- Чувство страха у ребенка
- Из почты
- Важно помнить
- Сколько времени это займет
- Переживание чувства страха
- Что делать?
- Детские страхи
- Детские страхи: причины
- Детские страхи. Как отличить норму от патологии?
- Детские страхи: коррекция и лечение
- Что не стоит делать:
- Детские страхи
- Общие сведения
- Причины детских страхов
- Патогенез
- Классификация
- Симптомы детских страхов
- Осложнения
- Диагностика
- Лечение детских страхов
- Прогноз и профилактика
Чувство страха у ребенка
В практике детского психолога нередки случаи, когда родители обращаются за помощью в связи с тем, что произошло пугающее событие, и теперь ребенок боится. Почти все эти обращения по поводу детских страхов схожи в одном: чаще всего на консультации родители формулируют свой запрос так: «Что сделать, чтобы ребенок перестал бояться?»
Давайте на конкретном примере рассмотрим, как родители могут помочь малышу в подобной ситуации.
Из почты
«Сыну 6 лет, на даче на него напала огромная соседская овчарка. Повалила на землю, сильно покусала предплечье. Рана зажила. Но теперь совершенно ненормальный страх вообще выходить из дома на улицу, один не остается, только с нами. Выйти за пределы нашего участка боится. Что делать? Как избавиться от этого страха? Мы стараемся как можем! Я его успокаиваю: «не бойся, нет же здесь той собаки. Дедушка пытается подбадривать: «Ты же мужчина, не должен ничего бояться». Но прошло уже три недели, а ничего не меняется. Что нам с ним делать, чтобы он перестал бояться?»
Важно помнить
Первое, что нужно сделать – это отнестись к страху ребенка всерьез. И перестать «стараться», чтобы страх исчез. Ребенок имеет право на свой страх. Его страх не нуждается в оправдании, он абсолютно нормален. Задача родителей – помочь малышу проживать то, что с ним происходит. И это особенно важно в случае, если у ребенка чувство страха возникло в результате реального происшествия.
Необходимой поддержкой ребенку будет уважение к его чувствам, его индивидуальному способу и темпу проживания произошедшего. Те чувства, которые малыш сейчас испытывает, имеют причину. И серьезную.
Нападение (в данном случае, собаки) на ребенка – серьезное травмирующее событие, в корне меняющее его картину мира и самоощущение в этом мире. В один миг из безопасного, интересного, того, в котором хорошо и спокойно благодаря заботе и защите родителей, мир малыша превращается в угрожающий и опасный. И это ощущение опасности не локализуется в одном месте (и времени) события, а распространяется на мир в целом.
Малышу в этот период необходима в первую очередь убежденность родителей в том, что его переживания имеют права на существование. Естественные процессы саморегуляции, если им не мешать, в конце концов приведут к тому, что страх уменьшится или вовсе уйдет. Ребенок может снова и снова рассказывать членам семьи о происшествии, может раз за разом проигрывать ситуацию, рисовать ее. Это хороший знак – его психика запустила программу самоисцеления.
Сколько времени это займет
Нет единого «нормативного» срока освобождения от возникших страхов. Здесь многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка. У кого-то после подобного нападения собаки останется серьезный след в эмоциональной памяти на всю жизнь, и он всегда будет относиться к собакам настороженно, кто-то же, напротив, со временем научится свободно общаться с дружелюбными представителями собачьего племени и даже сам захочет завести собаку. Но ребенок тем скорее найдет путь к освобождению от мучительного страха, чем меньше родители будут ожидать от него этого.
Переживание чувства страха
Также родителям нужно понимать, что страх очень важная и ценная эмоциональная реакция, сигнализирующая организму о том, что происходит что-то для него опасное. «Борясь» со страхом ребенка вы рискуете нарушить работу его «системы безопасности».
Важно разделять свои собственные чувства в переживании случившегося и сочувствие к ребенку, заботу о нем. Конечно, вам хотелось бы, чтобы с малышом этого не случилось, вы злитесь на виновников (хозяина собаки, в нашем примере), сами испуганы, а возможно, даже вините себя в чем-то.
И хорошо, если по поводу этих своих переживаний вы сможете получить поддержку от родных и друзей (а в случае необходимости – от психолога). Но важно не позволить собственным эмоциям помешать вам терпеливо принимать происходящее с ребенком, и позволять ему справляться с ситуацией в его собственном темпе и тем естественным способом, который он интуитивно находит.
Родителям необходимо знать, что реакцией на травму может быть возврат к более ранним формам поведения (регресс), к тем способам взаимодействия, которые ребенок, казалось бы, давно «перерос». Нужно понимать, что это естественная реакция. Ребенку сейчас необходимо больше такого внимания, заботы и защиты родителей, как если бы он был совсем маленьким. Это способствует восстановлению чувства защищенности. Например, ребенок может просить сопровождать его там, куда он давно научился ходить сам, или просить оставить ночник в спальне, хотя уже год как спит в темноте.
Полезно также обратиться за помощью к детскому психологу. В арсенале специалистов есть множество способов помощи детям в проживании, ассимиляции подобного опыта и облегчении им выхода из психотравмирующих ситуаций.
Что делать?
Итак, если произошло травмирующее событие, и вы заметили, что у ребенка возникло чувство страха, важно:
- не обесценивать переживания ребенка, говоря: «ничего страшного», «пустяки», «все уже прошло»;
- не стыдить его за то, что он чувствует (избегать таких формулировок как: «что ты боишься как маленький», «не дрейфь, ты же мужчина»)
- не пытаться «насильно» ускорить процесс проживания страха (не побуждать его: «ты должен попробовать выйти один и убедиться, что там ничего страшного»)
- говорить с ребенком о произошедшем и его переживаниях столько, сколько он захочет, позволяя ему снова и снова возвращаться к этой теме. Доверяйте малышу: вновь и вновь возвращаясь к пережитому, он использует естественный необходимый ему способ исцеления.
- поддерживать его в словесном и телесном выражении любых чувств, в частности злости к агрессору ( в нашем примере – к собаке).
- предложить ему рисовать, лепить и придумывать истории про то, что случилось, разыгрывать сценки. Пусть он придумывает продолжение истории, меняет ход событий, если ему хочется (например, защищается от воображаемой собаки, и даже побеждает ее в игре).
- обеспечить ему ту защиту, заботу и поддержку, в которой он сейчас нуждается (даже если вам его просьбы кажутся более «детскими», из прошлого).
- обратиться за помощью к специалисту.
Источник
Детские страхи
«Все дети чего-то боятся, не нужно обращать на это внимание!». Встречали такое мнение у родителей?! Действительно, при благоприятных условиях детские страхи со временем могут бесследно исчезнуть. Но что делать, если они стали постоянным явлением? Как правильно реагировать родителям: наказывать ребенка, игнорировать проблему, срочно обращаться к специалистам? Как бороться с детскими страхами и нужно ли это делать? Давайте подробно разберемся в данной проблеме.
Ребенок появился на свет, начал расти и развиваться. Он активно играет с игрушками, каждый день открывает для себя новые предметы. Взрослые знают, что далеко не все вещи бывают безопасными для игры и стараются оградить от них юного исследователя. Помните выражение: «Спички детям не игрушка!». Но, к сожалению, не всегда родители могут уследить за своим любознательным чадом. И здесь ребенку должно помочь чувство страха – оно ограждает от опасности, учит быть осторожным.
Малыш, который растет и развивается в эмоционально и психологически благоприятной атмосфере, спокойно преодолевает боязнь перед новыми «дорогами». У него потребность в новизне и познании мира намного сильнее, чем ощущение безопасности.
Конкретные страхи возникают в определенном возрасте и чаще всего встречаются у детей эмоционально ранимых, тревожных, с хорошо развитым воображением. Как правило, они возникают в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. По статистике их «расцвет» приходится на возраст 5-6 лет и, по сравнению с мальчиками, девочки испытывают это чувство чаще.
Детские страхи: причины
- частые простудные, вирусные и инфекционные заболевания, снижающие иммунитет;
- врожденная тревожность у ребенка, повышенная тревожность у родителей, чрезмерная опека, запугивание (придет «Барабашка и тебя заберет»);
- неблагополучная или неполная семья, родители мало уделяют внимания ребенку, замена родителей няней;
- отсутствие среды для общения со сверстниками;
- чрезмерные ожидания от ребенка (большая интеллектуальная, физическая, эмоциональная нагрузка).
По мнению известного психолога А.И. Захарова, направленность такого рода проблем зачастую зависит от методов воспитания, которые используют родители:
1. Страх одиночества, темноты.
Чрезмерное беспокойство и опека родителей. Склонность «подгонять» ребенка – «быстрее давай, тебя все ждут», «хватит копаться».
2. Боязнь отвечать у доски и на вопросы учителей.
Родительский гиперконтроль, наказание за малейшую провинность, негативная оценка ребенка и его поведения («ничего у тебя не получается», «лентяй и бестолочь» и т.д.).
3. Боязнь замкнутого пространства.
Чрезмерная дисциплина в семье, физическое и психологическое давление, строгие моральные принципы.
4. Страх опоздания.
Повышенная тревожность у членов семьи, склонность к паническим реакциям.
5. Боязнь врачей, болезненных ощущений, животных.
Тревожные родители. Обсуждение при ребенке своих тревог и страхов, подсознательная передача своих страхов ребенку – «как много стало в нашем районе бродячих псов, как бы не покусали», «соседка недавно заразилась в поликлинике» и т.д.
6. Страх глубины и высоты.
Отсутствие веры в возможности ребенка. Внушение деструктивных установок: «у тебя ничего не выйдет», «ты такой еще маленький и слабенький».
7. Боязнь открытого пространства.
Бескомпромиссный стиль воспитания — есть только одно правильное мнение и оно мое!
Алина, 5 лет. Мама обратилась за помощью к психологу в Центр им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ с жалобой на плохой сон у ребенка, снижение аппетита Девочка боялась привидений, говорила, что они влезут в окно и ее заберут. До этого были на приеме у невролога, который прописал детский тенотен, магний B6, рекомендовал ограничить просмотр телевизора, игры на компьютере и планшете.
Психолог предложила ребенку нарисовать привидение. На первом сеансе Алина отказалась разорвать рисунок. Психолог предложила ограничить активность привидения и посадить его в клетку, что Алина и сделала. На втором сеансе девочка уже захотела подружиться с привидением и «подарила» ему подарок. На третьей встрече Алина рассказала психологу, что ждет, когда необычное существо придет к ней в гости, потому что «оно хорошее и доброе».
Костя, 5,5 лет. Боялся оставаться в детском саду, думал, что мама его не заберет. Психолог провела беседу с мамой, подсказала, что она должна выполнять свои обещания и приходить за ребенком в конкретное время. Психолог показала ребенку, что когда маленькая стрелка на часах будет на цифре 5, а большая на 12, то мама придет и заберет его из садика. Ребенку была предложена песочная терапия с проигрыванием ситуации в детском саду.
Детские страхи. Как отличить норму от патологии?
Отличительной чертой детских страхов является их способность исчезать в тот момент, когда ребенок адаптировался к новой реальности, стал более уверенным и самостоятельным. При этом у него крепкий сон, хороший аппетит, развитие соответствует норме. В этом случае «бывшие» проблемы не наложат отпечаток на дальнейшее формирование личности. Что было, то прошло.
Но бывает и по-другому – детский страх является одним из самых ранних признаков психического заболевания. И здесь важно вовремя отличить норму от патологии, оказать своевременную помощь. Чем раньше будет обращение к специалисту (психологу, психиатру), тем выше вероятность благоприятного исхода.
При неврозе:
- прослеживается связь между травматическим событием и страхом. К примеру, малыш «застрял» в лифте и после этого отказывается на нем ездить;
- уговоры взрослых не помогают;
- меняется поведение, физическое и психическое здоровье ребенка. Например, появились навязчивости – малыш крутит волосы, сосет большой палец и т.д., стал робким, стеснительным.
При шизофрении:
- страх носит немотивированный характер, со временем не исчезает, а трансформируется, изменяется, носит «странный», необъяснимый характер. Например, малыш может бояться элементарных бытовых предметов – ложки, цветов или несуществующих зверей;
- присутствуют ночные кошмары, возможны галлюцинации.
При эпилепсии:
Как правило, при эпилепсии страх возникает неожиданно и в ночное время суток. У ребенка может быть помраченное сознания, движения хаотичны, а высказывания бессвязанные. Такие приступы повторяются с определенным временным интервалом и частотой.
Детские страхи: коррекция и лечение
1. При патологическом характере следует обратиться к специалисту – врачу-психиатру, психотерапевту.
2. Взрослым стоит задуматься над стилем воспитания своего чада и при необходимости посоветоваться с психологом.
3. Желательно организовать позитивную, развивающую, творческую среду для общения со сверстниками.
4. Постараться создать в семье атмосферу доверия и принятия.
Что не стоит делать:
- убеждать, что Барабашки, Бабы Яги не существует. Для него они вполне реальны;
- смеяться над эмоциональным состоянием;
- заставлять ребенка преодолеть страх силой воли.
Берегите себя и своих детей!
Источник
Детские страхи
Детские страхи – специфические, связанные с возрастом переживания беспокойства, тревоги, возникающие как ответная реакция на реальную либо воображаемую угрозу. Проявляются изменениями эмоционального состояния, вегетативными симптомами – учащенным сердцебиением, нарушением ритма дыхания, мышечным напряжением. Поведение характеризуется избеганием потенциально опасных ситуаций/объектов, чрезмерной привязанностью к взрослым, боязнью одиночества. Диагностика проводится психологом, психотерапевтом, психиатром. Используется метод беседы, опросники, проективные тесты. Лечение основано на психотерапии творчеством, консультировании родителей.
Общие сведения
Страх как реакция организма на воображаемую/реальную опасность является основой инстинкта самосохранения, мобилизует человека к бегству, борьбе. Специфическое отличие детских страхов – отсутствие связи с актуальной угрозой. Они возникают на основе получаемой извне информации, преобразовываются фантазией, воображением. Распространенность достигает 90%. Выраженность варьируется, в большинстве случаев страх поверхностный, исчезает самостоятельно, у 1-1,5% детей формируются фобии – эмоциональные расстройства, требующие лечения. Эпидемиологические показатели выше у девочек. Предрасполагающие факторы – возраст родителей более 35 лет, воспитание единственного ребенка, ограниченность контактов со сверстниками.
Причины детских страхов
Боязнь определенных объектов либо ситуаций формируется у детей на базе психологических особенностей – впечатлительности, доверчивости, повышенной тревожности, активной фантазии. Страхи возникают при воздействии внешних факторов, наиболее важным из которых является воспитание. Отношения с родителями нередко становятся источником невротизации ребенка. Выделяют следующие причины страхов детского возраста:
- Негативный опыт. Пережитые ребенком травмирующие ситуации – основной источник стойких страхов. Эмоциональные отклонения трудно поддаются коррекции, становятся фобиями. Пример: боязнь собак (улицы) после укуса животным.
- Запугивания. Родители, воспитатели могут использовать устрашающий образ объекта (животного, человека) либо ситуации для пресечения нежелательного поведения ребенка. Пример: «будешь капризничать – отдам чужой тете».
- Высокая тревожность родителей. Эмоциональное беспокойство, напряженность взрослых, установка на неудачу передаются ребенку. Запреты, предостережения («упадешь», «ударишься») зарождают чувство тревоги, трансформирующееся в страх.
- Агрессивное поведение родителей. Демонстрация силы, доминирования родителем снижает чувство базового доверия и безопасности. Боязливость, постоянное ожидание беды формирует страхи.
- Фильмы, компьютерные игры. Сюжеты нередко содержат сцены насилия, угроз. Ребенок неспособен критически оценить возможность подобных ситуаций, начинает бояться их повторения.
- Психические расстройства ребенка. Страх является симптомом определенного заболевания (невроза, невропатии). Требуется комплексная диагностика, продолжительное лечение.
Патогенез
Появление детских страхов объясняется возрастными особенностями психического развития. Ключевую роль играет воображение – мыслительный процесс создания новых образов и представлений путем переработки ранее полученной информации. Способность к фантазированию возникает в 2-3 года, достигает пика в дошкольном, младшем школьном возрасте. Страхи детей отличаются наибольшим разнообразием, необычностью, интенсивностью переживаний. Чем более впечатлителен, тревожен ребенок, тем легче они формируются. Неспособность объективно оценить ситуацию, критически отнестись к собственным эмоциям способствует закреплению, поддержанию страха. По мере взросления ситуации, которых боится ребенок, изменяются. Содержание страхов отражает значимую сферу жизни на данном возрастном этапе. Младенчество – страх разлуки с матерью; раннее детство, дошкольный возраст – боязнь темноты, животных, выдуманных существ; школьный период – социальные страхи.
Классификация
Детские страхи классифицируются по множеству различных параметров. Широко распространено деление страхов на биологические и социальные. Природные возникают рано, базируются на инстинкте самосохранения. Социальные формируются в процессе развития ребенка, связаны со сферой межличностных контактов. По объекту, причинам, особенностям проявлений, продолжительности, интенсивности страхи подразделяют на:
- Сверхценные. Наиболее распространенные, являются результатом фантазии ребенка. Появляются в определенных обстоятельствах, постепенно распространяются, охватывают все мысли, переживания.
- Навязчивые. Связаны с конкретными жизненными ситуациями (боязнь высоты, открытого пространства). Легко провоцируют панику.
- Бредовые. Возникновение страха не поддается логическому объяснению. Связь с объектом/ситуацией носит необычный, странный характер. Пример: ребенок упал, гуляя в ботинках – сформировался страх обуви.
Симптомы детских страхов
С периода новорожденности до полугода страхи проявляются инстинктивным вздрагиванием, запрокидыванием ручек, общим напряжением, беспокойством. Испугавшись, малыш плачет, подзывая мать. Провоцирующим фактором может стать громкий звук, яркий свет, потеря опоры, быстрое приближение незнакомого большого предмета. В 6-7 месяцев формируется чувство привязанности к маме. При ее продолжительном отсутствии ребенок становится беспокойным. Основа страха – реакция, схожая с тревогой одиночества, разлуки. Подобные переживания могут сохраняться до 2,5-3 лет. С 8 месяцев возникают страхи перед незнакомыми людьми. Боязнь редуцируется к полутора годам.
Страхи второго года жизни связаны с неожиданным появлением посторонних людей, нахождением на высоте, болью, резким звуком, одиночеством. С 2 лет дети начинают опасаться отдельных объектов – уличных собак, движущихся автомобилей, огня. Трехлетний возраст – период становления собственного «Я», отделения от окружающих, самостоятельного выстраивания отношений. Появляется страх перед наказанием, отражающий понимание последствий поступков, страх недостаточного внимания (любви) родителя.
У дошкольников сохраняется страх боли, темноты, открытого/замкнутого пространства, опасных объектов, наказания, осуждения родителями. Добавляется боязнь сказочных, нереальных существ – домовых, скелетов, привидений, троллей. У младших школьников, подростков преобладают страхи социальных взаимодействий. Дети боятся получить плохую отметку, выступать публично, оказаться подвергнутыми осмеянию, осуждению, отвержению.
С 6 лет нередко формируется страх смерти как неотвратимого события, неизбежной конечности жизни. Возникает боязнь болезней, аварий, пожаров, техногенных и природных катастроф. Детские страхи проявляются изменениями поведения, эмоций. Ребенок стремится избежать страшных объектов/ситуаций, становится тревожным, беспокойным, плаксивым. Переживания отражаются на самочувствии – нарушается сон, снижается аппетит, возникают боли различной локализации (головные, абдоминальные, мышечные, суставные, сердечные).
Осложнения
При отсутствии адекватной помощи родителей, психологов, педагогов детские страхи способны трансформироваться в фобии – выраженные интенсивные реакции беспокойства, паники. Фобии отличаются устойчивостью, часто иррациональны, провоцируются ситуациями/объектами, не представляющими реальной угрозы. На основе детских страхов развивается невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство, навязчивое повторение мыслей и действий). Характер подростка приобретает черты мнительности, тревожности, неуверенности. Любое из перечисленных осложнений проявляется ограничительным поведением, стремлением к избеганию определенных ситуаций, трудностями социальной адаптации.
Диагностика
Детские страхи становятся причиной обращения к психологам, психотерапевтам, психиатрам. Диагностический процесс основывается на клинической беседе – дети не скрывают своих переживаний, после знакомства, установления контакта со специалистом рассказывают о ситуациях, вызывающих тревогу. С целью объективного определения интенсивности страхов используются психодиагностические методы:
- Опросники. Существует множество стандартизированных методик, ориентированных на исследование детских страхов. Дошкольникам, младшим школьникам вопросы задают напрямую. Подросткам предоставляют бланки самостоятельного заполнения – при отсутствии контроля юноши и девушки отвечают более честно. Опросники подбирают с учетом возраста ребенка. Используют Методику диагностики детских страхов (Захаров), Структурный опросник детских страхов (Акопян).
- Проективные методики. Для обследования детей дошкольного возраста, выявления неосознаваемых, скрываемых страхов у школьников применяют рисуночные тесты, диагностические сказки, тесты интерпретации ситуаций. Отсутствие структурированных вопросов создает более доверительную обстановку между психологом и ребенком, позволяет обойти защитные механизмы, боязнь осуждения. Распространенные методики – «Нарисуй свой страх» (Захаров), тест «Сказка» (Дюсс), Тематический апперцептивный тест (Мюррей).
Лечение детских страхов
Помощь пациентам основана на создании домашней обстановки, поддерживающей ощущение спокойствия, безопасности. Дополнительно применяются методы психотерапии, позволяющие полностью осознать, переработать негативные эмоции – беспокойство, тревогу, боязнь. Комплексное лечение производится психотерапевтом, психологом, психиатром. Включает:
- Семейное консультирование. Встречи необходимы для выявления причин, формирующих и поддерживающих страх . Обсуждаются методы воспитания, особенности внутрисемейных отношений (конфликты, проявления агрессии) и досуга ребенка. Специалист дает рекомендации по коррекции поведения родителей, предпочтительным способам взаимодействия с ребенком.
- Психотерапия. Занятия проводятся индивидуально. На первом этапе происходит обсуждение страхов. Доверительная беседа частично снимает эмоциональную напряженность. На втором этапе осуществляется переработка страхов. Распространен метод сказкотерапии – сочиняется история о страхе с хорошим концом. Эффективны занятия с творческим компонентом – созданный страх (рисунок, вылепленная фигурка) переделывается либо ритуально уничтожается.
- Прием медикаментов.Лекарственная терапия необходима при выраженных, продолжительных симптомах. Применяется в начале комплексного лечения, до наступления положительного эффекта психотерапии. Врач-психиатр назначает анксиолитики, седативные препараты. Схема лечения, дозировка, продолжительность приема определяются индивидуально.
Прогноз и профилактика
Со временем ребенок «перерастает» большинство детских страхов. Вероятность благоприятного исхода повышается при правильной родительской и психотерапевтической помощи. Для предупреждения развития страха у ребенка необходимо установить и поддерживать с ним доверительные отношения, отказаться от демонстрации доминирования, применения физической силы, не показывать собственную тревожность и опасения. Важно правильно организовывать досуг, отдавая предпочтение подвижным и творческим занятиям в коллективе, а не просмотру телевизора и виртуальным играм в одиночестве.
Источник