Схема мимических кодов эмоциональных состояний (по В.А.Лабунской)
Схема мимических кодов эмоциональных состояний (по В.А.Лабунской). Части и элементы лица. Части и элементы лица. Эмоциональное состояние. Эмоциональное состояние. Эмоциональное состояние. Эмоциональное состояние. Эмоциональное состояние. Эмоциональное состояние. Эмоциональное состояние. Эмоциональное состояние. Эмоциональное состояние. Гнев. Презрение. Презрение. Презрение. Страдание. Страх. Удивление. Удивление. Радость. 18. Положение рта. Губы. Формат глаз. Яркость глаз. Положение бровей. Уголки бровей. Лоб. Подвижность лица и его частей. Рот открыт. Рот закрыт. Рот закрыт. Рот закрыт. Рот закрыт. Рот открыт. Рот открыт. Рот открыт. Рот обычно закрыт. Уголки губ опущены. Уголки губ опущены. Уголки губ опущены. Уголки губ опущены. Уголки губ опущены. Уголки губ приподняты. Уголки губ приподняты. Уголки губ приподняты. Уголки губ приподняты. Глаза раскрыты или прищурены. Глаза раскрыты или прищурены. Глаза раскрыты или прищурены. Глаза прищурены. Глаза прищурены. Глаза широко раскрыты. Глаза широко раскрыты. Глаза широко раскрыты. Глаза прищурены или раскрыты. Глаза блестят. Глаза блестят. Глаза блестят. Глаза тусклые. Глаза тусклые. Блеск глаз не выражен. Блеск глаз не выражен. Блеск глаз не выражен. Глаза блестят. Брови сдвинуты к переносице. Брови сдвинуты к переносице. Брови сдвинуты к переносице. Брови сдвинуты к переносице. Брови сдвинуты к переносице. Брови подняты вверх. Брови подняты вверх. Брови подняты вверх. Брови подняты вверх. Внешние уголки бровей подняты вверх. Внешние уголки бровей подняты вверх. Внешние уголки бровей подняты вверх. Внешние уголки бровей подняты вверх. Внешние уголки бровей подняты вверх. Внутренние уголки бровей подняты вверх. Внутренние уголки бровей подняты вверх. Внутренние уголки бровей подняты вверх. Внутренние уголки бровей подняты вверх. Вертикальные складки на лбу и переносице. Вертикальные складки на лбу и переносице. Вертикальные складки на лбу и переносице. Вертикальные складки на лбу и переносице. Вертикальные складки на лбу и переносице. Горизонтальные складки на лбу. Горизонтальные складки на лбу. Горизонтальные складки на лбу. Горизонтальные складки на лбу. Лицо динамичное. Лицо динамичное. Лицо застывшее. Лицо застывшее. Лицо застывшее. Лицо застывшее. Лицо застывшее. Лицо динамичное. Лицо динамичное.
Слайд 18 из презентации «Общение как инструмент этики деловых отношений»
Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Общение как инструмент этики деловых отношений.ppt» можно в zip-архиве размером 521 КБ.
Похожие презентации
«Имидж и этикет делового человека» — Сумочки и портфели. Имидж. Пиджаки и костюмы. Ботинки. Гардероб деловой женщины. Деловой этикет в профессиональной этике. Одежда. Путь. Деловой гардероб мужчины. Рубашки. Рекомендации. Обувь. Имидж делового человека. Костюмы и юбки. Мужчины. Галстуки.
«Деловой разговор по телефону» — В конце разговора поблагодарите собеседника за беседу и полученную информацию. Вот теперь можно звонить! Поэтому держите баланс. Во время разговора человек не должен долго молчать. Так же возникает впечатление Вашей несерьезности. В начале каждого разговора необходимо представиться. Смените тон. Паузы очень даже уместны.
«Принципы этики делового общения» — Правила окончания телефонного разговора. Культура поведения. Этикет и культура поведения делового человека. Этикет. Учебный материал. Правила этикета. Ключевые понятия. Этика делового общения. Принципы делового этикета. Правила общения по телефону. Внешний вид. Бизнес. Деловое письмо.
«Профессиональная этика» — Принижение Демпинг Дискриминационные меры. В принципе намёк понятен, но лучше бы детализировать. Не следует давать рекламу, не называя имени своей фирмы. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста. Профессионализм и отношение к труду являются важными качественными характеристиками морального облика личности.
«Внешний вид делового человека» — Обувь делового мужчины. Платье в деловых переговорах. Причёска деловой женщины. Костюм с юбкой. Костюм. Блузки. Выбор цвета костюма. Обувь деловой женщины. Внешний вид делового человека. Dress-code. Аксессуары. Макияж деловой женщины. 10 правил хорошо одетого делового человека. Впечатление о человеке.
«Деловая этика» — Имидж специалиста. Невербальный. Сбережение материальных ресурсов. Внешний вид. «Мы живем среди людей. 3. Профессиональная компетенция. Манера поведения. Этикетная атрибутика. Профессиональная этика и деловой этикет. Имидж. Служебный дресс-код для мужчин. Нормативно-правовая база. Вербальный. 1. Никогда не надевайте одновременно костюм и спортивную обувь.
Источник
Мимические коды эмоциональных состояний
Жесты – это разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон.
Жесты можно разделить на:
— коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т. д.);
— жесты, выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т. п.);
— описательные жесты (имеют смысл только в контексте речевого высказывания).
Речевые высказывания и сопровождающие их жесты должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом высказывания является свидетельством лжи.
Особая роль в передаче информации отводится мимике – движениям мышц лица.Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10 – 15% информации.
В мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и презрения) все движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно из схемы мимических кодов эмоциональных состояний, разработанной В.А. Лабунской (табл.6.1).
Таблица 6.1
Части и элементы лица | Эмоциональное состояние | ||||
Гнев | Презрение | Страдание | Страх | Удивление | Радость |
Положение рта | Рот открыт | Рот закрыт | Рот открыт | Рот обычно закрыт | |
Губы | Уголки губ опущены | Уголки губ приподняты | |||
Форма глаз | Глаза раскрыты или прищурены | Глаза прищурены | Глаза широко раскрыты | Глаза прищурены или раскрыты | |
Яркость глаз | Глаза блестят | Глаза тусклые | Блеск глаз не выражен | Глаза блестят | |
Положение бровей | Брови сдвинуты к переносице | Брови подняты вверх | |||
Уголки бровей | Внешние уголки бровей подняты вверх | Внутренние уголки бровей подняты вверх | |||
Лоб | Вертикальные складки на лбу и переносице | Горизонтальные складки на лбу | |||
Подвижность лица и его частей | Лицо динамичное | Лицо застывшее | Лицо динамичное |
Психологи установили, что все люди независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций (Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедер Л. Мозг, разум и поведение. М, 1988. Гл. VI). И хотя каждая мина является конфигурацией всего лица, основную информативную нагрузку все-таки несут брови и рот. Легче всего определяются эмоции радости, удивления, презрения, гнева, сложнее – эмоции страдания и страха.
Лицо не случайно называют зеркалом души человека. Положение рта, бровей и глаз прекрасно передает эмоциональное состояние и такие чувства, как печаль, робость, злобу, враждебность и т. д. Посмотрите на нарисованные лица (рис.6.2). На каждом из них написано, какое чувство или состояние души это лицо выражает. Но помните, настроение человека нельзя определить только по отдельным признакам! Например, размер зрачка и положение глаз могут иметь много различных значений.
Походка человека – это стиль передвижения, который отражает его эмоциональное состояние.Исследования показали, что легко узнаются по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Причем, оказалось, что самая тяжелая походка при гневе, самая легкая – при радости, самая большая длина шага при гордости, вялая, угнетенная походка – при страдании.
Рис. 6.2. Наиболее типичные выражения лица
(Егоршин А.П. Управление персоналом. Н. Новгород, 1999. С. 527)
С мимикой очень тесно связан взгляд,или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт при ее отсутствии. Взгляд, как правило, связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса.Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону, когда мысль полностью готова – на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается – больше. Тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и посылает ему сигналы обратной связи.
Визуальный контакт свидетельствует о расположенности к общению. Если на нас смотрят мало, то мы полагаем, что к нам или к нашим словам и действиям относятся плохо, а если много, то это либо вызов, либо хорошее отношение.
Взгляд передает самую точную информацию о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не контролируется человеком. Если человек возбужден или заинтересован чем-то, находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.
Хотя лицо является главным источником информации о психологическом состоянии человека, оно во многих ситуациях гораздо менее информативно, чем его тело, так как мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. Если человек хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформационным, а тело главным источником информации для собеседника, так как жесты, позы, походка, стиль экспрессивного поведения говорят о многом.
Следующие виды невербальных средств общения связаны с голосом,характеристики которого создают образ человека и отражают его состояние.
Характеристики голоса относятся к просодическим и экстралингвистическимявлениям.
Просодика – это общее название таких ритмико-интонацион-ных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, темп голоса, сила ударения.
Экстралингвистика – это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздохов и т.д.
Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, дополняются, замещаются и предвосхищаются речевые высказывания, выражаются эмоциональные состояния.
Энтузиазм, радость и недоверие передаются высоким голосом, гнев и страх – тоже довольно высоким, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу фразы.
Скорость речи является важной характеристикой чувств. Быстрая речь означает взволнованность или обеспокоенность чем-либо. Медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, усталости или высокомерии.
Подготовленный человек может по голосу определить, какое психологическое движение совершается в момент произнесения той или иной фразы, и наоборот, наблюдая за жестами в ходе речи, поймет, каким голосом говорит человек, так считает А. Пиз. Поэтому иногда жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает голос. Следовательно, необходимо контролировать данный процесс и синхронизировать его.
К такесическим средствамобщения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнеров, возраст, пол, степень их знакомства. Рукопожатия, например, делятся на три типа: доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх) и равноправное. Такой такесический элемент, как похлопывание по плечу, возможен при условии близких отношений, равенства социального положения общающихся.
Визуальный контакт – изменение ширины зрачков, степени открытости глаз, направления и движения взгляда в процессе общения. Визуальный контакт занимает особое место среди невербальных средств общения.В словах можно скрыть все, что угодно (горе, страдание, радость), но чтобы скрыть это во взгляде, требуется либо огромная сила воли, либо специальная тренировка. Поэтому взгляд наиболее адекватно выражает эмоциональное состояние партнера. Человек не способен контролировать движение своих зрачков. Они непроизвольно расширяются или сужаются и тем самым передают информацию о реакции на предложения собеседника, об отношении к нему. При волнении зрачки увеличиваются в четыре раза по сравнению с нормальным размером. С другой стороны, если человек сердится или его отношение к ситуации негативно, то зрачки сужаются.
Когда человек пытается скрыть какую-нибудь информацию или лжет, то его глаза встречаются с глазами собеседника менее одной трети всего времени разговора. Если человек смотрит на партнера более двух третей всего времени разговора, то он или находит партнера весьма интересным и привлекательным (и в этом случае его зрачки увеличены), или же чувствует враждебность к партнеру и невербально бросает вызов (в этом случае его зрачки сужены). Для того чтобы установить хорошие отношения с другим человеком, следует смотреть на него от 60 до 70% всего разговора. Неудивительно, что нервным, застенчивым людям, которые смотрят в глаза менее одной трети времени разговора, очень редко доверяют.
Важным является не только промежуток времени, в течение которого смотрят на вас, но также и та область лица и тела, на которую он устремлен.
Деловой взгляд,устремленный в район лба собеседника, создает серьезную атмосферу, деловой настрой.
Светский взгляд,устремленный ниже уровня глаз собеседника, способствует созданию атмосферы непринужденного общения.
Интимный взглядустремлен в район между грудью и глазами. Мужчины и женщины используют такой взгляд, чтобы показать свою заинтересованность друг в друге, и тот человек, который воспринимает этот взгляд, как правило, отвечает таким же.
При этом, чтобы принять правильное решение об отношении собеседника, необходимо учитывать и культурную среду, в которой он вырос. Например, японцы практически никогда не смотрят в глаза, предпочитая во время разговора смотреть на шею.
Взгляд поверх очков.Человек, на которого смотрят подобным образом, может подумать, что к нему относятся критически и пытаются каким-то образом оценить. Взгляд поверх очков может быть сильной ошибкой, так как слушатель сразу же закрывается.
Взгляд искосаговорит или об интересе, или о враждебности. Когда он соединяется со слегка поднятыми бровями или улыбкой, то это говорит об интересе и очень часто используется как сигнал ухаживания. Если же он соединяется с нахмуренными бровями или же опущенными уголками рта, то это говорит о подозрительном или критическом отношении.
«Пустой» взгляд,устремленный при этом в какую-то определенную точку, иногда выражает смущение, стеснение, стыд, недостаток знаний, уверенности. При этом часто «собачий», с признанием вины, взгляд снизу вверх может свидетельствовать о скрытности, коварстве, незаметном подглядывании снизу.
Быстрые, короткие, повторяющиеся взгляды– сигнал к установлению контакта. Стремление избежать взгляда — один из признаков затруднений и барьеров в общении. Пристальный, неподвижный взглядтоже может характеризовать возникшие трудности.
«Язык» глаз проявляется в степени их открытости, направлении взгляда, движении.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник