Ученый положивший начало созданию биологической концепции стресса

1.1. Концепция стресса Г. Селье

Начало созданию биологической концепции стресса положил Ганс Селье в 1936 г. Одной из главных функций психики он назвал уравновешивание деятельности организма с постоянно изменяющимися условиями внешней среды.

Исходными пунктами, вызывающими состояние стресса, являются стрессовые события или стрессоры. Стрессоры обычно делят на физиологические (боль, голод, жажда, чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура и т. п.) и психологические (опасность, угроза, утрата, обман, обида, информационная перегрузка и т. п.). Последние, в свою очередь, подразделяются на эмоциональные и информационные.

Если рассматривать события в качестве стрессоров, то их можно систематизировать по размеру негативной значимости и по времени, требуемому на адаптацию. В зависимости от этого различают критические жизненные события, травматические стрессы, повседневные стрессоры или хронические стрессоры (Пушкарев А. Л. и др., 2000).

По типу воздействия на человека стрессы можно подразделить на следующие виды:

1. Системные стрессы, отражающие напряжение преимущественно биологических систем. Они вызываются отравлением, воспалением тканей, ушибами и т. п.

2. Психические стрессы, возникающие при любых видах воздействий, вызывающих эмоциональную реакцию.

Г. Селье выделяет два вида стресса — эустресс и дистресс. Дистресс всегда неприятен, он связан с вредоносным воздействием. Эустресс имеет положительный эффект, т. к. активизируются психические процессы, эмоции носят стенический характер. Эустрессом называется такая потеря равновесия, которая возникает, когда субъект переживает соответствие между требуемыми от него усилиями и имеющимися в его распоряжении ресурсами. Понятие дистресс отражает такие психические состояния и процессы, при которых, по крайней мере, на какое-то время, соотношение между требуемыми усилиями и имеющимися ресурсами кажется нарушенным, причем не в пользу ресурсов.

Г. Селье выделяет три основные стадии развития стресса:

1) первая — аларм-стадия, или стадия тревоги,

2) вторая — стадия резистентности, или сопротивления,

3) третья — стадия истощения.

На первой стадии происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма, человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Эта фаза характеризуется тем, что человек перестает чувствовать заболевания, ощущать симптомы, которые относятся к разряду «психосоматических»: гастриты, колиты, язвы, мигрени, аллергии. Правда, к третьей стадии они возвращаются с утроенной силой.

Если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие, то наступает стадия резистентности, которая характеризуется практически полным исчезновением признаков тревоги; уровень сопротивляемости организма значительно выше обычного. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных ресурсов. Если стрессогенный фактор является чрезвычайно сильным или же действует длительно, развивается стадия истощения.

В это время энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты оказываются сломленными. Вновь появляются признаки тревоги.

По образному сравнению Г. Селье, эти три фазы общего адаптационного синдрома напоминают стадии человеческой жизни: детство (с присущей этому возрасту низкой сопротивляемостью и чрезмерными реакциями на раздражители), зрелость (когда происходит адаптация к наиболее частым воздействиям и увеличивается сопротивляемость) и старость (с необратимой потерей сопротивляемости и постепенным одряхлением), заканчивающаяся смертью.

Преодоление стресса включает психологические (сюда входят когнитивная, эмоциональная и поведенческая стратегии) и физиологические механизмы. Если попытки справиться с ситуацией оказываются неэффективными, стресс продолжается и может привести к появлению патологических реакций. При некоторых обстоятельствах вместо мобилизации организма на преодоление трудностей, стресс может стать причиной серьезных расстройств (Исаев Д. Н., 2004).

Источник

научная статья по теме КОНЦЕПЦИЯ “БИОЛОГИЧЕСКОГО СТРЕССА” (К 100-ЛЕТИЮ CO ДНЯ РОЖДЕНИЯ ГАНСА СЕЛЬЕ) Биология

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «КОНЦЕПЦИЯ “БИОЛОГИЧЕСКОГО СТРЕССА” (К 100-ЛЕТИЮ CO ДНЯ РОЖДЕНИЯ ГАНСА СЕЛЬЕ)»

УСПЕХИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, 2007, том 38, № 4, с. 100-102

КОНЦЕПЦИЯ «БИОЛОГИЧЕСКОГО СТРЕССА» (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ГАНСА СЕЛЬЕ)

© 2007 г. Н. Н. Дыгало

Институт цитологии и генетики Сибирского отделения РАН, Новосибирский государственный университет

Концепция стресса за прошедшие десятилетия с момента ее создания Гансом Селье в 1936 г. постоянно эволюционировала. Сформулированы новые определения стресса, расширены представления о его механизмах и медиаторах, включающих теперь наряду с гормонами, нейротрансмиттерами и тканевыми факторами, также и изменение активности генов. Уточнены представления о «неспецифичности» механизмов стресса, особенно в части их нервного звена. Теория стресса обогатилась идеей аллостазиса. Концепция стресса и дискуссии вокруг нее стимулировали развитие исследований молекулярно-генетических механизмов защитных реакций организма, и эта концепция не утратила своего значения для современной биомедицинской науки.

СОЗДАТЕЛЬ КОНЦЕПЦИИ СТРЕССА -ГАНС СЕЛЬЕ

Ганс Селье (Hans Hugo Bruno Selye, кавалер ордена Канады MP, PhD, DSc, 26.1.1907, Вена -16.10.1982, Монреаль) — один из ярчайших ученых XX-го века, автор более тысячи семисот оригинальных статей и обзоров, а также 39 монографий. Под его руководством работали десятки аспирантов, в их числе и лауреат Нобелевской премии Роджер Гулемин, и сотни приезжавших к нему в Монреаль ученых со всего мира.

Читайте также:  Чувство сердца при повышенном давлении

Ганс Селье окончил в 1929 г. Немецкий университет Праги и получил должность ассистента в лаборатории гистологии Института эксперимен-

тальной патологии, которую занимал до присуждения ему степени доктора философии в 1931 г. В этом же году он получил стипендию Рокфеллера и начал исследования в области биохимии и гигиены в университете Джона Хопкинса. В 1932 г. Селье приступил к чтению лекций по биохимии в Университете Мак Гила в Монреале, в городе, в котором он провел всю свою последующую жизнь. В 1941 г. Селье стал профессором гистологии. Треть века с 1945 по 1978 г. Селье был директором Института экспериментальной медицины и хирургии Университета Монреаля, а с 1979 г. руководил созданным им Международным Институтом стресса.

КОНЦЕПЦИЯ «БИОЛОГИЧЕСКОГО СТРЕССА»

Еще в 1936 г. Селье обнаружил, что иммунная система, надпочечники и желудок крыс сходным образом поражаются разнообразными вредными агентами, формируя «триаду» «неспецифических» изменений: атрофию тимуса, гипертрофию надпочечников и изъязвление желудка [12, 13]. Он наблюдал также, что пациенты с разнообразными заболеваниями проявляют ряд сходных симптомов, которые он отнес к усилиям их организма противостоять стрессорному состоянию болезни. «Неспецифичность», означающая сходный набор изменений вне зависимости от природы вызывающих их агентов или стрессоров, наряду с попыткой охватить единой концепцией явления, протекающие как на молекулярном уровне, так и на уровне сообществ живых организмов, явилась одной из наиболее оспариваемых и уточняемых положений концепции стресса [6].

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ СТРЕССА

Концепция стресса имеет непростую историю. В России объединенная сессия Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР 1950 г. сочла концепцию Селье ненаучной. Тем не менее, с середины 50-х гг. в лабораториях Б.В. Алешина, И.А. Эрскина, В.П. Комисаренко, СМ. Лейтиса, М.Г. Колпакова и ряда других ученых начались эндокринологические исследования роли гормонов в адаптации [15]. Сформировались отечественные школы нейроэндокринологов А.Л. Поленова, Е.В. Науменко, И.Г. Акмаева, В.Г. Шаляпиной, внесшие оригинальный вклад в изучение стресса и его механизмов, в том числе и заложившие основы новых генетико-эволюционного и онтогенетического направлений в исследовании стресса [1].

Эксперименты Селье, особенно в первые годы формирования концепции и вплоть до настоящего времени, зачастую воспринимались как чрезмерно искусственные и имеющие мало общего с реальными патофизиологическими процессами [6]. Не упрощали проблему и трудности формулировки самого понятия стресса, уточнение которого продолжается и в наши дни. Эти уточнения естественны, так как множество фундаментальных медико-биологических сведений, доступных современным исследователям, попросту отсутствовали 70 лет назад в период создания Гансом Селье концепции стресса. Согласно одному из современных представлений, стресс — это состояние дисгармонии или нарушения гомеостаза, вызывающее физиологический и поведенческий адаптивный ответ. Этот ответ может быть специфическим для определенного стрессора или генерализованным и неспецифическим и обычно осуществляется стереотипно, приводя к развитию «неспецифического» стресс-синдрома, когда угроза гомеоста-зу превосходит пороговый уровень [2, 3]. Стресс сейчас также рассматривают как условия, при которых генетически предопределенные или сфор-

мированные на основании предшествующего опыта, либо дедуцированные из конкретных обстоятельств ожидания не соответствуют текущим или прогнозируемым ощущениям внутренней или внешней среды и это рассогласование между тем, что наблюдается и воспринимается, и тем, что ожидается, вызывает запрограммированные компенсаторные ответы [5]. Не так давно в исследования стресса введен термин аллостазис, который может быть определен как способность поддерживать стабильность внутренней среды организма путем адаптивных изменений [7]. Аллостазис означает активные процессы адаптации путем продукции различных факторов, таких как стероидов надпочечников, катехоламинов, цитокинов, тканевых факторов и активацию генов, преимущественно генов быстрого ответа. При хронической стрессорной ситуации запускаются физиологические ответы, приводящие к аллостатическим (адаптивным) изменениям. Эти изменения затрагивают большинство систем, являющихся эффек-торными системами стресса, медиаторы которых перечислены выше. Если аллостатический ответ эффективен, наступает адаптация и организм оказывается защищенным от повреждения. При продолжительном, неадекватном, чрезмерном из-за действия множества стрессоров аллостати-ческом ответе или при отсутствии адаптивных изменений, накапливается аллостатический груз, приводящий к дезадаптации и повреждению различных органов [7]. В отличие от гомеостатиче-ских механизмов, аллостатическая регуляция шире и не зависит от механизмов, контролирующих постоянство констант, ее сигналы не являются постоянными, и ее важным элементом является ожидаемый полезный результат.

Несмотря на нерешенные проблемы в изучении и определении стресса, эта область знания сохраняет свою важность для медицины. Вряд ли в настоящее время следует предполагать наличие одного магического гормона стресса или думать, что болезни стресса имеют простой способ лечения. Развитие концепции стресса приводит к уточнению функции отдельных его медиаторов, таких, как, например, глюкокортикоиды, а также «неспецифичности» его механизмов, особенно в части их нервного звена. Теперь ясно, что если индуцированная стрессом секреция глюкокорти-коидов является посредником и усилителем эффектов стресса [13], то сам уровень этих гормонов служит фактором разрешающим [8] и ограничивающим развитие стрессорного ответа, вносящим вклад в восстановление постстрессор-ных поражений [9, 11]. Фундаментальные нейро-биологические исследования свидетельствуют о наличии стрессор-специфических путей в центральной нервной системе [10]. Выяснение ключевых нейрохимических и анатомических звеньев этих путей позволит установить их роль в патогенезе болезней, обусловленных стрессом, и будет

Читайте также:  Как сдержать эмоции с мужем

способствовать разработке новых терапевтических подходов. Естественно это потребует определенного времени, поскольку анализ с позиции стресс-спе-цифичносги патофизиологических механизмов центральной нервной системы, лежащих в основе ряда обусловленных стрессом заболеваний находится сейчас, по сути, в своей начальной фазе.

ЗНАЧЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ СТРЕССА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕДИКО-

Сама концепция стресса и оживленные дискуссии вокруг нее, безусловно, оказали положительное влияние на развитие медико-биологических исследований. Так, открыватель глюко- и мине-ралокортикоидных рецепторов Де Кло пишет: «Мы установили, что один гормон (кортикосте-рон) использует две сигнальные системы (MR и GR). Эта работа была вдохновлена Гансом Се-лье. » [4]. Именно на пути поиска центрального регулятора стресса было сделано открытие ней-рогормонов гипоталамуса, отмеченное Нобелевской премией (1977, Роджер Гулемин, Эндрю Ше-ли). Теория стресса дает прекрасный пример как очень широкая и, по мнению ряда исследователей [6], туманная, скорее философская, нежели естественнонаучная, концепция оказывает благотворное влияние на выяснение самых тонких мо-лекулярно-генетических основ жизни, включая, например, и функцию генов раннего ответа в приспособительных реакциях организма [7].

Концепция стресса, основанная не только на экспериментальных, но также и на клинических наблюдениях, является одним из наиболее общественно известных научных направлений биомедицинской науки. Введенный Селье термин «стресс» прочно вошел в научный лексикон и стал обычным в повседневной речи. В современной базе биомедицинских публикаций Entrez PubMed обнаруживается более трехсот тысяч научных статей, в которых используется понятие стресс, и их число ежегодно увеличивается на десятки тысяч. Основную цель концепции стресса сам Селье видел в том: «. как эта информация может помочь любому, врачу или простому человеку, вести более полную и удовлетворяющую его жизнь.

. Я верю, что мы можем найти в числе научно обоснованных наблюдений основу для выработки стиля жизни, удовлетворяющего условиям нашего времени. Великие законы природы, обеспечивающие защиту живых существ от стресса любой природы, в основных чертах одинаковы на всех уровнях жизни: от отдельной клетки до всего сложно устроенного организма человека или сообществ людей.» [14].

1. Онтогенетические и генетико-эволюционные аспекты нейроэндокринной регуляции стресса. Новосибирск: Наука, 1990. 230 с.

2. Chrousos G.P. Stressors, stress, and neuroen

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник

Ученый положивший начало созданию биологической концепции стресса

Наталья Костогорова, частный психолог. запись закреплена

КОНЦЕПЦИЯ СТРЕССА ПО ГАНСУ СЕЛЬЕ

Начало созданию биологической концепции стресса положил Ганс Селье в 1936 г. Одна из главных функций психики, по его мнению — это уравновешивание деятельности организма с постоянно изменяющимися условиями внешней среды.
Термин «стресс» часто употребляется весьма вольно. Он используется в медицине, физиологии, социологии, психологии и других науках. В силу этого представление о стрессе необычайно расплывчато и многозначно, и в литературе встречается множество путаных и противоречивых определений и формулировок, поэтому необходимо определить, чем не является стресс. Стресс — это не просто нервное напряжение (хотя нервное напряжение тоже стресс). Этот факт нужно особенно подчеркнуть. Стресс есть неспецифический ответ организма на любое изменение условий, требующее приспособления. Чтобы понять это определение, нужно сперва объяснить, что подразумевается под словом «неспецифический». Каждое предъявленное организму требование в каком-то смысле своеобразно или специфично. На морозе мы дрожим, чтобы выделить больше тепла, а кровеносные сосуды кожи сужаются, уменьшая потери тепла с поверхности тела. На солнцепеке мы потеем, и испарение пота охлаждает нас. Мышечное усилие, например, бег вверх по лестнице с максимальной скоростью, предъявляет повышенные требования к мускулатуре и сердечно-сосудистой системе. Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса. С точки зрения стрессовой реакции, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Мать, которой сообщили о гибели сына, испытывает страшное потрясение. Если окажется, что сообщение было ложным, и если сын неожиданно войдет в комнату, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий — горе и радость — совершенно различны, но их стрессорное действие — неспецифическое требование приспособления к новой ситуации — может быть одинаковым.
Многие неспециалисты и даже некоторые исследователи феномена стресса склонны отождествлять биологический стресс с нервной перегрузкой или сильным эмоциональным напряжением. По Г. Стокфельду, стрессогенными являются ситуации, связанные с выполнением опасной работы (борьба с пожарами, авария, участие в боевых действиях), и ситуации, когда деятельность затруднена (дефицит времени, влияние отвлекающих факторов, помех и т. д.). П. Фресс указывает, что стрессогенными являются условия, при которых человек не способен, не умеет или не готов действовать (новизна, необычность, внезапность ситуации), то есть несогласованность побуждений к действию и возможности действовать адекватно сложившейся обстановке. По Р. Лазарусу, изучение стресса требует учета интеллектуальных и личностных особенностей, позволяющих индивидууму анализировать значение действующего раздражителя и решать вопрос о его возможном вреде. Как видим, в психологии распространено понимание стресса как состояния, возникающего в ответ на ситуацию, в которой человек вынужден решать трудную задачу, превышающую его психические и интеллектуальные возможности. Таких ситуаций в современных условиях социально-экономической нестабильности общества множество, поэтому в психологии выделяется такое же множество разновидностей стресса и стрессовых состояний. В литературе встречается описание таких стрессов, как стресс межличностный, стресс достижений, индустриальный, боевой, информационный, мотивационный и др.
По типу воздействия на человека стрессы можно подразделить на следующие виды:
системные стрессы, отражающие напряжение преимущественно биологических систем. Они вызываются отравлением, воспалением тканей, ушибами и т. п.;
•психические стрессы, возникающие при любых видах воздействий, вовлекающих в реакцию эмоциональную сферу.
•В принципе, состояние стресса — это одно из нормальных состояний человека. Стресс (от англ. stress — нажим, давление) — это любое более или менее выраженное напряжение организма, связанное с его жизнедеятельностью. Речь идет о совокупности стереотипных, филогенетически запрограммированных реакций организма, вызываемых воздействием различных интенсивных стимулов окружающей нас среды, трудными жизненными ситуациями. По своей начальной сути возникающие реакции организма имеют адаптационный характер. И в этом качестве стресс — неотъемлемое проявление жизни. Следовательно, дело не в наличии стресса как такового, а в его количестве (выраженности), перерастающем в качество.

Читайте также:  Как помочь ребенку справляться с эмоциями

Г. Селье выделяет три основные стадии развития стресса:

первая стадия — аларм-стадия, или стадия тревоги;

вторая стадия — стадия резистентности, или сопротивления;

третья стадия — стадия истощения.

На первой стадии происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма, человек находится в состоянии напряженности и настороженности. На этой фазе часто проходят заболевания, которые относятся к разряду так называемых «психосоматических»: гастриты, колиты, язвы, мигрени, аллергии. Правда, к третьей стадии они возвращаются с утроенной силой.
Если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие, то наступает стадия резистентности, которая характеризуется практически полным исчезновением признаков тревоги; уровень сопротивляемости организма значительно выше обычного. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных ресурсов. Если стрессогенный фактор является чрезвычайно сильным или же действует длительно, развивается стадия истощения.
На стадии истощения энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты оказываются сломленными. Вновь появляются признаки тревоги. В отличие от первой стадии, когда стрессовое состояние организма ведет к раскрытию адаптационных резервов и ресурсов, состояние третьей стадии больше похоже на «призыв о помощи».
По образному сравнению Селье, эти три фазы общего адаптационного синдрома напоминают стадии человеческой жизни: детство (с присущей этому возрасту низкой сопротивляемостью и чрезмерными реакциями на раздражители), зрелость (когда происходит адаптация к наиболее частым воздействиям и увеличивается сопротивляемость) и старость (с необратимой потерей сопротивляемости и постепенным одряхлением), заканчивающаяся смертью.
Селье предложил различать «поверхностную» и «глубокую» адаптационную энергию. Первая доступна сразу и может быть восполнена за счет второй — «глубокой».
Последняя мобилизуется путем адаптационной перестройки гомеостатических механизмов организма. Ее истощение необратимо. По мнению Селье, наши запасы адаптационной энергии сравнимы с унаследованным богатством: можно брать со своего счета, но нельзя делать дополнительные вклады.
Селье выделяет два вида стресса — эустресс и дистресс.

Дистресс всегда неприятен, он связан с вредоносным стрессом.

Эустресс сочетается с желательным эффектом — активизируются психические процессы, эмоции носят стенический характер.
Один и тот же стрессор может вызвать неодинаковые последствия у разных людей. Селье связывает это с «факторами обусловливания», которые избирательно усиливают или тормозят то или иное проявление стресса. «Обусловливание» может быть внутренним (генетическое предрасположение, возраст, пол) и внешним (прием внутрь гормонов, лекарственных препаратов, диета). Играет роль и реактивность организма, изменяющаяся в зависимости от внутренних и внешних условий. Одна и та же ситуация может вызвать тревогу у одного человека, фрустрацию у другого, конфликт у третьего. Кроме того, один и тот же человек способен проявлять разные состояния — от безразличия до психического срыва. Так, психолог О. Мик-шик выделял различные пределы «прочности» поведения человека в критических ситуациях:

один тип личности «распадается» уже на физиологическом уровне (погружается в сон от переутомления, перестает реагировать на окружающее, впадает в ступор);

другой тип «ломается» на психическом уровне (теряет силу воли, способность думать, принимать решения и т. д.);

третий — на социально-психологическом уровне (сохраняет физическую и психическую мобилизованность, но изменяет своим жизненным принципам и установкам; например, жертвует жизнью окружающих ради своего спасения или бежит с поля боя).
Источник:
Ромек В.Г., Психологическая помощь в кризисных ситуациях

Источник

Оцените статью