У нади были пухлые чувствит льные чувстве н нн ые губы

Паронимы ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ — ЧУВСТВЕННЫЙ

Начало инфо-уроков на тему ПАРОНИМЫ здесь.

Инфо-урок на тему ПАРОНИМЫ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ — ЧУВСТВЕННЫЙ

1.Лексическое значение паронимов чувствительный — чувственный

2.Примеры словосочетаний с паронимом чувствительный

3.Примеры предложений с паронимом чувствительный

4.Примеры словосочетаний с паронимом чувственный

5.Примеры предложений с паронимом чувственный

1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ — ЧУВСТВЕННЫЙ

1. (науч.) Способный воспринимать внешние раздражения, фиксировать самые незначительные внешние влияния, воздействия и т.п.

2. (перен.) Чувствующий, обладающий повышенной способностью испытывать что-нибудь.

3. Вызывающий сентиментальные чувства, нежный; склонный к сентиментальности.

1. Осуществляемый, получаемый, воспринимаемый органами чувств (осязаемый, обоняемый, видимый и т.п.).

2. (книжн.) Доставляющий половое, плотское наслаждение; половой, плотский, телесный. Испытывающий преимущественно телесные, плотские влечения, склонный преимущественно к удовлетворению таких влечений. Выражающий такую склонность, такие влечения.

2.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ — ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ

4)чувствительные нервные окончания

6)наиболее чувствительное место тела

8)чувствительный элемент датчика

10)стрелка чувствительного высотомера

17)чувствителен к боли

3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ — ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ

1)Стишков чувствительных тетрадь она забыла. (А.С.Пушкин)

2) Наташа знала, как чувствительна была ее мать ко всему, что касалось известий о Николушке. (Л.Н.Толстой. Война и мир)

3) Он был добр и чувствителен, но холоден и несколько надменен в обращении. (Л.Н.Толстой)

4) [Скворцов] любил и ценил в себе самом: доброту, чувствительное сердце, сострадание к несчастным людям. (А.П.Чехов. Нищий)

5) [Григорий] никогда ведь не был особенно чувствительным и плакал редко даже в детстве. (М.А.Шолохов. Тихий Дон)

6) Глаза чувствительны к резкому свету.

7) Рука после перелома всё ещё чувствительна.

8) Четыре вида кожной чувствительности существуют благодаря находящимся в коже различным рецепторам (чувствительным нервным окончаниям).

9) В коре больших полушарий различают чувствительные (сенсорные), двигательные (моторные) и ассоциативные зоны.

10) Чувствительные нейроны располагаются в задних корешках, где находятся нервные узлы.

11) У некоторых чувствительных детей часто возникают особые сложности с самоутверждением.

12) На конечностях, антеннах и антенулах располагаются чувствительные клетки, с помощью которых раки распознают химические изменения в окружающей среде.

13) Чтобы «увидеть» слухом маленькие объекты, летучие мыши должны иметь очень чувствительный слуховой аппарат.

14) Чтобы «увидеть» слухом маленькие объекты, летучие мыши должны иметь очень чувствительный слуховой аппарат.

15) У собаки поврежден чувствительный нерв спинного мозга.

16) Хвост рыбы – очень чувствительный руль.

17) В ожесточенных боях истребительная авиация сумела нанести противнику чувствительный урон.

18) Чувствительный рецептор посылает в спинной мозг сигнал о приближающейся опасности.

19) Личинки жуков могут наносить довольно чувствительный вред культурам, в особенности злакам которые сажаются для укрепления песков.

20) По сравнению с суровым Остапом Андрий более чувствительный, нежный. (О сыновьях Тараса Бульбы – персонажах повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)

4.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ — ЧУВСТВЕННЫЙ

3)чувственный опыт наших знаний

6)чувственное влияние извне

15)будить чувственное желание в ком-либо

16)испытывать чувственное наслаждение

5.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ — ЧУВСТВЕННЫЙ

1) … чувственное представление не есть существующая вне нас действительность, а только образ этой действительности. (В.И.Ленин. Материализм и эмпириокритицизм)

2) Началом рефлексов служит всегда какое-либо чувственное влияние извне. (И.М.Сеченов. Автобиографические записки)

3) Природа – это источник, благодаря которому ум поднимается от смутных чувственных восприятий к чётким понятиям. Единственно подлинный фундамент человеческого познания – это созерцание
природы. (И.Г.Песталоцци)

4) Чувственный мир героя, его душа принадлежит дому: «Долго смотрел на родной двор, бледнел от радостного волнения».

Читайте также:  Никаких отношений никаких чувств только кекс

5) Импрессионисты пишут, основываясь на непосредственном чувственном восприятии.

6) Резец! орган! кисть! счастлив, кто влеком к ним, чувственным. (Е.А.Баратынский)

7) У него толстые, чувственные губы.

8) Эстетика («чувство, чувственное восприятие») — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

9) Мышление создаёт и воспринимает образы на языке чувственного восприятия.

10) Художнику присуще чувственное восприятие мира.

11) Чувственное познание — уровень ощущений, восприятий и представлений.

12) М.В.Ломоносов считал главнейшими составными элементами познания: чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов.

13) Философы-эмпиристы считали, что знание должно начинаться с чувственного опыта.

14) Некоторые люди руководствуются в своих действиях жаждой чувственных удовольствий.

15) Чешский педагог ХVII века Ян Амос Коменский в 1658 году закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках», в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.

16) В ощущение я включаю всё восприятие с помощью чувственных органов; под мышлением я имею в виду функцию интеллектуального познания и формирования логических заключений… (К.Г.Юнг. Психологические типы)

17) В учении ранних греческих философов чувственный образ и отвлечённое понятие связаны между собой.

18) По Платону, пещера олицетворяет собой чувственный мир, в котором живут люди.

19) Сильный, искусный во всех телесных упражнениях и умный, он злоупотреблял чувственными удовольствиями и предался пьянству и жестокости.

20) Для художников-импрессионистов важен не сюжет, а его чувственное восприятие.

1.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М. «Русский язык» 1990

2.Е.Д.Головина. Различай слова: Трудные случаи современного русского словоупотребления. Экспресс-справочник. – Киров: Кировская областная типография. 1997.

3.Ю.А.Бельчиков, М.С.Панюшева. Словарь паронимов русского языка. М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2004.

5.К.С.Горбачевич. Словарь синонимов русского языка. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

Источник

Выберите одно из двух, данных в скобках.

Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент — абонемент).

У девушки были влажные, (чувствительные — чувственные) губы.

В этот день я услышала много (обидных — обидчивых) слов.

Любой (поступок — проступок) заслуживает осуждения.

Все вокруг привлекательно: и (близкие — ближние) и (далекие — дальние) холмы.

Студент быстро (усвоил — освоил) материал.

Молодой рабочий (усвоил — освоил) профессию токаря.

Мальчик отвечал на вопросы с каким-то (виноватым — виновным) видом.

Мать приготовила (сытый — сытный) завтрак.

В новых кварталах города находятся самые (высокие — высотные) дома.

(Болотистый — болотный) ил является отличным удобрением.

Один берег реки был луговой, а другой — (глинистый — глиняный).

(Соседний — соседский) кот важно прошел на кухню.

После десятимесячного возраста ребенка перевели на (искусное — искусственное) вскармливание.

Мы живем в одном доме, но на (разных — различных) этажах.

В жаркий день приятно походить по (теневым — тенистым) аллеям.

В квартире нужно было (провести — произвести) ремонт.

На поляне мы увидели высокий (земельный — земляной) холм.

Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень (бережная — бережливая).

Давайте найдем в себе (скрытые — скрытные) |резервы и доберемся до вершины.

Мой брат — человек очень (практический — практичный), он не выбрасывает старые вещи.

С (особым — особенным) удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.

Ему была (предоставлена — представлена) возможность поехать на юг.

Читайте также:  Описание картины рериха три радости

Знаток во всем, он все же был (невежей — невеждой) в живописи.

Помещики жестоко обращались со своими (придворными — дворовыми).

Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент

У девушки были влажные, чувственные) губы.

В этот день я услышала много (обидных слов.

Любой проступок) заслуживает осуждения.

Все вокруг привлекательно: и ближние и дальние) холмы.

Студент быстро (усвоил материал.

Молодой рабочий освоил) профессию токаря.

Мальчик отвечал на вопросы с каким-то (виноватым видом.

Мать приготовила сытный) завтрак.

В новых кварталах города находятся самые (высокие дома.

(Болотный) ил является отличным удобрением.

Один берег реки был луговой, а другой — (глинистый

(Соседский) кот важно прошел на кухню.

После десятимесячного возраста ребенка перевели на искусственное) вскармливание.

Мы живем в одном доме, но на (разных этажах.

В жаркий день приятно походить по тенистым) аллеям.

В квартире нужно было произвести) ремонт.

На поляне мы увидели высокий земляной) холм.

Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережливая).

Давайте найдем в себе (скрытые |резервы и доберемся до вершины.

Мой брат — человек очень практичный), он не выбрасывает старые вещи.

С (особым удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.

Ему была (предоставлена возможность поехать на юг.

Знаток во всем, он все же был невеждой) в живописи.

Помещики жестоко обращались со своими дворовыми).

Источник

Тема урока: «Лексические нормы современного русского языка. Культура речи и проблема преодоления речевых ошибок»

Учитель русского языка и литературы

МАОУ Гимназии № 4 г. Красноярска

Тема урока: «Лексические нормы современного русского языка. Культура речи и проблема преодоления речевых ошибок».

Цели урока: комплексное повторение по теме ««Лексические нормы современного русского языка. Культура речи и проблема преодоления речевых ошибок».

Задача: подготовка к ГИА — 11

Упражнение 1. Близкие по звучанию, но разные по значению слова называются паронимами. Для того, чтобы проверить, можете ли вы правильно использовать слова, выберите одно из двух, данных в скобках.

1) Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент — абонемент).

2) У девушки были влажные, (чувствительные — чув­ственные) губы.

3) В этот день я услышала много (обидных — обидчи­вых) слов.

4) Любой (поступок — проступок) заслуживает осуж­дения.

5) Все вокруг привлекательно: и (близкие — ближние) и (далекие — дальние) холмы.

6) Студент быстро (усвоил — освоил) материал.

7) Молодой рабочий (усвоил — освоил) профессию токаря.

8) Мальчик отвечал на вопросы с каким-то (винова­тым — виновным) видом.

9) Мать приготовила (сытый — сытный) завтрак.

10) В новых кварталах города находятся самые (высо­кие — высотные) дома.

11) (Болотистый — болотный) ил является отличным удобрением.

12) Один берег реки был луговой, а другой — (глини­стый — глиняный).

13) (Соседний — соседский) кот важно прошел на кухню.

14) После десятимесячного возраста ребенка перевели на (искусное — искусственное) вскармливание.

15) Мы живем в одном доме, но на (разных — раз­личных) этажах.

16) В жаркий день приятно походить по (теневым — тенистым) аллеям.

17) В квартире нужно было (провести — произвести) ремонт.

18) На поляне мы увидели высокий (земельный — земляной) холм.

19) Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень (бережная — бережливая).

20) Давайте найдем в себе (скрытые — скрытные) |резервы и доберемся до вершины.

21) Мой брат — человек очень (практический — прак­тичный), он не выбрасывает старые вещи.

Читайте также:  Самое приятное чувство у женщин

22) С (особым — особенным) удовлетворением учи­тель отметил успехи слабого ученика.

23) Ему была (предоставлена — представлена) воз­можность поехать на юг.

24) Знаток во всем, он все же был (невежей — невеж­дой) в живописи.

25) Помещики жестоко обращались со своими (при­дворными — дворовыми).

Упражнение 2. Вставьте в данные предложения глаголы НАДЕТЬ/ОДЕТЬ.

1) Мама __________ чехол на чемодан.

2) Девочка __________ куклу Катю.

3) Старший брат __________ сестру.

4) Сегодня девочка __________ новые туфли.

5) Брат __________ часы на руку.

6) Девочке подарили игру «__________ медвежонка».

7) Мальчик __________ стрекозу на булавку.

8) Бабушка __________ внука.

9) Модница __________ новое пальто.

10) Космонавт __________ скафандр.

Упражнение 3. Определите значение паронимов, разницу в их стилистической окраске и сочетаемости с другими словами. Запишите примеры употребления данных слов.

2) Акуловый — акулий

4) Безобразие — безобразность

5) Блуза — блузка

6) Будний — будничный

7) Виноватый — виновный

9) Героизм — героика

10) Глубокомыслие — глубокомысленность

11) Гостеприимство — гостеприимность

12) Дискуссия — диспут

13) Дождевой — дождливый

14) Духовный — душевный

15) Компания — кампания

Упражнение 4. Устраните ошибки, связанные с многозначностью. Исправьте и другие речевые недочеты.

1. Мы прошли деревню. 2. Иванов снова прослушал урок. 3. Весь механизм запущен полностью. 4. Некоторые технологии, конечно, загрязняют окружающую среду, но работа в этом направлении ведется, и немалая. 5. На лекции она всегда покажет и расскажет много интересных вещей, с которыми мы до нее не сталкивались. 6. Ученые не согласились с этим, так как угроза экологии слишком велика. 7. Критик не просто не соглашается с режиссером фильма, но и доказывает, что его мнение ошибочно. 8. Все мы должны поддаваться дискуссированию. 9. Если преследовать идеи этих людей, мы будем молчать. 10. В прочитанном автором тексте затрагивается очень интересная проблема, над которой можно рассуждать и философствовать бесконечно.

От многозначности следует отличать омонимию. Омонимы — слова, близкие по звучанию и написанию, но имеющие различное лексическое значение. Сравните словосочетания жать руки, жать в подъеме (о тесной обуви), жать сок из ананаса. При всем различии значений глагола жать все они внутренне связаны общим смыслом: “давить, стискивать, сжимать”. А теперь рассмотрим словосочетание жать рожь серпом. Слово жать обозначает в данном случае “срезать стебли”, т. е. смысл этого слова не связан со смыслом предыдущего. К тому же и спрягаются эти глаголы по-разному: 1. Жать — жму. 2. Жать — жну, жнешь. Перед нами омонимы, первый из которых многозначный, а второй имеет только одно значение.

Упражнение 5. Разграничьте случаи омонимии и полисемии.

Отлить немного молока — кровь отлила от лица — отлить статую; метать гранату — метать молнии — метать икру — метать швы; лист бумаги — лавровый лист — похвальный лист—лист опроса; тать из дому — гнать спирт; батарея бутылок — батарея парового отопления — батарея минометчиков; запустить камнем в окно — запустить кролика в клетку — запустить хозяйство — запустить спутник; ветер валит деревья — снег валит хлопьями; мотать нитки — мотать головой — мотать деньги.

Домашнее задание: Определите значение паронимов, разницу в их стилистической окраске и сочетаемости с другими словами. Включите паронимы в предложение или словосочетание, обыграв их лексическое значение. Например: Наша экономика жестоко страдает от отсутствия экономии.

Источник

Оцените статью