Коммуникативная компетентность педагога
Ольга Саитова
Коммуникативная компетентность педагога
«Если вы просто общаетесь, вы можете получить результаты.
Но если вы общаетесь с умом, вы можете творить чудеса»
Воспитатель 21 века –это:
— Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
— Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
-Умеющий организовать рефлексивную (анализирующую) деятельность;
— Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Педагогическая деятельность относится к числу таких видов профессиональной деятельности, которые накладывают отпечаток на всю личность человека и часто становятся для него тем, что определяет тот образ мира, через который преломляются его внешние факторы.
В связи с этим развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает особую значимость. Компетентность во взаимодействии — одна из важнейших составляющих профессионализма.
Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер,готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство.
Профессиональная компетентность – это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств.
К основным составляющим профессиональной компетентности педагога ДОУ относятся:
Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.
Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.
Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
К каждой компетенции свои требования.
Я хочу остановиться сегодня на коммуникативной компетенции она,включает в себя следующие умения и навыки:
1. Грамотно держаться во время занятий и после (осанка, мимика, движения);
2. Подавать себя, подчеркивать свое достоинство;
3. Контролировать и корректировать свое эмоциональное состояние и поведение в целом;
4. Устанавливать и поддерживать эмоциональный контакт с детьми; (проявляйте интерес к увлечениям ребенка, не запрещайте ребенку гневаться (уголок уединения,
5. Снимать излишнее психическое напряжение у себя и у детей; (у себя — сделать глубокий вдох-выдох; у детей- игра с песком, дудочка)
6. Управлять своим вниманием и вниманием детей (привлекать, овладевать, поддерживать (например начать занятие с интриги «Угадайте что я вам приготовила?», используйте больше красок,Послушайте, а теперь посмотрите, а теперь потрогайте, можно даже понюхать, смотря, о чем речь
7. Владеть технологией взаимодействия и техникой речевого воздействия (дыхание, дикция, темп, голос)
8. Вызывать симпатию и интерес к себе;(широко улыбнуться, называть ребенка по имени, использовать фразу расскажи мне., похвалить)
9. Избирать оптимальный тон в общении с детьми (технологии прямого и косвенного воздействия)
10. Знать механизмы общения и средств коммуникации (подражание, убеждение, заражение);(у детей основное содержание коммуникативной деятельности привлечь внимание к себе и получить оценку своих действий.)
11. Анализировать и учитывать индивидуально- типологические особенности и состояния детей;
12. Задавать вопросы и отвечать детям;
13. Диагностировать характер усвоения детьми отобранного материала;
14. Ставить диагноз ошибки ребенка, понимать и оптимизировать причины его затруднений;
15. Исправлять ошибку; вовремя и нужным способом оказывать помощь детям при затруднениях;
16. Дифференцированно оценивать знания, действия детей (отметка, суждение, само/взаимооценка);
17. Прогнозировать поведение и развитие дошкольников;
18. Учитывать и использовать зону актуального и ближайшего развития ребенка;
19. Планировать и гибко изменять коммуникативную структуру занятия;
20. Передавать свое активно положительное отношение к материалу, заражать интересом;
21. Организовывать деятельность на занятии;
22. Организовывать и поддерживать контакт во время занятия (с группой, подгруппой, ребенком);
23. Осуществлять обратную связь в процессе передачи информации и ее усвоения дошкольниками;
24. Поддерживать благоприятный климат на занятии, атмосферу творчества и безопасности;
25. Организовывать материал сообразно детским особенностям;пользоваться технологией и средствами педагогической коммуникации;
26. Поддерживать постоянный контакт с группой, чувствовать смену ситуации и реагировать на нее;
27. Понимать каждого ребенка, устанавливать с ним личный контакт;
28. Сочетать уважение и оптимизм к личности ребенка с необходимой требовательностью;
29. Раскрывать потенциал дошкольника через организацию коммуникативного воздействия;
30. Владеть особой манерой встречи с детьми, отражающей радость общения;
31. Импровизировать, поступать и говорить экспромтом;
32. Обладать эмпатией (понимать ребенка, принимать, сопереживать, сочувствовать);
33. Вызывать доверие, снимать сопротивление;
34. Выбирать позицию и роль в общении в зависимости от обстоятельств.
Таким образом, коммуникативная компетентность это способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми; владение определенными нормами общения и поведения; владение «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами поведения).
Профессионализм и компетентность педагога как ресурс развития современного образования Двадцать первый век – век глобализации интернета, передовых технологий, инноваций предъявляющих высокие требования к профессионализму и.
Доклад «Психолого-педагогическая компетентность педагога» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «КОЛОСОК» С. БОЛЬШЕУСТЬИКИНСКОЕ МЕЧЕТЛИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ.
Коммуникативная деятельность в старшей группе Коммуникативная деятельность в старшей группе. Февраль. Упражнение «Доброта» Ведущий. В каждом из нас в той или иной степени развито чувство.
Коммуникативная игра «Ожившие игрушки» «Ожившие игрушки»упражнение. Спросите у ребенка,Как он думает,что происходит в магазине игрушек ночью. Выслушайте его,предложите представить,что.
Консультация для педагогов «Профессиональная компетентность современного педагога» «Правильно организованное обучение ведет за собой развитие». Л. С. Выготский В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного.
Мастер-класс «Коммуникативная компетентность дошкольников» Цель: повышение психолого-педагогической грамотности педагогов в вопросах адаптации детей к условиям ДОУ и эмоционального благополучия детей.
Познавательная и коммуникативная деятельность Познавательная деятельность Знание — это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Познаванием.
Практикум по экологии «Экологическая компетентность педагога и его роль в экологическом воспитании дошкольников» Уважаемые коллеги! В новом учебном году мы подписались на комплект устных журналов согласно ФГОС ДО. И первый выпуск – это экологический.
Статья «ИКТ — компетентность педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога» Статья «ИКТ – компетентность педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога» Стратегия информатизации системы.
«Профессиональная компетентность педагога в условиях реализации ФГОС до». Интерактивная игра для педагогов Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 7 «Радуга» 155048 Ивановская обл., г. Тейково, Вокзальный.
Источник
Консультация для педагогов «Умей управлять своими эмоциями и поведением»
Эльмира Абасова
Консультация для педагогов «Умей управлять своими эмоциями и поведением»
Быть педагогом – достаточно сложная профессия, требующая ежедневной работы над собой, своими профессионально-личностными качествами, психоэмоциональным состоянием и поведением.
В течение всего рабочего времени, педагогам приходится общаться не только с воспитанниками, но и с родителями и коллегами. Эти взаимодействия вызывают у нас различные эмоции.
Что такое эмоции?
Существует несколько определений понятия «эмоции». Одни называют этим понятием выражение при помощи голоса и движения лица душевных переживаний. Другие — ситуативное проявление чувств (короткое и быстрое). Третьи — чувства, которые выражаются специально для окружающих. Иными словами, если подытожить все определения, то эмоции — это выразительные движения, которые несут информацию о состоянии человека и передают его отношения к тому или иному действию или событию.
Эмоциибывают нескольких видов:
• позитивные — прощение, радость, восхищение, наслаждение и т. п. ;
• негативные — зависть, ненависть, злость, гнев, раздражение и др. ;
• нейтральные — приобретающие различные оттенки в разных ситуациях (например, удивление).
Почему педагогу нужно контролировать эмоции?
Умение управлять своими эмоциями очень важно для любого человека. Во-первых, эмоции часто возникают не в нужном месте и не в нужное время. Во-вторых, наши эмоции могут задеть окружающих нас людей. В-третьих, если мы переполнены эмоциями, нам будет гораздо сложнее на чем-то сконцентрироваться, а именно пропадет концентрация на образовательном процессе. Избыток эмоций мешает расслабиться и отдохнуть. Умение управлять эмоциями — признак развитой личности и воспитанного человека, способного контролировать свои чувства даже в тех ситуациях, когда это очень трудно. Умение управлять эмоциями необходимо развивать. Делать это можно самостоятельно.
Как научиться управлять своими эмоциями?
1. Следите за своим лицом. Пока эмоция не набрала силу, уберите ее, изменив выражение лица на более нейтральное. Если вы сможете это сделать, то накал страстей сразу спадет.
2. Следите за своим дыханием. Ваше эмоциональное состояние сразу изменится, если изменить ритм и частоту дыхания. При необходимости поднять свою энергетику достаточно проделать упражнения, сопровождаемые резкими и сильными выдохами. Если надо успокоиться, начинайте делать спокойные вдохи и выдохи.
3. Научитесь управлять своими мыслями, так как они имеют свойство управлять нашим вниманием. Если вы думаете о положительных сторонах жизни, то запускаете положительные эмоции (негативные мысли порождают отрицательные эмоции). Ваша задача состоит в том, чтобы избегать негативных мыслей. Сделать это можно путем переключения на другие, более позитивные размышления. И так как с нами рядом всегда находятся дети, переключите свое внимание с одного вида деятельности с детьми на другой.
4. Научитесь управлять своим настроением. От вашего настроения зависят те эмоции, которые вы испытываете. Поэтому ваша задача состоит в том, чтобы постоянно повышать себе настроение. Наиболее простой способ — это выбрать действие, которое повышает вам настроение, и каждый раз его проделывать.
5. Научитесь управлять своим поведением. Чрезмерные эмоции вызывают у нас резкие движения, желание что-то бросить и порой даже сломать. Следите за своими движениями, выровняйте дыхание, переключите внимание. Соблюдайте педагогический такт. В конечном итоге улыбнитесь.
Почему важно знать, как управлять своими эмоциями и чувствами?
Сильные эмоции способны добавить в вашу жизнь яркие краски, но в то же время они могут разрушить ваше здоровье и психику. Негативные эмоции притупляют вашу чувствительность к другим людям и способствуют разрушению отношений с окружающими. Все ваши энергетические ресурсы уходят на переживания, а это значит, что на достижение чего-либо значимого у вас их уже не хватит.
Негативные эмоции мешают вашей работе, если не контролировать их в процессе своей деятельности и общения.
Что касается здоровья, то негативные эмоции являются причиной многих заболеваний как психологического, так и физического характера. Поэтому очень важно проводить профилактику неврологических реакций путем контроля негативных эмоций с целью избегания печальных последствий. Люди, долгое время пребывающие в состоянии стресса, подвергают большому риску свое здоровье (психосоматика).
Особенно это важно для работы педагогов.
Способен ли человек сам с этим справиться? Да, безусловно. Взяв под контроль свои эмоции, вы станете хозяином своей жизни и сделаете ее счастливой и гармоничной.
Педагогам часто не нравятся некоторые воспитанники, а часто и члены коллектива.
Между тем необходимо научиться мирно сосуществовать с ними. Следует помнить, что все участники образовательного процесса имеют право на то, чтобы с ними обращались достойно и уважительно. Начните работу с «трудными» детьми и коллегами с самоанализа и коррекции собственного поведения.
ПРАВИЛА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
1. Создайте в душе идеал, высокую мечту и стремитесь к ней. Помните, что совершенству нет предела.
2. Растите профессионально, будьте в курсе последних достижений педагогической науки.
3. Будьте всегда в равновесии, сдерживайте отрицательные эмоции.
4. Выходите из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором. Ищите выход из конфликта, а не виноватых; находите ошибки и причины недоразумений не в других, а в себе.
5. Прощайте, сочувствуйте, сопереживайте, будьте великодушны и снисходительны.
6. Живите легко, просто и радостно. Учите, улыбаясь. Радость по силе равна любви, а уныние и отрицание погубят все, за что бы человек ни взялся.
7. Будьте всегда доброжелательны.
8. Всюду наводите порядок и уют, создавая оазис доброты, любви и красоты в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
9. Будьте доброй и честной. Помните, что добро всегда вернется многократно увеличенным.
10. Воспитывая детей, стремитесь любить ребенка таким, каков он есть.
11. Уважать в каждом ребенке личность, воспитывая достоинство и ответственность за себя, и свои поступки.
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Умей дружбой дорожить» Цель беседы: учить детей анализировать, рассуждать по данной теме. Задачи:воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку вместе.
Дефектолог рекомендует. Практические рекомендации по формированию способности управлять своим поведением у ребенка с ОВЗ ДЕФЕКТОЛОГ РЕКОМЕНДУЕТ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СПОСОБНОСТИ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ, ПЛАНИРОВАТЬ СВОИ.
Как распознать детей с аффективным поведением Для значительной части «трудных» детей характерно аффективное поведение. В данном случае мы имеем в виду не медицинский диагноз, а склонность.
Конспект НОД по познавательному развитию «Родина-мать — умей за неё постоять» в подготовительной группе Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема: «Родина – мать, умей за неё постоять» Задачи: Формировать представление.
Конспект образовательной ситуации «Умей в гости звать, умей и угощать!» в старшей группе Цель Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Задачи 1. Познакомить с традициями и обычаями наших предков, традициями русского.
Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.
Консультация для педагогов и родителей «Книжка-малышка своими руками» Книжка-малышка — маленькая книжечка на определённую тему изготавливая которую малыш закрепляет свои знания, это что-то родное, тёплое, маленькое,.
Консультация для педагогов и родителей «Новогодняя открытка своими руками» с детьми дошкольного возраста Совсем скоро наступит долгожданный праздник Новый год. Всем приятно в эти дни получать подарки. Самый лучший подарок — это подарок, сделанный.
Источник