У ребенка нет чувства сочувствия

Содержание
  1. Эмпатия: Как научить ребенка проявлять сочувствие по отношению к другим детям?
  2. Об эмпатии
  3. Виды эмпатии
  4. Когнитивная эмпатия
  5. Эмоциональная эмпатия
  6. Действенная эмпатия
  7. Как понять, что у ребенка отсутствует или плохо развита эмпатия?
  8. Ребенок неаккуратно обращается с домашним животным
  9. Ребенок бьет других детей, когда ему нужно добиться определенной цели
  10. Ребенок не жалеет родственников, когда они плачут
  11. Ребенок не помогает другим людям
  12. Ребенку безразлична боль людей или животных
  13. Как научить ребенка эмпатии?
  14. Демонстрируйте ребенку эмпатию
  15. Научите ребенка понимать свои эмоции
  16. Научите ребенка самостоятельно идентифицировать эмоции, которые у него появляются
  17. Научите ребенка понимать, какие эмоции испытывают другие люди
  18. Подсказывайте ребенку, какие чувства испытывают люди в тех или иных ситуациях
  19. Научите ребенка действенной эмпатии
  20. ◾У моего ребенка нет сочувствия! Что делать?◾
  21. Ребенок не умеет сочувствовать? Этому можно научить. 5 простых правил.

Эмпатия: Как научить ребенка проявлять сочувствие по отношению к другим детям?

Эмпатия — очень важная способность, которой должен обладать каждый человек. Она нужна не только для того, чтобы иметь возможность полноценно существовать в обществе. Но и для того, чтобы понимать чувства других людей. Избегать с помощью этой способности конфликтов.

Мы расскажем о том, как научить ребенка проявлять эмпатию. А также разберем, что это такое. И какие ее виды бывают.

Об эмпатии

Эмпатия — это сочувствие. Способность человека осознавать, что в тот или иной момент испытывают люди. И сопереживать трудностям, проблемам, с которыми они столкнулись.

Ребенок, у которого хорошо развита эмпатия, понимает чувства других людей. Осознает, как подбодрить их в те или иные моменты. А также понимает, как не усугубить уже плачевное состояние человека.

Более развитые чувства эмпатии приводят к тому, что ребенок начинает осознавать не только то, о чем переживает другой человек. Но и переносит эти эмоции на себя. Помогает ребенку или животному, попавшему в беду.

При этом, понимать эмпатию, как чувство, которое обязательно заставит ребенка что-либо делать по отношению к другому человеку, не нужно. Сочувствие может остаться только «на словах». Вмешиваться в жизнь другого человека ребенку не обязательно.

Виды эмпатии

Существует три вида эмпатии. Давайте рассмотрим их.

Когнитивная эмпатия

В рамках когнитивной эмпатии, ребенок на подсознательном уровне понимает, что испытывают другие дети. Он проводит параллели с аналогичной ситуацией, которая, возможно, была у него до этого. И, благодаря эмпатии, понимает, что другой ребенок чувствует в тот или иной момент.

Эмоциональная эмпатия

Эмоциональная эмпатия позволяет ребенку видеть, какие эмоции появляются у другого человека. И сопереживать ему в ходе диалога. Те чувства, которые испытывает собеседник ребенка, он перенимает на себя. И проецирует те же реакции, что и у человека, с которым беседует.

Действенная эмпатия

Действенная эмпатия является одной из самых развитых способностей этого типа. В рамках нее, ребенок не только понимает, что происходит в голове у другого человека. Но и старается помочь ему справиться с определенной проблемой.

Как понять, что у ребенка отсутствует или плохо развита эмпатия?

Бывают ситуации, в рамках которых у детей наблюдаются проблемы с эмпатией. Они либо слабо сопереживают другим людям. Либо и вовсе не делают этого.

Прежде всего, вам нужно определить, есть ли у ребенка проблемы с эмпатией. Давайте рассмотрим, в чем это проявляется.

Ребенок неаккуратно обращается с домашним животным

Дети с плохо развитой эмпатией безразлично относятся к домашним животным. Они дергают их за хвосты. Носят по всей квартире. Бьют по носу, хвосту. И так далее.

Ребенок бьет других детей, когда ему нужно добиться определенной цели

Дети с плохо развитой эмпатией не видят рамок во время процесса достижения своей цели. Например, когда они играют в песочнице, и хотят занять определенное место, то могут с легкостью толкнуть другого ребенка. Или ударить его. При этом, абсолютно не чувствуют себя виноватыми.

Читайте также:  Добрый вечер веселого настроения

Ребенок не жалеет родственников, когда они плачут

Отсутствие эмпатии заключается и в том, что дети не проявляют сочувствие к бабушкам, мамам. Когда те плачут, подростки считают, что через некоторое время это прекратится. И не вмешиваются. Хотя маме и бабушке нужна их моральная поддержка.

Ребенок не помогает другим людям

Конечно, разговаривать с незнакомцами на улице нельзя. Однако, когда семнадцатилетний подросток не помогает безобидным людям (например, пенсионерам) — тоже довольно плохо. Это сигнализирует о том, что у ребенка наблюдаются проблемы с эмпатией.

Ребенку безразлична боль людей или животных

Эмпатия проявляется и в том, что ребенку не жалко людей или животных. Например, когда он идет по улице и видит птичку с поломанной лапкой, он не обращает внимания на ее проблемы. А просто проходит мимо.

Как научить ребенка эмпатии?

Сформировать у ребенка эмпатию по отношению к другим людям можно. При условии, что у малыша нет никаких психологических проблем. Научиться эмпатии не могут только те детки, которые болеют психопатией. Также, сочувствию не подвержены и малыши с аутизмом.

Давайте рассмотрим самые действенные способы по тому, как развить у ребенка эмпатию.

Демонстрируйте ребенку эмпатию

Чтобы ребенок научился сочувствию, родители должны подавать ему в этом пример. Регулярно проявлять эмпатию по отношению друг к другу. С самого раннего возраста. Даже когда ребенок еще плохо понимает, что происходит вокруг.

Демонстрировать эмпатию можно следующим образом. Вам нужно проявлять по отношению к своему супругу/супруге эмоции сочувствия. И в обязательном порядке их называть. Например, если супруг ударился ногой о тумбочку, вы можете подойти к нему и сказать: «Мне жалко, что тебе так больно. Давай обработаем твой палец».

Научите ребенка понимать свои эмоции

Вам нужно научить ребенка понимать испытываемые им чувства и эмоции. Сделать это можно с помощью их называния:

  • Когда малыш начинает плакать, вам нужно сказать: «У тебя плохое настроение. В данный момент ты плачешь».
  • Если малыш случайно ударился о предмет мебели и начал плакать, скажите ему: «Ты испытываешь боль».
  • Если вы вынуждены отвести малыша в детский сад и пойти на работу, но он плачет, поговорите с ним. Скажите: «Тебе очень грустно, малыш. Мне тоже не хочется от тебя уходить. Но я вынуждена идти на работу. Не беспокойся, я приду за тобой через несколько часов. И мы поиграем».

После этого разговора ребенок на подсознательном уровне поймет, что высказывать свои эмоции — очень важно. Поскольку если сделать это, то можно получить отклик от того, к кому они проявляются.

Научите ребенка самостоятельно идентифицировать эмоции, которые у него появляются

На следующем этапе ребенку предстоит начать самостоятельно разбирать, какую эмоцию он чувствует в конкретный момент времени. Ваша задача — только лишь узнавать у него по поводу тех или иных чувств. Делать это можно с помощью следующих вопросов: «Какие эмоции ты испытываешь в данный момент?», «Как ты себя чувствуешь?», «У тебя хорошее настроение?».

Научите ребенка понимать, какие эмоции испытывают другие люди

Когда ребенок научится идентифицировать то, что чувствует сам, нужно переходить к следующему этапу. Обучению тому, как понимать, какие эмоции испытывают другие люди, животные. Например, вы можете спрашивать: «Что, по твоему мнению, сейчас происходит в мыслях этого ребенка? Какие чувства испытывает эта кошка/собачка? Какие эмоции переполняют персонажа этого произведения?». И так далее.

На первых этапах вам предстоит самостоятельно говорить, какие чувства испытывает тот или иной герой. Но в будущем ребенок сам сможет делать это.

Читайте также:  Надо иметь чувство юмора драгунский сколько страниц

Подсказывайте ребенку, какие чувства испытывают люди в тех или иных ситуациях

Если во время прогулки вы заметите, как с другим человеком произошла чрезвычайная ситуация, обратите на это внимание ребенка. И прокомментируйте чувства, которые испытывает пострадавший. Предположим, вы гуляли по улице. Увидели, как другой малыш упал на асфальт и начал громко плакать. В этом случае вам нужно прокомментировать ситуацию следующим образом. «Обрати внимание на ребенка. Он упал на асфальт. Почувствовал боль в коленке. И поэтому теперь плачет».

Повторяйте это упражнение много раз. На протяжении нескольких недель. Спустя это время, ребенок научится понимать причинно-следственную связь чувств, эмоций.

Научите ребенка действенной эмпатии

Когда ребенок научится просто сочувствовать, можно переходить к следующему этапу. Действенной эмпатии. В рамках нее, ребенок должен научиться не только сопереживать, но и помогать другим людям.

Смоделируем ситуацию. Вы с малышом играетесь в песке. Лепите пасочки. К другому ребенку подходит хулиган и ломает его песочный замок. Владелец дворца начинает плакать.

Вы должны сказать своему ребенку: «Малыш плачет из-за того, что хулиган сломал его замок. Это привело к тому, что ребенок очень расстроился. Как считаешь, если мы предложим ему заново построить замок, он перестанет плакать?».

Если проделаете подобное упражнение несколько раз, то ребенок научится проявлять действенную эмпатию. И сможет помогать нуждающимся.

Источник

◾У моего ребенка нет сочувствия! Что делать?◾

Многие из родителей часто жалуются на отсутствие эмпатии (умение жалеть, сострадать, сопереживать, сочувствовать) у своих детей. Давайте разберёмся почему так и что с этим делать.

Во-первых нужно знать, что сопереживание и сочувствие по отношению к другому человеку — это именно осознанный процесс. Для того, чтобы сопереживать или сострадать ребёнок должен:

☝️Заметить что с человеком что-то не так — ему плохо, он расстроен, ему больно, страшно и т.д.

🤔Знать что это значит. То есть если ребёнок не знает, больно ли это — если удариться головой, то он может спокойно смеяться над мамой, которая только что со всего маху стукнулась об шкафчик.

Или девочка упавшая на улице, тоже может забавно рассмешить ребёнка.

Особенно ситуация осложняется сегодняшними мультиками🙄, где обязательно кто-то кого-то бьёт и изводит и это смешно. То есть становится вобще непонятно — это грустно или весело 🤔

Я конечно знаю, что со мной многие не согласятся, насчёт мультиков. Помню в своё время все со мной ругались, что я сыну машу и медведя не даю смотреть.

Или сейчас эти скричеры или как их там😤. Где есть какой-нибудь персонаж, который изводит всех вокруг, громко кричит, ругается на всех и всё пожирает на пути. А все дружно пытаются его догнать, поймать и позаботиться о нем. И каждый раз как он изводит остальных, мой сын весело смеётся 🙄

Смотреть такие мультики конечно, наверное🤔, можно, но только если ребёнок уже понимает что происходит. Понимает кто и что чувствует. А то мой иногда думает, что его роль — проказничать, смеяться и не слушаться, а моя — ходить за ним следом и всё за него делать и убирать.

Эх отвлеклась. Вернёмся к теме.

Итак. Для того, чтобы заметить, что другой человек расстроен, нужно — ✔внимание и — ✔умение анализировать ситуацию.

Теперь вы начинаете понимать, да?

То есть, мой ребёнок не понимает, что делать когда его задели сумкой в коридоре. Он не может проанализировать и решить — ударить ему в ответ или понять, что это была случайность. Если он там не может, то почему вы думаете, что в этой ситуации должен?

Читайте также:  Чем заменить эмоциональное заедание

Теперь представьте другую ситуацию — когда ребёнок расстроен, злится или устал. Он плачет, ругается, но не может сказать, что его расстраивает. Он и не понимает этого и не знает как высказать.

И вот теперь, мы видим — плачет девочка. Что думает ваш ребёнок? Он ведь и свои чувства не понимает и не умеет их высказывать, так как же он:

1️⃣поймет, что чувствует другой человек

3️⃣представит как это — упасть, удариться об ступеньку и будет сострадать, жалеть.

А жалеть, это вообще как?

Вобщем вы поняли. Работы как всегда много и так просто отделаться не получится. Кричать — «Как тебе не стыдно бросаться камнем! Мальчику же больно!» — абсолютно бесполезно 🤷🏻‍♀️

🌐Более подробно и пошагово эту тему я раскрываю на своих консультациях. Жду вас!

Источник

Ребенок не умеет сочувствовать? Этому можно научить. 5 простых правил.

А вот подруга жалуется на обратную ситуацию. Её шестилетний сын Димка не только не всплакнет над книжкой или жалостливым мультиком. Ему не жалко реальных животных и людей. Он с удовольствием их мучает. Такое впечатление, что он вообще не чувствует сопереживание. Если и раскаивается в содеянном, то только из-за страха наказания.

-За все время Димка ни разу не пожалел ни одно живое существо. — жалуется подруга — Он может умиляться котятам и тут же сжать котенку шею рукой, наблюдая как он себя поведет.

У нас умирали домашние животные– ноль эмоций. Просто говорит: «Ничего, еще купим!».

Плачет он исключительно по поводу СВОИХ неудовлетворенных потребностей.

Вот перечень недавних Димкиных «подвигов»

  • Не хотел возвращаться с прогулки, когда маме стало внезапно стало плохо. Закатил такой скандал, что, несмотря на отвратное состояние, маме пришлось за руку тащить домой.
  • Скормил попугая кошке. То есть буквально открыл клетку и спровоцировал кошку поймать попугая.
  • Морил голодом кошку (перед тем как скормить ей попугая). Говорил родителям, что только что покормил, а сам ждал, когда она совсем уже оголодает.
  • Выловил из аквариума рыбку и наблюдал сколько она проживет без воды.

Остальное даже и перечислять не стоит: ударил, толкнул, отнял, соврал, шумел, когда просили вести себя тихо.

Мы с подругой пробуем пять простых правил для развития эмпатии.

Лучше, конечно, начинать не в 6 лет, а раньше.

  1. Обозначайте словами чувства других людей или животных.

«Смотри, кажется котенок хочет кушать». «Девочка плачет, ей грустно».

2. Дальше можно спрашивать у ребенка, понимает ли он чувства других.

«Как ты думаешь, что чувствует эта девочка?». «Этот мальчик грустит? Или злится?»

3. Спрашивайте и рассуждайте на тему, что можно сделать, чтобы кому-то стало лучше.

Если ребенок затрудняется ответить. Спросите: «А что тебе помогает, когда тебе грустно?».

4. Показывайте пример. Обязательно сами сочувствуйте другим на показ. Вслух рассказывайте свои чувства и чувства другого.

«Дедушка заболел. Ему сейчас очень плохо и грустно. Мне его жалко, хочется сделать что-то хорошее для дедушки. Давай купим ему фрукты и нарисуем рисунок. Он будет рад и быстрее поправится.»

5. Поощряйте и хвалите, если ребенок проявил сочувствие. Пусть он хорошими делами добивается вашего внимания.

«Мне очень понравилось, что ты пожалел Мишу, когда он ударился. Даже подорожник ему принес и помог до дома дойти. Я думаю, что Мише стало легче от твоей заботы»

Воспитывать сострадание можно и нужно. Сострадание помогает развивать и другие важные личностные качества. Помогает ребенку относиться к другим более терпимо.

Если у вас есть такая проблема, обязательно пробуйте использовать эти простые правила. Неоднократно пробуйте.

Источник

Оцените статью