Умение понять психические особенности учеников почувствовать их состояние настроение это функция

Понятие и функции педагогического общения

Тазаян Арменуи Анна
Понятие и функции педагогического общения

Понятие педагогического общения, его функции

Педагогическое общение — профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и взаимоотношений между педагогом и учащимися (А. А. Леонтьев).

Педагогическое общение — совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся (Л. Д. Столяренко).

Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Профессионально важные качества педагогического общения:

1. интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества;

2. способность к эмпатии и пониманию людей;

3. гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро менять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей студента;

4. умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;

5. умение управлять собой, своими психическими состояниями, телом, голосом, мимикой, настроением, умение снимать мышечные зажимы;

6. способность к спонтанности (неподготовленной) коммуникации;

7. умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

8. хорошие вербальные способности;

9. владение искусством педагогических переживаний, которые представляют сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на студентов в требуемом направлении;

10. способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия.

Функции педагогического общения:

— познавательная, обозначающая объяснение окружающего мира;

— эмотивная, представляющая собой отношение говорящего к со-общаемому и собеседнику;

— воспитывающая, целенаправленно формирующая социально-полезные качества личности учащегося;

— регулятивная, побуждающая адресата к действию, координации деятельности путем общения;

функция само актуализации, производящая процесс актуализации своих возможностей;

— коммуникативная, состоящая в передаче необходимого контента, в связи с чем, часто называется информационно-коммуникативной.

— интерактивная, функция регулирования коммуникации, ее назначение во взаимной корректировке действий при осуществлении совместной деятельности.

— перцептивная, относится к эмоциональной сфере человека и отвечает потребностям в изменении своего эмоционального состояния, в понимании состояния субъектов коммуникации.

в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности

Сложной, педагогически значимой проблемой педагогической психологии, психологии общения является проблема затруднений, или «барьеров» общения, с которыми человек сталкивается в деятельности, в общении.

Затруднение в общении и деятельности – это субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации прогнозируемого (планируемого) общения вследствие неприятия партнера общения, его действий, непонимания текста (сообщения, непонимания партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психического состояния и т. д.

Статусно-позиционно-ролевая область затруднений. Эта область затруднений в общенииобусловлена целым рядом глубинных причин: семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутами роли, статусом учреждения, образовательной системы, региона, города и т. д. Такие затруднения в общении чаще всего возникают в условиях асимметрии статусов, позиций, в ситуациях нарушения прав и обязанностей конвенциональных ролей.

Возрастная область затруднений. Возрастные особенности партнеров общения также могут вызвать затруднения. Известно, что ребенок до школы предпочитает общение со взрослыми, до среднего подросткового возраста почти половина детей предпочитает общение со сверстниками. Это предпочтение доминирует у старшеклассников до окончания школы, когда вновь около трети юношей и девушек проявляют интерес к общению со взрослыми. Затруднения в общении с взрослым, с педагогом чаще всего возникают в связи с тем, что учащийся, особенно подросток, считает, что его внутренний мир непонятен взрослым, которые продолжают обращаться к нему все еще как к ребенку.

Область индивидуально-психологических затруднений. Индивидуально-психологические особенности партнеров общения (как учителя, так и учеников) чаще всего служат причиной коммуникативных затруднений. Это объясняется, во-первых, тем,что эти затруднения есть результат взаимосвязи и взаимодействия как минимум трех сил: индивидуально-психологических особенностей учителя (преподавателя, ученика (студента) и их принятия друг другом. Как отмечает Е. А. Климов, совпадение индивидуальных стилей деятельности, отражающих индивидуально-психологические особенности людей, есть одно из основных условий их незатрудненного общения. Во-вторых, затруднение в педагогическом общении может быть обусловлено сознательным отсутствием сдерживания педагогом своих индивидуально-психологических особенностей (раздражительность, излишняя эмоциональность, критичность, скептицизм и др., негативно влияющих на общение.

Читайте также:  Чувствую что только раздражаю его что делать

Педагогическое общение – профессиональная деят-ть преподавателя, как на уроке, так и вне его, направление на создание благоприятного психологического климата, это общение должно снимать негативные эмоции, вызывать радость постижения нового знания и стимулировать познавательную деят-ть учащихся.

Функции пед. общения:познание личности как педагога, так и уч-ка; обмен информацией, создание условий для развития положит. мотивации учебно-воспитательного процесса; организация деят-ти; обмен ролями (общение через роли, образование социального поля деят-ти личности и программирование у личности того или иного шаблона поведения; сопереживания – обеспечивают условия для понимания чувств др. ч-ка, для формирования способностей поддерживать точку зрения другого ч-ка; самоутверждение в общении проявляется в осознании учеником собственного личного «я» в ощущении личностной значимости и формировании адекватной самооценки учеников.

2 стороны в общении — отношения и взаимодействия, спец. стили отнош.с учеником: положительный (устойчивый, ситуативный, неустойчивый, отрицательный (устойчивый, ситуативный).

Взаимодействие между учеником и учителем,3 стиля: авторитарный (учителем единолично определяется деят-ть уч-ка либо колл-ва, указывается всё вплоть до мелочей, присваиваивание всякой инициативы детей,демократический (проявляется в опоре педагога на мнение ученика или коллектива, такой педагог старается поощрить любое проявление активности детей, развив. самоуправление. в коллективе,либеральный (анархический, педагог не вмешивается в жизнь колл-ва, не проявляет активности и формально относится к своим обязанностям, педагог устраняется от ответственности за происходящее).

Структура проф. пед. общения (Кан-Калик): 1 этап прогностический – моделирование педагогом предстоящего общения с учащимися. 2 этап – «коммуникативная атака» — организация непосредственного общения в момент начального взаимодействия (быстрое включение ученика в работу). 3 этап – управление общением – умение педагога поддерживать инициативу ученика, умение организовывать диалогическое общение. 4 этап – анализ осуществляемый системой общения и моделировании её на будущее.

Стили пед. общения: 1. Общение на основе друж. отношений (осторожно, чтобы не допустить панибратства); 2. Общение-дистанция (организация деят-ти ближе к авторит. стилю, что снижает общий творческий уровень); 3. Устрашение; 4. Заигрывание (3 и 4 фрагментарно можно использовать); 5. Увлечение совместной творческой деят-тью, самый продуктивный, в его основе — положительное устойчивое отношение к детям, к профессии, стремление совместно решать вопросы учебно-воспитательного процесса.

Сообщение на педагогическом совете «Понятие об опасностях и опыте безопасного поведения» Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление.

Конспект НОД по валеологии «Функции кожи» Программные задачи: — дать элементарные знания о функциях кожи: защитная, впитывающая и т. д. ; -знать, почему нужно содержать в чистоте кожу,.

Конспект урока математики во 2 классе «Понятие о прямоугольном треугольнике, признаки таких треугольников» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Класс: 2 Г Тема. Понятие о прямоугольном треугольнике, признаки.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая» «Понятие точка и прямая» Воспитатель в игровой форме знакомит детей с точкой, видами линий (прямой, кривой). Дети получают представление.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! «Мастерство.

Новые формы общения с родителями Как выстроить гармоничные отношения с родителями? Мотивированные и вовлеченные родители помогут не просто достичь новых образовательных.

Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.

Читайте также:  Как помочь избавиться от чувства тревоги

Тренинг общения «Познай себя» Тренинг общения «Познай себя» Цели тренинга: — правильно общаться друг с другом; — наладить обратную связь; — развивать чувство открытости.

Социальные особенности общения дошкольников Главным условием успешной социализации ребёнка является наличие детского общества, в котором формируются навыки общественного поведения.

Источник

Вопрос второй: Функции и средства общения

Традиционно в общении выделяют три взаимосвязанных функ­ции: коммуникативную(обмен информацией), перцептивную(вос­приятие и познание людьми друг друга), интерактивную(органи­зация и регуляция совместной деятельности).

Эти функции общения в педагогической деятельности реали­зуются в единстве, но для раскрытия сущности каждой из них рассмотрим их отдельно.

Педагогическое общение — это прежде всего коммуникация— передача информации, обмен информацией между участниками педагогического процесса. Информирование сопровождает все действия педагога. Эффективность коммуникации зависит от многих условий.

Педагог передает информацию вербальными (речевыми) и невербальными средствами.

В педагогическом общении присутствует все разнообразие видов речи, но независимо от того, убеждает, информирует, призывает ли педагог воспитанников, к его речи предъявляются особые требования:

· правильность (соответствие литературно-языковым нормам);

· точность (употребление слов, выражений в свойственных им значениях);

· ясность, простота, логичность, доступность;

Речь выражает отношение педагога к содержанию информации и к тому, с кем он общается, т.е. важна эмоциональная выразительность речи: интонация, темп, дикция, динамика, паузы. Интонация придает речи педагога эмоциональную окраску.

Дополняют речь, эмоционально влияют на воспитанников, передают чувства и переживания педагога невербальные средства. К.С.Станиславский утверждал, что люди общаются с помощью органов пяти чувств: глазами, мимикой, голосом, движениями рук, пальцев, а также через лучеиспускание и лучевосприятие.

Таким образом, культура общения достигается за счет как речи, так и невербальных средств.

Насколько значимы в педагогическом общении вербальные и невербальные средства, говорят ответы школьников на вопрос: «Какие признаки внешности педагога вы выделяете прежде все­го?» На первое место они поставили выражение лица и глаз — 80%, а затем голос — 60% опрашиваемых. Педагогу важно трени­ровать и беречь голос, обогащать свой язык, овладеть умением выражать свои мысли, работать над дикцией, интонацией. Сле­дить за выражением лица, жестами, обращая внимание, по сове­ту А. С. Макаренко, на решающие пустяки: как стоять, как си­деть, как подняться из-за стола, как улыбнуться, как посмотреть на воспитанников.

Обмен знаниями, эмоциональными реакциями в процессе пе­дагогического общения происходит в монологической и диалоги­ческой формах устной речи.

Монологическая форма речи используется педагогами для объяснения, изложения сложного материала, выводов по прове­денным опытам, практическим, лабораторным работам. Эта фор­ма требует от педагога соблюдения логики, убедительных доказа­тельств, обобщений, использования всех возможностей речевого воздействия (яркие примеры, запоминающиеся сравнения, исто­рические экскурсы и т. д.).

Демократизация и гуманизация образовательного процесса в школе, применение нетрадиционных форм обучения и воспитания способствуют распространению диалогической формы обучения.

Диалог — это попеременный обмен рациональной и эмоцио­нальной информацией, переход инициативы от педагога к воспи­таннику и обратно. М. М. Бахтин писал, что истина не рождается в голове отдельного человека, она рождается между людьми, со­вместно ищущими, в процессе их диалогического общения.

Диалог — это не просто вопрос—ответ, он ориентирован на решение учебно-воспитательных целей, он предполагает выявле­ние (в беседе, дискуссии, дебатах, на заседании круглого стола) отношения школьников к обсуждаемой проблеме, к людям, к миру, способствует проявлению личностной позиции, создает ат­мосферу взаимопонимания, доверия, откровенности, позволяет педагогу вносить коррективы в свои действия.

В диалоге педагог ставит вопросы, отвечает, направляет мысль, соглашается или возражает, управляет общением.

Чтобы сделать общение диалогическим, педагогу необходимо прежде всего учитывать эмоциональное состояние воспитанни­ков, свое отношение к ним, опираться на положительное в собе­седниках, обеспечивать ситуации успеха, проявлять живой инте­рес к обмену информацией.

В диалоге для педагога профессионально важно умение форму­лировать вопросы. «Умение ставить разумные вопросы — есть важ­ный признак ума и проницательности» (И. Кант). При обсужде­нии любой проблемы на занятиях, во внеурочном общении воспитатель может сформулировать такой вопрос, вокруг которо­го завяжется заинтересованный диалог.

Читайте также:  Что является природной основой для темперамента

Умение поставить вопрос, эмоционально выразить свои мыс­ли — важная сторона коммуникации, но для учителя не менее значима и другая сторона — умение слушать.

В. А. Сухомлинский писал, что умение слушать ребенка — большое педагогическое искусство. Умение слушать — ценней­ший дар педагога, подчеркнем, что это активный процесс его деятельности, необходимое условие взаимодействия, сотрудни­чества с воспитанниками. Позиция педагогов при слушании от­ражает симпатию, озабоченность по отношению к отвечающему ученику: «Вернись еще раз к условию задачи», «Не спеши, поду­май».

В школе, к сожалению, есть и такие учителя, которые плохо слушают, а порой и совсем не слушают ученика.

В. А. Сухомлинский писал, что для учителя особо значимо уме­ние чувствовать рядом с собой человека, чувствовать его душу, его желания. Это сложный процесс, так как сложен и стремитель­но изменяется объект познания — развивающаяся личность. По­нять психические особенности учеников, почувствовать их состо­яние, настроение, изучить ценностные ориентации, разобраться в представлениях воспитанников о самих себе воспитателю помо­гут психолого-педагогические знания, использование разнообраз­ных методов изучения личности, анализ произведений художе­ственной литературы, изобразительного искусства.

Педагогов, умеющих хорошо разбираться в людях, В. Леви на­звал гениями общения. У них прекрасное личностное видение уче­ника, видение каждого изнутри, умение читать другого человека, умение моделировать общение с учетом своеобразия индивиду­альности личности.

Важной функцией общения является интерактивная функция (организация и регуляция совместной деятельности), другими сло­вами — управление деятельностью воспитанников.

Продуманное общение определяет эффективность разнообраз­ных видов деятельности на уроке, успешность тренировки, твор­ческого внеклассного дела, обеспечивает положительный резуль­тат взаимодействия.

Взаимодействие — это совместные (педагог—воспитанник) дей­ствия по осуществлению общих целей деятельности, в процессе которой происходит взаимное влияние сторон друг на друга. В процессе взаимодействия проявляются внимание, интерес, со­гласие, сопереживание, сотрудничество учителей и учащихся, но это возможно если общение сопровождает каждый компонент де­ятельности.

Прежде всего общение выступает как предпосылка, настрой к деятельности, формирует положительную установку на совмест­ные действия. В общении выявляется, зачем, почему воспитанни­ки должны включиться в деятельность. При этом педагог не пред­лагает цель учащимся, а совместно с ними ее определяет, стремится к тому, чтобы цель деятельности была понята и внутренне приня­та детьми.

Не менее значимо общение в организации деятельности. Важ­но не предлагать учащимся готовые формы и методы работы, а определить их в творческом поиске, общими усилиями педагогов и воспитанников. Общение в сотрудничестве упорядочивает дей­ствия педагога и действия учащихся. Оно стимулирует, координи­рует процесс деятельности, создает эмоциональную атмосферу, способствует формированию положительных отношений.

Обязательно общение и при завершении деятельности, при под­ведении итогов взаимодействия (урока, похода, тренировки). При этом важно сочетание оценки и самооценки совместных действий, прогнозирование деятельности и воспитанников, и педагога.

Педагогическое общение, проникая в деятельность, обогаща­ет субъектов, участвующих в ней.

Взаимодействие требует четкого определения позиции воспи­танников и педагогов, учета индивидуальных особенностей об­щающихся сторон, уровня развития учащихся и меры актуализа­ции личностных потенциалов педагогов. В процессе взаимодействия важно формировать чувство «мы», формировать эмоциональное единство педагога и учащих­ся: вместо «анализируйте текст» — «сегодня мы займемся анали­зом текста», вместо «подумайте» — «подумаем вместе».

Совместная деятельность не гарантирует успеха в формирова­нии правильных отношений. В создании положительного фона отношений особо значимо «наличие общих интересов, идей, единства взглядов на цели и задачи совместной деятельности, взаимовлияние, творческое обогащение» [7, с. 18].

Выделенные информационная, перцептивная, интерактивная функции общения в реальной педагогической деятельности взаи­мосвязаны. Педагог познает воспитанников и при обмене инфор­мацией, и в совместных действиях. Взаимодействие невозможно без коммуникации и понимания общающихся.

Следует подчеркнуть, что реализация обозначенных функций общения во многом определяется нравственно-этическими уста­новками педагога — такими как гуманизм, оптимистический под­ход к личности, признание ее самобытности.

Источник

Оцените статью