ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕБНОГО СТРЕССА СТУДЕНТОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Карякина С.Н.,Забабурина О.С.
Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева
ISSN (печатный вариант): 2073-0071
Ключевые слова
Просмотр статьи
⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)
Ваш браузер не поддерживает фреймы
Аннотация к статье
Текст научной статьи
Процессы обновления современного российского общества определили высокую востребованность образования и выдвинули на первый план проблему обеспечения его качества. Решение данной проблемы в настоящее время осуществляется путем модернизации содержания образования, оптимизации технологий организации образовательного процесса, переосмыслении цели и результата образования. В результате перед субъектами образования раскрылся широкий спектр новых возможностей для личностного развития и профессионального становления. Однако трансформирующиеся требования все чаще оказывают на них дезориентирующее воздействие и порождают стрессовые состояния. Модернизация высшего образования: переход на уровневую систему («бакалавриат», «магистратура»), а также на новые федеральные государственные образовательные стандарты рассматривается в качестве существенного стрессогенного фактора образовательного процесса [6]. Идентифицированы основные трудности обучения в вузе. Явные трудности связаны с необходимостью творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для будущей профессии умений и навыков, их практическим применением. К скрытым относят обстоятельства студенческой жизни, которые могут привести к неспособности студентов обучаться в вузе [5]. Сложным для студентов является период экзаменационной сессии, когда адаптационные ресурсы оказываются перенапряжены. Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у студентов высших учебных заведений [3]. Учебный стресс оптимального уровня имеет, скорее, стимулирующее значение, помогая обучающимся мобилизовать имеющиеся знания и личностные резервы для решения поставленных перед ними учебно-профессиональных задач [7]. Однако возрастающая интенсификация образовательного процесса, достигающая максимума в сессионный период, приводит к возникновению дистрессовых состояний студентов, негативно сказывающихся на состоянии психического и физического здоровья [2, 4, 7]. Очевидно, что состояние здоровья студента непосредственно влияет на эффективную реализацию его личного жизненного сценария и определяет успешность будущей профессиональной деятельности. Указанные обстоятельства определяют актуальность проблемы здоровьесбережения субъектов образовательного процесса высшего учебного заведения, одним из аспектов которой выступает проблема разработки и внедрения адекватных форм и методов оптимизации уровня учебного стресса студентов. Формы и методы организации профилактической и коррекционной работы со студентами должны быть строго индивидуализированы. Одним из факторов, подлежащих учету, выступает специфика основных этапов обучения в вузе. Так, на первом курсе происходит адаптация недавнего абитуриента к студенческой жизни. Третий курс — начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Пятый курс характеризуется формированием четких практических установок на будущий род деятельности; проявляются новые ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы [1]. В то же время, характерное для старшекурсников переживание социальной и профессиональной неопределенности, необходимость поиска рабочего места являются фактором риска ухудшения психического здоровья [5]. Нами было произведено эмпирическое исследование, направленное на выявление и сопоставление особенностей учебного, в том числе, экзаменационного, стресса студентов младшего (1) и старшего (4) курсов факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева». Мы исходили из предположения о том, что типичные стресс-факторы образовательного процесса, их стрессогенность, доминирующие копинг-стратегии в ситуациях учебного стресса различаются у студентов младшего и старшего курсов; старшекурсники обладают меньшей стрессоустойчивостью, чем первокурсники. Применение теста «Учебный стресс» Щербатых Ю.В. [7] позволило получить данные, касающиеся стрессогенности образовательного процесса. По мнению первокурсников, выше среднего уровнем стрессогенности обладают проблемы, связанные со строгостью преподавателей (6,6 б.), излишне серьезным отношением к учебе (6,4 б.), проблемы личной жизни (6,2 б.) Обстоятельств, существенно осложняющих учебно-профессиональную деятельность студентов 1 курса, не выявлено. Выраженное негативное воздействие на студентов 4 курса оказывают большая учебная нагрузка (8,1 б.) и страх перед будущим (7,4 б.). Остальные проблемы, предлагаемые для оценки, отнесены ими к обладающим средним уровнем стрессогенности. Результаты изучения субъективной оценки студентами динамики их учебного стресса за последние 3 месяца показали, что большая часть старшекурсников (71,2%) ощущает нарастание интенсивности своего постоянного стресса, в то же время, подобная динамика выявлена у 43,8% студентов младшего курса. По мнению первокурсников, характерными проявлениями учебного стресса выступают невозможность избавиться от посторонних мыслей (7,5 б.), постоянное ощущение нехватки времени (8,0 б.), являющееся фоном, на котором стрессом может стать любое раздражение. Характерными проявлениями учебного стресса студентов 4 курса являются плохое настроение и депрессия (8,2 б.), ощущение постоянной нехватки времени (8,1 б.). Для студентов 1 курса типичными приемами, применяемыми для купирования учебного стресса, являются: сон (57,3%), общение с друзьями и любимыми людьми (75,3%), прогулки на свежем воздухе (51,7%). Для оптимизации своего психофункционального состояния многие смотрят телепередачи, едят, общаются в социальных сетях. Часть студентов с целью снижения стресса употребляет алкоголь и курит (по 5,6%). Характерными для старшекурсников приемами борьбы со стрессами являются: общение с друзьями и любимыми людьми (76,3%), сон (67,8%), вкусная еда (54,2%). Многие с этой целью прибегают к просмотру телепередач, перерывам в учебе, поддержке родителей, интимным отношениям, общению в социальных сетях, прогулкам на свежем воздухе. Ряд старшекурсников принимает алкоголь (10,2%) и курит (17,0%). Студенты 4 курса чаще, чем первокурсники в качестве приемов нейтрализации стресса практикуют деструктивные, что определяет актуальность оптимизации профилактической работы в отношении зависимого поведения. 42,7% студентов 1 курса полагает, что испытывает максимальный уровень предэкзаменационного стресса (10 б.); 28,1% считает, что подвергается сильному (8-9 б.) его воздействию. В группе старшекурсников 37,3% испытуемых полагает, что переживаемый ими предэкзаменационный стресс максимален (10 б.) и 38,9 % считает, что он достаточно сильный (8-9 б.). Субъективные оценки уровня предэкзаменационного стресса студентов как старшего, так и младшего курсов, оказались отчетливо смещены в сторону высоких значений. Результаты, полученные с помощью «Теста на стрессоустойчивость» Ю.В. Щербатых [7] свидетельствуют о том, что у студентов 4 курса наибольшую выраженность имеют такие составляющие стрессоустойчивости/стрессочувствительности, как «Повышенная реакция на обстоятельства, на которые человек не может повлиять» (31,9 б.) и «Конструктивные способы преодоления стрессов» (31,7 б.). У первокурсников все составляющие стрессочувствительности имеют более низкую степень выраженности, чем у студентов 4 курса, что может свидетельствовать об их способности эффективнее сопротивляться действию стресс-факторов. Так, младшекурсники чаще всего адекватно реагируют на действие стресс-факторов (18,8 б.), деструктивные способы преодоления стрессов используются ими реже, чем старшекурсниками (17,0 б.); их предрасположенность к психосоматическим заболеваниям невысока (18,3 б.). Различия показателей по шкалам «Повышенная реакция на обстоятельства, на которые человек не может повлиять» и «Конструктивные способы преодоления стрессов» студентов 1 и 4 курсов статистически значимы (р ≤ 0,01, U-критерий). Базовый показатель стрессочувствительности студентов 1 курса (71,9 б.) свидетельствует об их умеренной чувствительности к воздействию стресс-факторов. Студенты 4 курса обнаружили повышенную стрессочувствительность (102,0 б.), что может быть вызвано тревогой по поводу неопределенного будущего, увеличением учебной нагрузки, подготовкой к выпускным экзаменам и т.д. Различия показателя стрессочувствительности студентов 1 и 4 курсов статистически значимы (р ≤ 0,01, U-критерий). С помощью методики «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» С. Нормана, Д. Эндлера, Д.Джеймса, М. Паркера в адаптации Т.А. Крюковой обнаружено, что у студентов как 1, так и 4 курсов преобладающей является проблемно-ориентированная копинг-стратегия (43,3 б. и 53,6 б.). Они склонны к созданию плана разрешения стрессовой ситуации, рациональному анализу возникающих проблем. В меньшей мере для студентов двух подвыборок характерны эмоционально-ориентированная копинг-стратегия (34,8 б. и 42,3 б.), позволяющая уменьшить эмоциональное напряжение до изменения самой ситуации и копинг-стратегия, ориентированная на избегание (32,4 б. и 43,4 б.). Менее всего у студентов 1 и 4 курсов в стрессовых ситуациях проявляются копинг-стратегия отвлечения (20,5 б. и 24,3 б.) и копинг-стратегия, ориентированная на поиск социальной поддержки (13,6 б. и 16,6 б.). Различия показателей доминирующих копинг-стратегий у студентов 1 и 4 курса по шкалам «Проблемно-ориентированная копинг-стратегия» и «Эмоционально-ориентированная копинг-стратегия» статистически значимые (p≤0.01, U-критерий). В целом, учебный стресс студентов 1 и 4 курсов обладает специфическими особенностями: типичные стресс-факторы образовательного процесса, уровень их стрессогенности, доминирующие копинг-стратегии в ситуациях учебного стресса различаются у студентов младшего и старшего курсов. Старшекурсники обладают меньшей стрессоустойчивостью, чем студенты младшего курса. Однако отдаваемое студентами предпочтение проблемно-ориентированному копингу и конструктивным способам совладания со стрессом, может способствовать сохранению их психического и физического здоровья и успешной реализации жизненных и профессиональных планов. Результаты исследования свидетельствуют о том, что и студенты 1 курса, адаптирующиеся к условиям образовательного процесса вуза, и старшекурсники, завершающие обучение, нуждаются в помощи со стороны преподавателей факультета, психологов, медиков в профилактике стрессовых состояний и преодолении их негативных последствий. Необходима разработка стратегий и методов работы по оптимизации учебно-профессиональной деятельности студентов факультета педагогики и психологии, а также оказания адресной психологической помощи в профилактике и купировании учебных стрессов, смягчении и преодолении их негативного влияния на студентов, обучающихся на разных курсах.
Источник
Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия
Дата публикации: 11.02.2017 2017-02-11
Статья просмотрена: 8968 раз
Библиографическое описание:
Киселева, Е. В. Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия / Е. В. Киселева, С. П. Акутина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 417-419. — URL: https://moluch.ru/archive/140/39480/ (дата обращения: 12.10.2021).
Учебная деятельность как стресс для студентов является актуальной проблемой. Студенческая жизнь всегда наполнена переживаниями, напряжениями и волнительными ситуациями, которые препятствуют академической успеваемости и в перспективе ведут к остановке личностного роста, психосоматическим заболеваниям. В статье рассмотрены причины и последствия стресса, а также представлены результаты эмпирического исследования учебного стресса среди студентов психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского.
Ключевые слова: студенты, стресс, учебный стресс, учебная деятельность, экзамен
Обучение в высшем учебном заведении является стрессом для большинства студентов. Начиная с самого начала учебной деятельности стресс в той или иной степени постоянно преследует учащегося и является причиной нарушений поведенческой, эмоциональной, когнитивной, мотивационной сфер деятельности. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, около 45 % всех заболеваний возникают вследствие стрессовых ситуаций, что подтверждает актуальность данной проблемы.
Основоположником концепции стресса принято считать канадского ученого Ганса Селье. Стрессом (от англ. stress — давление, нажим, напряжение) он назвал неспецифическую реакцию организма на разнообразные повреждающие воздействия.
По мнению В. А. Бодрова, стресс — это «функциональное состояние организма и психики, которое характеризуется существенными нарушениями биохимического, физиологического, психического статуса человека и его поведения в результате воздействия экстремальных факторов психогенной природы (опасность, угроза, сложность или вредность условий жизнедеятельности)» [1, с. 21].
Учебно-профессиональная деятельность как ведущая в студенческом возрасте характеризуется высоким уровнем стрессовых нагрузок. В силу различных факторов отдельные элементы или сама учебная ситуация в целом становятся значимыми для студентов, что и может являться общей предпосылкой для возникновения стресса. На первом году обучения существенной причиной стресса могут стать кардинальные перемены в жизни студента. Данный этап вузовского периода отличается большими трудностями, так как студент входит в новый тип взаимоотношений, приобретает новый статус и ему необходимо адаптироваться к новой среде, новым порядкам и незнакомым людям.
Для студентов вуза стресс может быть связан со следующими факторами:
− недостатком сна, неумением рационально распределить свое рабочее время и время на отдых;
− большой учебной нагрузкой;
− неудовлетворенностью полученной оценки;
− низкой успеваемостью по определенным дисциплинам;
− невыполненными или выполненными неверно заданиями;
− пропусками занятий в большом количестве по какой-либо причинам (длительная болезнь, пропуски по неуважительной причине);
− несданными в срок практическими и лабораторными занятиями, курсовыми работами, проектами;
− отсутствием интереса к предлагаемой студенту работе или учебной дисциплине в целом;
− конфликтными ситуациями с однокурсниками или преподавателями;
− неблагоприятными физическими условиями (чрезмерный шум, плохое освещение, отклонение в температуре помещения);
− разочарованием выбранной профессии.
По мнению К. В. Судакова распространенным источником травмирующего воздействия у студентов является экзаменационная сессия [3]. Загруженность обучающихся в период сессии, безусловно, особенно велика. Интенсивная умственная нагрузка, ликвидация задолженностей, работа с большим количеством информации, которую необходимо выполнить в короткие сроки, нарушение режима дня, недостаток сна — это причины, служащие возникновению стресса.
Зачеты и экзамены могут послужить факторами, оказывающими влияние на настроение, самочувствие, психику и психоэмоциональное состояние студентов. Снижение аппетита, тревожные мысли, дрожь в конечностях, учащенный пульс, бессонные ночи — характерные проявления стресса перед зачетами и экзаменами. Мнение о том, что все болезни являются следствием «нервов» в научном обществе считается достоверным. В настоящее время получены убедительные доказательства, что учебный стресс негативно воздействует на нервную, иммунную, сердечно-сосудистую систему студентов [4] и в целом на эмоциональное состояние. Одно из самых опасных последствий при возникающей стрессовой ситуации — употребление алкогольных напитков и наркотиков, интенсивное курение для «снятия напряжения» и улучшения настроения.
Рассмотрим несколько типичных симптомов проявления экзаменационного стресса: эмоциональные симптомы (ощущение общего недомогания, раздражительность, тревога, паника, растерянность, неуверенность, подавленность); физиологические симптомы (головная боль, перепады артериального давления, мышечное напряжение, учащенный пульс, углубление и учащение дыхания, тошнота); когнитивные симптомы (ухудшение памяти, рассеянность, ослабление способности к концентрации внимания, кошмарные сновидения, неприятные воспоминания о своих или чужих провалах во время экзамена в прошлом, воображение негативных последствий после неудачи на экзамене — лишение стипендии, исключение из вуза); поведенческие симптомы (ухудшение аппетита и сна, нежелание готовиться к экзамену, проявляющееся в стремлении заняться любым другим делом, вовлечение в тревожные разговоры о предстоящем экзамене других людей, увеличение употребления кофеина и алкогольных напитков).
Существует две причины, способствующие возникновению экзаменационного стресса. Во-первых, — неуверенность в своих знаниях, которая может быть истинной, вызванная реальными пробелами в знаниях, и ложной, связанной с боязнью неизвестного. Во, вторых — переоценка значимости экзамена, которая, как правило, может быть навязана родителями или обществом.
Конечно, интенсивность развивающейся негативной реакции зависит не столько от характеристик стрессора (объекта, явления или каких-либо других факторов внешней среды, непривычного для человека), сколько от личностной значимости воздействующего фактора. В связи с этим возникающая в процессе обучения она и та же ситуация приводит у каждого студента к различным последствиям и проявлениям. Кроме того, для каждого человека характерен свой определенный уровень волнения и страха, который позволяет показать наилучшие результаты. Следовательно, чтобы мобилизовать свои силы и удачно сдать зачеты и экзамены, одним студентам необходимо снизить уровень стресса, другим нужно как следует «испугаться».
С целью более детального исследования стресса в учебной деятельности у студентов высшего учебного заведения нами было проведено исследование на базе Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского психолого-педагогического факультета. Выборку исследования составили студенты четвертого курса в количестве 75 человек. В качестве диагностического материала был выбран тест Ю. В. Щербатых «Учебный стресс» [5]. Для оценки студентами факторов, провоцирующих стресс, автор выделил следующие: строгих преподавателей, большую учебную нагрузку, отсутствие учебников, непонятные учебники, жизнь вдали от родителей (для иногородних студентов), неумение правильно распорядиться ограниченными финансами, неумение правильно организовать свой режим дня, нерегулярное питание, проблемы совместного проживания с другими студентами, конфликт в группе, излишне серьезное отношение к учебе, нежелание учиться или разочарование в профессии, стеснительность и застенчивость, страх перед будущим, проблемы в личной жизни.
Результаты проведенного исследования показали, что основными стрессогенными факторами для испытуемых являются «страх перед будущим и большая учебная нагрузка». Меньше всего беспокоят студентов «неумение правильно распорядиться финансами и конфликты в группе».
Для оценки проявлений связанного с учебой стресса в соответствии с тестом студентам были предложены следующие признаки: ощущение беспомощности и невозможности справиться с проблемами, невозможность избавиться от посторонних мыслей, повышенная отвлекаемость и плохая концентрация внимания, раздражительность и обидчивость, плохое настроение и депрессия, страх и тревога, потеря уверенности и снижение самооценки, спешка и ощущение постоянной нехватки времени, плохой сон, нарушение социальных контактов и проблемы в общении, учащенное сердцебиение и боли в сердце, затрудненное дыхание, проблемы с желудочно-кишечным трактом, напряжение или дрожание мышц, головные боли, низкая работоспособность и повышенная утомляемость.
Оценивая свои психические процессы и состояния в ситуации учебного стресса, студенты выделили такие признаки, как страх и тревога, невозможность избавиться от посторонних мыслей и плохой сон. Признаки, которые проявляются в значительно меньшей степени — это проблемы в общении, нарушение социальных контактов, затрудненное дыхание, проблемы с желудочно-кишечным трактом.
В качестве основных способов снятия стресса Ю. В. Щербатых выделил употребление алкоголя, сигарет, наркотиков, вкусной еды, просмотр телевизора, перерыв в учебе или работе, сон, общение с друзьями или любимым человеком, поддержку или совет родителей, секс, прогулки на свежем воздухе, хобби, физическую активность. На первое место студенты поставили вкусную еду, сон и общение с друзьями или любимым человеком.
Исследование уровня предэкзаменационного стресса показало, что значительная часть студентов (47 %) испытывают максимальный уровень стресса в период экзаменационной сессии и оценивают его по 10-ти бальной шкале оценок — в 10 баллов. Часть испытуемых (32 %) оценили свое стрессовое состояние перед экзаменом в 8–9 баллов. 21 % респондентов отметили, что они «в меньшей степени подвержены экзаменационному стрессу».
Проведенное исследование показало, что стресс у студентов является определенной формой отражения ими трудной учебной ситуации, в которой они находятся. Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это задача не только студентов, но педагогов и кураторов студенческих групп. В первую очередь, необходимо использовать такие общеукрепляющие средства, как оптимизация режима дня, правильное питание и систематическое пребывание на свежем воздухе. Одним из эффективных считается метод, направленный на совершенствование поведенческих навыков: общения, позитивного мышления, уверенности в себе. На занятиях нужно проводить подготовку к неопределенным и экстремальным ситуациям в учебной деятельности, знакомить со способами преодоления учебного стресса, а также формировать навыки их применения в жизни, например, в период экзаменационной сессии, во время сдачи экзаменов и для восстановления психического здоровья после экзаменационной сессии. На практических занятиях студентам также следует изучить дыхательные техники, различные приемы мышечной релаксации и визуализации [2].
Таким образом, в статье мы определили, факторы, основные причины стресса студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки, определили уровень стресса в период экзаменационной сессии, выявили, в чем проявляется стресс и основные способы его снятия.
- Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. — М.: ПБР СЭ, 2006. — 528 с.
- Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. В. Р. Бильданова, Г. К. Бисерова, Г. Р. Шагивалеева. — Елабуга: Изд-во ЕИ КФУ, 2015. — 142 с.
- Психоэмоциональный стресс / под ред. К. В. Судакова. — М.: НИИ им. П. К. Анохина РАМН, 2012. — 148 с.
- Суворова В. В. Психофизиология стресса. — М.: Педагогика, 1975. — 208 с.
- Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.
Источник