- Философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний
- Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова эмпиризм
- Определение слова эмпиризм в словарях
- Примеры употребления слова эмпиризм в литературе.
- Сенсуализм в философии: понятие и основные идеи
- Что такое сенсуализм?
- Основные идеи сенсуализма
- Сенсуализм Джона Локка
- Сенсуализм Джорджа Беркли
- Сенсуализм Дэвида Юма
- Сенсуализм в философии Новейшего времени
- Чем отличаются эмпиризм и сенсуализм?
- Заключение
- Шпаргалка по «Философии»
- фил1.doc
Философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний
Последняя бука буква «м»
Ответ на вопрос «Философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний «, 8 (восемь) букв:
эмпиризм
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова эмпиризм
Определение слова эмпиризм в словарях
Словарь медицинских терминов Значение слова в словаре Словарь медицинских терминов
направление, представители которого пренебрегали теорией и придерживались неизменных предписаний, основанных на преданиях и собственных наблюдениях за больными; возникло в Греции в III в. до н. э.
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир Значение слова в словаре Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
м. греч. слепой опыт, без разумного примененья теории и вообще науки. -рический, основанный на одном опыте, не на учении. Эмпирик, противопол. теорик; кто следует одному опыту, практике, отвергая рассужденье и науку.
Википедия Значение слова в словаре Википедия
Эмпири́зм , эмпирици́зм — направление в теории познания , признающее чувственный опыт источником знания и предполагающее, что содержание знания может быть либо представлено как описание этого опыта, либо сведено к нему. Противостоит рационализму и мистицизму.
Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
ЭМПИРИЗМ (от греч. empeiria — опыт) направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. Философское учение, признающее чувственный опыт человека единственным источником познания (противоп.: рационализм). м. Склонность к практической деятельности, приверженность фактам, опыту.
Примеры употребления слова эмпиризм в литературе.
В послевоенный период особенно заметно усиление тяги Айдукевича к эмпиризму и разочарование в радикальных проектах реформы теории рациональности.
Именно обращение к идее схематизма чистого созерцания позволяет Гильберту по-новому, в отличие от традиционной дилемы эмпиризма и рационализма, обосновать аподиктический характер математического знания.
Отсюда и бессодержательная, по существу крохоборческая, программа действий для западных компартий, предоставляющая эмпиризму решать от случая к случаю самые важные вопросы тактики в предреволюционный период.
Чтобы скрыть от человечества это в современной интеллектуальной, рационалистической науке с ее добавлением предрассудочного эмпиризма, имеют дело с великой иллюзией, обманом — то, что люди не должны распознать, это является величайшим возможным интересом Аримана.
Таким образом, принцип критицизма в философии Поппера соединяет в себе постулаты эмпиризма и рациональности: рациональность опирается на универсализацию эмпиризма, а эмпиризм находит свое адекватное воплощение в критерии рациональности.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Источник
Сенсуализм в философии: понятие и основные идеи
При ветствую Вас, друзья!
В философии есть два противоборствующих направления теории познания — сенсуализм и рационализм. Если сенсуализм признаёт основным источником познания органы чувств, то рационализм отдаёт предпочтение разуму. В этой статье мы сосредоточим внимание на сенсуализме — рассмотрим ключевые идеи данного направления, познакомимся с его основными представителями.
Что такое сенсуализм?
Сенсуализм – это направление в теории познания, в рамках которого чувственное познание считается основным источником достоверных знаний. Термин «сенсуализм» образован от латинского слова «sensus», которое переводится как «восприятие» или «ощущение». Автором данного термина считается французский философ 19 века Виктор Кузен. Правда, сам он использовал это слово для обозначения материализма (для которого тогда ещё не было введено общепринятого термина). Но несмотря на то, что смысл слова поменялся, его авторство всё равно приписывают Виктору Кузену.
Интересно, что термин «сенсуализм» был введён лишь в 19 веке, хотя обозначаемое им философское направление существовало ещё в 5 веке до нашей эры.
Помимо того, что сенсуализм – это направление в теории познания, сам он также подразделяется на два направления:
- Крайний сенсуализм. Сторонники данного направления исходят из того, что все знания без исключения являются следствием чувственного опыта, и никакого познания не может быть без взаимодействия с внешним миром.
- Умеренный сенсуализм. В данном направлении признаётся влияние разума на процесс познания. Разуму отдаётся систематизирующая роль, кроме того, допускается, что не всякий чувственный опыт даёт достоверные знания, и критическое осмысление разумом помогает установить его истинность.
Когда говорят о сенсуализме вообще, чаще всего подразумевают крайнюю его форму. В ней принято отталкиваться от следующих постулатов:
- разум – это «чистая доска», с мыслями и идеями не рождаются, и все они исходят из чувств;
- все знания наш разум обретает через разные формы ощущений;
- всё, что есть в разуме, так или иначе пришло через чувства;
- единственным источником знаний является внешний мир;
- разум является производной от чувственного опыта.
Основные идеи сенсуализма
Одним из первых философов, высказывавших идеи, свойственные сенсуализму, был древнегреческий софист Протагор (485-410 до н. э.). Именно ему принадлежит известное высказывание «Человек есть мера всех вещей». Другим известным сторонником данного направления был его земляк Эпикур (341-270 до н. э.). К сожалению, из работ этих мыслителей в наши дни практически ничего не сохранилось.
Основные идеи сенсуализма были сформулированы тремя британскими философами: Джоном Локком (1632-1704), Джорджем Беркли (1685-1753) и Дэвидом Юмом (1711-1776). Чтобы лучше понять, что такое сенсуализм и в чём заключаются его основные идеи, давайте подробно ознакомимся со взглядами каждого из этих трёх мыслителей.
Сенсуализм Джона Локка
Джон Локк придерживался концепции»чистой доски», согласно которой всё наше мышление основывается на информации, полученной посредством ощущений из окружающего мира. Он отрицал возможность того, что у человека могут существовать врождённые идеи, и считал, что всё является следствием чувственного опыта. Именно опыт формирует наши знания, разум и характер.
Известное крылатое выражение tabula rasa (которое переводится с латыни как «чистая доска») формулирует именно эту идею. Его суть состоит в том, что каждый человек при рождении представляет собой чистую доску, и вся его жизнь определяется не врождёнными особенностями, а тем, что напишут на этой доске.
Согласно теории познания Джона Локка, любая простая идея, возникающая в нашей голове, является продуктом чувственного опыта. При этом чувственный опыт может быть внешним (при восприятии внешнего мира) или внутренним (при исследовании собственной души). Примером внутреннего опыта является рефлексия, которая также может порождать новые простые идеи, несмотря на то, что человек при этом никак не взаимодействует с внешним миром (точнее, взаимодействует с ним в своём воображении).
Сложные идеи формируются на основе размышления – процесса, представляющего собой всевозможные взаимодействия простых идей. В результате их объединения возникают сложные идеи, которые не могут быть получены посредством чувственного опыта. К примеру, представление об определенном объекте является сложной идеей, которая формируется на основании простых знаний о его свойствах.
Важным аспектом в теории познания Джона Локка является разделение качеств на первичные и вторичные. К первичным относятся объективно существующие качества: форма, масса, размер. Вторичные качества связаны со спецификой наших органов чувств (цвет, вкус, запах и прочие свойства, зависящие от восприятия). К примеру, глядя на головку камамбера (популярный сорт сыра с плесенью), люди могут по-разному воспринимать её вид и запах. Одни будут находить её аппетитной, другие – не очень. Но оспаривать её форму и размер никто не станет.
Сенсуализм Джорджа Беркли
Если сенсуализм Локка тяготеет к материализму, то Джордж Беркли был сторонником идеализма. В частности, Локк признаёт объективность первичных качеств, Беркли же исходит из утверждения, что все качества являются вторичными. Свою точку зрения он аргументирует тем, что качества, первичные по Локку, не всегда являются объективными.
К примеру, предмет, кажущийся тяжёлым одному, будет лёгким для другого. А нечто большое на расстоянии выглядит гораздо меньшим. Более того, для ребёнка большим выглядит предмет, кажущийся небольшим взрослому человеку (то есть, дело именно в субъективности восприятия, а не только в расстоянии или ракурсе). А значит, и здесь присутствует зависимость от органов чувств. Основываясь на этих аргументах, Беркли приходит к выводу, что все качества вторичны.
Таким образом, материальное бытие сводится к возможности восприятия. Любой объект представляет собой лишь «комплекс ощущений». При этом, с точки зрения Беркли, могут существовать вещи, которые мы просто не способны воспринять, и лишь поэтому не осознаём их существования. В этом плане его взгляды противоположны классическому материализму, поэтому его считают одним из наиболее ярких представителей субъективно-идеалистического сенсуализма.
Сенсуализм Дэвида Юма
Как и Джордж Беркли, Дэвид Юм придерживался идей субъективно-идеалистического сенсуализма. Однако если Беркли считал, что материального мира не существует вообще, то позиция Юма была менее категоричной. Он пришёл к выводу, что мы не можем однозначно судить по одним только ощущениям как о том, что материальный мир существует, так и о том, что его не существует.
То есть, имея в своём распоряжении только ощущения, мы не можем установить реальные факты. Кроме того, Юм отрицает религиозные и мистические концепции, утверждая, что мы никак не можем установить достоверно, существует ли Бог (и другие божественные и мистические существа и явления) или нет. В связи с этим многие современные исследователи называют Юма агностиком.
Сенсуализм в философии Новейшего времени
В 19 веке сенсуализм приобрёл новую форму, которую называют эмпириокритицизмом (или, реже, «вторым позитивизмом»). Вся эта концепция строится на таком понятии как «чистый опыт». Автором и наиболее известным сторонником данного учения является швейцарский философ Рихард Авенариус (1843-1896). В качестве основного предмета исследования в эмпириокритицизме принимается научное мышление, а главный вопрос заключается в том, как образуются знания.
Ещё одним известным сторонником был австрийский физик и философ-позитивист Эрнст Мах. Изучая, как работают слух, зрение и другие чувства, он пришёл к выводу, что наши представления об окружающем мире не особо точно отражают его природу, многие из них являются вымышленными или несущественными, в то же время существенные свойства мы часто никак не воспринимаем. Позже на основе исследований Маха возникли такие учения как неореализм, бихевиоризм и нейтральный монизм.
Чем отличаются эмпиризм и сенсуализм?
В 17-18 веке философы осознали, что пришло время переосмыслить критерии истины. В связи с этим бурно развивались рационализм, эмпиризм и сенсуализм. При этом эмпиризм и сенсуализм во многом похожи между собой. Они базируются на общих положениях, в каждом из них за источник всех знаний принимается чувственное познание.
Ключевые отличия между эмпиризмом и сенсуализмом сформулировал английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626).
Он привёл следующие тезисы:
- В эмпиризме принимается, что чувства являются источником знаний, но и разум также важен.
- В эмпиризме для извлечения знаний из чувственного опыта необходимо взаимодействие чувств и разума.
- Сенсуализм ориентирован на пассивное созерцание. В эмпиризме поощряется вмешательство в изучаемые процессы.
Также, разницу между сенсуализмом, рационализмом и эмпиризмом можно объяснить тремя метафорами:
- Сенсуалисты – это «муравьи», собирающие знания по крупицам и довольствующиеся ими в том виде, в котором они собраны изначально.
- Рационалисты – это «пауки», которые плетут свои рассуждения в выбранном направлении и по собственному желанию.
- Эмпирики – это «пчёлы», добывающие нектар из множества разных растений и объединяющие его в мёд – конечный продукт, вообще не похожий на то, чем был изначально.
Заключение
Сенсуализм – это концепция, рассматривающая чувственное познание в качестве единственного источника знаний. При этом разум считается лишь продуктом чувственного опыта. В умеренном сенсуализме ему приписывают функцию систематизации и анализа достоверности. В крайнем сенсуализме роль разума вторична, и единственным источником истины считаются чувства. Так или иначе, сенсуалисты считают, что ощущения формируют разум, а не наоборот.
Источник
Шпаргалка по «Философии»
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 10:50, шпаргалка
Описание работы
Работа содержит информацию для подготовки к экзамену по «Философии».
Файлы: 1 файл
фил1.doc
Упорядоченность научного знания в соответствии с определенными принципами характеризует его…системность
Утверждение идеи развития живой природы связано с именами:вернадский,дарвин, шардэн,ламарк
Утверждение свободы человеческого существования, предполагающей выбор человеком собственной сущности, характерно для….экзистенционизма
Учение в русской философии конца XIX начала XX века о неразрывном единстве человека, Земли и космоса …космизм
Учение К. Маркса и Ф. Энгельса характеризуется как…идеал, материализм
Учение Л. Фейербаха характеризуется как…антропологизм
Учение Николая Коперника …гелио/гелиоцентризм/
Учение о «благородном муже» разработано…конфуцием
Учение о двух субстанциях, «мыслящей» и «протяженной» развивал… декарт
Учение о единой субстанции, являющейся причиной самой себя, т.е. Богом и природой одновременно принадлежит…Спинозе
Учение о множественности субстанций – монад развивал…Лейбниц
Учение о сотворении мира Богом, сразу и из Ничего называется…креоционизм
Учение о человеке – это …антропология
Учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира – это философия
Учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии …томизм
Учение, отождествляющее Бога и мир в целом …пантеизм
Учение, согласно которому, основой наших знаний является чувственный опыт, называется. эмпиризм
Учение, утверждающее первенство разума в познании, независимость разума от чувственных восприятий, — это…рационализм
Учитывая остроту глобального экологического кризиса, человечество способно выжить лишь в условиях освоения принципа совместного и согласованного существования общества и природы, т.е. принципа. коэволюции
Фамилия автора произведения «Критика чистого разума» …кант
Фамилия автора утверждения: «Вещь предстающая в наших ощущениях не совпадает с вещью вне наших ощущений» …платон
Фамилия автора утверждения: «Поступай только согласно той максиме, руководствуясь которой ты в тоже время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» …кант
Фамилия мыслителя эпохи Просвещения, давшего обоснование концепции »естественной религии» …
Фамилия основателя протестантизма …мартин лютер
Фамилия представителя русского космизма, создавшего концепцию «патрофикации отцов» …федоров
Фамилия русского естествоиспытателя, разработчика теории ракетостроения …циолковский
Фамилия русского мыслителя, автора концепции культурно исторических типов …данилевский
Физический вакуум, элементарные частицы, поля, атомы, молекулы, планеты, звезды, Вселенная относятся к…атомизму/посмизм/
Философ, полагавший, что в основе бытия лежит материя и форма. Аристотель
Философ, полагавший, что в основе бытия лежит трансцендентная идея Блага. платон
Философ, творчество которого считается вершиной немецкого идеализма пер пол XIX в …гегель
Философ, утверждавший в качестве первоначала воду …фалес
Философ, утверждавший в качестве первоначала воздух …анаксимен
Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к…РЕЛИГИИ
Философия возникла в период…с 7в. До н.э. По 6 н.э.
Философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности …натурфилософия
Философия существования …экзистенциализм
Философия, исследуемая в процессе ее предыстории, возникновения, становления и развития, есть. история философии
Философия, оказавшая влияние на марксистскую философию немецкая классичекая…немецкая классическая
Философия, ориентированная на проблемы человека, смысла его бытия в мире …экзистенциализм
Философия, сформированная под влиянием немецкой классической и марксистской философии нового времени… философия
Философия, теоретическими предпосылками которой являются диалектика Гегеля и материализм Фейербаха …диалект/материализм марксизм/
Философская антропология – это философское учение о …человеке
Философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность …этика
Философская дисциплина, исследующая проблемы познания, называется…гносеология
Философская дисциплина, исследующая происхождение, природу, функции, структуру, роль в обществе нравственности, морали есть — …этика
Философская категория, выражающая отношение данной вещи к другим вещам, с которыми она вступает во взаимодействие …диалектика
Философская категория, обозначающая непосредственно данное, чувственно воспринимаемое целое, противоположность абстрактному …конкретное
Философская категория, обозначающая существенные свойства при отвлечении от его частных свойств, противоположность конкретному …абстрактное
Философская концепция, согласно которой мир имеет единую основу всего существующего, называется. монизм
Философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало – материальное или духовное – это монизм
Философская позиция Дж. Беркли и Д. Юма характеризуется как:скептицизм
Философская позиция, предполагающая множество исходных оснований и начал бытия, называется. плюрализмом
Философская позиция, предполагающая множество исходных оснований и начал бытия – это плюрализм
Философская школа античности, характеризующаяся сомнением в возможностях познания …милетская
Философская школа в современном католицизме, исходящая из учения Фомы Аквинского …неотомизм
Философское религиозное направление в Китае, основателем которого считается Лао цзы …диосизм
Философское знание, используемое в науке, политике, образовании и т.д. в качестве руководства в духовной и практически – преобразовательной деятельности, выступает в роли …
Философское направление в , отвергающее возможности философии как теоретического познания мировоззренческих проблем …постпозитивизм
Философское направление XX в , главной проблемой которого является объяснение науки и роста научного знания …позитивизм
Философское направление XX в , определяющее логику и математику инструментом построения эмпирического знания …неопозитивизм
Философское направление, выводящее все из одного духа, объясняющее возникновение материи из духа или подчиняющее ему материю – это идеализм
Философское направление, объясняющее все из материи как первого источника всех вещей – это материализм
Философское направление, определяющее источником знания научно организованный опыт или эксперимент …эмпиризм
Философское направление, отрицающее возможность достоверного знания – это софизм
Философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, выдвигая на первый план волю, созерцание, чувство, интуицию это аррационализм
Философское направление, представители которого признавали бога, как мировой разум сотворивший природу и придавший ее движение, но не вмешивающийся в ее бытие – это деизм
Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей – это рационализм
Философское учение о закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности явлений мира — это …детермонизм
Философское учение о понимании называется… герменефтика
Философское учение о прекрасном, в т.ч. в искусстве и художественной деятельности, называется…эстетика
Философское учение о ценностях и их природе называется. аксиологи я
Философское учение, приписывающее процессам и явлениям природы целесообразность …телеология
Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал материального и духовного – это дуализм
Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал — материального и духовного, называется. дуализмом
Форма бытия, характеризующая протяженность, структурность любых материальных систем, обозначается понятием …пространство
Форма государства, в котором возможна реализация свободы и равенства, по Руссо …демократия
Форма правления государства, способная обеспечить целостность и устойчивость России, в представлении консерваторов …самодержав монархия
Формационная концепция мирового исторического процесса была предложена и разработана …марксом
Формирование целостной картины мира и бытия человека в нем связано с ________ функцией философии.
Формой чувственного познания является…ощущение представление восприятие
Характеристика бытия, представление о постепенных изменениях в обществе и природе, их направленности, порядке, закономерностях …эволюция
Характерной чертой восточных культур является…традиционализ м
Хранительницей вневременных ценностей и сегодня продолжает оставаться …религия
Христианская философия неразрывно связана с _проведециализмом_________, согласно которому все в истории и судьбах людей предопределено волей Бога
Целостный образ предмета, возникающий в процессе познания, называется:
Ценность познания как средства для укрепления веры в средние века обосновывал. августин
Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений – это …нервана/архатства/
Центральное понятие философии Гегеля. абсол.дух /диал/
Цивилизация есть упадок культуры с точки зрения…шпенглер
«Человек мера всех вещей» утверждал протагор
Частичное, неполное знание об объекте относительная… истина
Часть человеческого окружения, созданная самими людьми, называется …культура
«Четыре благородные истины» лежат в основе… буддизма
Человек есть совокупность общественных отношений, полагал. аристотель
Число признается основой бытия в школе. Пифагора
Чувственно воспринимаемый, умопостигаемый и всеобщий атрибут материи, субстанции, природы …движение
Элитарной культуре противопоставляется…массовой
Эмпирическое исследование связано с …опытом
Эмпирическую основу научного знания составляют. факты
Эпоха в истории европейских стран, переходная от средних веков к новому времени, характеризующаяся восстановлением идеалов античности возрождения
Эпоха Возрождения стала отрицанием средневековой…схоластики
Эпоха, наследниками духовных ценностей которой явились французские просветители …возрождения
Этической позиции, что «нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться» придерживается…гедунизм
Явление, данное в опыте, чувственном познании …воображение
Язык, как и сознание возник одновременно с появлением общества в процесс совместной трудовой деятельности первобытных людей, — таков взгляд сторонников…марксизм
Источник