- 1,2% людей имеют два противоположных темперамента одновременно
- Темперамент — статистика
- Факты и развенчание мифов
- Чистый темперамент — редкое явление?
- Кого больше?
- Яркие сочетания
- Сочетания противоположностей
- Кто вы по типу темперамента: полная характеристика и особенности по возрастам
- Темперамент и характер
- Определение темперамента
- Тест на тип темперамента
- Короткий тест на определение темперамента
- Тип темперамента Сангвиник
- У меня нет ярко выраженного темперамента
- Ожидайте
- Перезвоните мне
- Статья:
1,2% людей имеют два противоположных темперамента одновременно
Темперамент — статистика
Многие люди, которые хоть раз сталкивались с прохождением психологических тестов слышали о темпераменте и примерно представляют, что это такое. Кто-то даже может назвать пару-тройку типов или какого-нибудь автора теста на темперамент.
Бытует мнение, что «чистых» темпераментов не существует, либо они крайне редко встречаются. Можете попробовать найти такого рода статьи в поисковых системах – их не мало. Правда зачастую подобные утверждения ничем не подкреплены, либо просто устарели – мир и общество не стоят на месте, а постоянно меняются и развиваются. Поэтому попробуем разобраться в этом.
Для начала определимся в том, что мы будем считать «чистым» темпераментом. Возьмем для этого методику «формула темперамента Белова». У каждого из четырех темпераментов имеется 3 градации выраженности: незначительное выраженные качества, значительные, ярко-выраженные. Соответственно будем считать, что если качества одного из темпераментов ярко-выражены, и при этом качества остальных незначительны, то мы имеем дело с «чистым» темпераментом.
Факты и развенчание мифов
Чистый темперамент — редкое явление?
Было опрошено 20207 человек, из которых 10780 (53,3%) оказались со смешанными темпераментами. Достаточно этого, чтобы утверждать, что «чистые» темпераменты – редкое явление? – НЕТ!
Кого больше?
Многие считают, что больше всего сангвиников, основывая это на «личном опыте». Смотрим на диаграмму – и это не так! Относительно остальных «чистых» темпераментов больше всего меланхоликов, а меньше – холериков.
Яркие сочетания
Если у человека все темпераменты выражены в примерно равной степени это одно, а вот если два каких-либо темперамента ярко-выражены, при слабой выраженности остальных, возникают интересные сочетания. Например, сангвиник+холерик – оба подвижные, общительные, только первый уравновешенный, а второй – нет. Причем таких людей 10,4%.
Сочетания противоположностей
Или сочетания «меланхолик+сангвиник», «флегматик+холерик» – как две противоположности могут уживаться в одном человеке? А таких людей суммарно 1,2%.
Как Вы могли увидеть, «чистые» темпераменты не такая уж и редкость – 46,7% от всей довольно немаленькой выборки. А какой темперамент преобладает у Вас?
Источник
Кто вы по типу темперамента: полная характеристика и особенности по возрастам
Тип темперамента в значительной степени определяет, кем мы являемся, что мы делаем, и почему мы это делаем.
Идея существования 4-х темпераментов: холерика, меланхолика, сангвиника и флегматика была придумана еще 2000 лет назад Гиппократом. Он утверждал, что различия в личности связаны с жидкостью, которая преобладает в теле человека.
Холерик – желтая желчь печени
Сангвиник – кровь сердца
Меланхолик – черная желчь почек
Флегматик – флегма легких
Таким образом, преобладание одной из жидкостей делала человека энергичным и оптимистичным (сангвиник), молчаливым и печальным (меланхолик), страстным (холерик) или спокойным (флегматик).
Темперамент и характер
Темперамент не стоит путать с личностью человека. Личность – это совокупность множества факторов человека, в то время как темперамент является лишь одним из факторов, хотя и очень важным.
Темперамент – это не то же самое, что характер, он не имеет ничего общего с типом личности или уровнем зрелости человека.
Наш темперамент – это набор тенденций, с которыми мы родились, и он практически не меняется в течение жизни. Он зависит от особенностей нервной системы, включая подвижность и уравновешенность.
Темперамент управляет нашими действиями и реакциями, и на него влияет наш характер и личность.
Наш характер – это приобретенная характеристика, и он может меняться с течением времени. Это то, какие мы есть, когда рядом никого нет. На наш характер влияет жизненный опыт, воспитание, национальность и другие факторы
Наша личность – это то, как мы выражаем себя, какими мы кажемся другим людям (веселыми, злыми, улыбающимися). То, как другие нас воспринимают, зависит во многом от того, что мы позволяем другим видеть. Иногда мы ведем себя как человек, которым мы хотели бы быть, сами не являясь таковыми.
Определение темперамента
Темперамент представляет собой группу черт или склонностей. Каждая из черт определяет отличительную манеру поведения, которая отличается от другой группы. Например, набор черт холерика отличается от набор черт сангвиника, и каждый из них демонстрирует разный тип поведения.
Каждая черта может быть выражена в разной степени. Например, человек может быть общительным в высокой степени, в средней степени или совсем не быть общительным.
Темперамент, таким образом, представляет естественные черты или склонности, с которыми человек родился. А уже то, насколько развиты будут эти естественные черты, зависит от мотивации человека.
Темперамент – это то, кем является человек большую часть времени. Он определяет то, как человек относится к другим людям и как реагирует на события.
Вспомните, как мы часто говорим о человеке, как о стеснительном или общительном. Сами того не понимая, мы относим его к определенным чертам темперамента. Это то, что нам известно и то, чего мы ожидаем от человека, когда взаимодействуем с ним.
Можно сказать, что поведение, связанное с темпераментом по большей части предсказуемо. Исключение составляют лишь случаи когда человек временно переживает сильные эмоции, такие как страх или гнев, либо пытается обмануть другого. Например, человек намеренно ведет себя иначе, чтобы казаться другим.
Темперамент – это сила. Сила, которая заставляет или побуждает человека вести себя определенным образом. Как аппетит, который нужно удовлетворить, или вакуум, который нужно заполнить. Он заставляет вас поступать определенным образом в зависимости от склонностей, которые свойственны вашему темпераменту.
Например, человек по натуре любит общение. Ему нравится разговаривать, веселиться, активно проводить время с другими. Внутри человека есть сила, которая толкает его к общению. Точно также существуют люди, которые скрытны по натуре и предпочитают не находится в обществе других людей. Ими в равной степени управляет сила, которая побуждает их избегать контактов с другими людьми. Оба варианта нормальны, и у обоих внутри есть толчок, который движет ими в соответствии со своими естественными склонностями.
Темперамент – это врожденная потребность. Взять к примеру пирамиду потребностей Абрахама Маслоу. Вода, воздух и еда являются физическими потребностями, без которых человек заболеет и умрет. Темперамент это тоже в какой-то степени потребность, хотя человек и не умрет, если его потребность не будет удовлетворена.
Это потребность, которая мотивирует нас вести себя согласно нашим естественным врожденным склонностям. Если она не будет удовлетворена, человек не будет себя хорошо чувствовать или эффективно действовать.
Опять для примера возьмем темперамент сангвиника. Находиться в компании людей и общение являются его потребностями. Если такой человек регулярно не общается и не находится в кругу людей, он начинает беспокоиться и страдать от низкой самооценки.
Каждому типу темперамента свойственны свои потребности: холерику нужны быстрые результаты, сангвинику нужно быть в компании людей, флегматику нужна стабильная обстановка, а меланхолику детальный план.
Тест на тип темперамента
Существует несколько тестов на определение типа темперамента человека. Так как чистый тип темперамента встречается довольно редко, данный тест поможет вам определить, какой тип темперамента у вас преобладает, а какие являются второстепенными.
Для этого теста вам понадобится лист бумаги и ручка. Тест состоит из 20 вопросов с четырьмя вариантами ответа. Напишите цифры вопросов от 1 до 20, и выберите один из наиболее подходящих вариантов ответа (а, б, в или г). После того, как вы ответили на все вопросы, подсчитайте общее количество букв.
Выберите одно утверждение, которое подходит вам больше всего.
а) я суетлив и неусидчив
б) я жизнерадостен и весел
в) я хладнокровен и спокоен
г) я застенчив и стеснителен
а) я вспыльчив и невыдержан
б) я деловит и энергичен
в) я обстоятелен и последователен
г) я теряюсь в новой обстановке
а) я прямолинеен и резок по отношению к другим людям
б) я склонен себя переоценивать
г) я сомневаюсь в своих силах
а) я незлопамятен
б) если что-то перестает интересовать, я быстро остываю
в) я строго придерживаюсь системы в работе и распорядка дня
г) я невольно приспосабливаюсь к характеру собеседника
а) мои движения порывисты и резки
б) я быстро засыпаю и просыпаюсь
в) мне тяжело приспособиться к новой обстановке
г) я робок и малоактивен
а) я нетерпим к недостаткам других
б) я работоспособен и вынослив
в) я постоянен в своих интересах
г) я легкораним и чувствителен
б) я бросаю начатые дела
в) я рассудителен и осторожен
г) я трудно устанавливаю контакт с новыми людьми
а) моя мимика выразительна
б) я говорю быстро, громко и четко
в) я медленно включаюсь в работу
г) меня легко обидеть
а) у меня быстрая, страстная речь
б) я быстро включаюсь в новую работу
в) я легко сдерживаю порывы
г) я очень впечатлителен
а) я работаю рывками
б) за любое новое дело я берусь с увлечением
в) я не растрачиваю попусту силы
г) у меня тихая, слабая речь
а) мне присуща несобранность
б) я настойчив в достижении цели
в) я вял и малоподвижен
г) я ищу сочувствия других
а) я быстро решаю и действую
б) в сложной обстановке я сохраняю самообладание
в) у меня ровные отношения со всеми
г) я необщителен
а) я инициативен и решителен
б) я быстро схватываю новое
в) я не люблю попусту болтать, молчалив
г) я легко переношу одиночество
а) я стремлюсь к новому
б) у меня всегда бодрое настроение
в) я люблю аккуратность
г) я робок и малоактивен
б) в интересах и склонностях я не постоянен
в) у меня спокойная, ровная речь с остановками
г) при неудачах я чувствую растерянность и подавленность.
а) у меня есть склонность к горячности
б) меня тяготит однообразная кропотливая работа
в) я мало восприимчив к порицанию и одобрению
г) у меня высокие требования к окружающим и себе
а) я склонен к риску
б) я легко приспосабливаюсь к разным обстоятельствам
в) я довожу начатое дело до конца
г) я быстро утомляюсь
а) мне свойственны резкие смены настроения
б) я склонен отвлекаться
в) я обладаю выдержкой
г) я слишком восприимчив к порицанию и одобрению
а) я бываю агрессивным, задирой
б) я отзывчив и общителен
г) я мнителен и подозрителен
а) я находчив в споре
б) я легко переживаю неудачи
в) я терпелив и сдержан
г) я склоне н уходить в себя
Теперь подсчитайте количество ответов «а», «б», «в» и «г».
Каждое полученное число умножьте на 5, чтобы получить процентное содержание.
Например, у вас получилось 7 ответов «а», 10 ответов «б», 2 ответа «в» и 1 ответ «г».
Ответы соответствуют следующим типам темперамента:
Таким образом, в примере у нас получилось, что у человека доминирует тип темперамента сангвиник («б»=50 %), второстепенным типом темперамента является холерик («а»= 35 %), и дальше по убывающей флегматик («в»=10 %) и меланхолик («г»=5 %)
Если какой-то тип темперамента набрал 40% и больше, этот тип темперамента у вас доминирующий.
Если какой-то тип темперамента набрал от 30 до 39 %, этот тип темперамента у вас ярко выражен.
Если какой-то тип темперамента набрал от 20 до 29 %, этот тип темперамента у вас средне выражен .
Если какой-то тип темперамента набрал от 10 до 19 %, этот тип темперамента у вас слабо выражен .
Короткий тест на определение темперамента
Существует еще один быстрый способ определения темперамента. Он основан на древнегреческом учении о том, какая жидкость преобладает в теле человека.
Итак, ответьте всего на 2 вопроса :
1. Ваши руки и ноги при нормальной температуре, как правило:
2. В нормальных условиях ваша кожа обычно:
Тип темперамента Сангвиник
Сангвиник — очень общительный человек, которому нравится находиться среди людей. Из всех темпераментов, с сангвиником легче всего в общении. Они привносят энергию и вдыхают жизнь в любую компанию одним своим присутствием. Их жизнерадостность и юмор озаряют все вокруг.
Это оптимистичный тип людей, который верит в то, что жизнь – это прекрасный, наполненный весельем опыт, и ее нужно прожить на полную катушку.
Бездействие вызывает у них стресс, так как они живут в быстром и активном ритме. Это самый импульсивный из всех темпераментов.
Сангвиник добивается больших успехов в делах, связанных со связями и общением, однако это наименее дисциплинированный и организованный тип из всех темпераментов.
Он открыт, обладает большим энтузиазмом, дружелюбный, прекрасно понимает чувства других людей, но может быть грубоват и невнимателен.
Сангвиника сложно назвать преданным другом, так как он не любит связывать себя обязательствами, а просто хочет развлекаться. Они живут так, будто у них нет ни прошлого, ни будущего. Редко признают свои ошибки, но склонны преувеличивать, чтобы выглядеть успешнее в глазах окружающих.
Так как этот тип темперамента любит удовольствия, многие сангвиники склонны к различного рода зависимостям, а также перееданию.
Человек с этим типом темперамента готов взяться за трудные дела и завершит дело или проект, пока подпитывается его эго. Однако при малейшем намеке на их недостатки, они бросают дело.
Легко огорчаются, если их не ценят и не уверяют в любви. Очень требовательны в плане любви и привязанности, мучаясь от чувства ревности, если внимание, принадлежащее им, достается кому-то другому.
Источник
У меня нет ярко выраженного темперамента
Ожидайте
Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Темперамент. Виды. Характеристика.
Статья:
Термин «темперамент» был введен в обиход еще Гиппократом. В переводе с латинского (temperamentum) это слово обозначает возбудимость и восприимчивость человека к внешним раздражителям.
В.С. Мерлин считал, что индивидуальные свойства психики, в том числе и свойства темперамента, обусловлены индивидуальными свойствами нервной системы, а те, в свою очередь зависят от свойств организма в целом. Поэтому свойства темперамента играют регулирующую роль в психической деятельности. От них должна зависеть динамика всех психических процессов. Эту функцию выполняют индивидуальные особенности эмоций и воли. Интеллект тоже играет значительную роль в регуляции психической деятельности. Все описанные нами познавательные процессы — возбудимость, сосредоточенность, устойчивость внимания, скорость воспроизведения, быстрота и гибкость ассоциативных процессов влияют на динамику психической деятельности, а значит, и на темперамент. Академик И.П. Павлов в теории о типологических свойствах нервной системы дал толкование природы темперамента. Он выявил основные свойства нервных процессов. К ним ученый отнес: 1) силу возбуждения и торможения; 2) уравновешенность или неуравновешенность этих процессов; 3) подвижность процессов. На основании изучения этих свойств И.П. Павлов выделил типы нервной системы и соотнес их с определенным видом темперамента.
1. Слабый тип характеризуется слабостью нервных процессов, быстрой утомляемостью. Этот тип соответствует меланхолическому темпераменту. Дети, обладающие этим темпераментом, как правило, медлительны, необщительны и замкнуты. Им тяжело адаптироваться к новым условиям, и они грустят от разлуки со старым местом, или со старыми друзьями, или с бабушкой. Для таких детей перевод в другой класс, другую школу очень болезненный. Такому ребенку нужно гораздо больше времени на подготовку уроков, и если у него что-то не получается, он становится неуверенным и робким.
2. Сильный, уравновешенный, малоподвижный тип характеризуется медленным включением в деятельность и медленным переключением с одного вида деятельности на другой. Такой тип деятельности соотносится с флегматическим темпераментом. Дети-флегматики, несмотря на медлительность, обладают повышенной работоспособностью. Как правило, это закрытый тип. Ребенок не выдает своих переживаний, а они, конечно, есть и могут быть связаны, прежде всего, с его медлительной речью и движениями. Хотя надо отметить, что если таким детям что-то поручаешь, то можно быть спокойным, они обязательно доведут порученное дело до конца. И помогут им в этом терпение и неспешность, которые характеризуют этот тип темперамента.
3. Сильный, уравновешенный, подвижный тип характеризуется большой работоспособностью, включением ребенка в различные виды деятельности и быстрым переключением с одного вида на другой. Этот тип соотносится с сангвиническим темпераментом. Дети с таким темпераментом обладают хорошо отлаженной двигательной и словесной активностью. У них, как правило, очень выразительные лица. Они общительны, легко сходятся с другими детьми и легко приспосабливаются к измененным условиям.
4. Сильный, неуравновешенный тип характеризуется, как и предыдущий, большой работоспособностью, но процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Этот тип соответствует холерическому темпераменту. Ребенок с преобладанием холерического темперамента не сдерживает обычно своих эмоций. Он легко возбудим, подвижен, взрывоопасен и вспыльчив. У него чрезвычайно развита мимика лица.
Такой ребенок с большой охотой берется за разные дела, но эмоции «зашкаливают», и он может не справиться с делом исключительно из-за своей возбудимости.
Представленные характеристики темперамента не говорят о том, что у каждого ребенка они четко проявляются. Практика показывает, что в любом человеке есть частичка каждого вида темперамента. А вот соотношение этих частичек индивидуально и зависит от многих особенностей личности. Сам по себе темперамент не определяет ни способностей, ни интересов ребенка, но он во многом определяет стиль умственной деятельности и стиль поведения. А значит, нуждается в развитии и педагогическом сопровождении взрослого.
В этом ключе мы хотим предложить действия взрослого с ребенком с учетом типа его темперамента.
Холерический темперамент
В работе с такими детьми взрослый должен понимать, что процесс возбуждения у них преобладает над процессом торможения. Ребенок чрезмерно подвижный, эмоциональный, порывистый. Он требует бережного, спокойного обращения. Основная задача воспитателя — научить его владеть собой, то есть уметь руководить проявлениями своего темперамента. Применяя поощрение или наказание, необходимо помнить, что реакция может быть непредсказуема. Работая с таким ребенком, давая ему поручения, важно следить, чтобы поручения были более спокойными и не могли вызвать у ребенка бурю эмоций, тем более что у холерика любое поручение вызывает эмоциональный отклик. У младшего школьника с ярко выраженным холерическим темпераментом можно воспитать такие необходимые для жизни в обществе качества, как социальная активность, предприимчивость, увлеченность полезным для общества делом, товарищеская взаимопомощь и коллективизм.
Сангвинический темперамент
И.П. Павлов называл этот тип темперамента идеальным. Ребенка с выраженным сангвиническим темпераментом отличает высокая работоспособность. Поэтому в работе с коллективом детей воспитатель может в полной мере опираться на такого ученика. Более того, ребенок с таким типом темперамента, как правило, ответственный, и ему можно поручить любое дело. Он будет выполнять его весело и без показной бравады. Существует опасность перехвалить такого ребенка и вместо жизнерадостности, отзывчивости, трудолюбия и чуткости, которых мы ждем, можем получить легкомыслие, нестойкость интересов и привязанностей, излишнее внимание к своим успехам и безразличие к другими людям.
Флегматический темперамент
Флегматик так же работоспособен, как и сангвиник. Но, в отличие от него, медленно включается в деятельность. Поэтому в общении с такими детьми надо предусматривать сроки выполнения того или иного поручения. Сроки дисциплинируют флегматика, помогают ему правильно распределить время и силы на выполнение порученной работы. Флегматик надежен, ему свойственна добросовестность при выполнении порученного дела.
Воспитателю надо помогать такому ребенку справляться с медлительностью. Хотя в ней ничего чрезвычайного нет, но отношение остальных детей, детей-живчиков, холериков, может испортить ребенку-флегматику радость пребывания в коллективе.
Меланхолический темперамент
Обычно это очень ранимый ребенок. Его медлительность, в отличие от флегматика, имеет несколько иное свойство. Он очень болезненно переживает свои неудачи, но в то же время сочувствует неудачам других детей.
В работе с таким школьником воспитатель может использовать, в хорошем смысле этого слова, высокоразвитую совесть ученика-меланхолика. Такой ребенок нуждается в постоянной поддержке окружающих. У него уходит больше времени на подготовку, к примеру, домашнего задания, чем у других детей. Но учитель ни в коем случае не должен заострять на этом внимание в классе. Наоборот, опытный учитель нацелен на результат. А результат у ученика-меланхолика обычно не ниже, чем у детей с другим типом темперамента.
Не надо торопить такого ребенка, когда он отвечает. Необходимо помнить — это не холерик. У него процессы торможения более развиты, чем процессы возбуждения. Можно спокойно ждать его ответа, заполняя паузу какими- то комментариями по существу вопроса, не акцентируя внимания на медлительность в ответе.
Темперамент тесно связан с характером. Каждый человек отличается от другого. В мире нет одинаковых индивидуумов. Каждую личность отличает индивидуальное психологическое своеобразие. В этом случае говорят о чертах, присущих именно этому человеку, то есть характерных для него. Они достаточно устойчивы, возникают в определенных ситуациях и характеризуют конкретного индивида. Слово «характер» греческого происхождения (character). Оно определяется как совокупность психических особенностей данного человека, проявляющихся в его действиях, поведении. Черты характера проявляются в различных сферах жизни человека. Они во многом определяют, какое место займет личность в социальной матрице. Каждая черта характера заявляет о себе в определенных типичных обстоятельствах. Именно поэтому характер тесно связан с отношением ребенка к окружающему его миру. Черты характера имеют побуждающую силу, что, несомненно, является индивидуальной характеристикой личности. В одних и тех же условиях одни люди поступают так, а другие иначе. Благодаря таким склонностям люди в экстремальных, стрессовых ситуациях могут принимать решения, противоречащие объективным условиям, но дающие возможность выжить именно благодаря принятому решению. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что личность демонстрирует большую настойчивость и энергию в характерном для нее способе действий. Характер представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов. Отдельные свойства характера зависят друг от друга. В психологии можно выделить четыре свойства характера, определяемые разными отношениями индивида:
1. Свойства, выражающие отношение личности к коллективу в целом и отдельным его членам. К таким свойствам можно отнести отзывчивость, требовательность, доброту, заносчивость и т. д.
2. Свойства, выражающие отношение к труду (трудолюбие, ответственность, добросовестность и т. д.).
3. Свойства, выражающие отношение к окружающим человека вещам (аккуратность, неаккуратность, неряшливость, чистоплотность и т. д.).
4. Свойства, выражающие отношение к самому себе (честолюбие, гордость, приниженность, скромность, нескромность и. д.).
Попробуем примерить эти свойства к шести-семилетнему ребенку.
Говоря об отношении к коллективу как о свойстве характера, необходимо помнить, что ребенок еще слабо ориентирован на коллектив. Скорее, для него важнее принятие его учителем. При разумной организации коллективной жизни учитель формирует свойства характера ребенка через систему поручений и участие ребенка в различных видах деятельности. Именно в подобных формах формируется ценностное отношение к коллективу, вырабатывается устойчивое осознание себя как части коллектива класса, школы, а впоследствии и общества.
Труд в системе отношений взаимопомощи и сотрудничества играет важнейшую роль, формируя основные моральные свойства ребенка. В основном, в дошкольном и младшем школьном возрасте преобладает труд по самообслуживанию. Но понимая, что это только первая ступень, учитель должен уметь прогнозировать трудовую деятельность и результаты труда ребенка. Именно в труде формируются чувство ответственности, долга, выносливость, инициатива, самообладание и др. И начинать надо с элементарного — научить ребенка труду на благо сверстников, родителей, учителей. Показать ему ценность его трудового усилия. Конечно, важен любой труд, будь это уборка класса или подготовка к новогоднему вечеру, или урок труда. Результат, полученный в ходе трудового усилия, должен быть реальным и приносить пользу окружающим и удовлетворение ребенку. В этом нравственная характеристика труда. «Радуюсь я, и мой труд вливается в труд моей республики. », — провозглашал поэт. А известный педагог А.С. Макаренко писал, что «Труд имеет значение не только общественно-производственное, но имеет большое значение и в личной жизни. Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, у которых все ладится и спорится, которые не потеряются при любых обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими. И наоборот, всегда вызывают жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в тупик, которые не умеют обслуживать сами себя, всегда нуждаются то в няньках, то в дружеской услуге, то в помощи, а если им никто не поможет, живут в неудобной обстановке, неряшливо, грязно, растерянно».
Такие свойства, как аккуратность, чистоплотность, неряшливость во многом определяются условиями семейного воспитания. Ребенок приходит в школу с готовым набором подобных свойств. И, если эти черты неярко выражены или имеют отрицательную окраску, скорее всего, учитель, воспитатель встанет перед проблемой их перевоспитания. Безусловно, на формирование подобных свойств большое влияние оказывают и природные условия. Поэтому, работая с детьми в этом направлении, необходимо учитывать их индивидуально выраженные природные и социальные (читай семейные) особенности характера.
Четвертая группа свойств характера, а именно отношение к себе, нам представляется самой хрупкой, поскольку она связана с глубоко личными, интимными сторонами характера — любовью или нелюбовью к себе. Ребенок чрезвычайно чувствительно относится к принятию или отвержению его личности окружающими сверстниками и взрослыми. Эта чувствительность имеет индивидуальные различия и по силе выраженности, и по направленности. Дошкольники и младшие школьники, к примеру, в силу возрастных особенностей — подражательности, уровня выраженности эмоциональной сферы — достаточно легко поддаются влиянию взрослого. Здесь важно найти правильный тон в работе с такими детьми. Если у ребенка заниженная самооценка, учитель с помощью специально подобранной системы методов повышает ее. Ребенок доверяет взрослому, и его нетрудно убедить, что он не такой плохой, как ему говорили, что он просто не имел возможности показать свои потенциально хорошие черты характера. Если же, наоборот, ребенок тщеславен, у него повышенное самомнение, то учитель, воспитатель с помощью другой системы педагогических методов и средств покажет, что он не так уж и хорош, как о себе думает. Главное в этой работе — мера, доверие и искреннее отношение к ребенку. Если же перед нами подросток, то воспитание осложняется стремлением подростка к «взрослости» и отвержением любой критики, даже справедливой.
Воспитание характера — трудное дело. Взрослому нужно представлять некий идеал, к которому он стремится в своей работе с детьми. А.Г. Ковалев предлагает свою структуру положительного характера. Положительный характер может проявляться в следующих синтетических чертах.
1. Моральность характера. Здесь проявляется полное соответствие дел и поступков личности ее моральным убеждениям. Это честный человек, добросовестный, умеющий трудиться и радующийся результатам труда. Он доброжелателен и внимателен к людям, скромен в отношении к себе. Такие дети, как правило, любимы и взрослыми и сверстниками. Правда, убеждения у них находятся в стадии формирования, но если условия не будут меняться в худшую сторону, моральность характера у них будет проявляться и в дальнейшем.
2. Цельность характера — это согласованность всех его проявлений, соответствие дел словам, последовательность поведения. Этот человек открыт для окружающих. Он сам и окружающие его люди знают, что он будет делать в тех или иных ситуациях. О таких детях мы знаем, что их поведение предсказуемо. В основе своей — это лидеры в коллективе. Они являются помощниками учителя в учебной и внеклассной деятельности.
3. Сила характера — это энергия, с которой личность реализует поставленные цели. Такой человек способен страстно увлекаться, преодолевать трудности. Сила характера проявляется также в той твердости, с которой человек отстаивает свои убеждения. Как правило, в каждом классе есть такие дети. Они предельно искренни и тверды в своих предпочтениях и высказываниях. Конечно, в среднем и старшем возрасте эта твердость может быть максимализмом, а может быть и свойством характера.
4. Гибкость характера. Это человек, которой учитывает условия, в которых оказывается. Он способен изменить поведение в соответствии с требованиями ситуации. Он способен исправлять свой характер, если это востребуется обществом или его окружением. Это отсутствие «твердолобости». Понимание ребенком, что его правда, не всегда является правдой для окружающих. Не надо путать это свойство характера с некой «пластилинностью», когда ребенок полностью подпадает под чужое влияние, личность нивелируется и перестает быть целостной и самодостаточной. Гибкость обозначает мудрость ребенка, правильный выбор пути, даже если этот путь — временное отступление.
5. Уравновешенность характера. Это соотношение сдержанности и активности, наиболее оптимальное в деятельности и общении с людьми. Даже среди взрослых, имеющих большой жизненный опыт, с развитой функцией анализа и синтеза уравновешенность встречается не так часто. Дошкольник и младший школьник в силу развитости эмоциональной сферы, как правило, слабоуравновешены. Но они просто еще не научились в полной мере этому. С развитием волевой сферы придет умение соотносить активность и сдержанность в общении с людьми.
Хочется надеяться, что читатели убедились в том, что каждый ребенок неповторим. Все, абсолютно все влияет на его становление. Нет на земле абсолютно одинаковых людей.
Источник