У меня много чувств

Слабое место: слишком много чувств и мыслей

Чтобы хорошо себя чувствовать, научитесь плавно переходить от мыслей к эмоциям.

Каждый раз, когда вас переполняют эмоции и захлестывают чувства или когда вы пытаетесь от них отстраниться, «оставаясь в голове», вы можете, в конечном итоге, почувствовать себя несчастным. Вместо этого научитесь находить баланс между эмоциями и мыслями – вы сразу почувствуете себя лучше и сможете поддерживать здоровые отношения с окружающими.

Плавный переход от мыслей к эмоциям позволит лучше понять себя и других людей. Это поможет вам действительно понять, что побуждает окружающих и вас самих, в том числе, к каким-либо поступкам – овладеть способностью понимать психологическое состояние других людей, способностью чувствовать эмоциональное состояние другого человека, называемой «ментализация». Хотя концентрация внимания на мыслях и эмоциях является лишь одним из аспектов ментализации, именно она вызывает трудности у многих людей. Когда люди сосредотачивают все внимание на себе или на стремлении понять друг друга, понимание затрудняется, и возникают новые проблемы.

Многие люди лучше владеют собой, фокусируясь исключительно на когнитивной ментализации, что порождает эмоциональную дистанцию внутри них и в отношениях с другими людьми. Они меньше знают о собственных эмоциях и меньше сопереживают окружающим. Несмотря на то, что они часто размышляют над своими внутренними переживаниями или пытаются понять их причины, это всего лишь рассуждения. Таким образом, даже самые гениальные выводы часто не могут избавить от чувства пустоты и одиночества.

Если в данном описании вы увидели себя, попытайтесь признать, что вы находитесь в состоянии сильного эмоционального напряжения. В подобных ситуациях многим людям может помочь время, проведенное в одиночестве, и концентрация на собственных эмоциональных переживаниях. Учитывая, что вы, скорее всего к такому не привыкли, попытайтесь понять свои ощущения и уделить им особое внимание. Таким образом, вы сможете понять причину ваших переживаний. Практикуясь, вы обнаружите, что можете сами найти связь между мыслями и эмоциями. Даже если вам некомфортно или вы напряжены, это может показаться «правильным» – вы можете узнать истинного себя. Имейте в виду, что это навык, который необходимо долго и упорно развивать.

Для сравнения: есть люди, которые живут в гармонии со своими эмоциями, но не могут здраво размышлять над какими-либо ситуациями (аффективная ментализация). В результате, они очень эмоционально реагируют на происходящее. В добавление к этому, их легко могут захватить эмоции окружающих, что отвлекает от собственных переживаний. Это выражается в том, что они больше думают о других, чем о себе и/или переживают из-за того, что забыли, кто они есть на самом деле. Чувства слишком часто переполняют их, ими овладевает лавина эмоций, которая оставляет за собой ощущение беспомощности.

Если это о вас, если вас что-то расстраивает – попытайтесь успокоиться. Сделайте несколько глубоких вдохов или сходите на прогулку. Изучайте себя с любопытством. Уделяйте внимание своим наблюдениям и отношению к возникающим ситуациям. Вы можете заметить, что ваши эмоции не совпадают с мыслями. Например, вы можете сильно переживать о встрече с новыми друзьями, хотя и знаете, что в первый раз все прошло отлично. В данный момент это вполне естественно. Просто уделите этой проблеме больше внимания. Взвесьте все факты, а также настоящие или прошлые обстоятельства, вызывающие у вас тревогу. Когда нахлынут эмоции, примите их и с любопытством изучите. Так как эмоции могут жить собственной жизнью, вы должны постоянно возвращаться к реальности. При попытке сделать это, ваши чувства не отступят, они могут измениться, стать менее сильными. Возможно, вам станет легче, если вы расскажите о ваших переживаниях другу или опишите их в своем дневнике.

Чем больше внимания вы будете уделять размышлениям о своих мыслях и эмоциях, тем большую эмоциональную стабильность вы приобретете. Вы будете испытывать истинные эмоции, но они не смогут вас захлестнуть. Вы обретете мир с собой и найдете гармонию в отношениях.

(Если вы сочтете данное обсуждение когнитивной/аффективной ментализации полезным, то прочтите мою статью «Чувствуете себя ходячей катастрофой? Научитесь предвидеть», в которой рассматривается ее другое направление – автоматическое и контролируемое понимание состояния окружающих)

Лесли Беккер-Фелпс, доктор философии

Источник

10 непонятных ощущений, которые мы испытываем

1. Зенозина

Зенозина — это когда с возрастом начинается казаться, что годы летят, проходят всё быстрее и быстрее. Многим знакомо это ощущение. Название состоит из двух древнегреческих имен — Зенон и Мнемозина. Первый был известен благодаря своим рассуждениям о неподвижности времени, а Мнемозина в древнегреческой мифологии была олицетворением памяти.

2. Синдром фантомного звонка

Или по-другому — синдром фантомных вибраций. Такое состояние, когда тебе кажется, что телефон звонит и издает вибрации, но на самом деле этого не происходит. Испытывать такое ощущение наиболее склонны те, кто проявляет беспокойство по поводу связи с друзьями и близкими.

3. Дежавю

Чувство, знакомое каждому. Когда ты думаешь, что бывал в новом месте или даже стране прежде. Или когда кажется, что событие, которое только что произошло, уже было раньше и повторяется как день сурка.

Это одна из самых распространённых среди всех необычных эмоций. Вызвать дежавю искусственным образом нельзя, поэтому научные исследования этого чувства затруднены. По Фрейду, дежавю связано с памятью о материнском лоне, о котором каждый уверенно может заявить: «Я там уже был!»

4. Адронитис

Бывало ли у тебя так, что после знакомства с девушкой ты испытывал чувство недовольства, досаду из-за понимания того, что понадобится еще куча времени, для того чтобы лучше узнать ее (может, недели или месяцы)? Или что у тебя вообще нет возможности ее узнать, в то время как она для тебя очень интересна. Это и есть адронитис. Древние греки так называли мужскую половину дома.

Читайте также:  Когда не чувствуешь вкус еды как это называется

5. Эллипсизм

Испытывать такое ощущение наиболее склонны пожилые люди. Оно связано с грустью от осознания того, что человек не увидит будущего своих детей или внуков. К примеру, бабушки могут испытывать эллипсизм, когда задумываются о том, как быстро растут их внуки. Они боятся, что не доживут до каких-нибудь ярких и значимых событий в их жизни. Да, такие дела. Старайся проводить время со своими стариками почаще.

6. Опия

Не опий — опия. Чувство возбуждения во время обмена пристальными взглядами с кем бы то ни было. Зрительный контакт вызывает большой прилив энергии. Это ощущение может быть как приятным, так и не очень. К примеру, если ты видишь в человеке угрозу — чувство будет неприятным. А если речь идет о симпатичной девушке, то такой взгляд, скорее всего, доставит удовольствие и тебе, и ей.

7. Состояние фугу

Это состояние, когда ты неосознанно что-то делаешь (говоришь, перемещаешься по квартире, например), а после этого ничего не помнишь. То есть, возможно, ты говорил с кем-то по телефону и точил карандаш, но когда ты выйдешь из этого состояния, то не вспомнишь разговора и действий. После нескольких литров пива или виски многие впадают в состояние фугу.

8. Либеросис

Состояние, в котором каждый бывал хотя бы раз. А может, ты пребываешь в нем практически каждый день? Это чувство, когда тебе хочется впасть в детство, чтобы снова стать мелким сорванцом. Оно связано с желанием ослабить гайки в контроле над жизнью, ни о чем не волноваться и не переживать. В общем, если ты часто ностальгируешь по беззаботным временам, это называется «либеросис».

9. Кризализм

Это точно знакомо каждому. Сейчас, в осеннюю пору, многие испытывают это чувство. Ощущение покоя, защищенности, тепла и уюта в своем доме, в то время как за окном ливень, слякоть и холод. Термин образован от слова chrysalis — «куколка» (не Барби, а стадия развития бабочки). И ведь действительно очень приятно быть в своем коконе, когда во внешнем мире происходит всякое.

10. Энуэмент

Это неприятное чувство мы испытываем, когда находим ответ на вопрос, который мучил нас на протяжении долгого времени. Возникает желание вернуться назад во времени и рассказать о будущем прошлому себе. Так что знай, что каждый раз, когда ты говоришь «Если бы я знал!», ты испытываешь энуэмент.

Источник

«У меня очень много чувств для выражения»

Соня Шаталова не может говорить, но выражает свой внутренний мир в стихах и прозе

Интервью с Соней Шаталовой нам помогла провести психолог Инна Карпенкова, специалист по коммуникациям с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Оно проходило с использованием открытого в программе Word файла на компьютере.

Инна: Соня, где бы тебе хотелось учиться, какую профессию хочешь освоить?

Соня: Я хочу осваивать художественную.

Инна: Почему-то так я и думала. Я влюблена в одну твою работу – узнаешь? (Показывает бурую лошадку среди облаков.) Я ее даже заламинировала. Теперь скажи: вот есть художники, которые рисуют картины, а есть те, кто расписывает подносы, шкатулки, это называется «миниатюра». Тебя куда больше тянет – картины рисовать или кружки, например, расписывать?

Соня: Я хочу расписывать подносы. Я хочу такую специальность, в которой могла бы что-то делать сама, только сама. Я стесняюсь кого-то просить о том, чтобы учиться в колледже.

МН: Соня, ты хочешь быть писателем? Можно ведь рисовать картины, например, к своим стихам и сказкам.

Соня: Это хорошо, но я больна, у меня аутизм. Я боюсь делать что-то для людей сама.

МН: У тебя отличные стихи. Можно ничего не делать для людей, но они сами найдут твои стихи, прочитают и станут лучше.

Соня: Поняла. Я долго уходила от удовольствия.

Инна: Тогда будем искать тебе колледж, если не подойдет – будем искать дальше.

Соня: Я согласна. Инна, ты для меня лучик света. У меня очень много чувств для выражения.

Виктор Кротов, детский писатель, философ, автор сказочной повести «Волшебный возок» и историй про необыкновенного червячка Игнатия. Ведет литературные занятия, занимается письменным творчеством с особыми детьми – «людьми преодоления».

Облик автора

Соню я знаю с восьми лет, и начало нашего знакомства было эффектным. Мы познакомились в «Солнечном мире», где я проводил мастер-класс, как писать. Я убежден, что все должны владеть письменной речью, это нормальное человеческое свойство. Перед началом ко мне подошла Евгения Николаевна, мама Сони, и говорит: «Вот, мой ребенок стихи написал» – и дает мне смятую бумажку. Там были два первых Сониных стихотворения, они меня удивили и обрадовали. По ходу мастер-класса я эти стихи прочитал и спрашиваю: кто, по-вашему, мог написать эти стихи? сколько лет автору, какое у него образование. Общее мнение было примерно таким: лет 25, высшее или незаконченное высшее образование, начитанная, культурная женщина. А я говорю: лучше не скажу, кто автор, а покажу. Взял я эту надоедливую маленькую девчонку, которая бегала, всех дергала, визжала и была на первый взгляд мало вменяемой – и поставил на табурет. В зале воцарилась полная тишина. Слишком трудно было совместить эти стихи с обликом автора. Так Соня дебютировала в качестве поэта.

Потом, в летнем лагере, она ходила ко мне в студию вместе с мамой. Без нее она не могла писать: мама держала свою руку на ее запястье (это обычная ситуация при аутизме). Предположения некоторых насчет того, что мама водит Сониной рукой, для меня смешны. Да, ей нужно, чтобы имелся контакт с чьей-то рукой. Но скорее Сонину руку приходится удерживать, чтобы не убежала за границы листа, – сам пробовал. Кроме того, по стилю языка и мышления мама и Соня очень различаются, и я мог в этом убедиться, когда они на студии сочиняли каждая свое. Мы с Соней довольно быстро подружились. Время от времени мы с ней разговариваем: мама придерживает ее руку, я задаю вопросы, а Соня пишет ответы на бумаге. Или она спрашивает письменно, а я отвечаю вслух. Иногда ей общаться трудно, и мы откладываем разговор на потом. И так уже 10 лет.

Читайте также:  Воспитание патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста
Душа – это пустота

По общению с Соней и ее творчеству я стараюсь понять, что с ней происходит. Кто-то говорит, что с ней тяжело общаться. Но нет, это ей тяжело общаться с нами: ей тяжело раскрываться, как и каждому аутисту. Аутизм – это и есть болезнь невозможности раскрытия. У каждого аутиста, конечно, свои проблемы. У Сони к обычным трудностям добавляется напряженность творчества, которое ищет выход. У нее эта проблема самая значительная, ведь она очень мыслящий человек и понимает, что творчество для нее – главное. Оно рвется наружу, но на этом пути множество преград, и она сама об этом знает: ей мешают выкрутасы мозга и те физиологические состояния, которые он не может контролировать.

Я не учил Соню сочинять – просто старался возбудить интерес к письменному творчеству, как у каждого, кто приходит в студию. Например, рассказываю о каком-нибудь особом жанре и зову попробовать в нем свои силы. Соня быстро освоила свободное трехстишие и афоризмы-определения, в других жанрах тоже чувствует себя свободно. Когда, например, в восемь лет девочка может сказать, что «душа – это пустота в человеке, которую он заполняет Богом или Сатаной» – ясно же, что это необычный автор.

Стихи Сони Шаталовой

Спросите меня
О сердце,
Что в солнца глубинах
Бьется.
Спросите меня
О песне —
Она мое сердце
Движет.
И два ответа я дам
В слове одном:
Любовь.
Спросите меня
О звездах,
Что у мамы в глазах
Сияют.
Спросите меня
О светилах,
Мириадами глаз глядящих.
И опять два ответа
Воедино сольются:
Любовь.
Какое удивительное
Слово – «любовь»!
(9 лет)

Два мира

Соня живет как бы в двух мирах. Один из них – наш обычный мир, трудный и неприветливый. Одни звуки вокруг чего стоят! Их восприятие уже становится для нее чрезмерной нагрузкой. Да еще физиология, которая и обычному человеку надоедает, а для человека больного она просто мучительна. И есть другой мир, который мало кому дано видеть. Этих «мало кого» мы называем визионерами. Соне дано видеть и ощущать такие реалии, которых мы не воспринимаем, а она воспринимает. Про эти реалии трудно рассказывать и самой Соне. Тем более не возьмусь и я. Подождем ее новых стихов и размышлений.

Говорить

Главная проблема Сони – что она могла бы много важных вещей выразить в стихах или как-то еще, но не может этого сделать. Она много раз пыталась описать эту проблему, рассказывала, что часто слова в ней засыхают, как листья. Она пытается их собирать, а они оказываются уже мертвыми. И большая радость, если удастся прорваться живому слову. Соня осознает себя поэтом, человеком говорящим, а … говорить не может. И мечтает говорить – и в творчестве, и как обычный человек, голосом. Соня не может пока овладеть устной речью, не может выразить в творчестве все, что хотела бы, и это очень болезненно. Это то, что ей приходится преодолевать каждую минуту жизни.

У Сони глубокий выразительный взгляд, но его надо суметь поймать, и это очень трудно с аутистами. Когда это удается, то видишь, что это за человек – глубокий, интересный, содержательный. Как и у всех, у них душа отражается во взгляде.

Один из видов терапии аутизма — методы альтернативной и вспомогательной коммуникации — PECS, коммуникативные доски и электронные приспособления, язык жестов, и другие, являются методами, предназначенными для облегчения общения и обучения коммуникативным навыкам.
Дети с аутизмом и серьезными нарушениями в развитии речи могут использовать данные приспособления, для того, чтобы выразить свои желания, потребности и чувства.

Для многих людей удивительные истории, которые можно рассказать об особых детях и «людях преодоления» вообще, – это что-то вроде баек. Но для меня это островки реальности, в которой я живу. Я точно знаю, что эти люди – глубокие, особые, уникальные, и понимаю подоплеку этого. Обычный человек, пройдя через детство, отрочество и юность, успевает испытать огромное количество искушений, некоторым из которых он поддается. Это просто свойство человека, которому, как известно, ничто не чуждо. Человек плывет по жизни между искушений, за что-то цепляется, выкарабкивается, но все равно они его пачкают. Хороший человек выходит из этих испытаний, но он всегда изрядно поцарапан ими. Особые дети – они не перепачканные, они сохранены в чистоте за счет того, что им очень трудно жить, им не до этих искушений. И чистота этих детей, даже когда им 20, 30 лет, остается с ними всегда. Эта чистота делает в них большую работу: они действительно особые люди, поэтому с ними очень интересно. Они знают что-то важное и глубокое, что ускользнуло от нас. А уж как наладить с ними контакт и дать им возможность выразиться, это наше дело, наша ответственность. Но чаще их просто боятся, иногда считают даже, что ДЦП или аутизм заразны или еще что-нибудь дурацкое придумывают.

Стихи Сони Шаталовой:

Что заставляет уходить в бессмертье?
Мельчайшие частицы бытия?
Их разделяют звезды и столетья
И вместе с ними исчезаю я.
Но исчезая, во Вселенской книге
Я оставляю четкие черты.
И в каждом атоме и в каждом миге
Меж мной и Вечностью наведены мосты.
(13 лет)

Нам нужна целая жизнь, чтобы прийти к главным вещам с большим трудом, через множество ошибок, а у этих особых людей нет возможности совершать наши обычные ошибки. Разумеется, они совершают какие-то свои, но несоизмеримые с нашими, вот почему у них особая душа.

Читайте также:  Боли за грудиной при депрессии

Игорь Шпицберг, руководитель реабилитационной программы в учреждении «Центр реабилитации инвалидов детства “Наш солнечный мир”».
Старший научный сотрудник ГРЦ Института проблем инклюзивного (интегративного) образования МГППУ, член координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при комиссии по демографической и социальной политике Общественной палаты РФ:

Соня Шаталова — с одной стороны яркий представитель расстройств аутистического спектра, с другой стороны — очень редкий. Сейчас термин «аутизм» используется реже, чаще говорят «расстройство аутистического спектра», исходя из DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders — Руководство по диагностике и статистике психических расстройств — принятая в США многоосевая нозологическая система, разрабатывается и публикуется Американской Психиатрической Ассоциацией (АПА) — прим. «МН»).

У Сони значительные трудности в построении социального взаимодействия, прямое взаимодействие с другим человеком для нее почти невозможно. Сигналы из внешнего мира зачастую ее очень сильно травмируют. Сонины адаптационные механизмы не совершенны — изображения, прикосновения, звуки часто причиняют ей почти физическую боль.

Стихи Сони Шаталовой:

Мне почему то очень надо
Стекло бордовое заката
В оранжевое утро превратить.

Своею радостью окрасить
Дома, заборы,
Плачем и слезами
Омыть все окна и дороги.
Весь мусор жизни
Мощным током крови
Снести и в своем сердце сжечь.

И это все не жертва, нет,
А просто помощь заблудившемуся миру.
(10 лет)

Люди с такими нарушениями — очень разные, обладающие как самыми сложными органическими поражениями, сопровождающимися расстройством аутистического спектра, и генетическими заболеваниями, сопровождающимися также аутистическим расстройством, тяжелые, и не говорящие, порой глубоко умственно-отсталые, так и высоко функциональные люди, которые тоже называются аутистами, хотя выглядят как слегка закомплексованные, но вполне нормальные люди, лишь чуточку неуверенные и робкие.

Что испытывает аутист? Представьте, что свет для вас слишком ярок, звук чудовищно громок, а прикосновение причиняет боль, в результате человек, который желает взаимодействовать с миром, может это делать только зажмурившись, заткнувши уши и ни до чего не дотрагиваясь. При этом он всегда будет пытаться контактировать с миром, потому что как любой человек он очень этого хочет — и Соня как раз такой человек.

Проблема аутизма в невозможности адекватного взаимодействия с миром, поэтому зачастую у больного формируется богатый внутренний мир, в котором внешний мир является лишь проекцией реальности.

Врачи давно силятся понять, что же на самом деле чувствуют аутисты. К счастью, аутисты иногда им отвечают — например, есть такой человек, психолог Тэмпл Грандин, которая вышла из этого состояния и написала книжку, где подробно описаны ее переживания. Но выяснилось, что переживаемое этими людьми состояние изнутри выглядело несколько по-другому, и описать это нашим языком в точности невозможно.

Моя теория взаимодействия с такими людьми родилась в попытке налаживания контакта с ребенком-аутистом — мой собственный старший сын рос таким, сейчас ему 25 лет и он, к счастью, вышел из этого состояния. Я ему никогда не объяснял, что он аутист, и до недавнего времени он просто об этом не знал. Об этом ему рассказал какой-то «добрый человек» всего пару лет назад. Он вырос в центре «Наш солнечный мир» и всегда был уверен, что он находится там, будучи сыном руководителя, то есть моим сыном. Однако, когда он про это узнал и стал достаточно подробно вспоминать свои детские переживания — оказалось, что изнутри он видел все не совсем так, как нам это представлялось.

Стихи Сони Шаталовой

Мне надо сказать так много!
Кто думает, что золото — в молчанье?
Камнем загорожена дорога
словам из сердца — ну не печально?
Это «золото» — такое давящее.
Оно скалой легло мне на грудь.
В прошлой жизни я была говорящая.
Как свободу словам мне вернуть?
(8 лет)

Соня, хоть и типичный, но также и довольно редкий случай проявления аутизма. Она обладает довольно развитым интеллектом и способна писать на компьютере очень сложные тексты и стихи. Есть такой замечательный профессор-логик, Борис Галицкий, который преподавал в Стэнфорде, он с Соней пытался решать очень сложные логические задачи и был поражен: она решает за одну минуту задачу, которую обычный студент решает за час.

Самая большая проблема отношения к людям с инвалидностью — именно в отношении к ним. Центровая идея заключается в том, что есть разные люди и разные возможности У ВСЕХ — с чего, например, вы решили, что неходячего ребенка нужно жалеть? Дайте ему возможность не быть «бедненьким несчастненьким», дайте ему почувствовать свою «полноценность» в том, что ему по силам. Люди из самых чистых побуждений, жалея их — усиливают их инвалидность. Американцы, например, инвалида на коляске не считают инвалидом, если мы с ним на горизонтальной плоскости, потому что он на электрической коляске перемещается по горизонтальной плоскости, как и мы. Если человек хочет играть на скрипке, но не умеет, он что — инвалид? Мы все на что-то не способны, это же не делает нас «неполноценными». Каждый человек имеет уникальную природу и при этом остается просто человеком с возможностями и невозможностями. Если мы понимаем это, то мы начинаем принимать, что все люди разные и легче принимаем несоответствие своим мечтам о самом себе. Искусства инвалидов — не существует. Есть просто искусство — просто красивые картины и некрасивые.

Есть много детей с инвалидностью, способных создавать шедевры — и это здорово. Но еще больше детей этого делать не способны. Важно не забывать и о них. Каждый из них, также как и каждый из нас, — прекрасен по своему.

Фильм «В ауте» можно будет увидеть 3 апреля в пресс-центре РИА Новости в 20:00

Вернуться к материалу «Нужные люди»

Источник

Оцените статью