- ЕГЭ. Познание
- Тема 1. Познание и его формы
- Познание, его уровни и ступени
- Умозаключение какое познание чувственное или рациональное
- Процесс познания человеком мира
- Содержание:
- ↑ Понятие «познание».
- ↑ Процесс познания
- ↑ Эмпирический уровень познания
- ↑ Рациональное познание (Теоретический уровень познания)
- ↑ Интуиция
ЕГЭ. Познание
Тема 1. Познание и его формы
Человеку свойственно желание познать мир вокруг себя. Познание – это процесс получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.
Результатом познания является знание.
Субъект познания – это тот, кто занимается познанием как видом деятельности, то есть человек, группы людей или всё общество в целом.
Объект познания — это то, на что или на кого направлен процесс познания. Это может быть материальный или духовный мир, общество, люди, сам человек, познающий самого себя.
Гносеология – (от греч. знание, учение) -это наука, изучающая особенности процесса познания.
Познание имеет две формы (или уровня).
Познание, его уровни и ступени
Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.
Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).
Ступени чувственного познания
- Ощущение —познание мира путём непосредственного воздействия его предметов на органы чувств человека. Например, яблоко сладкое, музыка нежная, картина красивая.
- Восприятие – на основе ощущений создание целостного образа предмета, например, яблоко сладкое, красное, твёрдое, имеющее приятный запах.
- Представление– создание образов предметов, которые возникают в памяти человека, то есть вспоминаются им на основе воздействия на органы чувств, которое произошло ранее. Например, человек может легко представить яблоко, даже «вспомнить» его вкус. Причём данное яблоко он когда-то видел, пробовал на вкус, чувствовал его запах.
Роль чувственного познания
- При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром.
- Без органов чувств человек не способен к познанию вообще.
- Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств — это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира. Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д.
- При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.
Рациональное познание – (от лат. — разум) это процесс получения знания при помощи разума , без воздействия органов чувств.
Ступени рационального познания
- Понятие– это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза— конкретный.
- Суждение– это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии.
Пример.
Берёза — красивое дерево. Его белоснежный ствол в чёрную крапинку, нежная листва ассоциируются с родным домом.
Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.
Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:
Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.
Роль рационального познания.
- Способность разума обобщать, видеть общее в предметах, явлениях действительности, «схватывать» наиболее главное, существенное, делает рациональное познание средством (методом) более глубокого постижения мира, чем чувственное познание.
- Рациональное познание дает возможность постичь и предсказать будущее. Эта способность научного предвидения основывается на знании законов природы и общества.
Абстрактное мышление человека – это один из вариантов познавательной деятельности, позволяющий мыслить отвлеченно, абстрагироваться от незначительных деталей с целью возможности рассмотреть возникшую ситуацию либо явление в целом.
Абстрактное мышление свойственно для рационального познания, так как оно теоретическое, не связанное с чувствами, это процесс, заключающий в отражении объективной реальности в форме понятий, суждений, а также умозаключений.
Вербальный язык — это речь человека, слова, языковые средства, при помощи которых человек мыслит.
Невербальный язык — это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.
Какое же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека? Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.
Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По убеждению сенсуалистов, человек, пока не увидит, не услышит, не попробует — не поверит в истину (Эпикур, Дж. Локк, Т.Гоббс).
Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель)
Существует ещё интуитивный способ познания мира. Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания источника знаний.
Основные особенности интуиции:
- непосредственность,
- неожиданность,
- неосознанность путей получения нового знания.
Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное и рациональное познание играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Источник
Умозаключение какое познание чувственное или рациональное
Установите соответствие между формами и уровнями (ступенями) познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФОРМА | УРОВЕНЬ (СТУПЕНЬ) ПОЗНАНИЯ | |||
А | Б | В | Г | Д |
А) умозаключение — 1) рациональное познание, так как включает понятие, суждение и умозаключение.
Б) понятие — 1) рациональное познание, так как включает понятие, суждение и умозаключение.
В) представление — 2) чувственное познание, так как включает ощущение, восприятие и представление.
Г) восприятие — 2) чувственное познание, так как включает ощущение, восприятие и представление.
Д) суждение — 1) рациональное познание, так как включает понятие, суждение и умозаключение.
Источник
Процесс познания человеком мира
Содержание:
↑ Понятие «познание».
Изучением теории познания занимается гносеология — это раздел философии, в котором анализируется природа и возможности познания, его границы и условия достоверности.
По отношению к процессу познания выделяются следующие философские направления:
Гностицизм — философское учение, основная идея которого заключается в том, что познавательная деятельность для человека является жизненной необходимостью («Познание — это необходимость»).
Оптимизм — философское направление, которое считает мир целиком поддающимся познанию («Мир познать возможно»).
Агностицизм — философское учение, утверждающее то, что мир познать невозможно. Обоснование данного факта заключается в следующем: человек может познать объект только с помощью своих ощущений и внутренних переживаний, но стать самим объектом и «увидеть мир» с его стороны невозможно, что искажает факты о познаваемом. А такие понятия как «бог», «душа», «вселенная» в принципе непознаваемы, так как существуют вне возможных пределов человеческого разума. («Мир познать невозможно»).
Релятивизм — философское учение, смысл которого заключается в том, что все истины могут быть только относительными, те. способными измениться в зависимости от условий («Все в мире относительно»).
Скептицизм — направление в философии, подвергающее сомнению возможность познания реальности («Сомнения по отношению к возможности познания»).
↑ Процесс познания
Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания.
Субъект познания – познающий человек, наделенный волей и сознанием или коллектив, все общество.
Объект познания – то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальным (гипотеза, теория)
Средства познания — приспособления, используемые для получения знания (измерительные приборы, микроскопы, реактивы)
Результат познания — знание — продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме в виде понятий, суждений, символов, знаков
Познание состоит из двух уровней: эмпирического и теоретического. Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как эти две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Знание — результат познания действительности, содержание сознания.
Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и всё же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счёте опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.
↑ Эмпирический уровень познания
Эмпирический уровень познания (чувственное познание) — начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами, происходит посредством органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания).
При чувственном познании человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.
Органы чувств в процессе познания выполняют особую роль:
- они являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;
- они отражают преимущественно внешние стороны и связи объекта;
- без них человек не способен ни познавать, ни мыслить;
- они дают минимум информации, необходимой для познания объектов.
Формы чувственного познания:
1) Ощущение — это отражение отдельных свойств познаваемого объекта, которые возникают при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, которые человек испытывает, когда сталкивается с каким-либо предметом, объектом или явлением впервые.
2) Восприятие — это мысленное воссоздание целостного образа познаваемого объекта при его непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие складывается из ощущений и позволяет человеку идентифицировать какой- либо предмет, объект или явление, с которым ранее уже сталкивался.
3) Представление — это мысленное воспроизведение образа исследуемого объекта, без его непосредственного воздействия на органы чувств.
Память человека делает возможным запоминать объекты и при необходимости воспроизводить в мыслях тогда, когда данного объекта нет поблизости.
↑ Рациональное познание (Теоретический уровень познания)
Рационализм: наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Теоретический уровень познания (рациональное познание) — это высшая ступень познания, которая осуществляется при помощи мышления и разума в форме понятий, суждений и умозаключений.
Формы рационального познания:
1) Понятие — это слово, которое включает в себя основные признаки и характеристики материального или нематериального объекта.
Например, к понятию «шар» мы можем отнести воздушный шар, стеклянный шар, земной шар, шар для игры в бильярд, шар для боулинга и т п. Другими словами, понятие — это перевод многообразия признаков, качеств и свойств какого-либо объекта в знаковую систему языка, т.е. слово, которое позволит выделить и отличить данный объект из ряда других.
2) Суждение — это высказывание, смысл которого заключается в утверждении или отрицании какого-либо факта о познаваемом объекте.
Например, «Луна оказывает большое влияние на многие процессы, происходящие на Земле» или «Луна не является планетой».
3) Умозаключение — это мыслительный процесс, в результате которого из двух или нескольких суждений выводится новое суждение.
Умозаключение состоит из суждений (посылок) и вывода. Вывод — это результат умозаключения. Например:
- Все адвокаты — юристы (посылка).
- Петров — адвокат (посылка).
- Следовательно, Петров — юрист (вывод).
Умозаключение может быть:
- индуктивным (от частного к общему)
- дедуктивным (от общего к частному)
- получаемым по аналогии
↑ Интуиция
Интуиция — непосредственное постижение истины в результате «озарения», внезапного понимания без прямой опоры на логическое доказательство, рациональное мышление.
Интуиции в познании большое значение придавали как и ученые-мыслители древнего мира (Платон, Аристотель), так и настоящего времени. Интуиция использует данные чувственного познания, но им не является. Интуиция — это и не рациональное познание, поскольку непосредственно логику, разум не задействует.
Источник