Учить чувствовать это самое трудное воспитание

Учить чувствовать это самое трудное воспитание

Сердце отдаю детям

В книгу вошли широко известные произведения В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», а также «Письма к сыну». Названные произведения тематически связаны между собой и составляют своеобразную трилогию, в которой автор поднимает актуальные проблемы воспитания ребенка, подростка, юноши.

Предназначается для учителей, воспитателей общеобразовательных школ, работников народного образования, студентов и преподавателей педагогических вузов.

Сегодня, когда творчество В. А. Сухомлинского приобрело черты завершенного и логического целого, особенно отчетливо видно значение его книг «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Письма к сыну», подготовленных к изданию как своеобразная трилогия. Каждая из этих работ-отдельное, самостоятельное и законченное произведение. Представленные же как трилогия, они раскрывают комплекс проблем формирования марксистско-ленинского мировоззрения и коммунистического воспитания подрастающего поколения. Написанные в последний период жизни Василия Александровича, эти книги принадлежат к главным, во многих отношениях программным его трудам и в своей совокупности дают четкое представление и о педагогической системе Сухомлинского, и о его личности как теоретика и педагога-практика.

У всех произведений, вошедших в трилогию, счастливая судьба:

их сразу оценили как заметное явление педагогической мысли. Книга «Сердце отдаю детям» была первой в области педагогической пауки работой, отмеченной Государственной премией УССР (1974 г.), а дилогия «Сердце отдаю детям» и «Рождение гражданина» получила в 1973 г. первую премию Педагогического общества УССР.

Глубокая внутренняя связь произведений, вошедших в трилогию, позволяет нам понять, как Василий Александрович решал проблемы развития, формирования и воспитания, обучения и образования детей в единстве с потребностями нашего социалистического общества. Эти проблемы возникали как следствие практической деятельности Сухомлинского еще в 40-50-е годы, а в конце 60-х стали для него самостоятельным и специальным объектом анализа. Глубокое осмысление педагогической практики, актуальных задач школы, потребностей общественного развития приводит педагога к собственному пониманию процесса воспитания и его слагаемых. Сухомлинский выделяет три составные части воспитательного процесса:

педагог — воспитанник — коллектив.

Василий Александрович предъявлял очень высокие требования к личности педагога как руководителя и организатора учебно-воспитательного процесса: «Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать» [с. 322] ‘. Высокие личностные качества воспитателя, его знания и жизненный опыт должны стать для детей

Все цитаты приводятся по данному изданию.

непререкаемым авторитетом. Под авторитетом Василий Александрович понимал не возвышение, отгораживание от детей эрудицией, требованиями беспрекословного послушания, формальное и авторитарное управление ребенком, а доказывал, что без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической. «Важнейший источник воспитания чувств педагога -это многогранные эмоциональные отношения с детьми в дружном коллективе, где учитель не только наставник, но и друг, товарищ» [с. 22]. В книгах «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина» и «Письма к сыну» проблема воспитанника занимает центральное место. Решая ее, Сухомлинский исходил из необходимости учитывать, с одной стороны, своеобразие развития каждой индивидуальности (характер, темперамент, ум, интересы, желания, эмоции и т. д.), а с другой те социально-общественные отношения, в которых происходит развитие ребенка (семья, улица, село, друзья, труд, т. е. его микросреда). Воспитанник в понимании Сухомлинского — это активный, самодеятельный индивид, который живет полнокровной и интересной жизнью. «Детство,- писал он,- важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь» [с. 22]. Третья составная часть воспитательного процесса-коллектив — предстает в трилогии в своем непрерывном развитии. В «школе радости» педагог создает коллектив учащихся на основе сердечности, задушевности, отзывчивости и взаимопомощи, коллектив, объединенный одной целью, близкой и понятной каждому. В «Рождении гражданина» раскрываются принципы формирования коллектива подростков, рассматриваются главные направления его развития. Коллективизм вырастает в ведущий принцип идейно-политического, трудового и нравственного воспитания и в конечном итоге становится основой новых, коммунистических отношений. В. А. Сухомлинский утверждает, что «воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди» [с. 395]. Выделив и обосновав важнейшие слагаемые учебно-воспитательного процесса, Сухомлинский, однако, не отводит им раз и навсегда установленного места: учитель — руководитель, коллектив — средство, воспитанник — объект. Логика взаимодействия этих трех компонентов динамична, по-настоящему диалектична, как и вся педагогическая система В. А. Сухомлинского. Учебно-воспитательный процесс происходит в школе. Мы видим, как Василий Александрович идет от необычной «школы под голубым небом», школы природы и чувственного, эмоционально-конкретного восприятия мира к школе как социальному институту, который «нельзя представлять в искусственно созданной обстановке идеологической стерильности. Вокруг подростков кипит сложная и противоречивая жизнь: часто они оказываются на перекрестке идейных

влияний. Нужно не укрывать от чужих идейных влияний, а сталкивать с ними, понуждать пытливую мысль к самостоятельному анализу жизненных явлений и ситуаций» [с. 391]. Проверкой эффективности воспитания и важной жизненной школой выступает вся наша социалистическая действительность. В. Л. Сухомлинский был сторонником ранней социализации ребенка, его раннего приобщения к нравственным и духовным ценностям социалистического общества: «Познание ребенком окружающего мира и самого себя не должно быть односторонним. Познавая мир и самих себя, дети обязаны по крупинке познавать свою ответственность за материальные и духовные ценности, созданные старшими поколениями» [с. 187-188],-писал педагог. На страницах трилогии раскрываются главные, по мнению Сухомлинского, условия воспитания: познание, эмоциональное восприятие, общение и деятельность — в их диалектической взаимосвязи. Самым плодотворным путем познания Василий Александрович считал путь от конкретного к абстрактному: «В младшем возрасте учитель для ребенка — открыватель мира вещей и явлений, а в отрочестве — открыватель мира идей» [с. 329]. Сухомлинский исследовал механизмы познания — мотивы, эмоции, стимулы — включил их в систему активного педагогического действия. Особенное значение в воспитании Василий Александрович придавал эмоциональным переживаниям. Он считал, что «эмоциональная насыщенность процесса обучения, особенно восприятия окружающего мира,- это требование, выдвигаемое законами развития детского мышления» [с. 47]. Педагог стремился тонко и продуманно организовать воспитательное воздействие, пробудить у воспитанника интерес к предмету или явлению через чувство удивления и изумления. «Для ребенка,писал Сухомлинский,- конечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его умственных усилий, как у взрослого. Источник желания учиться в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякает, никакими приемами не заставишь ребенка сидеть за книгой» [с. 65]. Еще в большей мере это касается процессов формирования духовного мира личности: «Эмоционально-эстетическая оценка идей, принципов как важнейший элемент идейного воспитания зависит от того, как глубоко способен человек переживать в связи с познанием окружающего мира такие чувства, как радость, восхищение, удивление, печаль, тревогу, стыд, гнев, возмущение, смущение, угрызения совести и пр.» [с. 420]. В работах «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина» и «Письма к сыну» уделено много внимания сложному и многоплановому процессу общения как педагогической категории. В. А. Сухомлинский проанализировал все типы педагогически значимого общения, затронул многие аспекты содержания процесса общения ребенка с природой, с окружающим миром, с произведениями искусства, охарактеризовал принципы общения детей с педагогом, в коллективе и друг с другом, с представителями старшего поколения — дедушкой и бабушкой, отцом и матерью. «Тонкость чувств,- писал Василий Александрович,- воспитывается только в коллективе, только благодаря постоянному духовному общению с людьми. » [с. 512]. При этом идею педагогического общения он рассматривал в единстве с деятельностью, с практикой. В трилогии рассмотрены самые разнообразные виды педагогически значимой деятельности: познавательная, учебная, трудовая, творческая, нравственная, эмоциональная; показано их значение для формирования коллектива и личности. Сухомлинский характеризует деятельность воспитателя как педагогически организованный процесс, направленный на формирование у ребенка системы отношений к миру, к обществу и к себе. Для успешной реализации всех условий воспитания — активного познания, эмоционального переживания, общения и деятельности — В. А. Сухомлинский специально организовывал так называемые «эмоциональные ситуации» (которые трактует как педагогические). В своих работах он обосновывает это понятие и показывает его практическое применение. В «Рождении гражданина» говорится: «В воспитательной работе было много специально созданных, предусмотренных, «построенных» человеческих отношений, которые имели своей целью утвердить в душах воспитанников уважение к человеку как к высшей ценности, чтобы с детства человек был другом, товарищем, братом для другого человека» [с. 245]. В годы детства, считал Василий Александрович, это особенно действенно, ведь в 6-11 лет закладываются основы морально-нравственных качеств личности. В воспитании подростка эмоциональная ситуация сохраняет свое значение и приобретает черты самостоятельного детского творчества с ярко выраженной эмоциональной окраской. «Для эмоциональной ситуации,- отмечает педагог,характерна деятельность, которая выражается в душевных порывах,деятельность словно бы стихийная, никаким замыслом не побуждаемая: моральные ценности, приобретенные раньше, вступают в действие. Деятельность, которая не предусматривается заранее и не подготавливается, а возникает под влиянием обстоятельств, является одновременно и проявлением определенной эмоционально-моральной культуры — средством дальнейшего развития, углубления благородных человеческих страстей» [с. 436]. В «Рождении гражданина» Василий Александрович дает общую характеристику эмоциональных ситуаций и раскрывает методику воспитательной работы в четырех из предложенных им типов педагогических ситуаций. Цель всей педагогической деятельности Сухомлинский, в соответствии с марксистско-ленинскими положениями, видит в воспитании всесторонне развитой гармонической личности, в расцвете всех ее сторон, полном в той мере, в какой уровень развития производительных сил, общественных отношений и воспитания делает это возможным. В трилогии эта цель конкретизируется с учетом специфических особенностей каждого возраста.

Читайте также:  Синдром эмоционального выгорания у педагогов доу

Источник

—> 403 кабинет —>

—>

Мои статьи [8]
Материалы к урокам [28]
в помощь учащимся [49]
русская литература [71]
Подготовка к ОГЭ по русскому языку [129]
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку [35]
зарубежная литература [9]
Минутка для шутки [272]
Творческие работы учащихся [6]
Итоговое сочинение 11 класс [68]
интерактивные тесты [24]
Родителям на заметку [4]
Словарный запас [10]

—>

Каталог статей

Напишите сжатое изложение по заданному тексту. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Исходный текст

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? – Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным. И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека.

Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.

Читайте также:  Собаку тошнит от стресса

(По В.А. Сухомлинскому)

Пример сжатого изложения

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком ты хочешь стать? – Сильным, мужественным, умным. И никто не сказал: добрым. Но ведь без доброты невозможна душевная красота человека.

Добрые чувства – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми друг к другу, к окружающему живому миру. Следование путем добра – самый приемлемый и единственный для человека путь. Он испытан, верен и полезен всем.

Учить чувствовать и сочувствовать – самое трудное в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. Человечность и доброта рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.

Источник

Учить чувствовать это самое трудное, что есть в воспитании. …Добрые чувства, эмоциональная культура это средоточение человечности. Если добрые чувства н


скачать
«Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании.

…Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточение человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь».

В.А.Сухомлинский. Из книги «Сердце отдаю детям».

Развитие эмоциональности детей дошкольного возраста

через песочную терапию.

Дошкольный возраст – особый период в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется внутренний мир, который дает основание называть ребенка личностью. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, воздействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, понимать и чувствовать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка создавать и контролировать эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать. Л.С.Выготский писал о феномене, «засушенное сердце» (отсутствие чувства) наблюдавшемся у современников и связанном с воспитанием не потеряло актуальности и в наше время. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.

Из опыта работы можно заметить, что дети приходят в детский сад с угнетенной эмоциональной сферой. Ни для кого не секрет, что лучший «друг» современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимые занятия – просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Современные родители заняты своими проблемами, работой и не могут выкроить нескольких минут, чтобы просто поговорить с ребенком, почитать ему сказку, поиграть. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Ребятишки не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме. Отсюда и возникают проблемы общения между сверстниками и взрослыми. Поэтому ребенок замыкается в себе со своими страхами и проблемами, черпает новые впечатления, прильнув к телевизору. Но ведь живое человеческое общение по-настоящему обогащает эмоциональную жизнь детей, «раскрашивает» яркими красками их чувствительную сферу. Неудивительно, что современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, что приводит к импульсивности поведения.

Работа по развитию эмоциональной сферы ребенка всегда считалась прерогативой психологической службы дошкольного учреждения. Однако до сих пор далеко не во всех детских садах имеется такая служба.

Развитие эмоциональной сферы дошкольников способствует формированию ключевых компетентностей (социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной, здоровьесберегающей) – что является оценкой результативности и качества дошкольного образования.

Я считаю, что каждому воспитателю нужно быть крайне внимательным к эмоциональному состоянию каждого дошкольника, адекватно интерпретировать его поведение, понимать причину душевного дискомфорта и выбирать наиболее эффективную и оправданную в конкретной ситуации форму педагогического воздействия. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы актуальна и важна.

Опыт моей работы с детьми показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с младшего возраста по принципу: «Играть – развивая, развивать – играя». Дошкольники с удовольствием играют, решая тем самым свои эмоциональные проблемы, дают выход своим естественным положительным и отрицательным проявлениям, обучаются управлению широким спектром эмоций и чувств.

^ Цель работы :

  1. Развитие эмоциональности детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Научить свободно и раскрепощено выражать свои эмоции, желания и чувства через песочную терапию.
  2. Развивать коммуникативные способности.
  3. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

В группе мы со своими детьми для раскрепощения эмоциональной сферы, лучшему усвоению языка эмоций проводим развивающие занятия с элементами йоги и дыхательной гимнастики (снятие стресса), этюды, рассматриваем рисунки и фотографии, сочиняем истории, рисуем, слушаем музыку, играем в игры-пантомимы, например, такие как «Угадай эмоцию», «Где мы были мы не скажем, а что делали, покажем», а также играем с песком.

Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций мне на занятиях помогает «песочная терапия» (Игры с песком). Принцип «терапии песком» был впервые предложен Карлом Густавом Юнг швейцарским психологом и философом. Его ученица Дора Калфф создала метод «песочная терапия». Игра с песком, как консультативная методика была описана педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году.

«Песочная терапия» — это игровой метод, который позволяет ребенку рассказать свои проблемы, показать свои страхи, избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка – это необходимая естественная и любимая деятельность. Ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы, ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото.

Песок – необыкновенно приятный материал: когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде. Смешанный с водой, песок становиться более темным и приобретает качество земли. Песок становиться устойчивым и ему можно придать форму. Можно сказать, что ребенку на полчаса предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир. Ребенок не может рассказать нам о своих сложностях как взрослый, но он может сделать это при помощи песочных картин. Сегодня многие детские дошкольные учреждения имеют ванночки для песка, но как эффективно их использовать, пока еще знают не многие.

Для организации процесса песочной терапии на участке и в группе должна быть песочница, вода и коллекция миниатюрных фигур. Набор игрушек может быть самым разнообразным: животные, люди, деревья, здания, мосты, транспорт и многое другое. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир. Мы постепенно накапливаем и расширяем свою коллекцию игрушек.

Организуя игры в песочнице, я стремлюсь соблюдать важные принципы:

  • Безопасность
  • Самостоятельность и инициативность
  • Активность ведущего взрослого
  • Предупреждение открытых конфликтов между детьми
  • Результативность.

Как происходит организация игрового процесса:

  1. Демонстрация песочницы.

Показать голубое дно песочницы – оно символизирует воду, а голубые борта – небо. Рассказать детям, что можно построить любой ландшафт.

  1. Демонстрация коллекции фигурок.

Предложить детям рассмотреть, подержать в руках фигурки. Рассказать детям, что они могут использовать разные фигурки для создания своего мира.

  1. ^ Знакомство детей с правилами игры на песке.

Чтобы не допускать конфликтов (бросания песком друг в друга, разрушения построек) необходимо научить дошкольников бережному отношению к песку и друг другу с помощью ритуала. Детям рассказывается, что в песочнице живет властелин песка – Песочный человечек. Он очень веселый, забавный и знает много игр. Песочный человечек редко показывается людям, но если соблюдать правила поведения, то можно его увидеть. Раскрыть свои секреты он сможет только тем, кто готов соблюдать его законы, которые он приготовил в виде карточек-моделей. Дети вместе с воспитателем повторяют правила работы с песком. (В песочнице нельзя драться, кусаться, песком кидаться). Соблюдение правил игры отслеживается при помощи этого забавного персонажа.

  1. ^ Формирование темы занятия, инструкций к играм, содержание занятия .

Сказочный герой (Песочный человечек, а также Буратино, Волшебник, Листовички и др.) задают тему занятия, от его лица ведется увлекательный рассказ и введение ребенка в проблему и ее разрешения. Он ведет игровой процесс, анализирует результаты творческих работ, подбадривает каждого ребенка.

5. ^ Завершение занятия, ритуал выхода.

Ребята разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа, разравнивают песок и говорят слова благодарности песку, за то, что стали мудрее, добрее, затем прощаются с персонажем.

Во время работы по данной теме мною было разработано:

  1. Перспективное тематическое планирование, конспекты занятий.
  2. Наглядный и дидактический материал.
  3. Картотека игр и упражнений на эмоциональное развитие детей.
  4. Схемы-модели для игр в песочнице.

Для определения уровня состояния эмоциональной сферы дошкольников мною была проведена диагностика по методикам: «Кактус», «Определение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста», «Методика изучения особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции», «Эмоционально-личностный тест «Сказка», а также наблюдения, которые позволили в конце учебного года увидеть, что дети стали более уверенными в своих возможностях, снизилось чувство агрессивности в игре, появилось доброжелательное отношение друг к другу.

Работа над этой темой показала эффективность описанного подхода. Результатом моей работы по данной теме явились показатели сформированности ключевых компетенций:

Компетенции 2008-2009 уч.год

2 младш. группа

2009-2010 уч.год

Средняя группа

Социальная 49,7% 88%
Коммуникативная 56,5%, 88,4
Деятельностная 34,7% 73%
Информационная 52,1%, 88,4%
Здоровьесберегающая 52,1%, 84,6%

Заметно повысился уровень коммуникативных способностей (положительное отношение друг к другу, к взрослым, к окружающим) и, как результат в нашей группе высокая посещаемость детей 2009 год – 182,6 дет. дня, что выше среднегородского показателя (180 норма).

Эффективность метода «Песочная терапия» позитивно влияют на эмоциональное самочувствие всех детей группы. В процесс «песочной терапии» были вовлечены и родители. Таким образом, у родителей появился интерес к общению с детьми, и проникаются всеми детскими проблемами. Они стали принимают активное участие в жизни группы и детского сада.

Когда ребенок находится в гармоничном равновесии с самим собой, его внутреннее состояние окрашено положительными эмоциями, и он знает, что справиться с любой ситуацией внутри себя – это придает ему уверенность. Таким образом, была решена проблема в развитии эмоциональной сферы ребенка.

Литература

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1998.
  2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990.
  3. Вердербер Р. Психология общения. – С-Пб, 2003.
  4. Клюева Н.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996.
  5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
  6. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – С-Пб, 2008.
  7. Маклаков А.Г. Общая психология. – С-Пб, 2008.
  8. Журнал «Дошкольная воспитание», №6 2008, («О социально эмоциональном развитие дошкольников»).
  9. Журнал «Дошкольная педагогика», №3 20002.
  10. Журнал «Обруч», №6 2005, («Кувшин эмоций»).
  11. «Справочник старшего воспитателя», №3 2009.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Практикум по песочной терапии» — С-Пб, 2002.

Источник

Читайте также:  Для тебя не секрет все чувства мои
Оцените статью