Для начала, нужно научиться скорость мышления вообще осознавать. Первое маленькое упражнение. У каждого состояния есть свой ритм: попробуйте ритм текущего состояния отстучать рукой или ногой. А теперь увеличьте скорость — ритм убыстрится, уменьшите скорость — ритм замедлится. Соответственно, ваши постукивания станут быстрее или медленнее. Это выражение скорости мышления в кинестетической модальности.
В визуальной модальности скорость мышления будет проявляться в скорости (тавтология 🙂 ) просмотра «внутреннего фильма»: вспомните какую-то приятную или нейтральную ситуацию и просмотрите фильм о ней с нормальной скоростью, а теперь замедленно, а теперь убыстренно.
В аудиальной модальности скорость мышления будет, например, проявляться в скорости внутреннего диалога — себе можно что-то говорить медленно, быстро, совсем быстро.
А теперь можно синхронизировать все эти три модальности: смотрите фильм о ситуации, выражая скорость постукиванием ладони или стопы, и описывая себе то, что происходит в этой ситуации: «Я иду. Поднимаюсь на холм. Осматриваюсь».
Ещё потренируемся управлять скоростью.
У большинства людей скорость «слеплена» с энергией — уровнем эмоционального возбуждения: с увеличением скорости растёт и «адреналин».
Но удобно их научаться разлеплять — чтобы ускорение мышления не становилось «лихорадочным». Возьмите приятную спокойную ситуацию и просмотрите фильм о ней, сохраняя расслабленность и позитив — и отстукивая ритм рукой. Уменьшите скорость фильма, увеличьте скорость, сохраняйте расслабленность и позитив.
Сделайте растяжку скорости мышления — постарайтесь её сделать как максимально медленной, так и максимально быстрой.
Представьте себе шкалу: например, от 0 до 10 (или от 0 до 100 — как удобнее), 0 — самая медленная скорость мышления, 10 — самая быстрая. Ну и ручку (или рычаг, или ползунок) управления — крутите ручку и скорость меняется. Потренируйтесь.
Проверка: возьмите какой-то текст, и читайте его с разной скоростью: медленно (3), очень медленно (2), средне (5), быстро (7), очень быстро (9), средне (5). При этом сохраняйте подходящий уровень энергии (расслабленности) и знак (позитивно или нейтрально — как хотите). Понятно, что читать нужно так, чтобы понимать написанное.
Выразите скорость мышления постукиванием ладони или стопы.
Увеличивайте и уменьшайте скорость мышления:
в кинестетической модальности — постукивание ладони или стопы;
в визуальной модальности — скорость фильма;
в аудиальной модальности — скорость внутреннего диалога.
В конце синхронизируйте модальности между собой: одновременно смотрите фильм, проговаривайте содержание и отстукивайте скорость.
Потренируйтесь менять скорость мышления оставаясь на одном уровне энергии: например, расслабленно. Ну и позитивно тоже.
Доведите скорость мышления до максимума и минимума. Сопоставьте её со шкалой и выберите символ управления.
Читайте с разной скоростью текст.
Тренируйтесь на практике мыслить с разной скоростью. Определите, в каких контекстах какая скорость будет наиболее подходящей.
А теперь займёмся скоростью восприятия происходящего вокруг. В принципе, большая часть сделана — навык управления скоростью мышления довольно просто применить к скорости восприятия. Но я хочу предложить чуть другой вариант — смоделировать ваши уже существующие навыки.
Почти наверняка вы оказывались в ситуациях, когда ваше восприятие ускорялось, а внешнее время замедлялось. Выберите ситуации, когда это приносило вам пользу: вы очень быстро и качественно делали дела, или это происходило во время игры в волейбол и вы успевали отбить мяч, или очень быстро разобрались в критической ситуации.
Теперь вспомните, как вы воспринимали ситуацию в этот момент — лучше в визуальной модальности.
Какие субмодальности у картинки. Чаще всего бывает, что в разных частях скорость кино различна, например, в центре быстрее, а по краям медленнее. Или в центре всё движется, а по краям всё застыло. Весьма возможно, что быстрая часть ярче, контрастней, в фокусе и так далее. Но нам нужно найти критическую субмодальность — что нужно менять в картинке, чтобы скорость восприятия увеличилась или уменьшилось.
Аналогично сделайте с ситуацией, в которой ваше восприятие было замедленно, а внешнее время ускорялось: вы очень субъективно быстро доехали на поезде, или время в ожидании пролетело мигом. Точно так же выясните критическую субмодальность ускоренного времени — скорее всего она будет коррелировать с критической субмодальностью замедленного времени: например, скорость кино в центре картинки выше краёв — замедленное время, если медленнее — ускоренное.
Теперь осталось только потренироваться в управлении скоростью восприятия, меняя критическую субмодальность — довести её до максимума и минимума; совместить со шкалой с ручкой управления, проверить работоспособность и использовать в жизни.
Выберите ситуацию, в которой внешнее время вами воспринималось как замедленное, и это принесло вам пользу.
Определите критическую субмодальность, управляющую скоростью времени.
Сделайте первый два пункта для ситуации с ускоренным временем.
Доведите скорость восприятия до максимума и минимума. Сопоставьте её со шкалой и выберите символ управления.
Понаблюдайте за происходящим вокруг, меняя скорость восприятия. Управляйте так же уровнем энергии (уровнем адреналина) и знаком.
Тренируйтесь на практике воспринимать и действовать с разной скоростью. Определите, в каких контекстах какая скорость будет наиболее подходящей.
Несколько идей о том, как это можно использовать. Часть я уже называл, но здесь чуть более структурно.
Для начала, я бы порекомендовал точно так же отшкалировать энергию и знак — это позволит создавать приятные состояния изменения времени.
Совершенно не обязательно «гнать процессор» без необходимости.
И для чего можно использовать.
Высокая скорость мышления позволяет:
быстро читать — хотя я бы порекомендовал использовать и другие приёмы быстрого чтения;
быстрее принимать решения;
просто быстрее думать.
Низкая скорость мышления позволяет:
спокойно проводить время;
получить больше удовольствия от чтения.
Высокая скорость восприятия позволяет:
делать дела быстрее;
быстро реагировать на внезапные события;
провести долгий — долгий день на пляже;
нормально играть в пинг-понг, теннис, бейсбол;
быть более успешным в единоборствах.
Нормальная скорость восприятия полезна:
для понимания собеседника;
для того, чтобы «быть в ритме» происходящего.
Низкая скорость восприятия позволяет:
замечать большей деталей — на высокой скорости они иногда теряются;
отдыхать;
субъективно быстрее долетать, доезжать и стоять в очереди.
При этом полезно уметь быстро переключаться с низкой скорости на высокую — например, если я куда-то еду на велосипеде по лесу, я могу замедлить время, но если вдруг на дорогу кто-то выбегает, появляется препятствие — я резко ускоряю время, чтобы вовремя и правильно среагировать.
Источник
Экономист Питер Друкер писал, что менеджмент будет все больше выходить за рамки коммерческих предприятий, где появился в попытке организовать производство вещей.
Тайм-менеджмент — это техники и методы для управления временем. Это самоорганизация и управление собой. Тайм-менеджмент помогает человеку или компании планировать время и экономить ресурсы.
Например, если завалило работой, а вы не знаете, за что браться в первую очередь, следует расставить приоритеты. Матрица Эйзенхауэра помогает разобраться, какие задачи срочные и важные, а какие просто отвлекают.
Чем больше задуманного мы успеваем сделать, тем лучше качество нашей работы и жизни в целом. А в условиях цифровой трансформации и ускорения изменений, четкое распоряжение временем помогает сохранять фокус на целях и не отклоняться от курса.
Практически все существующие методы управления временем состоят из трех компонентов: приоритизации, планирования и структурирования.
Большая часть техник тайм-менеджмента опирается на структурирование и приоритизацию, и только малая часть — сложная комбинация всех трех принципов. Мы разберем 15 лучших методов тайм-менеджмента: от простых техник к сложным системам управления.
Подготовка с вечера подойдет тем, кому трудно вставать рано утром — совет психолога Ника Уигнала [1]. Записывайте рабочие и личные задачи на завтра в конце рабочего дня. Так вы поймете свою нагрузку заранее и распределите задачи без утренней спешки. Можно готовить вечером план задач, рабочую одежду или обед с собой, если вы работаете вне дома.
Метод помогает справиться с прокрастинацией — откладыванием задач «на потом», даже если это важные или срочные дела. Если вы не хотите ничего делать, попробуйте начать хотя бы с нескольких минут на задачу: пять или десять. По мнению Джулии Мюллер, профессора Университета Лейпцига, так у человека останется право передумать, и оно повышает чувство контроля над ситуацией. Он перестает думать, что его принуждают делать что-то, чего он делать совершенно не хочет [2], поэтому дальнейшая работа идет легче.
Ставьте четкие сроки сдачи работы — дедлайны. Понятные сроки стимулируют работать быстрее и помогают справиться с прокрастинацией. Исследователи Массачусетского технологического института выяснили, что даже самостоятельно установленные дедлайны помогают сдвинуть дела с мертвой точки [3]. При этом такие сроки работают хуже внешних дедлайнов, которые ставит руководитель или конкурсная комиссия. В личных делах внешним куратором может быть друг, коллега или родственник.
Бизнес-тренер Брайан Трейси предлагает съедать «лягушку» каждое утро [4]— делать самую сложную и неприятную задачу самой первой. С утра мозг меньше нагружен информацией, поэтому вам будет проще справиться с трудным делом. После такой задачи все остальные покажутся пустяковыми и на них по-прежнему останутся силы.
Это полная противоположность предыдущему методу. Делайте мелкие задачи — на 1–2 минуты — первыми, по возможности в тот же момент. Например, проверьте почту и оборудование, отправьте запросы или раздайте задачи. Это правило взято из метода Getting Things Done (GTD) бизнес-тренера Дэвида Аллена [5].
Метод «автофокуса» подойдет людям, которые часто работают с задачами без дедлайна. Два предыдущих принципа обязывают выбирать дело, и это чувство обязанности вызывает отторжение. Автор метода Марк Форстер считает [6], что сначала следует выписать все дела в единый список, а потом медленно его прочитать, пока не захочется остановиться на одной задаче. Объем задачи не имеет значения, важнее желание сделать ее прямо сейчас. Если получилось завершить дело сегодня — вычеркните его. Не получилось — перенесите в конец списка, и прочитайте его заново.
Автор книги «Сделай это завтра» [7] Марк Форстер рекомендует не браться за срочные задачи сразу, а откладывать их на завтра. Для этого нужно вести закрытые списки дел. В закрытый список невозможно добавить новую задачу, но можно занести в список на следующий день. Такой подход помогает сохранять фокус на текущих делах и делать только свою работу.
Форстер разделяет «свою настоящую работу» и «занятость». Настоящая работа помогает продвигаться в бизнесе или профессии. Здесь вы полноценно применяете свои навыки и знания. Часто выходите из зоны комфорта — делаете то, чего не делали раньше. Работать по-настоящему сложно, такая работа может вызывать небольшое сопротивление.
Занятость появляется, когда вы откладываете настоящую работу ради мелких задач. Деятельность — не то же самое, что действие. Если работа вызывает ощущение перегруженности, но не кажется сложной, — скорее всего, это занятость. Настоящая работа бывает сложной, но не заставляет чувствовать себя «белкой в колесе».
Эту технику также называют поеданием салями или слона по кусочкам. Глобальная задача может испугать объемом. Чтобы к ней приступить, следует разложить большую задачу на небольшие этапы, декомпозировать. Например, «запуск нового проекта» звучит громко и давит ответственностью. Но когда в нем появляются конкретные шаги, становится проще: «начать исследование аудитории» → «поговорить с Сашей по пунктам анализа» → «изучить результаты» → «подготовить макет по результатам исследования». Задача «обрастает» конкретикой и уже не кажется невыполнимой миссией.
Многозадачность в интеллектуальном труде не работает. В 2009 году исследователи из Университета Стенфорда провели эксперимент [8]. Они выяснили, что когда человек делает несколько интеллектуальных дел одновременно, например, читает и разговаривает по телефону, то хуже запоминает и содержание разговора, и прочитанное. При этом не может определить, какая информация была важной, а какую можно было опустить. Если человек работает только над одним делом в один промежуток времени, он лучше справляется с задачей и хорошо запоминает информацию.
Сюда относят методы работы по таймеру. Если завести привычку работать по таймеру, вы будете знать цену своему времени, работать продуктивнее, научитесь управлять ожиданиями, натренируете силу воли и предотвратите выгорание.
Техника Pomodoro. Метод помидора — это «система 25 минут» Франческо Чирилло. «Помидором» называют отрезок времени в 30 минут — 25 минут на работу и пять минут на отдых. Вы работаете 25 минут, делаете пятиминутный перерыв, затем снова уходите в работу. Через каждые четыре повтора — перерыв 30 минут.
Кстати, таймер называется «помидорным» потому, что Франческо Чирилло вначале использовал небольшой кухонный таймер в виде помидора.
Метод «90 на 30» Тони Шварца [9] и метод «52 на 17», который появился в результате исследования сервиса The Muse [10], строятся по похожему принципу. Первое значение — время в минутах, которое нужно отводить для работы, второе — время для перерыва.
Можно сказать, что это модификация дедлайнов, но в них жестко ограничивается само время на работу. Обилие коротких перерывов помогает «разгружать мозг», сменить деятельность и отвлечься.
Если хотите попробовать методы на практике, помните, что в них одинаково важны не только промежутки работы, но и промежутки отдыха. Чтобы методы работали, важно отдыхать и возвращаться к задаче в установленное время.
Этот метод основан на иерархии задач. Согласно принципу, в течение дня нужно «закрыть» одну крупную задачу, три задачи поменьше и пять мелких. Подходят дела вроде подготовки к встрече с будущими клиентами, и задачи попроще, например покупка корма питомцу. Так домашние дела не пропадают из вида и входят в расчет собственной нагрузки.
Вариация этого метода — «принцип трех дел» Криса Бейли [11]. Этот метод поможет тем, кто легко погружается в рутину и не уделяет должного внимания своим долгосрочным целям. По мнению Бейли, нужно завершать три дела в день, которые приближают вас к достижению глобальной цели. Например, час в день делать грамматические упражнения на английском или сформировать заявку на стипендию, если ваша глобальная цель — учеба за рубежом.
Канбан — это метод организации работы, чтобы распределять нагрузку между людьми и делать работу точно в срок. Метод помогает видеть нарастающий темп работы и ничего не забывать.
Классический канбан — это таблица с тремя столбцами «Нужно сделать», «В работе» и «Сделано». Но столбцов может быть и больше, например, по количеству этапов в вашем проекте или на производстве, а их названия также могут меняться по усмотрению компании.
Все дела по умолчанию заносятся в первый столбец отдельной строкой или на отдельном стикере, карточке. Потом они перетаскиваются из одного в другой, пока, не попадут в последний столбец. Благодаря такому «перетаскиванию» можно легко отследить прогресс отдельного человека и всей команды.
Экономист и автор книг по тайм-менеджменту Глеб Архангельский считает, что в основе планирования — понимание, где время расходуется эффективно, а где не очень. Архангельский предлагает планировать в три этапа.
Система ведения дел и приоритизации, которую придумал 34-й президент США Дуайт Эйзенхауэр в середине XX века. Все текущие и будущие дела распределяют по четырем категориям матрицы в зависимости от их срочности и важности. Матрицей сложно пользоваться постоянно, но можно периодически к ней возвращаться, если завалило работой и домашними делами. Вот как ей пользоваться.
Метод подойдет тем, кто хочет составить для себя идеальный распорядок дня. Кандидат медицинских наук и клинический психолог Майкл Бреус считает [12], что существует четыре хронотипа. У каждого из них свое идеальное время для пробуждения, пик продуктивности и режим сна:
Бреус считает: если подстроить личное и рабочее расписание под собственные биоритмы, качество жизни станет намного лучше.
Эти приложения пригодятся, чтобы управлять задачами. Они подходят для большинства методов тайм-менеджмента из нашего списка.
Эти книги дополняют статью и раскроют техники подробнее.
Читайте также на РБК Трендах:
Источник