Умение говорить — визитная карточка человека
статья
В статье представлены материалы по значимости владения правильной речи и искусства общения для каждого человека вне зависимости от возраста. Каждый должен стремиться красиво выражать свои мысли и быть понятым окружающими. Это станет ключом к будущему успеху. Материалы статьи будут интересны учителям начальных классов, гуманитарного цикла, доступны учащимся начального, основного звена и, что не мало важно, полезны старшеклассникам, для которых необходимость в умении правильно говорить и общаться станет визитной карточкой в настоящем и будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stat_rech_zalilova.docx | 17.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Умение говорить — визитная карточка человека.
Л.Р. Залилова, учитель начальных классов
МБОУ «Куртуковская ООШ имени В.П.Зорькина», Новокузнецкий муниципальный район, Кемеровская область
L.R. Zalilova, еlementary school teacher,
MBOU «Kurtukovskaya OOSH imeni V. P. Zor’kina»
Заговори, чтобы я увидел тебя.
Для общества в целом основная цель обучения языку состоит в том, чтобы научить каждого человека общества облекать любую значимую информацию в соответствующую речевую форму.
Речь – основное средство звучащей передачи мыслей, чувств, средство воздействия на слушателей. «Сейчас он войдёт, и между нами произойдёт самая обыкновенная и непонятная вещь в мире: мы начнем разговаривать. Гость, издавая звуки разной высоты и силы, будет выражать свои мысли, а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха… и его мысли станут моими…»- писал А.И.Куприн. Говорящий должен воздействовать не только на разум слушателей, но и уметь завоёвывать их симпатию, вызывать нужную реакцию. Самые разнообразные чувства можно передавать голосом, интонацией. Например, общеизвестные вежливые слова «здравствуйте», «извините», произнесенные особым образом, могут обидеть или оскорбить человека. И слово «молодец» используется не только для того, чтобы выразить одобрение и похвалу.
Точная и правдивая интонация, возникающая в следствии соответствующего изменения высоты тона, определенного темперамента и умелого применения логических и эмоциональных средств интонации, делает речь говорящего доходчивой и убедительной. Примером может служить деятельность Юрия Борисовича Левитана. Был известен многим миллионам людей, но почти все эти люди не представляли даже, как Левитан выглядит, потому что никогда его не видели. Зато хорошо знали его голос- голос редкого тембра т выразительности. Своими интонациями Левитан умел передать и боль, и огорчения, и радость, и торжество. С помощью выразительности своего голоса он общался с каждым радио слушателем, входил в каждый дом и в каждое сердце, заставлял собраться с силами, вселял уверенность, зарождал надежду. Сила его влияния на людей была поистине легендарной. Ему поручали читать наиболее важные события-те, в которых чувства должны были звучать сильнее, чем слова. На долю Левитана выпала великая честь – провозгласить Победу нашего народа над фашистами.
« Самое важное в искусстве речи – это, во-первых, произношение, во-вторых, произношение, и, в-третьих, произношение.» — читаем в трудах Демосфена.
Как бы ни была интересна и познавательна речь, она не будет воспринята слушателями, если выступающий произнесет её нечленораздельно, хриплым, слабым, невыразительным голосом. Голос при выступлении важен в такой же степени, как и содержание речи, как внешность и манеры оратора. Это тот инструмент, с помощью которого говорящий доносит своё сообщение до аудитории. Человеческий голос – могущественное средство воздействия на публику. Благодаря красивому звучному голосу оратор может с первых минут привлечь внимание слушателей, завоевать их симпатии и доверие. Немаловажную роль играет выразительность – совокупность особенностей речи, образность и эмоциональность усиливают её эффективность, доставляют эстетическое наслаждение.
Интонация – основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение человека к тому, что он говорит. Мысль, не согретая чувствами, будет неубедительной и может привести к неправильной интонации. Слова насыщаются эмоциональным содержанием при условии, когда говорящий должным образом оценивает мысль, проявляет свое отношение к ней. Наша мелодия речи волнообразна. Русской интонации характерна восходяще-нисходящая мелодика повествовательного предложения. Поэтому начинать нужно говорить в среднем тоне, чтобы иметь возможность повышать, развивая смысл длинного предложения, и понижать тон голоса на точке. Надо также учитывать, что в звучащей речи после ударного слова, особенно если оно стоит ближе к началу предложения, резко падает громкость голоса и часто бывает не слышен конец предложения. Так же, как и не слышны концы слов из-за того, что энергия отдана главному слогу.
Требуется тренировка навыка сохранения звучности голоса на протяжении всего предложения, чтобы поддерживалась ровность силы звука и после ударных слов.
Слова пишутся отдельно, а произносятся слитно. Однако не сплошным потоком. С помощью пауз разъединяется речевой поток на отдельные фразы.
Понижение голоса на ударном слоге придаёт интонации окраску покоя и убеждённости от сознания правоты. Вслушайтесь в предложение: «Его речь сильно захватила всех зрителей.» Оно характеризует говорящего, умеющего донести до слушателей свои мысли, убедить их и принять его точку зрения.
Понижение голоса на главном слове- это характерный признак мелодии русской интонации. Понижение тона начинается со слога в ударном слове, где бы оно ни стояло: в начале, середине или конце фразы.
Техника владения интонацией предполагает умелое пользование темпо-ритмом речи. Совершенствование интонации – способность переливать звук из одного тона в другой.
Кроме логической выразительности, большое значение имеет выразительность интонационная.
Интонационная мелодика неповторима и индивидуальна, так как речь – это непосредственно сам живой процесс общения. Речь, созданная одним человеком – принадлежит одной личности.
Умеем ли мы говорить так, чтобы хотелось нас слушать? Умение выступать публично стало необходимым навыком в современном мире. Владеть собой, ситуацией и собственной речью важно уметь каждому. Плох тот оратор, который не знает, о чём говорит. «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так и кипело, животрепетало, как метко сказанное русское слово» — вслушиваемся в слова Н.В. Гоголя.
В.Солоухин в своём стихотворении «Слово о словах» так точно указывает на, что слово – орудие в устах говорящего. И от него зависит, чем оно будет – медом или ядом.
Когда ты хочешь молвить слово
Мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам его не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Оно одарит, иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя,
Подумай, как бы им не ранить,
Того, кто слушает тебя.
«Всякая сила, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно.» — писал Л.Н. Толстой. Главное средство человеческого общения –речь. Общение невозможно без развитых, речевых способностях человека. Неумение чётко и доходчиво выразить свою мысль может затруднить общение, сделать его примитивным и неэффективным.
Без чтения научиться грамотно и красиво излагать свои мысли просто невозможно. И как тут опять не вспомнить народную мудрость: «Чтение – путь к умению». Во все времена были востребованы люди, которые красиво говорили, понятно и доходчиво излагали свои мысли. Недаром было сказано в знаменитой поговорке «Человека встречают по одёжке, а провожают по уму». А основной инструмент, которым человек демонстрирует свой ум – является его речь. Умение говорить – визитная карточка человека. Когда человек говорит, хочет он того или нет, он раскрывает свою суть. Важность умения говорить не нуждается в доказательствах.
Источник
Умение говорить правильно точно ясно образно эмоционально
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 277 422
- КНИГИ 654 602
- СЕРИИ 25 040
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 611 715
Книга Е. В. Язовицкого «Говорите правильно» завоевавшая всеобщее признание, посвящена эстетике русской речи. Она написана для учащихся старших классов. Популярность ее определяется глубиной содержания, увлекательностью формы и специальной системой, позволяющей в сравнительно короткий срок овладевать культурой устной речи.
Юные читатели найдут в ней разнообразный материал, связанный с лексическим, грамматическим и стилистическим выражением мысли. Естественно, что перед ними встанет вопрос: «Как работать с этим материалом, чтобы усвоить его и с успехом применить на практике?» Думается, что здесь наиболее правильным будет прием повторного чтения и закрепления необходимых сведений и навыков.
Так, например, учащиеся, которым учителя советуют расширить словарный запас и сделать речь более точной и выразительной, обратятся прежде всего к краткому словарю синонимов русского языка и постараются усвоить слова и выражения, смысловые и эмоциональные оттенки которых были им раньше неизвестны.
Большое количество ошибок в постановке грамматического ударения заставит некоторых еще раз внимательно перечитать статью «Ударение в русском литературном языке» и основательно потрудиться над приложенным к ней справочником. Те. у кого «хромает» дикция или произношение, начнут с главы: «Техника речи», и им понадобится немало времени, чтобы привести свой речевой аппарат в такое состояние, когда дикционная, или произносительная, ошибка станет невозможной.
Серьезную работу над второй главой книги придется проделать тем, у кого в речи наблюдается большое количество лексических, грамматических или стилистических ошибок. Обратившись к этой главе, они сначала найдут и усвоят тот раздел, в котором говорится об ошибках, чаще всего отмечаемых учителями (неправильное употребление слов и словосочетаний, неправильное употребление глаголов, прилагательных, местоимений, неправильное употребление падежей, искажение синтаксических конструкций и т. д.).
Юные ораторы, выступающие в классе или на школьных собраниях с докладами, сообщениями или устными рефератами, кроме работы над статьей «Секрет успеха», посвященной ораторскому искусству, обратятся к разделу фразеологии и отыщут там крылатые слова, пословицы и поговорки, способствующие более яркому и эмоциональному выражению мысли. Если же материала, представленного в этом разделе, окажется недостаточно для осуществления поставленной задачи, желающие смогут найти его в рекомендуемых словарях и справочниках.
О богатстве русского языка и о культуре речи
Великий русский язык — один из самых богатых языков мира. Пользуясь его богатством, говоривший или пишущий может выбрать точные и нужные слова для ясной передачи мысли. И не только мысли, но и чувства, самого тонкого, самого страстного и самого глубокого.
Писатели, ученые, общественные деятели высоко ценили достоинства русского языка, Вот что писал, например, М. В. Ломоносов: «Повелитель многих языков, язык российский, не токмо обширностию мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе. Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелями, итальянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».
Замечательные свойства русской речи подметил Н. В. Гоголь: «Сердцеведением и мудрым познаньем жизни отзовется слово британца, легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы , кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».
Безграничная любовь к родному языку, страстное желание сохранить и приумножить его богатства звучат в обращении И. С. Тургенева будущим поколениям русских людей: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»
В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский видели в русском языке отражение высоких моральных и духовных сил нашего народа.
А. М. Горький считал русский язык могучим орудием культуры. «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка, — писал он, — есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно направлено — тем оно победоносней».
М. И. Калинин, обращаясь к выпускникам средних школ, говорил: «Прежде всего вы должны знать русский язык. Ведь нет такой науки, которую вам придется изучать в будущем, и нет такой сферы общественной деятельности, где бы не требовалось хорошее знание русского языка. И даже в обыденной жизни такое знание необходимо, для того чтобы правильно и точно выражать свои мысли, чувства, самые глубины переживаний».
Русский язык имеет огромное международное значение. Советские ученые, писатели, журналисты выступают на русском языке перед делегатами конгрессов и конференций. Русский язык изучают трудящиеся зарубежных стран, чтобы больше знать о строительстве коммунизма, о достижениях советской науки и техники, чтобы иметь возможность читать в подлинниках произведения русских писателей и поэтов. Русский язык оказывает большое влияние на другие европейские языки. Такие слова, как Совет, колхоз, спутник, Восток, Восход, Молния и многие другие, не переводятся, а произносятся по-русски.
Отражая все стороны советской действительности: новые формы общественной жизни, новое миропонимание, новый социалистический уклад,— современный русский язык и литература способствуют расширению кругозора советских людей, развивают в них творческие способности, эстетические чувства и художественный вкус.
Писатели, ученые, общественные деятели не только ценили и любили русский язык, но и совершенствовали его, обогащая новыми словами, словосочетаниями и фразеологическими оборотами. Все это во многом способствовало созданию русского литературного языка.
Русский литературный язык — величайшее достижение речевой культуры народа. Обработанный мастерами, точный и гибкий, он представляет собой высшую форму общенародного языка и служит могучим средством общения в науке, в технике, в искусстве — во всех областях нашей богатой и разнообразной жизни. Он обязателен для школы, для театра, для радио, для кино. Ни одна книга, ни один журнал, ни одна газета не могут быть выпущены в свет, если они написаны вопреки законам русского литературного языка. Сила и могущество литературного языка — в сознательном, любовном отношении к нему всех образованных и культурных людей, охраняющих его от всякого рода искажений и наслоений.
Русский литературный язык служит единым средством выражения мыслей и чувств, средством общения между людьми. В него входит все богатство речевых и изобразительных средств, созданных народом на протяжении веков. Однако в словарный состав литературного языка отбирается не все, чем располагает общенародный язык. Условно за пределами литературного языка остаются:
1) некоторые слова и выражения, характерные для какого-либо говора и непонятные людям, живущим в тех местах, где этот говор неизвестен;
2) жаргонная лексика — особые слова и выражения, свойственные различным группировкам прошлого (купцам, ремесленникам, церковникам и др.);
3) так называемые арготические слова и выражения, присущие языку воров, картежников, шулеров и аферистов;
4) бранные (нецензурные) слова и выражения.
Источник