- Полезная информация
- Описание органических расстройств
- Причины органических психических расстройств
- Симптомы органических психических расстройств
- Диагностика органических расстройств
- Лечение органических расстройств
- Органическое расстройство личности
- Когда ЗПР переходит в умственную отсталость
- Дети с ЗПР
- Умственная отсталость
- Умственная отсталость и ЗПР: в чем разница
Полезная информация
Описание органических расстройств
Органические расстройства — психические заболевания, которые характеризуются устойчивым нарушением работы головного мозга, и, как следствие, значительными изменениям в поведении больного. Пациент страдает от психического истощения и снижения мыслительных функций. Как правило, органические расстройства личности проявляются еще в раннем возрасте и дают о себе знать всю оставшуюся жизнь. Характер течения заболевания зависит от возраста, наиболее опасными считаются подростковый и климактерический периоды.
В большинстве случаев органические расстройства протекают хронически, у незначительной части больных заболевание может прогрессировать и приводить в конечном итоге к социальной дезадаптации. Нередки случаи, когда больные не признают у себя наличие заболевания и настойчиво отказываются от врачебной помощи.
Причины органических психических расстройств
Наиболее частой причиной органических расстройств выступает эпилепсия: у больных, страдающих от эпилептических припадков более 10 лет, риск развития органического расстройства очень велик.
Помимо эпилепсии существует целый ряд причин, способных привести к формированию органического расстройства:
- черепно-мозговые травмы
- энцефалиты
- ДЦП
- опухоли мозга
- множественный склероз
- употребление стероидов, галлюциногенов и подобных психоактивных веществ
- хронические отравления марганцем
- инфекции головного мозга
- сосудистые заболевания
После эпилепсии, лидирующую позицию среди причин занимают травмы головы, а так же повреждения височной и лобной долей головного мозга.
Симптомы органических психических расстройств
Для больных, страдающих органическими расстройствами, характерны следующие симптомы:
- замедленное осмысление происходящего, бедность ассоциативного ряда, немногословность
- бесчувствие, вялость
- заострение характерообразующих черт личности
- эйфория/дисфория
- немотивированная агрессия, утрата контроля над импульсами и побуждениями
- стереотипность высказываний, однообразие шуток
На поздних этапах заболевания пациенту свойственна апатия, возникновение серьезных проблем с запоминанием и воспроизведением информации, которые в конечном итоге могут привести к слабоумию.
Диагностика органических расстройств
Чтобы диагностировать органическое психическое расстройство, врач выявляет эмоциональные и характерологические изменения личности. Проводятся процедуры МРТ и ЭЭГ, а так же ряд психологических тестов. Для окончательной постановки диагноза у больного на протяжении полу года должны наблюдаться не менее двух из перечисленных ниже признаков:
- заметное снижение работоспособности
- возникновение проблем с целенаправленной деятельностью
- неустойчивость эмоциональных состояний, резкая смена настроений
- антисоциальные проявления
- изменение скорости речи, «застревание» на определенных переживаниях
- изменение сексуального поведения
- идеи, носящие параноидальный характер
Лечение органических расстройств
Лечение органических расстройств основано на акцентированном воздействии на фактор, ставший причиной заболевания. В зависимости от симптоматики лечащий врач назначает медикаментозную терапию, чтобы снять внешние проявления заболевания (это могут быть антидепрессанты, нейролептики, противотревожные препараты, гормоны), а так же проводит курс психотерапии. Госпитализация больного на постоянной основе необходима только в тех случаях, когда пациент начинает представлять опасность для себя или для социума.
Благодаря новейшим психотерапевтическим методам, применяющимся в центре Бехтерев, наши врачи помогут пациенту в преодолении навязчивых состояний, депрессии, сексуальных проблем, вызванных органическими расстройствами. Индивидуальная, групповая и семейная терапия даст больному возможность выстроить приемлемые взаимоотношения с окружающими и получать необходимую эмоциональную поддержку от родственников.
Источник
Органическое расстройство личности
Органическое расстройство личности — это стойкое нарушение работы мозга, в результате его болезни, повреждения или дисфункции, вызывающее значительное изменение поведения больного, снижение мыслительных функций, психическое истощение. Расстройства проявляются в детском возрасте и могут давать знать о себе в течение всей жизни. Течение заболевания зависит от возраста, наиболее опасными являются критические периоды, например, период полового созревания, климакс. Причём в благоприятных условиях может наступить стойкая компенсация личности с сохранением трудоспособности, а в случае появления негативных воздействий (инфекционные заболевания, органические нарушения, эмоциональные стрессы), возможно наступление декомпенсации, при которой психопатические проявления становятся ярко выраженными.
В целом, заболевание носит хронический характер, во многих случаях болезнь прогрессирует, приводя к полной социальной дезадаптации, но при соответствующем лечении возможно и улучшение состояния больного. Очень часто больные избегают лечения, не признают факта заболевания. Симптомы и диагностика
Для диагностики заболевания используются следующие методы исследования: ЭЭГ, МРТ, психологические методы (MMPI, тест Роршаха, тематический апперцептивный тест). Выявляется органическое нарушение структур мозга различной этиологии (болезнь, травма или дисфункция мозга), отсутствие нарушений сознания и памяти и проявление типичных изменений характера поведения и речи.
Но для чёткой постановки диагноза необходимо длительное, не менее полугода, наблюдение за пациентом. В этот период у больного должно проявиться не менее трёх признаков органического нарушения личности. Признаки таковы:
- Неспособность осуществлять деятельность, особенно длительную, требующую концентрации внимания и волевых усилий. В особенности если получение результата деятельности отсрочено или что-то не получается;
- Выраженная эмоциональная нестабильность, неспособность к самоконтролю, большие колебания в проявлении эмоций, эйфория или полная апатия, неконтролируемые проявления агрессии, сильная раздражительность;
- Расторможенность низменных влечений. Игнорирование социальных норм, воровство. Неадекватное сексуальное поведение.
- Пренебрежение личной гигиеной, иногда обжорство.
- Появление параноидальных концепций, неестественной подозрительности. Зацикленность на одной отвлечённой идее, например, религиозной.
- Категоричные оценки чужого поведения; Очевидное изменение речи (гиперграфия, вязкость);
- Перемены в половых предпочтениях, иногда гиперсексуальность.
Хотя на начальных этапах болезни изменений памяти обычно не наблюдается, при прогрессировании заболевания могут появляться расстройства памяти, и это позволяет уже говорить о деменции.
Из-за большого количества повреждающих факторов, начиная от родовых травм и заканчивая радиацией, органические расстройства очень распространены.
Основными причинами появления расстройств считаются:
Черепно-мозговые травмы головы и травмы повторного характера, особенно повреждение височной или лобной доли;
- Инфекционные поражения мозга;
- Болезни мозга (множественный склероз, опухоль);
- Сосудистые заболевания (субарахноидальные гематомы);
- Детские церебральные параличи;
- Энцефалиты с последующими соматическими расстройствами (постэнцефалический паркинсонизм);
- Хронические отравления марганцем;
- Употребление психоактивных веществ (алкоголь, стимуляторы, стероиды, галлюциногены);
- Височная эпилепсия.
У больных более десяти лет страдающих эпилепсией, развивается органическое нарушение личности, предполагается, что есть связь между частотой припадков и степенью нарушения.
Невзирая на то, что органические расстройства личности изучаются с конца позапрошлого века, особенности формирования и развития симптомов и по сей день остаются невыясненными. Нет убедительных данных о влиянии биологических и социальных факторов на этот процесс. В качестве основного патогенетического звена рассматриваются поражения мозга экзогенного происхождения, приводящие к нарушению правильного соотношения процессов возбуждения и торможения в мозге. В последние годы наиболее верным считается интегративный подход к выявлению патогенеза психических расстройств. Этот подход предусматривает влияние следующих факторов: генетических, органических, социально-психологических. Однако существенного анализа по данному вопросу не осуществлялось. Изучению органических расстройств, причиной которых оказывается черепно-мозговая травма, всегда уделялось большое внимание, в то время как до сих пор малоизученными остаются нарушения, являющиеся следствием перенесённых нейроинфекций, сосудистых заболеваний, интоксикаций.
Лечение
Чтобы лечение расстройства было эффективным, оно обязательно должно быть комплексным. Необходимо сочетание психотерапевтического и медикаментозного воздействий, которые при умелом применении усиливают воздействие друг друга.
Лекарственная терапия предполагает использование нескольких типов препаратов:
- противотревожные
- антидепрессанты
- ноотропы
- гормоны, литий, антиконвульсанты.
Однако нередко препараты воздействуют лишь на симптомы заболевания и после отмены препарата болезнь снова прогрессирует.
Основной целью применения психотерапевтических методов является облегчение психологического состояния больного, помощь в преодолении депрессии, сексуальных проблем, навязчивых страхов, в усвоении новых моделей поведения. Помощь оказывается при наличии как психических, так и физических проблем, в виде беседы или ряда упражнений. Психотерапевтическое воздействие предполагает использование групповой, индивидуальной, семейной терапии, которая позволит больному выстраивать правильные взаимоотношения с членами семьи, а также обеспечит ему эмоциональную поддержку родственников. Кроме того, психотерапия позволит членам семьи усвоить правила поведения и общения с больным. Основное воздействие, если это возможно, должно быть направлено на органическую причину заболевания. И конечно, нужно стремиться к минимизации вредных воздействий (алкоголь). Чаще всего только больные с тяжёлым течением заболевания попадают в поле зрения психиатра, но помещение пациента в психиатрическую больницу требуется не всегда, только в случае, если он опасен для окружающих или для себя самого. Профилактика органических нарушений начинается с адекватного родовспоможения и реабилитации в постнатальном периоде. Огромное значение имеет правильное воспитание в школе и семье.
Источник
Когда ЗПР переходит в умственную отсталость
Невооруженный взгляд может не увидеть разницы между детьми с задержкой психического развития и признаками умственной отсталости. На самом деле их отличия принципиальны. И, что главное, это дает возможность первым в дальнейшем наладить психическое развитие и стать полноценной ячейкой общества при соответствующем обучении. Вторые, к сожалению, остаются вне игры, исключая психический прогресс. Однако может быть и третий вариант, когда менее утрированная задержка психического развития (ЗПР) усугубляется, приобретая черты умственной отсталости (УО).
Чтобы понять механизм данной трансформации, следует четко разграничить оба понятия.
Дети с ЗПР
Задержка психического развития – это пограничное состояние между нормой и умственной отсталостью, выражающееся в замедлении темпа нормального психического развития данного возрастного периода. Сопровождается отставанием в развитии функций психики, таких как мышление, память, внимание, эмоции, волевая сфера. Это проявляется в скудной интеллектуальной деятельности, ограниченности знаний и представлений, доминировании игровых интересов, быстрой утомляемости от интеллектуальной работы.
Иными словами, ребенок ведет себя инфантильно. Его поведение не соответствует реальному возрасту. Оно как будто откатывается назад, на несколько ступеней ниже, повторяя поведение детей более младшего возраста.
Однако в условиях корректного обучения такой ребенок способен достаточно хорошо приспосабливаться к жизни в обществе, повышая уровень своего развития.
Среди причин, провоцирующих патологию, можно выделить биологические и социальные факторы. К биологическим относят патологии во время беременности, недоношенность, родовые травмы, генетические заболевания, тяжелые соматические заболевания, травмы, инфекции в раннем возрасте, проблемы слуха и зрения. К социальным факторам относятся:
- педагогическая запущенность;
- систематические психотравмы;
- неприемлемые условия воспитания;
- ограниченность жизнедеятельности ребенка.
Интересно, что с 1997 года термина «задержка психического развития» официально не существует. С введением МКБ-10 это понятие входит в категорию «расстройства психического развития».
В зависимости от причины, ЗПР может проявляться в нескольких формах.
1-ая форма носит конституциональный характер и встречается у детей с инфантильным типом телосложения. Такие дети проявляют яркие, живые эмоции, превалирующие в поведении. Их развитие отстает от возрастной нормы, соответствуя более ранней стадии развития. Они с головой вовлекаются в игровую деятельность, творчески проявляя себя, очень подвижны.
Это именно те школьники, которым сложно усидеть на уроке и соблюдать дисциплину. Из-за сниженной способности контролировать свое поведение, мышление, эмоционально-волевую сферу вне благоприятных условий такое положение дел может свестись к социальной дезадаптации.
2-ая форма имеет соматогенную природу, то есть возникает в связи с хроническими заболеваниями, вызывающими упадок сил, снижается активность деятельности. Это формирует такие особенности характера, как неуверенность в своих силах, различного рода опасения, сомнения, робость.
Гиперопека в связи с болезнью дополнительно подкрепляет уже имеющийся инфантилизм. Ребенок неспособен сконцентрироваться, направить внимание в нужное русло. Он эмоционально нестабилен, его легко вывести из равновесия, обладает заниженной самооценкой и высокой тревожностью.
3-я форма развивается вследствие педагогической запущенности. Такие дети физически совершенно здоровы и являются обладателями изначально нормальной нервной системы. В условиях дефицита информации, воспитания и эмоциональной близости со значимыми людьми, у них наблюдается недостаточное развитие должных навыков, умений, знаний.
При данной форме ЗПР преобладает мозаичное мышление. Это отрывочное восприятие, знания понемногу обо всем, которые не подкрепляются опытом и переживаниями. Так вот, дети с 3 формой ЗПР очень хорошо ориентированы и сообразительны в знакомых для них ситуациях или в том, что вызывает неподдельный интерес. Если ребенок развивается в условиях дефицита внимания, он приобретает такие черты, как бесконтрольность над собственными эмоциями, импульсивность, безответственность.
Гиперопека приводит к эгоцентризму, безволию, тунеядству. В целом, ребенок имеет хорошо развитые психические функции (память, мышление, внимание), но при этом может не уметь читать, считать, не знает элементарных геометрических, математических понятий. Однако образное мышление высокоразвито.
4-я форма обусловлена органическим поражением ЦНС во время беременности, родов и на протяжении первого года жизни. Незрелость и инфантилизм проявляются во всех сферах. Нарушение моторики выражается в виде повышенной возбудимости, неловкости движений, нарушении сна. Эмоции примитивны, неяркие. Игра – стереотипная и однообразная, но преобладает над учебной деятельностью.
Такие дети условно делятся на две категории: с повышенным настроением (импульсивность, расторможенность) и пониженным (боязливость, страхи, несамостоятельность). 4-я форма ЗПР вызывает парциальное, то есть частичное нарушение познавательной деятельности.
ЗПР не является тотальным недоразвитием, а выражается в замедлении темпа психического развития. Следует понимать, что состояние носит обратимый характер, но при условии должного специфического обучения.
Умственная отсталость
Такое название получило недоразвитие психической деятельности. Как правило, ее провоцируют несколько факторов, среди которых на первом месте генетические заболевания. Другую группу составляют экзогенные факторы: травмы, интоксикации, инфекции, гипоксия плода.
Умственная отсталость имеет необратимый характер и характеризуется следующими особенностями:
- тотальность поражения – нарушаются все нервно-психические функции. В особенности страдает речь – грамматическая сторона, активный словарный запас очень скудный. Эмоции плоские, однообразные, мало контролируемые;
- в первую очередь среди психических процессов страдает мышление. Его дефицит приводит к недоразвитию элементарных процессов психики: память, речь, восприятие.
УО, прежде всего, представлена олигофренией. Это недоразвитие мозга, связанное с повреждением коры больших полушарий, необратимого характера. Является врожденным или приобретенным до двухлетнего возраста дефектом.
Различают три степени олигофрении:
Они различаются степенью выраженности интеллектуального дефекта. Если IQ при дебильности составляет от 50 до 70, то при идиотии этот показатель равен 20.
Дети, страдающие дебильностью, способны к простому труду. Им сложно усваивать новые навыки, а их эмоции весьма примитивны. Сенсомоторные реакции замедлены. Сохраняется фразовая речь, механическая память. Они способны овладевать базовыми навыками чтения, письма, счета. Дебильность – самая легкая степень расстройства.
Имбецильность сохраняет наиболее примитивные навыки самообслуживания, способность запоминать небольшой объем информации, позволяет получить элементарные учебные навыки.
Идиотия – грубое, глубокое нарушение мышления (практически отсутствует) и всех психических процессов в целом. Такие дети не способны к самообслуживанию, плохо ориентируется в пространстве. Практически никого не узнают кроме ухаживающих за ними людей. Поведение чаще диктуется инстинктивными программами. Речь непонятная. Такие выражения эмоций как плач, слезы, не свойственны.
Деменция – это приобретенное слабоумие, развивающееся у ребенка после 2-3 лет, и сопровождающееся распадом уже сформированных психических функций. Спровоцировать деменцию могут инфекции или травмы. Состояние характеризуется неравномерностью поражения, когда одни отделы ГМ страдают больше, чем другие.
Умственная отсталость и ЗПР: в чем разница
Оба состояния очень похожи между собой, поскольку и в том, и другом случае наблюдается искажение, нарушение психических функций и несоответствие уровня развития ребенка его возрасту. То есть поведение, эмоции, интеллект находятся на стадии, характерной для младшего возраста. Однако специалист обязан провести дифференциальную диагностику, чтобы определиться с диагнозом. Это очень важно, поскольку умственная отсталость и ЗПР подвергаются различным методам терапии, преследуемым отдельные цели.
Чтобы быстрее уловить разницу между расстройствами, представим их сравнение в виде таблицы:
Источник