Умение затормозить действия чувства мысли

Волевые свойства личности и структура волевых качеств (по Немову Р.С.).

Первичные, или базовые, волевые качест­ва личности. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др.

Вторичные: Волевого человека отличают решительность, смелость, са­мообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколько позже, чем названная выше груп­па свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические.

Третичные: группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценност­ными ориентациями. Это — ответственность, дисциплиниро­ванность, принципиальность, обязательность. К этой же груп­пе можно отнести те, в которых одновременно выступают воля человека и его отноше­ние к труду: деловитость, инициативность. Такие качества лич­ности обычно формируются только к подростковому возрасту.

Отдельные волевые качества и во­левая активность в целом оценивают­ся по следующим параметрам: сила, устойчивость, широта и направлен­ность.

При оценке волевых качеств лич­ности можно исходить из следующих их определений:

целеустремленность — умение че­ловека подчинять свои действия по­ставленным целям; (направленность на результат),

настойчивость — умение чело­века мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями; (достижение цели в самых сложных условиях – чем отличается от упрямства, ведь мы его считаем отрицательным – настаивает, если даже нецелесообразно),

выдержка — умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения; (умение владеть собой)

решительность — умение при­нимать и претворять в жизнь быст­рые, обоснованные и твердые решения;

инициативность — умение рабо­тать творчески, предпринимая дей­ствия и поступки по собственному почину; (способность к реализации идей),

самостоятельность — умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели, критически оцени­вать советы и предложения других, действовать на основе своих взглядов и убеждений; (осознанное принятие решений и сопротивление влиянию факторов, мешающих достижению цели),

организованность — разумное планирование и упорядоченная орга­низация своей деятельности;

дисциплинированность — созна­тельное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установлен­ному порядку;

смелость — умение побороть страх и идти на оправданный риск ради дос­тижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия или даже жизни;

исполнительность — старатель­ность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей. Всего 46 качеств.

Подходы к пониманию воли:

1. Античность, средневековье — воля как целенаправленное или осознанное поведение человека, как соответствие общепринятым нормам. Проблема воли не существовала в качестве самостоятельной. Человек рассматривался как пассивное начало, где активизируются внешние системы. Невозможно было независимо от традиций поведение человека.

2. Возрождение – постановка проблемы личности. Появляется право на творчество и на ошибку. Главная ценность – свобода воли. Возникновение экзистенциализма – «философия существования». Сартр, Камю – рассматривали свободу как свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами. Человек ни за что не может отвечать, любая норма выступает как подавление свободной воли человека. Эта точка зрения противоречит современной концепции о человеке. Социальная природа человека не может развиваться вне человеческого общества. Непонимание того, что если человек совершает поступок против соц. норм и правил, непременно утверждает другие правила и ценности.

3. Естественно научная трактовка (Павлов И. П.) – воля – это «инстинкт свободы», проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствием, ограничивающим эту активность. Воля – стимул поведения, она рефлекторна по природе (Бехтерев Владимир Мих.).

4. П.К. Анохин – поведение человека понимается как изначально активное, а человек способен сознательно выбирать формы поведения. Воля понимается как сознательное регулирование своего поведения. Это умение выражено в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия. Эта точка зрения удачно подкрепля­ется исследованиями в области физиологии, проведенными Н. А. Бернштейном и П. К. Анохиным.

5. В.А. Иванников рассматривает поведение человека представляет как реакцию на различ­ные внутренние и внешние стимулы. Задача сводится к тому, чтобы отыс­кать эти стимулы, отыскать их связь с реакциями.

6. К. Лоренц видит энергию воли в изначальной агрессивности человека. Если эта агрессивность не реализуется в разрешаемых и санкционируемых обществом формах активности, то становится социально опас­ной, поскольку может вылиться в немотивируемые преступные действия.

7. А. Ад­лер, К. Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм связывают проявление воли с социальными факторами. Для Юнга — это универсальные архетипы поведения и мышления, заложенные в каждой культуре, для Адлера — стремление к власти и социальному господству, а для Хорни и Фромма — стремление личности к самореализации в культуре.

Дата добавления: 2018-11-25 ; просмотров: 822 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Личностные волевые качества. Первичные и вторичные волевые качества

ЛИЧНОСТНЫЕ ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА

Волевые качества личности — это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.

Первичные волевые качества, определяющие большинство поведенческих актов (развиваются до 3х лет):

• сила воли (степень необходимого волевого усилия для достижения цели),

Читайте также:  Гаусо рцдпов радость шатлык

• настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей),

• выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения),

• энергичность и др.

Вторичные волевые признаки (до 6-7 лет):

• решительность (умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения),

• смелость (умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия),

• самообладание (умение контролировать чувственную сторону своей психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач),

• уверенность в себе.

К третичным следует отнести волевые признаки, связанные с нравственностью (формируются только к подростковому возрасту):

• ответственность (качество, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований),

• дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку),

• принципиальность (верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении),

• обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их),

• инициативность (умение работать творчески, предпринимая поступки по собственному почину),

• организованность (разумное планирование и упорядочение своего труда),

• исполнительность (старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей) и т. д.

34. Безволие и его преодоление.

Безволие— отсутствие силы воли, неспособность управлять своим поведением для достижения какой-либо цели.

Отсутствие воли, так или иначе, проявляют различные физические и умственные действия. Характерными ее признаками являются снижение уровня общей активности, психическая вялость, колебания в тех случаях, когда необходимо действовать и быть раскрепощённым.

Безвольные люди не доводят начатого дела до конца, не способны преодолевать даже незначительные трудности, откладывают дело на потом. Эти люди не имеют собственного мнения, легко подпадают под влияние других, легко поддаются внушению и самовнушению, в результате чего не уверены в своих действиях. Они в основном не проявляют инициативы, хотя и в определенной степени компетентные. Они не способны сдерживать свои желания, преодолевать собственные эмоциональные состояния — гнев, страх, аффект. В экстремальных ситуациях они становятся беспомощными. Им присуща мечтательность, они подчас подают интересные предложения, но не реализуют их.

Безволие свойственно конформных лицам, которые склонны избегать самостоятельных решений, пассивно принимают взгляды других, приспосабливаются к готовым стандартов поведения.

Случаи болезненного безволия называются абулиею.

Причиной этого являются различные болезни и особенно употребление алкоголя, наркотиков, которые являются причиной пассивности умственной деятельности, нарушения тормозной функции коры больших полушарий головного мозга, вследствие чего ого активизируются подкорковые процессы, в частности эмоций.

Но безволие типа «обломовщины», «маниловщины» обусловливается преимущественно воспитанием. Ограничение движений и действий детей, стремление во всем помогать им воспитывают в них пассивность, которая становится привычкой, трудно перевоспитывается в старшем возрасте.

Формирование у детей трудолюбия, привлечение их к целенаправленных трудовых действий, побуждение доводить начатое дело до конца являются важнейшими мероприятиями по преодолению безволия. Физическое воспитание, спорт, различные виды соревнований в значительной степени способствуют развитию активности, самообладание, сильной воли.

Источник

11. Темперамент и характер

1. Темперамент и его типы

Что такое темперамент?

Психолог. Понаблюдайте за своими одноклассниками во время контрольной работы. Один внимательно слушает разъяснения учителя, сосредоточенно решает задачи, в конце урока спокойно сдаёт свою работу. Другой волнуется, его лицо выражает то радость, то досаду, он суетится, лихорадочно ищет ручку, роняет карандаш, и так до конца урока. Чем можно объяснить различие в поведении? Одна из причин состоит в том, что люди имеют разный темперамент.
Темперамент – это врождённая особенность нервной системы человека, которая выражается в его эмоциональности (то есть в силе проявления его чувств) и в его активности (то есть, в том, насколько быстро он реагирует на изменения окружающей обстановки).

Все люди разные. Значит, есть много типов темпераментов?

Психолог: О том, что люди имеют различные темпераменты, впервые написал древнегреческий врач Гиппократ, позже названный «отцом медицины». Он полагал, что существует всего четыре типа темпераментов, и любого человека можно отнести либо к сангвиникам, либо к меланхоликам, либо к холерикам, либо к флегматикам. Это разделение во многом сохранило своё значение до настоящего времени. Однако следует помнить, что в чистом виде определённые типы темперамента встречаются очень редко, но в каждом человеке преобладают свойства того или другого темперамента.

Кто такие сангвиники?

Психолог: Это энергичные люди, с быстрыми, живыми движениями и быстрым темпом речи. Они обладают хорошей реакцией, легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, легко сходятся с другими, стремятся к частой смене впечатлений, что называется «легки на подъём».
Эмоции у сангвиников преимущественно положительные – быстро возникают и легко сменяются другими. Также быстро и легко сангвиники переживают свои неудачи. Они любят и умеют хорошо работать особенно в начале, но не всегда доводят дело до конца.
Если обратиться за примерами к детским сказкам, то типичными сангвиниками можно назвать Буратино и Карлсона.

Чем отличаются меланхолики?

Психолог: Меланхоликов отличает сдержанность движений и речи. И это притом, что меланхолики очень эмоциональны! Они живут сложной и напряжённой внутренней жизнью, придают большое значение всему, что их касается, обладают повышенной тревожностью и ранимой душой. Их легко вывести из равновесия, довести до слёз. Отрицательные эмоции у меланхоликов преобладают над положительными. Они вообще склонны видеть всё в «чёрном свете». При неудачах у них легко «опускаются руки». Кроме того, меланхоликов отличает быстрая утомляемость. Они не умеют переносить длительного, резкого напряжения, поэтому медленно входят в работу, но обладают большой выдержкой. Работоспособность меланхоликов обычно выше к середине или к концу работы, а не в начале.
Типичным меланхоликом был ослик Иа из известной сказки Александра Милна «Винни-Пух и все-все-все».

Читайте также:  Приступ депрессии как это

А что можно сказать о холериках?

Психолог: Особенностью холериков является стремительность движений, быстрый темп, порывистость. У них бывает резкая смена настроения, они вспыльчивы и нетерпеливы. Холерики легко раздражаются и вместе с тем быстро остывают, особенно, если им уступают, идут навстречу. О таких людях говорят, что они слишком горячи, не умеют ждать. Холерики способны сосредотачивать значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при длительной работе им не всегда хватает выдержки.
Яркий пример холерика – это Незнайка, герой нескольких сказок Николая Носова.

Осталось узнать, чем отличаются от них флегматики.

Психолог: Флегматиков отличают медлительность и внешняя невыразительность. Им трудно переключаться с одного дела на другое. Поэтому они с трудом приноравливаются к новой обстановке, не любят менять привычки, распорядок жизни, друзей. Но зато флегматики очень хладнокровны. Их трудно вывести из себя. Вообще-то им больше нравится отдыхать, чем напряжённо трудиться. Но если флегматики занимаются каким-то делом, то проявляют такие качества, как основательность, педантичность и дотошность. Они не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но зато обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели.
Типичным флегматиком можно назвать Емелю, героя сказки «По щучьему велению».

Какой темперамент лучше?

Психолог: Каждый из четырёх темпераментов не является ни плохим, ни хорошим. Все они имеют свои достоинства и недостатки. Несмотря на то что «приятнее» всех «выглядит» сангвиник, лидером коллектива чаще всего становится холерик, а среди наиболее надежных и преданных людей больше всего флегматиков. Меланхолик поражает нас своей чувствительностью и дает возможность ощутить значимость тех сторон жизни, которые мы часто не замечаем.

Люди с одним типом темперамента во всём похожи друг на друга?

Психолог: Это не совсем так. Известно, что качества темперамента мы приобретаем по наследству, но в процессе жизни они могут изменяться. Так, например, на основе импульсивности как свойства темперамента в зависимости от условий воспитания и всего жизненного пути могут выработаться различные качества. У человека, который не научился контролировать свои поступки, могут легко развиться необдуманность, безудержность, привычка рубить с плеча. В других случаях на основе той же импульсивности разовьются решительность, способность без колебаний идти к достижению поставленной цели. Впечатлительность как свойства темперамента может в одном случае привести к болезненной ранимости, к робости, застенчивости; в другом – на основе той же впечатлительности может развиться большая душевная чуткость, отзывчивость и восприимчивость.

2. Индивидуальность и характер

Чем характер отличается от темперамента?

Психолог: Темперамент человека тесно связан с его характером. Можно сказать, что темперамент – это природная основа характера. (Русское слово «характер» произошло от сходного по звучанию греческого слова, которое переводится, как «примета», «отличительная черта», «знак»).
Характер – это сумма устойчивых черт человека, которые проявляются в его поведении, складе ума, эмоциях, отношениях к себе и окружающему миру.
С темпераментом человек рождается, а его характер формируется на основе темперамента. То, какой у человека характер, во многом зависит от самого человека, его семьи, его жизненного опыта. Недаром говорят: «Сколько людей – столько и характеров». Это неповторимое своеобразие каждого отдельного человека называют его индивидуальностью. Индивидуальность проявляется не только в характере, но и в интересах, интеллекте, потребностях и способностях человека.

Характер зависит от самого человека? И как он формируется?

Психолог: Известная пословица гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Формирование характера происходит в каких-то действиях, поступках, а говоря более широко – в образе жизни. Характер – это результат деяний и поступков. В новой неопределенной ситуации человек не всегда знает, как ему следует поступить. Но поступив каким-то образом один раз, человек в сходных ситуациях будет поступать также. Это уже привычка. Говорят, «привычка – вторая натура».
Изменить привычку куда сложнее, чем поступок. Хорошо если складываются полезные привычки. Но ведь так бывает далеко не всегда. Постепенно привычка становится чертой характера. Здесь не доделал, там не завершил, не добился результата, бросил начатое дело – складывается привычка не доводить дело до конца, и она уже превращается в лень. В чем-то не помог товарищу, не оказал поддержки тому, кому она была нужна, — складывается равнодушие. Или, наоборот, преодолел свое нежелание довести начатое дело, и сформировалась привычка – все доводить до конца. И уже на душе будет беспокойно, если что-то не доделал. И в характере тоже появляется соответствующая черта, и уже не нужно всякий раз заставлять себя – получается само собой. И что удивительно, окружающий мир как будто улавливает характерные особенности человека и отвечает ему тем же, такими же качествами. Если человек искренне, по-доброму относится к другим людям, не жалеет своего, то и встречать он, как правило, будет такое же отношение к себе.

Читайте также:  Грустные цитаты про грустное настроение

3. Воля и самовоспитание

Мало захотеть изменить свой характер, надо ещё иметь для этого силу!

Психолог: Верно. В основе характера любого человека лежат волевые качества. Если эти качества выражены слабо, то про такого человека говорят, что он бесхарактерный (безвольный).

Психолог: Воля – это свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.
Воля нужна человеку, когда возникает необходимость в преодолении препятствий. При этом препятствия могут быть как внешними, так и внутренними.
Внутреннее препятствие – это слабость, привычка не доводить до конца трудные дела, желание заниматься только чем-то приятным. С помощью воли человек преодолевает свою несвободу, свою унизительную зависимость от слабости, трусости, от желания ничего не делать. Воля принуждает человека самоограничиваться, сдерживать некоторые влечения, сознательно подчинять их более значимым и важным целям. Когда воля начинает руководить действиями человека, он становится способным вырабатывать чёткий план действий и осуществлять этот план.
Само волевое усилие не доставляет человеку удовольствия. Но если с помощью воли он доводит дело до победного результата, то испытывает чувство гордости собой.

Как отличить волевого человека от безвольного?

Психолог: Волевого человека отличают следующие качества:
Целеустремленность – умение подчинять свои действия поставленным целям;
Настойчивость – умение мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями;
Выдержка – умение затормозить действия, чувства и мысли, которые мешают осуществить принятое решение;
Решительность – умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твёрдые решения;
Инициативность – умение работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину;
Самостоятельность – умение не поддаваться влиянию обстоятельств, которые могут отвлечь от достижения цели;
Организованность – умение разумно спланировать и правильно организовать свои дела;
Дисциплинированность – умение подчинять своё поведение общепринятым нормам, установленному порядку;
Смелость – умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия или даже жизни;
Исполнительность – умение старательно и в должный срок выполнять возложенные на тебя поручения и обязанности
Все эти волевые качества развиваются вместе с характером человека. А ещё волевого человека отличают ответственность, принципиальность, обязательность, деловитость.

Все эти качества можно воспитать в себе?

Психолог: Можно, если обладаешь волей. Воля помогает человеку самостоятельно и целенаправленно формировать свой характер, заниматься самовоспитанием.
Самовоспитание – это сознательная, планомерная работа над собой, направленная на выработку определенных черт характера.

Звучит заманчиво, но как этого добиться в реальной жизни?

Психолог: Если вы умеете строго и честно судить себя, то наверняка замечали в себе какие-то черты характера, которые вам не нравятся. При желании эти недостатки можно исправить. Но самовоспитание требует серьёзных усилий и твёрдой воли.

Можете привести примеры успешного самовоспитания?

Психолог: Многие великие люди целенаправленно и много работали над собой. Лев Николаевич Толстой в юношеском возрасте завёл дневник, постоянно отмечал в нём свои недостатки и составлял планы самовоспитания.
Серьёзно занимался самовоспитанием Антон Павлович Чехов. В одном из писем своей жене он писал: «Ты… завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчивый и пр. и пр. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает».
Больших успехов в самовоспитании добился великий немецкий писатель и мыслитель Гёте. В юности он отличался повышенной раздражительностью и нервозностью, его преследовали страхи и болезненные ощущения. Но постоянно работая над собой, он сумел изжить в себе все эти недостатки. Вот лишь несколько примеров его самовоспитания. Гёте не выносил резкого шума, но он стал специально приходить в солдатские казармы, где били барабаны, и подолгу заставлял себя слушать этот грохот, а иной раз шагал вместе с воинскими частями под барабанный бой – это помогло, отвращение к шуму прошло. Чтобы избавиться от головокружений, Гёте заставлял себя множество раз, постоянно превозмогая страх высоты, подниматься на соборную колокольню – головокружения отступили. Гёте не выносил вида крови, но он заставил себя посещать больницы и присутствовать на операциях специально для того, чтобы укрепить свои нервы, — и укрепил!

Что ж, если получилось у кого-то, может получиться и у меня!

Психолог: Если ты хочешь, чтобы определённая манера поведения стала твоей привычкой, чертой характера, упражняй себя в этом поведении систематически изо дня в день. Главное не уступать слабостям – и ты обязательно добьёшься своего.

Источник

Оцените статью