрыть потенциал и освоить необходимые навыки.

Когда эффективен: если люди в команде нацелены на работу и хотят развивать свои способности.

Лидер: нацелен на развитие команды: учит пробовать новое и делать самостоятельно.

Сотрудники: замотивированы на развитие и четко понимают, что делать.

Роль эмоционального интеллекта в лидерстве

На протяжении нескольких столетий люди работали на заводах и зарабатывали на жизнь физическим трудом. Альтернатив практически не было. Люди работали, чтобы выжить. Руководители мотивировали через страх и принуждение.

В современном обществе востребован преимущественно интеллектуальный труд, повысилась доля социального взаимодействия, а люди живут в изобилии выбора. Перед руководителем теперь стоят задачи привлекать и удерживать сотрудников, подбирать способы мотивации и грамотного взаимодействия.

В этих условиях на первый план выходят умения находить индивидуальный подход, договариваться и совместно искать решение проблем.

Как мы уже определили, эмоции постоянно оказывают влияние на каждого человека. Даже признанный профессионал может испытывать личные проблемы, которые скажутся на результатах его работы. Или стесняться задать вопрос, когда что-то не понимает.

С помощью навыков эмоционального интеллекта лидер способен прислушиваться к потребностям своей команды, чутко реагировать на изменения, регулировать ее настроение и предлагать решения.

Лидер с высоким уровнем EQ устанавливает благотворную атмосферу: люди свободно общаются друг с другом, тем самым быстрее решают рабочие вопросы и чувствуют сопричастность к общему делу. Такой лидер поощряет на проявление инициативы, предложение идей и личностный рост. В этих условиях сотрудники чувствуют себя комфортно, эффективнее работают, что приводит к росту финансовых показателей.

Лидер с низким EQ продавливает свое мнение, игнорирует чувства других людей, слабо контролирует проявление своих эмоций. В работе он или пытается контролировать все процессы, или постоянно критикует своих сотрудников. В результате люди рядом с таким человеком испытывают страх, не заинтересованы в своей работе и делают ее формально, что ведет к снижению прибыли.

Эмоциональный интеллект становится необходимым связующим звеном в механизме между лидером и его командой, помогает понять друг друга и двигаться к общим целям.

Кому полезно развивать эмоциональное лидерство

Большинство современных профессий предполагают взаимодействие с людьми: коллегами, руководством, деловыми партнерами и клиентами. В одном ряду с профессиональными навыками становятся умения устанавливать и поддерживать контакты, грамотно коммуницировать.

В коллективе сотрудники с высоким EQ используют навыки саморегуляции, поддерживают свою мотивацию и способны адаптироваться к изменяющимся условиям. Они проявляют открытость к людям, но умеют одинаково тактично отказывать и отстаивать свое мнение.

Руководителям и менеджерам развитый эмоциональный интеллект позволяет устанавливать контакт с разными людьми, лучше понимать их состояние и регулировать, направлять на решение совместных задач.

Людям помогающих профессий навыки EQ позволяют установить контакт, собрать полную картину состояния человека и понять его чувства. Эмоциональный интеллект помогает справляться со стрессом и профессиональным выгоранием: проживать свой эмоциональный отклик, абстрагироваться от чужих переживаний и восстанавливаться.

Фрилансерам EQ помогает находить заказчиков: грамотно продвигать свои услуги в сети, проводить самопрезентацию и поддерживать нетворкинг.

Одним словом, нет такой сферы деятельности, в которой эмоциональный интеллект не был бы необходим для обогащения своих профессиональных навыков и эффективной работы в команде.

Зачем развивать эмоциональное лидерство

Эмоциональный интеллект и лидерские качества можно целенаправленно развивать.

В результате вы повысите личную эффективность. Если научитесь регулировать свои эмоции, то уже не будете действовать импульсивно.

Вы направите энергию на поиск конструктивного решения и сможете:

  • находить и принимать наиболее эффективные решения;
  • легко переключаться между задачами и адаптироваться к изменениям;
  • противостоять стрессу и решать проблемы, из-за которых он возникает.

Наладите коммуникацию в команде.

Вы научитесь считывать состояние людей, понимать мотивы поступков и выстраивать общение в том русле, которое вам нужно:

  • сотрудники станут более мотивированными, если вы наладите обратную связь, начнете отмечать успехи.
  • уменьшится текучка — когда создана комфортная атмосфера, сотрудники не захотят менять работу.
  • вырастет эффективность работы и финансовых показателей.

Зачем лидеру саморегуляция, эмпатия и коммуникация

Психологи выделяют три составляющие эмоционального лидерства, три навыка, которые отличают успешного руководителя. Это саморегуляция, эмпатия, коммуникация.

Хороший лидер владеет навыками саморегуляции. Он умеет управлять своим эмоциональным состоянием и принимать разумные решения в разных ситуациях. Эмпатия позволяет лучше разобраться в чувствах других и наладить контакт. Грамотная коммуникация — эффективно взаимодействовать. Все эти навыки каждый в состоянии выработать у себя.

Как развивать навык саморегуляции

Саморегуляция — способность понимать свои эмоции, осознавать причины их возникновения и выражать наиболее подходящим образом в зависимости от конкретной ситуации.

Существуют техники, с помощью которых вы сможете прокачать у себя навыки саморегуляции.

Заведите дневник наблюдений и записывайте в него свои эмоции на протяжении всего дня. Отмечайте их интенсивность, мысли и действия, которые они побуждают. С помощью этих записей вы сможете узнать себя, спектр своих ощущений и действий для каждой ситуации. Мы советуем такую схему:

Что произошло

Какую эмоцию я чувствую

Интенсивность

Какие мысли в этот момент

Что сделал в итоге

Сотрудник снова допустил ошибку в отчете

Мне кажется, я плохой руководитель — у меня не получается донести информацию в понятной форме.

Долго переживал и не знал, как поговорить с сотрудником. В итоге сам поправил отчет.

Подобная практика хороша на начальном этапе, чтобы научиться отслеживать, как эмоции влияют на поведение. В дальнейшем вы научитесь быстро представлять такой алгоритм, что позволит снижать переживания и принимать рациональные решения.

Важно не пытаться подавить, отрицать свою эмоцию или заменить на более «приемлемую, позитивную». Свою реакцию используйте как индикатор, побуждение к действию.

Что можно сделать в случае с нашим примером:

Взорваться под воздействием эмоции: повысить голос или сказать что-то сгоряча. Такое действие испортит отношения с сотрудником.

Проигнорировать и ничего не сказать. Исправить ошибку самостоятельно. В итоге проблема снова повторится.

1. Понять свою эмоцию.

2. Осознать ее объективность в данной ситуации.

3. Принять решение — обсудить ситуацию с сотрудником.

При таком подходе отношения останутся хорошими, а проблема не повторится. Главное – при обсуждении отслеживать эмоции, сохранять самообладание.

Эмпатия — способность замечать и распознавать чувства другого человека, сопереживать и оказывать поддержку.

Наблюдайте: отмечайте привычное состояние для сотрудника и реагируйте на необычные проявления. Зачастую нежелательное поведение не является злым умыслом, а лишь следствием трудностей, которые есть у человека.

Постарайтесь встать на позицию другого человека. Задайте себе вопрос: почему этот взрослый и разумный человек мог так поступить? Придумайте несколько вариантов.

Пример 1. Сотрудница резко стала отстраненной, не общается и агрессивно отреагировала на поручение по работе. Но если с ней поговорить, выяснится, что она не спала всю ночь, потому что у дочки высокая температура. Возможно, лучшим решением будет дать ей пару дней отгула, чтобы она позаботилась о ребенке, и затем вернулась к работе в спокойном состоянии.

Пример 2. Вы замечаете, что сотрудник в последнее время хуже работает, сдает проекты в последний момент. В чем причина? Ему пришлось работать с документами, а это ему всегда дается с трудом. В то же время ему прекрасно удается коммуникация, он хорошо умеет договариваться. Значит стоит использовать его на тех участках, где требуется общение с людьми.

Не стоит впадать в другую крайность, разберитесь, когда сотруднику нужна помощь, а когда он пренебрегает своими обязанностями: регулярно опаздывает или часто отпрашивается по личным делам. Либо не держит договоренности и продолжает допускать прежние ошибки. Если позволять человеку так действовать, он не будет развиваться, а коллеги почувствуют несправедливость.

Чтобы лучше понимать эмоциональное состояние других людей и влиять на него, обращайте внимание на невербальные признаки:

  • мимика — положение и движение мышц лица;
  • жесты — движения тела или его отдельных частей;
  • интонация — тон, громкость голоса.

Эти признаки дополняют общую картину эмоций собеседника. Иногда даже идут вразрез с его словами и показывают настоящее состояние. Подмечая такие нюансы, вы получите больше информации и подберете правильный стиль коммуникации.

Читайте также:  Какие чувства он вызывает у тургенева воробей

Рассмотрим, как вы можете правильно использовать невербальные проявления на примере разговора с сотрудником, на которого пожаловался клиент. В начале беседы он напуган — у него зажатая поза, приподнятые плечи, взгляд устремлен в пол или сторону.

1. Сразу перейти к сути разговора, игнорируя язык тела.

В состоянии страха, подавленности общение не будет конструктивным: человек не уловит определенные моменты или не захочет выполнять ваши рекомендации.

Или вообще не высказать объективную критику.

В этом случае проблема так и не будет решена и повторится вновь через некоторое время.

1. Установить контакт с человеком.

По невербальным признакам определить состояние человека. Если он напряжен, постараться снять его тревогу:

  • создать физический комфорт. Спросить: возможно, слишком холодно или душно. Предложить вместе выпить чашку чая или кофе.
  • переключить эмоционально. Начать беседу с отвлеченной темы. Например, узнать о здоровье его домашнего любимца.

2. Не замечать изменений в состоянии человека, продолжать говорить в одном и том же стиле.

Если человек по ходу разговора испытывает страх или гнев, то он не сможет принять ваши слова.

Природой в людях «вшиты» 3 реакции защиты: бей, беги, замри. Это значит, что сотрудник может повести себя по-разному:

  • проявит агрессию, например, накричит на вас или клиента;
  • уволится или выбежит из кабинета;
  • уйдет в себя, замкнется.

Каждая из этих реакций негативно отражается на психологическом климате компании, ваших отношениях с сотрудником, его и вашем психологическом самочувствии

2. По ходу беседы следить за состоянием человека. Если после критики он стал молчаливым, отвечает односложно или наоборот выглядит взбудораженным, часто дышит и напряжен, то надо снова восстановить ощущение безопасности.

Проговорите словами эмоцию и поддержите. Сделайте акцент, что в целом вы довольны его работой, только в конкретной ситуации необходимо исправить ошибку:

«Не хочу, чтобы ты сейчас переживал. Я ценю твою работу, мне нравится, как ты всегда вежливо и деликатно общаешься с клиентами, стараешься им всегда помочь. Но в текущей ситуации ты работаешь с более эмоциональным и требовательным клиентом, и ваше взаимодействие не комфортно ни тебе, ни ему. Давай вместе подумаем, как это можно это исправить».

3. Давать противоречивые послания: словами произносить одно, но на уровне позы, тембра и громкости голоса транслировать обратную эмоцию.

К примеру: говорить правильные мотивирующие слова, но делать это механистически, без эмоций.

Или стараться быть спокойным, когда поступок человека вызывает сильный гнев. На невербальном уровне человек считает ваше состояние и будет бояться. Страх заставит его обратиться к тактикам защиты: бей, беги, замри.

Дабл-байнд (двойные послания) – это манипуляция. Человек оказывается в заведомо проигрышном положении: к какой бы части противоречивого послания он не примкнул – все равно проиграет. Это вызывает раздражительность, растерянность, апатию, подавленность.

Чем чаще сотрудник сталкивается с двойными посланиями, тем выше у него уровень стресса. А подавление эмоций с вашей стороны приведет к тому, что рано или поздно вы сорветесь на подчиненного.

3. Следить, чтобы язык тела соответствовал словам.

Вызовите в себе нужную эмоцию через телесные ощущения. Это легко сделать, приняв соответствующую позу. Так в состоянии воодушевления тело в небольшом тонусе, осанка выпрямлена, уголки рта немного приподняты, глаза приоткрыты чуть больше, чем обычно. Вы принимаете эту позу и вызываете в себе состояние спокойствия и воодушевления.

Если есть какая-то текущая сильная эмоция, то лучше ее проговорить. Используйте «я-сообщения»:

«Я сейчас злюсь, потому что 20 минут общался с клиентом, который не доволен и переживает, что ты не сдержал свое обещание. Мне важно, чтобы мы всей командой качественно выполняли свою работу. Давай вместе подумаем, что мы можем сделать, чтобы эта ситуация не повторилась».

После этого интенсивность вашей эмоции сильно упадет и вы сможете конструктивно решить вопрос.

Как развить навык коммуникации

Лидеру необходимы навыки коммуникации. Ведь ему приходится постоянно взаимодействовать со множеством людей со своими личными особенностями, задачами и проблемами. Оставаться ясным и понятным для каждого из них, отстаивать свое мнение и принимать совместные решения.

Коммуникация — взаимный обмен информацией, мыслями, идеями. Чем лучше она организована, тем эффективнее работа команды. Задача лидера создать располагающую атмосферу, хвалить за успехи в работе и помогать своим сотрудникам развиваться.

Как выстраивать коммуникацию

1. Создавать благоприятную и доверительную атмосферу

Позитивные эмоции и совместная деятельность повышают мотивацию и заинтересованность сотрудников:

  • в нерабочее пространство — совместные обеды, корпоративы и праздники;
  • помощь и обучение для решения сложных ситуаций;
  • совместное формирование целей и планов развития отдела.

2. Благодарить за хорошую работу, отмечать достижения

Так вы дадите ясную установку для сотрудника — покажите, какие его действия правильные и приносят результат. А также повысите мотивацию — человеку важно чувствовать, что его вклад в общее дело отмечают и ценят.

3. Давать развивающую обратную связь

Она используется для корректировки действий сотрудника, намечает план и варианты решения проблемы. Обратная связь должна быть:

  • Своевременная — разбираем события по горячим следам.
  • Конструктивная — обсуждаем проблему, а не человека.
  • Результативная — предлагаем конкретные решения.

Простой метод для применения на практике — светофор.

Красный — то, что не нравится;

Желтый — то, что нужно делать;

Зеленый — то, что уже отлично получается и нужно продолжать.

В разговоре вы говорите человеку о самой проблеме (красный), предлагаете варианты решения (желтый), отмечаете, какие действия вам нравятся и следует их продолжать (зеленый). Каждый этап подтверждайте реальными фактами из работы сотрудника.

В конце беседы подведите итог или задайте открытый вопрос сотруднику: «Какую рекомендацию ты можешь дать себе? Что берешь на будущее в работу?»

Посмотрим пример развивающей обратной связи. Ваш сотрудник на холодных звонках упускает потенциальных клиентов. В разговоре он озвучивает только базовые преимущества продукта, не обращая внимания на особенности клиента и его потребности.

1. Вы стараетесь с помощью намеков донести ему информацию — присылаете обучающие материалы.

Скорее всего, человек не оценит вашей деликатности — он просто не поймет, что должен что-то сделать.

2. В общей беседе вы акцентируете внимание, что при общении с клиентом нужно сначала уточнять его потребность, и только после этого высказывать предложение. В шуточной форме предлагаете сотруднику пройти мастер-класс по этому аспекту от коллеги.

Человек также может вас не понять или даже обидеться, что вы прилюдно отмечаете его недостатки.

3. Вы говорите сотруднику только о недостатках. При этом не предлагаете конкретное действие, которое исправит ситуацию, и не даете положительную оценку других аспектов его работы.

У человека это вызовет обиду, разочарование в своих способностях. Ощущение, что его вклад и старание не ценят. А главное, он так и не поймет, что конкретно ему делать.

В крайнем случае он может даже решить, что в такой форме вы подталкиваете его к увольнению.

1. Вы общаетесь наедине с сотрудником.

В начале устанавливаете контакт, при необходимости помогаете ему расслабиться.

Потом переходите к сути вопроса. Называете конкретные ситуации и проблему. Затем последовательно и ясно говорите, как это исправить. В конце отмечаете, что у этого сотрудника уже хорошо получается:

«Обращай внимание на конкретные потребности клиентов. Потому что пока ты перечисляешь все преимущества продукта, уходит много времени. Не факт, что все клиенты будут терпеливо ждать, пока ты дойдешь до его потребности.

Задавай уточняющие вопросы, чтобы убедиться, что именно нужно клиенту.

Ты отлично используешь технику “присоединения” в разговоре. Продолжай ее использовать, потому что это, правда, располагает клиентов к диалогу».

2. В завершении разговора уточняем у сотрудника, чем ему был полезен разговор и что он собирается применить в работе.

Эмоциональный интеллект лидера поможет вам наладить атмосферу в коллективе, сохранять мотивацию и заряжать сотрудников на развитие. В результате вы получите команду, готовую двигаться к общим целям и эффективно работать.

  • Дэниел Гоулман. «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» — классика в теории эмоционального интеллекта.
  • Дэниел Гоулман. «Эмоциональное лидерство» — книга для руководителей и менеджеров любого уровня.
  • Дэниел Гоулман. «Эмоциональный интеллект в бизнесе» — продолжение серии книг с акцентом на карьерный успех.
  • Сергей Шабанов. Алена Алешина. «Эмоциональный интеллект. Российская практика» — адаптация западной теории на российскую действительность и упражнения для развития эмоционального интеллекта в каждой главе.
  • Сьюзан Дэвид. «Эмоциональная гибкость» — книга об одном из аспектов эмоционального интеллекта и о том, как его развивать.
  • Джастин Барисо. EQ. Эмоциональный интеллект на практике. Поможет развить навыки и повысить уровень своего EQ.

Источник

Оцените статью