- Укажите признаки эмоционального благополучия
- Здоровый образ жизни основа здоровья
- Главная > Реферат >Медицина, здоровье
- Эмоциональное благополучие ребёнка
- Выделяют следующие компоненты эмоционального благополучия:
- эмоциональное благополучие зависит от многих причин:
- «Я в детском саду»
- Социально — культурные факторы.
- Социально-психологические факторы.
- Социально –экономические факторы.
Укажите признаки эмоционального благополучия
В эмоциональном благополучии можно выделить несколько составляющих, каждая из которых представляет собой континуум между положительным и отрицательным полюсами. В совокупности они представляют собой уровень общего эмоционального благополучия ребенка.
Эмоция удовольствия — неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения.
Переживание успеха — неуспеха достижения целей.
Переживание комфорта как отсутствия внешней угрозы и физического дискомфорта.
Переживание комфорта в присутствии других людей и ситуации взаимодействия с ними.
Переживание оценки другими результатов активности ребенка.
Все эти составляющие могут иметь разное содержание, то есть разную «точку» на континууме от «+» до «-», однако их не может не быть вообще. Чтобы понять, что именно входит в функции матери и как они обеспечивают ту индивидуальную точку на континууме, которая определяет уровень эмоционального благополучия конкретного ребенка, необходимо представить себе онтогенез всех составляющих эмоционального благополучия ребенка.
Формирование основ эмоционального благополучия в пренатальный период
Современные данные о пренатальном развитии ребенка позволяют обозначить начало формирования субъективного опыта со второго месяца после оплодотворения. В 5 — 6 недель начинается формирование нервной системы, с 7,5 недели появляется кожная чувствительность. В этот период закладываются первые структуры мозга, в частности лимбическая структура. Говорить о переживании плодом эмоций в этот период невозможно, так как для полноценного существования эмоций необходимо формирование целостной моторной, нейрогуморальной и проприоцептивной регуляции, которая возникает только к 5 месяцам [К. Изард, А.С. Батуев] Однако чувствительность у ребенка уже есть, то есть субъективное переживание как таковое несомненно присутствует. Более того, уже с 4 месяцев отмечается периферическое выражение основных эмоций (мимика лицевой мускулатуры). В 28 недель ребенок активно реагирует на вкус околоплодной жидкости не только изменением мимики, но и двигательными реакциями. Поскольку вкусовые почки на языке и обонятельные центры мозга есть уже на третьем месяце (9 — 10 недель), а заглатывание околоплодной жидкости и попадание ее в желудок еще раньше, то вероятно существование очень ранней вкусовой чувствительности.
На 5-м месяце ребенок эмоционально и двигательно реагирует на модуляции голоса матери и звуки из внешнего мира, температурные раздражители, например прикосновение холодного датчика УЗИ, тактильные прикосновения (мимические выражения, отплывание, отворачивание головы или, наоборот, приближение к источнику стимуляции). Уже в 3 — 4 месяца плод генерализованно отвечает общей двигательной активностью на локальное раздражение, тогда как до этого локальное раздражение вызывало ответную реакцию только раздраженного участка [А.С. Батуев]. В 21 – 24 недели сосательный рефлекс представлен в форме целостной двигательной координации, с ее центральным и периферическим механизмами, развита вкусовая чувствительность, наполнение желудка и опорожнение мочевого пузыря происходят регулярно.
Источник
Здоровый образ жизни основа здоровья
Главная > Реферат >Медицина, здоровье
2. Психическое здоровье
2.1 Эмоциональное благополучие
Психическое здоровье — главный фактор, определяющий качество нашей жизни. От него в значительной степени зависят: личное счастье человека, его профессиональные успехи, взаимоотношения с другими людьми и все аспекты физического здоровья. Наши эмоции прямо воздействуют на большинство функций организма и сильно влияют на уровень нашего благополучия. Психически уравновешенные люди заинтересованы в том, чтобы быть здоровыми. Термины «психический» и «эмоциональный» — из этих двух слов первое имеет более общий смысл, означает все, что связано с психикой и охватывает все интеллектуальные и эмоциональные реакции индивида. Мысли, память, эмоции, сновидения, восприятие и верования — все эти понятия находятся под кровлей «психического здоровья». Эмоции по определению психологов включают три компонента:
Субъективное переживание. Радость, печаль, страх и гнев — все это субъективный компонент эмоций. При этом надо помнить, что, хотя эмоции субъективны, они весьма реальны.
Физиологическую реакцию активации . Эмоции обязательно инициируют изменения в организме, готовят его к определенному типу деятельности (например общению или драке).
Открытое выражение. Эмоции обычно проявляются в выражении лица и изменении позы. Связь между эмоциями и соответствующими ей гримасой и позой столь сильно, что часто удается вызвать ответную эмоцию, приняв характерную для нее позу и придав лицу соответствующее выражение.
В действительности психика и эмоции взаимосвязаны и взаимозависимы. Эмоции представляют собой отражение наших психических функций, а эмоциональное состояние влияет на психические функции. Таким образом, во многих случаях можно с полным правом говорить о психическом или эмоциональном здоровье как синонимах.
2.2 Природа эмоций
Хотя восприятие эмоций глубоко субъективно, они реальны и имеют большое значение. Эмоции (гнев, тревога, скука, вина, враждебность, интерес, радость. ) составляют главную часть того, что мы имеем ввиду, говоря о естестве человека. Они несут в себе радости, страхи и печали жизни и играют в ней очень важную роль. Например, если человек не способен чувствовать жалость или стыд, будет ли он стремиться не причинять вред другим людям? Если кто-то не испытывает страха, что заставит его избегать опасности?
Значение эмоций выходит за пределы того, что мы чувствуем и делаем, потому что каждая эмоция влияет на функции тела. Вам приходилось когда-нибудь так нервничать, что вы едва дышали? Слышали ли вы, как колотится ваше сердце от возбуждения или страха? Приходилось ли вам краснеть? Все эти обычные реакции иллюстрируют, как эмоции влияют на функции организма. Когда мы испытываем покой и умиротворение, наше тело расслабляется и энергия восстанавливается.
2.3 Личность и ее развитие
Часто мы составляем впечатление о личности человека при первой встрече с ним. Но что же такое личность? Как мы можем определить ее? Личность-понятие настолько сложное, что для его описания в английском языке, например, используется более 18000 слов. Каждый человек обладает уникальной, присущей только ему комбинацией черт, т.е. каждый из нас -неповторимая личность.
Это понятие включает мысли и чувства человека, его отношение к людям и ситуациям. Но как становятся личностью, приобретают свое лицо? Когда-то психологи считали, что все закладывается в раннем детстве. Они полагали, что после первых своих пяти лет развития человек просто действует по тем схемам, которые были запрограммированы в нем ранее. Если бы это было правдой, изучение проблем личности имело бы сугубо теоретическое значение. Ведь мы были бы не в силах внести какие-то существенные изменения в нашу жизнь. В настоящее время, однако, развитие личности рассматривается как процесс, длящийся в течение всей жизни. Мы сохраняем способность извлекать уроки из приобретенного опыта, учиться изменяться все время, пока живем.
2.4 Признаки эмоционального благополучия
Уровень психического здоровья варьирует в очень широком диапазоне -от серьезных нарушений психики до высокого эмоционального благополучия. Личность большинства из нас имеет сильные и слабые стороны, а степень эмоционального благополучия меняется день ото дня. Вот некоторые признаки:
положительная самооценка и уважение к себе;
психосоциальное развитие, соответствующее возрасту;
эффективные способы удовлетворения потребностей;
умение переживать неудачи;
разумная степень независимости;
чувство «хозяина» жизни;
умение эффективно справляться со стрессом;
забота о других;
отношения с остальными людьми;
2.5 Достижение эмоционального благополучия
Люди не рождаются эмоционально благополучными. Они идут к этому состоянию, преодолевая жизненные трудности. Необходимые условия эмоционального благополучия — хорошо развитое чувство индивидуальности, умение общаться, создавать близкие отношения и проявлять активность.
Агрессивное поведение разрушает наши взаимоотношения с окружающими. В жизни всегда успех порождает успех. Обретение активности — постепенный процесс. Начните с небольшого, затем, когда вы увидите, как хорошо все получается, переходите к решению более сложных задач.
Некоторые рекомендации по развитию активности:
научитесь различать пассивное, активное и агрессивное поведение;
анализируйте свое собственное поведение, классифицируя его как пассивное, активное или агрессивное;
определите ситуации, в которых вы могли бы действовать более решительно, чем вы действовали;
подумайте о том, каким образом вы могли бы быть более активным в этих ситуациях. Понаблюдайте как другие люди действуют в подобных ситуациях;
попытайтесь разыграть активное поведение в какой-либо сцене с друзьями, преподавателем или консультантом;
оцените результаты сами и спросите мнение других;
попытайтесь проявить активность в реальной жизненной ситуации, начав, может быть, с какой-то не очень важной;
продолжайте оценивать и развивать вашу активность и настойчивость. Рассказывайте друзьям, как вы справляетесь с конкретными ситуациями. Наращивайте ваш успех.
Стереотипы поведения не решаются в одночасье, однако подкрепляемая успехом активность может постепенно войти в привычку. Со временем вы станете решительным человеком и будете действовать без промедления в любой ситуации.
Эмоции представляют собой психическое состояние, которое характеризуется субъективными переживаниями, физиологической активацией и определенными способами выражения. Эмоции реальны, имеют большое значение и составляют важную часть человеческой личности. Поскольку каждая эмоция влияет на функции организма, эмоциональное благополучие имеет прямое отношение к физическому здоровью.
Для достижения высокого уровня эмоционального благополучия необходимы: хорошо развитое чувство индивидуальности, умение общаться, способность сближаться с другими людьми и активность.
Жизнь требует от нас умения приспосабливаться к беспрестанно меняющейся обстановке и регулировать в соответствии с ней свое поведение. Каждый день открывает перед нами новые возможности и ставит новые проблемы. Эмоционально здоровые люди с интересом воспринимают большинство изменений и стараются использовать их себе во благо. Такие люди успешно справляются и с переменами к худшему — с несчастными случаями, болезнями, потерей близких и имущества.
Стресс представляет собой ответ организма на действие любого стрессового фактора. В зависимости от силы и продолжительности стресс может приносить либо пользу, либо вред. Высокий уровень стресса, длительно поддерживается любым фактором, может сильно ослабить организм. Каждому человеку необходимо овладеть эффективными методами борьбы со стрессом, чтобы держать свое эмоциональное состояние под контролем.
Любой человек переживает в жизни эмоциональные трудности. Если они связаны с тяжелыми утратами или другими независящими от нас обстоятельствами, если переживания очень сильны или затянулись, имеет смысл обратиться за помощью к специалисту. Современные методы лечения помогают эффективно решать большинство эмоциональных проблем.
3. Факторы определяющие здоровый образ жизни
Пища является не только основным источником энергии но и «строительным материалом» для новых клеток.
Люди питаются по-разному, однако существует ряд требований которые должны учитываться всеми. Прежде всего пища должна быть разнообразной и полноценной, т.е. содержать в нужном количестве и в определенных соотношениях все основные питательные вещества. Нет таких пищевых продуктов которые сами по себе были бы хорошими или плохими. Питательной ценностью в той или иной степени обладают все пищевые продукты, тем не менее не существует и некой идеальной пищи. Важно не то что мы едим, а сколько едим, когда едим и в каких сочетаниях съедаем те или иные продукты. Правильное питание позволяет организму максимально реализовать свой генетический потенциал. Из шести основных типов питательных веществ три группы соединений (углеводы, жиры и белки) обеспечивают организм энергией, тогда как другие три группы ( витамины, минеральные вещества и вода) калорий не содержат. Главным источником энергии являются углеводы и жиры (липиды). Нельзя допускать переедания: оно ведет к ожирению. Весьма вредно для здоровья и питание с систематическим введением непомерных количеств какого-либо одного продукта или пищевых веществ одного класса (например, обильное введение жиров или углеводов, повышенное потребление поваренной соли).
Промежутки между приемами пищи не должны быть слишком большими (не более 5-6 ч.). Вредно принимать пищу только 2 раза в день, но чрезмерными порциями, т.к. это создает слишком большую нагрузку для кровообращения. Здоровому человеку лучше питаться 3-4 раза в сутки. При трехразовом питании самым сытным должен быть обед, а самым легким — ужин. Вредно во время еды читать, решать сложные и ответственные задачи. Нельзя торопиться, есть, обжигаясь холодной пищей, глотать большие куски пищи, не пережевывая. Плохо влияет на организм систематическая еда всухомятку, без горячих блюд. Необходимо соблюдать правила личной гигиены и санитарии. Человеку, пренебрегающему режимом питания, со временем угрожает развитие таких тяжелых болезней пищеварения, как, например, язвенная болезнь и др. Тщательное пережевывание, измельчение пищи в известной мере предохраняет слизистую оболочку пищеварительных органов от механических повреждений, царапин и, кроме того, способствует быстрому проникновению соков в глубь пищевой массы. Нужно постоянно следить за состоянием зубов и ротовой полости.
Источник
Эмоциональное благополучие ребёнка
Марина Бухарова
Эмоциональное благополучие ребёнка
Среди глобальных проблем человечества, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении качества медицинского обслуживания, изучении экологической обстановки, социального окружения, восприимчивости детей к заболеваниям и других внешних факторов.
Значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики ребенка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребенка.
Есть еще и другой фактор, заставляющий сегодня более внимательно и уважительно относиться к эмоциональной сфере, — фактор многочисленных эмоциональных нарушений (или расстройств) в поведении детей и подростков. Эти нарушения проявляются в виде неустойчивого настроения как эмоционального фона ребенка (возбудимое или депрессивное настроение, в виде особенностей характера (акцентуации по типу раздражительного, гневливого или чрезвычайно слащавого и угодливого поведения, в виде некоторых социально неприемлемых влечений и зависимостей (воровство, наркозависимость и пр.). Эмоциональные нарушения у детей могут быть разной степени тяжести. Они могут свидетельствовать о начинающемся заболевании (в виде невроза, психопатии, шизофрении и т. д., а могут иметь непатологические формы, тем не менее представляя серьезные затруднения для воспитания (дети агрессивные, гиперактивные, тревожные, аутичные).
По мнению экспертов Всемирной организации здоровья, нарушения психического здоровья, эмоциональные нарушения связаны не только с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, но и с различными неблагоприятными средовыми и стрессовыми факторами.
Поднимаемая проблема психологического здоровья детей дошкольного возраста может быть конкретизирована в ряде таких понятий, как «эмоциональное состояние», «эмоциональное самочувствие», «настроение» (представлены на слайде).
Выделяют следующие компоненты эмоционального благополучия:
— эмоция удовольствия – неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения;
— переживание комфорта как отсутствие внешней угрозы и физического дискомфорта;
— переживание успеха – неуспеха в достижении целей;
— переживание ребёнком оценивания другими людьми результатов его активности;
— переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними.
Полярность значений данных компонентов, т. е. их значение как положительных (отрицательных, определяет в совокупности наличие или отсутствие в личностном комплексе такой характеристики, как эмоциональное благополучие.
Как и любое интегральное понятие,
эмоциональное благополучие зависит от многих причин:
— состояние здоровья ребёнка в период посещения детского сада;
— особенности взаимодействия ребёнка со взрослыми, работающими в дошкольном учреждении;
— особенности взаимодействия с детьми группы, которую ребёнок посещает;
— эмоциональная обстановка и уклад жизни в ДОУ в целом;
— обстановка в семье ребёнка.
Такой взгляд на проблему охватывает все аспекты жизнедеятельности ребёнка дошкольного возраста.
В последнее время широкое распространение приобрёл термин «психологическая безопасность», имеющий непосредственное отношение к проблеме эмоционального благополучия ребёнка.
Вследствие нарушения психологической безопасности у ребёнка могут развиваться признаки стрессового состояния, проявляющиеся в определённом поведении:
• в трудностях засыпания и беспокойном сне,
• в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его и не утомляла,
• в беспричинной обидчивости или, наоборот, повышенной агрессивности,
• в рассеянности, невнимательности,
• в беспокойстве и непоседливости,
• в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребёнок всё чаще и чаще ищет одобрения у взрослых,
• в проявлении упрямства,
• в том, что он постоянно сосёт соску, палец или жуёт что-нибудь,
• в еде без разбора, заглатывая при этом пищу (иногда наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита,
• в боязни контактов, стремлении к уединению, отказе участвовать в играх со сверстниками,
• в игре с половыми органами,
• в подёргивании плеч, качании головой, дрожании рук,
• в снижении массы тела или, наоборот, начинающих проявляться симптомах ожирения,
• в повышенной тревожности,
• в дневном или ночном недержании мочи, которого ранее не наблюдалось.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребёнок находится в состоянии психоэмоционального напряжения.
Причины возникновения тех или иных переживаний ребёнка кроются в его взаимоотношениях с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда взрослые ласково относятся к ребёнку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищённости.
Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребёнок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателей и сверстников. Неудовлетворённость ребёнка взаимоотношениями с окружающими выражается как в поведении, так и в виде различных эмоциональных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха.
Таким образом, очень важным и необходимым условием эмоционального благополучия ребенка в детском саду является хорошее отношение к ребенку взрослых, работающих в дошкольном учреждении. Ребенок с радостью идет в тот детский сад, где его ждут, где проявляют к нему искренний интерес, помогают преодолевать неудачи, радуются успехам.
На эмоциональный комфорт (как и дискомфорт) ребенка в детском саду в первую очередь влияют воспитатель и помощник воспитателя группы. Это первые значимые люди в ближайшем окружении дошкольника после близких взрослых.
Насколько значим для дошкольников воспитатель, я определила с помощью методик «Два дома», «Я и детский сад», проведёнными с детьми подготовительных групп. Напомню, что дети должны были поселить в красивом доме и доме с противоположными характеристиками всех значимых для них людей. Большинство детей вспомнили воспитателей и поселили их в красивом доме. Интересен и тот факт, что в некоторых случаях предпочтительными обитателями красивого дома оказывались воспитатели, а не родители.
Для определения эмоционального благополучия в детском саду используется проективная методика
«Я в детском саду»
Ребенок рисует только здани е.
Первая группа рисунков — самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляется с происходящими там событиями.
Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.
Их наличие позволяет педагогу поставить еще один крестик: ребенок отразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений. Игровое поле, например, очень важный элемент. Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу, на земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии, это хороший показатель. Значит, он «крепко стоит на ногах», чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички — все это детали, свидетельствующие о «мире» в душе.
Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.
Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого се бя. События, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается. Нужно обратить внимание на другие элементы картинки. Присутствуют ли на рисунке дети? Воспитатель? Игровое поле? Игрушки?
Характер взаимоотношений ребёнка со сверстниками существенно влияет на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От его статуса зависит, насколько ребёнок чувствует себя спокойным, удовлетворённым, находится в состоянии эмоционального комфорта. У детей свои критерии оценки членов коллектива, и они не всегда и не во всём совпадают с мнением взрослых. Таким образом, эмоциональное благополучие детей зависит не только от того, как их расценивают взрослые, но и от мнения сверстников.
Факторы, оказывающие влияние на психическое здоровье ребёнка
Социально — культурные факторы.
Среди основных причин – ускорение темпов современной жизни, дефицит времени, недостаточные условия для снятия эмоционального напряжения и расслабления. Как следствие загруженность родителей, невротизация взрослых, недостаточная осведомлённость о путях решения конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи.
Социально-психологические факторы.
Дисгармония семейных отношений, дисгармония семейного воспитания, нарушения в сфере детско – родительских отношений.
Социально –экономические факторы.
Неудовлетворённые жилищно – бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу.
Совокупное влияние вышеперечисленных факторов в тех или иных вариациях и является патогенным комплексом, на базе которого изменяется самоощущение ребёнка и развивается заболевание.
О здоровье всерьёз Здоровье является важнейшей ценностью для человека. Дать определение здоровью действительно не легко. Здоровым может считаться человек,.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение.
Источник