- Структура убеждающей речи
- Принцип 1. Выражаем мысли конкретно и четко
- Принцип 2. Ориентируемся на слушателя
- Принцип 3. Собираем доказательства
- Принцип 4. Контролируем реакцию людей
- Метод озвучивания доказательств
- Метод решения проблем
- Метод сравнительных достоинств
- Принцип 5. Мотивация – это важно
- Принцип 6. Будем честными и открытыми
- 6 принципов убеждающей речи: как научиться быть оратором?
- Принципы убеждающей речи
- Первый: четкость мыслей и высказываний
- Второй: честность и открытость
- Третий: мотивация
- Четвертый: разнообразие речи
- Пятый: контроль над эмоциональным фоном аудитории
- Шестой: доводы в соответствии с предполагаемой реакцией слушателей
- Шаги подготовки успешной речи
- Заключение
Структура убеждающей речи
Привлечь к себе внимание, убедить общественность в правильности своей точки зрения, стать лидером в глазах людей, внушить доверие к определенным идеям и позициям способна убеждающая речь. Это процесс, при котором умелый оратор передает людям сообщение, необходимое для убеждения общественности в каком-либо аспекте, изменения определенной точки зрения или побуждения к конкретному действию.
Структура убеждающей речи всегда подразумевает соблюдение нескольких простых, но важных принципов: конкретика, ориентировка на слушателя, наличие доказательств, контроль реакции людей, мотивация, открытость.
Принцип 1. Выражаем мысли конкретно и четко
Слушатели должны понимать, чего именно вы от них хотите. Простым языком, вы должны декларировать свою точку зрения. Задайте себе вопрос: чего вы хотите от слушателей? Какой эффект должна произвести ваша речь? Что должны сделать люди, над чем задуматься, какие свои мысли в результате убеждения поменять?
Не стоит говорить много лишних слов. Убеждающая речь не должна содержать косвенных фраз или предложений, не относящихся к делу. Слушатели всегда чувствуют подвох и попытку повлиять на них обходными путями. Они скорее сделают то, что вам нужно, если вы будете предельно кратки и искренни.
Принцип 2. Ориентируемся на слушателя
Любая аудитория придерживается каких-либо установок. Установка – чувства аудитории, связанные с каким-либо поводом, объектом, человеком, вопросом и т. д. Установка – это, своего рода мнение. Например, фраза «Я считаю, что необходимо всерьез заниматься иностранными языками» означает, что человек обладает положительной установкой на владение иностранными языками.
Убеждающая речь обязывает оратора узнать, какого мнения придерживаются слушатели по конкретному вопросу. Правильный анализ целевой аудитории помогает более адекватно оценить шансы на успех публичного выступления. Собрав всю нужную информацию об ориентировках людей на вашу установку, можно сформировать примерный план действий:
- Если слушатели позитивно относятся к вашей установке, то есть разделяют ваше мнение по конкретному вопросу, то стоит обдумать, чего бы вы хотели от них. Ваша задача – разработать конкретный план выступления, который поможет побудить людей совершить нужное вам действие.
- Если мнение аудитории нейтральное или оно попросту отсутствует, вам нужно его сформировать, причем в выгодном для вас свете. Если люди не осведомлены в вопросе, который вы озвучиваете, вам нужно проинформировать их, после чего склонить к своим убеждениям. Если люди обладают необходимой информацией, но занимают нейтральную позицию, ваша задача – привести как можно больше аргументов, которые подтверждают вашу точку зрения. С такой стратегией привлечь аудиторию на свою сторону не составит труда.
Отдельно стоит обсудить ситуацию, в которой слушатели не согласны с вашей точкой зрения:
- Если аудитория не принимает вашу цель, но настроена умеренно, не враждебно, стоит попытаться привлечь их на свою сторону с помощью аргументов и фактов. Информация должна быть представлена объективно, кратко. Не должно быть расплывчатости, лжи или недосказанности. Представьте себя на месте слушателей. Хорошая речь – это такие слова, которые, если не поменяют точку зрения на противоположную, то хотя бы заставят скептически настроенных людей начать верить оратору и обдумать его мнение.
- Если аудитория настроена враждебно, любые попытки сразу поменять ее мнение с помощью публичного выступления, скорее всего, закончатся фиаско. В этом случае к теме разговора лучше подойти издалека, начав речь с незначительного, но адекватного предложения людям. Вы должны показать, что даже маленькая ваша идея чего-то стоит. Позже, уже в другом выступлении можно предложить людям продвинуться дальше. Вероятно, к этому моменту они уже будут вас воспринимать как человека, который предлагает достойные цели.
Но не стоит слишком полагаться на одну лишь речь. Порой даже самые лучшие слова не приводят к нужной цели, если речь идет о враждебно настроенной аудитории.
Принцип 3. Собираем доказательства
Даже в повседневной жизни мы не делаем что-либо без причин. Вот и слушателям нужны причины, из-за которых они сочтут вашу идею рациональной и поддержат ее. Вам нужно собрать доказательства вашей правоты, то есть объяснить, почему ваша цель достойна внимания.
Если вы хорошо знакомы с темой вашего выступления, скорее всего, у вас уже есть разумные доводы. Если нет, постарайтесь их собрать как можно больше. Затем выберите несколько самых достойных, важных.
Стоящие доказательства должны быть:
- Подтверждены фактами.
- Иметь прямое отношение к теме выступления.
- Быть интересны аудитории.
Спросите себя: откуда вы взяли эти доказательства, современны ли они и относятся ли к выступлению? Ответы на эти вопросы подскажут, правильные ли доводы вы собрали.
Принцип 4. Контролируем реакцию людей
Структура убеждающей речи должна быть логична и последовательна, только так можно оставаться главой положения и привлекать к себе внимание. Способы оптимального построения выступления долго искать не нужно, их уже давно составили и озвучили известные психологи и ораторы, также вы можете прочитать их в нашей статье — ораторское мастерство. Чтобы контролировать ситуацию, можно воспользоваться несколькими методами.
Метод озвучивания доказательств
Если аудитория еще не сложила определенные позитивные или негативные установки в отношении вашего вопроса, можно воспользоваться этим способом. В соответствии с ним вы описываете вашу цель, а затем озвучиваете собранные доказательства. При этом второе по важности доказательство говорится в начале выступления, самый важный довод озвучивается в конце, а все остальные – в любом порядке в середине.
Вот пример убеждающего текста, построенного по этому методу:
«Уважаемые коллеги (одногруппники, союзники, друзья)! Я хотел бы поднять столь важную для современной общественности тему – тему защиты природы. Многие из нас совсем забыли, что она очень хрупкая, что ее нужно защищать. В наших интересах добиться запрета на выбросы вредных химических веществ с местного завода в реку. И вот почему:
- Мы живем за счет природных ресурсов, а вода – это наше основное богатство. Как известно, воду из этой реки пьют животные нашей области, не говоря уже о том, что этой водой поливают овощные и фруктовые растения, плоды которых мы позже покупаем и употребляем в пищу.
- Из-за повышенной загрязненности реки мы лишаемся летнего отдыха. По данным местных экологов, уже через 2-3 года купаться в реке будет категорически запрещено.
- Химикаты приводят к тому, что река начинает высыхать. Местные прогнозисты предполагают, что наши правнуки могут ее уже не застать.
- Поскольку река является главной в городе, вода из нее поступает в наши водопроводы. Мы отравляем свой организм химикатами, как и наши дети и родители. Практически ни один фильтр не способен очистить воду от химикатов на 100%.
Все данные собраны из достоверных источников и подтверждены соответствующими документами. Предлагаю вам ознакомиться с ними сейчас или обратиться ко мне позже. Наверняка вы разделите со мной мою цель и подпишите петицию, требующую запретить выбросы химикатов в нашу реку».
Метод решения проблем
Это не менее эффективный способ, который подойдет при общении с аудиторией, настроенной нейтрально или даже слегка негативно. Он предполагает:
- Формулировку актуальной проблемы.
- Убеждение, что ваше предложение способно ее решить.
- Убеждение, что ваше предложение является наилучшим из любых возможных, поскольку оно приносит максимум положительных результатов.
Пример того же текста, построенного по данному методу:
«Сейчас как никогда остро встала проблема загрязнения нашей реки химикатами. Вода – это наше основное богатство. Только представьте, все выбросы из местного завода прямым или косвенным способом попадают в ваш организм. Это не обман, по данным, которые мне любезно предоставили наши статисты и лаборанты, 50% водопроводной воды содержит эти химикаты и ровно столько же овощей и фруктов, предложенных в супермаркетах, выращивались с помощью полива из реки. Что уже говорить о том, что через несколько лет купаться в реке будет опасно для жизни? Ни один фильтр не способен очистить воду от подобных ядовитых примесей. Как известно, такие химикаты вызывают тяжелейшие онкологические заболевания.
Вы можете помочь избежать такого хода событий и сохранить здоровье населения. Я создал петицию, которую должно подписать не менее 1000 человек, чтобы ее рассмотрели. Подписав петицию, вы сделаете все возможное для своей безопасности и безопасности близких людей.
По моим данным, эту проблему уже пытались решить с помощью митингов и голосований, но это не привело к нужному результату. Местные власти обязаны рассмотреть петицию и предпринять соответствующие меры, если под требованием подписалось не менее 1000 человек. Мы сможем требовать справедливости, полностью опираясь на современное законодательство. По всем вопросам вы можете обратиться ко мне, как и ознакомиться со всеми документами.»
Метод сравнительных достоинств
Этот способ состоит в том, что вы перечисляете публике все преимущества вашего предложения. Он подходит для общения с аудиторией, положительно настроенной к вам.
Пример текста, составленного по этому методу:
«Сегодня мы нуждаемся в хороших специалистах как никогда. Но далеко не каждый человек может себе позволить качественное обучение. Я предлагаю рассмотреть мое предложение, касающееся улучшения качества образования в обычных государственных школах.
Ваши положительные голоса за мой проект помогут мне добиться того, что в школах будет новое современное компьютерное оборудование, введутся факультативы иностранных языков, и каждый ученик уже с 5 класса обучения сможет выбрать себе интересующий профиль, чтобы в нем развиваться.
В соответствии с анализом результатов, данные мероприятия приведут к тому, что:
- Дети станут охотнее посещать школу и учиться более целеустремленно.
- На выходе из школы будут уже практически готовые профессионалы в некоторых сферах.
- Поступить в университет детям будет на 50% проще.
- Значительно возрастет уровень социальной жизни, уменьшится количество малообеспеченных людей ввиду подготовки качественных трудовых ресурсов, способных зарабатывать хорошие деньги.
- Дети найдут себе занятия по интересам, из-за чего уменьшится количество ребят, бесцельно скитающихся по улицам. По моим подсчетам, это повлияет и на снижение уровня детской преступности.
Поддержать проект вы можете, обратившись непосредственно ко мне».
Эти примеры достаточно общие, но по ним можно понять суть убеждающей речи и составить хорошую ораторскую речь по подобию.
Принцип 5. Мотивация – это важно
У людей должен быть стимул. И это не просто решение их проблем. Они должны ощущать, что хотят пойти за вами. Наиболее популярный стимул – это взывание к гражданскому долгу. Если общественность будет уверена, что ее действия – это поистине важный человеческий и героический поступок, она пойдет за вами без вопросов.
Будьте внимательны, если то, что вы требуете от людей, будет стоить им денег или времени, результат от их потери должен соответствовать их ожиданиям.
Например, в одном из текстов люди должны потратить время, чтобы выстоять в очереди и подписать петицию. Но взамен они получат свое здоровье и здоровье близких людей. Вы снимаете с них угрозу заболевания, это и есть мотивация.
Принцип 6. Будем честными и открытыми
Ваша искренность – самый быстрый и эффективный путь к доверию слушателей. Вот несколько советов:
- Говорите только правду.
- Не преувеличивайте результаты, которых стоит ожидать. Это тоже, своего рода, обман.
- Никогда не критикуйте тех, кто не согласен с вами.
- Предоставляйте источники ваших сведений.
Самый главный совет: представьте себя на месте ваших слушателей. После каких слов вы поддержали бы себя? Ответ на этот вопрос и будет вашей убеждающей речью.
Источник
6 принципов убеждающей речи: как научиться быть оратором?
Добрый день, дорогие читатели. Наверное, каждому приходилось быть участником ситуаций, в ходе которых благодаря удачно подобранному слову и уверенному выступлению оратора кардинально менялся настрой одного или нескольких человек. И это не волшебство. Ключевую роль в этом сыграла убеждающая речь.
Принципы убеждающей речи
Далеко не каждый обладает способностями убеждать в чем-либо других людей с помощью слов. Но при желании всему можно научиться. Достаточно придерживаться следующих принципов.
Первый: четкость мыслей и высказываний
Тщательная подготовка к выступлению – залог успеха. Ей нужно посвятить как минимум 2 дня. И речь идет не только о составлении структуры текста, его многократном проговаривании и перечитке, но также и о продумывании потенциальных вопросов и ответов на них. Часто даже четкая структурированная речь после нескольких внезапных вопросов может поблекнуть и оставить в памяти аудитории совсем нежелательные для оратора ассоциации.
Ваша речь обязательно должна содержать:
- Вступление – 20%. Неплохо будет, если в этой части будут озвучены выгоды, преимущества или просто факты, которые точно заинтригуют целевую аудиторию и вызовут желание ознакомиться с подготовленной информацией в полном объеме.
- Основная часть – 60%. Как можно больше конкретики, факты, события, статистика и цифры.
- Заключение – 20%. Озвучиваются реальный или потенциальный результат оговариваемых вещей и событий. Обязательно высказывается благодарность аудитории за внимательность. В конце нужно поинтересоваться, остались ли вопросы от прослушанного материала.
Успешные ораторы на протяжении своей речи создают ощущение ведения диалога с аудиторией. Для этого в процессе вещания достаточно вставить банальные вопросы: «Вы согласны?», «Ведь, правда?». При таком подходе каждый член аудитории ощущает себя активным участником беседы, поэтому полностью воспринимает и осознает услышанные факты.
Второй: честность и открытость
Главный совет – нужно представить себя на месте слушателя, и тогда станет понятно, что и как нужно говорить для получения одобрения и поддержки своих позиций.
Честность ваших высказываний будет играть главную роль.
- говорить исключительно правду;
- не вступать в спор с теми, кто не поддерживает вашу точку зрения;
- не преувеличивать результаты и не «украшать» факты;
- предоставлять источники вашей информации, повышая уровень доверия к своим словам.
Третий: мотивация
Для того чтобы слушатели улавливали каждое слово, вам необходимо их мотивировать. Озвучьте стимул – так люди чувствуют, что вы предлагаете оптимальный выход из сложившейся ситуации или какой-то проблемы. Нужно, чтобы у слушателя появилось желание идти за вами.
Одним из самых распространенных стимулов является взывание к гражданскому долгу. Если людей удастся убедить, что именно их выбор играет решающую роль, что их действия важны и героичные, тогда они без лишних вопросов пойдут за вами.
Четвертый: разнообразие речи
Ваше выступление ни в коем случае не должно быть монотонным. Мимика, жесты, громкость речи – все это должно меняться, поддерживая интерес к вашим словам. Периодическое обращение к аудитории без ожидания ответа сделает ваш текст более «отзывчивым» и логическим.
Хотя когда ответ от слушателей все же ожидается, это тоже эффективно. Ведь таким образом можно понять настрой слушателя и обозначить для себя детали, на которые стоит обратить внимание. Но также помните, что наличие более 2-3 вопросов может предварить ваше выступление на сумбур. Поэтому не переусердствуйте!
Пятый: контроль над эмоциональным фоном аудитории
Настрой слушателей можно понять практически с первой секунды речи. Достаточно просто хорошо присмотреться. Опытные ораторы знают, каким образом можно создавать и менять те или иные эмоции.
Изначально слушатели могут быть настроены позитивно или негативно, либо вообще не иметь собственного мнения. Существуют примеры, когда в процессе озвучивания докладов или выступлений эмоции слушателей кардинально менялись. То есть, человек настолько мастерски орудует словом, что может практически без усилий переубедить других людей в их суждениях.
Правила, по которым стоит планировать свое выступление, в зависимости от эмоций слушателей:
Отсутствие выделенного мнения. В таком случае нужно себе, как оратору, поставить цель – сформировать у аудитории личное мнение, чтобы в конечном итоге подтолкнуть ее к действиям. Собственное мнение может отсутствовать по причине неинформированности, безразличности, нейтральности. В таких ситуациях вы должны:
- Неинформированных – проинформировать, стараясь донести информацию в как можно лучшей форме, с доводами и примерами.
- Безразличных – заинтересовать, подбирая цифры и факты, которые потенциально для них интересны. Именно в этом случае удастся не просто вовлечь их в курс дела, но и превратить в заинтересованных, готовых действовать.
- Нейтральных – вовлечь в суть вопроса, склонить перейти на какую-либо сторону. Ваша стратегия должна быть основана на аргументах. Именно нейтральная аудитория склонна к глубокому анализу услышанной информации, объективности и взвешенности суждений.
Позитивная установка аудитории. Если изначально настроить слушателей правильно, половина дела будет сделана, а вам останется только сосредоточить все свое внимание на том, чтобы очертить им конкретную программу действий и ожидаемый результат.
Как правило, если люди еще вначале знают о конкретных деталях позитивного завершения любой ситуации, они действуют более слаженно и с огромной самоотдачей. Очертите ожидаемый финал в деталях, озвучьте конкретные шаги по достижению цели – и люди пойдут за вами без раздумий.
Негативная установка аудитории. Если ситуация не вышла за рамки умеренно негативных эмоций и не превратилась на враждебную – не все еще потеряно. При правильном построении предложений вы с легкостью сможете повернуть ситуацию в нужное русло. Главные особенности убеждающей речи – перечисление выгод от того или иного потенциального выбора, а также конкретный перечень действий и только правдивые факты.
Если несогласие толпы умеренное, смело приводите весомые аргументы, стараясь объективно излагать информацию. Даже если в результате этого слушатели с вами полностью не согласятся, они по крайней мере выслушают вас до конца.
В случае враждебного настроя пытайтесь подойти к главному вопросу завуалировано, постоянно ищите точки соприкосновения потенциальных интересов аудитории и своих. Вот когда вы увидите, что отдача есть, можно перейти к сути вопроса.
Однако, бессмысленно ожидать того, что только после одной вашей речи люди полностью изменят свои убеждения и станут вашими единомышленниками. Вы, разве что, сможете заставить их задуматься о каких-то аспектах вопроса, в результате чего они будут настроены менее категорично.
Шестой: доводы в соответствии с предполагаемой реакцией слушателей
Даже самая легкая и простая речь не оставит внимательного слушателя равнодушным. Хоть какие-то эмоции у него все же появятся. Хорошим тоном является выстраивание приводимых оратором доводов в соответствии с предполагаемой реакцией аудитории.
Речь, содержащая факты, может быть построена на основании методов:
- решения проблемы;
- изложения рациональных доводов;
- сравнительных достоинств;
- мотивации.
Стоит отметить, что последний метод является самым распространенных и одним из наиболее эффективных.
Шаги подготовки успешной речи
Тщательно подготовленная речь способна не только изменить мнение аудитории, но и заставить людей действовать так, как выгодно оратору. Составление презентации, доклада или речи стоит выполнять по шагам:
- Определение цели – фиксируем то, чего вы хотите достигнуть в результате своего выступления. Это может быть поиск единомышленников, призыв к активным действиям и т.п.
- Упирайтесь в своей речи на потенциальные интересы аудитории, освещайте только те аспекты, которые могут ее привлечь.
- Озвучивайте только проверенные цифры и факты, строя тем самым доверительный диалог с аудиторией.
- Вначале речи заинтересуйте, далее – приводите факты, способы решения проблемы и опишите преимущества от того или иного выбора. В заключительной части дайте перечень дальнейших действий для достижения конкретных результатов.
- Поддерживайте интерес аудитории с помощью ярких примеров, дружественных фраз, интонации в начале и, особенно, в заключительной части.
- Долой пафос: приводите личные примеры, не стесняйтесь высказывать свои убеждения и эмоции – открытость обязательно будет оценена по достоинству.
Многократная перечитка текста избавит вас от неточностей, позволит оптимизировать речь перед выступлением. Поэтому не стоит пренебрегать многократным чтением. А если у вас плохо с памятью, рекомендуем статью с советами по тренировке памяти.
Заключение
Дорогие читатели, надеюсь, для вас информация была полезной. Теперь вы знаете, как составить убеждающую речь. Придерживаясь этих принципов вы сможете управлять эмоциями слушателей и научитесь переубеждать людей, вести за собой команду. Помните, что мастерство приходит со временем. Чем больше выступлений – тем более продуктивными они будут.
Удачи вам, внимательной и отзывчивой аудитории, до встречи за новыми полезными беседами!
Также, рекомендуем прочитать статью с упражнениями для улучшения дикции.
Материал подготовила Юлия Гинцевич.
Онлайн тест на умение выступать на аудиторию
Что делать если эмоции мешают жить – основные методы контроля
ТОП 30 аффирмаций для правильного настроя на удачу и успех
100 интересных вопросов для себя и про себя
Основные причины возникновения ролевых конфликтов
Незаменимая технология метода кейсов: стадии и примеры использования
Источник