У подростка нет чувства страха

Неврозы у подростков. Что это такое, почему возникают и что делать?

Порой детям на уроках становится вовсе не до учебы, а на улице ⎯ вовсе не до прогулки. Они могут выглядеть диковатыми, напряженными, недовольными, крайне медлительными, неспособными связать и двух слов в простых ситуациях.
Дополнительный колорит картине под названием «Несостоятельность в расцвете» могут добавлять обкусанные ногти, расцарапанные руки и прочие следы снятия скопившегося напряжения. Порой даже у интеллигентного родителя через какое-то количество по-доброму проведенных разговоров сдают нервы и вырывается: «Что ты за человек такой? Сколько можно? Все люди как люди, а ты…».
Но хотим предостеречь вас от несправедливых порицаний. Дети попали в сложную ситуацию! 50 % людей в разные периоды жизни страдают неврозами и часто эти неврозы дебютируют в подростковом возрасте.

Невроз ⎯ это заболевание, которое возникает на фоне психоэмоционального напряжения и проявляется в виде:

  1. «Неадекватного» поведения в какой-то из представленных форм:
    • выраженное избегание внимания со стороны окружающих и страх перед таким вниманием из-за боязни «сказать глупость» или выглядеть странно из-за проявления признаков волнения;
    • избегание посещения мест, которые сложно быстро покинуть (классная комната, театр, транспорт, кресло стоматолога и т.п), и напряженность в таких ситуациях;
    • навязчивые действия и ритуалы ⎯ обкусывание ногтей, вырывание волос, многочисленные перепроверки и совершение однообразных действий четное или нечетное количество раз или «пока не покажется, что всё хорошо» и т.п.;
    • озабоченность своим здоровьем и чрезмерное оберегание себя.

  2. Телесных симптомов:
    • вегетососудистая дистония ⎯ сердцебиение, ощущение нехватки воздуха, головокружение, потливость и т.п.;
    • усталость, утомляемость, раздражительная слабость и т.п.

Существуют разные формы неврозов. Развитие той или иной формы невроза зависит от личностных особенностей подростка и значимости для него имеющихся психотравмирующих событий.

Так чувствуют себя дети, страдающие неврозами:

  • Алина, 15 лет (социофобия): «Ходить в школу для меня пытка. На уроках я чувствую, что напряжена так, что дрожат руки и немеет шея. Я боюсь, что меня спросят и весь класс увидит, что я какая-то странная, психически больная. Я боюсь, что у меня начнет дрожать голова от напряжения, что я перестану контролировать себя. Еще я краснею, потею, мне всё время надо изворачиваться, чтобы никто не заметил моих красных, мокрых рук. Я ненавижу себя в таких состояниях! Приходя из школы, я всё время плачу».
  • Марина, 14 лет (панические атаки): «Я боюсь ездить в метро, боюсь сидеть на уроках, боюсь ситуаций, из которых сложно сразу выйти. У меня начинает сильно биться сердце, немеют руки, я задыхаюсь. Я боюсь, что со мной что-то случится, что я упаду, потеряю сознание, еще и странно при этом буду выглядеть. Я боюсь потерять контроль над собой».
  • Павел, 14 лет (обсессивно-компульсивное расстройство, ОКР): «Я ненавижу свою жизнь, я ненавижу делать уроки. Я боюсь, что я пропущу что-то важное, делая уроки или проживая свой день, и поэтому я должен в голове многократно повторять информацию, пока не почувствую, что всё уже точно понял. На это уходит много времени, я устаю от этого и раздражаюсь на себя. Открывая учебник, я должен быть уверен, что не помял страницу, иначе мне нужно её несколько раз погладить после этого. Иногда я не замечаю, как при этом всём вырываю у себя волосы. И это не всё…».
  • Лариса, 13 лет (социофобия): «Мне стыдно, и я не знаю, что мне может помочь. Я боюсь ситуаций, из которых нельзя быстро выйти. В классе, в транспорте я начинаю хотеть в туалет, боюсь, что не выдержу, потеряю контроль и у меня всё произойдет при всех. Я всё время напряжена, я потею от напряжения, мне неудобно ходить с кругами под мышками. Подкладываю туда салфетки, чтобы их не было не заметно. Я сижу на уроках и отсчитываю минуты. Чем ближе к концу, тем легче. Перед школой я много раз хожу в туалет, чтобы надеяться, что в школе не захочу, но это не помогает. Родители, видя это, раздражаются на меня. Я чувствую себя ненормальной. Я никому не могу об этом рассказать».

Предпосылки для возникновения психоэмоционального напряжения и формирования неврозов у подростков в современном обществе:

  1. Подростковый возраст отличается мощными гормональными изменениями, которые в психологической сфере проявляются в виде повышенной тревожности, раздражительности или склонности к тоскливому настроению, а в физической сфере ⎯ симптомами вегетососудистой дистонии (ВСД).
  2. В подростковом возрасте формируется набор личных ценностей и целей, которые призваны стать опорой в будущей жизни. Но, к сожалению, в современном обществе становление личности вынуждено происходить в условиях противоречивости, двойственности и непоследовательности представленной ценностной идеологии. Шуточный пример тому: «Конечно же у тебя должно быть своё мнение, и сейчас я тебе его расскажу!» Это приводит к внутренним и внешним конфликтам и, соответственно, к эмоциональным расстройствам и часто к симптомам ВСД.
  3. Современное общество отличается высоким уровнем нетерпимости. Встречается большой процент людей с тревогой, раздражительностью, депрессивностью вследствие несбалансированности, неустроенности своей жизни или нелеченых эмоциональных болезней, что и приводит к состоянию нетерпимости. Подростки, соответственно, легко награждаются от взрослых уничижительными определениями, что способствует возникновению межличностных конфликтов и формированию у детей уязвимой самооценки. Кроме того, в такой атмосфере, глядя на недовольных и тревожных взрослых, подростки считывают подспудную информацию, что мир опасен. И снова результат ⎯ эмоциональные расстройства и симптомы ВСД.
  4. Дети всё чаще и больше проводят время за гаджетами, меньше гуляют и общаются. Это с одной стороны является предпосылкой ВСД (эмоции не реализуются в достаточной двигательной активности, возникает дисбаланс вегетативной нервной системы), а с другой ⎯ приводит к недостаточной практике общения, в результате чего обычная коммуникация со сверстниками в реальной жизни начинает вызывать тревогу.

Три часто встречающихся пути формирования неврозов у подростков на фоне психоэмоционального напряжения и симптомов ВСД:

  1. Психоэмоциональное напряжение может проявиться симптомами ВСД ⎯ напряженностью в мышцах, дрожью в теле, головокружением, комом в горле, сбивчивым дыханием, потливостью, частым стулом, позывами на мочеиспускание и другими симптомами. Если на этом фоне ребенок станет бояться за своё здоровье, то у него сформируются ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ или ИПОХОНДРИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ. Если ребенок начнет беспокоится о том, как он при этом выглядит, то у него сформируется СОЦИОФОБИЯ.
  2. Жизнь в условиях хронических межличностных или внутриличностных конфликтов, для которых у подростков нет решения, может привести к тому, что психика найдет выход успокаиваться, совершая понятные для неё действия. Это называется смещенной активностью: в безвыходной ситуации человек может начинать совершать понятное для него действие, но не имеющее отношение к текущей ситуации. Так образуются навязчивости и разнообразные ритуалы, то есть ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНОЕ РАССТРОЙСТВО или ОКР.
  3. Истощение нервной системы на фоне психоэмоционального напряжения проявляется симптомами ВСД и раздражительной слабостью, усталостью, головными болями, нарушением сна. Появляется повышенная чувствительность к яркому свету и громким звукам. Так формируется НЕВРАСТЕНИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ.

Как помочь подростку?

  • Повлиять на предпосылки формирования невроза. Важно, чтобы соблюдалась гигиена жизни ребенка: чтобы после напряжения ребенок имел возможность восстанавливаться, чтобы достаточно спал и питался, чтобы было достаточно двигательной активности, чтобы время, проведенное за гаджетами, было ограничено. Важно, чтобы ребенок рос в миролюбивой обстановке хотя бы в семье. Важно быть последовательными в предложении и демонстрации добрых ценностных ориентиров, быть терпимыми. Никуда не деться, но родителям будет очень полезно сбалансировать свою жизнь и решить свои вопросы, чтобы быть довольными своей жизнью. Надеемся, что здоровье вашего ребенка может стать достойным мотивом, чтобы выделить для себя время и прочие ресурсы, чтобы решить вопросы собственного настроения.
  • Обратиться к специалисту для решения возникшего у ребенка невроза. У нас вы сможете получить помощь в форме индивидуальных консультаций, а также специально для подростков у нас разработана групповая программа. Так отзываются о помощи, полученной в нашем центре.

Помимо неврозов в подростковом возрасте могут наблюдаться и другие расстройства невротического уровня: другие эмоциональные расстройства и нарушения адаптации и декомпенсации личностных особенностей в виде различного психопатического поведения.

Источник

Ваш подросток: тревога и беспокойство

Порой любой человек может испытывать беспокойство. Это естественная и важная эмоция, сигнализирующая, о приближении опасности. Однако, иногда беспокойство становится таким сильным, что мешает повседневной жизни.

Подростковый возраст отличается особой уязвимостью в психологическом плане. Для некоторых подростков тревога становится постоянным спутником, мешая учебе и внешкольной деятельности. Участие в социальной жизни, попытки завести друзей и поддерживать с ними отношения, а также иметь нормальные отношения внутри семьи — довольно трудная задача. Иногда, тревога ограничивается обобщенным чувством беспокойства. В сложных случаях тревога перерастает в фобии и панику.

КАК РАСПОЗНАТЬ ТРЕВОЖНОЕ РАССТРОЙСТВО?

Тревожные расстройства у подростков выглядят по-разному. Чтобы заподозрить подобное нарушение, симптомы должны держаться более десяти дней. К ним относят:

  • Опасения (чрезмерные страхи и озабоченность, трудности сосредоточения, волнение);
  • Моторное напряжение (головные боли, мышечное напряжение или судороги, невозможность расслабиться);
  • Вегетативную гиперактивность (потливость, головные боли, боли в желудке, дрожь в руках и др.)

Даже при отсутствии реальной угрозы некоторые подростки описывают чувства постоянной нервозности и беспокойства. Они могут жаловаться на слабость, ощущение ужаса, предчувствие чего-то страшного и трагического.

Внешне они могут казаться либо чрезмерно сдержанными, либо чрезмерно эмоциональными.

Тревога в подростковом возрасте может активироваться:

  • Физическими и гормональными изменениями, происходящими в теле;
  • Стремлением получить социальное признание;
  • Конфликтами в отношении с родителями и педагогами за свою независимость.

Тревога проявляется в:

  • Излишней застенчивости;
  • Избегании обычной деятельности;
  • Отказе от нового опыта;
  • Протестах;
  • Опровержении своих страхов и тревог в виде рискованного поведения.

Если мы имеем дело с внезапными, неконтролируемыми и беспричинными приступами страха, которые сопровождаются паникой, то можно говорить о ПАНИЧЕСКИХ АТАКАХ.

ПАНИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО встречается чаще у девочек, чем у мальчиков. У подростков такое нарушение может возникать в возрасте от пятнадцати до девятнадцати лет.

  • Генетика. Большинство исследователей считают, что предрасположенность к робости и нервозности является врожденной. Если один из родителей тревожен, больше шансов, что их ребенок также будет тревожным;
  • Гиперопека родителей, которая проявляется в постоянном контроле за личным временем ребенка, учебой и здоровьем. Беспокойная реакция родителей передается ребенку, что усугубляет его естественную чувствительность;
  • Семья, где у родителей присутствует та или иная форма химической зависимости (алкоголизм, наркомания);
  • Недостаточный эмоциональный контакт с родителями;
  • Конфликты в семье;
  • Высокая конкуренция в школе и социальном окружении;
  • Переутомления, соматические заболевания.

Тревожный подросток менее успешен в школе, спорте и социальных взаимодействиях. Беспокойство может помешать ему достичь своего потенциала.

У некоторых подростков с повышенной тревожностью могут возникать нарушения пищевого поведения, склонности к самодеструкции и суицидальные мысли. Эти ситуации требуют немедленного внимания и лечения.

  • Если ваш подросток хочет поговорить о своих страхах и тревогах, слушайте внимательно и с уважением. Помогите ему понять, что повышенное беспокойства по поводу изменений в теле, принятия сверстниками и общая неопределенность — все это естественно для подросткового возраста;
  • Помогите ему исследовать причины тревоги;
  • Напомните ребенку о сходных ситуациях, с которыми вы вместе успешно справились;
  • Поддерживайте его в решимости действовать, контролируя тревогу. Помните, что подростку не всегда комфортно говорить о своих чувствах;
  • Если страх начинает захватывать жизнь вашего ребенка и ограничивать его деятельность, или если беспокойство длится более шести месяцев, обратитесь к специалисту. Специалист сможет оценить необходимость проведения терапии, в некоторых случаях назначит лекарства.

Адрес: Ростовская набережная, д. 3, Москва, Россия

Информация, представленная на данном сайте, носит информационный характер и не является публичной офертой (определяемой положениями ст. 437(2) Гражданского кодекса РФ).

Информация и изображения, представленные на данном сайте, защищены авторскими и иными интеллектуальными правами.

За исключением случаев, предусмотренных законом, любым лицам запрещается изменять, использовать, копировать, распространять, воспроизводить любую информацию и изображения, представленные на страницах сайта, без предварительного письменного разрешения администрации сайта.

Для записи на прием, пожалуйста, заполните форму записи,
и мы перезвоним Вам в ближайшее время

Источник

ОКР у детей и подростков

Сегодня поговорим о том, что же из себя представляет обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) у детей и подростков.

Итак, обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) у детей – это психическое расстройство, основными проявлениями которого являются обсессии и, как следствие, компульсии. Разберем эти понятия более подробно.

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей: обсессии

Обсессии (навязчивости) – мысли, воспоминания, сомнения, страхи, влечения, действия, которые возникают вопреки желанию и воли человека, отличающиеся выраженным упорством. Человек понимает и осознает всю абсурдность, нелепость и чужеродность навязчивостей, но никак не может с ними справиться. Различают несколько видов обсессий:

1.Навязчивый счет – навязчивая потребность в подсчете различных предметов. Например, количество пройденных шагов, увиденных домов, ступеней, деревьев, прохожих, количество автомобилей одинакового цвета или одинаковых марок.

2.Навязчивые мысли (по-другому «умственная жвачка», «пережевывание мыслей», бесплодное мудрствование) – навязчивое стремление обдумывать бессмысленные вопросы, которые порой не имеют решения («Почему светит солнце? Почему зима названа зимой, а не весной? Почему собака лает? Почему снег белый?) или же постоянное «кручение» в голове одной и той же мысли, подчас негативной, с невозможностью избавится от нее.

3.Навязчивые сомнения – сомнения, которые проявляются в отсутствии уверенности в правильности или завершенности своих настоящих или прошлых поступков. Например, пациент по нескольку раз проверяет выключен ли свет в комнате, заперта ли дверь, правильно ли написано сообщение и т.д.

4.Навязчивые воспоминания – воспоминания, мучительно возникающие в сознании пациента, как правило, о каком-то неприятном или порочащем его событии и сопровождающиеся тягостным чувством стыда и раскаяния.

5.Навязчивые страхи – мучительное переживание страха, вызванного самыми различными предметами: страх загрязнения (мизофобия), боязнь кем-либо заболеть (нозофобия), страх за жизнь и здоровье родителей, за собственную жизнь (например, страх подавиться во время прима пищи, страх встретиться с героями фильмов ужасов и компьютерных игр).

6.Навязчивые влечения – навязчивое стремление совершить какой-либо бессмысленный, опасный или недостойный поступок. Например, желание выкрикивать непристойные слова, ударить или плюнуть в прохожего, навязчивое стремление совершить убийство или самоубийство (при этом действия никогда не совершаются).

В большинстве случаев, навязчивости сопровождаются тревогой и сниженным фоном настроения и для того, чтобы как-то предотвратить развитие объективно маловероятных событий, пациенты прибегают к компульсиям.

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей: компульсии

Компульсии – ряд повторяющихся действий (ритуалов), которые необходимо совершить, чтобы «справится» с навязчивостями, снизить уровень тревоги и общего напряжения.

Можно привести несколько примеров ритуалов:

1.При страхе заражения ребенок определенное количество раз моет руки, при этом с каждым разом частота и продолжительность процедуры может увеличиваться.

2.При страхе за жизнь родителей ребенок при их отсутствии дома может по нескольку раз звонить им по телефону или писать бесконечные смс-сообщения, а перед сном определенное количество раз читать молитву за их здоровье.

3.При навязчивых сомнениях – проверяет закрыта ли дверь в комнату или квартиру, а убедившись в правильности своих действий, в дальнейшем повторяет их вновь и вновь, с каждым разом все чаще.

4.Составляет определенный маршрута в школу и из школы для того, чтобы «ничего плохого не произошло». Раскладывает вещи в определенном порядке. Носит одежду определенного цвета.

Так же как и навязчивости, компульсии воспринимаются ребенком как чуждые и абсурдные. Он страдает от них и пытается им сопротивляться.

ОКР у детей. Порочный круг

Развитие обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР) у детей и подростков напоминает порочный круг: навязчивость (обсессия) — тревога и напряжение — компульсия (ритуал) — временное ослабление тревоги и напряжения — повторение навязчивости. Круг замкнулся.

Главная задача врача-психиатра – разорвать эту цепочку и вернуть пациенту психическое равновесие.

Следует обратить внимание, что симптомы ОКР у детей могут указывать на более тяжелое заболевание, такое как шизофрения. Уважаемые родители, при появлении у ребенка симптомов ОКР не бойтесь обращаться за помощью к врачу-психиатру!

Пример из практики. Анастасия М. 16 лет обратилась в Центр им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ. С детства отличалась пунктуальностью, аккуратностью, склонностью к перфекционизму. За последние месяцы стала обращать повышенное внимание на порядок в своем шкафу для одежды. По нескольку раз в день проверяла аккуратно ли сложены вещи. Стала просыпаться среди ночи с чувством тревоги. Не могла заснуть, пока не проверит порядок в шкафу. Понимала всю нелепость и абсурдность переживаний, но справиться самостоятельно с ними не могла. Совместно с родителями приняла решение обратиться за помощью к специалистам.

На фоне проведенного лечения удалось достичь улучшения психологического состояния. Девочка вернулась к привычной жизни, принимает назначенную терапию, периодически посещает врача для контроля состояния.

Пример из практики. Глеб, 8 лет. Родители обратились в Центр. Мальчик с детства отличался тревожно-мнительными чертами характера, много читал, изучал энциклопедии. В возрасте 7 лет во время пикника случайно подавился шашлыком, был сильно напуган данным фактом, после чего появился страх за свою жизнь, категорически отказался принимать пищу в твердом виде, требовал измельчать ее на 12 кусков. Присоединился страх заражения, мог по нескольку раз мыть руки, в том числе ночью. Школьный психолог рекомендовал проконсультироваться у врача-психиатра.

На фоне проведенного лечения психологическое состояние мальчика стабилизировалось, ребенок вернулся к обычной жизни, принимает назначенную терапию.

Подводим итоги

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) у детей и подростков требует лечения и наблюдения у врача-психиатра. Имеющиеся в арсенале современной психиатрии препараты могут способствовать полному исчезновению или значительному ослаблению симптомов и возвращению ребенка к обычной жизни. Обязательным элементом является психотерапия.

Обсессивно-компульсивное расстройство – это не приговор. Много известных людей страдало данным расстройством, например Дэниэл Рэдклифф, актер сыгравший Гарри Поттера в одноименной франшизе; актер Леонардо ди Каприо, певица Кэти Пэрри, актрисы Кэмерон Диаз, Джессика Альба, Шарлиз Терон.

Ярко описаны пациенты с ОКР персонажами Леонардо ди Каприо в фильме 2004 года «Авиатор», Джека Николсона в фильме 1997 года «Лучше не бывает».

Шиманов Павел, врач-психиатр, заведующий отделением №7 Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Источник

Читайте также:  Как определить есть у меня депрессия или нет
Оцените статью