«Орфографические и пунктуационные нормы литературного языка»
Название | «Орфографические и пунктуационные нормы литературного языка» |
страница | 9/9 |
Тип | Документы |
rykovodstvo.ru > Руководство ремонт > Документы
Тема «Морфология и орфография» |
- Укажите строчку, в которой все слова имеют мужской род?
А) глазище, глупышка, тоннель
Б) атташе, царь-пушка, кулебяка
В) вельможа, мальчонка, пепелище
Г) детинушка, маэстро, домишко
- Укажите существительные, имеющие только форму единственного числа?
А) честь, жизнь, сарай
Б) платок, василек, господин
В) мед, пепел, челядь
Г) обжорство, объятье, надежда
- Укажите существительные, имеющие только форму множественного числа?
А) паруса, уста, гусли
Б) лохмотья, святки, жабры
В) гаданья, вымыслы, холода
Г) степи, зрители, дрова
- Укажите строчку, в которой все слова имеют окончание ь ?
А) катер…, порт…, погреб…
Б) библиотекар…., конструктор…, профессор…
В) лектор…, торт…, крендел…
Г) директор…, череп…, детектор…
- Выделите строчку словосочетаний с притяжательными прилагательными:
А) соболья шуба, овечье молоко, мамин шарф
Б) дедовы книги, змеиная натура, девичий смех
В) пастуший рожок, отцовская борода, волчьи глаза
Г) заячье одеяло, зубная боль, гусиный пух
- Отметьте прилагательные, употребленные в переносном значении:
А) устарелые взгляды, горные вершины, вороные кони
Б) сильный ветер, неоглядные дали, пепельное небо
В) старинное кресло, большой портфель, загорелое лицо
Г) серые глаза, серебристый ландыш, дымная темнота
- Выделите прилагательные, которым свойственны краткая форма и степени сравнения:
А) веселый миг, орлиный взгляд, желтые лилии
Б) скорый поезд, овсяное печенье, тихий шепот
В) светлое чувство, тяжелая ноша, древняя легенда
Г) долгий путь, сестрин платок, соломенная шляпа
- Отметьте ряд слов с числительными:
А) полтора, семеро, двойник
Б) сотня, сторукий, двести тридцать восемь
В) четверо, стотысячный, одна вторая
Г) десятиэтажный, сто двадцать пятый, удвоить
- В каких предложениях неправильно употреблена форма местоимения:
А) Вокруг ее стояли незнакомые люди.
Б) Брат взял альбом с верхней полки и положил его на стол.
В) Впереди их весело шагали соседские мальчишки.
Г) Навстречу ей спешили подруги.
- Укажите третье лишнее:
А) расстаться, дышать, чувствовать
Б) запрячь, вешать, гнать
В) смотреть, лететь, петь
Г) мыть, любить, брить
- В каком предложении инфинитив входит в состав сказуемого?
А) Приходил лакей звать меня к княгине. (М.Лермонтов)
Б) Он дал знак музыкантам играть. (А.Пушкин)
В) В дверях стояла горничная, дожидавшаяся пропустить доктора. (Б.Пастернак)
Г) Я был готов любить весь мир. (М, Лермонтов)
- Укажите примеры, в которых глагол стоит в форме 3-го лица и пишется с – тся?
А) Сладко дремлет(?) в кроватке. (А.Блок)
Б) Он принял решение покинуть большие улицы и пробират(?)ся переулочками. (М.Булгаков)
В) Надеюсь, удаст(?)ся скрыт(?)ся вовремя вон под тем дубом. (К.Паустовский)
- Укажите третье лишнее:
А) (не)домогать, (не)здобровать, (не)найти
Б) (не)доумавая, (не)годуя, (не)узнавая
В) (не)дооценивать силы, (не)доварить рис, (не)досмотреть фильм
Г) (не)выполненное в срок задание, (не)прочитанная книга, (не)прочитанная книга
- Отметьте слова, которые изменяются по родам:
А) дрогнул, мал, добрый
Б) читая, три, впятером
В) волнующий, петь, нежно
Г) дорога, что-то, некто
- Отметьте неизменяемые слова:
А) новый, кольраби, узнав
Б) налево, время, пожалуйста
В) хаки, метро, говорить
Г) продолжение (дня), пять, вопреки
- Отметьте слова, в которых пишется – нн-:
А) моще…ая (дорога), карма…ый, копче..ый
Б) непринужде…о, ветре…ый, беше…ый
В) скоше…ый, одновреме…ый, краше…ый
Г) серебря…ый, побеле…ый, зауче…ый
- В каком предложении тепло является словом категории состояния?
А) Дети были одеты тепло.
Б) Море в это время года тепло и ласково.
В) На улице сегодня тепло.
18. Укажите третье лишнее:
А) что(нибудь, где(либо), (кое)(у) кого
Б) (по)тихоньку, (по)другому, (по)свойски
В) (на)бегу, (точь)(в)(точь), (с)разбегу
Г) (на)едине, (на)распашку, (как)никак
- Укажите третье лишнее:
А) (в)виду окончания работы, (на)встречу другу, (в)течение лета
Б) (в) целях улучшения качества, (не)взирая на погодные условия, (в)следствие плохой погоды
В) (не)смотря на мороз, (на)счет путевки, (в)продолжение сезона
Г) (в)след за друзьями, фигура (в)роде треугольника, (по)окончании школы
- В каком предложении есть междометия?
А) Во раздался «ау» вдалеке. (Н.Некрасов)
Б) Ах, боже мой! Мне, право, совестно, что нанес столько затруднений. (Н.Гоголь)
В) О Север, Север-чародей, иль я тобою околдован? (Ф.Тютчев)
- Отметьте предложения, в которых есть смысловые частицы:
А) Пусть сильнее грянет буря! (М.Горький)
Б) Неужели не стоит Бэла твоего скакуна? (М.Лермонтов)
В) Если листья и шуршали, то только на земле. (К.Паустовский)
Г) Давай. Подружка. Погорюем. (В.Боков)
- Отметьте слова. В которых не пишется раздельно:
А) (не)вдруг, (не)доросль, (отнюдь (не)красавей
Б) (не)когда, (не)громко, но внятно, (не)жаль
В) летать (не)высоко, (не)вмоготу, совсем (не)близко
Г) (не)вмочь, (не)далеко, а близко, ничуть (не)интересный фильм.
Преподаватель Рослякова О.Р.
на заседании П(Ц)К общих гуманитарных и социально-экономических
«_____»_____________20___
по дисциплине ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи
Тема: «Синтаксис и пунктуация»
- Выделите словосочетания:
А) вследствие болезни, красный и желтый, внезапно остановиться
Б) шагать вместе, милее всех, сосновый бор
В) буду рассказывать, скакать рысью, пусть светит
Г) близко от города, очень далеко, лед тронулся
- Выделите словосочетания с синтаксической связью «согласование»:
А) сложно определить, определение понятия, сложное определение
Б) письмо другу, письмо по памяти, письменная работа
В) далекий город, отойти дальше, дальше других
Г) прогулка верхом, верховая езда, на верху горы
- Выделите словосочетания с синтаксической связью «примыкание»:
А) быстрое течение, быстро решить, быстро для всех
Б) осеннее небо, по-осеннему тихо, уехать осенью
В) важно отметить, важное решение, важно для меня
Г) спуститься с горы, горный ручей, величиной с гору
- Найдите предложение с составным именным сказуемым:
А) Пусть бабушка расскажет сказку.
Б) Учиться всегда пригодится.
В) Погода начала портиться.
Г) Они были первыми.
- Выделите предложение. В котором инфинитив является частью составного глагольного сказуемого:
А) Я буду ждать тебя дома.
Б) Брат зашел попрощаться.
В) Присутствующие стали внимательно наблюдать за поединком.
Г) Жить и верить – это замечательно.
- Какое предложение соответствует следующей характеристике: простое, повеств. невоскл. двусост. полное, распростра. осложнено однородным сказуемым, однор. определ. обособл. определ. выражен.. причастным оборотом?
А) То Синцову хотелось спать, то он окунался в волну какой-то тревожной бодрости. (К.Симонов)
Б) Морозило, и за снежными полями. На западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря. (И.Бунин)
В) Тропка беспокойно заметалась и покинула ребят на просторном лужке, полого спускавшемся в гулкую и темную лощину. (Л.Леонов)
Г) Тропа то падала вниз, то, круто заворачивая, лепилась по гребню скалы. (А,Н,Толстой)
- Определите предложение. В котором используется приложение с союзом как:
А) Солоха, кА добрая хозяйка, начала убирать все. (Н.Гоголь)
Б) Аркадий Гайдар известен как талантливый детский писатель.
В) И кудри их белы, как утренний снег над славной главою кургана. (А.Пушкин)
Г) Все произошло, как и должно было произойти. (Ю.Тынянов)
- Отметьте предложения с вводными словами (знаки препинания не расствалены):
А) Самым лучшим все-таки казалось обратиться к кому-нибудь из особенно симпатичных начальников и объяснить все подробности. (А.Куприн)
Б) Все казалось предвещало легкую победу. (А.Н.Толстой)
В) А счастье было так возможно так близко…(А.Пушкин)
Г) Вы с ним помиритесь возможно…(А.Пушкин)
- В каких предложениях придаточную часть можно заменить причастным оборотом?
А) Есть святые чувства, которых не должна касаться чужая рука. (Д.Мамин-Сибиряк)
Б) Трудно описать восторг и страдание, какими святилось ее некрасивое лицо. (А.Чехов)
В) Есть такие люди, есть такие книги, которые выучивают нас думать (Д.Писарев)
Г) Бывают страшные ночи с громом, молнией, дождем и ветром, которые в народе называются воробьиными. (А.Чехов)
- В каких предложениях нельзя заменить придаточную часть деепричастным оборотом?
А) А видно, нет у меня таких слов, чтобы сердца вашего коснулись. (М.Горький)
Б) Могу ли я смотреть на вас иначе, если я люблю вас? (А.Чехов)
В) Когда Пьер вернулся домой, ему подали две принесенные в этот день афиши Растопчина. (Л.Толстой)
Г) Я пользовался его расположением, хотя не знаю за что. (Н.Лесков)
- в каких предложениях придаточная часть присоединяется к главной с помощью союзного слова?
А) Было слышно, как посапывает во сне кот. (К.Паустовский)
Б) Знаешь, когда смена пришла? (М.Булгаков)
В) Когда не было дождя, лягушка сидела в лужице под рукомойником. (К.Паустовский)
Г) Отсюда не разглядеть было, как одеты были всадники. (В.Шукшин)
- Выделите предложения. В которых что является союзным словом:
А) Кипренский понял, что дружба гаснет от такой разлуки. (К.Паустовский)
Б) Для искусства годится только тот материал, что завоевал место в сердце. (К.Паустовский)
- Найдите сложносочиненное предложение, определите смысловые отношения между частями (знаки препинания не расставлены):
А) Хозяин встретил нас у ворот держа фонарь под полою и ввел меня в горницу. (А.Пушкин)
Б) Большое удовольствие доставляет нам какой-нибудь десяток уже замерзших но уцелевших от бурь листьев на иве или очень маленький голубой цветок под ногою. (М.Пришвин)
В) Начинается февраль и каждый час все меняется. (М.Пришвин)
Г) Утром горы необыкновенно хороши и невольно переживаешь бодрое и хорошее чувство забывая об усталости и всех невзгодах охотничьего бродяжничества. (Д.Мамин-Сибиряк)
- Определите сложное предложение, состоящее из 5 частей (знаки препинания не расставлены):
А) Я понимал что трудно сосредоточиться на этих далеких воспоминаниях под грохот настоящего в котором послышатся раскаты надвигающейся грозы но я не представлял себе до какой степени это будет трудно. (В.Короленко)
Б) Мезенцеву очень хотелось остаться чтобы на свободе поговорить с сермяжным алхимиком но он чувствовал что Митя этого не допустит и решил пойти и после незаметно вернуться. (Н.Гумилев)
В) Было странно видеть как много явилось на реке они точно выпрыгнули из-подо льда и теперь метались взад-вперед как галки вспугнутые выстрелом прыгали бежали тащили доски и шесты бросали их и снова хватали. (М.Горький)
Г) Писателей часто спрашивают ведут ли они записные книжки или полагаются только на память. (К.Паустовский)
- Определите сложные бессоюзные предложения (знаки препинания не расставлены):
А) И погасли огни погасли в книжной в Николкиной в столовой. (М.Булгаков)
Б) Я никак не мог понять почему нельзя радоваться раньше какого-то твердого срока. (К.Паустовский)
В) Ему тоже все видно улицы и дома речуц и широкие поля за городом и деревню. (Н.Телешов)
Г) Я привстал и взглянул в окно кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся бог знает куда. (М.Лермонтов)
- Укажите предложение, в котором есть однородные придаточные предложения
А) Темна проходит туча в небесах, и в ней таится пламень роковой; он, вырываясь, обращает в прах все, что ни встретит. (М.Лермонтов)
Б) Старик Гранде ярко напомнил мне деда, было обидно, что книжка так мала, и удивляло, как много в ней правды. (М.Горький)
В) Говорили, что Москва сгорела от копеечной свечки, однако Наполеон, задумывая поход на Россию, не предусмотрел этой свечки и слишком поздно понял, что огонь ярого воска горит в каждом сердце русского человека. (Л.Толстой)
Г) И еще я думаю, что мне тогда казалось иногда, что я несчастна, но теперь, я знаю, что я была всегда счастлива, что это несчастье было одной из красок счастья. (В.Набоков)
- Сколько запятых следует поставить в следующем предложении (4, 5, 6 или 7)?
Когда она улыбалась ее темные как вишни зрачки расширялись вспыхивая невыразимо приятным светом улыбка всегда обнажала белые крепкие зубы и несмотря на множество морщин в темной коже щек все лицо казалось молодым и светлым. (М.Горький)
Преподаватель Рослякова О.Р.
на заседании П(Ц)К общих гуманитарных и социально-экономических
«_____»_____________20___
по дисциплине ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи
Тема «Орфоэпические нормы».
1. Отметьте слово, в котором ударение поставлено правильно.
- дефИс;
- газопрОвод;
- бюрократИя;
- жАлюзи.
2. Отметьте слово, в котором ударение поставлено правильно.
- ворожеЯ;
- джинсОвая;
- дОговор;
- дОбела.
3. Отметьте слово, в котором ударение поставлено правильно.
- пОртфель;
- диспансЕр;
- августОвский;
- зАдолго.
7. Отметьте слово, в котором ударным является второй слог?
- красивее;
- позвонит;
- черпать;
- петля.
8. Отметьте слово, в котором ударным является второй слог?
- подростковый;
- приняли;
- премировать;
- правы.
9. Отметьте слово, в котором ударным является третий слог?
- ломота;
- обеспечение;
- феномен;
- принудить.
10. Найдите слово, для которого характерно вариативное ударение.
- каталог;
- квартал;
- творог;
- оптовый.
11. Найдите слово, для которого характерно вариативное ударение.
- коклюш;
- хаос;
- мусоропровод;
- щавель.
Источник