«ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ готовность к ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalno-volevaya_gotovnost_k_shkolnomu_obucheniyu.docx | 18.68 КБ |
«ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ готовность к ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»
К 6-ти годам у ребенка происходит оформление основных элементов волевого поведения, что выражается в следующих умениях:
— наметить план действий;
— исполнить намеченный план;
— проявить усилие в случае возникновения препятствий;
— оценить результат своего действия.
Главный акцент в развитии эмоционально-волевой готовности к школе педагоги должны делать на воспитании мотивов достижения цели:
• не бояться трудностей;
• стремление преодолевать их;
• не отказываться от намеченной цели.
В нескольких словах, готовность — это умение слушать + умение слушаться.
Основным показателем развития самостоятельности как проявления волевых усилии ребенка является ежедневное выполнение ребенком без напоминания каких-либо поручений и обязанностей.
Как развивать волевую готовность?
1. Повышать самостоятельность и ответственность ребенка:
— закрепить конкретное поручение за ребенком, поощрять его выполнение;
— учить стихи, пересказывать сказки и рассказы.
2. Развивать самоконтроль:
— использовать игры типа «Сделай так же», «Конструирование по образцу», «Найди 5 отличий», «Да и нет не говорите. »
3. Чаще использовать игровую мотивацию и оценку со стороны сверстников.
4. Развивать стремление действовать по моральным мотивам.
5. Соблюдать постепенность в высказывании требований, так как произвольность поведения только закладывается в этом возрасте.
6. Развивать уверенность в себе, в своих силах с помощью создания ситуаций успеха.
Развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость. Необходимым условием успешного обучения в школе является умение ребенка откликаться на прекрасное, проявлять эмпатию. В этой сфере педагог в ДОУ работает на перспективу, так как эмоциональная сфера личности дошкольника:
— обладает интенсивностью проявления эмоций,
— непосредственностью в проявлении эмоций,
— быстрой переключаемостью, сменой настроений,
Педагог должен стремиться к развитию следующих качеств и характеристик личностной сферы в области эмоций:
• глубины чувств и эмоций;
• осознания причин появления тех или иных эмоций;
• проявления высших чувств: эстетических, нравственных, познавательных;
• эмоционального предвосхищения (осознанно го ожидания успеха или неудачи).
В развитии волевой и эмоциональной готовности может помочь использование примеров из сказок, рассказов (чтение художественной литературы, постановка сказок детского театра, рассматривание картин, слушание музыки.
Источник
Консультации для родителей, которые помогут оценить готовность ребенка к систематическому обучению в школе
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnaya_gotovnost_rebenka_k_obucheniyu_v_shkole.doc | 45 КБ |
Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе
Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе предполагает владение грамматическим строем речи и ее логическое оформление, способностью к конструированию и многое другое. Интеллектуальная готовность предполагает сформированность учебных навыков, к числу которых относят такое поведение ребенка на занятиях когда он:
• понимает суть задания;
• формулирует вопросы, направленные на понимание задания;
• умеет перестроиться в связи с изменением содержания задания;
• может попросить о помощи, сформулировав сущность затруднения;
• планирует предстоящую работу;
• способен сказать о том, как производить умственные действия или догадывается как;
• комментирует свои действия, указывает на допущенные ошибки, исправляет их;
• при неправильном выполнении задания пробует другие варианты;
• производит действия контроля и оценки.
Освоение учебных навыков и привычек основывается на сформированности различных мыслительных операций — последовательности, аналогии, анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
По утверждению известного исследователя психологии детства В. В. Давыдова и его коллег, наряду с умением действовать по образцу и активно сотрудничать с педагогом, творческое воображение является базовым слагаемым школьной готовности ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве выступает как фундаментальное психологическое новообразование возраста. Творчество, утверждал Л. С. Выготский, есть удел не только гениев и великих талантов, «творчество существует. везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое» . Сформированное в ранний детский период воображение «впитывает» затем опыт мышления. Как заметил еще Дж. Дьюи, «когда предметы становятся знаками. игра из простого проявления физической радости превращается в деятельность, которая включает в себя мыслительный фактор».
Эмоционально-волевая готовность ребенка
к обучению в школе
Эмоционально-волевая готовность среди специалистов чаще обозначается понятием произвольность (от слова воля). Эмоционально-волевая готовность проявляется в способности ребенка управлять своими эмоциями и контролировать свое импульсивное поведение. В ходе групповых развивающих занятий дети учатся дожидаться своей очереди в игре, самостоятельно справляться с обидой и досадой при неудачах. Произвольность проявляется в способности ребенка сосредоточиться и довести начатое дело до конца, она помогает ему организовать свои действия, если задание не очень нравится, но от работы каждого зависит общий успех.
Произвольность играет важную роль в формировании эмоциональной и в целом социальной культуры растущего человека. От ее наличия зависит в дальнейшем, будет ли ребенок принимаем в различных сообществах сверстников и взрослых.
Эмоционально-волевая готовность к школе включает в себя:
Но выделение проблемы развития произвольности в комплексе психологической готовности к школе способствует и выдвижению противоречия. С одной стороны, низкий уровень развития произвольности отрицательно влияет на обучение в школе. С другой, произвольное поведение является новообразованием младшего школьного возраста.
Коммуникативная готовность ребенка к обучению в школе
Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка общаться с разными группами людей. Коммуникативная готовность предполагает наличие различных способов общения — словесного и невербального, межличностного и делового.
На развивающих занятиях с дошкольниками задания коммуникативного типа должны составлять значительную часть рабочего времени. Детей следует учить слушать и пересказывать услышанное, отвечать на вопросы, не уклоняясь от содержания обсуждаемой темы, выражать свои мысли, эмоции и желания адекватными способами. Развитие коммуникативной готовности детей к обучению в школе должно быть направлено на выработку средств учебного взаимодействия ребенка со взрослым. По итогам занятий ребенок должен быть в состоянии инициировать контакт с учителем и легко выходить из этого контакта, принимать педагога как партнера по учебному взаимодействию (а не как только проверяющего и оценивающего), координировать с ним свои действия.
Общеличностная готовность ребенка к обучению в школе
Главное содержание общеличностной готовности составляют самооценка и нравственные основания поведения. Сформированная устойчивая самооценка обеспечивает прогресс в развитии ребенка, если носит позитивный характер и адекватна реальному положению взрослеющего человека в системе его общественных отношений. Формирование нравственной позиции на занятиях в предшколе происходит в ходе выбора критериев по различению плохого и хорошего, доброго и злого. Важная роль при этом отводится мотивированию детей к нравственному поведению как основе благоприятных школьных взаимоотношений в будущем.
В период возрастного кризиса семи лет привычная воспитательная система отношений к ребенку со стороны взрослых не поспевает за его стремительными изменениями. Особенно заметными достижениями ребенка становятся возрастание его самостоятельности и изменение отношений со взрослыми и сверстниками. Внутренняя и внешняя стороны личности ребенка начинают дифференцироваться. Он, утрачивая детскую непосредственность, привносит в свои переживания и свое поведение интеллектуальное содержание. Появляется, по выражению Л. С. Выготского, «смысловое переживание» социальной ситуации развития, возникает новое отношение к себе, новые связи между поступками и переживаниями.
Социальная готовность ребенка к обучению в школе
Социальная готовность ребенка связана с его способностью легко включаться в различные группы детей для выполнения общих заданий. Социально ориентированный ребенок охотно помогает другим, делится с ними игрушками, сладостями, карандашами.
Действия взрослого на занятиях с дошкольниками предполагают поддержку не только лидерских проявлений отдельных детей, но также переключение их на исполнение противоположных ролей, в том числе второстепенных (в виде изображения дерева или другого реквизита игрового действия). Эффективность занятий по социальному развитию будет складываться из возрастания сплоченности группы, взаимного принятия ее членами друг друга, проявления толерантности к поведению сверстников, умения признать свою вину. Работа на занятиях с дошкольниками может быть уплотнена за счет разработки таких развивающих программ, которые бы сочетали в себе направленность на формирование нескольких видов готовности одновременно. Прежде всего, это относится к сочетанию интеллектуальной подготовки дошкольников с развитием произвольности их поведения. Интеллектуально-волевая подготовка детей к обучению в школе поможет им успешно преодолевать те трудности учения, которые связаны с перегрузкой, выполнением неинтересных заданий, самообразовательной работой по достижению высоких индивидуальных результатов.
Интеллектуальная подготовка к школе в сочетании с коммуникативной поможет развить у детей речевые возможности, предупредить школьный страх ответа у доски, научить их решать учебные задачи совместно с одноклассниками в малых группах. Коммуникативная подготовка в контексте развития социальной готовности дошкольников к обучению откроет пути к самопознанию и личностному росту, даст возможность определиться с лидерской направленностью, почувствовать ответственность за других людей.
Источник
Ирина Малышенко
Психологическая готовность к обучению в школе
Психологическая готовность к обучению в школе
Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребенка-дошкольника.
Вопрос психологической готовности к обучению в школе достаточно широко рассматривался в отечественной и зарубежной психологии. Представители зарубежной психологической школы (А. Анастази, Я. Йирасек, С. Штрембел) рассматривали проблему в аспекте школьной зрелости.
Отечественные психологи (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. Божович) делали акцент на теоретическую разработку вопроса.
Л. С. Выготский указывал, что готовность к школе определяется умением ребенка обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира.
Л. И. Божович представляла готовность к школе как комплексную характеристику, включающую определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, социальной позиции школьника, произвольной регуляции познавательной деятельности.
В комплексе психологической готовности к школе особое место уделяется развитию произвольности. Д. Б. Эльконин и его сотрудники выделили несколько параметров учебной деятельности,фактически относящихся к компонентам произвольности:
1. Умение осознанно подчиняться правилу.
2. Умение ориентироваться на заданную систему требований.
3. Умение внимательно слушать говорящего и воспроизводить задания, предлагаемые в устной форме.
4. Умение самостоятельно выполнить задание на основе зрительного восприятия образца.
И. В. Дубровина выделяет также развитие речи как компонент психологической готовности к школе, т. к. «речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления».
На основе обобщения теоретических подходов к решению проблемы психологической готовности к школе можно выделить ряд ее признаков.
1. Сильное желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива).
2. Достаточно широкий круг знаний об окружающем мире.
3. Способность к выполнению основных мыслительных операций.
4. Достижение определенного уровня физической и психологической выносливости.
5. Развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств.
6. Определенный уровень речевого и коммуникативного развития.
Итак, психологическая готовность формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным структурным образованием, включающим интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность.
Психологическая готовность к школе
Компоненты психологической готовности
Интеллектуальная готовность • Наличие широкого кругозора и запаса знаний.
• Сформированность начальных умений учебной деятельности.
• Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу).
• Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации.
• Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.
• Развитие фонематического слуха.
Личностная готовность Принятие новой социальной позиции.
Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе.
Развитие познавательных критериев, любознательности.
Развитие желания ходить в школу.
Произвольное управление своим поведением.
Потеря «детскости», непосредственности.
Социально-психологическая готовность Гибкое владение способами установления взаимоотношений.
Развитие потребности в общении.
Умение подчиняться правилам и нормам.
Умение действовать совместно, согласовывать свои действия.
Эмоционально-волевая готовность Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).
Умение ограничивать эмоциональные порывы.
Умение систематически выполнять задания.
Определение психологической готовности детей к школьному обучению
В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости».
А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и др. поведенческими характеристиками».
Л. И. Божович указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.
На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. В структуре психологической готовностипринято выделять следующие компоненты:
1. Личностная готовность.
2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе.
3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению.
Психологическая помощь детям с недостаточной готовностью к школьному обучению Психологическая помощь детям с недостаточной готовностью к школе предполагает комплексную работу. Комплексная работа подразумевает проведение.
Взаимодействие психолога ДОУ с педагогами и родителями по результатам обследования готовности детей к школе Психологическая готовность к школьному обучению — одна из важнейших проблем педагогической психологии. Психологическая готовность формируется.
Источник