- Система воспитательной работы по формированию у учащихся чувства сострадания, сопричастности, выработки осознанной гражданской позиции с использованием технологии развития критического мышления методическая разработка по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Специфика проявления сострадания в младшем школьном возрасте
Система воспитательной работы по формированию у учащихся чувства сострадания, сопричастности, выработки осознанной гражданской позиции с использованием технологии развития критического мышления
методическая разработка по теме
Такой мастер-класс я проводила на конкурсе «Самый классный классный»
Конспекта проведения мастер-класса
Направление:Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся:
Тема: «Система воспитательной работы по формированию у учащихся чувства сострадания, сопричастности, выработки осознанной гражданской позиции с использованием технологии развития критического мышления»
Цель: познакомить коллег с методикой работы с использованием технологии развития критического мышления.
1. Беседа с участниками мастер-класса об используемых формах воспитательной работы ко дню Победы.
(На доске записываются различные виды и формы работ в этом направлении, которыми пользуются педагоги).
2. Постановка проблемы: как заинтересовать детей, как сделать так, что бы они начали задумываться, пропустили информацию через своё сердце, а не просто выслушали очередную информацию.
3. Технология развития критического мышления.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Существует три фазы в технологии развития критического мышления.
На конкретном примере мне хотелось бы познакомить коллег с тремя этапами в технологии развития критического мышления.
4. Из опыта работы с классом.
5. Рефлексия. (Сделать выводы по проведённому мастер-классу)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_master-klassa_skk.doc | 51 КБ |
vernye_i_nevernye_utverzhdeniya.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект проведения мастер-класса
Тема: «Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся: система воспитательной работы по формированию у учащихся чувства сострадания, сопричастности, выработки осознанной гражданской позиции с использованием технологии развития критического мышления»
- Представление
- Беседа с участниками мастер-класса об используемых формах работы.
Мне хотелось бы услышать от вас какие виды и формы работ вы используете в воспитательной работе ко дню Победы.
(На доске записываются различные виды и формы работ в этом направлении, которыми пользуются педагоги).
Вы легко называете традиционные формы работы. Вы все их знаете.
Но как же сделать так, чтобы Праздник Победы в Великой отечественной войне не превратился в очередной календарный праздник. Люди стали более эгоистичны, что бы уйти от этого. Надо сопереживать, помнить на чувственном уровне.
Основная цель работы – вызвать чувство сострадания, сопричастности, выработка осознанной гражданской позиции, развитие чувства гуманизма, милосердия.
3. Постановка проблемы.
Сейчас идёт большой поток информации на детей. И не всегда эта информация правдива.
Родина, Родители, Родственники, Родник, наРОД — это же слова одного корня.
Увы, всё чаще подменяется понятие «Родина» другим — «Страна». Но ведь страна — это всего лишь место проживания. Понятие же Родина — гораздо глубже и значимей.
Беда в том, что после многих лет «железного занавеса» Россия стремится присоединиться к «мировому сообществу», «догнать» его, «сравняться».
Наши прадеды, деды, отцы защищали Родину, СВОЮ ЗЕМЛЮ с оружием в руках. И в случае ОТКРЫТОЙ агрессии наверное найдётся немало защитников. В открытом противостоянии Россию победить невозможно. Вот и идёт захват иными методами, подменяется понятие Родина и Страна.
Во время сегодняшнего мастер-класса мне хотелось бы, чтобы мы с вами обменялись опытом. Поскольку, естественно, такое событие как Победа в ВОВ в мае обойти стороной невозможно. И уже начиная с первого класса учителя рассказывают об этом празднике, проводят различные мероприятия на эту тему.
Совсем не важно, как это называть — патриотическим воспитанием, уроками истории или информацией для общего развития, но детям необходимо знать о подвигах и славе предков, о страшной угрозе, нависшей над нашей страной, и о великой Победе.
Только рассказывать надо так, чтобы сами дети ни в коем случае не воспринимали это как «какое-то там воспитание» или скучные уроки, а заинтересовались, прочувствовали, поняли.
Большая ответственность лежит, на мой взгляд, на школе, учителях.
Именно мы должны донести до детей правдивую информацию.
В этом году мои дети перешли в 5 класс. И передо мною встала проблема: как заинтересовать их, как сделать так, что бы они начали задумываться, пропустили информацию через своё сердце, а не просто выслушали очередную информацию.
4.Технология развития критического мышления.
-А как вы считаете с чего необходимо начать работу?
Я очень долго думала и решила: работу стоит начать с того, чтобы заинтересовать детей, чтобы им самим захотелось узнать больше. Для этого я хочу вам предложить следующую форму работы.
Существует технология развития критического мышления.
Технология РКМП разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной и воспитательной сфере.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Существует три фазы в технологии развития критического мышления.
На конкретном примере мне хотелось бы вас познакомить с тремя этапами в технологии развития критического мышления.
5. Из опыта работы с классом .
После использования ТРКМ я сразу провела беседу с детьми, заинтересовались ли они. Я видела, что многим детям захотелось узнать больше. В ходе беседы выяснили, что дети хотят съездить в город Санкт-Петербург. Во время поездки мы посетили музей блокады Ленинграда и Пискарёвское мемориальное кладбище. Дети очень заинтересовались этой темой. После возвращения в Москву мои дети самостоятельно выпустили газету, составили слайд-шоу и решили со своим рассказом выступить перед учащимися 1-3 классов(провести классный час). Затем дети предложили, что надо съездить ещё по местам боёв. И мы решили на весенних каникулах съездить по маршруту Москва-Минск-Брест-Москва. Сейчас работа не останавливается. Ребята узнают в семьях о своих прадедушках и прабабушках – участниках ВОВ. У одной ученицы – Дашковой Александры — прабабушка пережила блокаду Ленинграда. Сейчас мы шефствуем над ветераном ВОВ, которая живёт рядом с нашей школой. Это Морцева Лидия Ивановна.
-Как вы думаете, как же можно проверить, достигла наша работа поставленных целей? Я решила дать детям задание написать эссе на тему: «Что нужно сделать, чтобы никогда и нигде не было войны?»
Вот некоторые работы.
Мне хотелось бы зачитать отрывки из их сочинений.
«Я считаю, что надо расширять движение миротворцев среди детей и подростков. В скором времени именно юные миротворцы будут продолжать спасать наш мир от войны и сеять дружбу на земле.»
«Людям, чтобы выжить. Нужны не танки, боевые корабли и оружие. А доброта, отзывчивость и взаимопонимание. И, чтобы объяснить им это, не жаль потратить свою жизнь.»
«Любовь, дружба и доброта смогут одержать Победу над злостью и жестокостью. Каждый человек должен любить и уважать другого человека, быть добрым и отзывчивым. И все люди Земли должны сказать себе: Мы выбираем мир! Нет войне!»
Скажите, есть ли у вас вопросы?
Мастер-класс мне хотелось бы закончить притчей.
Притча «Строительство храма»
Один человек идёт мимо стройки. И спрашивает одного рабочего:
«Что ты делаешь?» Рабочий отвечает: «Землю копаю». Прохожий спрашивает второго рабочего: «А ты что делаешь?» Второй рабочий отвечает: «Я кирпичи вожу». Тогда прохожий спрашивает третьего рабочего: «А ты что делаешь?». Третий рабочий отвечает: «А я храм строю».
Какой смысл в этой притче? Как вы считаете?
Основная мысль — что можно заниматься одним делом, но по разному к этому делу относиться. Очень бы хотелось, чтобы дети правильно относились к тем событиям, которые произошли почти 70 лет тому назад.
Я нашла для себя технологию работы, с которой я вас познакомила. Эта технология помогла мне заинтересовать детей, и считаю, что и вам поможет.
- Экспедиции, экскурсии по местам боевой славы.
- Выпуск школьной газеты, журнала,
- Соревнования, состязания
- создание проектов
- конкурсы патриотической направленности.
- Встреча с ветеранами
- Классный час
- Просмотр фильмов и чтение книг о ВОВ
- Беседы
- Поисковая работа
- Эссе
- Составление слайд-шоу
- Шефская работа
- анкетирование
Источник
Специфика проявления сострадания в младшем школьном возрасте
1.2 Специфика проявления сострадания в младшем школьном возрасте
Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание) – постижение эмоционального состояния, вчувствование в переживания другого человека.
Термин «сострадание» непосредственно связан с переживанием. Переживания в психологических источниках рассматриваются как эмоционально окрашенное состояние личности, как особая форма активности человека. Благодаря переживаниям осознаётся личностный смысл происходящего, осуществляется регуляция поведения субъекта. Значение переживаний в жизни ребёнка наиболее последовательно изучалось Л. С. Выготским, А.В.Запорожцем, Л.И. Божович, Я.З.Неверович, С.Л. Рубинштейном и другими.
Л.С. Выготский, рассматривая эмоции, утверждал, что переживания есть центральное звено в психическом развитии ребёнка и что эмоциональные реакции оказывают существенное влияние на все формы его поведения [17, с.159].
Младший школьный возраст – сензитивный период для формирования нравственной сферы личности, в том числе и чувства сострадания.
Новообразованиями младшего школьного возраста являются личностная и интеллектуальная рефлексия. На момент прихода в школу отношения школьников друг к другу регламентируются в основном нормами «взрослой» морали, т.е. успешностью в учебе, выполнением требований взрослых, к 9-10 годам на первый план выступают нормы, связанные с качествами настоящего товарища.
Возрастные психологические особенности младших школьников зависят от предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому отклику, как на музыкальные факторы, так и на воспитательные воздействия взрослых.
Приведем наиболее типичные, чаще всего встречающиеся показатели возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста:
— сенсорно-перцептивная активность (способность и потребность в сенсорных новых впечатлениях, их воспроизведении, сохранении);
— интеллектуально-волевая активность (интеллектуальная инициативность, любознательность, интерес к выявлению связей, причинно-следственных отношений, объективация и воспроизведение «трудных» ситуаций, выделения себя и поля действия и т.д.);
— мотивация и эмоционально-выразительная активность (социальный диапазон жизненных мотивов, способность их к эмоционально-выразительному выявлению, «обозначению», символизации, комбинаторике, замещению);
— способность (ее мера) к включению всех этих форм психической активности в реальную социальную деятельность, поведение, общение во имя их эффективного построения, регулирования и социальной оценки;
— развивается познавательное отношение к действительности, что определяет переход к более сложным формам мышления;
— возникают относительно устойчивые формы деятельности и поведения;
— развивается обращённость к коллективу сверстников.
При этом необходимо учитывать, что развитие личности ребёнка невозможно без развития его чувств, связанных со следующими особенностями: ребенок научается распознавать собственные эмоции, учится понимать эмоциональное состояние других людей. Поведение детей приобретает более точный, дифференцированный характер, они постигают нормы, которые определяют их взаимоотношения с другими людьми. Безусловно, что в этом возрасте у ребёнка в значительной мере сохраняется свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие его явления.
Характерной особенностью детей младшего школьного возраста является их эмоциональная отзывчивость, которая приобретает новые черты.
Важнейшим показателем возраста можно считать процесс интенсивного накопления эмпатийного опыта, что становится основной для развития высоких форм отзывчивости в других возрастах[18]. Такой факт возможно объяснить двумя тенденциями в развитии младшего школьника: развитием более тесных межличностных контактов школьников со всё более глубоким проникновением в суть взаимоотношений людей; усложнением структуры личности самого ребёнка[63].
Однако данные исследователей свидетельствуют о том, что в младшем школьном возрасте сострадание по форме смещается в сторону сопереживания, причём ярко проявляются сострадательные эмоции к животным и меньше — к сверстникам и другим людям[18, 19, 62, 63]. У ребенка впервые возникают острая борьба переживаний, благодаря чему возникает новое отношение к себе. Такую картину можно объяснить тем, что в развитии личности младшего школьника преобладают эгоцентрические мотивы поведения. Но, сопереживая, ребёнок проходит школу эмпатического взаимодействия с другими людьми. Без этой школы невозможно развитие альтруистических мотивов и гуманистических переживаний.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственности, усваиваются общечеловеческие моральные нормы, формируются высшие чувства, к которым относится и чувство сострадания.
Сопереживание формируется у ребёнка на способности подражания взрослому. Подражание обеспечивает социальное развитие личности и представляет собой по своей сущности и природе социально обусловленную деятельность индивида, состоящую в отражении действительности. Причём подражание имеет и более ранние, простые формы — инстинктивные. В.В. Зеньковский, анализируя работы 3. Фрейда, С. Бека, В. Штерна и других авторов, пишет о проявлениях сострадания у детей в очень раннем возрасте[42, C.146-148]. Автор указывает на то, что учёные выявили случаи проявления сострадания не только к людям, но к животным, куклам, растениям, образцам людей или животных в картинках или рассказах.
Такого рода проявления на ранних этапах жизни ребёнка могут быть только следствием самых простых форм подражания, имеющих, безусловно, рефлекторную природу. Подражание как отражение примера детерминировано социальными воздействиями и особенностями самого примера. В этом плане нам представляется весьма убедительным выделение сопереживания, сострадания у младших дошкольников как более импульсивной, неосознаваемой и центрированной на «себе» форме эмпатии, при которой другой человек выступает лишь как источник для собственных переживаний личности.
Выделяют два вида эмпатии – гуманистическую и эгоцентрическую. К первому виду относят эмпатические переживания, в которых человек эмоционально откликается на неблагополучие или благополучие другого (сорадование, сострадание, сочувствие, жалость). Эгоцентрическая эмпатия связана с переживаниями не за другого, а за себя. Страдания другого в этом случае являются лишь поводом переживать за себя. Эгоцентрические эмпатические переживания: страдание, грусть, страх, радость в ответ на печаль другого, печаль в ответ на радость (последние являются переживаниями зависти).
В младшем школьном возрасте, особенно во второй его половине, проявляются оба вида эмпатии, причем дети способны к достаточно острым переживаниям сочувствия и к ярким проявлениям зависти. Как зависть, так и сострадание воплощаются в поступках: если ребенок завидует, он может нажаловаться; если сострадает, может поделиться самым дорогим для себя.
Девятилетний ребенок уже способен воспроизвести переживания других людей, связать их с определенными действиями.
Некоторые дети младшего школьного возраста в ситуации морального выбора показывают очень высокую степень нравственной зрелости и эмоциональной отзывчивости. В то же время будет справедливо отметить, что наличие способности сопереживать другому или ее отсутствие являются устойчивыми примерно у половины детей младшего школьного возраста. Остальные дети составляют очень сложную подгруппу с нестабильными проявлениями эмоциональной отзывчивости.
Первые десять лет жизни ребенка особенно благоприятны для развития его эмоциональной сферы и образного мышления. Из-за сложности самой природы эмоций направленное воздействие на эмоциональную сферу сопряжено с большими трудностями, причем эффект эмоционального научения оказывается значительно менее стойким, чем приобретенные моторные и сенсорные навыки.
При воспитании нравственных чувств средствами искусства особое внимание обращается на идентификацию, с помощью которой может осуществляться погружение ребенка в художественный мир произведения искусства. Объектом идентификации в этом случае являются герои, как правило, занимающие доминирующее положение в произведении и вызывающие у детей симпатию. Отождествление себя с такими персонажами является одним из социально-психологических механизмов воздействия искусства на личность. Его следствием является рождение новых чувств у учащихся, подобных чувствам любимых героев, и воспитание соответствующих ценностных ориентиров.
Таким образом, сострадание, эмпатия — важнейший компонент в структуре положительного эмоционального отношения ребёнка к другим людям, помогающий не только понимать и эмоционально отзываться на переживания другого, но и на этом основании оказывать ему реальное содействие; на эмпатии строится привязанность ребёнка к другому лицу. Однако в младшем школьном возрасте сострадание по форме смещается в сторону сопереживания, причём ярко проявляются сострадательные эмоции к животным и меньше — к сверстникам и другим людям.
Источник