У шарика есть чувство юмора

Характеристика и образ Шарикова в повести Собачье сердце Булгакова сочинение

В повести М.А.Булгакова “Собачье сердце” центром сюжета стала история эксперимента, во время которого собаку превращают в человека. Довольно известный профессор Преображенский в своей работе много уделял времени вопросу омоложения организма. В результате он хотел получить совершенно нового человека. Совместно с коллегой доктором Борменталем профессор проводит пересадку гипофиза скончавшегося мужчины на место мозга собаки.

Обыкновенный бездомный пес Шарик вдруг превращается в Полиграфа Полиграфовича Шарикова. К сожалению этот эксперимент оказался не таким удачным, как его себе представляли Преображенский и Борменталь.

Среда в которой обитал человек сыграла свою немалую роль в становлении личности. Шарикову перешли от собаки самые плохие качества такие, как ловля блох, бег за кошками. От человека ему передались черты пьяницы и дебошира. Это было меньшей проблемой. Революционная среда повлияла на Шарикова не лучшим образом. Преображенский пытался сделать Шарикова интеллигентным человеком, но находились люди, которые препятствовали попыткам профессора. Так Швондер становится союзником и только ухудшает ситуацию.

Со временем Шариков начинает считать, что нужно стремиться к уравниванию всего. Он приносит бумагу о том, что ему положена часть жилья профессора. Полиграф Полиграфович не стесняется грубить и доносить на человека, которому должен быть благодарен. Герой эгоистичен и хитер, когда его пытаются выгнать из квартиры, он уже имеет на руках бумаги, подтверждающие его права на жилплощадь. Ему понятна выгода проживания у профессора. В один день он приходит домой с девушкой, на которой обещает жениться. Выясняется, что Шариков соврал о себе. Узнав правду, она сбегает.

Шариков оказывается не таким глупым и простым, как кажется на первый взгляд. Везде он находит выгоду. Полиграф Полиграфович становится не просто рабочим, а завотделом по отлову бездомных кошек. Его операция и шрам также играют на руку Шарикову. Когда его пытаются призвать в армию, он находит причину отказа, связанную с операцией. Где-то он выдает свой шрам за последствия боевого ранения.

Главный герой с каждым днем становится всё более наглым. Поступки Шарикова вынуждают профессора и доктора вернуть Шарику образ собаки.

2 вариант

Сделав одним из главных героев произведения человека, созданного из собаки М.А. Булгаков продемонстрировал свое отношение к новой власти и социальным изменениям, принесенным ее установлением.

Само происхождение Шарикова, ставшего членом человеческого общества и введенного в квартиру профессора, показывает неодобрение автором романа возвышения людей из низов. Булгаков не против такого в принципе, но при условии получения образования и восприятия культуры. Недаром профессор Преображенский пытается наставлять бывшего пса. Показывая хамство и невежество Шарикова, его нежелание стать культурным человеком. Булгаков в скрытой форме проводит мысль о бесполезности новой социальной мобильности.

При этом в романе ярко демонстрируется принятие Шарикова советской властью. Швондер также воспитывает Шарикова и его идеи и даваемая для изучения марксистская литература, лучше воспринимаются героем, чем старый строй жизни в квартире Преображенского. Шариков быстро воспринимает новую культуру, что подчеркивается выбором «революционного» имени Полиграф Полиграфыч.

Новая власть открывает перед ним возможность сделать карьеру. При этом, возглавляемый Шариковым подотдел ничего не создает, даже не дублирует функции другого полезного ведомства. Учреждение борется не с действительно приносящими вред мышами или крысами, а истребляет безобидных домашних животных, служа лишь удовлетворению неизжитых инстинктов своего начальника.

В конце концов, продемонстрировав с помощью нескольких диких выходок Шарикова не только его неспособность адаптироваться в «приличном» обществе, но и его опасность для окружающих, автор, руками превращает, неудавшегося по его мнению человека, обратно в пса. Шарик становится хорошей собакой и живет у профессора, который не испытывает более к нему неприязни. Булгаков, тем самым, показывает свое отношение к низшим слоям общества, к большинству народа. Массы должны выполнять свои функции и не выходить за рамки, определенные для них более образованными и культурными представителями «верхов». Если же кто-либо желает подняться выше, то он должен доказать свой возросший уровень и быть принятым новой средой. Советская же власть, своими экспериментами нарушила естественное течение жизни.

Вариант 3

Образ Шарикова в «Собачьем сердце» заслуживает пристального внимания, потому как он является одним из главных героев известного произведения.

Пес Шарик – дворняга, у которой не было хозяина, он практически ничего не ел, лишь изредка питался тем, что находил на свалках. Через некоторое время повар, который выносил помои, обольет пса горячей водой.

Шарик очень боялся людей, вероятно, в связи с таким несправедливым поступком повара. Люди обижали его, выгоняли отовсюду, он ждал лишь скорейшей своей кончины.

Однажды, на счастье пса, в его жизни появился профессор Преображенский. Пес, не ожидавший внимания в свой адрес, с невероятным чувством благодарности плелся до самого дома за профессором.

Он был безумно счастлив от осознания, что он может быть кому-то нужен, что его судьба небезразлична человеку. В то же время он не знал, чего следует ожидать от профессора, как он поступит с ним в дальнейшем. У него было какое-то предчувствие, что все это не просто так, и он будет что-то должен дать взамен.

Как мы знаем, из произведения, Шариков появился вследствие научного эксперимента профессора Преображенского. Профессор пересадил животному человеческие органы, которые принадлежали умершему преступнику Климу Чугункину.

О внешности автор пишет, что это был человек несимпатичной наружности, имел маленький рост, у него был гулкий глухой голос, свободная походка.

Шариков был довольно нахальным и бесцеремонным существом, он не знал элементарных правил этикета, за что профессор Преображенский его многократно попрекал.

При всем этом любые свои умозаключения он произносил с абсолютным чувством уверенности и превосходства. С окружающими он также ведет себя слишком нагло.

Персонаж очень любит выпить, вполне вероятно, что это передалось от человека, от которого были пересажены органы.

Несмотря на свою некоторую безграмотность, невоспитанность, он хочет, чтобы у него были все документы, справки, которые имеют все люди.

Через некоторое время Шариков решает начать ловить животных, это у него неплохо получается.

Читайте также:  Что такое чувственные вещи

Конечно, от такого недочеловека профессор Преображенский быстро устает, вследствие этого он решает превратить его обратно в животное.

Про шарикова

Собачье сердце – одно из самых захватывающих произведений М.А.Булгакова. Это ироничное, полуфантастическое повествование, в котором автор рассказывает о судьбе бродячего пса Шарика.

Собака стала объектом научного эксперимента профессора Преображенского, типичного интеллигента дореволюционной России. Псу провели операцию на мозг, пересадили гипофиз человека, да ещё какого человека. Донором оказался молодой человек двадцати пяти лет Клим Григорьевич Чугункин. Завсегдатай питейных заведений, дважды судимый, не обремененный ни моральными, ни нравственными качествами человек. Основной род деятельности – кражи и игра на балалайке по трактирам.

С этого момента в повести разворачивается круговорот невероятных событий. Шарик мгновенно очеловечивается, получает паспорт и становится Полиграфом Полиграфовичем Шариковым. Пес перенимает все малопривлекательные качества и собаки, и Чугункина. Он ненавидит кошек и бродячих животных, ловит блох, кусается, в то же время увлекается алкоголем и домогается женщин. Это существо разнузданное, вороватое, циничное, вызывающее у любого нормального человека чувство брезгливости и отвращения.

Мало того, он устраивается на работу в отдел по отлову бродячих животных и примыкает к революционной ячейке во главе с домкомом товарищем Швондером. Гомункулус удивительно легко вписывается в общество пролетариев, которые не упускают возможности провести с ним революционный ликбез. С легкой руки Швондера Шариков обнаруживает, что его создатель, профессор Преображенский — классовый враг и начинает вести борьбу за свои права. Ситуация доходит до абсурда, когда Шариков приводит в дом профессора девушку, объявив о своем желании жениться и требует «на законных основаниях» выделить ему отдельную комнату.

Действие происходит в России первых послереволюционных лет. Шариков – продукт новой действительности. Малограмотность, отсутствие элементарной культуры, цинизм, замешанные на идее классовой ненависти – вот благодатная почва для создания чудовищ.

Булгаков не скрывает своего негативного отношения к новой власти и считает революцию неоправданным экспериментом над социумом. Кровопролитие, ненависть к себе подобным, террор, разруха – закономерный результат деятельности «Шариковых», которые стали слепым оружием в руках политиков.

Сочинение Характеристика Шарикова

Известный классик русской литературы Михаил Афанасьевич Булгаков является автором повести «Собачье сердце». Произведение было написано в январе-марте 1925 года, однако в свет вышло лишь в 1987 году. Все дело в том, что при обыске в доме Булгакова в 1926 году произведение было изъято. Главным героем повести является Шариков – начальник подотдела очистки Москвы от домашних животных.

Шариков появился на свет с помощью операции профессора Преображенского, который пересадил псу Шарику гипофиз убитого алкоголика и вора Клима Чугункина. Желая создать из собаки человека, профессор, сам того не осознавая, оживил вора и рецидивиста Клима Чугункина. Таким образом, из милого, ласкового и доброго пса Шарика вырос негативный во всех отношениях Шариков. Главному герою оказались присущи все негативные черты умершего человека – социальная распущенность, злость и капризность.

Булгаков очень ярко описал своего главного героя на страницах произведения. Даже внешний вид его говорит о его непростом характере – порванный пиджак, вымазанные краской брюки, небесного цвета галстук с фальшивой рубиновой булавкой. От Шарикова всегда неприятно пахло, хотя он уже давно существовал в роли человека. Неопрятность в одежде дополняли грязные волосы и постоянная щетина. Всем этим Булгаков подчеркивал, что для Шарикова внешний вид неважен, а ухаживание за собой для него является даже постыдным. Он уверен, что обычный человек из рабочего класса не обязан обращать внимания на свой внешний вид.

Себя он причисляет также к рабочему классу. Шариков как типичный представитель рабочего класса того времени не приемлет образования. Это читается в каждом выражении главного героя. В какой-то степени он выражает презрение к учебе. Именно его необразованность играет негативную роль в его жизни. Шариков попадает под влияние Швондера – председателя домкома. Именно речи Швондера впечатляют Шарикова. Главный герой начинает излагать чужие мысли, преподнося это как собственное мнение. Именно из-за необразованности Шариков позволяет себе грубые речи в споре с профессором. Сам мало разбираясь, он свободно и безапелляционно рассуждает на острые социально-политические темы, хотя большая часть его высказываний идет от Швондера.

Имеет место и политика в лице Шарикова. Главного героя можно сравнить с типичным представителем рабочего класса, который в одночасье получил ряд свобод и прав, но не знает, как ими должным образом воспользоваться. Вместо этого в Шарикова проявляется эгоизм, и желание добиться своей цели любым путем. И тому есть ряд подтверждений в повести. Самым ярким является, пожалуй, тот факт, что для социального роста по карьерной лестнице он убивает бездомных животных, хотя совсем недавно был таким же.

В главном герое Булгаков раскрыл такую негативную черту человека, как эгоизм. Шариков, получив ряд прав в роли человека, опять же по советам Швондера, начинает требовать свою долю от профессора Преображенского, причем нагло и эгоистично. Для достижения своих целей он начинает даже угрожать профессору. Шариков считает, что профессор ему должен часть жилплощади. Ему эгоизм в ряде ситуации не знает предела, в том числе тогда, когда он требует, чтобы его кормили. Эгоизм тесно связан с необразованностью, ведь Шариков видит ситуацию лишь с той стороны, в какой ему она была представлена Швондером.

Вообще квартирная проблема неплохо раскрыта Булгаковым в лице Шарикова. В этой ситуации главный герой выступает лишь связующим звеном между более зажиточным классом в лице профессора Преображенского и членами домкома во главе со Швондером. Через Шарикова члены домкома давят на профессора, поднимая острый вопрос нехватки жилья. Шариков из-за своей необразованности становится пешкой в руках членов домкома. Квартирный вопрос действительно в то время стоял очень остро, и Булгаков сумел поднять и раскрыть эту тему на страницах своего произведения.

Острые социальные и политические проблемы раскрыл Булгаков на страницах своей повести в лице Шарикова. Произведение хоть и повествует о таких острых проблемах, но написано в сатирическом и фантастическом стиле, благодаря чему повесть легко читается и популярно до сих пор.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Шарикова в повести Собачье сердце

Популярные сегодня темы

Данный рассказ повествует об очень своеобразных отношениях. Мужчина и женщина находятся вместе, но оба понимают, что всё идет как-то не так. Женщина давно мечтает о полноценной семье с детьми

Читайте также:  Эмоции или проявления чувств

Такой персонаж, как Калашников получился в произведении очень интересным и раскрытым. Автор поднял большую проблему, в которой хотел показать, насколько важной может быть проблема, связанная с восстановлением образа

Рассказ «Поздний час» написан 19 октября 1938 году, в этот период Бунин находился в эмиграции, во Франции. В произведении отчетливо чувствуется тоска по Родине.

Илья Ильич Обломов рос в лени и бездействии. Сам по себе, он был очень активным и интересующимся ребенком

Во многих произведениях различных авторов есть различные персонажи, которые обречены на одиночество и не могут жить счастливой жизнью. Некоторые живут так по своей вине, некоторые стараются изо всех сил

Источник

Получилось ли у профессора создать нового человека? Нет.

Класс ЛИТЕРАТУРА

Тема: Система образов произведения «Собачье сердце». Умственная ,нравственная ,духовная недоразвитость –основа живучести «шариковщины», «швондерства».Нравственная проблематика повести.

Сегодня на уроке мы:

· разберёмся в системе образов повести «Собачье сердце».

· подумаем, к чему приводят попытки искусственно создать нового человека и новое общество.

Что такое система образов произведения и для чего мы её изучаем?

Система образов – это множество художественных образов, которые связаны друг с другом отношениями разного рода и составляют целостное единство. С помощью системы образов писатель воплощает художественный замысел.

Система образов – это одно из средств воплощения темы и идеи произведения.

В системе образов чаще всего встречаются такие роли. Главный герой – центральный герой произведения. Герои-антиподы – персонажи, противоположные по характеру и убеждениям главному герою. Герои-двойники и второстепенные персонажи.

В повести Булгакова «Собачье сердце» мы видим две противоборствующие стороны. Первая – интеллигенция. Её представители – это профессор Преображенский и его ассистент доктор Борменталь. Вторая сторона – пролетариат. К пролетариям условно относятся Швондер и Шариков. Противоборство этих двух сторон отражает раскол общества, который был в России 20-х годов. Примирение здесь невозможно, потому что все идеи и принципы враждующих лагерей абсолютно противоположны.

Профессор Преображенский – типичный интеллигент. Он учёный и врач. В его образе писатель соединил черты нескольких знаменитых докторов, которые занимались научными экспериментами. Например, один из прообразов − профессор Иван Петрович Павлов, который получил Нобелевскую премию за работу по физиологии. Ещё одним прототипом считают Сергея Воронова, который занимался пересадкой органов животных людям для омоложения. Помните, то же самое предлагал Преображенский своей пациентке?

В научных медицинских кругах того времени витала идея о создании нового человека. Согласитесь, идея не менее революционная, чем создание нового государства.

Филиппа Филипповича Преображенского считают выразителем точки зрения автора. Именно Преображенскому принадлежит монолог о разрухе и знаменитая фраза «Разруха не в клозетах, а в головах».

Филипп Филиппович – талантливый врач. И среди его пациентов есть не только богачи, но и люди из партийного руководства. Один из таких пациентов спасает профессора от жилищного уплотнения. Связи выручают Преображенского, когда Шариков пишет на него донос.

У профессора Преображенского приятная внешность. Вот таким его видит бездомный пёс Шарик: «Он умственного труда господин, с культурной остроконечной бородкой и усами седыми, пушистыми и лихими, как у французских рыцарей, но запах по метели от него летит скверный, больницей».

Филипп Филиппович очень умён, вежлив, наблюдателен. Он любит искусство. После ужина с доктором Борменталем он едет в театр слушать оперу. Преображенский добрый человек. Он помог доктору Борменталю, когда тот был ещё полуголодным студентом. Стал его учителем и другом, сделал Борменталя своим ассистентом. Филипп Филиппович искренне верит, что насилие недопустимо.

«На человека и на животное можно действовать только внушением», – говорит он. Профессор Преображенский труженик. Его богатый стол и большая квартира с прислугой – результат упорного труда.

Может показаться, что профессор Преображенский – абсолютно положительный герой, но это не так. Посмотрите, как Булгаков описывает его во время операции: «Нож вскочил ему в руки как бы сам собой, после чего лицо Филиппа Филипповича стало страшным. Он оскалил фарфоровые и золотые коронки и одним приёмом навёл на лбу Шарика красный венец».

В этой сцене несколько раз упоминается, что Филипп Филиппович «положительно страшен». Он оглядывается «зверски», рычит, злобно ревёт, а в конце «отваливается, словно сытый вампир».

Характерно, что в этой сцене писатель демонизирует хирурга, а пса очеловечивает. Он использует слово «лицо» вместо «морда», будто речь идёт не о животном, а о человеке. Профессор Преображенский идёт против закона природы. Он совершает кощунство, за которое потом и расплачивается. А пёс здесь – его невинная жертва.

Кроме того, профессор зарабатывает, омолаживая богачей и делая сомнительные операции.

Ассистент профессора Преображенского – доктор Иван Арнольдович Борменталь.

Он верный соратник и преданный друг. Борменталь трудолюбив и внимателен. Он талантливый хирург и учёный. В нём нет высокомерия по отношению к пролетариату. Возможно потому, что он сам голодал.

Борменталь гораздо оптимистичнее профессора Преображенского. Он спокойнее и проще смотрит на вещи, его мышление более гибкое. Но при этом Борменталь может противостоять открытому хамству Шарикова, тогда как его учитель теряется. Можно увидеть, что в каждой опасной ситуации он появляется рядом с профессором. Фактически, он становится ангелом-хранителем своего наставника.

Председатель домкома Швондер – фигура одновременно смешная и страшная.

Страшны его фанатичность и бестолковое стремление воплотить в жизнь идеалы новой власти. Швондер считает себя пролетарием, но на самом деле он типичный бюрократ. Обратите внимание, что его речь полна казённых штампов и лозунгов. «Документ – самая важная вещь на свете», – заявляет Швондер. Он упивается своей властью и использует любую возможность, чтобы насолить профессору.

Такие как он способны извратить или довести до абсурда любую идею. Например, нести культуру в массы – отличная идея. Но культура не сводится только к хоровому пению! За домом домком не следит: в парадном воруют, на лестнице грязь. Он не борется с разрухой, а сеет её. Шариков легко попадает под влияние Швондера. По сути Швондер – такой же Шариков. Его ограниченный ум не в силах вместить мысль о научном открытии. Поэтому Швондер написал статью в газету, где назвал Шарикова незаконным сыном профессора Преображенского.

Фактически, он становится для Шарикова наставником и опекуном, как профессор Преображенский для доктора Борменталя. Швондер проводит идеологическую обработку Шарикова. Выбивает для него документы, устраивает на работу. По сути, благодаря Швондеру Шариков становится полноправным членом общества. Однако Шариков для Швондера – лишь подотчётная единица.

Читайте также:  Чувство значимости для мужчины

«Я не могу допустить пребывание в доме бездокументного жильца, да ещё не взятого на воинский учёт милицией. А вдруг война с империалистическими хищниками?».

Профессор Преображенский называет Швондера главным дураком: «Он не понимает, что Шариков для него ещё более грозная опасность, чем для меня. Ну, сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если кто-нибудь, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки».

Сначала Швондер помог Шарикову написать донос на профессора, а потом Шариков напишет донос на самого Швондера. Круг замкнётся.

Итак, мы видим, что профессор Преображенский и Швондер – главные антиподы. Между ними пропасть как нравственная, так и интеллектуальная. Их ценности противоположны. Но они оба – создатели нового человека. Шарикова. Профессор на физическом уровне, а Швондер – на духовном. Ещё важная деталь. Они оба идут против закона мироздания. Преображенский насильственно пытается победить природу. А Швондер так же насильственно переустраивает общество. Получается, что Швондер не только антипод, но и пародийный двойник профессора. Любопытно, не правда ли?

Есть в этой повести и ещё интересная особенность. Это два персонажа в одном. Дворовый пёс Шарик и созданный профессором человек – Полиграф Полиграфович Шариков. Две разные личности в одном теле, которые сменяют друг друга.

Шарик – это дворовый пёс. Хитрый, озорной и обаятельный. Он воспринимает профессора Преображенского как божество. После голодной уличной жизни псу кажется, что он попал в рай.

Именно глазами Шарика читатель видит Москву в начале. С помощью этого приёма писатель решает сразу две задачи.

Во-первых, Булгаков создаёт образ пролетарской Москвы. В ней тяжело жить и собакам, и людям. Шарик рассуждает о болезнях, голоде, гнилой еде в общепите, человеческой жестокости и горе.

Во-вторых, писатель даёт понять, что Шарик – это личность. Он мудр, умеет видеть людей по глазам.

«О, глаза – значительная вещь. Вроде барометра. Все видноу кого великая сушь в душе, кто ни за что, ни про что может ткнуть носком сапога в рёбра, а кто сам всякого боится».

У Шарика есть чувство юмора. Он иронизирует, когда девушка на улице называет его Шариком.

«Какой он к чёрту Шарик! Шарикэто значит круглый, упитанный, глупый, овсянку жрёт, сын счастливых родителей, а он лохматый, долговязый и рваный, шляйка поджарая, бездомный пёс. »

Но самое главное, пёс Шарик гораздо добрее и человечнее человека Шарикова. Булгаков постоянно подчёркивает это, в том числе и на уровне системы образов. Например, с помощью второстепенных персонажей.

Например, в первой главе пёс Шарик сочувствует машинистке, которую встречает в подворотне. Он думает о её бедности, унижениях, о том, что она вынуждена питаться гнильём.

А в 9 главе человек Шариков сам издевается над такой же машинисточкой. Он использует девушку, лжёт ей, отбирает у неё кольцо. А когда она уходит, узнав правду, угрожает сократить её с работы.

Итак, пса Шарика можно назвать положительным персонажем. Но что же результат эксперимента профессора Преображенского – Полиграф Полиграфович Шариков?

Получилось ли у профессора создать нового человека? Нет.

Фактически он вернул к жизни Клима Чугункина, чьи железы пересадил дворовому псу. Шариков начал говорить бранными словами. Он играет на балалайке, как и его донор. Привычки, характер и отсутствие воспитания – всё переходит Шарикову от донора. Он трус, лжец и вор. Быстро учится он только гадостям и подлостям. Потому профессор и говорит, что опаснее всего он для своего учителя – Швондера. «Весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе».

С каждым днём Шариков всё больше наглеет и хамит.

Находиться с ним в одной квартире опасно. Боится он только доктора Борменталя, который может с ним справиться физически. Интересно, что с Шариковым теория профессора о том, что «террором ничего поделать нельзя с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло» даёт осечку. Справиться с Шариковым удаётся только при помощи насилия – повторной операции.

Зачем вообще Филипп Филиппович создал такое существо? Профессор сам признаётся, что работал над улучшением человеческой породы. В начале двадцатого века существовала целая наука об этом. Называлась она евгеникой. Однако эксперимент профессора провалился, а его открытие не стоит ломаного гроша.

«Доктор, человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год, упорно выделяя из массы всякой мрази, создаёт десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар».

Но в финале повести становится ясно, что профессор не оставляет своих изысканий.

«Пёс видел страшные дела. Руки в скользких перчатках важный человек погружал в сосуд, доставал мозги. Упорный человек, настойчивый, все чего – то добивался в них, резал рассматривал, щурился и пел».

Таким образом, конец повести – отнюдь не идиллия. Финал можно назвать открытым. Ведь профессор всё так же не оставляет своего желания улучшить человеческую природу путём вмешательства в неё извне.

Изучив систему образов повести, мы можем понять основную мысль повести. Насильственные революционные перемены губительны.

Попытки идти против природы и против социальных законов оборачиваются катастрофой. Но эти катастрофы неизбежны. Ведь всегда найдутся те, кто, выражаясь словами профессора Преображенского, «форсирует вопрос».

Мечтателям и бунтарям, приверженцам революций и всем желающим в одночасье что-либо изменить в обществе стоит вспомнить горькие слова профессора Преображенского: «Вот … что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподнимает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей».

1.Проработать теоретический материал,

2.Проанализировать образы произведения.

3.Составить и записать в тетрадь план-характеристику образов.

Рекомендации по выполнению работы:

Завести новую тетрадь в линию. В тетради записываем

Система образов произведения «Собачье сердце». Умственная ,нравственная ,духовная недоразвитость –основа живучести «шариковщины», «швондерства».Нравственная проблематика повести.

Профессор Преображенский

План

Дата добавления: 2020-04-25 ; просмотров: 59 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Оцените статью