- «Учись у них — у дуба, у берёзы. » (А. Фет)
- История создания
- Метрика
- Тропы и фигуры речи
- Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
- «Учись у них – у дуба, у березы» анализ стихотворения Фета по плану кратко – тема, идея, жанр
- Краткий анализ
- Анализ стихотворения « Учись у них – у дуба, у берёзы» при изучении творчества поэта в10 классе
- Анализ стихотворения Учись у них у дуба у березы Фета
- Композиция
- Вариант №3
- Жанр, направление, размер
- Средства выразительности
«Учись у них — у дуба, у берёзы. » (А. Фет)
История создания
Для творчества Афанасия Фета в целом характерны размышления о связи человека и природы. Канун Нового года, когда писалось это стихотворение, располагал к подведению итогов. А жестокие морозы и терпеливые деревья, которые стойко переносят зиму в ожидании весны, стали для поэта эмоциональным толчком.
Литературное направление: романтизм.
Литературный жанр: стихотворение.
Вид лирики: пейзажная, философская.
Автор призывает в сложные времена уподобиться деревьям — дубу, берёзе. Слёзы — и деревьев, и человека — напрасны. Метель терзает, хватает их листья и, возможно, сердце — но деревья молчат. Молчать нужно и человеку.
Метрика
Размер: пятистопный ямб.
Рифма: перекрёстная.
Тропы и фигуры речи
Эпитеты: «холод лютый», «жестокая пора», «скорбящая душа», «для ясных дней», «для новых откровений».
Метафоры и олицетворения: «напрасные на них застыли слёзы», «за сердце хватает холод лютый».
Инверсия: «напрасные на них застыли слёзы», «холод лютый». Повторы: «сердце рвёт» — «за сердце хватает», «они молчат; молчи и ты».
Риторическое обращение: всё стихотворение обращено к читателю.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
К какому литературному направлению относится стихотворение «Учись у них — у дуба, у берёзы. »?
Ответ. Романтизм. Легко выявить характерный для романтизма тип лирического героя, противостоящего враждебному миру.
Кому автор стихотворения предлагает уподобиться?
Ответ. Афанасий Фет рекомендует жить подобно деревьям — дубу, берёзе. Деревья стойко переносят страдания и никогда не жалуются. Эту стойкость автор и ставит в пример людям.
Определите размер, которым написано это стихотворение.
Ответ. Пятистопный ямб («учись у них — у дуба, у берёзы»).
Источник
«Учись у них – у дуба, у березы» анализ стихотворения Фета по плану кратко – тема, идея, жанр
Стихотворение ” Учись у них – у дуба, у березы” было написано Афанасием Фетом уже на склоне лет и получилось необычайно проникновенным. Краткий анализ “Учись у них – у дуба, у березы” по плану поможет ученикам 6 класса понять, почему оно было так тепло встречено читателями. Этот разбор можно использовать на уроке литературы, чтобы объяснить материал.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Учись у них — у дуба, у березы.
История создания – произведение написано в 1883 году в Москве, при этом опубликовано оно было только два года спустя, в 1885-м.
Тема стихотворения – человек и природа, их взаимодействие.
Композиция – линейная одночастная.
Жанр – пейзажно-философская лирика.
Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой.
Олицетворения – “метель рвет листы”, “метель все злей”, “холод хватает за сердце”, “душа переболит”.
Эпитеты – “жестокая пора”, “лютый холод”, “ясные дни”, “новые откровения”, “скорбящая душа”.
Метафоры – “застыли слезы”, “верь весне”, “гений промчится, дыша теплом и жизнью”.
Анализ стихотворения « Учись у них – у дуба, у берёзы» при изучении творчества поэта в10 классе
школа № 000 г. Санкт – Петербурга
учитель русского языка и литературы
Анализ стихотворения « Учись у них – у дуба, у берёзы» при изучении творчества поэта в10 классе.
Анализ литературного произведения. Теория литературы.
Обучение анализу поэтического текста и выразительному чтению.
Продолжать знакомство учащихся с творчеством Афанасия Афанасьевича Фета на примере анализа данного стихотворения. Создавать условия для проникновения в тайны мастерства поэта, находить средства художественной выразительности, опираясь на теоретические понятия.
Учить постигать авторскую идею, способность поэта передавать философский взгляд на восприятие жизненных явлений
Формировать у учащихся стойкую жизненную позицию: способность осмысливать и преодолевать жизненные испытания.
Предварительное домашнее задание:
повторить сведения о жизни и творчестве , подготовить (по желанию) презентацию.
Материал к уроку:
портрет Афанасия Афанасьевича Фета.
На доске высказывание : « Как беден наш язык! – Хочу и не могу…»
Словарь: олицетворение, эпитет, метафора, инверсия, лирический герой, художественный образ, лирический герой, авторская идея, гений
На столах учащихся тексты стихотворения « Учись у них – у дуба, у берёзы», тетради по литературе для ведения записей, справочная таблица «Художественные средства языка».
I Стадия вызова.
1.Вступительное слово учителя:
Отзывы о творчестве поэтов XIX самые противоречивые:
«Защипает в носу»,- как похвалу произнесёт , иногда прочитав то или иное стихотворение Афанасия Афанасьевича. Бойкие фельетонисты из газеты « День» считали стихи Фета « чепуховиной». Друг поэта писал на полях со стихами Фета: «неясно», « непонятно», « что за дьявол?»
А уж в более позднее время, в советское, звучало и такое: « Фет – прекрасный поэт…, но великий поэт – это, прежде всего, поэт социальной активности, живущий проблемами своего времени» (из « Литературной газеты» Н. Старшинов).
А сам поэт говорил так: « Как беден наш язык! – Хочу и не могу…»
Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с творчеством на примере стихотворения « Учись у них – у дуба, у берёзы».
Я попрошу вас вести записи в тетрадях, необходимые для понимания авторского «Я» и содержания стихотворения, чтобы сформировать своё мнение о творчестве этого поэта и сформулировать его в кратком отзыве:
« Моё мнение о творчестве на основе стихотворения « Учись у них – у дуба, у берёзы». Попробуйте найти свои слова для оценки впечатлений
во время работы на уроке (наподобие кратких замечаний ).
II Стадия размышления.
2. Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение или сам учитель.
3. Беседа по восприятию прочитанного текста.
— Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
Ответы: заставляет задуматься о том, что в жизни человеку выпадает много невзгод, как и деревьям — дубу и берёзе; разные чувства: и тревоги, и желание бороться с бедами, невзгодами.
-Давайте попробуем проследить за тем, как изменяется настроение лирического героя от начала к концу стихотворения.
Какие зрительные образы создаёт поэт в первых двух строфах?
4.Чтение стихотворения вслух. Аналитическая беседа.
-Нарисуйте словесную картину, возникающую в вашем воображении.
Ответы: Зима. Лютый холод. Всё в оцепенении. В поле, а может быть, на берегу реки, скованной льдом, или в лесу стоят дуб и берёза. Капельки-слёзы, одинокие свёрнувшиеся листочки на ветках, треснувшая кора на стволах
свидетельствуют о том, что деревьям приходится выносить.
— Какие чувства вызывает эта картина?
Ответы: сострадания, жалости, но и восхищения: они молчат!
-Перечитаем последнюю строфу. Как изменяется настроение лирического героя? Какие картины или зрительные образы создаёт в ней поэт?
Ответы: Возникает картина весны: в природе всё оживает, наступают ясные дни, причём все изменения происходят бурно, стремительно, радостно. Обновление происходит не только в природе, но и в человеке: « для новых откровений переболит скорбящая душа».
III Стадия осмысления..
— Попробуйте найти слова в стихотворении, выражающие авторскую идею.
Ответы: «Учись у них», «молчи», «но верь весне».
— Действительно, слёзы, стенания, жалобы, проклятия, отчаяние в часы испытаний не придают человеку сил, наоборот, они изматывают его, парализуют волю и даже приводят к самоуничтожению.
— Как названа поэтом весна? Почему, как вы думаете, подобную метафору (скрытое сравнение) использует Фет?
-Что означает данное слово, кого называют гением?
Ответы: человека, обладающего способностью творить, созидать.
Получить полный текст
— В греческой мифологии Гений – это дух, который является покровителем человека. Весна поэтом названа «гением» не случайно, именно она обладает способностью творить, пробуждать, обновлять, возвращать к жизни.
Преодолевать трудности, пережить страдания и суметь поверить в мечту необходимо каждому, и этому можно научиться у природы.
— Как вы думаете, данное стихотворение написано ранним Фетом или в пору
его зрелого творчества? Докажите ваше предположение.
Подтверждаю ответы учащихся или оспариваю.
Комментарий учителя: стихотворение « Учись у них – у дуба, у берёзы» написано Афанасием Афанасьевичем Фетом в период зрелого творчества, в 1883 году.
Поэту уже 63 года, за его плечами большой жизненный опыт, полный и горьких утрат, и переживаний, и надежд.
-Сделаем вывод о том, что же представляет собой данное стихотворение по характеру и содержанию?
Ответы: данное стихотворение – размышление о неразрывной связи человека и природы, поэтому мы можем сказать, что оно носит философский характер.
5.Выразительное чтение стихотворения учащимися(1 -2 чел.)
-Прочитаем ещё раз это стихотворение. Попробуем передать все оттенки
переживаний лирического героя.
6. Анализ художественных средств, использованных в стихотворении.
— А теперь остановимся на художественных особенностях стихотворения.
В основу его положен такой художественный приём, как метафора.
Согласитесь с тем, что жестокая пора, метель, холод лютый, весна – это не только явления в природе, но и в жизни человека.
Получить полный текст
-Найдите олицетворения, которые использует Фет.
Ответы: «треснула, сжимаясь», «рвёт», « за сердце хватает», « стоят», «молчат», «промчался гений, теплом и жизнию дыша».
— Какие ещё выразительные средства языка можете найти в стихотворении?
Ответы: эпитеты: «жестокая», «всё злей», « сердито», « лютый», « ясных»- живо и ярко передают картины природы и человеческого бытия.
— А теперь вспомним, что такое инверсия.
Ответы: инверсия – обратный порядок слов в предложении».
— Найдите примеры инверсии.
Ответы: « напрасные на них застыли слёзы», « и за сердце хватает холод лютый», «переболит скорбящая душа».
— Чего достигает поэт, используя приём инверсии?
Ответы: этот приём придаёт стихотворению особую выразительность, заставляет полнее ощутить глубину авторской идеи: учиться стойко и мужественно переносить жизненные испытания.
7.Обмен впечатлениями, мнениями, наблюдениями, сделанными самостоятельно и записанными в тетрадь по ходу урока.
-Что нового и интересного открыли вы для себя на уроке?
-Захотелось ли вам продолжить знакомство с творчеством ?
Поделитесь своими находками и открытиями.
8. Обмен впечатлениями. Дискуссия. Вопросы.
— А теперь я напомню вам высказывания поэтов и литературных критиков о творчестве , которые прозвучали в начале урока.
Напишите дома сочинение – миниатюру « Моё мнение о творчестве на основе стихотворения « Учись у них – у дуба, у берёзы».
Выучите стихотворение наизусть.
Данный материал нигде ранее не публиковался.
Афанасий Афанасьевич львиную долю своего творчества посвятил человеку и природе, и “Учись у них – у дуба, у березы” также рассматривает именно ее. Сквозь призму природных явлений автор показывает жизнь человека, в которой есть место для тягот и невзгод. Переносить их, по его мнению, следует так, как деревья переносят зимний холод: стойко и молча.
Фет не зря выбрал в качестве примера березу и дуб: он хочет сказать, что испытания могут настигнуть и слабых, и сильных. И вынести их также придется и тем, и другим.
Анализ стихотворения Учись у них у дуба у березы Фета
Диалектика души Афанасия Фета всегда находила отражение в описании природы и челвоека. Ярким примером тому является произведение «Учись у них — у дуба, у березы…». Оно написано в жанре лирики, в нем отражаются черты послания и элегии. Афанасий Афанасьевич умело использует строки произведения, превращая его в стихотворение-совет.
Автор пытается донести своему читателю, что человеку следует мириться со вставшими у него на жизненном пути тяготами, лишениями, неприятностями, как делают это, встречая зиму, сбросившие свою листву деревья в заснеженных и полных равнодушия лесах нашей необъятной страны. Им тоже тяжело, холодно и безрадостно от окружающей действительности, однако, они гордо несут этот крест, даже когда их ветви оказываются в ледяной изморози. Люди тоже живут в безжалостном мире и Фет указывает на выносливость мощного дуба и стойкость хрупкой березки, чтобы показать, что и в нашем мире есть люди сильные и слабые физически, но, укрепив дух, можно пережить различные неприятности. Окружающий нас мир безграничен, не имеет граней. Но он способен и любить и мстить, поэтому Фет призывает нас к молчанию, выражая в этом свое воззвание к смиренности и покорности. Однако, вопреки всему, каждый может найти для себя утешение. Выбор огромен — оно ищется в вере, в дружбе, в познании мира. Поэт надеется, что вместе с наступлением весны к людям вернутся красота в помыслах, их души согреются теплом, а поступки станут правильными, не приносящими зла другим.
Лирическим героем стихотворения выступает человек, призывающий к смирению и стойкости в любых жизненных ситуациях. Этот образ собирательный. В него входят люди, которые верят в лучшее будущее и не хотят видеть пессимистичные черты жизненного цикла. Они, как и весенние деревья, расцветают несмотря ни на что!
Композиция
Первая строфа показывает читателю зимний лес. Стоящие в нем деревья терпят невыносимую муку от зимней стужи, но все же продолжают стоять, ожидая момента, когда эта мука закончится.
Вторая строфа демонстрирует зимнюю катастрофу в движении: к холоду прибавляется ветер, но деревья продолжают проявлять чудеса стойкости.
И не зря – в третьей строфе у них появляется надежда, ведь приходит весна с ее оживляющим теплом. Фет старается показать, что в какой-то момент боль от всех потерь излечится и в жизнь снова придет радость.
Вариант №3
На склоне своих лет писатель Афанасий Фет считал, что он многому научился и взял от жизни, чтобы поделится этим с миром. Он вырос не только как человек, он вырос как автор. Со временем писатель философски начал рассматривать тему окружающего мира и природы в целом, взаимоотношение их с человеком. Среди любимых тем у Фета были природа и любовь. Он чувствовал себя будто художник — пейзажист, не переставал черпать вдохновение, любуясь и увлекаясь природными явлениями. Природа была для поэта, словно лучик радости, который указывал ему путь к новым открытиям.
Наиболее интересным и ярким произведением Афанасия Афанасьевича считается стихотворение под названием «Учись у них — у дуба, у березы». Этот период жизни писателя характеризовался тем, что он все больше отдавал себя своему любимому делу — литературному творчеству. Несмотря на свой возраст, он оставался все еще такой же романтичной натурой, как и в молодости. Фет все больше уделяет внимание человеческому бытию, поэтому его произведения наполнены раздумьями про жизнь. Фет убежден, что человек сможет стать по-настоящему сильным духом лишь после того, как осознает, что все невзгоды рано или поздно изменятся на лучшее. Именно такую главную тему он применяет в своем стихотворении «Учись у них».
Фет словно оставил послание людям. Своим стихотворением он показывает, что необходимо учится у природы. Она так прекрасна, проста и открыта, в ней изначально заложена мудрость и разум. Окружающий мир может помочь человеку преодолеть невзгоды. Автор для наглядного примера проводит параллель между миром природы и миром людей. Несомненно, природа величава нам есть, чему у нее поучится. Писатель описывает березу и дуб. Где дуб имеет силу, стойкость, он крепко держится за землю. Береза в свою очередь более жизнелюбива, женственна, нежная, она готова противостоять предстоящим ей невзгодам.
Казалось бы, такие обычные деревья, но с какой силой воли они переживают морозы. На долю деревьев выпадает испытание — зима, но они оба стойко принимаю ее, и ждут, что весна все же, придет к ним. По мнению Фета человек как те деревья должен мужественно преодолевать преграды судьбы, ему многому можно поучиться у них. Оказывается, природа уникальна, она может помочь решить много проблем и загадок. Лирический герой стихотворения должен откинуть свою гордыню, открыть душу природе. Он просто должен призвать к стойкости и смирению, и только тогда он сможет все. Он как береза и дуб, ощутив много изменений, должен двигаться дальше — ждать свою весну.
6, 8, 10 класс катко по плану
Это произведение относится к жанру пейзажно-философской лирики. С одной стороны, автор показывает зимний пейзаж, с другой – призывает человек посмотреть на него как на пример для подражания. Использованный поэтом прием олицетворения позволяет глубже раскрыть философскую мысль. Его также можно считать и стихотворением-советом от умудренного жизнью старого человека.
Написано стихотворение пятистопным ямбом, при этом Фет использует перекрестную рифмовку с мужской и женской рифмой.
Жанр, направление, размер
Жанр произведения — пейзажно-философская лирика, потому что стихотворение отражает личные чувства и настроение автора, которые зародились от созерцания природы и размышлений на данную тему. Всё стихотворение пронизано эмоциональным восприятием автора окружающего мира. Как было уже сказано, Фет не причислял себя ни к одному направлению, но мы можем предположить, что перед нами романтизм, потому что произведение отражает духовную сторону жизни человека, философские размышления лирического героя.
Размер стихотворения — пятистопный ямб, который достаточно часто встречается в русской поэзии. Ещё Самуил Маршак в своём стихотворении «Тебе пишу я этот дифирамб…» называл свой пятистопный ямб «конём крылатым».
Средства выразительности
Несмотря на достаточно скромный объем произведения, в нем использовано действительно много художественных средств, помогающих раскрытию философской мысли, которая в него вложена. Это:
- Олицетворения – “метель рвет листы”, “метель все злей”, “холод хватает за сердце”, “душа переболит”.
- Эпитеты – “жестокая пора”, “лютый холод”, “ясные дни”, “новые откровения”, “скорбящая душа”.
- Метафоры – “застыли слезы”, “верь весне”, “гений промчится, дыша теплом и жизнью”.
Все эти приемы характерны для лирики Фета, они помогают человеку понять существующую между ним и окружающим миром крепкую связь.
Источник