- Угрозы психологической безопасности образовательной среды эмоциональное выгорание педагогов
- Влияние эмоционального выгорания педагогов на отношение к образовательной среде всех её участников
- Профилактика эмоционального выгорания как фактор психологической безопасности образовательной среды
- Эмоциональное выгорание воспитателя как фактор риска психологической безопасности образовательной среды ДОУ
- Программа сохранения психологической безопасности личности педагога ДОУ
Угрозы психологической безопасности образовательной среды эмоциональное выгорание педагогов
Ссылка для цитирования этой статьи:
Пестов А.В., Бостанджиева Т.М. Влияние эмоционального выгорания педагогов на отношение к образовательной среде всех её участников // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №1, https://mir-nauki.com/PDF/25PSMN120.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Влияние эмоционального выгорания педагогов на отношение к образовательной среде всех её участников
Пестов Александр Валерьевич
БУ «Сургутский государственный педагогический университет», Сургут, Россия
Аспирант кафедры «Психологии»
E-mail: alexq8@mail.ru
ORCID: http://orcid.org/0000-0001-9521-990X
Бостанджиева Татьяна Михайловна
БУ «Сургутский государственный педагогический университет», Сургут, Россия
Преподаватель кафедры «Психологии»
Доцент кафедры «Психологии»
Кандидат психологических наук
E-mail: bost.vi@mail.ru
РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=690112
Аннотация. В статье отражены основные теоретические положения, на основе которых понимается процесс эмоционального выгорания. Представлены результаты исследования степени выраженности эмоционального выгорания педагогов: напряженность, резистентность, истощаемость. В центре внимания авторов – анализ последствий эмоционального выгорания педагогов и его влияние на отношение к образовательной среде школы со стороны обучающихся, их родителей и педагогов.
Содержание работы, приведенное в статье, прошло апробацию в форме выступлений авторов на научно-методических семинарах в общеобразовательных организациях г. Сургута ХМАО-Югры, научно-практических конференциях различного уровня и публикациях материалов исследования.
По результатам исследования разработано обоснование принципов и методов программы психологического сопровождения педагогической деятельности учителя по профилактике эмоционального выгорания. Обоснованы основные направления, формы и методы, необходимые для создания психологических условий, способствующих снижению эмоционального выгорания педагога.
Таким образом, результаты исследования расширяют научные представления о последствиях синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности учителя. Эмоциональное выгорание педагога оказывает влияние на формирование негативного отношения к образовательной среде школы со стороны обучающихся, их родителей и учителей, а следовательно, на психологическую безопасность образовательной среды.
Ключевые слова: педагогическая деятельность; эмоциональное выгорание; образовательная среда; психологические характеристики образовательной среды школы; участники образовательной среды; психологическая безопасность образовательной среды
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2658-6282 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.
Источник
Профилактика эмоционального выгорания как фактор психологической безопасности образовательной среды
Профилактика эмоционального выгорания как фактор психологической безопасности образовательной среды
Педагог-психолог МКОУ «Поныровская СОШ»
Радзевич Ираида Витальевна
В последние годы интерес исследователей привлекает специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми, в первую очередь людей профессий, где сама работа обязывает оказывать помощь людям: это медицинские работники, педагоги, воспитатели, социальные работники.
Исследование педагогической деятельности показали, что она обладает рядом особенностей, позволяющих характеризовать ее как потенциально эмоциогенную. Это «работа сердца и нервов», где требуется, как справедливо заметил В.А.Сухомлинский, буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил. Высокая эмоциональная напряженность педагогического труда вызывается наличием большого числа факторов стресса: высокий динамизм, нехватка времени, рабочие перегрузки, сложность возникающих педагогических ситуаций, социальная оценка, необходимость осуществления частых и интенсивных контактов, взаимодействие с различными социальными группами и т.д.
Представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения – «синдрому эмоционального выгорания». Синдром эмоционального выгорания – это состояние эмоционального и умственного истощения, физического утомления, развивающееся как результат хронического стресса на работе.
Педагог постоянно включен в разнообразные быстроменяющиеся социальные ситуации, на которые должен мобильно и конструктивно реагировать. При встрече с непредвиденными ситуациями, он должен думать, прежде всего, о том, как разрешить проблему с наименьшими последствиями для детей, которые находятся под его ответственностью.
Внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье. А между тем, требуемая от педагога выносливость, терпимость, выдержка, активность, оптимизм и ряд других профессионально важных качеств, во многом обусловлены его здоровьем.
Важным аспектом работы по сохранению психологического здоровья педагога является овладение приемами саморегуляции.
В настоящее время для саморегуляции психических состояний используются разнообразные методы: дыхательная гимнастика, концентрация и визуализация, релаксация, аутогенная тренировка и др. Овладев ими, педагог может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, адекватно управлять собой в соответствии со сложившейся ситуацией.
Упражнение помогает снять стресс и устранить неприятный осадок после конфликта или произошедшей неприятности, неурядицы, быстро успокоиться и обрести внутренний покой.
Выполняется в течение 15-20 минут.
Возьмите цветные фломастеры или карандаши. Расслабленной левой рукой нарисуйте абстрактный рисунок: линии, цветовые пятна, фигуры. Полностью погружаясь в свои переживания, выбирайте цвет и проводите линии так, как вам хочется, в соответствии с вашим настроением. Вы как бы переносите свое грустное настроение на бумагу, материализуя его.
После того как вы изрисовали весь лист бумаги, переверните его и на обратной стороне напишите 8-10 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, пишите те слова, которые сразу же приходят в голову.
Еще раз посмотрите на рисунок, как бы снова переживая свое состояние, и перечитайте написанные слова, а потом энергично, с удовольствием разорвите листок. Скомкайте кусочки бумаги и выбросите их.
Покончив с рисунком, вы избавитесь от плохого настроения и успокоитесь.
Памятка: «Что нужно и чего не нужно делать при выгорании»
НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
Постарайтесь сохранять благоприятный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
Использование педагогом предложенных рекомендаций в повседневной деятельности поможет сохранять «рабочее» самочувствие, снизит вероятность развития профессионального «выгорания», позволит «быть на дружеской ноге» со своей работой.
Габдреева, Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием: Учеб. пособие / Г.Ш. Габдреева. – Казань: Изд-во КГУ, 1981. – 63 с.
Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л.М. Митина. – М.: Флинта: Моск. психолого-соц. ин-т, 1998. – 200 с.
Семенова, Е.М. Психологическое здоровье ребенка и педагога: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.М. Семенова, Е.П. Чеснокова; под ред. проф. Е.А. Панько. – Мозырь: Белый ветер, 2010. – 174 с.
Источник
Эмоциональное выгорание воспитателя как фактор риска психологической безопасности образовательной среды ДОУ
Потребность в безопасности – одна из базовых потребностей человека (А.Маслоу), без нее невозможно нормальное развитие ни личности человека, ни общества в целом. Под психологической безопасностью понимается состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников (И.А.Баева).
Создание психологически безопасной среды образовательного учреждения является важнейшим фактором благополучного психофизического развития ребенка.
Психологическое насилие в образовательной среде дошкольного учреждения зачастую неочевидно, но наносит тяжелый вред личностному развитию ребенка, которое напрямую связано с эмоциональными контактами с близкими взрослыми.
По мнению ряда отечественных авторов (Е.А.Семенова, Е.Л.Аршинская, Е.В.Бурмистрова, Е.Б.Лактионова, М.Г.Гераськина и др.), факторами риска на уровне образовательной среды могут быть:
1) условия обучения в образовательном учреждении (освещенность учебных помещений, размеры мебели, вентиляция, полиграфические параметры учебной литературы и др.);
2) учебная перегрузка обучающихся (неравномерное распределение учебной нагрузки, превышение нормы времени, предусмотренного возрастными и гигиеническими нормами на приготовление домашних заданий и т.п.);
3) стиль межличностных взаимоотношений педагогов, обучающихся и их родителей (повышенная конфликтность в среде обучающихся, педагогические конфликты, нарушенные детско-родительские отношения и др.)
В.Н.Алешин считает основным источником риска авторитарный стиль общения в образовательной среде между взрослым и ребенком, традиционными источниками такого являются:
— иерархическая организация большинства государственных и общественных структур;
— собственный опыт педагога, кратковременный успех при использовании авторитарно-подавляющих технологий в педагогическом процессе;
— попытки компенсации чувства неполноценности и неуверенности педагога;
— охотное подчинение некоторых учащихся из-за страха перед учителем;
— существующие предрассудки о более высокой успеваемости учащихся у педагогов с авторитарным стилем поведения;
— ожидания авторитарного поведения педагога со стороны коллег, школьной администрации, родителей.
Обязательной внутренней установкой педагога дошкольного учреждения должна быть способность к эмпатии, безусловному принятию личности ребенка.
Многие педагоги ДОУ в своей воспитательной работе делают акцент на развитии познавательной сферы ребенка – обучают чтению, счету и т.п., развитию же эмоциональной сферы не придают значения.
Тем не менее, воспитатели сами нуждаются в психологической поддержке.
Осуществляя профессиональную деятельность в сфере «человек-человек», педагог несет большую эмоциональную нагрузку. Возникают нарушения психоэмоциональной сферы, развиваются симптомы эмоционального выгорания (неадекватное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, эмоциональная отстраненность и др.). И как следствие – возможны нарушения когнитивной функции, снижение мотивации.
Педагог дошкольного образовательного учреждения имеет особый профессиональный статус, связанный со значительной ответственностью за здоровье, развитие и формирование личности ребенка, и как следствие — большим напряжением в работе, что сказывается на эмоциональной сфере. Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и поэтому с увеличением стажа многие педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», «выгорание». Среди причин, влияющих на возникновение синдрома эмоционального выгорания у воспитателей — высокая ответственность за жизнь и здоровье воспитанников. Поскольку педагоги стремятся все делать с высокой степенью ответственности, недостаток времени не позволяет чаще всего в полном объеме выполнить спланированное ранее и именно это приводит их к эмоциональной и физической перегрузке.
На основании проведенного психологической службой нашего ДОУ исследования, целью которого являлось выявление уровня эмоционального выгорания у педагогов, определение отношения педагогов к образовательной среде ДОУ; изучения особенностей отношения детей к своим воспитателям, психологического климата в группе, была доказана необходимость систематической и комплексной тренинговой работы с воспитателями для профилактики и преодоления синдрома профессионального выгорания, эффективного взаимодействия с детьми и развития их эмоционального интеллекта.
Для создания психологически безопасной среды для детей в ДОУ необходимо создавать психологически комфортные психологические условия для педагогов.
В нашей образовательной организации для обеспечения психологической безопасности образовательной среды используется следующая схема работы.
Направление деятельности |