- Бунин 16 Мастерство И.А. Бунина в изображении мира человеческих чувств.
- Сочинение по литературе. Своеобразие темы любви в прозе А. И. Куприна
- Главная тема в литературе
- Любовь и предательство
- Мастерство изображения мира человеческих чувств в произведениях И.А.Бунина и А.И.Куприна
- Чистое и возвышенно чувство
Бунин 16 Мастерство И.А. Бунина в изображении мира человеческих чувств.
Мастерство И.А. Бунина в изображении мира человеческих чувств.
И.А.Бунин в своих произведениях затрагивает и раскрывает многие темы, но одна из важнейших — это тема любви. В рассказах И.А. Бунина любовь становится источником душевных сил, нередко она оказывается самым значительным и счастливым событием в жизни человека.
Сборник «Темные аллеи» стал воплощением всех многолетних размышлений писателя о любви, в котором нет рассказа со счастливым концом. Возможно, он считает важным показать читателю не столько саму любовь, сколько те чувства, которые она влечет за собой. Например, рассказ «Темные аллеи». Старик-генерал приезжает на почтовую станцию в Тульскую губернию и встречает свою возлюбленную, с которой не виделся тридцать пять лет. Когда он был молодым человеком, то легко расстался с влюбленной в него крепостной девушкой Надеждой и женился на женщине своего круга. Все эти годы хозяйка горницы любила только Николая Алексеевича. А он пытается оправдаться: «Все проходит мой друг….Любовь, молодость — все, все. История пошлая, обыкновенная ». И Надежда мудро ответила: «Все проходит, да не все забывается. Простить я вас никогда не могла. Как не было ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было». Но, когда генерал уезжает, он признается сам себе: «Разве неправда, что она дала мне лучшие моменты в жизни?» Счастья в семейной жизни так и не обрел. Сословные предрассудки в свое время помешали будущему генералу соединить свою судьбу с простолюдинкой.
В этом рассказе автор со всей правдивостью показывает любовь огромной по своей силе и невозможной из-за социального статуса. Проходят годы, и люди вновь встречаются, но теперь их объединяют только воспоминания.
Для И.А.Бунина любовь- это самое прекрасное чувство на земле, не сравнимое ни с чем другим. И все же любовь рушит судьбы. Он писал, что «всякая сильная любовь избегает брака». Земное чувство есть лишь короткая вспышка в жизни человека, и И.А.Бунин пытается сохранить эти чудесные мгновения в своих рассказах
Источник
Сочинение по литературе. Своеобразие темы любви в прозе А. И. Куприна
Художественная литература – образное отражение действительности, способное воздействовать прежде всего на чувства. Особым даром раскрытия человеческой души со всеми ее стремлениями и страстями обладали такие русские писатели XX века, как Иван Бунин и Александр Куприн. Их книги искренни и лиричны. Герои – просты и естественны. Но от других мастеров художественного слова этих авторов отличает необыкновенный талант любви. В произведениях Бунина и Куприна об основополагающем человеческом чувстве сказано, пожалуй, больше, чем во всей мировой литературе прошлого века.
Главная тема в литературе
Любовь – возвышенное чувство, которому посвящали свои произведения античные авторы, поэты Возрождения, драматурги XVIII и XIX веков. Современные писатели тоже не остаются в стороне и отдают дань в своих произведениях извечной теме. Однако что они могут сказать нового после великих русских классиков? Ведь некоторые из них имели поистине ценный и уникальный талант любви.
В произведениях Бунина и Куприна это чувство разное. Оно, как и в жизни, может быть страстным, слепым, расчетливым, неразделенным, самоотверженным. Но оно всегда прекрасно. Любовь – это неотъемлемая часть действительности, которую нельзя понять и оценить. Ее можно только почувствовать. И только необыкновенный художественный дар позволяет донести до читателя эмоции, которые испытывает любящий человек. Для этого необходим особый талант. Талант любви…
В произведениях Бунина и Куприна герои страдают, расстаются, погибают от всепоглощающего чувства. Как правило, в рассказах нет закрученного сюжета, и композиция их чрезвычайно проста. Нередко в развязке – внезапный поворот в судьбе героя. Но при близком рассмотрении становится ясно, что перемены в жизни персонажа предопределены тем чувством, которым он жил долгое время. И как бы ни печальна была его судьба, она прекрасна и одухотворенна. Ведь движет ею могучая сила – талант любви.
В произведениях Бунина и Куприна есть общая идея, заключающаяся в том, что любовь есть самый ценный дар, ниспосланный свыше.
«Бунин с удивительным искусством возводит прозу в сан поэзии», — пишет Юлий Айхенвальд. И с этим трудно не согласиться. Действительно, мир прозы Бунина также удивительно гармоничен, как и поэтический мир. Читая Бунина, мы убеждаемся, как много поэзии в нашей прозе и как обыкновенное сродни прекрасному.
В своем творчестве писатель обращается к самым различным темам. В мир художественной литературы И. А. Бунин входит как автор произведений о русской деревне. В 1910-1913 г. вышли в свет повести редкой глубины: «Деревня», «Суходол», — целая серия удивительных рассказов. К Бунину пришла слава, а вокруг этих произведений развернулся жаркий спор.
Удивительным и постоянным был интерес Бунина к тайным, сокрытым процессам в человеческой душе, незаметно для нее самой теряющей полноту чувств, полет мечты. «Чаша жизни», «Сын», «Отто Штейн», «Легкое дыхание», «Петлистые уши», «Сны Чанга» — перечень этих произведений трудно прервать, так как тема мира человеческих чувств и переживаний присутствует практически во всех произведениях Бунина.
В середине 1910-х годов у писателя возникает интерес к совсем иной тематике — общемировые процессы, которые в ту пору имели самые мрачные прогнозы. Первую мировую войну писатель определил как «беспримерную катастрофу», сравнив её с начальными страницами Библии. «Господин из Сан-Франциско» (1915) своим миром вопиющей фальши, парадоксального человеческого эгоизма и близорукости должен был содействовать отрезвлению, хотя непосредственных откликов на войну не содержал.
Уже первая фраза о выборе Господином (господин не имеет имени) маршрута для увеселительного круиза насыщена определенным смыслом. Автор представляет мораль богатых путешественников. Интересно понаблюдать за деталями. Корабль назван «Атлантидой», что, несомненно, вызывает ассоциацию с неизбежной гибелью. Разные «слои» плывущих располагаются на разных «уровнях жизни»: блестящие салоны с одной стороны, и «адские» топки кочегарки с другой. Все это можно сравнить с моделью неправого разобщенного мира. Жалкой щепкой выглядит корабль над могучими, грозными глубинами океана. А движение «Атлантиды» по замкнутому кругу и возвращение с телом уже мертвого Господина — символ бессмысленного перемещения в пространстве. Чувство надвигающейся катастрофы ясно читается в обычном описании.
В рассказе Бунина мы видим как проявления зла бытового, социального, так и зла абсолютного, метафизического.
Социальное зло предстает в рассказе в виде несправедливого буржуазного миропорядка, изображения неравенства людей. Это также и непоколебимая уверенность одних людей в том, что они вправе повелевать другими. Это и притворство многих людей, которые не просто живут, а лицедействуют, играют какую-нибудь роль, порой уже смертельно им надоевшую. И, наконец, социальное зло проявляется в том, что люди живут, подчинившись не естественному человеческому началу, а «логике вещей» — важнее всегда оказывается социальный статус человека, его место на социальной лестнице, а не его подлинная сущность.
Но не только социальное неблагополучие оказывается в поле зрения автора. Все проблемы, обозначенные Буниным, можно назвать вечными, неустранимыми, они существуют в любом обществе, и социальное зло — лишь следствие зла вечного, космического, мирового. Космическое зло проявляется в вечности, неуничтожимое™ любого зла. Не случайно в рассказе в качестве параллели судьбе господина упоминание о римском императоре Нероне Тиберии: « На этом острове две тысячи лет тому назад жил человек, несказанно мерзкий в удовлетворении своей похоти и почему-то имевший власть над миллионами людей».
Это зло не исчезло — оно возрождалось тысячи раз и возродилось в том же господине из Сан-Франциско. Космическое зло — это непонятность и враждебность человеку мировых стихий. Олицетворением мирового зла в рассказе является Дьявол, «громадный, как утес», следивший со скал за кораблем, — это символ темных, не подвластных разуму начал человеческой жизни. О борьбе за человеческие души Ф. М. Достоевский сказал так: « Дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».
Рассказ о жизненном крахе самоуверенного «господина жизни» перерастает в лирически насыщенное размышление о связи человека и мира, о величии природного космоса и его неподвластности людским волям, о вечности и о непроницаемой тайне бытия.
Любовь и предательство
Иван Бунин умел с помощью стилистических средств передать характер героя и его чувства в последние минуты жизни. Кратко и лаконично он повествует о гибели героя в рассказе «Кавказ». Главная мысль произведения состоит в том, что убивает не любовь, а ложь. Смертоносной силой обладает предательство, которое, к несчастью, так часто является спутником человеческих страстей.
Особому вниманию в литературоведении отдается такой теме, как «Талант любви в произведениях Куприна». «Гранатовый браслет» – жемчужина русской лирической прозы. В повести автор использует различные художественные образы, которые дают читателю представление о жизни героев. Ему не приходится пространно объяснять, отчего переживания княгини Веры были столь глубоки после смерти ее поклонника, которого она и живым-то никогда не видела. Причина заключается не в обычном женском сострадании. А в том, что любовь дана не каждому, и не всякий может увидеть истинное самоотверженное чувство даже на расстоянии.
У героини повести «Гранатовый браслет» была возможность любить и быть любимой. Она могла отдаться чувству, о котором мечтает каждая женщина на Земле. Но беда в том, что социальные предрассудки и привычный уклад жизни бывают сильнее. Тихое, но безрадостное существование кажется человеку важнее истинной любви. И заблуждение это рассеивается зачастую слишком поздно.
Мастерство изображения мира человеческих чувств в произведениях И.А.Бунина и А.И.Куприна
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Мастерство изображения мира человеческих чувств в произведениях И.А.Бунина и А.И.Куприна.
И.А.Бунин и А.И.Куприн в своих произведениях затрагивают и раскрывают многие темы, но одна из важнейших — это тема любви. Конечно же, авторы по-разному описывают это светлое чувство, но мы можем найти и общие черты. У обоих авторов встречается глубокая и чистая любовь, и любовь слабая, которая не может противостоять поворотам судьбы и социальному неравенству.
В рассказах И.А. Бунина любовь становится источником душевных сил, нередко она оказывается самым значительным и счастливым событием в жизни человека.
Сборник «Темные аллеи» стал воплощением всех многолетних размышлений писателя о любви, в котором нет рассказа со счастливым концом. Возможно, он считает важным показать читателю не столько саму любовь, сколько те чувства, которые она влечет за собой. Например, рассказ «Темные аллеи».
Старик-генерал приезжает на почтовую станцию в Тульскую губернию и встречает свою возлюбленную, с которой не виделся тридцать пять лет. Когда он был молодым человеком, то легко расстался с влюбленной в него крепостной девушкой Надеждой и женился на женщине своего круга. Все эти годы хозяйка горницы любила только Николая Алексеевича. А он пытается оправдаться: «Все проходит мой друг….
Любовь, молодость — все, все. История пошлая, обыкновенная ». И Надежда мудро ответила: «Все проходит, да не все забывается. Простить я вас никогда не могла. Как не было ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было». Но, когда генерал уезжает, он признается сам себе: «Разве неправда, что она дала мне лучшие моменты в жизни?» Счастья в семейной жизни так и не обрел.
Сословные предрассудки в свое время помешали будущему генералу соединить свою судьбу с простолюдинкой.
В этом рассказе автор со всей правдивостью показывает любовь огромной по своей силе и невозможной из-за социального статуса. Проходят годы, и люди вновь встречаются, но теперь их объединяют только воспоминания.
Для И.А.Бунина любовь- это самое прекрасное чувство на земле, не сравнимое ни с чем другим. И все же любовь рушит судьбы. Он писал, что «всякая сильная любовь избегает брака». Земное чувство есть лишь короткая вспышка в жизни человека, и И.А.Бунин пытается сохранить эти чудесные мгновения в своих рассказах.
А.И.Куприну так же в полной мере удалось в небольшом по обьему произведении «воспроизвести » себя, высказаться о самом главном для него. В повести «Гранатовый браслет» прослеживается любовь двух людей разного социального положения: простого чиновника и дворянки.
Эта повесть о любви, любви высокой, самоотверженной, не требующей ничего взамен, любви, которая встречается «раз в тысячу лет». В течение восьми лет Желтков безответно был влюблен в княгиню Веру Николаевну. На праздники он посылал ей письма. Для чиновника его любовь стала смыслом жизни, самой жизнью. Он полностью отдался этому чувству.
В день именин Вера получает от влюбленного в нее Желткова гранатовый браслет с письмом, где он просит не сердиться на его вмешательство в ее жизнь и принять этот дар. Выера, привыкшая во всем слушаться мужа, спрашивает у него совета. Повесть кончается трагически. Брат и муж Веры требуют у Желткова прекратить вмешиваться в их личную жизнь.
Но чиновник бессилен перед своим чувством. Он видит лишь один выход- умереть. Вера потрясена. Она посещает квартиру Желткова, где впервые видит его, уже мертвого. В этот момент княгиня понимает, что «та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее».
Любовь способна полностью преобразить человека, открыть ему необъятную глубину его внутреннего мира, помогать ему обнаружить в себе силы, о наличии которых он сам даже не подозревал. Но ничего уже изменить было нельзя. Даже смерть Желткова не может разлучить его с Верой.
Она слышит его голос: «Успокойся, я с тобой…потому что мы с тобой любим друг друга только одно мгновение, но навеки». Любовь нередко приносит страдания и муки, она зачастую ранит человеческое сердце и обрекает его на боль неразделенного и безответного чувства…
В каждом произведении мы находим все новые и новые стороны самого прекрасного из человеческих чувств- чувства любви. Произведение И.А.Бунина и А.И.Куприна открыли новые грани этого непонятного, но в тоже время прекрасного чувства. Они оба пишут о несчастной любви, рушащейся из-за неожиданностей судьбы, социального неравенства или характеров самих героев.
- Верная, горячая любовь Надежды на всю жизнь в рассказе И.А. Бунина «Темные аллеи». Трагическая любовь, связанная со смертью в произведении А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Картина любви полесской колдуньи Олеси и русского интеллигента Ивана Тимофеевича.реферат [11,9 K], добавлен 10.10.2011
Чистое и возвышенно чувство
Любовь – это не всегда безумная страсть. Порою она напоминает весенний солнечный день, когда пробуждается природа, а сердце наполняет сладостная тревога. И кажется, так будет всегда. Подобные эмоции испытывает герой повести «Олеся». Бедная девушка из глухой деревни имеет дурную славу колдуньи, но вместе с тем решительность, силу и, главное, неоценимый талант любви. В произведениях Куприна теме этого чувства отдается особое значение, но в «Олесе» – одном из первых крупных творений – он передал чрезвычайно ярко столкновение двух миров – чувственного и социального.
Талант любви в произведениях Бунина и Куприна изображен вечной неизменной силой, которая живет, даже несмотря на кратковременность и мимолетность симпатии, страсти, привязанности и других, более земных человеческих чувств.
Источник