Умение сдерживать чувства умение владеть собой

Искусство властвовать собой. Почему человек так нуждается в умении управлять собой и почему этого так трудно достичь?

Комментарии 1

Мне нравится 1

Платонова Анастасия, практикующий психолог: Умение управлять собой в различных ситуациях – довольно ценное качество. Каждый день мы сталкиваемся с ситуациями, в которых необходимо «держать себя в руках». Для успешного существования в условиях современной жизни нам часто нужно контролировать каждый свой шаг, каждое свое действие и слово. И ни для кого не секрет, что наши эмоции крайне сложно сдерживать. Более того, постоянное подавление эмоций несет вред для нашего здоровья: как психического, так и физического. Если не давать чувствам и эмоциям выход, то в итоге «внутренний стержень» превратится в сжатую пружину, которая, как известно, сжимается лишь до определенного момента, а потом стремится распрямиться. Последствия такого распрямления — внезапного выплеска накопившихся эмоций — могут быть крайне негативными, как для самого человека, так и для окружающих его.

Способов сдержать эмоции множество: от распространенного совета «посчитайте до 10» до сложных теорий по управлению гневом и другими эмоциями, которые показывать не принято.Достигнуть цели и научиться владеть собой в любой ситуации задача непростая, но вполне решаемая. Но задумайтесь, кем или чем мы обычно хотим управлять? Тем, что может действовать непредсказуемо, не в согласии с нами. Но эмоции, действия, которые мы хотим контролировать – это часть нас самих. Так не лучше ли сделать так, чтобы мы могли гармонично существовать с самими собой?

Ведь любая эмоция – это лишь «вершина вулкана». А стоит ли прятать вершину вулкана, если сам вулкан никуда не исчезал? Ведь за каждой нежелательной эмоцией стоит, как правило, целый отрезок жизни человека, его история, его мысли и чувства. Держа себя под контролем, мы не демонстрируем окружающим гнев, злость, обиду, зависть, неудержимую радость, смех и слезы. Но речь идет именно о НЕдемонстрации. Сами чувства никуда не уходят от нас. И в какой-то момент лавина из спрятанного вулкана может накрыть не только нас самих, но и окружающих любимых и родных людей. Так стоит ли прятать вулкан?

Гораздо эффективнее, но, с другой стороны, во много раз сложнее спуститься в этот вулкан и потушить причину извержений. Т.е. попытаться разобраться, в каких случаях я испытываю беспокоящие меня чувства, что является причиной выплеска этих чувств наружу, что я ощущаю потом и т.д. – т.е. выявить первопричины, источники эмоций.

Любая эмоция, любое действие, которое явилось последствием этой эмоции, даны нам не просто так. С помощью эмоций, в том числе, наш организм говорит нам о чем-то, предупреждает нас, рассказывает. Помните, «предупрежден, значит вооружен»? Взяв «на вооружение» эмоцию, мы сделаем из нее друга, а не врага.

Услышав, что «шепчет» нам наш организм, наша психика, мы сможем не бороться с неконтролируемыми чувствами, а использовать то, о чем они нам говорят.

Прорабатывая чувства и эмоции, учась с ними сосуществовать в мире, понимать их, Вы сможете исключить неконтролируемые всплески эмоций, научитесь понимать себя, обретете гармонию внутри. В итоге, ни один всплеск чувств не сможет «выбить Вас из колеи», потому что Вашему внутреннему голосу уже не нужно будет кричать, чтобы Вы услышали, достаточно будет просто шепнуть. А контролировать шепот, как правило, необходимости нет никакой – он ведь, просто тихо и осторожно предупреждает нас о чем-то. Главное услышать, о чем.

Малиновская Екатерина Валерьевна, практикующий психолог: Власть над собой. Для начала неплохо бы ответить себе на вопрос, хорошо ли я сам себя знаю. И, соответственно, над кем я собираюсь властвовать.

А также, в какой степени я собираюсь властвовать, ведь за властвованием может скрываться пусть не большая, но доля насилия. В данном случае будет ли это насилием над собой?

Предпринимая попытку в властвования над собой, необходимо также постараться нащупать ту грань управления собой, за которой подобное самоуправление уже может обернуться «во вред себе», а отнюдь не «на пользу».

Освоив множество психотехник и манипулятивных приемов самоконтроля и самомотивации, важно не слишком увлечься ими и применять их в разумных пределах.

Излишнее применение навыков несет в себе риск привести человека к «роботизации» и зомбированию, по сути,резко противоречащих истинной натуре индивида, к окончательной потере себя аутентичного.

И, тем не менее, мы часто гонимы наваждением — овладеть искусством «властвовать собой». Откуда у нас возникает это желание?

Среди прочих, одной из причин возникновения этого желания может стать страх «быть побежденным»: «если я не властвую сам над собой, то надо мной начнут властвовать другие. Этого я не допущу и сделаю всё, чтобы научиться управлять своими чувствами, мыслями и даже ощущениями».

Читайте также:  Одиночество это эмоция или чувство

Еще одной причиной может послужить непреодолимое желание «улучшить себя».

Сорганизовать, научить, заставить, переломить, превозмочь.

И вот тут возникает мощное сопротивление. Мы начинаем лениться, откладывать и использовать осознанные и бессознательные ощущения, чтобы притормозить процесс саморегулировки. Это еще один сигнал того, что наше «властвование» нужно кому угодно, только не нам самим.

Подобная попытка «властвовать собой» и выглядит, и является по сути неестественной и отторгаемой организмом.

Как правило, трудно достичь того, желание чего идет не изнутри личности, а навязано ей извне, из окружающего её контекста.

Овладение искусством самоуправления становится возможным лишь после того, как мы находим в себе ресурсы и приобретаем умение понимать себя и принимать свою сущность.

И как бы ни была сладка иллюзия контроля над реальностью, к которой мы приближаемся, переживая иллюзию «властвования над собой», не стоит забывать, что «восприятие очевидного чрезвычайно осложнено нашими верованиями и предубеждениями».

В случае если мы начинаем осознавать, что мы всё же попали в плен иллюзий и самостоятельно вырваться из него не так просто, обращение за профессиональной психологической помощью выглядит самым логичным движением на пути плененного.

Коновалов Андрей Евгеньевич психолог, психотерапевт : Учитесь властвовать собою. А.С. Пушкин.

Культура нашей эпохи и тот социум, к которому мы принадлежим, всё нацелено на борьбу c эмоциями. Современное общество в целом не особо-то и ценит те отношения, в которые каждый из нас ежедневно вступает со своими чувствами, социуму безразличны и точное распознавание эмоций, и тем более способы их выражения. Доминирующие социальные стереотипы постоянно побуждают нас выбирать и демонстрировать такое личностное поведение, которое позволило бы избежать проявление эмоций или, по крайней мере, значительно ограничить любую форму их выражения. Часто слышим мы от собеседников: «А что это ты такой агрессивный?», «Ты чего это кипятишься?», «Засунь свои чувства куда подальше…» и пр.

Прежде чем дать ответ на вопрос — почему так трудно научиться искусству властвовать собой?, важно определить — что же подразумевает такое искусство? А это — умение осознавать свои негативные эмоции и цивилизованно их выражать, способность культивировать позитивные и эффективно достигать состояния внутреннего душевного равновесия. Так вот и ответ – откуда же взяться такому умению, если практически вся психологическая мощь социума противостоит эмоциям отдельно взятого человека. Известно, что любое умение предполагает определённый ряд отработанных навыков. Так какие же навыки в данном случае прививаются и отрабатываются в современной семье и школе? Как правило, это навыки не цивилизованного проявления чувств, а, наоборот, навыки сдерживания любых негативных эмоций, их подавление, вытеснение в сферу бессознательного. В свою очередь социальные причины, препятствующие обучению искусству «властвовать собой», вызывают внутриличностные: чувство вины, различные страхи и фобии. Хотя, скорее всего, межличностные причины с внутриличностными взаимообусловлены.

Все без исключения наши эмоции – это некий индикатор между умом и желанием. Если цель достигнута, а желание удовлетворено, то в результате этого мы довольны, и наоборот. Таким образом, для нормального функционирования всего организма наш разум просто обязан корректировать эмоциональные порывы, при этом не загоняя их вглубь психики. Ведь подавленная эмоция всё равно рано или поздно прорвётся наружу, и, чаще всего, в самый неподходящий для вас момент, что опять-таки социально неприемлемо. В связи с этим и важно учиться цивилизованно выражать свои чувства. А поскольку даже простое осознавание возникновения своих негативных эмоций – уже половина успеха, то начинать лучше всего с их изучения:

А. Вечером выпишите все эмоции, которые вы испытывали в течение дня. Каких больше: отрицательных или положительных? Если 50 на 50, значит вы достаточно уравновешенный человек. А из отрицательных – каких именно больше?

Б. Определите – какой именно эмоциональный фон преобладает у вас в нейтральной ситуации?

В. Определите – какие именно факторы сильнее всего выбивают вас из состояния душевного равновесия? В дальнейшем постарайтесь внимательнее относится к их возникновению.

Г. Научитесь по собственному желанию иногда «выходить из игры» во время общения, чтобы кратковременно посмотреть на себя со стороны (так называемая «мета-позиция»). В том случае если вы хорошо освоите данный навык взгляда на свои эмоции со стороны, то вы обнаружите интересную вещь: негативные не выдержат вашего пристального взгляда и будут словно растворяться в пространстве, а позитивные (радость, любовь, восторг) будут только усиливаться. И это происходит потому, что наше глубинное, истинное «Я» наполнено любовью и добром.

Эмоции – это мощнейшее психическое топливо, и нужно бережно к ним относится. Эта осознанная мысль сама по себе стимулирует самоконтроль. На Востоке говорят, что человек – это экипаж, эмоции – кони, а ум – кучер, который управляет всей повозкой. Управлять своими эмоциями – занятие непростое. И научиться этому безо всяких усилий – невозможно! При этом универсального способа на все случаи жизни – нет! Но если у вас уже стало кое – что получаться – это здорово! Дорогу осилит идущий!

Ридецкая Ольга Григорьевна, кандидат психологических наук,практикующий психолог Самосовершенствоваться — это кропотливая и долгая работа над достижением гармонии души и тела. Стремление к совершенству — это особая возможность данная человеку в жизни. Чтобы стать совершенным, нужно сильное желание. Впрочем, такую возможность, как самосовершенствование, стремиться использовать далеко не каждый.

Читайте также:  Для чего человек вызывает чувство вины

Человек, который стремиться властвовать собой, прежде всего, ставит цель, обладает сильным и независимым характером. Обучаясь управлять самим собой, большинство работает над внутренним содержанием и духовным миром своего «Я». Есть достаточно много способов самосовершенствоваться. Из этого огромного количества способов и технологий, каждый находит себе то, что дает возможность чувствовать себя лучше не только когда хорошо на душе, в жизни, но и тогда, когда нужно огромное самообладание и умение сохранять свое человеческое достоинство: в кризисных ситуациях, при возрастных психофизиологических изменениях, в период адаптации в новом коллективе и т.п. Какие бы способы и психотехнологии человек не использовал для управления собой, лучше применять простые и доступные варианты, а именно:

1. Дыхательная гимнастика.

При рождении первый крик ребенка как первое дыхание в новом пространстве, в новой среде. Любой человек каждый день оказывается в новом: доме, работе, городе или с новыми людьми. Умение дышать правильно позволяет сохранять покой в организме, ритм и скорость в движении, поведении, способе говорить.

2. Молитва.

Немногие могут признаться себе, что они чувствовали как сила молитвы их поддерживала и спасала в трудные минуты, когда было трудно на душе и хотелось плакать. Молитва – это особый способ духовного самосовершенствования и духовного роста над теми животными проявлениями, которые могут проявиться в самый неподходящий момент жизни. Святые старцы достигали духовного самосовершенствования над собой и своими слабостями через молитву.

3. Написание.

В школе мы изучаем буквы и слова, умение читать рассказы и стихи. Нас учат писать сначала диктанты и изложения, затем сочинения. А почему бы не использовать этот простой способ дома: вести дневниковые записи, или писать размышления о прошедших событиях в течение дня? Возможно, чрез воспоминания прошлого, можно будет обрести разумный и простой способ управлять собой.

4. Двигаться: бег, активная ходьба, танец.

Мы двигаемся всю жизнь. Сначала за руку с родителями, потом самостоятельно. Этот способ так естественен, что если человек перестает активно передвигаться в течении дня, над этим стоит задуматься. В большинстве случаях, это говорит о накопившихся проблемах в голове, а потом и в теле. Все тело становится тяжелым, болеть начинают ноги, спина, жить становится не интересно. Возможно, простые прогулки вернут интерес к жизни, если их совершать ежедневно как зарядку. Или посещать занятия танцами. Где новые люди и жизнерадостное пространство, позволят вновь управлять собой.

4. Пение.

Голос человека – это дар свыше. Научившись говорить, мы пытаемся петь или подпевать. Если вы обладаете желанием петь, то пойте. И никогда не стесняйтесь этого делать. Побеждая страх, волнение, неуверенность и растерянность вы двигаетесь дальше.

Для разных людей существуют свои способы быть лучше. Что выберите вы? Это решать вам. Имея цель учиться управлять собой, вы оказываете помощь тем, кто рядом с вами совершенствоваться в управлении собой!

Источник

Как легко научиться контролировать себя и свои эмоции

Порой, поддавшись эмоциям или позволив себе пойти на поводу у ложных чувств, мы совершаем поступки, в которых впоследствии раскаиваемся. При этом мы оправдываемся, что утратили над собой контроль, поэтому эмоции взяли верх над разумом. То есть не мы управляли эмоциями, а они нами.

Так ли уж это плохо? Пожалуй, ничего хорошего в отсутствии самоконтроля нет. Люди, не умеющие держать себя в руках, сохранять самообладание и подчинять чувства своей воле, как правило, не добиваются успехов ни в личной жизни, ни в профессиональной сфере.

Они бездумно тратят деньги, не задумываясь о завтрашнем дне, и их расходы часто намного превышают доходы.

Несдержанные люди вспыхивают, как спичка, при любой ссоре, не в состоянии вовремя остановиться и пойти на компромисс, чем заслуживают репутацию конфликтного человека. При этом они еще и разрушают свое здоровье: врачи утверждают, что многие болезни имеют прямую связь с такими негативными эмоциями, как злость, зависть и пр. Их предпочитают избегать люди, для которых дороги собственные покой и нервы.

Люди, не привыкшие себя ограничивать, проводят слишком много свободного времени в пустых развлечениях и бесполезных разговорах. Если они дают обещания, то сами не уверены, смогут ли их выполнить. Неудивительно, что в какой бы сфере они ни работали, профессионалами своего дела они бывают редко. И причиной всему ―отсутствие самоконтроля.

Развитое чувство самоконтроля позволяет в любой ситуации сохранять холодную голову, трезвые мысли и понимание, что чувства могут оказаться ложными и привести в тупик.

Случаются и ситуации, когда скрыть свои эмоции нам необходимо в собственных интересах. «Иногда я лиса, иногда ― лев, ― говорил французский полководец Наполеон Бонапарт. ― Секрет . в том, чтобы понять, когда быть одним, когда ― другим!».

Люди, владеющие собой, заслуживают уважения и пользуются авторитетом. С другой стороны, многим они кажется черствыми, бессердечными, «бесчувственными чурбанами» и …непонятными. Куда понятнее нам те, кто время от времени «пускается во все тяжкие», «срывается», теряет контроль над собой и совершает непредсказуемые поступки! Глядя на них, и мы кажемся себе не такими уж слабыми. Тем более, что стать сдержанным и волевым не так легко. Вот мы себя и успокаиваем себя, что жизнь людей, которые руководствуются разумом, а не чувствами, безрадостна, а значит, несчастна.

Читайте также:  Зимние настроение или зимнее настроение

О том, что это не так, свидетельствует эксперимент, проведенный психологами, в результате которого они пришли к заключению: люди, которые могут преодолеть себя и устоять от сиюминутного соблазна, более успешны и счастливы, чем те, кто не в состоянии справиться с эмоциями.

Эксперимент носит имя Мишеля Уолтера ― психолога из Стэндфордского университета. Еще он известен как «зефирный тест», потому что один из его главных «героев» – обычный зефир.

В эксперименте, проведенном в 60-х годах прошлого века, участвовали 653 ребенка 4-летнего возраста. Их поочередно заводили в комнату, где на столе в тарелке лежал один зефир. Каждому ребенку говорили, что он может съесть его прямо сейчас, но если он подождет 15 минут, то получит еще один, и тогда сможет съесть оба. Мишель Уолтер оставлял ребенка на несколько минут одного, а затем возвращался. 70% детей съели один зефир до его возвращения и лишь 30 его дождались и получили второй. Любопытно, что такое же процентное соотношение наблюдалось в ходе подобного эксперимента еще в двух странах, где он проводился.

Мишель Уолтер следил за судьбой своих подопечных и через 15 лет пришел к заключению, что те, кто в свое время не поддался искушению получить «все и сейчас», а смог себя контролировать, оказались более обучаемы и успешны в выбранных ими областях знаний и интересов. Таким образом, был сделан вывод, что способность к самоконтролю существенно повышает качество жизни человека.

Ицхак Пинтосевич, которого называют «тренером успеха», утверждает, что тот, кто не властен над собой и своими действиями, должен навсегда забыть об эффективности.

Как научиться управлять собой

1. Вспомним о «зефирном тесте»

30% 4-летних детей уже умели контролировать свои эмоции. Эта черта характера досталась им «от природы» или же это умение воспитали в них их родители.

Кто-то сказал: «Не воспитывайте своих детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». И действительно, мы хотим видеть своих детей сдержанными, а сами устраиваем перед их глазами истерики. Говорим им, что они должны воспитывать в себе силу воли, а сами проявляем слабохарактерность. Напоминаем, что они должны быть пунктуальными, и каждое утро опаздываем на работу.

Поэтому начинаем учиться контролировать себя с того, что внимательно анализируем свое поведение и выявляем «слабые места» — где именно мы позволяем себе «распуститься».

2. Составляющие контроля

Вышеупомянутый Ицхак Пинтосевич считает, что для того чтобы контроль был эффективным, он должен включать в себя 3 составляющих:

  1. Быть честным с самим собой и не питать иллюзий в отношении себя;
  2. Контролировать себя следует систематически, а не от случая к случаю;
  3. Контроль должен быть не только внутренний (когда мы контролируем себя сами), но и внешний. Например, мы пообещали решить задачу в такой-то срок. И, чтобы не оставить себе лазейку для отступления, объявляем об этом в кругу коллег. В случае если мы не уложимся в озвученное время, платим им штраф. Опасность лишиться приличной суммы послужит хорошим стимулом для того, чтобы не отвлекаться на посторонние дела.

3. Записываем на листе главные цели, стоящие перед нами, и кладем (или вешаем) его на видное место

Каждый день контролируем, насколько нам удалось продвинуться к их воплощению.

4. Наводим порядок в своих финансовых делах

Держим на контроле кредиты, вспоминаем, нет ли у нас долгов, которые срочно нужно погасить, сводим дебет с кредитом. Наше эмоциональное состояние довольно сильно зависит от состояния наших финансов. Поэтому чем меньше будет неразберихи и проблем в этой области, тем меньше мы будем иметь поводов для того, чтобы «выйти из себя».

5. Наблюдаем за своей реакцией на события, вызывающие в нас сильные эмоции, и анализируем, стоят ли они наших переживаний

Представляем себе худший вариант и понимаем, что он не столь страшен, как последствия нашего неадекватного и необдуманного поведения.

6. Делаем все наоборот

Мы рассердились на коллегу, и нас так и подмывает сказать ему «пару теплых слов». Вместо этого приветливо улыбаемся и говорим комплимент. Если нам стало обидно, что вместо нас на конференцию отправили другого сотрудника, не злимся, а порадуемся за него и пожелаем счастливого пути.

С самого утра нас обуяла лень, и настроение «на нуле» – включаем музыку, и беремся за какое-то дело. Одним словом, поступаем вопреки тому, что подсказывает нам эмоция.

7. Известная фраза гласит: мы не можем изменить обстоятельства, но можем изменить свое отношение к ним

Нас окружают разные люди, и не все они доброжелательны и справедливы к нам. Мы не можем расстраиваться и негодовать каждый раз, когда встречаемся с чужой завистью, злостью, грубостью. Необходимо смириться с тем, на что мы повлиять не в силах.

8. Лучший помощник в овладении наукой самоконтроля – медитация

Как физические упражнения развивают тело, так медитация тренирует ум. Посредством ежедневных медитативных сеансов можно научиться избегать негативных эмоций, не поддаваться страстям, мешающим трезвому взгляду на обстоятельства и способным разрушить жизнь. С помощью медитации человек погружается в состояние спокойствия и достигает гармонии с самим собой.

Источник

Оцените статью