- «Не бери мои игрушки!» Почему ребенок имеет право на жадность
- Чувство собственности: воспитывается в детстве, пригодится во взрослой жизни
- Жадность или этап развития?
- Как воспитать чувство собственности
- Как на самом деле воспитать жадину
- Не появляется чувство собственности (2 года)
- Психолог рассказал, как научить ребенка уважать чужую собственность
- Как дети и взрослые проявляют чувство собственничества
«Не бери мои игрушки!» Почему ребенок имеет право на жадность
Чувство собственности: воспитывается в детстве, пригодится во взрослой жизни
Должен ли маленький ребенок делиться своими игрушками? Как правильно выстраивать взаимодействие между детьми, играющими вместе? Что мы воспитываем в ребенке, когда заставляем дать кому-то поиграть свои игрушки?
Жадность или этап развития?
В период раннего детства преобладает предметно-манипулятивная деятельность. Когда ребенок взаимодействует с предметами, он познает не только их свойства, но и собственные возможности и способности. Таким образом формируется и представление о себе, образ «Я». Развитие самосознания, ощущение себя как отдельной личности тесно связано с появлением чувства собственности. Ребенок рассматривает свои вещи как часть самого себя, своего образа. Поэтому всякое посягательство на собственность встречает «с боем».
Ребенок определяет понятие «своих» вещей, если он с ними взаимодействует. Например: мама с малышом находятся на прогулке или в игровом центре, и ребенок взял какие-то вещи из предложенных для игры. Если к нему подойти и взять эти вещи, он будет сопротивляться и отстаивать собственное право на них (хотя они ему не принадлежат). Исходя из этого, малыши берут себе понравившиеся игрушки у других — таким образом, они пытаются сделать эти вещи «собственными», заявить свое право на них.
Всем знакома картина: малыш не хочет давать свою игрушку кому-то другому, но родители настаивают: «Надо делиться! Неужели ты жадина? Тогда с тобой никто не будет играть!». В таком случае они оказывают своему ребенку «медвежью услугу» и уничтожают зарождающиеся необходимые качества личности. По сути они внушают малышу, что безусловная любовь невозможна — только если он будет выполнять требования окружающих, они станут положительно к нему относиться («если не дашь — с тобой никто не будет играть!»). Это очень опасный стереотип — таким образом ребенок уверяется в «товарных» отношениях в сфере чувств и привязанностей, а также обесценивается как личность. Ведь играть будут, только если у тебя есть какие-то игрушки, и ты их даешь, а не с тобой как человеком!
Малыши часто слышат от родителей: «Жадничать нехорошо!» — но здесь совершенно неуместно это слово. Ребенок только защищает свою собственность. Ведь если он не научится этого делать, что его ожидает в будущем? Он вырастет безвольным, не сможет отстоять свои права, защитить близкого человека, станет слишком уступчивым. В таком случае человек не понимает, с чем можно расстаться легко и без усилий, а что следует «отстаивать». Так формируется взрослый, не умеющий защитить честь семьи или родного человека.
Почему ребенок должен расстаться со своими вещами по требованию окружающих? Если к вам подойдет на улице незнакомый человек и попросит ваш автомобиль — вы ему одолжите на недельку «покататься»? Точно так воспринимает это требование и ребенок. Вам не приходит в голову раздавать свои личные вещи первому встречному — такое же право есть и у ребенка! Конечно, у вас другая система ценностей. Вам непонятно, почему он «мертвой хваткой» вцепился в старый пластиковый совочек или изрядно потрепанного плюшевого мишку. И тем более странно, когда ребенок защищает только что поднятые с земли камушек или палочку — что за проблема, возьми другую, а это отдай мальчику!
Как воспитать чувство собственности
Мы говорим ребенку: «Это папа не разрешает трогать! Не бери, это мамино!». Мы сами приучаем его к тому, что чужую собственность необходимо уважать. Но почему мы делаем такое исключение для него? Разве он не достоин такого же уважения? К тому же взрослые и дети по-разному оценивают вещи — для нас это вещь, и не более того, а для ребенка, как мы уже упомянули, — это часть его самого.
Очень плохо, если родители встают на сторону «обидчика» и уговаривают своего малыша «обязательно поделиться». Ребенок ищет у вас защиты. Даже если он принял решение, с которым вы не согласны, не отвергайте его. Постарайтесь встать на его место: подошел незнакомый (или малознакомый) человек, хочет отобрать ценную вещь. Мама (или другой могущественный взрослый) вместо того, чтобы броситься на помощь и отстоять ценности, спокойно отдают это чужому.
Если вы видите, что любимая игрушка вашего ребенка может создать стрессовую ситуацию — не показывайте ее гостям и не берите с собой на прогулку. Ребенок еще не в состоянии разрешить такую сложную задачу. Другие дети тоже не могут справиться с нею. Получается, что «играют» родители — решают, что кому и как давать.
Родители для ребенка младшего возраста — незыблемый авторитет, каким бы ни было их нравственное поведение. Ребенок легко перенимает необходимые моральные установки, только если видит подтверждение в поведении родителей. Если мы пытаемся воспитать в ребенке уважение к чужой собственности, то в первую очередь нужно обратить внимание, есть ли у него уважение к своей? Поддерживаем ли мы это уважение? Защищаем ли зарождающееся чувство собственности, или вырываем, как ненужный сорняк?
Конечно, каждый родитель нередко сталкивается с прямо противоположным поведением окружающих. Но в любой ситуации мама и папа могут показать ребенку, что «законы собственности» сохраняются. Например, на прогулке у вашего ребенка кто-то отнимает игрушки или просто подходит и берет без спросу. Обязательно вступитесь — это как раз такой случай, когда нельзя махать рукой и говорить «пусть сами разберутся».
Конечно, объяснять другим родителям, что хватать чужие вещи, когда заблагорассудится, неэффективно. Но подошедшему «обидчику» это растолковать необходимо — даже не для него самого, а для вашего собственного ребенка, который ждет от вас подтверждения того, что мир не разрушился, все законы действуют, и вы на его стороне.
И в обратной ситуации тоже можно демонстрировать уважение к собственности. Скажем, если вашему ребенку захотелось взять чужую игрушку, вы помогаете ему вежливо попросить и объясняете, что ее могут и не дать, и это право другого человека тоже необходимо учитывать и уважать.
В праве собственности, так же, как и во всем другом, мы основываемся на законе «начни с себя». И если у маленькой личности не воспитывается уважение к себе и своему имуществу, не стоит удивляться в будущем, почему этого уважения не появляется к другим.
Как на самом деле воспитать жадину
В развитии чувства собственности может быть и другая крайность. Когда ребенок на самом деле становится «жадным»? Например, когда его к этому приучают родители. Конечно же, не стоит думать, что они ему внушают прямо: «Никому не давай своих игрушек!» (хотя и такие случаи бывают). А знакомы ли вам такие восклицания: «Если будешь разбрасывать игрушки — подарю их чужому мальчику!», «Сломаешь машинку — отдам все твои игрушки в садик»? Родители не задумываются о том, что все слова дети понимают буквально, усваивают, и вскоре из этих «ростков» вырастут «плоды», неприятно удивляющие папу и маму.
Как это ни странно, родители могут «предназначить» ребенку то или иное качество. Очень часто, к сожалению, при любом нежелании ребенка «делиться», сразу же навешивают на него «ярлык»: «Ты жадный! Фу, как это некрасиво! Ты жадина!». При таком подходе ребенок очень быстро «сдается», перестает защищаться и в будущем постарается соответствовать негативной характеристике родителей — это касается любых «ярлыков»: глупый, медлительный, грязнуля, нытик и прочее. Обзывать ребенка подобными словами — самый верный способ воспитать эти качества.
Нужно замечать и такие ситуации, когда ребенок провоцирует других детей тем, что не хочет дать им свои вещи, вызывает слезы и даже драки. Родителям необходимо быть чуткими и стараться различать, когда действительно невозможно дать свою вещь даже на короткое время, а когда ребенок намеренно изводит своего приятеля или младшего братишку.
Когда стоит обратить особое внимание на отношение ребенка к собственности:
- если ребенок старше четырех лет никогда и ни под каким видом не соглашается давать напрокат свои вещи;
- болезненно реагирует на малейшее изменение порядка вещей и любит, чтобы все всегда стояло на местах;
- наоборот, ребенок старше трех лет никогда не защищает свои вещи, у него нет личных любимых вещичек;
- стремится «подкупить» окружающих раздариванием собственных вещей;
- намеренно отбирает чужие вещи, раззадоривая других детей, вызывая драки и потасовки.
По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом
Источник
Не появляется чувство собственности (2 года)
Психомоторное и речевое развитие детей Форум посвящен развитию детей раннего возраста. Вопросы родителей, касающиеся стимуляции крупной и мелкой моторики, общения и речи, познавательной деятельности и игры — их можно обсудить здесь. |
Поиск по форуму |
Расширенный поиск |
Найти все сообщения с благодарностями |
Поиск по дневникам |
Расширенный поиск |
Читала, что у малышей в определенном возрасте должно появиться осознание: «Моё!» — как признак зарождения самосознания. А также стремление это «моё» защищать от посягательств.
У 2-летнего сына нет ничего такого. Он абсолютно не возражает, когда играют с его игрушками, никогда не борется за них и не отбирает.
Почему так? Почему не появляется у него чувство собственности?
С детьми играть очень любит, особенно в догонялки, очень активный; при это хлопает ручками направо-налево по детям, что все воспринимают как агрессию, на самом деле он просто хочет с ними как-то взаимодействовать, бегать, кувыркаться. Если в ответ его бьют, проявляют агрессию, никогда тем же не отвечает, обижается. Как отучить его от этого «хлопанья», не знаю.
И очень меня беспокоит, что нет у нас предложений даже из двух слов, вообще полноценных слов очень мало, в основном всякие мими, пипи, ноно.
Ребенок отстает в развитии?
Источник
Психолог рассказал, как научить ребенка уважать чужую собственность
Дети не всегда умеют беречь свои и чужие вещи. Чаще всего несовершеннолетние совершают преступления именно против частной собственности. Как избежать таких проблем, рассказывает юрисконсульт семейного центра «Косино-Ухтомский» Елена Чиркова.
Важно с малых лет учить детей уважительно относиться к частной собственности. Делать это должны именно родители.
« Ребенку нужно объяснять, что каждый человек владеет имуществом и что каждая вещь имеет свою стоимость. Необходимо научить малыша различать, где свое, а где чужое, рассказывать, что нельзя без спроса брать чужие вещи, ломать их. А если это случилось нечаянно, необходимо извиниться и попросить родителей возместить ущерб», — рассказывает Елена Чиркова.
Психологи отмечают, что чувство собственности появляется у детей уже в возрасте двух лет. В это время они начинают говорить «это мое» и не дают пользоваться своими игрушками другим.
Также малыши часто пытаются присвоить себе что-то чужое. Именно с этого момента родителям нужно объяснять ребенку неправильность его поступка, если он взял чужую вещь без разрешения.
« Если мы пытаемся воспитать в ребенке уважение к чужой собственности, то в первую очередь нужно обратить внимание, есть ли у него уважение к своей. Для этого необходимо защищать зарождающееся чувство собственности у ребенка и поддерживать его в стремлении обозначить границы своей собственности », — поясняет специалист.
Воровство — показатель психологических проблем
Если ребенок начал воровать, необходимо обратиться к психологу, отмечает специалист. Как правило, воровство связано с эмоциональным неблагополучием. Если ребенок так поступает из-за нехватки внимания и тепла со стороны родителей, специалист должен провести работу и с ними.
«Бывает, что малыш просто не понимает последствий такого поведения. Тогда проводятся индивидуальные занятия, направленные на повышение уровня правовой грамотности», — поясняет Елена.
Когда родители уже не авторитет
В подростковом возрасте дети начинают отдаляться от родителей, им ближе сверстники. Воровство может стать для молодого человека способом самоутвердиться в группе, продемонстрировать свою значимость и добиться признания.
Но даже в таком сложном возрасте у ребенка сохраняется желание иметь поддержку «значимого» взрослого. Если у родителей это не получается, неплохо, если таким человеком станет специалист Семейного центра. Еще лучше, если несовершеннолетний будет посещать подростковые клубы. Там он будет занят полезным делом, сможет найти единомышленников.
«В подростковых клубах регулярно проводятся правовые тренинги, викторины и занятия, направленные на повышение уровня правовой культуры. Все это будет очень полезно подростку» , — говорит специалист.
Советы родителям, как научить ребенка уважать чужую собственность:
— Объясните ребенку, что у каждого есть вещи и предметы, которые принадлежат только ему. При этом у каждого может возникнуть соблазн обладать ими, но брать их без разрешения нельзя. Можно их одолжить на время или поменяться, однако это должно быть оговорено заранее.
— Расскажите ребенку, что у каждого предмета есть своя цена. Покажите ему, что все, чем вы обладаете, было куплено либо подарено. Акцентируйте внимание ребенка на том, что все товары, которые он берет в магазине, требуют обязательной оплаты, давайте ему возможность самому оплатить свою покупку.
— Объясните, что необходимо контролировать свои желания. Даже если ему очень сильно хочется обладать какой-либо вещью, он должен противостоять искушению взять ее без спроса или уйти из магазина, не заплатив.
— Предложите ребенку подумать, что бы он чувствовал, если бы кто-то без спроса взял его любимую вещь и не вернул. Моделируйте различные ситуации и спрашивайте ребенка, как бы он поступил в том или ином случае.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Источник
Как дети и взрослые проявляют чувство собственничества
Стало известно как дети и взрослые проявляют чувство собственничества. «Моё!» – это слово входит в число первых слов, которым учатся малыши. Наше общество построено на понятиях собственности, владения, и чувство собственничества имеет в нем большое значение.
Признание прав собственности имеет решающее значение в социальных взаимодействиях, но до сих пор было мало известно о том, как и когда этот атрибут возникает.
Ученые Бристольского университет исследовали, как различается понимание детей дошкольного возраста и взрослых в этом вопросе. В целом участники могли передать право собственности постороннему лицу после того, как он или она инвестировали свой труд в объект, однако манипуляции, приложенные к объекту, усложняли это, вызывая чувство собственничества.
Этот эффект был значительно сильнее у детей дошкольного возраста, чем у взрослых. Чувство собственничества имело влияние на передачу объекта в собственность другому лицу. Изменение идентичности объекта (приложенные усилия) действовало в качестве важного фактора.
То есть приложенный труд вызывает чувство собственничества по отношению к объекту приложения этого труда. Также выяснилось, что претензия на право собственности возникает после инвестиции труда в объект и часто является интуитивным процессом, который возникает еще в раннем детстве.
Явление характеризуется ожиданием получения определенных преимуществ от вещи, которой присваивается статус обладания ею, возникший в результате отношения, в котором человек считает, что состоит по отношению к нему. В целом, это не зависит от количества приложенных усилий, но они являются существенным фактором возникновения чувства собственничества.
Источник