Как Пушкин объясняет причину хандры Онегина
Роман А. С. Пушкина — произведение, в котором «отразился век и современный человек изображен довольно верно».
Главный герой романа — типичный представитель современного автору молодого поколения. Поэтому овладевшая им хандра — явление, распространенное среди представителей светского общества.
Что же служит причиной заморского недуга?
В жизни Онегина есть все, о чем может мечтать человек. Родившийся в дворянской семье мальчик привык к обеспеченной жизни.
Он хорошо образован, красиво одет. «Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал, легко мазурку танцевал…». В свете герой считается умным, милым, обворожительным сердцеедом. Его день расписан по минутам: праздники, балы, театры, званые обеды.
Бесконечная праздная жизнь быстро надоела умному молодому человеку. Пустое бессмысленное времяпрепровождение, по мнению А. С. Пушкина, становится одной из причин хандры.
Поселившись в деревне, герой надеется избавиться от скуки. Он пытается проводить реформы в своем хозяйстве, затем «зевая, за перо взялся», но его попытки справиться с хандрой остаются безуспешными.
В деревне оказалась «скука та же, хандра ждала его на страже и бегала за ним она, как тень иль верная жена».
«Труд упорный ему был тошен», — объясняет А. С. Пушкин. И это еще одна причина, из-за которой Онегин не может найти себе занятие и впадает в депрессию.
Евгений Онегин — человек, привыкший думать только о себе. В его душе нет места любви, состраданию, сочувствию.
На искреннее признание Татьяны молодой человек отвечает равнодушным нравоучением. Дружеские отношения с Владимиром Ленским заканчиваются трагедией.
Он понимает свою эгоистическую натуру, но справиться с этим недостатком не может. Онегин «страдающий эгоист». До тех пор, пока герой не изменился, хандра следовала с ним по жизни рука об руку.
Источник
1. Психические расстройства. Школьная литература
Психические расстройства. Школьная литература. «Русская хандра» Евгения Онегина.
«Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче, русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава Богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни сильно охладел».
«Евгений Онегин», XXXVII
Я предлагаю присмотреться к теме психических расстройств. Конкретнее – как могло бы формироваться позитивное отношение к людям с такими расстройствами на уроках литературы в школе.
Согласитесь, нередко в злобных выкриках, звучащих в суете наших дней, мы слышим: «психопат!», «шизик!», «параноик!», «дебил!», «истеричка!» или еще что-нибудь в таком роде. Если спросить у обывателя, что он имеет в виду, когда говорит или слышит такие слова, то можно обнаружить недоумение, сумятицу и бессистемный набор каких-то симптомов, либо уверенное, но неправильное толкование.
То же и среди героев литературных. Им диагнозы автором чаще не поставлены, хотя у современного человека этот самый диагноз в голове «подсознательно дозревает».
Евгению Онегину Пушкин диагноз все же поставил, но очень деликатно – русская хандра, подобная английскому сплину (какой нынче он услышал бы вердикт врачей, оказавшись под обследованием?)
Все же для нас остается тайной – что произошло. Что так изменило Евгения, практически сломало его, но все же оставило живым и в рассудке?
Каким он был? Напомним некоторые детали из поведения Евгения в здравии и хорошем самочувствии
«Он три часа, по крайней мере,
Пред зеркалами проводил…
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые,
И щетки тридцати родов
И для ногтей, и для зубов…»
«Еще бокалов жажда просит
Залить горячий жир котлет,
Но звон брегета им доносит,
Что новый начался балет.
«…Все хлопает, Онегин входит,
Идет меж кресел по ногам,
Двойной лорнет, косясь, наводит
На ложи незнакомых дам…»
Молодой человек начинал свою жизнь в богатстве, роскоши, разврате. Примерно понятно, как складывались бы его жизненные приключения, не случись вдруг «Недуг, которого причину давно бы отыскать пора…»
Именно в этот период начала заболевания Евгений стал интересен рассказчику романа, он так охарактеризовал его теперь: резкий охлажденный ум, преданность мечтам, «неподражательная странность», угрюмость.
Чем теперь занят Онегин?
«Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а все без толку:
Там скука, там обман иль бред;
В том совести, в том смысла нет…»
Онегин бродит по берегам Невы и с горечью вспоминает прежние годы. Ведь были чувства! Была любовь, была молодость. Почему теперь – тюрьма, (моральная тюрьма)? Он задумчив, полон сожалений, он готов вместе с товарищем отправиться в путешествие в Африку, но… человек предполагает, а Бог располагает.
Умер отец Онегина. Евгению оставлено состояние и долги. Он же не стал разбираться, не стал судиться, а без волнений отдал все наследство нарасхват, и даже был доволен таким жребием. Поступок, большей частью несвойственный здоровым людям, но вполне логичный для заболевших, переставших понимать деньги. ( Интересно, как-то его оценивают при школьном разборе?)
Впрочем, «судьба Евгения хранила». Он не остался без средств к существованию. У Онегина умирает дядя — помещик, оставляя племяннику наследство. Так Онегин стал сельским жителем. Но только два дня душа его отдыхала на природе. И вновь скука — а наш современный молодой читатель в деле своем запишет что-нибудь уже премудрое – депрессия, дофаминовый дефицит, астения. Или хуже того – социопатия: помните — едва только на дороге замечался приближающийся гость, Онегину к заднему крыльцу подавали донского жеребца. Общество отплатило ему за это своим презрением:
«Сосед наш неуч, сумасбродит;
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино»…
Только один друг появился у него — Владимир Ленский. Молодой красивый романтичный человек, только что прошедший учебу в Германии. Восторженная речь, черные до плеч кудри, теплая приветливая душа, милый, мечтательный, дружелюбный, поэтичный, жаждущий любви, романтичный, богатый жених. Ленский тоже чурался общества деревенских соседей. Возникла дружба молодых людей «от нечего делать».
«Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень…»
«Онегину все было ново;
Он охладительное слово
В устах старался удержать
И думал – глупо мне мешать
Его минутному блаженству;
Простим горячке юных лет
И юный жар, и юный бред.»
Ленский влюблен поэтически в Ольгу. Нам, конечно же, интересна Татьяна, сестра Ольги. Интересна особенно по той причине, что черты, свойственные Евгению уже в состоянии заболевания, мы подмечаем в этой юной девушке с детства. Какая была Татьяна?
«Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива…»
«Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.»
Татьяна задумчива, мечтательна (а наш читатель — самодеятельный психиатр сказал бы «аутична»). Любит встретить восход, рано она начала читать романы. Она единственная иначе оценила душевное состояние Евгения и полюбила его.
Гостям в деревне всегда рады. Ленский, заехав однажды к Лариным вместе с Онегиным, теплый добродушный вечер провел в этой семье. Хотя, Онегин изнурительно унывал, он все же смог разглядеть обеих сестер и со свойственной психической болезни неучтивой прямотой высказал неприятное для Владимира мнение.
«Неужто ты влюблен в меньшую?
— А что? – Я выбрал бы другую,
Когда б я был как ты поэт.
В чертах у Ольги жизни нет…
«Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая Луна
На этом глупом небосклоне…»
Да, слышать такое неприятно. Невежливо говорить такое. Свойственно ли людям с психическими расстройствами такое поведение? — да. То ли оттого, что жизнь им не в радость, смерть безразлична, то ли еще по какой причине неведомой (как весь этот мир душевной болезни), вежливы они нечасто. Говорят в лицо такие вещи, что всю душу выворачивает вначале от злости, а позже понимаешь – от правды. От противной пренеприятной правды. Прочтите, как Ольга «повелась» на первое же ухаживание, как легко забыла погибшего Ленского, и подумайте – разве Онегин неправильно уловил суть ее?
Нам известно, что 13-летняя Татьяна, однажды увидев Онегина, и зная только, что он – соседний помещик, нелюдимый, неуважаемый, тем не менее, сразу встрепенулась. Татьяна поняла, что он – тот человек, которого ждала ее душа. Письмо Тани к Евгению было написано до отчаянья смело:
«Другой. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя…»
Онегин отказывает Татьяне. Он говорит ей, что она прекрасна, что он хотел бы видеть ее своей женой, но решил быть неженатым.
«Поверьте (совесть в том порукой),
Супружество нам будет мукой…
Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней.»
Эта исповедь и проповедь трагичны. Мы знаем, что в дальнейшем судьба жестоко отомстила Евгению за это малодушие.
Все пошло по кривой. Он по дикой нелепости отдал дань общественному пороку того времени -дуэли и стал причиной гибели Ленского. Лермонтовский Печорин участвует в дуэли, и выглядит последним подлецом. Тургеневский Базаров участвует в дуэли и оправдан тем, что только ранил соперника, отказался от второго выстрела и сразу же оказал раненому помощь. Пьер Безухов Толстого участвует в дуэли и жестоко страдает оттого, что мог стать убийцей. А Пушкинский Онегин, увы, убийцей стал, и ко всему прочему жертвой пал его лучший друг. Не любит автор своего героя. Как же его полюбит читатель?
«Онегин (вновь займуся им),
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
Им овладело беспокойство,
Охота к перемене мест
(Весьма мучительное свойство,
Немногих добровольный крест).»
Насколько типично обрисована психическая болезнь. Евгений сбежал от нахлынувших чувств, странствовал, ища утешения. Говорят, путешествия помогают выздороветь.
О чудо! Онегин сумел вновь вернуться в столицу! Здесь он встретил повзрослевшую Татьяну и без тени сомнения понял, что любит ее. Но она уже княгиня, она замужем. Он совершенно потерял голову. Онегин одно за другим пишет письма своей любимой, в которых раскрывает свой внутренний мир:
«Я думал вольность и покой
Замена счастью, боже мой!
Как я ошибся, как наказан. »
«Внимать Вам долго, понимать
Душой все Ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!»
В этих письмах есть главное объяснение поведения Онегина. Он молодым искал счастья в развлечениях, но не нашел. Он позже искал счастья в уединении, в общении с природой и не нашел. Он искал счастья в вольности и не нашел. Не было счастья в путешествиях. Наконец, он нашел свое счастье – оно заключалось в любви к единственной женщине.
Татьяна внешне холодна, сурова, неприступна. Но Онегину отвечает предельно откровенно:
«Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.»
Татьяна уходит. Онегин один в ее доме, как громом пораженный, погруженный в бурю ощущений; и в комнату входит ее муж. В эту злую для Онегина минуту Пушкин оставляет своего героя.
Но мне в этой ситуации видится образ существующей брошенной проблемы, отсутствия ответа на вопрос: «Что теперь делать? Как жить?».
Психически расстроенный человек – это тот, который своей жизнью изменяет общественные правила, ориентируясь исключительно на свое внутреннее чувство бесчеловечности этих норм, недостижимости счастья при подчинении им. Но общество сильнее, оно не желает изменяться. К тому же интуитивное поведение непоследовательно, зачастую противоречиво.
Сколько сегодня молодых людей ушли от мира, закрылись дома, спрятались? Они ищут ответы на те же вопросы, которые стояли и перед Онегиным. Они несчастны, гонимы. Они ждут счастья, успокоения, дружбы, любви, но встретив, пугаются. Они совершают ошибки, но еще большую ошибку совершает наше общество, оставляя таких людей изгоями. За страшными терминами из психиатрии стоят чаще всего совсем нестрашные люди, живые люди, наши соотечественники, земляки.
Как в школах сейчас молодежь воспринимает такие проблемы? Достаточно ли ясно проблемы бывают обозначены? Могут ли современные молодые люди искренне думать, что «счастье было так возможно» с человеком уединившимся, тоскующим, потерянным, могут ли сделать такой выбор? Могут ли дружить, хотя бы просто по-доброму относиться к тем, кому тяжким роком выпала судьба жить с расстроенной психикой?
Наконец, могут ли современные школьники мечтать о профессии доктора для души больного человека? Изменят ли они в своем взрослом будущем отношение общества к этой проблеме?
Обращаю внимание читателя, что судьбы таких людей находятся в центре внимания самых великих поэтов и писателей России.
Я продолжу эту мысль в следующих статьях, посвященных психическим расстройствам, описанным в школьной литературе.
Источник
Психотерапия и «Евгений Онегин» А.С.Пушкина
Не знаю, как сейчас изучают творчество Александра Сергеевича в школе, но, судя по реакции моих молодых подопечных на ссылки на его произведения, с ними они почти незнакомы, хотя кто такой Пушкин и вехи его биографии известны всем. Среднее поколение (35–50 лет) знают их, но не очень над ними задумывалось. Те, кому за 50, могут читать довольно большие куски наизусть, однако в глубину не заглядывали.
В своей психотерапевтической работе я раньше широко использовал произведения великого поэта. Это помогало проводить патогенетическую психотерапию, направленную на изменение отношения личности к себе и миру, т. е. на изменение характера.
Я обращаюсь к тем произведениям, на которые ссылаюсь наиболее часто. И на первом месте стоит роман «Евгений Онегин». Он является великолепной иллюстрацией основных положений психоанализа, трансактного анализа, экзистенциального и других направлений современной психотерапии.
Прежде всего рассмотрим, как в романе отразились идеи трансактного анализа.
Чтобы отомстить Ленскому за то, что тот затянул его на скучный вечер, и избавиться от скуки, Онегин стал ухаживать за Ольгой. Ленский в гневе уехал и послал Онегину вызов на дуэль.
…Учтиво с ясностью холодной
Звал друга Ленский на дуэль.
Онегин с первого движенья,
К послу такого порученья
Оборотясь, без лишних слов
Сказал, что он всегда готов.
Зарецкий встал без объяснений;
Остаться доле не хотел,
Имея дома много дел,
И тотчас вышел; но Евгений
Наедине с своей душой
Был недоволен сам собой.
Итак, можно сказать, что вызов был принят его Родителем, а далее пошли размышления Взрослого (в терминах трансактного анализа).
И поделом: в разборе строгом,
На тайный суд себя призвав,
Он обвинял себя во многом:
Во-первых, он уж был неправ,
Что над любовью робкой, нежной
Так подшутил вечор небрежно.
А во-вторых: пускай поэт
Дурачится; в осьмнадцать лет
Оно простительно. Евгений,
Всем сердцем юношу любя,
Был должен оказать себя
Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и умом.
Он мог бы чувства обнаружить,
А не щетиниться, как зверь;
Он должен был обезоружить
Младое сердце. «Но теперь
(размышления Взрослого. — М.Л.)
уж поздно; время улетело…
К тому ж — он мыслит — в это дело
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист
(нашептывание Родителя. — М.Л.)
Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов
(опять Взрослый. — М.Л.)…»
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
Родитель оказался сильнее. Как тяжело подчинить себя разуму! Но ведь без этого не подчинишь себе обстоятельства.
У Ленского то же самое. Обижено его Дитя (Ольга отказала ему в танце), и смотрите, какая буря в его Родителе, вставшего на защиту Дитяти.
…О боже, боже!
Что слышит он? Она могла…
Возможно ль? Чуть лишь из пеленок,
Кокетка, ветреный ребенок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена!
Не в силах Ленский снесть удара;
Проказы женские кляня,
Выходит, требует коня
И скачет. Пистолетов пара,
Две пули — больше ничего —
Вдруг разрешат судьбу его.
Не смог Взрослый справиться с обиженным Дитятей и разбушевавшимся Родителем, да и не пытался. Он выполнял их заказ — писал вызов на дуэль. Но вот вызов отослан.
Решась кокетку ненавидеть,
Кипящий Ленский не хотел
Пред поединком Ольгу видеть (Родитель все еще гневается. — М.Л.),
На солнце, на часы смотрел (Родитель успокоился. — М.Л.),
Махнул рукою напоследок —
И очутился у соседок (Это уже Дитя, но Родитель еще не остыл. — М.Л.).
Он думал Оленьку смутить,
Своим приездом поразить;
Не тут-то было: как и прежде,
На встречу бедного певца
Прыгнула Оленька с крыльца,
Подобно ветреной надежде,
Резва, беспечна, весела,
Ну точно так же, как была.
«Зачем вечор так рано скрылись?»
Был первый Оленькин вопрос.
Все чувства в Ленском помутились,
И молча он повесил нос (наконец-то рассудок вернулся. Это позиция Взрослого. — М.Л.).
Исчезла ревность и досада
Пред этой ясностию взгляда,
Пред этой нежной простотой,
Пред этой резвою душой!
Он смотрит в сладком умиленье;
Он видит: он еще любим;
Уж он, раскаяньем томим,
Готов просить у ней прощенье,
Трепещет, не находит слов,
Он счастлив, он почти здоров…
И вновь задумчивый, унылый
Пред милой Ольгою своей,
Владимир не имеет силы (точнее, Родитель не пускает. — М.Л.)
Вчерашний день напомнить ей;
Он мыслит: «Буду ей спаситель. (опять диктат Родителя. — М.Л.)
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнем и вздохов и похвал
Младое сердце искушал
Лучшей иллюстрации основных положений структурного анализа не придумаешь! Разъясняя принципы сценарного анализа, я тоже цитирую «Евгения Онегина». И в этом отношении судьба Евгения Онегина — довольно типичный пример. Я описал личностный комплекс, который так и назвал: комплекс «Евгений Онегин» («Я+,ВЫ+,ОНИ+ТРУД—»). Привожу его описание из книги «Если хочешь быть счастливым».
Комплекс «Евгений Онегин» легче всего сформировать у способного, интеллектуально развитого ребенка с привлекательной внешностью и сангвинического темперамента. Воспитание должно быть попустительским. Желательно, чтобы в школе были низкие требования, занятия проводились скучно, а учителя не отличались особым умом. Такой ребенок все схватывает на лету и получает хорошие оценки, не прилагая особых усилий. Неплохо также, чтобы семья была хорошо обеспечена, и материальные блага ребенок от любящих родителей получал просто так. Судьбу такого ребенка можно определить почти с математической точностью. Первый вариант: к 28–30 годам у него разовьется реактивная депрессия, скорее всего, он покончит жизнь самоубийством. Второй вариант: он станет алкоголиком или наркоманом.
Но давайте обратимся к пушкинскому Евгению Онегину. Учился он «чему-нибудь и как-нибудь». Хорошие способности и низкая требовательность привели к тому, что «труд упорный ему был тошен». Он оказался богатым наследником и, следовательно, не испытывал материальных затруднений. Фактически у него не было мотивов для продуктивной деятельности. Но положительные эмоции необходимо зарабатывать самому. Их источники — творческий труд и любовь. А соотношение их определено еще в Библии: шесть дней работай и один отдыхай (наслаждайся). Верность этого положения подтверждена и современными исследованиями.
Творческий труд для Онегина был перекрыт социогеном с минусом в позиции «ТРУД». Таким образом, единственным источником положительных эмоций явилась светская жизнь с любовными приключениями. Остается неудовлетворенной потребность в творческом труде. Именно она толкает Онегина на частую смену предмета любви. Новая победа с каждым разом дается ему все легче и легче, т. е. он становится «профессионалом». А когда долго и эффективно занимаешься одним делом, то начинаешь делать его автоматически, и компонент творчества в конце концов исчезает. В результате у Онегина в позиции «ВЫ» появляется минус. «В красавиц он уж не влюблялся, а волочился как-нибудь; откажут — мигом утешался, изменят — рад был отдохнуть».
Ему опостылел «свет», у него потерян интерес к жизни. При «ВЫ —» человек становится одиноким, он ни с кем не чувствует себя духовно связанным, а ведь один человек жить не может! И вот тогда у него развивается особый род недуга — «охота к перемене мест». Но еще Сенека писал, что перемена мест не может рассеять тоски и угнетенности духа. Менять надо не небо, а душу. Ибо за тобой, куда бы ты не приехал, последуют твои пороки.
Онегин стал жить в деревне. Кончилось это тем, что он убил Ленского. Затем стал путешествовать, но везде его преследовала тоска. А почему он все-таки вернулся домой, что случилось с его душой? Ответить на этот вопрос нетрудно. В позиции «ОНИ» плюс сменился на минус. Для укрепления нестойкой позиции «Я», а не от большой любви стал ухаживать Онегин за Татьяной. Перед нами — четкая клиническая картина реактивной депрессии.
Что же касается второго варианта судьбы человека с комплексом «Евгений Онегин», то здесь остановлюсь только на одном, но главном моменте. Наш организм представляет собой как бы «завод», вырабатывающий алкоголь и морфий (эндорфины). Без них организм жить не может. Когда человек достигает успехов в работе или любви, в крови у него повышается уровень алкоголя и эндорфинов, т. е. «завод» работает на полную мощность. Но если «завод» станет, организм должен получить эти вещества извне, и человек начинает принимать алкоголь и наркотики.
Встречаются ли Онегины в наше время? Встречаются, и довольно часто. Ведь наши школьные программы рассчитаны на тупиц. Современные Онегины легко оканчивают школу и даже институт, не научившись упорно трудиться. И позднее их обходят те, кому четверки и даже тройки давались упорным трудом.
Клиентка К., 26 лет, жаловалась на чувство безысходности, бессмысленности существования. «Как будто все у меня есть, но ничего не радует. С мужем ругаюсь, сама понимаю, что провоцирую его на конфликты. Знаю, что он бурно реагирует, если я возвращаюсь домой позднее, чем обещала. Но как будто что-то меня подталкивает, и я задерживаюсь без особой надобности. Учеба неинтересна. Я — студентка третьего курса психологического факультета. Не представляю, чем буду заниматься по окончании учебы».
Я попросил К. написать автобиографию, но она отказалась. Рассказывала она очень красиво, и на групповом занятии слушали ее с большим вниманием. В одно трехчасовое занятие она не уложилась, и рассказ был продолжен на следующем занятии. Жизнь ее складывалась следующим образом. Жила К. в семье безбедно. Родители часто ссорились, и она была предоставлена самой себе. Отличалась общительностью, была заводилой среди сверстников. В школу пошла с охотой, но довольно скоро там ей стало неинтересно. Программу усваивала легко за счет великолепной памяти, дома практически не занималась. Письменные работы выполняла на переменках или других уроках во время объяснений учителя. Отношение учителей к К. было противоречивое. С одной стороны, они были довольны хорошей успеваемостью, с другой — страдали от ее шалостей. В старших классах К. увлекалась музыкой, сама научилась играть на гитаре. Выявились неплохие артистические способности, ее приглашали даже в профессиональные коллективы, но и в кружке художественной самодеятельности она не смогла заниматься — не хватило терпения. Сексуальную жизнь К. начала рано и, можно сказать, рассудочно. Через некоторое время стала неразборчивой в сексуальных связях, быстро меняла партнеров. Дома начались скандалы: К. часто поздно возвращалась домой, а иногда и отсутствовала по нескольку дней. Наконец родители поставили вопрос ребром: или она будет вести нормальный образ жизни, или уйдет из дома. К. выбрала второй вариант. Сколотила компанию из трех девочек; они сняли квартиру и стали вести полуавантюрный образ жизни. Сексуальные связи с кавалерами, с которыми они знакомились в ресторанах, носили относительно продолжительный характер (два-три месяца). Потом кавалеры надоедали. Но в одного из них К. влюбилась, он в нее тоже, и они поженились.
Получив неплохую материальную базу, она прекратила работать и поступила на психологический факультет университета. Когда родился сын, К. полностью поглотили материнские заботы. Но потом спокойная жизнь надоела, и она стала проводить время в студенческих компаниях, что привело к скандалам с мужем.
Не требуется длительного анализа, чтобы понять, что у К. изначально был минус в позиции «ТРУД», а когда она обратилась ко мне за помощью, уже начал появляться минус в позиции «ВЫ».
Занятия, на которых была в центре внимания, она посещала охотно, но когда стали разбирать проблемы других, появились пропуски. Мой стратегический план заключался в формировании плюса в позиции «ТРУД». Опорой должна была стать позиция «Я», так как она оказалась наиболее сохраненной. Я предложил К. написать очерк обо всех ее приключениях. Она согласилась, но задания не выполнила. Поскольку я продолжал настаивать, она вскоре перестала посещать занятия.
Через шесть месяцев К. вновь пришла ко мне. С мужем она разошлась и ушла жить на квартиру. Благодаря своей предприимчивости, зарабатывала себе на жизнь и обеспечивала ребенка. Но через некоторое время родители мужа выкрали ребенка и подали на нее в суд. Переживания, связанные с этими событиями, и привели К. на наши занятия. К сожалению, она очень быстро перестала их посещать, и дальнейшая ее судьба неизвестна. Как бы мне хотелось рассказать вам о том, что у нее все окончилось благополучно! Но что делать, эффективность коррекции данного комплекса пока еще не очень высокая. Знаю только, что К. удалось забрать ребенка и вместе с ним уехать в другой город.
Если под вашим началом работает или учится такой человек, хлопот у вас будет полон рот. Прежде всего следует выявить у него такое увлечение, которое еще не вполне умерло. На нем и должно базироваться задание, которое, во-первых, можно выполнить за короткий срок при очень интенсивной работе, во-вторых, носит творческий характер, в-третьих, в случае успеха способствует подъему авторитета сотрудника. Инструкция должна быть примерно следующей: «Задание сложное, выполнить его надо быстро, проявив смекалку. Доверить его могу только вам». Если задание не выполнено, оставьте это без внимания, что обычно держит таких людей в сильном эмоциональном напряжении. Но если задание выполнено, тут уж не стоит скупиться на похвалы. Так, постепенно увеличивая объем заданий, можно изменить минус на плюс в позиции «ТРУД».
Если вы решили, что у вас имеется такой комплекс, и вы хотите себя исправить, советую начать так: выберите маленькое дело и обязательно доведите его до конца, как бы вам ни было скучно. Надо, чтобы выполнение такого задания не требовало много времени.
Некоторые мысли возникают и по поводу профилактики комплекса «Евгений Онегин». В семье хорошо бы установить порядок, при котором дети ничего не получают даром, а только в соответствии со своими заслугами. Родителям, которые имеют способных детей и располагают материальными средствами, надо как можно раньше прибегнуть к услугам квалифицированных педагогов.
Если бы в школе в класс подбирались ученики примерно с одинаковыми способностями, то в условиях здорового соревнования среди равных у ребят не утратилась бы врожденная способность к интенсивному труду. А как было бы славно не подпускать и близко к педагогическому процессу тех, кто не может сделать его увлекательным! Жаль, что на практике все не так. В одном институте по моему совету ввели свободное посещение лекций. Аудитории стали полупустыми. И что же предпринял ректорат? Провел соответствующую работу по обучению и расстановке педагогических кадров? Нет. Вновь вернулся к обязательному посещению лекций.
В организационном плане следовало бы сделать так, чтобы педагог зависел от учащегося. Это полезно обеим сторонам, но возможно только в условиях платного и необязательного образования. Когда я читал публичные лекции, мой гонорар был прямо связан с количеством слушателей. Так вот, когда посещаемость стала падать, а следовательно, и мои заработки, я быстро отыскал причину. И она была не в слушателях, а в моей подготовке.
Встречаются в наше время и Татьяны Ларины. Только мне придется лишить этот образ романтического ореола. Ведь Татьяна несчастлива потому, что в структуре ее характера тоже имеются минусы. А один так точно. И лукавит она, правда, неосознанно, когда говорит Онегину:
… «Неосторожно,
Быть может, поступила я:
Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны…»
Не все! Все-таки уговорить ее выйти замуж за Пыхтина или Петушкова матери не удалось, хотя те «мелким бесом» рассыпались. Не удалось потому, что в структуре ее характера в позиции «ВЫ» был минус, а в позиции «ОНИ» — плюс. И если бы Татьяна знала трансактный анализ, она бы не воскликнула:
«А счастье было так возможно,
Так близко!…»
Это типичное невротическое восклицание. Невротику всегда кажется, что его судьба зависит от внешних обстоятельств, хотя дело в структуре характера. И нужно не искать хорошую партию, а проходить патогенетическую психотерапию, в частности, сценарное перепрограммирование с коррекцией минусов в системе социогена.
Уже известно, чем страдают Татьяны Ларины в наши дни — это фригидность, депрессивные неврозы и ряд психосоматических заболеваний, связанных с этими расстройствами. К сожалению, родители и учителя довольны Татьянами: учатся они отлично, читают романы, с мальчиками не встречаются, а ждут рыцаря на белом коне, который увезет их в прекрасное далеко. Они довольно долго не решаются выйти замуж за соседа Петушкова или однокурсника Пыхтина, влюбляются в Онегина, который приехал по назначению из центра в их провинциальный городишко. Лучше, если Онегин отказывается от нее, хуже, если женится. Ведь Татьяна, как я уже говорил, фригидна. А фригидна она потому, что не прошла всех этапов сексуального воспитания — этапов ухаживаний, объятий и поцелуев. Кроме того, Онегин скоро разочаруется в ней из-за минуса в своей позиции «ВЫ», а объяснит это (рационализация) сексуальной холодностью или наивностью супруги.
Честно говоря, не знаю, что и предпринять в период, когда довольны и родители, и учителя, и сама Татьяна. Вот читаю лекции, беседую, пишу книги. Ведь все-таки перспективней заниматься профилактикой! Может быть, и сейчас кто-нибудь из вышеперечислиненных не отбросит с негодованием мою книгу, а воспримет написанное как руководство к действию.
Поразителен гений А.С.Пушкина. Он возмущался тем, что Татьяна отказала Онегину, и называл ее в беседах с друзьями «мерзкой девчонкой». Но в то же время отразил истинное положение вещей. Ведь Татьяна несчастна в силу структуры своей личности. И если бы он свел своих героев, то ему пришлось бы продолжить роман, чтобы описать все несчастья их совместного проживания.
Закономерна и судьба Ленского. У него в позиции «ВЫ» тоже минус. Ведь он считает Ольгу ветреным ребенком и хочет стать ее покровителем. Не любовь это. И здесь гений Пушкина оказался на высоте. Ну, поженил бы он их. Опять нужно было бы роман продолжить.
Ибо в силу своего характера, а не внешних обстоятельств, Ленский — покойник. Он ревнив, а Ольга беспечна. Все равно его судьба — стреляться с одним из ее поклонников. Кто-нибудь да убил бы его.
Кстати, о любви. Тема, которая занимает и поэтов и психотерапевтов. Только поэты обычно описывают невротические связки, где есть все, что угодно, но нет любви. Вообще-то любовь — явление редкое, в нашей реальной жизни практически не встречается, а если и встречается, то оно малозаметное, и писать о нем просто нечего.
Пушкин описал две формы любви. Одна из них — это любовь Татьяны к Онегину, вторая — Онегина к Татьяне. Давайте сравним и зададим себе вопрос: «А любовь ли это?»
Вот из письма Онегина к Татьяне:
Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!
И я лишен того: для вас
Тащусь повсюду наудачу;
Мне дорог день, мне дорог час:
А я в напрасной скуке трачу
Судьбой отсчитанные дни.
И так уж тягостны они.
Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я…
И вы мне теперь скажете, что Онегин любил Татьяну? Да здесь классический пример психологического вампиризма! Он болен, а не влюблен. Он вообще не способен любить!
Теперь обратимся к письму Татьяны.
…Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой:
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…
Ты в сновиденьях мне являлся
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня томил,
В душе твой голос раздавался
Давно… нет, это был не сон!
Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!
Не правда ль? я тебя слыхала:
Ты говорил со мной в тиши,
Когда я бедным помогала
Или молитвой услаждала
Тоску волнуемой души?
Кого она любила? Кого видела в своих грезах? Онегина ли?
Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель:
Мои сомненья разреши.
Быть может, это все пустое,
Обман неопытной души!
И суждено совсем иное…
Умна Татьяна! Уже тогда сомневалась.
А теперь внимательно прочитайте следующий отрывок. Здесь описан такой защитный механизм, как идентификация, с помощью которого невротик, отождествляя себя с героями романов, удовлетворяет свою насущную потребность: почувствовать собственную значительность.
Теперь с каким она вниманьем
Читает сладостный роман,
С каким живым очарованьем
Пьет обольстительный обман!
Счастливой силою мечтанья
Одушевленные созданья,
Любовник Юлии Вольмар,
Малек-Адель и де Линар,
И Вертер, мученик мятежный,
И бесподобный Грандисон,
Который нам наводит сон, —
Все для мечтательницы нежной
В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились
(здесь и далее выделено мною. — М.Л.).
Воображаясь героиней
Своих возлюбленных творцов,
Кларисой, Юлией, Дельфиной,
Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит,
Она в ней ищет и находит
Свой тайный жар, свои мечты,
Плоды сердечной полноты,
Вздыхает и, себе присвоя
Чужой восторг, чужую грусть,
В забвенье шепчет наизусть
Письмо для милого героя…
Но наш герой, кто б ни был он,
Уж верно был не Грандисон.
Потом Татьяна сообразила, что к чему. Но это после того, как убив Ленского, Онегин уехал из деревни. Татьяна стала ходить в его усадьбу и читать те книги, которые читал он.
И начинает понемногу
Моя Татьяна понимать
Теперь яснее — слава богу —
Того, по ком она вздыхать
Осуждена судьбою властной:
Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?
Уж не пародия ли он?
(выделено мною. — М.Л.)
Вот он, момент инсайта, момент самоизлечения. Вот то мгновение, когда с глаз спала пелена, и влюбленность прошла. Но не все могут сами сообразить! Нам, психотерапевтам, следует помогать в этом своим подопечным, что мы и делаем, способствуя их личностному росту.
А теперь смотрите, как описывает инсайт Пушкин:
Ужель загадку разрешила?
Ужели слово найдено?
Часы бегут; она забыла,
Что дома ждут ее давно…
Это та самая нирвана, в которой пребывает и пациент, наконец осознавший ситуацию. Это всегда облегчает состояние. К сожалению, как указывает Карен Хорни, одного инсайта бывает недостаточно. Необходима серия, что почти невозможно без длительного профессионального лечения.
Но вернемся к Татьяне. Милые женщины, можете ли вы любить «подражанье», «ничтожный призрак», «чужих причуд истолкованье», «пародию»? И она не любила. И отказала Онегину именно поэтому, а не потому, что не решалась бросить вызов существующему строю, как пытались в свое время уверить нас преподаватели литературы. Это Татьяна-то, которая «любит не шутя»! Написала же она первой письмо Онегину! Просто она его уже не любила. Она ведь поняла, что он был «чувства мелкого рабом». Да и он ее не любил. Наш опыт показывает, что на истинную любовь невозможно не ответить.
Видный литературовед Н.Г. Полтавцева в беседе со мной как-то обронила такую фразу: «Я Пушкина боюсь. Он все знает». Действительно, он знает все. Но бояться его не следует. Лучше его изучать. Кое-что у него лежит на поверхности, но кое до чего надо докопаться.
Читайте также:
Книги и аудиозаписи по теме:
Источник