Оптимизация психоэмоционального состояния студентов в период сессии
Соколов Георгий Александрович |
аспирант, кафедра Психология, Современная Гуманитарная Академия
107143, Россия, г. Москва, ул. Открытое Шоссе, 22
Sokolov Georgii Aleksandrovich
post-graduate student of the Department of Psychology at Modern University for the Humanities
109029, Russia, Moscow, Nizhegorodskaya ulitsa 32, korp.4
geosokol07@mail.ru |
Просмотров статьи: 19796 c 5.5.2015
Дата направления статьи в редакцию:
Аннотация: В статье описывается концепция эмоциональной безопасности образовательной среды, дается определение понятия психоэмоциональные состояния, рассматривается аутотренинг как эффективный метод оптимизации психических состояний у студентов. Дается описание теорий эмоции, описываются виды эмоций, выделяются стенические и астенические эмоции, а эмоциональные состояния подразделяются на положительные, отрицательные и нейтральные. Методологической основой данной статьи является концепция эмоциональной безопасности образовательной среды. Аутотренинг рассматривается как средство оптимизации некоторых ее составляющих.Основной научной проблемой статьи является выяснение того, какие составляющие психоэмоциональных состояний могут регулироваться с помощью аутотренинга. Методы исследования.Диагностические методы.-тест «DREAM»;- ТСН -«Тест стрессового напряжения»; — «Пульсар-А»; Показатели методики «Пульсара-А» показывают изменения не в баллах, а по санотипам человека, от «возможно патология» до «спортивной форме». — метод «ТУЗ», осуществляет измерение «Темпа Усвоения Знаний». Аутотренинг по Шульцу. Цель -оптимизация психоэмоциональных состояний студентов. Для контроля эмоциональных порывов есть специальные психологические службы, которые предлагают помощь в привитии навыков контроля над нежелательными проявлениями. Не все порывы имеют отрицательный заряд, но в большинстве своего проявлении люди часто подвержены отрицательным эмоциональным состояниям. На возможностях коррекционной работы по нормализации психоэмоциональных состояний были взяты студенты, обучающиеся в СГА. Все участники сначала проходили диагностическую часть для выявления первичного состояния, затем проводилось воздействия на их психоэмоциональное состояния. После чего была проведена еще раз диагностическая часть для выявления изменений. В этой работе акцент делается на негативные эмоции, потому что чаще всего люди страдают из-за негативных эмоций, чем положительных.
Ключевые слова: эмоциональная безопасность, образовательная среда, психические состояния, психоэмоциональные состояния, аутотренинг, стресс, стрессовое напряжение, тревожность, релаксация, оптимизация состояний
Abstract: In his research Sokolov examines the concept of emotional security in the education environment, offers a definition of ‘psychoemotional state’ and considers autotraining to be an efficient method of improving mental states of students. The researcher also provides a review of the theories of emotions, describes types of emotions, defines what sthenic and asthenic emotions mean and classify emotional states as positive, negative and neutral emotions. The methodological basis of the present research involves the concept of emotional security in the education environment. Autotraining is viewed as a mean to improve particular elements of emotional security.
The main scientific objective of the research is to find out that elements of psychoemotional states can be improved by the means of autotraining.
The reseach methods include: psychological diagnostics (DREAM Test, Stress-Induced Tension Test, Pulsar-A Test defining personality ‘sanotypes’ from ‘pathology possible’ to ‘athletic shape’ and Rate of Learning Test) and autotraining according to Schultz.
The main practical objective of the research is to improve psychoemotional states of students.
There are special psychological services that teach to control one’s emotional impulses. Of course, not all impulses are negative, however, people often experience negative emotional states. The research involved students studying at Modern University for the Humanities. At the beginning of the research students took psychological tests to define their initial emotional state. Then they took relaxation training. After that psychological tests were given to them again to define how their emotional state changed.
In his research Sokolov focuses on negative emotions because usually people suffer from negative emotions more than from positive ones.
emotional security, education environment, states of mind, psychoemotional states, autotraining, stress, stres-inducing tension, anxiety, relaxation, impovement of psychoemotional states
Проблема эмоций, психического и физического здоровья человека, эмоциональной безопасности образовательной среды ВУЗа в настоящее время становится все более и более актуальной [12] . Исследователи начинают обращать внимание не только на академическую успеваемость студентов, но и то какие эмоции они переживают при обучении в ВУЗах [8] . Это соответствуют общей гуманизации образовательного процесса, которая происходит в настоящее время [3] .
Психоэмоциональные состояния – это особая форма психических состояний человека с преобладанием эмоционального реагирования по типу доминанты. Другими словами, это эмоциональное реагирование человека на какое-то действие, ситуацию или реакцию человека.
Все эмоции человека можно различать и классифицировать по качеству переживания. Американский психолог К.Изард выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес — возбуждение, радость, удивление, горе — страдание, гнев — ярость, отвращение — омерзение, презрение — пренебрежение, страх — ужас, стыд — застенчивость, вина — раскаяние. Первые три он относит к положительным, остальные семь — к отрицательным.
Таким образом, у человека могут проявляться: положительные, негативные психоэмоциональные состояния [13] .
Существует другая классификация эмоций, когда все они делятся на основании того, какое влияние оказывают на физиологические процессы. В этом смысле они могут быть стеническими и астеническими.
— стенические (радость, воодушевление, гнев) — возбуждающие, повышающие мышечный тонус, силу;
Стенические и астенические переживания являются психической стороной эмоций и могут не только оказывать влияние на переживания, но и на интеллектуальные процессы: представления, мысли, направление внимания, а так, же на волю, действия и поступки, на все поведение [1] .
Влияние эмоций на интеллект и волю колеблется в очень широких пределах в зависимости от силы душевного волнения, которые можно увидеть в эмоциональных проявлений [15] .
Студенты в период учебных занятий испытывают тот спектр эмоциональных переживаний, что и все люди. Эмоционально безопасная образовательная среда ВУЗа должна обеспечить максимизацию положительных эмоций и минимизацию отрицательных. Наиболее сильными эмоциональные колебание бывают в период сессии. Это относится и к обычным формам обучения, и к дистантным, которые мы описывали ранее [16] будут изучаться в данном нашем исследовании .
Экзаменационной период является наиболее сильным в проявлении негативных психоэмоциональных состояний у студентов. Экзаменационная ситуация позволяет оценить на сколько сильны эмоциональные фактор у студентов. Так же, ситуации сопровождаются эмоциональными переживаниями, индивидуально различными.
Каждый человек испытывает эмоции по разному на одну и ту же ситуацию, к примеру, при получении оценки за экзамен, если хорошая оценка не которые студенты радуются, а не которые плачут.
Самое сильное переживание у студентов – это переживание гнева и агрессии в целом.
Для коррекции психоэмоциональных состояний используются различные методы. Один из самых известных – это метод аутотренинга по Шульцу.
«Аутогенная тренировка по методике Шульца» (AT) основывается на самовнушении в состоянии расслабления. При расслаблении мышц, дыхания, сосудов, сердца сознание не мешает подсознанию воспринимать самовнушения в виде целей, которые психолог ставит. Например, АТ была направлена на расслабление и успокоение, т.е. коррекцию психоэмоциональных состояний [18] .
Главным направлением в занятиях аутогенной тренировки является постепенное овладение определенными упражнениями с целью научиться управлять работой внутренних органов и добиться психического и физического расслабления.
Аутогенная тренировка является способом переключения организма из напряженного рабочего состояния в состояние восстановительного покоя, одна из целей ее упражнений — сделать этот переход как можно более незаметным и скоротечным (очень полезное свойство при стрессовых ситуаций у студентов). Основная поза аутогенной тренировки — «поза кучера». По мимо, основной выделяется поза «полулежа».
Согласно данным литературы, аутренинг является эффективным способом психологической коррекции, при этом он может влиять на физиологическое состояние организма («мышцы расслаблены»), так и на эмоциональную сферы «я спокоен, я совершенно спокоен») [14] . Аутотренинг может оказаться эффективным способом оптимизации психоэмоционального состояния студентов во время сессии.
Организация исследования.
Научной проблемой нашего исследования являлось выяснение того, на какие аспекты психических состояний студентов можно оптимизировать с помощью метода аутотренинга.
Цель исследования – выявление факторов оптимизации психоэмоционаньных состояний студентов во время сессии, при использовании метода аутотренинга по Шульцу.
Объект исследования – психоэмоциональные состояния
Предмет исследования – составляющие психоэмоциональных состояний, оптимизирующиеся при аутотренинге.
Гипотеза. Если использовать методов аутотренинга для студентов во время сессии, то это приведет к коррекции негативной составляющей их психоэмоциональных состояний и усилению позитивной составляющей.
Испытуемые. В исследовании приняли участие 24 испытуемых (15 женщин и 9 мужчин) обучающиеся на факультете психологии в СГА, в рамках учебной практики.
Возраст студентов от 18 до 23 лет.
Исследование проходило на добровольцах, которые согласились пойти на эксперимент. Добровольцы приглашались из числа студентов отобранных по санотипу «возможна патология» и «имеются отклонения», а так же по результатам «Комплексного массового тестирования» проходящих в обязательном порядке для всех студентов СГА. Исследование проходило в Современной Гуманитарной Академии в департаменте научных исследований, в «Институте оздоровления учащихся».
Большинство применяющихся методик были разработаны в СГА.
- Испытуемые сначала выполняли диагностические методики.
- Экспериментальное воздействие. После распределения по группам, проходили коррекционные методики. Работа проводилась с каждым испытуемым по 5 сеансов длительностью в 2 часа. В первый сеанс проводилась диагностика студентов, с 2-4 проводилась коррекционные воздействия, на пятый сеанс проводилась заключительная диагностика.
- Повторное диагностическое обследование испытуемых.
-тест «DREAM»; Измеряет один базовый показатель расслабления – результат выводится в баллах.
— ТСН -«Тест стрессового напряжения»; Измеряет один показатель – «стрессовое напряжение».
— «Пульсар-А»; Показатели методики «Пульсара-А» показывают изменения не в баллах, а по санотипам человека, от «возможно патология» до «спортивной форме». Для удобства подсчитывания использовалась кодировка санотипов:
«Возможно патология» — 1;
«Отклонение от нормы» — 2;
«Сниженная норма» — 3;
«Спортивная форма» — 5.
— метод «ТУЗ», осуществляет измерение «Темпа Усвоения Знаний». Результат выводится в баллах
Методы экспериментального воздействия.
Аутотренинг по Шульцу [18] . 5 сеансов длительностью по 2 часа каждый (см. рис. 1). Цель аутотренинга -оптимизация психоэмоциональных состояний студентов.
Рисунок 1 – Аутогенная тренировка по методике Шульца
Также использовались методы математической статистики.
Методологической основой нашей работы являлась концепция эмоциональной безопасности образовательной среды Т.Н.Березиной [6] .
Результаты исследования.
Мы оценили начальное психоэмоциональное состояние студентов во время сессии. Результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1. Результаты первичной диагностики психоэмоционального состояния студентов во время сессии.
Источник
Управление эмоциональным состоянием студентов
Первый год обучения в высшем учебном заведении для студентов в той или иной степени является стрессовым, что отражается на психическом здоровье. Это связано со сменой обстановки, принятием нового коллектива, уровнем сложности обучения и многими другими факторами. Особенно психическое здоровье усугубляется в первые месяцы обучения, в период, когда студенты первого курса слабо ориентируются в новой обстановке и обычно медленно приспосабливаются к сменившимся условиям обучения и новому коллективу. Исследование социально-психологической адаптированности и вегетативной устойчивости студентов технического вуза показывает, что самая многочисленная группа риска отмечается по вегетативной неустойчивости среди студентов 1 курса (более 40% опрошенных) [1] . Неблагоприятное эмоциональное состояние студентов отрицательно сказывается на успешности обучения, снижает интерес к обучению, может вызвать конфликты с преподавателями.
О сложной диалектике соотношения эмоций и деятельности человека свидетельствуют результаты большого количества исследований, проведенных в конце XIX — начале XX века и продолжающихся до настоящего времени. Результаты этих исследований показывают, что положительное или отрицательное влияние эмоций на деятельность зависит от интенсивности эмоционального компонента и от степени сложности деятельности [2].
Говоря об эмоциональном состоянии студента необходимо учитывать то, что эмоции являются важным компонентом в структуре психического здоровья в целом. Эмоциональное благополучие — основной фактор психического благополучия. Психическая составляющая здоровья определяет качество нашей жизни. От него в значительной степени зависят личное счастье человека, его профессиональные успехи, взаимоотношения с другими людьми и все аспекты физических компонентов здоровья [3].
Обучение в вузе требует от студенческой молодежи достаточно высокого уровня физической и умственной работоспособности, дисциплинированности, способности к запоминанию большого количества информации в короткие сроки, соблюдения режима дня, умения общаться с большим количеством людей, принимать верные решения в самых различных ситуациях и т. д. Учебно-профессиональная деятельность студентов составляет в среднем более двенадцати часов в день. Они спят не более семи часов в сутки, а учебные задания обычно выполняют по вечерам и воскресным дням, к экзаменам готовятся в ситуации острого дефицита времени. Высокие физические и умственные нагрузки студентов сопряжены с требованием самостоятельности и способностью принимать решения в новых сложных условиях вузовской деятельности, авторитарным стилем и высокой требовательностью преподавателей, недостаточным вниманием молодых людей к своему здоровью. На этом фоне отсутствие положительного подкрепления учебной деятельности студентов со стороны преподавателей формирует у них высокие ожидания наказания, неверие в свои возможности, в результате чего молодой человек «теряет» связь между затрачиваемыми усилиями и результатами своей учебно-профессиональной деятельности, у него снижается мотивация к ней. Это вызывает чувство страха и неопределенности, развитие симптомов эмоционального выгорания [4] .
Проанализировав опыт работы теоретиков и практиков по вопросу психического здоровья человека, а именно работы В.И Слободчикова, И.В. Дубровиной, Р.С. Немова, М.С. Роговина, Б.С. Братусь и В.И. Ильинича, мы сделали вывод о том, что эмоциональное благополучие – один из важных факторов психического здоровья.
Проблема изучения эмоционального состояния первокурсников в первый семестр обучения в отечественной психологии не получила должной разработки. Прежде всего в данной области рассматривались изменения физического и психического здоровья студента во время сессии.
Настоящее исследование посвящено изучению эмоционального состояния студентов первого курса Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета в г. Нерюнгри.
Нами было проведено тестирование, в котором приняли участие студенты гуманитарного направления таких специальностей как, начальное образование, прикладная информатика, отечественная филология и зарубежная филология. Это 37 студентов, поступивших в 2017 году и столько же в 2018 году.
Для определения эмоционального состояния широко используется методика САН (самочувствие, активность, настроение). При разработке методики авторы В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников (1973 г.) исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния — самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений [5].
Самочувствие — это комплекс субъективных ощущений, отражающих степень физиологической и психологической комфортности состояния человека, направление мыслей чувств и т.п.
Активность — одна из сфер проявления темперамента, которая определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с физической и социальной средой. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным или стремительным.
Настроение — сравнительно продолжительное, устойчивое состояние человека, которое может быть представлено как: эмоциональный фон (приподнятое, подавленное), т.е. являться эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия конкретных событий, а на их значение для субъекта в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий.
Тест САН представлен 30-ю парами слов противоположного значения, причем каждую категорию (С, А и Н) характеризует 10 пар слов. Категории С соответствуют следующие пары слов – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26; категории А — 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28; категории Н — 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30. Между парами слов расположен ряд цифр «3 2 1 0 1 2 3». Задача испытуемого отметить в каждой строке цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент исследования. При расшифровке заполненной таблицы оценки признака перекодируются в ряд от 10 до 70. При этом балл 3, соответствующий плохому настроению, низкой активности и плохому самочувствию, приобретает значение 10, а балл 3, отражающий хорошее самочувствие, высокую активность и хорошее настроение, приобретает значение 70.
Таким образом, по каждой шкале полученная сумма находится в пределах от 10 до 70 и позволяет выявить функциональное состояние индивида в период исследования следующим образом: менее 30 баллов — низкая оценка; 30 — 50 баллов — средняя оценка; более 50 баллов — высокая оценка [6].
Результаты нашего тестирования приведены на рис.1.
Рис. 1. Показатели эмоционального состояния студентов-первокурсников в первом семестре
Рассматривая полученные результаты, мы видим, что у обеих групп высоким показателем является активность, и имеет практически равное значение – 56 (2018 г.) и 57 (2017 г.). Показатели самочувствия находятся в пределах средней оценки. Но у студентов первого курса 2017 года этот показатель составляет только 40 единиц и ниже на 8 единиц по сравнению со студентами 2018 года поступления, у которых данный показатель приблизился к высокому значению. Эти результаты могут говорить о снижении комфортности, повышении тревожности у студентов, возможном состоянии усталости и апатии. Показатель настроения, наоборот, является более низким среди студентов 1 курса 2018 года, находясь в интервале средней оценки (41). Это указывает на повышенную возбудимость студентов, что мешает им реально оценивать происходящие события и эффективно прогнозировать свои возможности. У студентов 2017 года поступления отмечается высокая оценка «настроения», достигнув значения 54.
Также можно заметить расхождения по всем трем показателям в обеих группах, что можно рассматривать как наступление утомления и дезадаптацию студентов.
Далее рассчитаем среднюю оценку совокупности всех трех показателей (табл. 1).
Средняя оценка показателей САН студентов 1 курса
Источник