Вариант 23
Часть 1.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7; 8, 9.
…Вдаль идут державным шагом…
– Кто еще там? Выходи!
Это – ветер с красным флагом
Впереди – сугроб холодный,
– Кто в сугробе – выходи.
Только нищий пес голодный
– Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес паршивый,
…Скалит зубы – волк голодный
– Хвост поджал – не отстает –
Пес холодный – пес безродный…
– Эй, откликнись, кто идет?
– Кто там машет красным флагом?
– Приглядись-ка, эка тьма!
– Кто там ходит беглым шагом,
Хоронясь за все дома?
– Все равно тебя добуду,
Лучше сдайся мне живьем!
– Эй, товарищ, будет худо,
Выходи, стрелять начнем!
Трах–тах–тах! – И только эхо
Откликается в домах…
Только вьюга долгим смехом
Заливается в снегах…
…Так идут державным шагом –
Позади – голодный пес,
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.
При выполнении заданий 1-7 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
Как называется поэтическое течение, одним из ярких представителей которого в 1910-е годы являлся А.А. Блок и принципы которого отчасти нашли свое отражение в поэме «Двенадцать»?
Укажите город, являющийся местом действия поэмы «Двенадцать».
Как называется прием очеловечивания явлений природы, придающий авторским описаниям особую выразительность («Только вьюга долгим смехом // Заливается в снегах…»)?
Укажите название средства художественной изобразительности, представляющего собой эмоционально-оценочное определение («Нежной поступью надвьюжной»).
В финале фрагмента (и всей поэмы) возникает резкое противопоставление образов («позади – голодный пес… – впереди Иисус Христос»). Как называется такое противопоставление?
Какой прием использует автор, характеризуя ушедшую эпоху («Старый мир, как пес паршивый, провались…»)?
Как называются многозначные обобщенные образы, являющиеся важным элементом художественного мира Блока (кровавый флаг, пес голодный, белый венчик из роз и т.п.)?
Часть 2.
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14; 15, 16.
По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.
Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадётся к кровати,
Срывает скатерть со стола.
Ног у порога не обтёрши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.
Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник-отпускник.
На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаём.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаём.
Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Всё громко говорящий вслух.
Степной нечёсаный растрёпа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.
Ответом к заданиям 10–14 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Какое художественное средство, связанное с переносом свойств живых существ на неодушевлённые предметы, является главным при описании июля в первых трёх строфах стихотворения?
Как называется созвучие концов стихотворных строк (привиденье – тени; головой – домовой и т. п.)?
Какая стилистическая фигура, связанная с нарушением обычного порядка слов в фразе, использована в строках: «На чердаке мелькают тени. // По дому бродит домовой.»?
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в предпоследней строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).
Определите размер, которым написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Июль» (без указания количества стоп).
Задания с развернутым ответом
В 17 задании выберите только ОДНУ тему.
8. Как вы понимаете смысл финала «Двенадцати»?
9. В каких произведениях русских писателей изображены «будни» революции и в чем эти произведения могут быть сопоставлены с поэмой А.А. Блока «Двенадцать»? (Приведите 2–3 примера с указанием авторов.)
15. Каким настроением проникнуто изображение июльской поры в стихотворении Б.Л. Пастернака?
16. Традицию каких русских поэтов продолжает Пастернак, изображая природные явления очеловеченными? Свой ответ обоснуйте, указав авторов и названия стихотворений.
17.1. Что позволило М.Е. Салтыкову-Щедрину назвать Молчалина одной из самых страшных фигур русского общества? (По пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
17.2. Почему Ф.М. Достоевский считал эпилог «Преступления и наказания» главной частью своего романа?
17.3. Какие изменения претерпевает образ возлюбленной в произведениях А.А. Блока разных лет?
— Примеры этих и других сочинений, проверенные экспертом ЕГЭ, смотрите в нашем банке работ.
— Вы также можете отправить на проверку свою работу. Проверим в течение суток по критериям, прокомментируем все ошибки и дадим рекомендации.
Источник
Вариант 23
Часть 1.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7; 8, 9.
…Вдаль идут державным шагом…
– Кто еще там? Выходи!
Это – ветер с красным флагом
Впереди – сугроб холодный,
– Кто в сугробе – выходи.
Только нищий пес голодный
– Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес паршивый,
…Скалит зубы – волк голодный
– Хвост поджал – не отстает –
Пес холодный – пес безродный…
– Эй, откликнись, кто идет?
– Кто там машет красным флагом?
– Приглядись-ка, эка тьма!
– Кто там ходит беглым шагом,
Хоронясь за все дома?
– Все равно тебя добуду,
Лучше сдайся мне живьем!
– Эй, товарищ, будет худо,
Выходи, стрелять начнем!
Трах–тах–тах! – И только эхо
Откликается в домах…
Только вьюга долгим смехом
Заливается в снегах…
…Так идут державным шагом –
Позади – голодный пес,
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.
При выполнении заданий 1-7 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
Как называется поэтическое течение, одним из ярких представителей которого в 1910-е годы являлся А.А. Блок и принципы которого отчасти нашли свое отражение в поэме «Двенадцать»?
Укажите город, являющийся местом действия поэмы «Двенадцать».
Как называется прием очеловечивания явлений природы, придающий авторским описаниям особую выразительность («Только вьюга долгим смехом // Заливается в снегах…»)?
Укажите название средства художественной изобразительности, представляющего собой эмоционально-оценочное определение («Нежной поступью надвьюжной»).
В финале фрагмента (и всей поэмы) возникает резкое противопоставление образов («позади – голодный пес… – впереди Иисус Христос»). Как называется такое противопоставление?
Какой прием использует автор, характеризуя ушедшую эпоху («Старый мир, как пес паршивый, провались…»)?
Как называются многозначные обобщенные образы, являющиеся важным элементом художественного мира Блока (кровавый флаг, пес голодный, белый венчик из роз и т.п.)?
Часть 2.
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14; 15, 16.
По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.
Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадётся к кровати,
Срывает скатерть со стола.
Ног у порога не обтёрши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.
Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник-отпускник.
На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаём.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаём.
Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Всё громко говорящий вслух.
Степной нечёсаный растрёпа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.
Ответом к заданиям 10–14 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Какое художественное средство, связанное с переносом свойств живых существ на неодушевлённые предметы, является главным при описании июля в первых трёх строфах стихотворения?
Как называется созвучие концов стихотворных строк (привиденье – тени; головой – домовой и т. п.)?
Какая стилистическая фигура, связанная с нарушением обычного порядка слов в фразе, использована в строках: «На чердаке мелькают тени. // По дому бродит домовой.»?
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в предпоследней строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).
Определите размер, которым написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Июль» (без указания количества стоп).
Задания с развернутым ответом
В 17 задании выберите только ОДНУ тему.
8. Как вы понимаете смысл финала «Двенадцати»?
9. В каких произведениях русских писателей изображены «будни» революции и в чем эти произведения могут быть сопоставлены с поэмой А.А. Блока «Двенадцать»? (Приведите 2–3 примера с указанием авторов.)
15. Каким настроением проникнуто изображение июльской поры в стихотворении Б.Л. Пастернака?
16. Традицию каких русских поэтов продолжает Пастернак, изображая природные явления очеловеченными? Свой ответ обоснуйте, указав авторов и названия стихотворений.
17.1. Что позволило М.Е. Салтыкову-Щедрину назвать Молчалина одной из самых страшных фигур русского общества? (По пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
17.2. Почему Ф.М. Достоевский считал эпилог «Преступления и наказания» главной частью своего романа?
17.3. Какие изменения претерпевает образ возлюбленной в произведениях А.А. Блока разных лет?
— Примеры этих и других сочинений, проверенные экспертом ЕГЭ, смотрите в нашем банке работ.
— Вы также можете отправить на проверку свою работу. Проверим в течение суток по критериям, прокомментируем все ошибки и дадим рекомендации.
Источник
Контрольная работа по творчеству А.А. Блока (11 класс)
Контрольная работа по литературе (11 класс)
Тема: А.А.Блок «Двенадцать»
ЧАСТЬ А (тестовая часть)
Кого из деятелей искусства, науки, философии А.А. Блок считал своим учителям?
а) Вл. Соловьев в) А.С. Пушкин
б) В.А. Жуковский г) А.А. Фет
2. Укажите определение литературного течения, в русле которого начинал своё творчество А.Блок:
А. В основе этого течения отрицание традиционной культуры, ценностей культурного наследия, урбанизм, бунтарство, экспериментаторство в области словотворчества.
Б. В художественной системе этого течения искусство рассматривалось как чисто художественное явление, независимое от общественных задач. Главное в творчестве – интуитивное, мистическое прозрение, многозначность и зашифрованность содержания.
В. Это течение утверждалось как «искусство выражения», противопоставившее себя реализму стремлением передать личные ощущения художника. При этом художественный образ обретал предельную эмоциональность и напряжённость.
Г. Это течение провозгласило освобождение поэзии от порывов к идеальному, от многозначности и текучести образов, усложнённой метафоричности, заявило о возврате поэзии к материальному миру, точному значению слова.
3. Кому посвятил А.А.Блок «Стихи о Прекрасной Даме»?
А) Анне Керн Б) Лили Брик
В) Любови Дмитриевне Менделеевой Г) Наталье Гончаровой
4. Как называются несколько художественных произведений, объединенных общим жанром, темой, мотивами, героями, единым замыслом, настроением, иногда местом и временем действия и др. (например, «Стихи о Прекрасной Даме» А.А. Блока)?
5. И какого произведения А.Блока взяты следующие строки?
Завивает ветер
Белый снежок.
Под снежком — ледок.
Скользко, тяжко,
Всякий ходок
Скользит — ах, бедняжка!
6. Укажите символ, который не относится к цифре 12 в поэме.
А) количество глав в поэме Б) количество красноармейцев
В) общее количество персонажей в поэме
7. Цветовая гамма чрезвычайно значима в поэзии А. А. Блока. Какие цвета символизируют борьбу двух начал в поэме «Двенадцать»?
А) красный и чёрный Б) белый и черный
В) красный и синий Г) белый и красный
8. Соотнесите цвет и понятие, которое он символизирует в поэме
1.Черный 1.переходный период
2.Белый 2.старый мир
3.Красный 3.вера в будущее
9. Отметьте всех представителей «старого мира» из поэмы «Двенадцать»
А) поп Б) Катька В) двенадцать красноармейцев Г) буржуй
10. Назовите основное событие в произведении «Двенадцать».
А) шествие 12 красногвардейцев Б) появление представителей «старого мира».
В) убийство Катьки. Г) появление Петра.
11. Укажите, каково отношение автора к красногвардейцам в поэме «Двенадцать»?
А) этот образ олицетворяет разрушительную силу. Б) является объектом насмешки автора
В) соединяет в себе созидающее и разрушительное начала.
12. Выберите из перечисленного, что не символизирует образ Иисуса Христа в конце поэмы?
А) символ обновления всего старого Б) символ непоколебимости старого мира
В) символ любви Г) символ веры и надежды
13. Рисуя картину вселенской дисгармонии, Блок использует различные ритмы, размеры, жанры. Что из перечисленного не используется Блоком:
А) частушка Б) городской романс В) марш Г) молитва
14. Соотнесите строки из поэмы и то понятие, которому они соответствуют.
1. Как пошли наши ребята
В красной армии служить….
2. Эх, эх, поблуди!
Сердце екнуло в груди!
3. Революцьонный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
4. Отмыкайте погреба —
Гуляет нынче голытьба!
5. Не слышно шуму городского
Над невской башней тишина…
15. Укажите город, являющийся местом действия 2 поэмы «Двенадцать».
16. Чей загадочный образ возникает в финале поэмы А. А. Блока «Двенадцать»?
ЧАСТЬ В (теория литературы, средства художественной выразительности)
17. Определите, какие изобразительно-выразительные средства использованы автором в следующих строках:
На всём божьем свете !
Б. Злоба, грустная злоба
Чёрная злоба, святая злоба…
В. Кругом – огни, огни, огни …
Оплечь – ружейные ремни…
Г. Вот так Ванька – он плечист!
Вот так Ванька – он речист!
Вскрутился к небу снежный прах!
Е. Стоит буржуй, как пёс голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос …
Ж. Толька вьюга долгим смехом
Заливается в снегах…
18. Как в литературоведении называется изобразительно-выразительное средство, определяющее предмет или явление, подчеркивающее его качества, свойства, признаки (например, в стихотворении А.А. Блока «Фабрика»: «жёлтые окна», «задумчивые болты», «измученные спины», «недвижный кто-то, черный кто-то»)?
19. Как называется прием очеловечивания явлений природы, придающий авторским описаниям особую выразительность («Только вьюга долгим смехом // Заливается в снегах…»)?
20. Укажите название средства художественной изобразительности, представляющего собой эмоционально-оценочное определение («Нежной поступью надвьюжной»).
21 . В финале фрагмента (и всей поэмы) возникает резкое противопоставление образов («позади – голодный пес… – впереди Исус Христос»). Как называется такое противопоставление?
22. Какой прием использует автор, характеризуя ушедшую эпоху («Старый мир, как пес паршивый, провались…»)?
23. Как называются многозначные обобщенные образы, являющиеся важным элементом художественного мира Блока (кровавый флаг, пес голодный, белый венчик из роз и т.п.)?
24. Какой литературный прием использует А. А. Блок в начале и в конце поэмы «Двенадцать».
противопоставляя образы?
Черный вечер. Позади — голодный пес
Белый снег. Впереди — Исус Христос.
Выберете один из трёх вопросов и дайте на него письменный развёрнутый ответ .
1. Название поэмы многозначно. Число 12 повторяется на различных уровнях: идейном, образном, композиционном. Дайте развёрнутый ответ на вопрос: «Как вы понимаете смысл названия поэмы»?
2. Литературоведы, читатели по-разному трактовали смысл финала поэмы. Дайте возможные
варианты трактовки образа Христа, обоснуйте свою интерпретацию финала поэмы.
3. Прочитайте высказывания лингвистов о поэме «Двенадцать». К какому мнению об образе Иисуса Христа в поэме А. Блока «Двенадцать» вы придерживаетесь? Свою точку зрения аргументируйте.
1) Могульский: образ Христа – знак гармоничного объединения «черной» и «белой» России.
2) М. Пришвин в образе Христа увидел самого Блока, готового, подобно Христу, взять на себя грех убийц.
3) В.Г. Базанов: «Христос – это и каратель отживающего мира, и носитель революционной жертвенности, бунтарь, мечтатель, участник народного восстания, провозвестник будущего царства свободы».
Контрольная работа по литературе (11 класс)
Тема: А.А.Блок «Двенадцать»
ЧАСТЬ А (тестовая часть)
1. Чьи философские идеи повлияли на формирование А.А. Блока как поэта?
2. Укажите верное определение символизма как течения в литературе.
одно из течений в искусстве и литературе. Утверждалось как «искусство выражения», противопоставлявшее себя реализму стремлением передать прежде всего личные ощущения художника. При этом художественный образ обретал предельную эмоциональность и напряженность
одно из течений в русской литературе. В его художественной системе искусство. рассматривалось как чисто художественное явление, независимое от общественных задач. Главное в художественном творчестве — интуитивное, мистическое прозрение. Многозначность и зашифрованность содержания.
одно из течений в искусстве и литературе. В его основе — отрицание традиционной культуры, ценностей культурного наследия, урбанизм, бунтарство, экпериментаторство в области словотворчества.
одно из течений в искусстве и литературе. В его основе — провозглашение «победы образа над смыслом». Произведение могло не иметь содержания, но оно должно быть насыщено словесными образами.
3. Какая тема является ведущей в книге «Стихи о Прекрасной Даме»?
а) тема труда и его влияния на человека б) отрицание «страшного мира»
в) тема поэта и поэзии г) тема любви
4. Как называется литературное направление конца XIX—начала XX веков, одним из ярких представителей которого являлся А. А. Блок?
5. И какого произведения А.Блока взяты следующие строки?
Разыгралась чтой-то вьюга,
Ой, вьюга́, ой, вьюга́!
Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!
6. Цветовая символика чрезвычайно значима в поэзии Блока. Какие цвета символизируют борьбу двух начал в поэме «Двенадцать»?
красный и черный
белый и красный
белый, красный, зеленый
7. В образе кого в поэме «Двенадцать» представлен «старый мир»?
А) в образе паршивого, безродного пса Б) в образе горластого петуха В) в образе голодного кота
8. Назовите основное событие в произведении «Двенадцать».
А) шествие 12 красногвардейцев Б) появление представителей «старого мира».
В) убийство Катьки. Г) появление Петра.
9. Рисуя картину вселенской дисгармонии, Блок использует различные ритмы, размеры, жанры. Что из перечисленного не используется Блоком:
А) молитва Б) городской романс В) марш Г) частушка
10. Выберите из перечисленного, что не символизирует образ Иисуса Христа в конце поэмы?
А) символ обновления всего старого Б) символ любви
В) символ непоколебимости старого мира Г) символ веры и надежды
11.Укажите, каково отношение автора к красногвардейцам в поэме «Двенадцать»?
А) этот образ олицетворяет разрушительную силу. Б) соединяет в себе созидающее и разрушительное начала.
В) является объектом насмешки автора
12. Соотнесите цвет и понятие, которое он символизирует в поэме
1.Черный 1.переходный период
2.Белый 2.старый мир
3.Красный 3.вера в будущее
13. Укажите символ, который не относится к цифре 12 в поэме.
А) количество красноармейцев Б) общее количество персонажей в поэме
В) количество глав в поэме
14. Соотнесите строки из поэмы и то понятие, которому они соответствуют.
Нынче будут грабежи 1.солдатская песня
2.Не слышно шуму городского
Над невской башней тишина… 2.частушка
3.Как пошли наши ребята
В красной армии служить…. 3.городской романс
4.Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг! 4.марш
Больно ножки хороши 5.озорная речь
15. Укажите город, являющийся местом действия поэмы «Двенадцать».
16. Чей загадочный образ возникает в финале поэмы А. А. Блока «Двенадцать»?
ЧАСТЬ В (теория литературы, средства художественной выразительности)
17. Определите, какие изобразительно-выразительные средства использованы автором в следующих строках:
На всём божьем свете !
Б. Злоба, грустная злоба
Чёрная злоба, святая злоба…
В. Кругом – огни, огни, огни …
Оплечь – ружейные ремни…
Г. Вот так Ванька – он плечист!
Вот так Ванька – он речист!
Вскрутился к небу снежный прах!
Е. Стоит буржуй, как пёс голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос …
Ж. Толька вьюга долгим смехом
Заливается в снегах…
18. Какой литературный прием использует А. А. Блок в начале и в конце поэмы «Двенадцать».
противопоставляя образы?
Черный вечер. Позади — голодный пес
Белый снег. Впереди — Исус Христос.
19. Какой прием использует автор, характеризуя ушедшую эпоху («Старый мир, как пес паршивый, провались…»)?
20. Как называются многозначные обобщенные образы, являющиеся важным элементом художественного мира Блока (кровавый флаг, пес голодный, белый венчик из роз и т.п.)?
21. Как в литературоведении называется изобразительно-выразительное средство, определяющее предмет или явление, подчеркивающее его качества, свойства, признаки (например, в стихотворении А.А. Блока «Фабрика»: «жёлтые окна», «задумчивые болты», «измученные спины», «недвижный кто-то, черный кто-то»)?
22. В финале фрагмента (и всей поэмы) возникает резкое противопоставление образов («позади – голодный пес… – впереди Иисус Христос»). Как называется такое противопоставление?
23. Укажите название средства художественной изобразительности, представляющего собой эмоционально-оценочное определение («Нежной поступью надвьюжной»).
24. Как называется прием очеловечивания явлений природы, придающий авторским описаниям особую выразительность («Только вьюга долгим смехом // Заливается в снегах…»)?
Выберете один из трёх вопросов и дайте на него письменный развёрнутый ответ.
1. Название поэмы многозначно. Число 12 повторяется на различных уровнях: идейном, образном, композиционном. Дайте развёрнутый ответ на вопрос: «Как вы понимаете смысл названия поэмы»?
2. Литературоведы, читатели по-разному трактовали смысл финала поэмы. Дайте возможные
варианты трактовки образа Христа, обоснуйте свою интерпретацию финала поэмы.
3. Прочитайте высказывания лингвистов о поэме «Двенадцать». К какому мнению об образе Иисуса Христа в поэме А. Блока «Двенадцать» вы придерживаетесь? Свою точку зрения аргументируйте.
1) Могульский: образ Христа – знак гармоничного объединения «черной» и «белой» России.
2) М. Пришвин в образе Христа увидел самого Блока, готового, подобно Христу, взять на себя грех убийц.
3) В.Г. Базанов: «Христос – это и каратель отживающего мира, и носитель революционной жертвенности, бунтарь, мечтатель, участник народного восстания, провозвестник будущего царства свободы».
Источник