Удивительная способность человека одновременно переживать противоположные эмоции 15 букв

Психология эффективного менеджера. Гибкость. Эффективное управление. Психология менеджера. Книга 2. Субъект управления (6 стр.)

С точки зрения особенностей реагирования гибкость это:

Гибкость = Скорость реакций + Сумма реакций + Степень реакций

Если рассматривать психологическую гибкость в аспекте принятой нами трёхкомпонентной структуры личности, то она представляется в виде совокупности эмоциональной, когнитивной и поведенческой гибкостей.

– степень свободы способностей ощущать в необходимой или желаемой степени весь спектр возможных эмоций вызываемых совокупностью актуальных стимулов (внутренних и внешних, от физических до духовных).

В своей работе «Эмоциональная гибкость учителя» Митина Л.М., Асмаковец Е.С. исследуя пути оптимизации деятельности рассматривают эмоциональную гибкость учителя как интегральную характеристику личности, обусловливающую эффективность педагогического труда и представляют структуру эмоциональной гибкости, как состоящую из двух взаимосвязанных подструктур: эмоциональной устойчивости (невосприимчивость к негативным стимулам) и эмоциональной экспрессивности. В соответствии с этим можно определить конкретные психотехнологические приемы направленные на развитие способности контролировать отрицательные эмоции, создавать у себя необходимое творческое эмоциональное состояние, насыщать общение положительными эмоциями и чувствами.[39]

Выделенные две подструктуры мы дополняем ещё одной – эмоциональной уравновешенностью или эмоциональным самосознанием, позволяющей увидеть эмоциональную гибкость целостностью компонентов «входа», «выхода» и «внутренности».

Эмоциональная уравновешенность часто понимается как способность подавлять сильные, как правило, негативные эмоции. На самом деле уравновешенность – это не подавление эмоций и не отсутствие их. Уравновешенность – это равновесие, то есть, «равноправие» и «сотрудничество» разных эмоций, когда ровность достигается не просто подавлением, а компенсацией и дополнением одних другими. На самом деле сильные негативные эмоции нами переживаются, только когда мы одновременно ограничивающими убеждениями и необъективными предположениями подавляем такие же сильные позитивные эмоции.

Гибкость эмоциональная проявляется в различных эмотивных феноменах: аффектах, настроениях, чувствах, и описывается отношениями трёх составляющих эмоций:

– модальности (формального качества, предметного содержания);

Гибкость эмоциональная основывается на свойствах эмоций.[40]

1. Универсальность – возможность переживать любые (разные) эмоции по поводу любой потребности.

Возможность переживания одной эмоции к разным потребностям и разных эмоций к одной потребности.

2. Пластичность – возможность переживать разные оттенки одной эмоции и даже с разными знаками, например, удовольствие от страха острых ощущений на карусели.

3. Динамичность – способность эмоций нарастать, ослабевать, изменяться в пространстве и времени по отношению к источнику и в зависимости от фазы протекания.

4. Доминантность – способность более сильных эмоций подавлять противоположные.

5. Кумулятивность – способность эмоций суммироваться, накапливаться и усиливаться при этом.

6. Адаптивность – способность притупляться в процессе привыкания (принцип десенсибилизации – обесчуствления).

7. Субъективность – способность разных людей, в зависимости от личностных особенностей, испытывать разные эмоции по отношению к одному и тому же источнику.

8. Заразительность – возможность передавать эмоции другим, «заражать» в процессе общения (паника).

9. Запоминаемость – способность эмоций долго храниться в памяти и вызываться представлениями.

10. Иррадиация – возможность распространения эмоций со стимула на всё, что воспринимается (поцеловала вдруг, и стало светлым всё вокруг, от улыбки станет мир светлей).

11. Перенос – возможность переживать стимульные эмоции по отношению к предметам, связанным с этим стимулом (отношение к письму любимого).

12. Амбивалентность – способность переживать противоположные эмоции одновременно и по отношению к одному и тому же объекту (ревность как любовь и ненависть).

13. Отражаемость – возможность одних эмоций возбуждать другие. Вывод: с эмоциями можно сделать всё, что ты захочешь.

Попробуй отреагировать разными эмоциями, выразив их словами, на следующие стимулы и запиши их. Стимулы:

– я люблю тебя, солнышко

– пошёл в жопу, чмо…

Эмоции: Твой ответ:

Как ещё ты можешь ответить? Какие чувства это вызывает? Способен ли ты предусмотреть условия, в которых полезны те или иные реакции? Способен ли ты оставаться спокойным, уравновешенным при необходимости, когда тебя раздражают, злят, смешат и тому подобное?

Когда ты выполнишь это упражнение, поймёшь: эмоции определяются не внешним событием, а внутренней позицией. Эмоции – это то, что зависит от тебя, а не от чего-то, кого-то.

Читайте также:  Если мужчина боится своих чувств признаки

Таким образом, есть поведение, есть эмоциональное отношение и есть понимание их, с одной стороны, и ценностное «Я» человека и поведение его с другой. И главное условие эмоциональной гибкости в общении – понимание разницы между моим отношением к результатам поведения человека и моим отношением к его ценной уникальной личности.

– Ты достойный и замечательный человек, и я понимаю, что ты хочешь сделать лучше, но мне не нравится то, как ты это делаешь.

– Я очень хороший, просто тебе не нравится, как я это сделал.

Доброжелательность + Критика + Помощь = Ассертивность → уважение, доверие и благодарность

Ассертивность ≠ (агрессвность → вина)

Ассертивность ≠ (униженность → жалость)

– возможность использования разных стратегий, методов и приёмов мышления, познания и осмысления, выхода за рамки оценок и стереотипов восприятия, формирования и принятия других картин мира. Как один из основных критериев эффективности мышления, гибкость выделялась многими учёными и не только психологами.[41]

В интродетерминистской парадигме изучения интеллектуальных процессов, которая подчёркивает активную самодетерминацию мышления в акте создания новых идей[42] для характеристики творческой деятельности используют категорию семантической гибкости мышления. По Гилфорду – это способность выделять функцию объекта и предлагать её новое использование, включать его в новую систему связей и отношений,[43] то есть, описывает гибкость как способность к переосмысливанию функций объекта, использованию его в новом качестве. Он определяет гибкость мышления как способность, связанную с легкостью течения идей и быстротой изменения направления этого процесса.[44] Семантическая гибкость означает умение находить для одного и того же понятия, образа, идеи, символа (то есть для одной и той же семантической единицы) всё новые и новые семантические значения. Сема приобретает всё новые значения. Такой процесс творения новой семантики для этой семантической единицы и включается в понятие семантической гибкости мышления.[45] Более подробно механизмы этого процесса мы рассмотрим в третьем разделе в главе об НЛП.

В отечественной психологии гибкости мышления уделялось всегда достаточно внимания. Н. А. Менчинская считает, что гибкость мышления проявляется в целесообразном варьировании способов действия, в легкости перестройки уже имеющихся знаний и перехода от одного действия к другому. Д. Б. Богоявленская отмечает, что гибкость мышления предполагает выделение существенных сторон изменений, возможность отхода от привычных действий, от стереотипа, нахождение новых путей решения, комбинации элементов прошлого опыта.[46] Гибкость мышления выделяется рядом ведущих ученых (Д. Гилфорд, Д. Б. Богоявленская, З. И. Калмыкова и др.), как один из важнейших психических процессов, которыми регулируются мыслительные операции анализа и синтеза при решении задач.

Когнитивная гибкость – это гибкость мышления и в первую очередь связана с дивиргентностью мышления. На сегодняшний день разработан большой класс диагностических методик для выявления дивергентного мышления, они разработаны на основе кубической модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда и в них задействованы прежде всего следующие размерности: содержание (образное, символическое, семантическое) и результаты (элементы, классы, отношения, системы, преобразования, выводы). Наибольшей популярностью пользуются следующие тесты:[47]

Источник

Может человек одновременно испытывать две противоположные эмоции?

Может. Это называется амбивалентность чувств.

Амбивалентность (от лат. [ambivalence] ambo обе и valentia — имеющий силу) — двойственность, проявляющаяся в чувствах и действиях, находящихся в противоречащих друг другу устремлениях.
Двойственность, противоречивость чувств, эмоций, испытываемых человеком к одному и тому же объекту, например любовь и ненависть, удовольствие и отвращение обусловливает противоречивость соответствующего амбивалентного поведения. .
Термин введен Э. Блейлером.

Амбивалентность свойственна некоторым представлениям, которые, одновременно выражая оттенок удовольствия и неудовольствия, обозначают любовь и ненависть, симпатию и антипатию; обычно одно из этих чувств вытесняется (бессознательно) и маскируется другим. В этом смысле амбивалентность играет определенную роль в психоанализе и графологии.

Амбивалентность чувств — комплекс эмоциональных состояний, связанных с двойственностью в отношении к человеку или явлению при одновременном его принятии и отвержении. Так, например, в ревности происходит объединение чувств любви и ненависти.

Амбивалентность чувств в учении Э. Блейера — понятие, предложенное Э. Блейером для характеристики поведения шизофреников, в котором противоречащие друг другу отношения и реакция сменяют друг друга немотивированно быстро.

Читайте также:  Экстравертированный тип темперамента это

Согласно З. Фрейду, амбивалентность чувств до определенных ​пределов вполне нормальна, но высокая степень ее несомненно ​свидетельствует о невротизме.

Очень хорошо такое состояние описывалось разными поэтами и писателями. Об этом, например, повествуется в известном рассказе И. Бунина «В ночном море»:
«На параходе случайно встретились два пассажира, известный врач и писатель, не видевшиеся почти четверть века. Они мирно беседуют, искренне поражаясь своему «какому-то идиотскому бесчувствию:
— Какую боль, в сущности, причинил я вам. Воображаю, что вы пережили.
— Да, и даже гораздо больше, чем вы можете вообразить. И вообще, это ужасно, ведь тот кошмар, который переживает мужчина, любовник, муж, у которого отняли, отбили жену и который по целым дням и ночам почти беспрерывно, ежеминутно корчится от мук самолюбия, страшных ревнивых представлений о том счастье, которое испытывает его соперник, и от безнадежной, безысходной нежности, вернее, половой умиленности к потерянной самке, которую хочется в одно и то же время и задушить с самой лютой ненавистью, и осыпать самими унизительными знаками истинно собачьей покорности и преданности. Это вообще несказанно ужасно. Вот тут и представьте, что я переживал в течение целых годов. «

И напоследок анекдот:
Что такое двойственное чувство? — Это когда видишь, как твоя теща летит в пропасть на твоем новом автомобиле! )))

Источник

Психология эффективного менеджера. Гибкость. Эффективное управление. Психология менеджера. Книга 2. Субъект управления (6 стр.)

С точки зрения особенностей реагирования гибкость это:

Гибкость = Скорость реакций + Сумма реакций + Степень реакций

Если рассматривать психологическую гибкость в аспекте принятой нами трёхкомпонентной структуры личности, то она представляется в виде совокупности эмоциональной, когнитивной и поведенческой гибкостей.

– степень свободы способностей ощущать в необходимой или желаемой степени весь спектр возможных эмоций вызываемых совокупностью актуальных стимулов (внутренних и внешних, от физических до духовных).

В своей работе «Эмоциональная гибкость учителя» Митина Л.М., Асмаковец Е.С. исследуя пути оптимизации деятельности рассматривают эмоциональную гибкость учителя как интегральную характеристику личности, обусловливающую эффективность педагогического труда и представляют структуру эмоциональной гибкости, как состоящую из двух взаимосвязанных подструктур: эмоциональной устойчивости (невосприимчивость к негативным стимулам) и эмоциональной экспрессивности. В соответствии с этим можно определить конкретные психотехнологические приемы направленные на развитие способности контролировать отрицательные эмоции, создавать у себя необходимое творческое эмоциональное состояние, насыщать общение положительными эмоциями и чувствами.[39]

Выделенные две подструктуры мы дополняем ещё одной – эмоциональной уравновешенностью или эмоциональным самосознанием, позволяющей увидеть эмоциональную гибкость целостностью компонентов «входа», «выхода» и «внутренности».

Эмоциональная уравновешенность часто понимается как способность подавлять сильные, как правило, негативные эмоции. На самом деле уравновешенность – это не подавление эмоций и не отсутствие их. Уравновешенность – это равновесие, то есть, «равноправие» и «сотрудничество» разных эмоций, когда ровность достигается не просто подавлением, а компенсацией и дополнением одних другими. На самом деле сильные негативные эмоции нами переживаются, только когда мы одновременно ограничивающими убеждениями и необъективными предположениями подавляем такие же сильные позитивные эмоции.

Гибкость эмоциональная проявляется в различных эмотивных феноменах: аффектах, настроениях, чувствах, и описывается отношениями трёх составляющих эмоций:

– модальности (формального качества, предметного содержания);

Гибкость эмоциональная основывается на свойствах эмоций.[40]

1. Универсальность – возможность переживать любые (разные) эмоции по поводу любой потребности.

Возможность переживания одной эмоции к разным потребностям и разных эмоций к одной потребности.

2. Пластичность – возможность переживать разные оттенки одной эмоции и даже с разными знаками, например, удовольствие от страха острых ощущений на карусели.

3. Динамичность – способность эмоций нарастать, ослабевать, изменяться в пространстве и времени по отношению к источнику и в зависимости от фазы протекания.

4. Доминантность – способность более сильных эмоций подавлять противоположные.

5. Кумулятивность – способность эмоций суммироваться, накапливаться и усиливаться при этом.

6. Адаптивность – способность притупляться в процессе привыкания (принцип десенсибилизации – обесчуствления).

7. Субъективность – способность разных людей, в зависимости от личностных особенностей, испытывать разные эмоции по отношению к одному и тому же источнику.

8. Заразительность – возможность передавать эмоции другим, «заражать» в процессе общения (паника).

9. Запоминаемость – способность эмоций долго храниться в памяти и вызываться представлениями.

Читайте также:  Могут ли насекомые чувствовать запах

10. Иррадиация – возможность распространения эмоций со стимула на всё, что воспринимается (поцеловала вдруг, и стало светлым всё вокруг, от улыбки станет мир светлей).

11. Перенос – возможность переживать стимульные эмоции по отношению к предметам, связанным с этим стимулом (отношение к письму любимого).

12. Амбивалентность – способность переживать противоположные эмоции одновременно и по отношению к одному и тому же объекту (ревность как любовь и ненависть).

13. Отражаемость – возможность одних эмоций возбуждать другие. Вывод: с эмоциями можно сделать всё, что ты захочешь.

Попробуй отреагировать разными эмоциями, выразив их словами, на следующие стимулы и запиши их. Стимулы:

– я люблю тебя, солнышко

– пошёл в жопу, чмо…

Эмоции: Твой ответ:

Как ещё ты можешь ответить? Какие чувства это вызывает? Способен ли ты предусмотреть условия, в которых полезны те или иные реакции? Способен ли ты оставаться спокойным, уравновешенным при необходимости, когда тебя раздражают, злят, смешат и тому подобное?

Когда ты выполнишь это упражнение, поймёшь: эмоции определяются не внешним событием, а внутренней позицией. Эмоции – это то, что зависит от тебя, а не от чего-то, кого-то.

Таким образом, есть поведение, есть эмоциональное отношение и есть понимание их, с одной стороны, и ценностное «Я» человека и поведение его с другой. И главное условие эмоциональной гибкости в общении – понимание разницы между моим отношением к результатам поведения человека и моим отношением к его ценной уникальной личности.

– Ты достойный и замечательный человек, и я понимаю, что ты хочешь сделать лучше, но мне не нравится то, как ты это делаешь.

– Я очень хороший, просто тебе не нравится, как я это сделал.

Доброжелательность + Критика + Помощь = Ассертивность → уважение, доверие и благодарность

Ассертивность ≠ (агрессвность → вина)

Ассертивность ≠ (униженность → жалость)

– возможность использования разных стратегий, методов и приёмов мышления, познания и осмысления, выхода за рамки оценок и стереотипов восприятия, формирования и принятия других картин мира. Как один из основных критериев эффективности мышления, гибкость выделялась многими учёными и не только психологами.[41]

В интродетерминистской парадигме изучения интеллектуальных процессов, которая подчёркивает активную самодетерминацию мышления в акте создания новых идей[42] для характеристики творческой деятельности используют категорию семантической гибкости мышления. По Гилфорду – это способность выделять функцию объекта и предлагать её новое использование, включать его в новую систему связей и отношений,[43] то есть, описывает гибкость как способность к переосмысливанию функций объекта, использованию его в новом качестве. Он определяет гибкость мышления как способность, связанную с легкостью течения идей и быстротой изменения направления этого процесса.[44] Семантическая гибкость означает умение находить для одного и того же понятия, образа, идеи, символа (то есть для одной и той же семантической единицы) всё новые и новые семантические значения. Сема приобретает всё новые значения. Такой процесс творения новой семантики для этой семантической единицы и включается в понятие семантической гибкости мышления.[45] Более подробно механизмы этого процесса мы рассмотрим в третьем разделе в главе об НЛП.

В отечественной психологии гибкости мышления уделялось всегда достаточно внимания. Н. А. Менчинская считает, что гибкость мышления проявляется в целесообразном варьировании способов действия, в легкости перестройки уже имеющихся знаний и перехода от одного действия к другому. Д. Б. Богоявленская отмечает, что гибкость мышления предполагает выделение существенных сторон изменений, возможность отхода от привычных действий, от стереотипа, нахождение новых путей решения, комбинации элементов прошлого опыта.[46] Гибкость мышления выделяется рядом ведущих ученых (Д. Гилфорд, Д. Б. Богоявленская, З. И. Калмыкова и др.), как один из важнейших психических процессов, которыми регулируются мыслительные операции анализа и синтеза при решении задач.

Когнитивная гибкость – это гибкость мышления и в первую очередь связана с дивиргентностью мышления. На сегодняшний день разработан большой класс диагностических методик для выявления дивергентного мышления, они разработаны на основе кубической модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда и в них задействованы прежде всего следующие размерности: содержание (образное, символическое, семантическое) и результаты (элементы, классы, отношения, системы, преобразования, выводы). Наибольшей популярностью пользуются следующие тесты:[47]

Источник

Оцените статью