Укажите формы чувственного познания суждение представление умозаключение

Укажите формы чувственного познания суждение представление умозаключение

Установите соответствие между формами и уровнями (ступенями) познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1) рациональное познание

2) чувственное познание

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

ФОРМА УРОВЕНЬ (СТУПЕНЬ)

ПОЗНАНИЯ

А Б В Г Д

А) умозаключение — 1) рациональное познание, так как включает понятие, суждение и умозаключение.

Б) понятие — 1) рациональное познание, так как включает понятие, суждение и умозаключение.

В) представление — 2) чувственное познание, так как включает ощущение, восприятие и представление.

Г) восприятие — 2) чувственное познание, так как включает ощущение, восприятие и представление.

Д) суждение — 1) рациональное познание, так как включает понятие, суждение и умозаключение.

Источник

Укажите формы чувственного познания суждение представление умозаключение

Выберите верные суждения о чувственном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Формой чувственного познания является представление.

2) Одной из форм чувственного познания является восприятие.

3) Чувственное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.

4) Чувственное познание в сравнении с рациональным глубже и точнее отражает предмет изучения.

5) Исходным элементом чувственного познания является ощущение.

Вид познания — чувственное. В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние. Формы чувственного познания:

1) Ощущение — отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств (стол — холодный).

2) Восприятие — целостный образ предмета (стол — холодный, гладкий, теплый).

3) Представление — чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти (с закрытыми глазами).

Ученые, считающие основным источником знаний чувственный опыт — эмпирики (Беркли, Юм, Бэкон, Мах).

Сенсуализм — течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания (Локк, Кандильяк).

Особенности чувственного познания: отражает только признаки предметов, пассивное, человек не способен изменить чувства , нельзя постичь сущности предметов и их свойств.

1) Формой чувственного познания является представление — да, верно.

2) Одной из форм чувственного познания является восприятие — да, верно.

3) Чувственное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете — нет, неверно, только вместе с рациональным.

4) Чувственное познание в сравнении с рациональным глубже и точнее отражает предмет изучения — нет, неверно.

5) Исходным элементом чувственного познания является ощущение — да, верно.

Источник

проверочная работа по теме «Знание и познание» 10 класс ( с ответами)

Проверочная работа по теме «Знание и познание» с ответами 10 класс

1. И чувственное, и рациональное познание

1)формирует знания и представления о предмете

2)использует логические умозаключения 3)начинается с ощущения

4)дает наглядный образ предмета

2. Понятие – это форма мысли, которая

1) отражает непосредственное воздействие окружающего мира на

органы чувств 2)выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов

и явлений 3)формирует наглядный образ предмета

4)фиксирует различные комбинации ощущений человека

3. Рациональное познание, в отличие от чувственного,

1) расширяет знания об окружающем мире 2) формирует наглядный образ предмета

3) осуществляется в форме ощущений и восприятий 4) использует логические умозаключения

4. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются: 1) представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами 4) понятиями

5. Рациональное — это познание: 1) с помощью наблюдения 2) прямого контакта 3) с помощью интуиции 4) с помощью мышления

6. Отражение общих и существенных признаков называется:

1) сознанием 2) суждением 3) понятием 4) ощущением

7. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утвержде­ние является примером: 1) обыденного знания 2) мифологического знания 3) эмпирического знания 4) научного знания

8. Обобщение является составной частью 1) производственной деятельности 2) чувственного познания 3) рационального мышления 4) игровой деятельности

9. В отличие от познавательной деятельности школьника, познавательная

деятельность учёного: 1) основывается на использовании эксперимента 2) основывается на творческом подходе к работе 3) интеллектуально развивает 4) ставит целью открытие нового, достоверного знания

10. Вывод: «Друзья познаются в беде» — является результатом 1) паранаучного знания 2) обобщения жизненного опыта 3) художественного вымысла 4) экспериментальной проверки

11. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали

на органы чувств человека, называются: 1) гипотезами 2) понятиями 3) представлениями 4) мнениями

12. Критериями истины являются: 1) опыт, практика 2) мнение руководства

3) соответствие господствующему в обществе учению 4) соответствие законам логики

13. В каких трёх формах проявляется рациональное познание?

1) ощущение, восприятие, представление 2) понятие, представление, умозаключение

3) понятие, суждение, умозаключение 4) представление, суждение, ощущение

14. Укажите, что из перечисленного не является формой

чувственного познания: 1) суждение 2) представление 3) ощущение 4) восприятие

В1. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подбери­те соответствующую из второго.

1. Достоверное знание, не зависящее от мне­ний и пристрастий людей

А. Объективная истина

2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире

Б. Относительная истина

3. Знание, дающее приблизительное и непол­ное отражение действительности

В. Абсолютная истина

4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент

5. Информация, соответствующая действи­тельному положению вещей

В2. Установите соответствие между психическими процессами,

участвующими в процессе познания, и их краткими описаниями.

А) «непосредственное усмотрение», знание, возникающее без осознания путей и условий его получения; некое озарение, постигающее человека, который, как правило, квалифицированно, упорно и систематически осваивает ту или иную область действительности

Б) построение на основе комбинации своих представлений новых, ранее не существовавших образов

В) образ, отражение, копия, снимок отдельного свойства предмета и явления объективного мира

Г) опосредованное и обобщённое отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей

Д) «следы» в памяти, по которым человек восстанавливает, когда ему нужно, образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на его органы чувств

Е) целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств

В3. Установите соответствие между приёмами и формами мышления и

их краткими описаниями.

А) установление сходства или различия предметов

Б) мысленное разложение предмета на составляющие его части

В) форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чём-либо

Г) процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение

Д) мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках

Е) мысленное объединение в целое расчленяемых анализом элементов

В4. Какие из следующих умозаключений можно отнести к дедукции

(А), а какие – к индукции (В)?

1) Все металлы проводят электричество. Свинец и медь – металлы.

Следовательно, свинец и медь проводят электричество.

2) Растению капусте для нормального развития необходим полив.

Растению хлопку тоже необходим полив. И растение помидор

также необходимо поливать. Следовательно, всем перечисленным

и другим растениям для нормального роста и развития необходим

полив, то есть регулярное естественное или искусственное

внесение в почву определённого количества влаги.

Источник

Укажите формы чувственного познания суждение представление умозаключение

Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета

Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа

B) фиксация существенных свойств предмета

Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета

Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств

Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся

2) логическое

ОПЕРАЦИИ ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д Е

В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние.

Формы чувственного познания:

1. Ощущение — отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств (стол — холодный)

2. Восприятие — целостный образ предмета (стол — холодный, гладкий, теплый)

3. Представление — чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти (представление объекта с закрытыми глазами)

2. логическое или рациональное

Связано с мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение

Формы логического познания:

1. Понятие — мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (стол, стул — мебель; классификация)

2. Суждение — форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. ( Муха — насекомое.Соловей — не насекомое.)

3. Умозаключение — форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое (У мухи есть крылья, значит, она летает).

Источник

Укажите формы чувственного познания суждение представление умозаключение

Выберите верные суждения о познании и его критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

2) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения.

3) Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом.

4) К формам чувственного познания относят понятия и суждения.

5) Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления.

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. К формам чувственного познания относят:

Ощущение — элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т. д.

Восприятие — отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств.

Представление — чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств. К формам рационального познания относят:

Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве).

Суждение — это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «золото есть металл».

Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.

1) Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов — да, верно.

2) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения — да, верно.

3) Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом — да, верно.

4) К формам чувственного познания относят понятия и суждения — нет, неверно.

5) Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления — нет, неверно.

Источник

Читайте также:  Указать термин не связанный с понятием эмоции
Оцените статью