Человек, индивид, индивидуальность, личность.
Для исследования человека философская мысль выработала целый ряд понятий, позволяющих ответить на вопрос о сущности и природе человека.
Человек — представитель Homо-sapiens, генетически связанный с другими формами живого. Наделен разумом, рефлексией, речью, способностью создавать орудия труда. Человек существо уникальное, морфологически способное к любому виду деятельности. Деятельность — способ существования человека. Человек — существо уникальное, открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное. Человек-существо целостное, так как интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начало. Человек сам творит свой духовный мир, мир ценностей науки, искусства, морали. Он — творец собственной жизни и судьбы, автор истории и мира культуры. Человек — существо историческое.
Индивид — отдельный представитель человеческого рода.
Индивидуальность — уникальность, неповторимость, своеобразие интеллектуальных, эмоциональных, духовных и физических черт человека. Разнообразие индивидуальностей — существенное условие и форма проявления успешного развития общества.
Личность. В современной отечественной философии, следующей традициям марксизма, в понятии «личности» фиксируется прежде всего, социально значимые качества человека, приобретенные им в процессе духовно практической деятельности, в процессе воспитания и самовоспитания.
Личность — субъект познания и преобразования мира, субъект прав и обязанностей, носитель социальных норм (нравственных, эстетических, юридических и др.).
Личность- человек, достигший понимания своих социальных функций, своего места в мире.
Личность есть совокупность трех её основных составляющих:
а) биогенетических задатков;
б) воздействия социальных факторов;
в) её психосоциального ядра — “Я”. “Я”- это интегральное ядро духовного мира человека, регулятивный мир личности.
Личность всегда несёт на себе печать конкретной эпохи. Для современной личности характерны: высокий уровень образованности, социальная активность, прагматичность, эвристичность и целеустремленность. Современный человек — это человек, освоивший демократические и общечеловеческие ценности и идеалы. Он не отделяет свою судьбу от судьбы народа и общества в целом.
Концепции личности.
1. Ролевая концепция — личность рассматривается как носитель различных функций. Недостаток её: она дает поверхностное представление о человеке.
2. Сущностная концепция — личность рассматривается как совокупность всех общественных отношений (семейных, правовых, политических и др.).
3. Гуманистическая концепция самоактуализации личности включает в себя:
-эффективное восприятие реальности;
— принятие себя, других, природы;
— непосредственность, простота и естественность;
— центрированность на проблеме;
— автономия, независимость от массовой культуры;
-демократический характер, разграничение средств и цели;
— креативность, стремление не к разрушению, а к созиданию;
— вершинные переживания (в любви, творчестве) и глубокие межличностные отношения;
Итак, личность — это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека.
Для личности характерны:
— осознание мотивов своего поведения;
-постоянная работа сознания и воли, направленные на самореализацию.
Источник
Человек, индивид, индивидуальность, личность
Для исследования человека философская мысль выработала целый ряд понятий, позволяющих ответить на вопрос о сущности и природе человека.
Человек— представитель Homa sapiens, генетически связанный с другими формами живого. Наделен разумом, рефлексией, речью, способностью создавать орудия труда. Человек существо уникальное, морфологически способное к любому виду деятельности. Деятельность- способ существования человека. Человек- существо уникальное, открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное. Человек-существо целостное, так как интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начало. Человек сам творит свой духовный мир, мир ценностей науки, искусства, морали. Он — творец собственной жизни и судьбы, автор истории и мира культуры. Человек — существо историческое.
Индивид — отдельный представитель человеческого рода.
Индивидуальность — уникальность, неповторимость, своеобразие интеллектуальных, эмоциональных, духовных и физических черт человека. Разнообразие индивидуальностей — существенное условие и форма проявления успешного развития общества.
Личность. В современной отечественной философии, следующей традициям марксизма, в понятии «личности» фиксируется прежде всего, социально значимые качества человека, приобретенные им в процессе духовно практической деятельности, в процессе воспитания и самовоспитания.
Личность- субъект познания и преобразования мира, субъект прав и обязанностей, носитель социальных норм (нравственных, эстетических, юридических и др.).
Личность- человек, достигший понимания своих социальных функций, своего места в мире.
Личность есть совокупность трех её основных составляющих:
а) биогенетических задатков;
б) воздействия социальных факторов;
в) её психосоциального ядра — “Я”. “Я”- это интегральное ядро духовного мира человека, регулятивный мир личности.
Личность всегда несёт на себе печать конкретной эпохи. Для современной личности характерны: высокий уровень образованности, социальная активность, прагматичность, эвристичность и целеустремленность. Современный человек — это человек, освоивший демократические и общечеловеческие ценности и идеалы. Он не отделяет свою судьбу от судьбы народа и общества в целом.
Концепции личности:
1.Ролевая концепция- личность рассматривается как носитель различных функций. Недостаток её: она дает поверхностное представление о человеке.
2. Сущностнаяконцепция — личность рассматривается как совокупность всех общественных отношений (семейных, правовых, политических и др.).
3.Гуманистическаяконцепция самоактуализации личности включает в себя:
-эффективное восприятие реальности;
— принятие себя, других, природы;
— непосредственность, простота и естественность;
— центрированность на проблеме;
— автономия, независимость от массовой культуры;
-демократический характер, разграничение средств и цели;
— креативность, стремление не к разрушению, а к созиданию;
— вершинные переживания (в любви, творчестве) и глубокие межличностные отношения;
Итак, личность — это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека.
Для личности характерны:
— осознание мотивов своего поведения;
-постоянная работа сознания и воли, направленные на самореализацию.
Источник
Человек, индивид, индивидуальность, личность.
Для исследования человека философская мысль выработала целый ряд понятий, позволяющих ответить на вопрос о сущности и природе человека.
Человек — представитель Homо-sapiens, генетически связанный с другими формами живого. Наделен разумом, рефлексией, речью, способностью создавать орудия труда. Человек существо уникальное, морфологически способное к любому виду деятельности. Деятельность — способ существования человека. Человек — существо уникальное, открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное. Человек-существо целостное, так как интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начало. Человек сам творит свой духовный мир, мир ценностей науки, искусства, морали. Он — творец собственной жизни и судьбы, автор истории и мира культуры. Человек — существо историческое.
Индивид — отдельный представитель человеческого рода.
Индивидуальность — уникальность, неповторимость, своеобразие интеллектуальных, эмоциональных, духовных и физических черт человека. Разнообразие индивидуальностей — существенное условие и форма проявления успешного развития общества.
Личность. В современной отечественной философии, следующей традициям марксизма, в понятии «личности» фиксируется прежде всего, социально значимые качества человека, приобретенные им в процессе духовно практической деятельности, в процессе воспитания и самовоспитания.
Личность — субъект познания и преобразования мира, субъект прав и обязанностей, носитель социальных норм (нравственных, эстетических, юридических и др.).
Личность- человек, достигший понимания своих социальных функций, своего места в мире.
Личность есть совокупность трех её основных составляющих:
а) биогенетических задатков;
б) воздействия социальных факторов;
в) её психосоциального ядра — “Я”. “Я”- это интегральное ядро духовного мира человека, регулятивный мир личности.
Личность всегда несёт на себе печать конкретной эпохи. Для современной личности характерны: высокий уровень образованности, социальная активность, прагматичность, эвристичность и целеустремленность. Современный человек — это человек, освоивший демократические и общечеловеческие ценности и идеалы. Он не отделяет свою судьбу от судьбы народа и общества в целом.
Концепции личности.
1. Ролевая концепция — личность рассматривается как носитель различных функций. Недостаток её: она дает поверхностное представление о человеке.
2. Сущностная концепция — личность рассматривается как совокупность всех общественных отношений (семейных, правовых, политических и др.).
3. Гуманистическая концепция самоактуализации личности включает в себя:
-эффективное восприятие реальности;
— принятие себя, других, природы;
— непосредственность, простота и естественность;
— центрированность на проблеме;
— автономия, независимость от массовой культуры;
-демократический характер, разграничение средств и цели;
— креативность, стремление не к разрушению, а к созиданию;
— вершинные переживания (в любви, творчестве) и глубокие межличностные отношения;
Итак, личность — это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека.
Для личности характерны:
— осознание мотивов своего поведения;
-постоянная работа сознания и воли, направленные на самореализацию.
Вывод. Каждый из исторических периодов создавал собственный образ человека исходя из накопленного опыта, знаний, культурных предпочтений. Возникнув в 6 веке до н.э., проблема человека окончательно не разрешена сегодня. Она является непреходящей, она осмысливается с различных мировоззренческих позиций, обусловленных конкретно — историческими и иными причинами. По- прежнему в истории философии неизменными являются вопросы о сущности и природе человека, смысле его существования.
ПРИЛОЖЕНИЕ к лекции.
Высказывания о человеке.
· Человек – это двуногое животное без перьев и с плоскими когтями.
· Человек без ног остаётся человеком, а петух без перьев человеком не станет.
· Человеком движут прежде всего побуждения, которых глазами не увидишь. Человека ведет дух.
· Человек становится человеком только среди людей.
Иоганнес Роберт Бехер
· Что человек, когда он занят только сном и едой? Животное, не больше.
· Человек – это единственное животное, которое должно работать.
· Человек — это тростинка, самое слабое в природе существо, но эта тростинка мыслящая.
· Человек есть в самом буквальном смысле не только животное, которому свойственно общение, но животное, которое только в обществе и может обособляться.
· Человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному, и, следовательно, речь может идти только о различной степени животности или человечности.
· Человек — целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно.
Федор Михайлович Достоевский
Вопросы к лекции
1.Какие сущности объединяет в себе человек?
2.Что представляет собой философская антропология?
3.Какие теории человека выделяла античная философия?
4.Какая установка лежала в основе человекознания в средневековой философии?
5.Какая философская эпоха абсолютизирует роль разума в человеке?
6.Чем отличаются понятия «человек» и «индивид»?
7.Как соотносятся понятия «человек» и «личность»?
8.Какой должна быть деятельность человека?
Домашнее задание.
Внимательно проработать текст лекции. Ответы на тесты выложить ВК.
Источник
Ответы к тесту по психологии Личность и ее основные подструктуры
1. Термин «личность» в психологии определяется как
1) сильный, волевой человек, достигший, общественного признания
2) человек, достигший высокий уровень зрелости
3) психически здоровый человек, занимающийся общественно полезной деятельностью
+4) социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении
2. Системное социальное качество, приобретаемое индивидом в деятельности и общении, обозначается понятием:
+1) личность
2) темперамент
3) задатки
4) мотивация
3. Целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных норм сознания и поведения, – это:
1) индивидуальность
2) индивид
+3) личность
4) «я-концепция» личности
4. Человека как субъекта деятельности характеризует его:
+1) активность
2) межполушарная ассиметрия
3) пол, возраст
4) конституция
5. Человека как индивида характеризует:
1) чувство долга
2) креативность
3) толерантность
+4) средний рост
6. Своеобразие психики и личности индивида, её уникальность, неповторимость, проявляющаяся в свойствах темперамента, чертах характера, эмоциональной и интеллектуальной сферах, потребностях и способностях, называется:
1) человеком
2) личностью
+3) индивидуальностью
4) субъектом деятельности
1. Выбрать самое широкое понятие:
а) индивид
б) личность
в) субъект
+г) человек
2. Отдельно взятый человек как единичный представитель Homo sapiens или какой-нибудь социальной общности – это:
+а) индивид
б) личность
в) субъект
г) индивидуальность
3. Понятие «индивид» обозначает:
а) уникальность и своеобразие человека
+б) биологические свойства человека
в) человека как носителя активности
д) человек в системе социальных отношений
4. Индивидом может быть назван:
а) человек, обладающий нормальным сознанием
б) человек, живущий в обществе
+в) любой человек
г) активный человек
5. Укажите понятие, которое можно отнести к младенцу:
+а) индивид
б) личность
в) субъект
г) индивидуальность
6. Человек в совокупности таких психических характеристик, которые позволяют ему осуществлять целеполагание и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом – это:
а) индивид
б) личность
+в) субъект
г) индивидуальность
7. Дополните предложение:
Понятие, характеризующее человека как носителя активности — субъект.
8. Дополните предложение:
Человека с присущими ему отдельными качествами называют — индивидуальность.
9. Дополните предложение:
Совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого — индивидуальность..
10. На неповторимость, уникальность, единичность отдельного человека указывает понятие:
а) личность
б) индивид
+в) индивидуальность
г) субъект
11. Дополните предложение:
Понятие, характеризующее человека как социальное существо — личность.
12. Личность – это:
а) характеристика индивидуальности человека
+б) социальная характеристика человека
в) биологическая сущность человека
г) эмоционально-ценностное отношение к себе
д) отдельный представитель Homo sapiens
13. Индивид – это:
а) носитель активности
+б) единичный представитель Homo sapiens
в) единичность, неповторимость свойств
г) социальная характеристика человека
14. Индивидуальность – это:
а) носитель активности
б) единичный представитель Homo sapiens
+в) единичность, неповторимость свойств
г) социальная характеристика человека
15. Субъект – это:
+а) носитель активности
б) единичный представитель Homo sapiens
в) единичность, неповторимость свойств
г) социальная характеристика человека
16. Установите соответствие между понятиями и их характеристиками:
1. Человек Б А. единичный представитель
2. Индивид А Б. живое существо, обладающее сознанием
3. Субъект В В. носитель активности
4. Личность Д Г. единичность, неповторимость свойств
5. Индивидуальность Г Д. социальное существо
ЗАДАНИЕ № 19 ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
17. Источником и стимулом развития человека являются:.
+а) противоречия между потребностями и возможностями человека
б) социальная среда;
в) потребности человека;
г) способности человека
18. В качестве материальной основы развития личности выступает:
+а) наследственность;
б) социальная среда;
в) воспитание;
г) самовоспитание
19. В качестве условия развития личности выступает:
а) наследственность;
+б) социальная среда;
в) воспитание;
г) самовоспитание
20. Наиболее важным, решающим фактором развития личности признают:
а) наследственность;
б) социальную среду;
+в) воспитание;
г) природную среду
21. Дополните предложение:
Наследственность — это воспроизведением у потомков биологического сходства с родителями.
22. Качества личности, не передающиеся в результате наследственности:
а) анатомо-физиологическая структура биологического вида «человек разумный»
+б) черты характера
в) темперамент
г) задатки
д) особенности телосложения
ЗАДАНИЕ № 20 СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
23. К основным формам направленности личности (по К.К. Платонову) не относятся
1) убеждения
2) склонности
3) интересы
+4) фрустрация
24. Структура личности по З.Фрейду включает следующие три составляющие:
1) направленность, опыт, биологические свойства
+2) ОНО (ИД), ЭГО (Я), СУПЕР-ЭГО (СВЕРХ-Я)
3) бессознательное, ясное сознание, надсознательное
4) биологические свойства, психические свойства, социальные свойства
25. Укажите элемент иерархической структуры личности по К.К. Платонову, формирующийся только на биологическом уровне:
а) направленность
б) опыт
в) формы отражения
+г) физиологические, конституциональные свойства
26. Укажите элемент иерархической структуры личности по К.К. Платонову, формирующийся на биосоциальном уровне (влияют на формирование как биологический, так и социальный факторы, но с преобладанием биологического):
а) направленность
б) опыт
+в) формы отражения
г) физиологические, конституциональные свойства
27. Укажите элемент иерархической структуры личности по К.К. Платонову, формирующийся на социально-биологическом уровне (влияют на формирование как биологический, так и социальный факторы, но с преобладанием последнего):
а) направленность
+б) опыт
в) формы отражения
г) физиологические, конституциональные свойства
28. Укажите элемент иерархической структуры личности по К.К. Платонову, формирующийся только на социальном уровне:
+а) направленность
б) опыт
в) формы отражения
г) физиологические, конституциональные свойства
29. Установите последовательность подструктур личности по К.К. Платонову по мере возрастания их обусловленности социальным фактором:
1) опыт 3
2) формы отражения 2
3) направленность 4
4) физиологические, конституциональные свойства 1
30. Установите соответствие между названием подструктур личности по К.К. Платонову и их составляющей:
1. Направленность В а) особенности психических процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания, эмоций, воли)
2. Опыт Г б) скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п, темперамент.; половые, возрастные свойства
3. Формы отражения А в) убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы, особенности характера
4. Биологические, конституциональные свойства Б г) умения, знания, навыки, привычки
ЗАДАНИЕ № 21 ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ
31. К психическим свойствам личности относятся:
а) эмоции, чувства, ощущения, потребности
+б) направленность, темперамент, характер, способности
в) деятельность, мотивы, задатки, поведение
г) пол, возраст, анатомо-физиологические особенности
д) ценностные ориентиры, социальные нормы, социальные роли
32. Исходным звеном направленности личности являются:
а) способности
б) задатки
+в) потребностно-мотивационная сфера
г) ценностные ориентиры
33. Состояние личности, выражающее ее зависимость от конкретных условий существования, ее нужду в чем-либо:
+а) потребность
б) воля
в) стремление
г) решительность
34. Источником активности личности выступают:
а) способности
б) задатки
+в) потребности
г) ценностные ориентиры
35. Установите иерархическую последовательность следующих потребностей согласно пирамиде А.Маслоу, начиная с низшей:
1. потребность в безопасности и защищенности 2
2. потребность в принадлежности к конкретной общности 3
3. естественные потребности 1
4. потребность в самоопределениие, самоактуализации, самоутверждении 5
5. потребность в уважении и признании 4
36. Побуждение к деятельности, связанное со стремлением к удовлетворению потребностей, называется:
+а) мотив
б) воля
в) стремление
г) решительность
37. К неосознанным мотивам относятся:
+а) влечение, установки
б) убеждение, мировоззрение
в) стремление, идеалы
г) желание, намерение
38. Психическое свойство, которое составляет система доминирующих мотивов, относительно независимых от наличных ситуаций и ориентирующих деятельность личности на выполнение жизненной цели:
а) характер
б) способности
+в) направленность
г) темперамент
39. К характеристикам направленности относятся:
а) осмысленность, сосредоточенность,
+б) уровень зрелости, широта, интенсивность, устойчивость
в) концентрация, объем, готовность, точность
г) качество, продолжительность, интенсивность
40. Психическое свойство, характеризующее динамику психической деятельности человека, называется:
а) характером
+б) темпераментом
в) направленностью
г) способностью
41. Совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения – это …
+1) темперамент
2) впечатлительность
3) ригидность
4) активность
42. Установите соответствие между основными характеристиками эмоциональности и их определениями:
1. впечатлительность Б а) быстрота, с которой эмоции становятся
побудительной силой поступков без их
предварительного обдумывания
2. импульсивность А б) сила воздействия на человека различных
стимулов, время их сохранения в памяти и сила
реакции на них
3. эмоциональная в) скорость, с которой происходит смена одного
Сстабильность В переживания другим
43. «Темперамент» в переводе с латинского означает:
а) поведение
б) динамика психических процессов
+в) надлежащее соотношение частей
г) активность
44. Темперамент, будучи ____________, является базой большинства свойств личности
1) социальным
+2) врожденным
3) изменчивым
4) приобретенным
45. Создателем учения о темпераменте считается:
1) Гален
2) Кант
+4) Гиппократ
5) Павлов И.П.
46. Согласно учению древнегреческого врача Гиппократа тип темперамента обусловлен:
а) свойствами нервной системы
б) строением тела
+в) преобладанием в организме одной из четырех основных жидкостей – крови, слизи, желчи, черной желчи
г) выработанными с детства привычками
47. Ученым, экспериментально доказавшим, что в основе темперамента лежат свойства высшей нервной системы, считается:
+а) Павлов И.П.
б) Гиппократ
в) Гален
г) Айзенк
48. Согласно современным представлениям тип темперамента зависит от:
+а) соотношения свойств основных нервных процессов
б) особенностей телосложения
в) соотношения в организме четырех основных жидкостей – крови, слизи, желчи, черной желчи
г) выработанных условных рефлексов
49. Учение о типах высшей нервной деятельности принадлежит
+1) И.П. Павлову
2) К. Юнгу
3) Г. Айзенку
4) К. Леонгарду
50. Физиологической основой темперамента является
+1) тип высшей нервной деятельности
2) рефлекс
3) рефлекторная дуга
4) анализатор
51. Свойства нервной системы, обуславливающие ее тип, это:
а) сила, объем, давление
+б) сила, уравновешенность, подвижность
в) сила, стабильность, инертность
г) темп, пластичность, подвижность
52. Укажите происхождение названий основных типов темперамента:
1. Сангвиник Б а) желчь
2. Флегматик Г б) кровь
3. Холерик А в) черная желчь
4. Меланхолик В г) слизь
53. Определите тип темперамента — отличается большой возбудимостью и неуравновешенностью; вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях с людьми; энергичен в деятельности, но цикличен в работе (не интересно – бросает):
+1) холерик
2) сангвиник
3) флегматик
4) меланхолик
54. Определите тип темперамента — стабильная, ровная и высокая работоспособность; все дела доводит до конца и только затем принимается за новые; стратег, поэтому свои действия всегда сверяет с перспективой; прочно запоминает все усвоенное; трудно приспосабливается к новым условиям:
1) холерик
2) сангвиник
+3) флегматик
4) меланхолик
55. Определите тип темперамента — обладает большой чувствительностью даже к слабым раздражителям; в стрессовых условиях его действия ухудшаются по сравнению со спокойной обстановкой; быстро утомляется, теряет работоспособность; незначительный повод может вызвать слезы; настроение очень изменчиво; часто грустен и подавлен:
1) холерик
2) сангвиник
3) флегматик
+4) меланхолик
56. Определите тип темперамента — очень горячий, но продуктивный деятель; выполняет работу тогда, когда есть интерес; быстро находит контакт с людьми; очень общителен; легко возникают эмоции и легко пропадают; легко переключается с одного вида работы на другой; в стрессе активен и сохраняет самообладание:
1) холерик
+2) сангвиник
3) флегматик
4) меланхолик
57. Для холерического типа темперамента характерны следующие особенности нервных процессов
а) сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы;
+б) сильный неуравновешенный, подвижный тип нервной системы;
в) сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы;
г) слабый, неуравновешенный, подвижный или инертный тип нервной системы.
58. Для сангвистического типа темперамента характерны следующие особенности нервных процессов
+а) сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы;
б) сильный неуравновешенный, подвижный тип нервной системы;
в) сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы;
г) слабый, неуравновешенный, подвижный или инертный тип нервной системы.
59. Для флегматического типа темперамента характерны следующие особенности нервных процессов:
а) сильный, неуравновешенный, подвижный тип нервной системы;
б) сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы;
+в) сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы;
г) слабый, неуравновешенный, подвижный или инертный тип нервной системы.
60. Для меланхолического типа темперамента характерны следующие особенности нервных процессов:
а) сильный, неуравновешенный, подвижный тип нервной системы;
б) сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы;
в) сильный уравновешенный, инертный тип нервной системы;
+г) слабый, неуравновешенный, подвижный или инертный тип нервной системы.
61. Сильному, уравновешенному, инертному типу нервной системы соответствует ________________ тип темперамента
1) холерическому
2) сангвиническому
3) флегматическому
4) меланхолическому
62. Сильному, неуравновешенному, подвижному типу нервной системы соответствует ________________ тип темперамента.
+1) холерическому
2) сангвиническому
3) флегматическому
4) меланхолическому
63. Сильному, уравновешенному, подвижному типу нервной системы соответствует ________________ тип темперамента.
1) холерическому
+2) сангвиническому
3) флегматическому
4) меланхолическому
64. Слабому, неуравновешенному, инертному типу нервной системы соответствует ________________ тип темперамента.
1) холерическому
2) сангвиническому
3) флегматическому
+4) меланхолическому
65. Глубоко переживает незначительные неудачи, внешне вяло реагирует на окружающих:
а) флегматик
б) холерик
+в) меланхолик
г) сангвиник
66. Преобладание процесса возбуждения над торможением характерно для:
а) флегматика
+б) холерика
в) меланхолика
г) сангвиника
67. Система относительно устойчивых психических черт, качеств личности, определяющих линию поведения человека и выражающихся в его отношениях к окружающему миру, другим людям и к самому себе, называется:
+а) характером
б) темпераментом
в) направленностью
г) способностями
68. Характер человека проявляется в:
1) интроверсии, экстраверсии, тревожности, импульсивности
+2) его отношения к себе, людям, деятельности, вещам
3) чрезмерной выраженности отдельных личностных черт, граничащей с психопатией
4) пластичности, ригидности, реактивности, темпе психических реакций
69. Структуру характера составляют два компонента: свойства, относящиеся к характеру как целому, и ________________:
1) мотивы
+2) симптокомплексы
3) эмоции
4) способности
70. В структуре характера симптокомплексы составляют:
+а) свойства, определяющие отношение личности к различным сторонам действительности
б) свойства, относящиеся к характеру как целому
в) свойства, характеризующие манеру поведения человека
г) реакции человека на внешние воздействия
71. Установите соответствие между отдельными видами отношений и чертами характера.
1. Отношение к себе А
2. Отношение к другим людям В
3. Отношение к труду С
4. Отношение к общественной и личной собственности Д
A) самоуверенность
B) жестокость
C) неорганизованность
D) неряшливость
72. Установите соответствие между свойствами характера как целого и их определениями:
1. целостность Д а) наличие центральных, стержневых черт личности
2. глубина А б) степень противодействия внешним обстоятельствам
3. сила Б в) целесообразная изменчивость черт под влиянием
4. устойчивость Г внешних условий
5. пластичность В г) постоянство характера вопреки противодействующим
условиям
д) взаимосвязь всех черт характера
73. Чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательной уязвимости в отношении определенного рода воздействия при достаточной устойчивости к другим, называется:
а) способностью
+б) акцентуацией
в) вниманием
г) концентрацией
74. Крайние варианты нормы характера называются
1) психопатиями
2) патологиями
+3) акцентуациями
4) неврозами
75. Психическое свойство, характеризующее своеобразие психических особенностей человека, от которых зависит приобретение им знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности – это:
а) характер
б) темперамент
в) направленность
г) способности
76. Врожденные анатомо-физиологические особенности, составляющие природную основу развития способностей человека, называются
1) акцентуациями
+2) задатками
3) привычками
4) умениями
77. Установите соответствие между индивидуально-психологическими свойствами и их характеристиками.
1. Интроверсия Б
2. Ригидность Г
3. Одаренность А
4. Мотив достижения В
А) способности, определяющие диапазон деятельностей, в которых человек может достичь высоких результатов
Б) обращенность человека на явления его собственного субъективного мира
В) стремление личности к достижению высоких результатов в деятельности
Г) косность поведения, мышления
78. Установите соответствие между индивидуально-психологическими свойствами и их характеристиками.
1. Темперамент Б
2. Характер Г
3. Способности А
4. Направленность В
А) индивидуально-психологические особенности, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условиями ее успешного выполнения.
Б) индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения.
В) система доминирующих мотивов, ориентирующих деятельность человека на выполнение жизненной цели
Г) индивидуальное сочетание устойчивых и существенных особенностей человека, которые выражают отношение человека к окружающему миру
Источник