Каждый темперамент хорош по-своему и на своем месте. Любая индивидуальность человека имеет свои плюсы и минусы. Следовательно, должен быть не поиск негативных сторон индивидуальности ребенка
и не борьба с ними, а создание условий для максимального проявления положительных сторон индивидуальности и построение на ее основе всего педагогического процесса. Неумение учитывать особенности темперамента порой приводит к серьезным ошибкам в воспитании. Поэтому важно владеть способами распознавания темперамента и учета их в воспитательной работе
с детьми.
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 19.2 КБ |
УЧЕТ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА ДЕТЕЙ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ
Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников, например:
у сангвиника — распыленности, разбросанности интересов; холерика — несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия; флегматика — безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии; меланхолика-застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.
Поэтому воспитатель должен направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления отрицательных черт у дошкольников.
При работе с дошкольниками необходимо учитывать свойства
их темперамента и возрастные особенности:
Рассмотрим ряд основных способов учета свойств темперамента детей
в работе воспитателя. Они сводятся к следующему:
1. Обеспечение тех условий, которые требуются ребенку в силу его индивидуальных особенностей. Это наиболее простая и необходимая на ранних этапах развития тактика. Например, малыш болезненно реагирует на шум, посторонние раздражители и т.д. – создаем тишину; с трудом переносит смену обстановки – стремимся избегать этого; замедлен во всех действиях – подлаживаемся под его темп; не вписывается в темп занятия – даем дополнительное время и т.д. Подобная тактика необходима в случаях проявления резких, ярко выраженных каких-то особенностей. Но эта тактика формирует «тепличный» тип, приводит к развитию у некоторых детей пониженной приспособленности психики и организма к окружающим условиям среды, поэтому не может быть единственной, особенно у детей среднего
и старшего дошкольного возраста.[8, c.88]
2. Создание условий для развития черт характера ребенка, нивелирующих проявление нежелательных в данный момент особенностей темперамента.
Варьируя условия, постепенно можно приучать ребенка к таким способам деятельности, которые необходимы в обучающих ситуациях: укладываться
в сроки общих занятий, доводить начатое дело до конца, работать в общем темпе, производить необходимую смену деятельности или задерживаться
на ней (например, подвижному ребенку). Эта тактика создает условия для преодоления особенностей темперамента навыками, привычками, чертами характера. Основное требование при использовании этого варианта – постепенность, последовательность, дозировка в ускорении или замедлении темпа деятельности. Такая тактика «маскирует» свойства темперамента
в привычных ситуациях. В экстремальных условиях опять проявятся свойства темперамента в «чистом виде».
3. Усиление положительных качеств в тех или иных свойствах темперамента и ослабление других.
Например, высокая сенсорная чувствительность – основа развития сенсорных способностей, но, в то же время, она причина повышенной отвлекаемости, непереносимости сильных раздражителей. Следовательно, нужно стремиться
не снижать чувствительность ребенка, а уделять внимание созданию оптимальных условий для развития направленности его деятельности
на содержание, требующее тонкого анализа, наблюдательности. В процессе обучения при благоприятных условиях типологическая тревожность может стать основой развития у ребенка ответственности и организованности деятельности. Тревожность нельзя рассматривать только как отрицательное явление, тормозящее эффективность деятельности. Тревожность может быть
и особым условием, стимулирующим активность, саморегуляцию деятельности, что обеспечивает им достаточно высокую продуктивность работы. Чтобы устранить отрицательные моменты тревожности (робость, неуверенность в действиях, иногда повышенную эмоциональную скованность
и т.д.), самый эффективный способ – сформировать навыки деятельности, стимулировать переживания успеха. Уговорами тревожность не снять. Только активная деятельность и развитие адекватной самооценки своих возможностей могут снизить ее.
4. Применение тактики воздействия на свойства темперамента в другом, знакомом и привлекательном для ребенка виде деятельности. Например, влияние на свойства темперамента в учебной деятельности у детей в период адаптации к школе не приносит успеха. Наиболее эффективно оно в общении ребенка со сверстниками.
5. Построение воспитательно-образовательного процесса на основе своеобразия индивидуально-психологического стиля деятельности ребенка. Рассмотрим эту тактику на примере познания. Одни дети сразу приступают
к выполнению задания, а другие долго его обдумывают. У одних детей преобладают стереотипы, у других – своеобразие. Для одних характерна аритмия, для других – размеренность. Некоторые дети затрудняются сразу воспроизвести усвоенный материал, а делают это успешно спустя 20-60 минут. Но если не дать ребенку возможность восстановить материал спустя некоторое время, то он забывается.
6. Применение тактики учета индивидуально-типологические особенности саморегуляции деятельности и поведения ребенка . Свойства темперамента, присущие ребенку, влияют на отбор малышом соответствующих раздражителей. Одни ребята стремятся к новым впечатлениям, усиливают стимуляцию, другие избегают ее. Так, одни дети любят озвученные игрушки, другие отказываются от них. Одни с удовольствием включаются в подвижные игры, другие предпочитают спокойные, настольно-печатные. Задача воспитателя увидеть первоначальный уровень саморегуляции ребенка, вычленить ее положительные стороны, поощряя их проявления, усложняя деятельность, способствовать осознанию ребенком этих положительных сторон, то есть формировать у него произвольную саморегуляцию. Она позволит малышу самому преодолевать недостатки и усиливать положительные стороны свойств своего темперамента.
7. Предвосхищение, ожидание возможного поведенческого репертуара ребенка на занятиях и принятие соответствующих профилактических мер. Работа не с последствиями, а предупреждение нежелательного проявления свойств темперамента. Например, воспитатель прекрасно знает
о безудержности, эмоциональной возбудимости, повышенной двигательной активности ребенка. Значит, надо заранее предвидеть, что на занятии в какое-то время такое поведение может появиться, и заранее спланировать, в какое русло эту активность продуктивно направить. Или, например, предусмотреть замедленный темп действий другого ребенка, предоставив ему дополнительное время для завершения его деятельности.
Вышеуказанные способы учета свойств темперамента детей обязывает воспитателей индивидуализировать свою работу по форме и по содержанию. Она определяет проведение занятий по подгруппам; побуждает находить индивидуальные формы организации учебных занятий с некоторыми детьми; заставляет разрабатывать индивидуальные обучающие программы.
Учет особенностей темперамента необходим не только в каких-то исключительных случаях, а постоянно и различно в зависимости от возраста, степени выраженности свойств и от уровня «созревания» (развертывания всех структурных компонентов) темперамента. Важно не только выработать определенный комплекс воспитательных воздействий, но адресовать их тому периоду развития, который является наиболее благоприятным для проявления отдельных типологических свойств (то есть учитывать сензитивные периоды). Наиболее благоприятные предпосылки для воспитательных воздействий создаются в раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте, когда нервная система в стадии становления, когда интенсивно развиваются основные свойства нервных процессов.
Источник
Учет типа темперамента детей педагогами ДОУ в воспитательно-образовательном процессе»
Знание типологических особенностей воспитанников, учет типов темперамента существенно повысит эффективность учебно-воспитательного процесса с дошкольниками.
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.58 КБ |
«Учет типа темперамента детей педагогами ДОУ
в воспитательно-образовательном процессе»
Учебно-воспитательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях построен таким образом, что у воспитателя нет возможности заниматься с каждым в отдельности, но выделять среди воспитанников представителей четырех типов темперамента и учитывать это при: распределении заданий, при определении объема и времени выполнения заданий, при оценке детских игр и т.д. он может. Такой личностно – ориентированный подход существенно повысит эффективность учебно-воспитательного процесса с дошкольниками.
Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников, например у:
сангвиника — распыленности, разбросанности интересов;
холерика — несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия;
флегматика — безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии;
меланхолика-застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.
Воспитатель может направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления отрицательных черт у дошкольников.
Из характеристики темпераментов ясно, что нельзя детей с различным темпераментом воспитывать одинаково. Очевидно, этим и можно объяснить, что в одной и той же семье при одинаковых условиях воспитываются разные люди. Родители в таких случаях часто говорят: « Мы же их воспитываем одинаково». Именно — одинаково, а надо было воспитывать не одинаково, учитывая и природный тип нервной системы, который мог быть различным, и условия жизни, которые изменились с момента появления первого ребенка.
«В процессе воспитания, — писал Б.М. Теплов, — следует искать не пути изменения нервной системы, а лучшие формы, пути и методы воспитания с учетом особенностей нервной системы воспитанника». Знание черт темперамента даст возможность осуществить индивидуальный подход в воспитании личности, так как нет одинаковых условий, нет одинакового материала, на котором формируется личность.
Для детей различных типов темперамента рекомендуются различные игры и упражнения Коррекционные игры и упражнения
для детей с преобладанием сангвинического темперамента.
Водящий начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура радости, страха, стыда и т. д. на месте замри». Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру.
Инструкция. Попробуем определить, кто из нас умеет быть внимательным. Каждому из вас по очереди мы будем задавать вопросы, на которые заранее | знаем ответы «да» и «нет». Например: «Ты ходишь в школу?», «Ты был на Северном полюсе?» и т. п. А тот, кто отвечает, должен обязательно отвечать наоборот. Тот кто ошибается, выбывает из игры
Ребенку показывают лист с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую их них. Предупреждают, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения. Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работу прекращают. Ребенок шести-семи лет аккуратно закрашивает 15—20 фигур.
Коррекционные игры и упражнения для детей с преобладанием холерического темперамента.
Ведущий кладет руку на стол и затем медленно поднимает ее до вертикального положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука «а» — с тем чтобы когда рука достигнет верхнего положения, завершить ее громким совместным «Ах!» и мгновенно замолчать.
Дети садятся на стулья, ставят ступни ног на пол и «замирают». Ведущий, медленно считая до 10, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Детям необходимо не рассмеяться при этом и сохранить неподвижность.
Путешественник сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план похода. Выразительные движения: левая рука упирается локтем в стол и поддерживает голову, наклоненную влево, указательный палец правой руки двигается по воображаемой карте. Мимика: слегка прищуренные глаза, нижняя губа закушена.
Коррекционные игры и упражнения для детей с преобладанием флегматического темперамента.
Ребенок старается без слов, с помощью пантомимы, рассказать известное всем стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются угадать, что он рассказывает.
Ребенку дают задание нарисовать себя таким, каким он видит себя в будущем. Обсуждая с ним рисунок, спрашивают, как он будет выглядеть, как он будет себя чувствовать, какими будут его отношения с родителями, братом или сестрой. Упражнение позволяет осознать возможность преодоления замкнутости, дать ребенку перспективу на будущее и уверенность в своих силах.
Ведущий произносит короткое предложение, например «Я иду гулять». Один из участников повторяет это предложение, стараясь при этом выразить заранее задуманное им чувство. Остальные отгадывают, какое чувство было задумано.
Для этой игры нужно несколько сюжетных картинок конфликтного содержания. Например такие:
в) ребенок плачет.
Взяв картину, ребенок должен подобрать свой выход из ситуации.
Коррекционные игры и упражнения
для детей с преобладанием меланхолического темперамента.
Надо закончить каждое из предложений: Я хочу. Я умею. Я смогу. Я добьюсь. Можно ребенка попросить объяснить ответ.
Ребенку предлагают рассказать о своем друге, родственнике. Важно, чтобы ребенок мог высказать свое мнение, подчеркнуть положительные черты другого. Можно попросить ребенка рассказать и о себе, выделяя отрицательные и положительные качества, акцентируя внимание на последних.
«Зеркало» указывает, кого изображал ребенок.
Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента и индщивидуальными особенностями восприятия.Цель: Углубить знания педагогов об особенностях типов темпе.
Эффект педагогического воздействия на ребенка во многом зависит от его индивидуальных особенностей. Темперамент ребенка является врожденной особенностью и наиболее ярко влияет на поведение ребенка. Пе.
Все дети, независимо от их индивидуально-психологических особенностей развития, нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого. Однако в воспитании детей необходимо учитывать индивидуально-типологичес.
В консультации описываются принципы общения с ребёнком, как с носителем определённого типа темперамента.
Рекомендации для родителей и воспитателей, содержащие советы по подготовке детей к школе с учетом типа темперамента ребенка.
Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют динамические особенности ее поведения, деятельности, общения, психических процессов, особое место принадлежит темпераменту.
У людей волевые качества выражены в разной степени. Это зависит от характера и темперамента каждого человека. Кто-то способен справиться с собой в сложной ситуации, а кто-то нет.Как известн.
Источник