Профилактическая работа педагога-психолога по созданию в ДОО условий для эмоционального комфорта и благополучия детей
Большакова Александра
Профилактическая работа педагога-психолога по созданию в ДОО условий для эмоционального комфорта и благополучия детей
Наиболее актуальной психологической проблемой детей дошкольного возраста нашего времени является проблема эмоционального комфорта и благополучия. Нагрузка на детскую психику сейчас несравнимо больше чем раньше. В этом во многом виноват быстрый ритм современной жизни, обилие всевозможной информации, калейдоскоп нескончаемых событий и лиц. Живое общение со взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребенка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справиться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А без этого невозможно становление гармонично развитой личности.
Эмоции с одной стороны являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – самым существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Именно преобладание положительных эмоций над отрицательными и закреплением их в чертах характера и личности детей: положительная самооценка, доброжелательность, уверенность в себе, своих силах обеспечивают эмоциональное благополучие ребенка.
Предлагаю вашему вниманию программу профилактической работы, направленной на создание в детском саду условий для эмоционального комфорта и благополучия дошкольников.
Цель программы: развитие эмоциональной сферы и обеспечение эмоционального благополучия дошкольников.
— знакомство детей с основными эмоциями: радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, спокойствием.
— обогащение эмоциональной сферы детей положительными эмоциями;
— обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям;
— развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни;
— повышение психолого-педагогических компетентности педагогов и родителей;
— расширение знаний педагогов ДОУ о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможности преодоления эмоциональных трудностей дошкольников;
— формирование навыков правильного реагирования родителей на различные эмоциональные проявления детей.
Решение данных задач во многом зависит от взаимодействия родителей, педагогов и психолога.
Психолог в данном случае является посредником между ребенком и взрослым, способствует созданию определенной среды в ДОУ, особого микроклимата для развития опыта взаимодействия детей, педагогов и родителей.
Ведь эмоциональное благополучие ребенка зависит от определенной благоприятной среды,которая включает в себя следующие компоненты: благополучие семейных отношений, психическое здоровье ребенка, своевременное эмоциональное развитие, физическое здоровье ребенка, конструктивное общение ребенка со сверстниками, личностно-ориентированный стиль общения педагогов с ребенком в ДОУ.
В профилактической программе отражена работа со всеми субъектами образовательного пространства.
С детьми проведена развивающая образовательная деятельность, осуществлены мероприятия по развитию эмоциональной сферы дошкольников: эмоциональные игры, проговаривание своих эмоций, чувств, поступков; рисование, решение практических ситуаций, беседы о различных эмоциональных состояниях и др.
С педагогами проведены: цикл практических семинаров по развитию коммуникативной компетентности педагогов в работе с детьми, родителями, коллегами;консультации: «Эмоциональное благополучие как основа психологического здоровья дошкольников»; «Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей»; «Организация предметно-развивающей среды в ДОУ»; семинар-практикум «Система работы по развитию эмоциональной сферы дошкольника»; релаксация.
С родителями проведены: семинар-практикум «О стилях поведения и методах воспитания»; консультация «Эмоциональное благополучие как основа психологического здоровья дошкольников»; оформлена папка для стендовой информации (практический материал, психологические игры и упражнения для развития эмоциональной сферы, снятия психоэмоционального напряжения и др.).
В основу развивающей образовательной деятельности с детьми легли материалы, опубликованные в книгах Т. А. Данилиной, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степиной «В мире детских эмоций», М. Ю. Стожарова «Формирование психологического здоровья дошкольников», Крюковой С. В., Слободяник Н. П., Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Развивающая образовательная деятельность с детьми имеет следующую структуру:
1) игры и упражнения, направленные на положительное отношение к занятию, на сплочение и повышение эмоционального настроя;
2) игры и задания, направленные на развитие произвольности, мышления, воображения;
3) игры и упражнения, снижающие психомышечное напряжение, релаксация.
Основные методы и приемы:
— упражнения в выражении и узнавании эмоциональных состояний;
— решение проблемно-практических ситуаций,
— выражение своего эмоционального состояния через рисунок, танцы,
— использование эмоционально-символических методов;
Продолжительность 20-25 минут, один раз в неделю.
В возрастных группах создана необходимая для эмоциональногоразвития предметно-пространственная среда: зеркало, пиктограммы, «уголок уединения», бросовый материал и атрибуты предметы-заместители,игровые пособия: «пыльные» подушки или «подушки — злючки»; «коврик злости», «волшебный мешочек и др. Данными атрибутами снимается психоэмоциональное напряжение, осуществляется профилактика негативных проявлений у детей.
Для воспитателей педагогом-психологом оформлена «Психологическая развивающая игротека», где находится подборка игр и упражнений для развития эмоциональной, волевой, коммуникативной, интеллектуальной сферы. Игры и упражнения воспитатели проводят вне регламентированной образовательной деятельности.
Предметно-развивающую среду для развития эмоциональной сферы воспитатели строят на основе составленных педагогом-психологом методических рекомендаций по содержанию мини-центра социально-коммуникативного развития, презентация которого проходила на групповой консультации «Организация психологического уголка в группе ДОО».
Основная роль в развитии и воспитании детей в детском саду принадлежит педагогу. Поэтому особое внимание уделено мероприятиям, развивающим коммуникативные умения и педагогическую компетентность педагогов в работе с детьми и общении с родителями.
С педагогамибыли проведены следующие мероприятия:
1)консультация: «Специфика педагогического общения»;
— «Азбука общения. Общение и умение слушать»;
— «Развитие коммуникативной компетентности и навыков общения педагогов с детьми и родителями»;
— «Воспитатель и родитель: диалог или монолог»;
— «Причины и разрешения конфликтов между воспитателем и родителями воспитанников»;
— «Техники установления позитивных отношений с детьми. Коммуникативные навыки педагога».
Наряду с решением задач развития коммуникативных умений педагогов проведены семинары и консультации, посвященные эмоциональному благополучию дошкольников.
Консультации: «Эмоциональное благополучие как основа психологического здоровья дошкольников»; «Эмоциональное состояние взрослого как опосредствующий фактор эмоционального состояния детей».
Семинар-практикум: «Система работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников».
Повышение педагогическойкомпетентности родителей осуществлялось через следующие мероприятия:
— Консультация «Эмоциональное благополучие как основа психологического здоровья дошкольников».
— Семинар-практикум «О стилях поведения и методах воспитания».
Для родителей оформлена информационная папка в группе и уголок в фойе «Психологический вестник», в которых предлагается стендовая информация по самым актуальным вопросам воспитания детей, в частности проблемам общения дошкольников со сверстниками, с взрослыми и детского — родительских отношениях.
В результате реализации профилактической программы психологического сопровождения по обеспечению эмоционального комфорта и благополучия дошкольников были отмечены позитивные изменения в поведении детей. Эмоциональный фон детей стал положительным, дети выражают свои эмоции более культурными формами, стараются сдерживать такие проявления как плач, крик и т. п., эмоциональное состояние намного улучшилось.
Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для её протекания «Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для её протекания». Детский сад — новый период в жизни.
Использование сказкотерапии с элементами театрализации в работе педагога-психолога в ДОО Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ.
Значение арт-терапии в современной практике педагога-психолога ДОО Мое выступление посвящено арт-терапии. Все мы знаем, что дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка. В этот период.
Консультация для родителей «Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в семье» Первые годы жизни – интенсивный период развития эмоций. Именно в это время ребенок наиболее непосредственен в выражении чувств: его радость.
Работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ Я, педагог-психолог, Близко Оксана Леонидовна. Вот уже десять лет работаю с детьми ОВЗ и инвалидами. Психологическое сопровождение детей.
Составляющие эмоционального комфорта в течение дня в разных возрастных группах Особое значение в детском саду придается задаче обеспечения эмоционального благополучия. Педагоги владеют технологиями, позволяющими решать.
Организация работы методической службы ДОУ по созданию условий для возникновения познавательного интереса у детей «Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Колосок» «Организация работы методической службы ДОУ.
Видеоролик «Заюшкина избушка» Совместная творческая работа педагога и детей по созданию видеоролика Рисунки созданы детьми подготовительной группы на занятиях в изостудии. Это первая работа, поэтому не судите строго. Планирую в этом учебном.
Взаимодействие ДОУ и семьи по созданию условий для духовно-нравственного воспитания детей «Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты, виноваты и детский сад, и школа, и,.
Конспект занятия педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта с детьми старшей группы Цель: развитие эмоционального и социального интеллекта детей. Задачи: 1. Закреплять знания детей об эмоциях, умение распознавать эмоциональное.
Источник
Обеспечение эмоционального комфорта комфорта детей в соответствии с ФГОС до «Психологический комфорт в ДОУ»
Елена Крылова
Обеспечение эмоционального комфорта комфорта детей в соответствии с ФГОС до «Психологический комфорт в ДОУ»
Обеспечение эмоционального комфорта комфорта детей в ДОУ в соответствиис ФГОС ДО
«Психологический комфорт в ДОУ».
Детский сад является особым местом в жизни большинства из нас. Это теплый и уютный дом, в котором принимают и понимают каждого ребенка таким, какой он есть, развивая его в дальнейшем, как личность. Одним из важнейших направлений в работе педагогов является создание для детей комфортного психологического климата. Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в детский сад, счастливым и не обременённым непосильными для его возраста заботами.
В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к детям в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в детском саду атмосферы психологического комфорта. Психологический комфорт для ребенка в детском саду определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствия напряжения психических и физиологических функций организма. Общая атмосфера и настрой группы определяются, несмотря на индивидуальные особенности детей, взрослыми.
Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.
Атмосфера в группе детского сада определяется:
1) Отношениями между воспитателем и детьми;
2) Отношениями между самими детьми;
3) Отношениями между воспитателями;
4) Отношениями между воспитателями и родителями.
Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе.
Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию.
Можно выделить критерии, составляющие психологический комфорт ребенка в ДОУ.
1. Спокойная эмоциональная обстановка в семье.
Эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения у ребенка в семье, оказывает большое влияние на психологический комфорт в ДОУ. Уверенность в любви, уважение и понимании близких настраивает ребенка на открытые, доброжелательные отношения с педагогами и сверстниками в детском саду. Задача педагога – изучение психологической обстановки в семье через анкетирование, мониторинги; а также учёт индивидуальных особенностей каждой семьи.
2. Распорядок дня
Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным. Ребенок, который привык к определенному порядку, более уравновешен. Он представляет себе последовательность занятий, смену видов деятельности в течение дня и заранее настраивается на них. Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых – необходимые условия нормальной жизни и развития детей. В течение дня ни педагог, ни дети не должны чувствовать напряжения от того, что они что – то не успевают и куда — то спешат. Главными компонентами режима по ФГТ являются еда, сон и прогулка не менее 2 часов, остальные моменты могут варьироваться с учетом возраста и программных задач.
При укладывании спать дети нуждаются в ласке, внимании и заботе. Пробуждение должно происходить в спокойной обстановке, без спешки. Обязательным является нахождение воспитателя или помощника воспитателя в группе во время сна.
Прогулка – главное условие здоровья детей. Проведение занятий в помещении за счет сокращения времени прогулки не рекомендуется. Прогулка должна проводиться в соответствии с требованиями ФГТ и сохранением всех частей и активности педагога.
Дети должны иметь в любое время свободный доступ к чистой питьевой воде и туалету.
3. Обеспечение комфортностипредметно-развивающей среды:
соответствие возрасту и актуальным особенностям группы; доступность игрушек, не раздражающее цветовое решение интерьера, наличие растений с ароматом, способствующим снятию напряжения (корица, ваниль, мята) и т. д;
4. Стиль поведения воспитателя.
Пребывание в группе 20 – 25 сверстников в течение целого дня – это большая нагрузка на нервную систему ребенка. Как же создать спокойную обстановку? Прежде всего, воспитатель сам должен быть спокоен и доброжелателен. Необходима ровная манера поведения с детьми. Педагогу необходимо отслеживать свое психологическое состояние, для предотвращения агрессивных вспышек и апатичной усталости. Недопустимость психологического давления на детей и грубости с ними.Следите за уровнем шума в группе: слишком громкие голоса детей, резкие интонации создают отрицательный фон для любой деятельности.
Можно выделить несколько простых общих правил,которые помогут установить добрые взаимоотношения с детьми и заслужить их доверие и признательность:
• чаще используйте в своей речи ласкательные обращения, имена;
• пойте с детьми и для детей;
• акцентируйте внимание детей на ситуации, когда вы вместе можете пережить радость от чего-то увиденного или услышанного;
• стремитесь, чтобы дети получали разнообразные интересные положительные впечатления;
• способствуйте организации детей в течение дня так, чтобы им не было скучно и они были чем-то заняты;
• поощряйте стремление и попытки детей что-то сделать, не оценивания результаты их усилий;
• сохраняйте внутреннюю убежденность в том, что каждый ребенок умен и хорош по-своему;
• вселяйте в детей веру в свои силы, способности и лучшие личностные качества;
• старайтесь найти с каждым ребенком личный контакт и индивидуальный стиль общения;
• создавайте положительные традиции жизни группы.
Огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка, формирование его личности оказывает умение педагога создавать ситуации успеха каждому ребенку. Этому способствует включение ребенка в праздники, спектакли. Даже самая незначительная роль дает уверенность ребенку в собственной значимости, повышает самооценку. Доверие ребенка к взрослым и личностная стабильность нарушаются, если ребенок «остается за бортом» группового публичного выступления. Это – важнейшее условие доверия ребенка к взрослым в детском саду и ощущения общего психологического комфорта.
5. Добрые традиции
Необходимым условием душевного благополучия является уверенность ребенка в том, что воспитатель относится к нему так же справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным, что его считают таким же ценным и нужным членом группы, как и других детей. В каждодневной жизни постоянно возникают ситуации, когда кому – то делают больше замечаний, кого – то чаще хвалят и т. п. Это может создавать у детей ощущение, что воспитатель относится к ним неодинаково. Чтобы донести до каждого ребенка, что его ценят наравне со всеми, желательно ввести в жизнь группы некоторые традиции и строго придерживаться твердых принципов в собственном поведении.
Замечательная традиция отмечать дни рождения детей. Необходимо подготовить единый сценарий, который будет одинаково воспроизводиться при чествовании каждого именинника (традиционную хороводную игру – например, «Каравай»; разучить с детьми величальные песенки для мальчика и для девочки).
Можно ввести еще один обычай — «Круг хороших воспоминаний». Это мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить все положительное, чем отличился каждый ребенок. Во второй половине дня, например, перед прогулкой воспитатель предлагает всем детям сесть вокруг него, чтобы поговорить «о хорошем». Затем необходимо коротко рассказать что-нибудь хорошее о каждом ребенке. Достаточно сказать, что Маша сегодня быстро оделась, Саша сразу заснул и т. д. Самое главное, что каждый ребенок услышит о себе что-то положительное, а остальные поймут, что у всех есть какие – то достоинства. Постепенно это создает в группе атмосферу взаимного уважения и развивает самоуважение у каждого ребенка.
В старшем возрасте у детей большая познавательная активность, зачастую мы просто не успеваем ответить на все детские вопросы, отмахиваясь от детей. Очень хороша традиция «Вопросительного места»: стул, на котором наклеен знак вопроса, ребенок садится на этот стул, показывая, что возник вопрос, задача воспитателя обязательно уделить внимание ребенку, находящемуся на «вопросительном месте».
Дети очень любят заниматься своим делом за общим столом. Вместе с детьми можно сдвинуть столы и пригласить нескольких детей полепить, порисовать. Немедленно к ним присоединяются еще многие дети. Каждый будет лепить, рисовать, строить что – то свое, так, как он хочет. Но у всех будет приятное ощущение спокойной работы рядом с другими. Кроме того, дети могут заимствовать друг у друга и у воспитателя идеи или способы их реализации. Эти моменты спокойного и бесконфликтного общения так же способствуют созданию дружелюбной атмосферы в группе.
Не нужно забывать и о работе с родителями, только совместными усилиями можно создать благоприятный психологический климат для ребенка. Примерами могут являться дневники успехов, шкатулки добрых дел, ромашки успехов на шкафчике в конце дня и т. п.
Атмосфера психологического комфорта для ребенка создается психологическим пространством безопасной среды, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, т. к. в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на творчество.
Созданию психологического комфорта способствуют:
— работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками, крупой; арттерапия (лечение искусством, творчеством) — увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций;
— музыкальная терапия – регулярные музыкальные паузы, игра на детских музыкальных инструментах. Положительное влияние на развитие творчества, на стабилизацию эмоционального фона оказывает музыка Моцарта (и стихи Пушкина – «золотое сечение»);
— предоставление ребенку максимально возможных, в его возрасте, самостоятельности и свободы.
Эмоциональное состояние педагога непосредственно влияет на эмоциональный фон группы и психологический комфорт каждого ребенка
Проявляйте уважение к детям.
Ищите в детях хорошее, замечайте и отмечайте малейший успех ребенка. От постоянных неудач дети озлобляются.
Ошибаясь – извиняйтесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушным, умейте прощать.
На занятии создавай ситуацию успеха.
Не кричите, не оскорбляйте ребенка ни при каких обстоятельствах.
Хвалите в присутствии коллектива, а прощайте наедине.
Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.
Оценивай поступок, а не личность.
Дайте ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
Прежде чем перейти к рекомендациям по созданию психологического комфорта в группах детского сада, хотелось бы уделить особое внимание психологическому комфорту педагогов. Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и, в частности, его речи, а также любящему отношению к детям. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе «психологический душ», который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение.
Рекомендации «Создание условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду»
Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду необходимо:
• принимать каждого ребёнка таким, какой он есть.
Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.
• В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.
• Быть затейником и участником детских игр и забав.
• В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него.
• Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.
•Помните: ребёнок нам ничего не должен. Это мы должны ребёнку помочь стать более самостоятельным, ответственным.
• Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.
• Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.
Родители, педагоги и педагог – психолог детского сада должны быть единомышленниками, которые понимают, что воспитывать ребёнка необходимо совместными усилиями. Для этого необходимо создавать оптимальные условия для психологического и эмоционального благополучия каждого ребёнка.
«Уголок уединения» для сохранения психологического комфорта дошкольника Сегодня хочу поделиться с вами «Уголком уединения» У детей дошкольного возраста часто меняется настроение в связи с недостаточной сформированностью.
Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию доклад на тему преемственности дошкольного и начального образования. Данная презентация рассчитана.
Консультация для педагогов «Повышение психологического комфорта ребенка в группах дошкольного образовательного учреждения» Повышение психологического комфорта ребенка в группах дошкольного образовательного учреждения Известный врач – психотерапевт Элизабет Кюблер-Росс.
Консультация для педагогов «Создание психологического комфорта в группах детского сада» Ни для кого не секрет, что многие дети имеют невротические отклонения. Причин этому множество, и, думаю, перечислять их нет необходимости.
Консультация «Создание психологического комфорта для детей и родителей при поступлении ребенка в дошкольное учреждение» В период адаптации к ДОУ важным моментом является комплекс мероприятий, направленный на укрепление физического и психологического здоровья.
Обеспечение эмоционального благополучия детей в группе. Из опыта работы МБДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад №3» ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Подготовила воспитатель.
Доклад на педсовете «Психологический комфорт в саду — важное условие эффективности воспитания и обучения» Доклад по теме: «Психологический комфорт в саду-важное условие эффективности воспитания и обучения».Дошкольное детство-это период, когда.
Семинар для педагогов ДОУ «Создание условий для эмоционального благополучия детей в соответствии с ФГОС ДОУ» Задачи: 1. Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе. 2. Способствовать.
Сообщение к педсовету «Охрана психологического здоровья дошкольников посредствам повышения комфорта пребывания ребенка в ДОУ» Охрана психологического здоровья дошкольников посредствам повышения комфортности пребывания ребенка в ДОУ. «Забота о здоровье – это важнейший.
Создание эмоционально-психологического комфорта на первом этапе пребывания несовершеннолетнего в Срцн ГКУ СО КК «Апшеронский СРЦН» Создание эмоционально-психологического комфорта на первом этапе пребывания несовершеннолетнего в реабилитационном.
Источник