Проблема эмоционального развития дошкольников в отечественных и зарубежных исследованиях
Марина Червякова
Проблема эмоционального развития дошкольников в отечественных и зарубежных исследованиях
Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста не новая, но очень актуальная и привлекает внимание отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Это связано с тем, что нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, характеризующие взрослого человека, не даны ребёнку в готовом виде от рождения.
Так как дошкольное детство занимает только первых семь лет — это очень короткий отрезок в жизни каждого человека. Но он имеет огромное значение в жизни ребенка, так как он быстро и бурно развивается. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, что в свою очередь является основанием для дальнейшего роста. Для маленького ребенка характерно находиться в так называемом “плену эмоций” – его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают, — так как не может управлять ими.
Приоритетным направлением в эмоциональном развития в дошкольников является формирование самостоятельной и активной личности.
Собрано огромное количество фактов и систематизировано много наблюдений об эмоциях, приобретён опыт экспериментального исследования.
Первое определение эмоциональных явлений в общем виде дал Вильгельм Вундт, основоположник интроспективной психологии и сенсуалистических теорий. В своих работах, он связывает эмоции с ощущениями и простейшими психическими процeccами. Титченер критиковал теорию Вундта, подвергая сомнению теорию о неисчислимом множестве чувств. Титченер считал,что человеку присущи только два вида чувств: удовольствие и неудовольствие.
К. Ланге утверждал, что эмоции возникают в результатe моторных изменений, которые вызываются некоторыми раздражителями. В последствии эти две теории начали рассматривать как единую. Эта теория в последствии стала называться как “теория Джемса-Ланге”. В основе которой лежит теория о том,что: мы грустим, потому что льются слезы, мы сердимся, потому что наносим удар.
Внешний стимул достигает ствола мозга посредством органов чувств и вызывает ответную реакцию организма по двигательным нервам. Джемс разделял эмоции на две группы:
1. Высшие эмоции — эмоции, связанные с эстетическими потребностями.
2. Низшие эмоции — эмоции, связанныe с состоянием гнева и страха.
Также была выдвинута «таламическая теория Коннона и Барда». В основе которой легло утверждение, что эмоции отождествляются с физиологическими процессами, происходящими в центральной нервной системе человека.
Возникновение и проявление всех эмоций и чувств связано со сложной работой коры и подкорки головного мозга, вегетативной нервной системы. Это определило их тесную связь с органами дыхания (“слушал затаив дыхание”, с деятельностью лицевых мышц (мимика) и сердца (“от страха сердце замерло”). Прослеживается так же неразрывная связь и с движениями всего тела (пантомима, с изменением интонаций голоса (голосовая мимика).
Изард, один из ведущих ученых в области эмоций, анализирует связь человеческие эмоции с деятельностью человека и познавательной способностью, старается объяснить, как эти эмоции образуют большую часть человеческого познания, сознания и действия. Изучая эмоции во всех аспектах, он подвергает анализу эмпирические исследования и важнейшие теории.
Теория Изарда подвергалась критике отечественных психологов — А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, за то, что важнейшим компонентом эмоций он не рассматривал отношение субъекта к объектам, явлениям, событиям, которые отечественные психологии рассматривают как основу эмоций.
Отечественные психологи придерживаются теории о том, что эмоции –это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности и выделяют следующие аспекты: отражения (В. К. Вилюнас, Я. М. Веккер, Г. А. Фортунатов, отношения (В. Н. Мясищев, П. М. Якобсон) и переживания (С. Л. Рубинштейн, Г. Ш. Шингаров).
В дошкольном периоде у ребенка начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, который ранее отсутствовали или наблюдались в начальном состоянии. Эмоциональное развитие дошкольника тесно связано с появлением у него новых интересов и потребностей, интересов.
Данный вид теории подразумевает, что эмоции являются специфической формой отражения значения объекта для субъекта. Г. А. Фортунатов и П. М. Якобсон утверждают, что эмоциональные процессы, это «отражение в мозгу человека его реальных отношений, то есть отношений субъекта потребности к значимым для нeго объектам»
В данном периоде эмоционального развития роль эмоций в деятельности ребенка изменяется. На данном этапе у ребенка формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет переживать его по поводу возможных результатов (предвидеть реакцию других людей на его поступки). Например, раньше ребенок испытывал радость от того, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Другой пример, раньше дошкольник выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительные оценки, а теперь он ее выполняет, как бы предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.
Специфичность эмоций определяются переживанием событий и отношений. С. Л. Рубинштейн считал, что «чувства выражаются в форме переживания отношения субъекта к окружению, к тому, что он познаёт и делает.
Так постепенно ребенок начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувства посредством интонации, мимики, пантомимы, что в свою очередь помогает ему понять переживания другого человека.
Также А. Д. Кошелева утверждала, что изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием как мотивационной, так и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональный процесс обеспечивает их интеллектуализацию, когда он становятся более осознанным, обобщенным. Первые попытки сдержать свои чувства, например внешние их проявления – слезы, можно заметить у ребенка 3-4 лет. Хотя малышу это еще плохо удается. Старший дошкольник в той или иной степени может управлять выражениями эмоций.
Эмоции возникают при сложном взаимодействии субъекта и объекта, и зависят от особенностей предметов, которыми могут быть вызваны. По мнению, Г. И Батурина, эмоции, отражая окружающую действительность, выполняют оценочную функцию познания.
Если говорить об исследовании эмоций большинства авторов – П. М. Якобсон, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Ковалёв, А. В. Петровский,–считают чувства высшими, сложными, социальными эмоциями.
По мнению Л. С. Выготского полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта».
Так как в становлении личности ребенка огромную роль играет эмоциональная сфера, можно утверждать, что работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, является очень важной. Об этом же писал К.Изард: «Эмоции организуют восприятие, мышление и действие».
Многие отечественные специалисты отмечали, что для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций. Поэтому основной задачей при воспитании эмоций у детей должно быть не только обучить их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчестве, так как невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач, без ошибок и срывов.
Отечественные психологи внесли существенный вклад в теоретическое и экспериментальное изучение эмоций, хотя ещё много нерешённых проблем. Так же доказано, что эмоции оказывают большое влияние на развитие психических процессов у ребенка.
Проведя анализ теоретических исследований отечественных и зарубежных психологов и педагогов, можно сделать вывод том, что в психолого-педагогической литературе накоплен весомый материал по проблеме развития эмоциональной сферы дошкольников. Выделены особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте.
Делая вывод нельзя не отметить, что развивать и корректировать эмоциональную сферу дошкольников необходимо на учебных занятиях в дошкольных учреждениях, но занятия эти должны быть специфичны.
Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников «Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников» Цели: Повышение профессионального мастерства,.
Сюжетные занятия физкультурой дошкольников, как пример эмоционального развития эмоционального развития дошкольников в ходе занятий физкультурой. Сюжетное занятие — одна из организационных форм проведения занятий по.
Практическое занятие для воспитателей «Игры и упражнения для эмоционального развития младших дошкольников» ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Цель: повышение.
Приемы развития эмоционального интеллекта в ДОУ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление.
Проблема формирования дружеских взаимоотношений дошкольников Дошкольный возраст становится возрастом первоначального становления ребенка. В это время в объединении ребенка со сверстниками возникают.
Проблема подбора песенного репертуара для дошкольников Основным требованием к детскому репертуару, в том числе и к песне, — остается идейная направленность, высокие художественные достоинства.
Проблема преемственности речевого развития Реализация принципа преемственности между детским садом и школой в развитии речи, обучение родному языку является важнейшей проблемой российского.
Проблема развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе На современном этапе развития в нашем обществе произошли большие изменения. Быстрыми темпами в нашу жизнь внедряется информационная технология.
Проблема развития творчества в подвижных играх Актуальность В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу.
Проблема речевого развития. Наиболее часто тревожит родителей дети, у которых запаздывает появление активной речи или же тревога возникает, если ребенок дома активно.
Источник
Теоретические основы развития эмоций у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии. Подходы исследователей к изучению эмоций в отечественной и зарубежной психологии
Дата публикации: 18.03.2016 2016-03-18
Статья просмотрена: 1945 раз
Библиографическое описание:
Каика, В. А. Теоретические основы развития эмоций у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии. Подходы исследователей к изучению эмоций в отечественной и зарубежной психологии / В. А. Каика. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 691-695. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27221/ (дата обращения: 12.10.2021).
На современном этапе развития психологической науки проблема изучения эмоций продолжает сохранять свою актуальность, несмотря на достаточно глубокие исследования, которые уже имеются. Это обусловлено, прежде всего, ролью эмоций, их влиянием на человеческое поведение.
Проблема эмоций выступала предметом изучения на протяжении длительного времени. В отечественной и зарубежной психологии представлены различные взгляды, раскрывающие понимание сущности эмоций (таблица 1).
Сравнительная таблица взглядов отечественных изарубежных ученых по вопросам теорий происхождения исущности эмоций
Отечественные подходы
Зарубежные подходы
1. Информационная теория эмоций, предложенная П. В. Симоновым. Согласно его теории, источником эмоции является расхождение между количеством наличной информации и информации, необходимой для решения стоящей перед человеком задачи.
Симонов П. В. разработал формулу эмоций: (Э = — П/Н–С) — где П — потребность, Н — необходимость, С — существующее отдельное эмоциональное явление. Формула выражает факторы, которые ведут к возникновению эмоции — потребность и вероятность её удовлетворения в данный момент, именно сейчас, сегодня.
С формулой эмоций Симонова
П.В. не соглашается Б. И. Додонов, который считает, что «. мы не видим сейчас возможности охватить все эмоции единой измерительной формулой». [2]
Б. И. Додонов подчёркивает, что психология должна изучать не отдельный эмоциональный процесс, а целостную психическую деятельность, насыщенную чувственными оценочными моментами, т. е. предметом изучения должна стать эмоционально-оценочная деятельность человека.
С этой точки зрения, Б. И. Додонов отмечает, что с одной стороны, эмоция — это оценка, необходимая «. для существования организма и личности, для организации их поведения»; с другой стороны — это положительная самостоятельная ценность, т. е. ценность цели деятельности.
1. Одним из первых детальных исследований в области эмоций и их сопроводительных реакций, являлась концепция Ч. Дарвина — эволюционно-биологическая или «рудиментарная теория эмоций». В которой отмечалось, что развитие эмоций подчинено законам биологической эволюции. Основная функция, которую выполняют эмоции — приспособительная. Большая часть эмоциональных реакций, как полагал Ч. Дарвин, объясняется тем, что они являются пережитками действий, которые были бесполезны на предыдущей стадии эволюции. Он практически отождествлял эмоции человека и животных, игнорируя значение социального фактора в развитии эмоций людей. [1]
2. В теории отношения в. Н. Мясищева эмоция рассматривается как одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживанием человеком действительности. Существенным в определении эмоций является их связь с отношением человека к окружающему и самому себе, их значение в регуляции психических процессов.
Эмоциональные отношения характеризуют эмоциональную избирательность или связь эмоций определенного характера с определенными лицами, объектами или процессами.
2. Первая систематически разработанная трактовка эмоциональных явлений принадлежит интроспективной психологии, основоположником которой является Вильгельм Вундт.
На основе эмпирических данных Вундт выделил шесть главных компонентов чувственного процесса и предложил три основных измерения эмоций: удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоение, направление-разрешение, что нашло своё отражение в его трёхмерной теории чувствований [5]
Теория Вундта критиковалась американским психологом Титченером, который подверг сомнению выдвинутый Вундтом тезис о неисчислимом множестве чувств. Титченер полагал, что существует только два вида чувств: удовольствие и неудовольствие, остальные все чувства Вундт выдумал.
3. Отечественные психологи С. Л.
Рубинштейн, А. Н. Леонтьев [4] и другие, критиковали К.Е Изарда за то, что важнейшим компонентом эмоций он не рассматривал отношение субъекта к объектам, явлениям, событиям, которые в отечественной психологии рассматривают как основу эмоций.
3. Центральная теория эмоциональных переживаний — «таламической теории Коннона и Барда», была выдвинута в противовес идеи отождествления эмоций с вегетативными изменениями. Согласно этой теории эмоции отождествляются с физиологическими процессами, происходящими в центральной нервной системе. Физиологический подход к эмоциям предполагает выяснение всего структурного аспекта этих явлений.
4. Отечественные психологи подчёркивают и значение тех физиологических механизмов, которые являются условием возникновения эмоциональных процессов. Крупнейшим специалистом в этой области являлся академик П. К. Анохин, который создал биологическую теорию эмоций. П. К. Анохин подчёркивал, что физиологическая характеристика эмоций связана прежде всего с распространением возбуждения из области гипоталамуса на все эффекторные органы. Возникновение потребностей приводит к возникновению отрицательных эмоций, которые играют мобилизирующую роль, способствуя наиболее быстрому удовлетворению потребностей оптимальным способом.
4. В зарубежной психологии одним из ведущих учёных в области эмоций является крупнейший американский психолог Керрол Е. Изард, который исследует человеческие эмоции во всех аспектах. К. Е. Изард старается объяснить, каким образом эмоции образуют существенную часть человеческого сознания, познания и действия. К. Е. Изард исследует человеческие эмоции в непосредственной связи с познавательной способностью и деятельностью человека. [3]
5. Физиологическая теория- «теория Джемса-Ланге». У. Джеймс развил тезис о том, что непосредственно за восприятием возбуждающего факта следует телесное изменение, а наше переживание этих изменений и есть эмоции. Подобную точку зрения разделял и датский исследователь К. Ланге: по его мнению, эмоции возникают в результате моторных изменений, вызываемых некоторыми раздражителями. Хотя позиции Джемса и Ланге не совсем идентичны, вследствие сходства и совпадения во времени их теорий, их стали рассматривать как единую теорию, известную ныне. Согласно ее, эмоциональное состояние является производным от состояния периферических органов. Джемс делит эмоции на «низшие» и «высшие». К «низшим» он относит эмоции, связанные с состоянием гнева, страха и т. д.; к «высшим» относит, например, эмоции, связанные с эстетическими потребностями. [5]
Большинство теорий, посвящённых эмоциям, были направлены на раскрытие сущности эмоций через понимание механизмов их возникновений и исследователи приходили к тому, что эмоции тесным образом взаимосвязаны с деятельностью нервной системы и другими психическими функциями.
Эмоции, по мнению С. Л. Рубинштейна, представляют собой процесс отражения субъективного отношения человека к различным объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания [6]. По сути, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту.
Как указывает В. К. Вилюнас, эмоции имеют свои отличия от психических познавательных процессов, которые заключается в полярности, то есть эмоции обладают положительным и отрицательным знаком, а также энергетической насыщенностью. Не менее значимой отличительной характеристикой эмоций является их интегральность или целостность, которая указывает на то, что в эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность. Именно поэтому индикаторами изменения эмоционального состояния могут выступать изменения, связанные с психофизиологическими реакциями человека. Также к числу особенностей эмоций, отличающих их от других процессов, относят неотделимость, которая свидетельствует о тесной взаимосвязи эмоций со всеми физическими процессами [1].
Эмоции представляют собой сложные образования, оказывающие влияние психическую деятельность человека.
Значение эмоций помогает понять рассмотрение их функций. R. Plutchik, выделяет следующие функции. Экспрессивные функции эмоций заключаются в том, что эмоции способствуют лучшему пониманию людьми друг друга. Отражательно-оценочная функция заключается в том, что эмоция выступает как деятельность, которая оценивает поступающую в мозг информацию и происходит кодировка этой информации в форме субъективных образов. Побуждающая функция эмоции заключается в том, что полное отстранение эмоций от функции побуждения обессмысливает и производимую ими функцию оценки. Эвристическая предвосхищающая функция эмоций отражает роль эмоций в актуализации закреплённого опыта, благодаря чему человек способен опережать развитие событий, предвидеть их исход. Синтезирующая функция отражает способность эмоциональных переживаний выступать в качестве синтезирующей основы образа, создавать целостное и структурированное отображение разных действующих раздражителей. Компенсаторная функция эмоций заключается в том, что эмоции влияют на разные церебральные системы, которые регулируют поведение. Суть переключающей функции заключается в сфере врождённых форм поведения и при осуществлении условно рефлекторной деятельности. Различные исследователи отмечают разный набор функций [7].
Структура эмоций является многокомпонентной. Это связано с тем, что эмоции представляют собой сложный процесс. К числу этих компонентов, по мнению С. Л. Рубинштейна относятся физиологические (представляет изменения физиологических систем, возникающих при эмоциях), психологический (собственно переживания) и поведенческий (экспрессия и различные действия). Физиологический и психологический компоненты эмоций представляют собой внутренние их проявления, которые замыкаются «внутри организма». Выход вовне и разрядка эмоциональной энергии осуществляется благодаря третьему компоненту — поведенческому [6].
На современном этапе развития общества культурные нормы таковы, что, как правило, требуют от человека сдержанных проявлений чувств, для физического и душевного здоровья человека необходимы отсроченные во времени сбросы лишней энергии. Это может происходить в виде любых приемлемых для самого человека и общества движений и действий.
В психологии неоднократно предпринимались попытки классифицировать эмоции и таких классификаций представлено достаточно много. Подходы к классификации эмоций представлены в таблице 1.2.
Подходы отечественных изарубежных авторов кклассификации эмоций
Автор
Классификация
Подходы отечественных авторов.
Источник