Учитель без чувства юмора

Юмор на уроках: нужен ли и где границы?

Войти с помощью:

Юмор учителю нужен. Более того, сегодня многие специалисты ставят чувство юмора в один ряд с другими необходимыми профессиональными компетенциями педагога. Но это порождает гораздо больше вопросов. Для чего именно нужен юмор в образовательном процессе? Как, шутя, сохранить субординацию и уважение учеников? Над чем можно смеяться? А в каких ситуациях шутки не уместны? А если шутка не удалась. А что делать, если смеются над тобой.

Итак, для начала нужно понять, что такое смех и для чего он нужен. Есть множество теорий на этот счёт, но все более или менее сходятся в одном: смех начинается с сигнала о неопасной социальной инконгруэнтности — неожиданности, парадоксе, несоответствия ожиданиям. Вообще есть две реакции на неожиданность: стресс — если внезапно произошло что-то пугающее, смех — если неожиданно произошло что-то приятное. Поэтому мы смеёмся над анекдотами: как правило, короткая история заканчивается необычным поворотом, опрокидыванием ситуации, поэтому нам и смешно.

В социальном плане смех над шуткой основывается на осознании участниками различных несоответствий и забавных парадоксов, создающих комический эффект. И с собой смех приносит радость жизни, удовлетворение от понимания шутки, удовольствие и чувство безопасности.

А почему смех нужен в работе учителя?

Во-первых, у смеха есть критический аспект. Это значит, что юмор помогает обнаруживать заблуждения, иллюзии, ошибки и косность взглядов. Человек с чувством юмора прекрасно понимает, что истины относительны, ему не грозит неповоротливость мысли. Смех в таком случае помогает обращать внимание на недостижимость всего абсолютного и окончательного. Педагог с чувством юмора — адекватный человек, признающий за собой и другими право на ошибку. Самокритичность и самоирония вообще очень важны в преподавательской деятельности. Человек, который признаёт свои недочёты, — гораздо более ценный специалист.А учителю вообще тяжело признавать свои ошибки, ведь он должен быть авторитетом. Но, как правило, если к ошибкам подходить с самоиронией, то и ученики прекрасно всё поймут и даже больше зауважают вас. Ведь гораздо смешнее выглядит тот, кто до последнего не признаёт свою неправоту и выкручивается. Это важный урок и для самих детей: никто от ошибок не застрахован, нужно учиться их переживать.

Во-вторых, смех еще имеет защитную функцию. Почему мы всегда глупо шутим, когда переживаем из-за чего-то? Откуда вообще взялось выражение «нервно хихикать»? Смех повышает жизненные силы организма, помогает сопротивляться экстремальным условиям. Ироническое восприятие реальности гораздо менее болезненное, чем реалистичное. Поэтому смех так прекрасно разряжает обстановку. На контрольных шутка — лучшее средство напомнить испуганным ученикам, что это всего лишь школьный тест, и не стоит так трястись. Главное — не пытаться шуткой обесценить детские переживания.

В-третьих, смех развлекает, как это ни банально. Серьёзная лекция утомляет, если её ничем не разбавлять. А если ученики утомлены, то и внимание у них снижается, и дисциплина хромает. Зато если подать материал в виде шутки или комичной ситуации, то он запомнится надолго. Прежде всего, потому что запомнится не только сама информация, но ещё и удовольствие от её получения. Вовремя сделанный эмоциональный акцент помогает лучше уловить суть проблемы. Полушутливые примеры объясняются доступнее и дольше остаются в памяти. Многие взрослые помнят, что такое биссектриса не из-за сухого определения в учебнике, а благодаря забавному и комичному сравнению биссектрисы с крысой (которая бегает по углам и делит угол пополам).

Можно ли быть серьёзным, шутя?

Конечно, у нас слишком силён стереотип о том, что преподаватель должен быть серьёзен и важен. И многие учителя, особенно из старшего поколения, не позволяют себе шутить на уроках не потому, что у них нет чувства юмора. Просто в той парадигме образования, в которой формировался их образ идеального педагога, серьёзность и шутки — взаимоисключающие понятия. Для таких людей шутить на уроках — непозволительная вольность. При этом практически любой ученик будет рад увидеть перед собой улыбчивого преподавателя, умеющего шутить и разрешающего своей аудитории иногда посмеяться. И, действительно, психологи говорят, что такое желание у учеников абсолютно закономерно, ведь в доброжелательной позитивной обстановке учёба происходит эффективнее.

Заразительность смеха тоже играет хорошую роль. Люди начинают смеяться одновременно благодаря эмпатии. У них расслабляется тело, снимается психологическое напряжение. А ещё притормаживается воля, ученики становятся более податливыми. Смех облегчает работу учителю.

Чувство юмора может стать отличным индикатором обстановки. Если ваша шутка не вызвала смешков, и все по-прежнему очень напряжены, значит, над климатом в классе нужно поработать. Конечно, может быть, что сама шутка просто была неудачной, но в таких случаях лояльные учащиеся, как правило, хотя бы улыбаются из приличия, понимая, что произошло. Но если ваши шутки обстановку не разряжают, можно начинать расследование: где-то рядом есть конфликт, который стоило бы найти и обезвредить. В этом плане, кстати, шутки — разведка боем, в котором любая реакция аудитории что-то вам скажет.

Когда и над чем шутить не стоит?

Любой педагог должен понимать, когда шутки неуместны совсем. Не нужно превращаться в стендап комика и любой ценой добиваться одобрения класса. Юмор должен стать одним из инструментов преподавателя, но не единственным. Профессиональное чутьё, ощущение аудитории и эмпатия должны подсказать, когда лучше не шутить. В принципе можно выделить универсальные, хотя и довольно очевидные рекомендации.

1. Чёрный юмор под запретом. Здесь даже объяснять не нужно, ведь школа должна прививать определённые морально-нравственные идеалы, и не стоит их высмеивать в присутствии детей.

2. Не стоит шутить НАД детьми. Не стоит высмеивать их внешний вид, способы их самовыражения или ошибки, которые они допускают. Так начинаются комплексы. Вы можете иронизировать над собой, потому что вы взрослый и самодостаточный человек, который не боится критики. А детская психика гораздо менее устойчива, вы рискуете отбить у них желание вообще что-либо делать.

3. Не стоит шутить в сложных и слишком нервных ситуациях. Например, на ЕГЭ лучше не шутить, потому что уровень стресса у выпускников такой, что ваши шутки будут их скорее раздражать. После экзамена — другое дело.

Читайте также:  Если ваш товарищ быстр порывист часто меняет настроение то каким темпераментом он обладает

4. Не стоит заучивать шутки наизусть заранее. Нет, конечно, импровизировать сложно, особенно поначалу, поэтому можно сделать себе пометку в лекциях, чтобы не забыть обратить внимание на забавный парадокс или каламбур. Но всё равно нужно смотреть по ситуации. Вымученные шутки невпопад — жалкое зрелище.

Как шутить с учениками?

1. Будьте с ними на одной волне. Вряд ли современные дети будут смеяться над анекдотами про Чапаева с Петькой. Так что делать? Отчаянно стараться вникнуть в тексты рэперов, чтобы придумать шутку для урока? Конечно, нет. Просто разнообразьте свой досуг. Посмотрите парочку недавно вышедших фильмов или комедийных сериалов. Почитайте статьи про мемы, сами же посмеётесь от души. Может, вам понравится. Если вы поймёте, что смешно детям, то и обстановка на уроках станет доверительнее и позитивнее.

2. Не перегружайте урок шутками. Особенно, если раньше вы этого не делали. Многие педагоги в Америке или Европе подходят к шуткам формальнее и намеренно шутят по три раза за лекцию: в начале, в середине и в конце. Идеальный вариант для тех, кто ещё не очень уверенно себя чувствует в импровизации.

3. Обращайте внимание на юмор вокруг себя. Изучайте, что именно веселит людей. Вопреки распространённому мнению, что чувство юмора — это дар, его можно развивать, как и любой другой навык. Юмор часто основывается на метафорах, намёках, неожиданностях, игре слов, доведении до абсурда и т.д.

4. Не повторяйте одни и те же шутки по много раз. Любая удачная шутка перестаёт быть смешной, если повторять её постоянно.

5. Не смейтесь над собственными шутками. Это всегда выглядит странновато.

6. Разрешайте шутить и самим детям. Конечно, если позволяет обстановка. Например, если у вас запланировано интерактивное занятие, то можно провести его в юмористическом формате: КВН, Стендап, QI — британская викторина, на которой можно отвечать либо правильно, либо смешно. Удовольствие гарантировано.

Главное помнить, что юмор — это не про клоунаду, это про остроту ума.

Чувство юмора — острое, изящное, уместное, изобретательное — это важный навык. А для педагога — так вообще потрясающий и уникальный инструмент, обогащающий обучение и воспитывающий оптимистичный и открытый взгляд на мир. А это вам не шутки 🙂

Источник

Зачем учителю чувство юмора?

Миссия учителя заключается не только в технологической передаче знаний, но и в воздействии на ученика, в первую очередь на его чувства, поведение, качества характера.

Смех как прием педагогического воздействия помогает мне соблюдать общепринятые социальные нормы поведения, позволяет избегать многих «неудобных» ситуаций и обходить «острые углы» в общении.

К примеру, предлагаю опоздавшему прочитать стишок с выражением (текст предлагается опоздавшему):

Все знают – школа не вокзал.

Не страшно опоздать.

Но если в школу опоздал,

Она не будет ждать.

Пусть без колес устроен класс,

Он далеко уйдет за час!

— У нас сейчас новый вид цензуры – ты можешь говорить что угодно, тебя никто не слушает.

Смех — это средство демократизации педагогического общения в противовес авторитарным способам взаимодействия.

— Вставать не надо. Я знаю, что вы рады меня видеть.

— Ну, работаем по стандартной схеме – вы делаете вид, что думаете, я делаю вид, что жду.

— Добро пожаловать отсюда.

Смех позволяет мне избегать конфликтных ситуаций.

— Девушки, вы, конечно, звёзды, но вернитесь в нашу галактику.

— Я утром себя ненавижу, представьте, как я вас ненавижу.

По моему мнению, беря на вооружение косвенные формы воздействия и ограничивая использование прямых приемов влияния на аудиторию, учитель гармонизирует отношения с ней.

Смех вносит игровой элемент, делая общение между педагогом и аудиторией интригующим и захватывающим, что побуждает обучающихся к самостоятельному «поиску истины».

Источник

Роль юмора в педагогической деятельности

Педагоги, философы, психологи с древнейших времен и до настоящего времени отмечают значительную роль юмора в жизни людей. Именно юмор помогает людям выжить в полной тревог и неприятностей жизни. Поскольку юмор составляет неотъемлемую черту сущности и существования человека, использование юмора в педагогической практике хорошо согласуется с процессами демократизации и гуманизации воспитания и образования в сегодняшней школе.

Исследователями, в частности, отмечалась важность развития смеховой формы проявления человеческой сущности, необходимость применения юмора, иронии и других форм смешного в учебно-познавательном и воспитательном процессах в современной школе в связи с тем, что смеющийся человек скорее способен усмотреть сущность происходящего и адекватно на него отреагировать.

Многие проблемы современности, так остро обсуждаемые в настоящее время: нужды цивилизации, политические и нравственные вопросы, грядущие климатические катаклизмы, болезни века, ускорение научно-технического прогресса, углубление экологического кризиса – предстоит решать сегодняшним школьникам. Становится очевидным, что талантливая молодежь является ценным капиталом – своеобразной инвестицией в будущее. В формировании у школьников понимания значимости человеческой личности и духовных ценностей важную роль может сыграть использование юмора в педагогических целях.

Как отмечает современная философия просвещения, основное противоречие педагогического процесса в школе определяется как соотношение в нем таких двух сторон: требования к удовлетворению общественных потребностей (интересов, ценностей), которые выделяются данной официальной системой образования (общественное «необходимо»); с индивидуальными потребностями (интересами, ценностями) отдельных учеников или некоторых групп (ученическое «хочу»).

Школа должна учить мыслить. Необходимо соединить процесс овладения прочными основами современной науки с процессами воспитания ума, способности мыслить (то есть самостоятельно эти основы развивать, исправлять, корректировать), приводить в соответствие с новыми данными, с изменяющимися условиями реальной жизни, с окружающим нас (и вовсе не мертвым и застывшим, а изменяющимся) миром. Очевидно, процесс усвоения знаний надо организовать так, как организует его жизнь, а именно, чтобы учащиеся постоянно были бы вынуждены тренировать не столько память, сколько способность решать задачи, требующие самостоятельного суждения. Именно это требует привлечь к арсеналу педагогических методов юмор и смех как природные первоосновы создания лучших взаимоотношений между людьми.

Обучение непременно охватывает эмоциональную сферу ученика. А эмоции тесно связаны с мотивами учеников и выражают возможность реализации ими намеченных мотивов и поставленной цели. Мотив выступает внутренним побуждением личности к тому или иному виду активности. Мотивами, как известно, могут выступать идеалы, интересы личности, ее убеждения, социальные установки, ценностные ориентации. В соответствии с современными представлениями в психологии категория мотивация – это система мотивов, которая обозначает конкретные формы деятельности или поведения человека. И, как установлено психологией, чем выше сила мотивации, тем выше результативность деятельности [3, c.12].

Читайте также:  Днем рождения чумового настроения самых преданных друзей

Внутренними факторами формирования той или иной мотивации являются потребности. Потребность – это необходимость в объективных условиях, предметах, объектах, без которых невозможно развитие и существование живых организмов, их жизнедеятельность. «…Мышление ориентирует человека в объективной действительности, чувства оценивают его отношение к нашему «Я», воля перерабатывает его соответственно нашим потребностям» [2, c.11]. Именно потребность рассматривается как особое психическое состояние индивида, который чувствует и осознает свое «недовольство», «дискомфорт», как отображение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Потребности выступают, по сути, источником деятельности.

В зависимости от разных критериев существуют разные классификации потребностей. Можно выделить пять уровней структуры потребностей:

1)физиологические потребности – необходимы для выживания (еда, вода, жилище, отдых, голод и т.д.);

2)потребности в безопасности и защищенности от физических и психических угроз со стороны окружающего мира (защита от страданий, боли, неустроенности и т.д.);

3)социальные потребности – чувство принадлежности кому – то, чувство социального взаимодействия (с коллективом, формальною или не формальною группой, государством, обществом); это могут быть и сугубо личные чувства принадлежности и поддержки (потребность в сексуальном партнере, семье, друзьях, соседях);

4)потребности в уважении – обеспечивают признание, самоуважение и уважение со стороны других, достойную оценку достижений, компетентности, статуса, престижа;

5) потребности в самоактуализации, т.е. в реализации своих потенциальных возможностей – необходимость познания, деятельности, творчества, создания нового понимания и осмысления собственного пути, реализация себя как личности, профессионала.

Психологи последнюю группу потребностей называют потребностями развития, подчеркивая, что потребности высокого уровня возникают только тогда, когда удовлетворены более низкие потребности.

Считается, что высшие потребности генетически более поздние, поэтому они менее важны для выживания и воспринимаются человеком как не главные, менее актуальные. Удовлетворение потребностей в самоуважении и самореализации, как правило, дает счастье, радость, обогащает внутренний мир и имеет своим результатом не только осуществление желаний, но и развитие личности.

Люди, достигшие уровня самоактуализации, полностью реализовали свои способности и потенциальные возможности, являются зрелыми личностями и отличаются такими чертами: ориентация на объективную реальность и свобода от иллюзий; юмор; спонтанность; терпеливость; демократичность принципов и отношений; идентификация себя со всем человечеством; конформизм (независимость в мыслях и поступках); интуитивное и четкое различение добра и зла; творческие способности [3, c.13].

Отмеченный специалистами ряд черт зрелой личности включает в качестве обязательного признака юмор, позволяющий уму ориентироваться в многообразных ситуациях жизни, оценивать соотношение сущего и должного и выносить суд всему сущему с позиций нравственных и эстетических идеалов. Формирование и развитие личности требует, таким образом, воспитания чувства юмора. Умение чувствовать радость жизни, свободно выражать себя, понимать юмор закладывается в детстве.

Страшно, когда система воспитания детей не ориентирована на формирование чувства юмора. В качестве примера можно привести историю создания чистопородного арийца (белокурой бестии) в гитлеровской Германии. После Второй мировой войны немецкий профессор Теодор Хельбрюгге обследовал этих детей (их около 8 тыс.) и сделал вывод, что все они были симпатичными, голубоглазыми, светловолосыми, но с безразличными лицами и не умели смеяться.

Способность смеяться означает, кроме всего прочего, способность быть небезразличным к миру, к другим людям, ко всему сущему. Развитое чувство юмора становится фактором формирования острого ума, способного схватывать сущность, признаком нравственного совершенства, когда человек становится способным смеяться не только над другими, но и над самим собой.

Чувство юмора совсем не означает, что ребенок только этим и занимается, что шутит, рассказывает анекдоты. Чувство юмора – это набор определенных специфических навыков, которыми необходимо и нужно владеть, и которые необходимо развить в учениках. Воспитание чувства юмора у учащихся связано с развитием у них способности не бояться быть смешным, смеяться над собой, видеть абсурдность ситуации, которая пугает, и контролировать ее, подходить с усмешкой к трудностям. Когда-то Великий Чарли Чаплин сказал: «Если не смеяться в тяжелые минуты жизни, то можно сойти с ума».

Ребенок с развитым чувством юмора обладает нестандартным, гибким мышлением, способностью понимания серьезности и шутливости разговора. Ведь цель шутки – не просто вызвать смех в классе, группе, юмор – это способ влияния на любую аудиторию. С помощью юмора можно руководить групповыми интересами, создавать условия для коллективных действий и, что очень важно, формировать коллектив учащихся. Ведь в народе говорят, что смех действует даже на того, на кого уже вообще ничего не действует и не влияет.

Психологи считают, что юмор – это показатель морального здоровья коллектива и личности. И задача преподавателя научить детей им пользоваться, что является очень сложным и тонким делом. Ведь шутка в одних случаях имеет позитивное значение, а в других (другая группа детей, другая ситуация) дает отрицательный результат, т.е. учитель, когда шутит, должен всегда учитывать особенности группы детей, отношения с ними, окружающую атмосферу. Следует отметить, что шутить с детьми следует очень осторожно. И учителя (да и родители тоже) должны хорошо разбираться, о чем с учениками можно говорить в шутливой форме, а о чем невозможно.

Следует помнить, что нельзя высмеивать, шутить над личностью учащегося, его невольным промахом. Можно посмеяться над какой-то чертой характера, конкретным поступком ученика, но не высмеивать самого человека. Недопустимы и грубые, глумливые шутки, кривляния и т.п. Такой юмор может вызвать конфликт с учителем, с одноклассниками.

Сила смеха именно и состоит в том, что он, зародившись в глубинах подсознания, становится той эмоциональная сфера, которая, как известно, объединяет людей, причем, не всегда в положительных устремлениях. «Смех перебрасывает мостик между действительностью и видимостью и этим самым отвергает напыщенную официозность, преувеличение способностей и т.д.» [6. с.51]. То есть использовать в учебно-воспитательных целях юмор необходимо осторожно. Именно учитель должен уметь всегда находить в самых сложных и напряженных ситуациях, поведении и репликах ученика комическое.

Читайте также:  То чувство когда тебя все кинули

Однако это не означает, что занятия должны только развлекать, смешить, забавлять. Юмор должен быть реализован, прежде всего, как способ педагогического влияния на группу. Именно с помощью юмора преподаватель может руководить настроением группы, класса, создавать условия для совместной деятельности, что будет способствовать лучшему усвоению изучаемого материала. Представляется, что искусство комического должно ставить перед собой задачу многообразия комического, соответствующего реальным эмоциональным возможностям ученика.

Известное определение комического как несоответствия между старым, отжившим содержанием явления и формой, которая претендует на значимость, между высокой целью и никуда не годными средствами охватывает узкую сферу комического. В качестве примера можно отметить, что элементарное комическое нельзя подвести под это определение, а без него не обходится ни один сложный жанр искусства. Несоответствие или нелепость в одежде, большинство цирковых приемов, относящихся к элементарному комическому, комическое детей и для детей – все это, как представляется, основано на столкновении простых представлений.

Объектом комического, как известно, может быть все, что имеет для человека смысл и допускает игру со смыслом, которое вызывает удовольствие и соответствующую эмоциональную реакцию. Действие и смысл опосредуют отношения между субъектом и объектом. И, если действие касается комической техники, то смысл – это восприятие комического.

Комическая техника предназначена для ведения игры смыслов, наглядных и понятийных, так, чтобы у воспринимающего человека вызвать эмоциональную положительную реакцию – смех. Смех, юмор повышают эффективность педагогической деятельности, помогая бороться со скукой, однообразностью учебного процесса. Само понимание потребности, необходимости учебной деятельности делает ее в глазах ученика важной и интересной. Интерес к получению знаний будет тем больше, чем глубже ученик будет понимать значение своей учебной работы.

Одной из возможностей показать необходимость знаний, и является использование комического эффекта незнания, т.е. поставить учеников в такие условия, когда они «на собственной шкуре» убеждаются в необходимости получения тех или иных знаний. Особенно четко осознают ученики значение полученных ими знаний и умений, когда они чувствуют, что в результате обучения развиваются их умственные способности. Все это требует от педагога быть всегда оптимистически настроенным, так как его настроение передается детям. Общеизвестно, что состояние несчастного человека убивает всякую радость к жизни, отравляет существование окружающим.

Приемы формирования чувства юмора (фольклорные жанры, комиксы, юморески, остроты и др.) должны использоваться в педагогической деятельности довольно широко. Так уже сегодня в школе широко используют комиксы при изучении, например, таких серьезных тем как: основы радиобезопасности, Конституции Украины (это уже третье издание для младших школьников) и др. [3, c. 69-70]. Подобный метод особенно важен при закреплении материала. Замечено, что при изучении химии, например, для развития навыков быстрого и точного запоминания сложных процессов, явлений и просто формул способствует использование пословиц, поговорок, образных выражений. Многие пословицы и поговорки учащиеся сочиняют сами. Может быть, они с поэтической точки зрения не очень правильны, но они помогают учащимся осмыслить учебный материал. Когда учащиеся растворяют кислоту (любую), то они могут повторять поговорку: «Сначала – вода, потом кислота, иначе случится большая беда» [5. c.246]. Это помогает детям в неформальной, нескучной обстановке надолго запомнить правила растворения кислоты. А эти строчки-перевертыши хорошо и понятно раскрывают всю суть окислительно-восстановительных реакций: Окислитель – он всегда восстанавливается, Восстановитель – он всегда окисляется. Сущность окислителя, который всегда принимает электроны во время химических реакций, может звучать кратко и очень точно: Окислитель – грабитель [5, c.247 – 248]. Все эти приемы способствуют не только повышению уровня чувства юмора, но и повышению культуры интеллектуальных и эстетических возможностей школьника. У них накапливаются знания, формируются навыки использования юмора, шутки.

Известно, что дети довольно часто ведут себя жестоко по отношению к другим детям с физическими недостатками, или чем-то другим, что отличает их от других детей. Формы установления личного контакта в этих ситуациях довольно разные: усмешка, просьба, доброе слово. Очень помогают в этих случаях шутливые высказывания, которые предстают в виде комплимента или замечания, подсказки или предупреждения. Очень хорошо, если учитель способен обратить внимание детей на их смешные поступки. Естественно, очень тяжело постоянно использовать в общении юмор. Но шутка, юмореска, удачный анекдот, яркий смешной пример из жизненной ситуации усиливают экспрессивность, подчеркивая непринужденность и свободу преподавателя, что, в свою очередь, влияет на ученика, делая его свободным. Преподаватель может использовать приемы, так называемой, психологической защиты, которые оберегают ребенка от низкой самооценки и негативного отношения к окружающему его миру. При плохом почерке у ученика его можно защитить довольно известной фразой: «Все великие люди не обращали внимания на почерк, их интересовало содержание написанного». Естественно, одним преподавателям легче использовать в работе юмор, комическое, а другим тяжелее. Но всем это необходимо, как мы видим, делать и делать, естественно, профессионально. И, пожалуй, следует обратить внимание еще на одну сторону этого процесса. Рассказывая смешные случаи, преподаватель должен оставаться нейтральным, так как иначе он будет демонстрировать явно позитивное отношение к собственной шутке, рекламировать ее как что-то остроумное. А это может вызвать реакцию, совсем противоположную ожидаемой.

Следует обратить внимание и на особую роль иронии, как разновидности смеха. Именно ирония характеризует различие намерения и результата, того, что задумано, и того, что вышло, а также означает – говорить противоположное тому, что думаешь. И чем глубже спрятана истинная суть иронии, тем она более действенна. Поэтому в общении, например, с младшими школьниками уместно использовать легкую и добрую иронию. Так, если преподаватель заметил, что кто-то из детей использует, например, плач как, своего рода, оружие для удовлетворения своих интересов, потребностей, то можно безадресно и по-доброму отметить, что одни плачут с горя, другие – от радости, а третьи – с утра. Это вызовет смех у детей и ребенок забывает, что он требовал, используя плач.

Применение различных приемов юмора с целью предупреждения детей от негативных поступков можно рассматривать как педагогическую технологию, высшее проявление педагогического мастерства.

Выводом, можно считать утверждение, что юмор, шутка, ирония, смех являются необходимыми составляющими элементами учебного и воспитательного процесса в школе, которые помогают не только приобретать знания, но воспитывать человека, умеющего воспринимать радости жизни.

Источник

Оцените статью