- Учебный стресс что это
- Стресс перед экзаменами: как распознать и победить
- Как понять, что у меня стресс?
- Почему я стрессую?
- Я разобрался с природой стресса. Делать-то что?
- Как вести себя перед экзаменом?
- Планирование
- Режим сна
- Режим питания
- Физическая активность
- Репетиция экзаменов
- Выражение эмоций
- Стресс в студенческом возрасте
- Библиографическое описание:
Учебный стресс что это
Понятие «стресс» всё более настойчиво и прочно входит в наш обиход. Своим возникновением оно обязано канадскому врачу и биологу Г. Селье, который в 1936г. обратил внимание на специфический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование. Он доказал, что малая доза стресса возвращает молодость, вырабатывает навык справляться со сложными жизненными ситуациями[2].
Вопросам изучения понятия стресса, особенностей учебного стресса в студенческом возрасте посвящены исследования К. Вильямса, Дж. Гринберга, Л.А. Китаева-Смыка, У. Кэннона, Р.С. Немова, Д. Маерса, А.Г. Маклакова, Г.Селье, Ю.В. Щербатых и др.
Студенты во время обучения сталкиваются с разными проблемами, новые условия обучения требуют от них больше самостоятельности, ответственности и не все студенты готовы к решению многочисленных проблем и задач, которые предоставляет жизнь. Обучение в высшем учебном заведении – это стресс для многих студентов. Студенту необходимо преодолевать трудности, осваивать новые роли, адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности.
Нами было проведено исследование, целью которого являлось – исследование выраженности учебного стресса у студентов в процессе обучения в вузе.Исследовательская часть работы проводилась на базе Казанского Федерального института, в городе Елабуга. В исследовании участвовали студенты 3 и 4 курса, обучающиеся на факультете татарской сопоставительной филологии.Для осуществления поставленной цели нами были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. Наше эмпирическое исследование включало 2 теста.
На первом этапе нашей работы мы исследовали основные причины учебного стресса, выявили, в чем проявляется стресс, определили основные приемы снятия стресса студентами, с помощью теста на учебный стресс, разработанного Ю.В. Щербатых [3].
По результатам теста мы выявили, что основными и общими для студентов данных групп являются такие причины как, жизнь вдали от родителей; большая учебная нагрузка; стеснительность и застенчивость. Менее всего студентов волнуют проблемы в личной жизни, конфликты в группе и отсутствие учебников.
Проявляется стресс у исследуемых групп студентов в основном на психологическом уровне, что сказывается на понижении работоспособности студентов, невозможность избавиться от посторонних мыслей, нехватке времени. Показатели биологических признаков проявления стресса у большинства студентов невысокие. Можно сделать вывод о хорошем состоянии здоровья студентов данной группы.
Основным способом преодоления стресса у наших испытуемых является сон. Для большинства опрошенных студентов это общение с друзьями или любимым человеком. Более половины опрошенных ищут поддержку у родных, самых близких людей. Почти половина опрошенных студентов, снимают стресс физической активностью, что позитивно для человека в данной ситуации.
На втором этапе мы исследовали уровень стрессоустойчивости студентов, с помощью теста самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона. Данный тест позволяет человеку оценить уровень своей стрессоустойчивости (он может быть отличный, хороший, удовлетворительный, плохой или очень плохой).В ходе исследования были получены следующие результаты:у 25 % студентов оценка «хорошо», «удовлетворительно» у 70 % и «плохо» у 5 % студентов. Отличный уровень не был выявлен. Также, при проведении теста, определяющего уровень самооценки стрессоустойчивости, средний показатель стрессоустойчивости составил 16,6 из 40 возможных баллов, что соответствует удовлетворительной оценке показателя самооценки стрессоустойчивости студентов.
Стресс всегда присутствует в жизни человека. Это понятие прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Стресс – это состояние, которое далеко не всегда наносит ущерб. При детальном рассмотрении, он помогает преодолевать препятствия и избегать опасности. Ведь под воздействием стресса организм приспосабливается к различным факторам окружающей среды. Поэтому, в любой критической ситуации лучше всегда сосредоточиться на положительных эмоциях.
Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это одна из задач воспитателей, педагогов, психологов. Возможно, пути ее решения кроются во внедрении в учебный процесс тренинговых курсов, здоровье сберегающих технологий [1].
Источник
Стресс перед экзаменами: как распознать и победить
Рекомендации по мотивам вебинара с психологом Домашней школы «Фоксфорда». Девяти- и одиннадцатиклассникам читать обязательно!
Елена Петрусенко — психолог, специалист по работе с подростками.
Как понять, что у меня стресс?
Стресс — это состояние нервной системы в периоды, когда с человеком происходит что-то необычное. Он бывает положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс).
С эустрессом ничего делать не надо, потому что обычно он оказывает позитивное воздействие на психофизиологическое состояние человека. Дистресс связан с негативными эмоциями и оказывает вредное влияние на здоровье.
Распознать дистресс можно по реакции организма.
- Учащённому сердцебиению.
- Частым головным болям.
- Неконтролируемому голоду или беспричинному отсутствию аппетита.
- Проблемам со сном.
Особо опасным проявлением дистресса являются панические атаки. Это приступы сильного беспричинного страха, внешне выражающийся в треморе рук, затруднённом дыхании и других симптомах.
Первый шаг в борьбе с дистрессом — распознать врага. Проанализируйте своё физическое состояние. Есть вы здоровы, а организм ведёт себя странно, скорее всего, так проявляется тревога о предстоящих экзаменах.
Почему я стрессую?
Дистресс возникает, когда школьник понимает, что приближается затруднительная ситуация. Например:
- Первый экзамен в жизни. Подросток не знает, что его ждёт, как себя вести, достаточно ли у него знаний.
- Второй и последующие экзамены. В первый раз школьник чувствовал себя дискомфортно и не хочет, чтобы это повторилось.
Шаг номер два — осознать природу стресса.
Если вы никогда раньше не сдавали экзамен, то знайте — делать что-либо в первый раз страшно всегда и всем. Даже тем, кто внешне — скала. Неандертальцу было страшно впервые сражаться с мамонтом, Колумбу ступать на неизвестный материк, а Гагарину лететь в космос. Но они справились, и вы тоже справитесь. Если же вы не хотите повторения неприятного опыта, то вспомните о том, что любой опыт уникален. Вряд ли в этот раз вы будете чувствовать то же самое, что в предыдущий.
Я разобрался с природой стресса. Делать-то что?
Отыщите свою мотивирующую силу. Это как идти по ледяному лабиринту: чем ниже температура, тем меньше ориентируешься в пространстве и проще заблудиться. Ваша задача — постоянно разжигать костёр в том месте, куда вы движетесь, чтобы иметь ориентир и не «замёрзнуть» в пути.
Затем сформулируйте конкретные задачи, которые вам предстоит решить. Посмотреть такой-то курс, поучаствовать в такой-то олимпиаде, прорешать столько-то заданий на ФИПИ. Это не только элемент планирования, но и усмирение панических атак, которые поглощают концентрацию внимания и рациональность мышления.
Разбив глобальную задачу — сдать экзамен — на более мелкие подзадачи, усмирите своего внутреннего критика. В предэкзаменационный период внутри нас просыпается супер, мега, гиперкритик. Он говорит голосами родителей, учителей, друзей, своим собственным: «Если не справишься, это будет провал! Ты превратишься в ничтожество!».
Самокритика, как лекарство, требует точной дозировки. Подкрепите мотивацию реальной оценкой своих достижений. Что у вас получается? Внимание! Ответ «Ничего» программирует вас на тот самый провал. Необходимо усмирить своего испуганного критика и объективно взвесить достижения.
Шаг третий — ищем мотивацию и боремся с самокритиком.
В каждой тетради по экзаменационным дисциплинам напишите для чего вы изучаете этот предмет. Не для кого, не потому что, а для чего это лично вам. Выпишите достижения, имеющиеся у вас на данный момент. Периодически перечитывайте это.
Как вести себя перед экзаменом?
Примерно за два с половиной месяца до ОГЭ, ЕГЭ или любого другого испытания вам предстоит изменить свою жизнь, чтобы в день Х продемонстрировать максимум своих возможностей.
Планирование
У вас есть цель и вы уже умеете формулировать конкретные небольшие задачи. Теперь возьмите в привычку каждый вечер буквально по минутам расписывать свой день: в 11:00 — урок по алгебре, в 12:25 — чай с печенюшками, в 12:45 — урок по русскому, в 14:00 — созвон с другом, и так далее.
Да, да, отдых тоже нужно планировать, пренебрегать им нельзя. Можно даже заводить себе будильник, чтобы напоминать, когда нужно оторваться от учебников, а когда пора вернуться к работе.
Чем меньше времени остаётся до дня Х, тем больше тревоги. Кажется, что ничего не успеваешь. Сосредотачиваться помогают физические упражнения. Приседайте, отжимайтесь, подтягивайтесь, держите планку, прыгайте через скакалку или танцуйте. Перезагружая таким образом мозг, вам будет проще возвращаться к учёбе и методично решать стоящие перед вами задачи.
Режим сна
Как уже говорилось, бессонница или, напротив, постоянное желание спать — ничто иное, как физические проявления дистресса.
Плохая новость: придётся отказаться от полуночных марафонов и последующих «отсыпных». Во время сна в организме вырабатывается гормон мелатонин, который способствует переносу информации из кратковременной в долговременную память. При нарушении выработки мелатонина, нарушается и процесс запоминания. Человек недополучает этот важный гормон, если спит недостаточно или некачественно.
Хорошая новость: стоит только пересмотреть график, как продуктивность тут же пойдёт в гору.
Вот несколько простых рекомендаций, которые помогут вам отрегулировать режим сна и бодрствования.
- Ложитесь и вставайте в одно и то же время. Большинство исследований подтверждает, что оптимальная продолжительность сна молодого человека — 8 часов. За этот промежуток успевают пройти все необходимые циклы сна.
- Если в какой-то день режим сорвался, и пришлось отправиться в постель позже обычного, то чтобы восстановить силы, на следующий день устройте себе короткий дневной сон. 15–20 минут подзарядят вас и помогут закончить все запланированные дела.
- Не читайте и не смотрите занятия в постели. Кровать для сна, встали, заправили и пошли за стол заниматься. Иначе мозг перестанет понимать, что ему делать в горизонтальном положении — работать или отдыхать.
- Откажитесь от гаджетов минимум за полчаса до отбоя. Синий свет от экранов затормаживает выработку мелатонина, а информационный поток с сайтов и соцсетей запускает карусель «внутреннего диалога», который обычно мешает расслабиться и заснуть.
Режим питания
В период дистресса крайне важно правильно сбалансировано питаться.
В рационе подростка, готовящегося к экзаменам, обязательно должны быть фрукты, овощи и белок, желательно животного происхождения, то есть мясо. Необходимо следить за потреблением сахара. Долька тёмного шоколада в день или несколько грамм сухофруктов дадут заряд энергии.
Для нормального функционирования мозга нужно пить воду утром, днём и вечером — 4-5 стаканов в день. Клетки мозга нуждаются в кислороде, а в воде его довольно много.
И главное правило: есть нужно регулярно, даже в отсутствии аппетита. Нет еды — нет сил для концентрации внимания и запоминания информации. Без подпитки извне организм начинает «пожирать» внутренние запасы, а это лишь усиливает стресс.
Физическая активность
Дополнительная физическая нагрузка, необходима если:
- вы не занимаетесь спортом на постоянной основе, не ходите в бассейн или какую-нибудь секцию;
- вы мало передвигаетесь по городу, большую часть дня проводите дома.
В этих случаях хорошо бы выходить минимум на пятнадцатиминутную прогулку. Каждый день. Даже если на улице мороз, снег, дождь, ветер. Стоять на балконе — не считается. Сходите в магазин за продуктами, встретьте кого-то из родителей с работы, просто пройдитесь вокруг дома. Что угодно, лишь бы была дополнительная физическая нагрузка и свежий воздух.
Репетиция экзаменов
Хотите знать, что вас ждёт на ОГЭ и ЕГЭ? Изучите процедуру экзаменов. Это поможет побороть волнение и страх. Ведь предупреждён — значит, вооружён.
Но можно пойти ещё дальше и приучить себя к экзаменационной обстановке. Итоговая аттестация будет проходить в специальных пунктах проведения экзаменов. Вам придётся решать задачки несколько часов подряд в присутствии десятка других людей. Вероятно, вы наденете брюки и рубашку и уложить волосы.
Потренируйтесь уже сейчас — выйдите из зоны комфорта! Оденьтесь так, как оделись бы на ОГЭ или ЕГЭ, и отправляйтесь в библиотеку или коворкинг-центр решать тренировочные варианты.
Это позволит вам лучше понять себя. Быть может, в незнакомом месте вы не знаете, куда деть ноги, и постоянно отвлекаетесь на это? Возможно, вы боитесь видеонаблюдения и всё время смотрите на камеры?
Обратите внимание, фуд-корт в торговом центре для имитации экзамена не подойдёт — там слишком шумно. По этой же причине не рекомендуется заниматься под музыку. Мозг может привыкнуть работать с определённым фоном и впасть в ступор в тишине реального экзамена. Наушники и гаджеты на это мероприятие брать нельзя.
Выражение эмоций
Не зажимайтесь — выговаривайте свои эмоции! Договоритесь с родными или друзьями, что время от времени будете приходить к ним (когда «всё достало» или «что-то бесит») и просто выплёскивать свои чувства. Предупредите близких, что им необязательно вас утешать, достаточно просто выслушать и обнять.
Источник
Стресс в студенческом возрасте
Дата публикации: 22.04.2019 2019-04-22
Статья просмотрена: 321 раз
Библиографическое описание:
Выходцева, В. Е. Стресс в студенческом возрасте / В. Е. Выходцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 16 (254). — С. 236-237. — URL: https://moluch.ru/archive/254/58215/ (дата обращения: 12.10.2021).
В данной статье раскрывается понятие стресса и какое влияние он оказывает на человека и какие влечёт за собой последствия, конкретно в период обучения в высшем учебном заведении, т. е. в студенческом возрасте.
Ключевые слова: стресс, дистресс, студенческий возраст, напряжение, симптом.
В 1936 году канадский врач Ганс Селье ввёл такое понятие как «стресс», который обозначает специфическую реакцию организма на любое предъявляемое к нему требование. Г. Селье доказал, что небольшое количество стресса является полезным, он помогает сохранить молодость и вырабатывает у человека способность справляться с трудными жизненными ситуациями.
Характер проявления стресса в большей мере зависит от личностных особенностей индивида и его способностью уметь противостоять стрессовой ситуации. Человеческая жизнь сопровождается различными стрессовыми ситуациями. Одним из важных этапов жизни человека является обучение, особенно обучение в высшем учебном заведении. Вопросам изучения стресса в студенческом возрасте посвящены работы К. Вильямса, Дж. Гринберга, Л. А. Китаева-Смыка, У. Кэннона, Р. С. Немова, Д. Маерса, А. Г. Маклакова, Г.Селье, Ю. В. Щербатых и др.
Учебная деятельность в высшем учебном заведении — один из напряженных видов деятельности, она несёт весьма тяжёлую интеллектуальную и эмоциональную нагрузку. Обучение в вузе является стрессом для большей части студентов. Начиная с самого начала обучения стресс в большей или меньшей степени постоянно сопровождает студента и становится причиной нарушений эмоциональной, поведенческой, мотивационной, когнитивной сфер деятельности.
Важность учебной ситуации и её компонентов является основной предпосылкой появления стресса у обучающегося. Поступление в вуз очень важный этап в жизни студента, особенно это касается первокурсников, именно на первом курсе студент приобретает новый статус, происходит адаптация к новым жизненным условиям и взаимоотношениям с окружающими. Все эти факторы с высокой вероятностью становятся причиной возникновения стресса.
Студенчество — это трудное, серьёзное испытание. Студентам приходится сталкиваться с разными проблемами и учиться быть самостоятельными, ответственными и организованными. Но не все студенты готовы к многочисленным проблемам и их решениям.
Учебная деятельность связана с эмоциональными переживаниями, особенно в период экзаменов. Самое травмирующее воздействие на психику и организм студентов оказывает экзаменационная сессия, это связано с тем, что загруженность во время сессии особенно сильная. Настроение обучающегося, его самочувствие, психологическое и эмоциональное состояние напрямую зависит от успеваемости во время сессии.
Успешной учебной деятельности мешают эмоциональные реакции, которые вызывают факторы учебного стресса, а также эти факторы отрицательно сказываются на здоровье студента. К этим факторам относятся: недостаток сна, невозможность равномерно распределить свое личное и рабочее время, высокая учебная нагрузка, неудовлетворенность учебной успеваемостью, невыполненные или неправильно выполненные задания, пропуски занятий, не сданные в срок задания, курсовые работы и т.д, отсутствие интереса к учебным дисциплинам; напряженные отношения в коллективе, конфликты с одногруппниками, преподавателями неблагоприятные физические условия, разочарование в выбранной специальности.
Употребление алкоголя, наркотиков, чрезмерное курение для избавления от напряжения — являются одними из самых негативных исходов стрессовых ситуациях. Симптомы проявления экзаменационного стресса делятся на четыре группы:
Типичными проявлениями эмоциональных симптомов являются ощущение общего недомогания, раздражительность, тревога, паника, растерянность, неуверенность, подавленность. Физиологические симптомы проявляются в виде головной боли, перепадах артериального давления, мышечного напряжения, учащенного пульса, учащения дыхания, тошноты. Проявления когнитивных симптомов подразумевают ухудшение памяти, рассеянность, снижение концентрации внимания, плохие воспоминания о своих неудачах во время экзамена, воображение негативного исхода событий на экзамене — лишение стипендии, исключение из вуза. Поведенческие симптомы включают в себя ухудшение аппетита, бессонница или беспокойный сон, нежелание готовиться к экзамену, проявляющееся в стремлении заняться любым другим делом, вовлечение в тревожные разговоры о предстоящем экзамене других людей, увеличение употребления кофеина и алкогольных напитков и т. д.
Неуверенность в своих знаниях, преувеличение важности экзамена способствуют возникновению учебного стресса. Стресс в период сессии занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у обучающихся. В настоящее время существуют весомые доказательства того, что экзаменационный стресс отрицательно сказвается на нервной системе студента, а также на сердечно-сосудистой и иммунной системах. После завершения сессии физиологические показатели приходят в норму не сразу, требуется определённое время для возвращения артериального давления в исходное состояние.
Интенсивность развития стресса зависит не только от его характера, но и от личностного отношения к происходящему. Одна и та же стрессовая ситуация, которая возникает в процессе обучения, сугубо индивидуально сказывается на студентах. Для некоторых студентов экзаменационный стресс носит вредоносный характер, приводящий к дистрессу, что в свою очередь является разрушительным процессом, ухудшающим протекание психофизиологических функций, а для других, определенное количество стресса приобретает свойство стимула, давая возможность показать лучшие результаты. Для каждой личности характерен свой определенный уровень переживания волнения и страха.
Таким образом, чтобы мобилизовать свои силы и успешно сдать экзамены одним студентам нужно испытать высокий уровень стресса, а другим его снизить. У студентов с высокой мотивацией достижения успеха адаптация к стрессовым условиям лучше, чем у студентов с низким уровнем притязаний.
Источник