Учимся понимать чувство других людей

Конспект занятия «Учимся понимать чувства других людей»

Ульяна Белецкая
Конспект занятия «Учимся понимать чувства других людей»

Программное содержание.

• Учить детей понимать чувства, переживаемые другими; стимулировать желание оказать помощь, утешить; развивать чувство доброты, воспитывать навыки социального поведения.

• Закрепить понятия «физическая и эмоциональная боль».

• Развивать умение рассуждать, высказываться на тему из личного опыта, предложенную воспитателем.

• Обогащать словарь по данной теме (благородное дело, не падай духом, душевная боль, взаимная выручка., доброе дело)

• Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное в ситуации и передавать его словом.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, к нам пришли гости на занятие. (дети здороваются)

Дети стоят в кругу.

Воспитатель. А как ещё можно поздороваться?

Дети. (пальчиками, похлопать, погладить)

В центре круга «волшебное яблочко», вокруг него сердечки.

Воспитатель. Ребята, прошло время и «волшебное яблочко» вновь интересуется тем, какие ещё добрые дела успели совершить дети.

Дети по очереди рассказывают про добрые дела, «волшебное яблочко» поощряет детей и называет их поступки «добрыми делами». (ребёнку выдаётся сердечко и крепится на одежде).

Воспитатель. А сейчас возьмёмся за руки и превратимся в одно большое, доброе сердце. Дети стоят в кругу и держатся за руки. Воспитатель. Подышем вместе

Покажите, как стучит наше сердце (ладошками) Дети садятся на стульчики.

Воспитатель. Представим себе такую ситуацию. Все ребята садятся на стульчики, а Лера прыгает, скачет, балуется, падает и плачет. (Лера показывает)

Воспитатель. Что чувствует Лера? (боль).

Воспитатель. Кто знает, что в первую очередь надо сделать? (успокоить, оказать помощь, спросить где болит)

Воспитатель. Что вы скажите Лере, что бы её успокоить?

Дети. (вот увидишь, всё будет хорошо, возьми себя в руки, всё пройдёт, не падай духом, потерпи немножечко, мы сейчас тебе поможем, успокойся пожалуйста).

Воспитатель. А какую боль испытывала девочка? (физическую)

Воспитатель. Как вы понимаете выражение: «возьми себя в руки» (сдержать слёзы, перетерпеть боль, не плакать, когда нахлынули слёзы).

Воспитатель. А ты Лера. что чувствовала, когда ребята говорили тебе слова утешения? Лера. Почувствовала, что не одна, стало легче, боль уходит.

Воспитатель. Как можно назвать людей которые приходят на помощь? (добрыми,настоящими друзьями)

Воспитатель. Как можно назвать наш поступок? (благородное, доброе дело).

Воспитатель. А теперь представим другую ситуацию: На день рождение, Коле подарили красивую новую машину. Он так был доволен, что целыми днями играл ей. Но тут произошло непредвиденное событие. Совсем случайно он наступил на неё и машина разлетелась на мелкие детали.

Воспитатель. Что чувствовал мальчик? (боль)

Воспитатель. Какую боль ощущал мальчик, сломав подаренную игрушку? (душевную, эмоциональную).

Воспитатель. Как помочь Коле? Подскажите выход из этой трудной ситуации.

Дети. (давай я попробую отремонтировать, успокойся, если папа не сможет тебе починить, можно сдать в мастерскую, у меня есть такая же машина, я буду рад дать её тебе поиграть.

Воспитатель. Когда вы расстроены, кто помогает вам чувствовать себя лучше? (сам себя успокаиваю, родители, животные, друзья)

Ребята, вы любите получать подарки? А дарить?

Что приятнее получать или дарить? Сейчас мы поиграем у игру «Подарок другу». С помощью жестов, мимики и пантомимики, покажите нам что вы подарите своему другу или подруге, а мы попробуем отгадать.

Читайте также:  Плохое чувство юмора хуже чем

Игра «Подарок другу» Воспитатель. Какое у вас сейчас настроение?

Воспитатель. Представьте себе, что собираетесь с друзьями сходить в парк, покататься на каруселях, какая погода может вам помешать сходить в парк? (дождливая)

Дети стоят на ковре.

Плыли тучи дождевые: «Лей, дождь лей»

Дождинки пляшут, как живые — пей рожь пей!

И рожь, склоняясь к земле зеленой, пьёт, пьёт, пьёт

А тёплый дождь неугомонный льёт, льёт, льёт

Вышла Женя погулять

Стала дождик умолять

«Дождик, дождик, подожди

Дождик, дождик, не дожди

Ты нам не нужен, не нужны и лужи

Дождик Жене не мешал,

Дождик дальше побежал.

Дети садятся на ковёр.

Воспитатель. Ребята, покажите мимикой лица, как вы относитесь к дождю.

Воспитатель. Расскажите, почему мы любим дождик?

Дети, (люблю прогулки под дождём, не надо поливать грядки, быстрее растут цветы, погулять под зонтиком, свежо на улице.)

Воспитатель. Расскажите, почему не нравится дождик?

Дети. (дождь помешал прогулке, осталась не вскопанная грядка, дождь помешал завершить работу, мокрая одежда, мокрая обувь, грустное настроение,

Воспитатель. Как вы думаете, какие чувства могут испытывать два человека, стоящих под дождём?

Дети. Один радуется, другой грустит, у него испорчено настроение.

Воспитатель. Дождь, это природное явление и мы не можем повлиять на него, наше настроение зависит от того, что мы о нём думаем.

Дети подходят к мольберту.

Воспитатель. Это волшебная поляна, очень необычная, на ней растут цветы. Главной из них является царица роза. Она рассказала, что ей очень грустно и одиноко одной,

Воспитатель. Чего на поляне не хватает? (цветов)

Что бы узнать какие на поляне растут цветы, послушайте стихи. (Дети рассказывают стихи о лилии, о репее, о розе)

Я предлагаю вам стать волшебниками и оживить цветы. Вам надо нарисовать любое настроение цветочку, какое вам захочется. (Детям предлагается нарисовать глаза, рот, брови, нос)

Пальчиковая гимнастика: «Наши алые цветки».

Дети рисуют. Звучит музыка Чайковского «Фея сирени»

Воспитатель. Давайте посадим цветочки на нашу полянку. Какое нарисовали настроение?

Отчего им так весело?

А кто другое настроение нарисовал?

Дети. (прошел дождик, они вместе встретились).

Воспитатель. Что бы у вас всегда было хорошее настроение, которое вы бы дарили окружающим людям и близким, царица роза дарит вам маленькие сюрпризы и благодарит за помощь.

Раздаю наклейки с цветами.

Воспитатель. А мы подарим сюрприз гостям «Песня о дружбе».

Дети исполняют песню.

Воспитатель. Ребята, я думаю, что вы уже научились определять настроение и чувства других людей, а также сможете им помочь в трудную минуту. А помогают вам в этом ваша дружба, взаимопомощь и взаимная выручка.

Конспект занятия «Я расту среди людей» Цель: способствовать созданию положительной эмоциональной атмосферы в группе. Задачи: Образовательные: -формировать положительное отношение.

Конспект интегрированного занятия педагога-психолога и логопеда «Ох и Ах! — наши чувства в двух словах» Конспект интегрированного занятия педагога-психолога и логопеда. Цели: 1) Коррекционные:— актуализировать у детей представление о чувствах.

Конспект занятия «Развитие чувства ритма у детей с ОВЗ посредством музыкально-ритмических движений» Чувство ритма лежит в основе многих природных процессов. Ещё будучи в утробе, малыш слышит сердцебиение матери, поэтому успокаивается, когда.

Конспект занятия по труду «Труд людей в саду» Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие Вид деятельности: Трудовая Тема занятия: Сад. Труд людей в саду. Возраст: 5-6лет.

Читайте также:  Что делать если не контролируешь свои эмоции

Конспект занятия в средней группе «Праздник смелых людей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Улыбка» Конспект непосредственно.

Конспект занятия для детей второй младшей группы «Я и мои чувства, эмоции и настроение» Лексика представляет собой словарный запас нашего языка. Содержание словарной работы в детском саду усложняется от одной возрастной группы.

Конспект занятия «Мир природы, мир человека. Праздник смелых людей» Конспект занятия «Мир природы, мир человека» Тема: «Праздник смелых людей» Провела: Бурлуцкая В. А. Цель: Начать формировать.

Дидактическое пособие «Театр эмоций, или Учимся выражать чувства» Театр эмоций Мимика — мощный инструмент выражения эмоций и чувств, который может быть красноречивее любых слов. Не зря существует отдельный.

Конспект занятия «Необычные профессии людей» Тема: Необычные профессии людей Цель: познакомить детей с необычными профессиями людей, расширить знание о профессиях. Коррекционные: расширение.

Тренинг для родителей «Учимся понимать друг друга» Цель: накопление эмоционально-положительного опыта, снятие психоэмоционального напряжения, развитие групповой сплоченности коллектива..

Источник

Способность понимать чувства другого человека

Способность понимать чувства другого человека является врожденной, но может быть не развита или «отбита», инвалидизирована в раннем детстве. Она является приспособительным механизмом для обучения навыкам через подражание, а так же для того, чтобы считывать чужие мотивации и ориентироваться в том, как следует себя вести или не следует себя вести для собственной безопасности, комфорта, для получения самой разной информации о других и о ситуации в целом без слов. Это древний механизм, и он есть у всех высших животных.

Мы понимаем чувства друг друга не через слова, а через телесные сигналы — звуки, запахи, движения, мимику, голосовые и дыхательные проявления, вибрации, вкусовые ощущения. Слова могут так или иначе маскировать реальные чувства или преувеличивать их. А телесное считывание абсолютно правдивое.

Эмпатия: За и против

Мы получаем эту информацию через органы чувств, а обрабатываются они через зеркальные нейроны: мы «ловим» сигнал и находим внутри себя отражение «что чувствует человек, когда он издает такой звук, делает такое движение, у него такая мимика, он так пахнет». Простой пример — улыбка. Почти автоматически на улыбку другого мы отвечаем улыбкой. Без размышлений. И это вне рас, эпох, культур, конфессий, уровня цивилизованности, достатка и языковых барьеров.

Однако большинство из нас обучилось в детстве игнорировать телесные сигналы и больше ориентироваться на слова. Это то, почему, например, многих людей легко обмануть словами, а уж письменным текстом — вообще раз плюнуть, потому что в письменном тексте отсутствует вся невербальная информация, то есть 90% всей информации о человеке, который этот текст пишет.

У «отбитых» эмпатически людей (социопатов) недоразвита та часть мозга, которая отвечает за работу эмпатии, в связи с чем они лишены инструмента понимать чувства других людей и ориентироваться в следствиях своих действий, в своем влиянии на людей, и вынуждены выучивать реакции других и проводить связи между своими словами и действями и реакциями других, как если бы они учили иностранный язык. И это для них крайне важно, потому что иначе они являются социально неуспешными: они не могут интуитивно верно выстроить свое поведение в социуме, чрезвычайно эгоцентричны, не переживают стыда или вины за нарушение социальных норм и причинение вреда другим людям.

Читайте также:  Как нейтрализовать гормоны стресса

И в результате иногда оказывается так, что социопат намного лучше разбирается в эмоциях других и умеет имитировать сострадание, чем нормальный человек с обычными цивилизационными искажениями (с подавленной чувствительностью или с алекситимией), а потому социопаты могут преуспевать, а обычный человек — оставаться в глубокой заднице. И вот мы уже пришли к ситуации, когда социопаты выдают себя за психологов, учителей, врачей и манипулируют людьми на их страданиях и нуждах в своих целях.

Для того, чтобы не попасть в ловушку социопата, нужно быть чувствительным и уметь читать сигналы тела и конгруэнтность другого. Если вы чувствительны, то вы легко определите социопата даже если он круто научился имитировать нормального человека. Но есть ряд проблем, которые и вызывают современные цивилизационные неврозы, из-за которых очень многие люди нечувствительны.

Если в вашем окружении много страдания — вы учитесь быть не чувствительными, чтобы не реагировать. Если ваше окружение воздействует на вас агрессивно, вы учитесь быть не чувствительными, чтобы не реагировать.
Если ваши эмоции используют другие люди для манипуляций вами и подавления вашей воли — вы учитесь быть не чувствительными, чтобы не реагировать.

Потому, что если во всех этих ситуациях вы остаетесь чувствительными, то первая ваша реакция — это либо бежать от источника интенсивного воздействия на вас, либо делать что-то, чтобы унять его интенсивность. Так нормальный здоровый человек хочет убежать от того, кто на него громко орет или ведет себя агрессивно, или будет стремиться помочь, если другой человек испытывает страдание. Просто для того, чтобы сделать себе легче, чтобы угомонить свои собственные организмические реакции, которые доставляют сильнейший дискомфорт. И это поведение большей частью автоматическое.

И здесь выбор не простой: то ли остаться чувствительным и испытывать постоянное интенсивное влияние окружающей среды на свои органы чувств и мозг, то ли подавить чувствительность и перестать разбираться, что происходит. Потому что при подавленной чувствительности вы перестаете понимать, что происходит и читать людей. К сожалению, те знания, которые при отсутствующей чувствительности помогают социопату ориентироваться в ситуации (внутренний каталог информации о то, почему и когда люди реагируют так как реагируют) не помогут вам понимать ситуацию лучше, чем социопат. А чувствительность — поможет.

Поэтому, ни то, ни другое — не вариант. Лучшая стратегия — это оставаться чувствительным, но при этом не реагировать автоматически, рефлекторно в связи со своей эмпатией. Это реально эволюционное осознанное изменение организма, но без него никак, если вы хотите научиться различать, с кем вы имеете дело, какое действие сейчас будет максимально точным и эффективным с точки зрения решения той ситуации, которая разворачивается: уместно ли спасать другого и вообще на него реагировать, уместно ли бежать или вступать в конфликт, нужно ли увеличивать дистанцию с этим человеком, а если помогать — то как, чтобы не разрушиться самому. Это — мощное развитие эмоционального интеллекта, без которого выжить в мире, где полно социопатов, мошенников, манипуляторов и нездорового социального поведения, которое в целом не регулирует законодательство, просто невозможно.опубликовано econet.ru.

Автор Нина Рубштейн

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Источник

Оцените статью