Укажите 3 основные формы чувственной ступени познания

Урок по обществу: Формы и особенности чувственного познания

Глаза, деревья и философия. Как разобраться в одной из сложных тем блока «Человек и общество»?

Продолжаем разбираться с темой «Виды знания»…

Сегодняшняя тема «Формы и особенности чувственного познания».

Выделяют три формы и три особенности чувственного познания:

Формы

1. ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;

2. восприятие – чувственный образ целостной картины предмета;

3. представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти

Понять это также как и многое в обществознании можно через идею развития во времени. Ощущение — самое базовое, самое простое чувственное переживание.

Восприятие — это уже нечто более целостное, образ какой-то вещи или явления во всей его полноте. Представление — примерно то же самое, только в памяти.

Особенности

В чем-же особенности чувственного познания? Их три:

3. воспроизведение внешних свойств и сторон

По сути это названия одного и того же — визуальных, внешних сторон объекта, доступного нашим чувствам. Если взять главный пример из философии. дерево , то чувственно воспринимая дерево Вы будете наблюдать его непосредственно, т.е. без помощи чего-либо. Нет ни микроскопа, ни биохимических исследований состава древесины — между Вами и деревом ничего нет. Отсюда — наглядность и своеобразная простота этого вида познания. Отсюда же и воспроизведение только внешних сторон, поскольку для чего-то большего нужны понятия, рациональные способы познания, эксперимент и т.д. То есть некое вторжение в объект. Для чувственного познания это нехарактерно.

Подробные уроки, бесплатные занятия, и многое другое в группу школы «Обществовед»

Источник

Чувственное познание: понятие, примеры, виды, значение

Приветствую Вас, друзья!

На протяжении всей своей жизни люди налаживают связи с другими членами общества и окружающей их средой, постоянно осмысляя увиденное и услышанное ими. Благодаря пониманию и осмыслению мира вокруг себя люди получают возможность гармонично вливаться в природу и общество. В гносеологии (раздел философии, изучающий познание) выделяют две разновидности познания: рациональное и чувственное. Их этой статьи Вы узнаете, что такое чувственное познание, как оно проявляется, из каких стадий состоит и какие формы и виды чувственного познания существуют. Начнём с определения.

Что такое чувственное познание?

Чувственное познание — это разновидность познания, основанная на восприятии окружающего мира с помощью органов чувств. Традиционно этот тип познания противопоставляется мышлению, представляющему собой уже вторичную методику познания действительности. А за формирование первоначальных знаний об окружающей среде, а также о внешнем виде и устройстве наполняющих ее предметов отвечают органы чувств человека. К пяти основным человеческим чувствам относят зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.

Полноценное познание мира при помощи чувств присуще лишь человеку, хотя животные тоже используют органы чувств для набора необходимых знаний об окружающей среде, но в гораздо меньшей степени, чем более биосоциальные по своей природе люди. При этом полноценное познание мира не может основываться исключительно на чувствах, оно неотделимо от рационального мышления, без которого человек не сможет понять сути окружающих его явлений и предметов.

Стадии чувственного познания

Современная наука разделяет познавательный процесс на несколько стадий.

  • Для первой стадии познания характерно своеобразное «впечатывание» в человеческую психику знаний о внешнем виде различных вещей;
  • На втором этапе, представляющем собой осмысление окружающей действительности, у людей формируются необходимые знания и суждения о ней.
  • Третий этап включает в себя формирование стойких и обоснованных знаний об окружающем нас мире с последующей интерпретацией человеком изначально возникших в его сознании чувств.
Читайте также:  Как получать больше положительных эмоций

Особенности чувственного познания

Описываемый тип познания основывается исключительно на восприятии и ощущениях, что позволяет выделить несколько характерных лишь для него особенностей:

  • познание мира через чувства является связующим звеном между человеком и миром предметов;
  • этот тип познания часто относят к «пассивному»;
  • именно чувственное познание является основным и важнейшим элементом познания культуры, поскольку сведения, полученные человеком через органы чувств воспринимаются им как безусловно соответствующие действительности;
  • указанная разновидность познания способна фиксировать исключительно «вещную», предметную картину мира, сведения о которой предоставляются нашему мозгу органами чувств. А потому для получения полноценной картины объективной реальности человеку необходимо вывести собственную познавательную деятельность на следующую ступень — к уровню рационального (от латинского слова ratio — т.е. разум) познания.

Формы чувственного познания

В чувственном познании выделяют три уровня, целью которых является подготовка индивидуума к переходу на более высокую стадию познавательной деятельности, связанную с абстрагированием. К основным формам данного типа познания относят:

  • Ощущения, являющиеся начальным уровнем познания. Этот уровень чувственного познания предоставляет людям только изначальное и одностороннее представление о предметах, например, об их внешнем виде, запахе и вкусе.
  • На этапе восприятия происходит некоторое накопление знаний, полученных индивидуумом ранее посредством ощущений, что позволяет человеку сформировать уже достаточно цельный образ предмета в своем сознании.
  • На заключительном этапе, представлении, воспринятые из вне образы начинают самостоятельно воспроизводится в мозгу, создавая наглядную и осмысленную картину действительности.

Однако познание мира с помощью чувств не способно раскрывать сути происходящих в мире явлений — этот уровень познавательной деятельности более сложен, он требует от индивидуума подключения логики, анализа и рационального мышления. Таким образом, только объединив живое созерцание окружающей действительности с абстрактным мышлением, человек получит возможность полноценно познавать мир вокруг себя.

Виды чувственного познания

Чувственный тип познания основывается на работе сенсорных анализаторов и сенсорной системы человека в целом. Ныне наука выделяет следующие типы чувственного восприятия:

  • зрительное;
  • слуховое;
  • тактильное;
  • вкусовое;
  • посредством обоняния;
  • с помощью вестибулярного аппарата.

Кроме того, иногда к разновидности чувственного познания относят интуицию, упуская из вида факт того, что интуиция не отталкивается от логики и не опирается на ощущения. В сущности, интуицию можно отнести к отдельной, весьма своеобразной форме познания, объединяющей в себе и рациональное, и иррациональное начала.

Значение чувственного познания

Появлению в сознании наглядного, чувственного образа предшествует определенное воздействие на органы чувств, а через них — на нервную систему человека определенного предмета материального мира, выступающего в качестве внешнего раздражителя. Но одного лишь воздействия на органы чувств недостаточно для появления всеобъемлющего образа, поскольку любое познание требует хотя бы минимальной активности. А потому, и органы чувств должны активно участвовать в исследовании новой для себя вещи посредством напряжения зрения, слуха и обоняния, ощупывании контуров неизвестного предмета и т.д.

Чувственный тип познания относится к первичным источникам ознакомления человека с внешним миром. Как уже указывалось выше, полноценное познание тесно связано с мышлением и созданием в мозгу рационально и логически обоснованных образов, дополняющих картину мира, предоставленную людям их органами чувств.

Отображающий материальный объект чувственный образ не является символом данного объекта, а лишь представляет собой его точную копию, порожденную одним либо несколькими органами чувств. Также у этого образа имеются объективная и субъективная стороны — он объективен в плане собственного содержания и субъективен, поскольку существует как наглядный образ в сознании конкретного индивидуума, созданный на основе его восприятия окружающей действительности. К тому же, у чувственного познания есть и определенные границы, выйти за которые человек может только при помощи рационального мышления.

Читайте также:  Что такое план сестринского вмешательства при депрессии

Связь рационального и чувственного познания

Итак, чувственный тип познания имеет собственные границы, очерченные, с одной стороны — природой и физиологией человека, с другой стороны — открытостью и пригодностью чувственного познания лишь для изучения внешних сторон предметов, но невозможностью изучения с его помощью закономерностей, связанных с их возникновением и развитием. Для более глубокого познания мира чувства всегда должны дополняться логикой и рациональным мышлением.

Рациональный тип познания отличается от чувственного большей обобщенностью и опосредованностью процесса изучения окружающей среды. Он основывается на абстрагировании и обобщении, что позволяет оперирующему к такому методу познания человеку выводить четкие и понятные общие закономерности.

По этой причине рациональное познание помогает человеку гораздо глубже и полнее исследовать не только внешнюю, но и глубинную суть окружающей среды, формировать собственные суждения и делать самостоятельные логически обоснованные выводы о происходящем вокруг. Одновременно рациональное познание дополняет и совершенствует знания, полученные человеком при помощи органов чувств, выступая уже в роли фактора развития и преобразования мира.

Оба способа познания (и чувственный, и рациональный) неотделимы друг от друга. Несмотря на существенные различия, они являются двумя тесно связанными между собой сторонами единого процесса, развитие которого возможно лишь при их взаимном дополнении.

Выводы

В недавнем прошлом ученые относили чувственное познание к наиболее низкой ступени человеческого мышления. Данный вывод обосновывался тем, что индивидуум, познающий мир лишь с помощью чувств руководствуется исключительно инстинктами. Но современная философия смотрит на чувственный тип познания под иным углом, связывая воедино и чувственный, и рациональный методы изучения окружающей действительности, а также признавая чувства своеобразным фундаментом для более детальной и основанной на логике познавательной деятельности.

Источник

Чувствительное познание и его формы

Теория познания. Учение об истине и ее критерии

1. Понятие познания и его виды

2. Чувствительное познание и его формы

3. Рациональное познание и его формы

4. Нерациональное познание и его формы

5. Практика и ее роли в процессе познания

6. Истина и ее характеристики. Концепции истины

Понятие познания и его виды

Теория познанияэто важнейшая часть философии, которая выступает всеобщим методом психологически-научного познания.

Теория познания (гносеология) исследует условия, механизмы, принципы и формы познавательной деятельности человека.

Познаниеэто процесс получения, переработки, передачи и использования знаний об окружающем миру.

Главным в теории познания есть вопросы об отношении знания о мире собственно к миру; способно ли наше сознание (мышление, ощущения, представления) давать адекватное отражение действительности?

Структуру процесса познания составляют субъект и объект познания.

При осмыслении понимания познания важно обратить внимание на то, что реально осуществляет познание не сознание само по себе, не мозг, а человек со всеми его многочисленными проблемами, возможностями, желаниями и страстями. Этот момент входит в понятия объект и субъект.

Конкретные вещи, явления, процессы, на которые непосредственно направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Человек, который осуществляет познавательную деятельность, является субъектом познания. При этом нужно учитывать активную роль самого субъекта познания. Субъектом может быть отдельный индивид, социальная группа, класс, общество.

Познание имеет три основных содержательных аспекта:

Читайте также:  Что такое интеллектуальные чувства примеры

1) информативный аспект познания (процесс поиска знаний, создание образов),

2) волевой аспект познания (стремление овладеть реальностью),

3) смысловой аспект познания (желание достичь важнейшего, самого позитивного для человека состояния совершенства).

Познание — это отражение действительности в сознании человека.

Виды познания:

· чувственно-опытное познаниевозникает непосредственно, и вписано в процессы повседневной человеческой жизнедеятельности. Оно является очень разнообразным по проявлениям, но не расчленено, ни по смыслу, ни за формами существования. Здесь эмоции, переплетенные со знаниями, желаниями, взглядами;

· художественное познаниеочерчивает реальность не отстраненно, а через переживания. Оно передает не предметные очертания действительности, а человеческое отношение к ней. По смыслу оно условно, и представляет пространство через проявление воображения, фантазию, субъективные склонности человека;

· научное познаниекультивируется через осознание роли знания, являясь специализированным и специально организованным;

· религиозно-мистическое познаниеочерчивает источник своих знаний как божественное проведение, особое просветление;

· экстрасенсивное познаниеиспользуют в обществе, но природа его для науки пока что непонятна.

Чувствительное познание и его формы

Чувственное познание включает в себя образы, которые дают нам наши органы чувств. Основные формы чувственной ступени познанияощущение, восприятие, представление.

Ощущениеэто элементарный чувственный образ, связанный с отражением отдельных свойств предметов и явлений объективного мира.

В ощущениях каждый из органов чувств (зрение, прикосновенье, слух, нюх, вкус) есть специфическим для него способом отражения отдельных свойств и сторон вещей(цвет, звук, запах, твердость). Так же ощущение это чувственный образ, который появился как результат влияния внешних факторов на органы ощущения человека, в сочетании с отражением отдельных свойств предмета, процесса, явления.

Ощущение выступает как простой элементарный образ чувственного познания.

Ощущение по своей природе является субъективным и идеальным образом предмета. Сила ощущения зависит от расположения, качества, формы, близости предмета. Ощущение зависит от органов восприятия и всего организма.

Восприятиеэто отражение предмета взятого как целое. Целостный, чувственный образ предмета, который включает в себя качества и находит свое отражение в наших ощущениях.

Восприятие зарождается и существует как активный синтез проявления предмета, который связан с другими актами познавательной и практической деятельности.

Наше восприятие предмета синтезируется в целостном образе или части, который в данный момент не воспринимается, но дорисовывает образ в нашем сознании.

Представлениенаглядный целостный образ вещи, которая возникает на основе воображения и прошлого чувственного опыта, который сохраняется и воспроизводится в памяти человека обобщенно.

Представление всегда возникает только на основе памяти. Представление может быть простым воспроизведенным «следом», а также выступает оживленным ощущением и восприятием, которые основаны на многих чувственных ощущениях.

Все формы чувственной ступени познания:

1) более богаты по своим познавательным возможностям, сравнительно с ощущениями,

2) включают в себя не только отражение, но и представления,

3) развитые формы чувственного познания представляют предпосылку для перехода к рациональной ступени познания.

Результатом познания является формирование понятий, учений, теорий, концепций.

Особенностью чувственного познания является то, что с его помощью:

1) человек воспринимает лишь непосредственно данное,

2) поверхностное в предметах, явлениях, процессах.

Существенным моментом учения об ощущениях, как образах – есть утверждение, что они обязательно предполагают:

1) наличие вещей и предметов ( они не могут возникать вне них, без них),

2) наши ощущения соответствуют вещам и предметам (поскольку они есть более или менее правильное их отражения),

3) образ вещи и сама вещь не одно и то же:

Источник

Оцените статью