Тренировка на уроке
При подготовке к ЕГЭ немалую роль играет то, что принято называть тренировкой. За 40 минут урока, конечно, невозможно прорешать весь экзаменационный вариант, поэтому я разработала небольшие тесты в форме ЕГЭ, включающие задания по орфографии, пунктуации, микротексту, фонетике, орфоэпии, культуре речи. Много времени, как правило, такие тесты не занимают, зато позволяют на каждом уроке проверять знания и «набивать руку».
Тест I
А1. В каком слове количество звуков и букв совпадает?
А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный звук?
А3. В каком предложении вместо слова интеллигентный нужно употребить интеллигентский?
1) Сапожников – интеллигентный, доброжелательный человек и проектирует такие же ландшафты.
2) И пассажиры понимали: вот едет рядом с ними интеллигентный пассажир, интересный мужчина.
3) Понятно, что интеллигентный комплекс вины за произошедшее, выливавшийся два года назад в страдания на тему «Кто потерял Россию?», не мог стать притягательным для широкой публики.
4) И Митрофану Васильевичу представился целый ряд ужасных возможностей: он человек интеллигентный, любит науки и искусства, бывает в театре, на всяких собраниях и лекциях, три раза был в университете на защите магистерской диссертации – и везде он может встретиться с девушкой!
А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) Солнечный Сочи;
2) более высшая форма (тоталитаризма);
4) у четырехсот пятидесяти человек.
А5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Занимаясь изучением языков,
1) у меня обнаружились способности.
2) мама записала меня на курсы.
3) поможет словарь.
4) нужно пользоваться словарем.
А6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Мастер погибает, одержав поражение.
2) Убедившись, что понять этого он не может, Сергей заскучал.
3) Конечно, отдыхая на опушке, грибов не наберешь.
4) Директор оценил важность поставленной проблемы.
А7. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Густой смешанный лес, через который мы пробирались, мгновенно озарился зловещим светом.
2) Вряд ли знает грозу человек, который не встречался с ней в лесу.
3) Туча, которая медленно надвигалась от самого горизонта, неожиданно оказалась над нами.
4) Молнии, которые не переставали все время сверкать, только ослепляли путников.
Тест II
А1. В каком слове количество звуков и букв не совпадает?
А2. В каком слове под ударением звук [о]?
А3. В каком предложении вместо слова нестерпимый нужно употребить нетерпимый?
1) Потом остановка, потом снова тихо; громче и громче, и опять нестерпимый, оглушительный звон.
2) В конце восьмидесятых годов отмеченный автором парадокс превратился в какой-то нестерпимый гротеск, немыслимый абсурд.
3) С утра раскаленное солнце начинало свою опустошительную работу, медленно плыло в белесом, выцветшем небе, излучая нестерпимый зной.
4) Наш сосед – страшный зануда и нестерпимый брюзга.
А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
2) много апельсинов;
3) наиболее трудный;
4) лягте на кровать.
А5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
1) расчет производится точно.
2) нам удается не ошибаться.
3) не остается сомнений в правильности расчета.
4) можно быстро получить ответ.
А6. Укажите предложение без грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы).
1) Живет на черте бедности.
2) Все возвращается на свой круг.
3) Ребятам предложили снять картины с обеих стен.
4) Он умолчал неприятное известие от матери.
А7. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Сельское хозяйство, которое можно рассматривать как продукт насилия человека над природой, приводит к разрушению биологических систем.
2) Среди существующих технологий есть технологии, которые оказывают положительное воздействие на окружающую среду.
3) Шахматы – игра, которую русский писатель Борис Зайцев назвал очаровательной бесцельностью.
4) В приемной сидело несколько журналистов, которых пригласили на встречу с редактором.
Тест III
Прочитайте текст и выполните задания 1–7.
(1)… (2) Теперь необходимо было подтвердить влияние магнитных явлений на электрические. (3) Эту задачу блистательно решил Майкл Фарадей. (4) Опираясь на опыты своих предшественников и опираясь на несколько собственных, к 1812 году Фарадей напечатал «Историю успехов электромагнетизма». (5) …В это время он составил вполне правильные понятия о сущности явления отклонения магнитной стрелки под действием тока.
1. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) После открытий Эрстеда и Ампера стало ясно, что электричество обладает магнитной силой.
2) Эрстед и Ампер занимались вопросами влияния магнетизма на электричество.
3) Эрстед и Ампер вместе и отдельно сделали несколько открытий.
4) Занимаясь вопросами магнетизма, Эрстед и Ампер сделали важные открытия.
2. Какое из приведенных ниже слов должно быть на месте пропуска в предложении (5) текста?
3) таким образом;
3. Какие слова не являются грамматической основой в одном из предложений текста?
1) Необходимо было;
2) Майкл Фарадей решил;
3) Фарадей напечатал;
4. Укажите верную характеристику предложения (4).
2) простое с однородными обособленными обстоятельствами;
3) сложное с сочинением и подчинением;
4) простое с обособленным обстоятельством.
5. Укажите в тексте односоставное предложение.
1) 2; 2) 3; 3) 4; 4) 5.
6. В каком предложении есть неопределенное наречие?
1) 2; 2) 3; 3) 4; 4) 5.
7. В каком предложении есть указательное местоимение?
1) 2; 2) 3; 3) 3, 5; 4) 5.
Тест IV
А1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква н?
У горстки людей, оторва(1)ых от всего родного, было такое чувство, что они неизвестно когда снова увидят рубле(2)ые, давно не краше(3)ые дома, которые аккуратно расставле(4)ы по улице.
А2. В каком ряду во всех трех словах пропущена проверяемая безударная гласная корня?
1) Произр_стать, пром_кать, озн_комление;
2) подозр_вать, скл_няемый, предр_кать;
3) эт_лон, засв_стеть, зав_хрение;
4) отм_чать, зам_нированный, пол_нялый.
А3. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?
1) Пр_смыкаться, пр_ходящий (успех), пр_следовать (цель);
2) п_едестал, дет_ясли, ш_ют;
3) дез_нфекция, с_мпровизировать, об_ндеветь;
4) в_бить, _бить, ра_дача.
А4. В каком ряду в слове на месте пропуска пишется буква е?
1) Этот птенец скоро вылет_т из гнезда.
2) Выпрыгн_те из поезда на ходу!
3) Эти мысли его сильно тревож_ли.
4) Она никогда ни от кого не завис_ла.
А5. В каком варианте ответа указано слово (слова) с пропущенной буквой и?
1) а, б, в, г; 2) б, в; 3) а, б; 4) б.
А6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется ни?
Природа (н_)дала (1) ему (н_)какой (2) резкой черты, (н_)дурной (3), (н_)хорошей (4).
1) 1, 3, 4; 2) 2, 3, 4; 3) 2, 3; 4) 1, 2, 3.
А7. В каких предложениях все выделенные слова пишутся слитно?
1) (Не)дуг стал (по)немногу отступать.
2) Николаю все (не)удавалось, и (не)ловко было приступать к разговору.
3) И Касьян приходил в смятение, (по)чему ему так (не)приятно и тягостно.
4) Я ему (ни)чего (не)скажу. Я его (не)встревожу (ни)чем.
А8. В каком предложении не со словами пишется слитно?
1) Бился как рыба об лед, (не)доедал, (не)досыпал.
2) Требуется (не)перечисление фактов, а их анализ.
3) Многие рукописи (не)расшифрованы.
4) Есть на земле люди, вообще (не)знающие, что такое снег.
Тест V
А1. В каком варианте ответа верно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква н?
Случайно броше(1)ый мяч ударился о краше(2)ую стену и угодил в соломе(3)ый абажур лимо(4)ого цвета.
1) 1, 2, 4; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 2; 4) 2, 4.
А2. В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) Нав_вать сны, пог_релец, р_ликтовый;
2) р_сточек, проскл_нять, обл_ко;
3) выч_тать, ув_зать, скр_петь;
4) прим_рять (соперников), г_рчица, н_гой.
А3. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?
1) Не_тмеченный, н_зрел, з_щищенный;
2) не_добровать, во_славить, ра_дача;
3) пр_держать, пр_оритет, пр_шить;
4) под_тожить, супер_стория, сверх_дейный.
А4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква я?
1) Лепеч_щий, чу_щий;
2) жал_щий, во_щий;
3) кол_щий, шепч_щий;
4) езд_щий, вер_щий.
А5. В каком варианте ответа верно указаны все слова с пропущенной буквой и?
1) а, б, в, г; 2) а, б; 3) а; 4) б, в.
А6. В каком варианте ответа верно указаны все цифры, на месте которых пишется ни?
Я (н_)мог (1) (н_)сколько (2) раз (н_)улыбнуться (3), хотя (н_)понял (4) (н_)слова (5) из этого странного письма.
А7. В каком ряду все три слова пишутся через дефис?
1) (Матч)турнир, (пол)стола, (темно)кожий;
2) (норд)ост, (бутылочно)зеленый, (по)медвежьи;
3) (ну)ка послужи, (в)натяжку, (серо)зеленый;
4) (по)английски, (бал)маскарад, (живо)родящий.
А8. В каком предложении не со словами пишется слитно?
1) Этот бережок (не)низок, а высок.
2) Вовсе (не)приятно об этом говорить.
3) В комнате было (не)убрано.
4) (Не)досмотрим – точно потеряем.
Тест VI
А1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствие.
В зеркальных стеклах качались сосны_ и плыли грузные серые облака.
1) Простое предложение с однородными членами предложения, перед союзом и нужна запятая.
2) Сложносочиненное предложение, перед союзом и не нужна запятая (общий второстепенный член предложения).
3) Сложносочиненное предложение, перед союзом и нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами предложения, перед союзом и не нужна запятая.
А2. На месте каких цифр должны стоять знаки препинания?
Людские голоса (1) сначала заглушив собой шум поезда (2) быстро пропали (3) и уже издалека долетел до Аночки рокот колес (4) учащаясь (5) и затихая.
1) 1, 2, 3, 4, 5; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 1, 3, 4; 4) 3, 4.
А3. На месте каких цифр должны стоять знаки препинания?
Зато такой инструмент (1) во-первых (2) красивее (3) а (4) во-вторых (5) отлично сбалансирован и подходит для исполнения виртуозных ударов.
1) 1, 2, 3, 4, 5; 2) 3; 3) 1, 2, 3, 5; 4) 3, 5.
А4. Укажите номер предложения, в котором необходимо поставить одну запятую.
1) Но это был не городской да и не сельский звук.
2) Только песни я любил да товарищей.
3) Не ведаю я ни ветра ни холода ни зноя.
4) Ветер да дождь не сделали прогулку приятней.
А5. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.
Подходим ближе: стая морских птиц колыхается на волнах.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой.
А6. На месте каких цифр должны стоять знаки препинания?
Теперь (1) мы можем сказать (2) что в России сказки Андерсена (3) которые (4) Добролюбов называл рассказами (5) уже более столетия наводят на размышления (6) взрослых и детей.
1) 1, 2, 3, 4, 5; 2) 2, 3, 4, 5; 3) 2, 3, 5; 4) 2, 3, 5, 6.
А7. На месте каких цифр должны стоять знаки препинания?
И сам бродяга вынужден был признать (1) что пробираться без дорог вслепую (2) не зная точно (3) где находишься (4) и (5) куда идешь (6) становится все труднее.
1) 1, 2, 3, 4, 5, 6; 2) 1, 2, 3, 6; 3) 1, 2, 3, 4, 6; 4) 1, 2, 6.
Ответы
Тест I: | Тест II: |
А1 – 1; А2 – 2; А3 – 3; А4 – 2;. А5 – 4; А6 – 1; А7 – 1. | А1 – 1; А2 – 4; А3 – 4; А4 – 1; А5 – 4; А6 – 3; А7 – 1. |
1 – 1; 2 – 1; 3 – 1; 4 – 2; 5 – 1; 6 – 3; 7 – 3.
1 – 2; 2 – 4; 3 – 1; 4 – 4; 5 – 4; 6 – 2; 7 – 1, 3; 8 – 1.
Источник
У людей оторванных от родных мест было такое чувство
Ствол дерева снизу не в обхват, а чуть выше разделялся на четыре. Один из них тянулся прямо вверх, два других наклонились в стороны, а четвертый лежал на земле: видно, буря налетела. Поваленный ствол совершенно сгнил у основания, а все-таки тянулись из него молодые стройные побеги. И непонятно было, откуда они брали соки жизни: из комля или из сломанных ветвей, упершихся в землю?
Рядом с ивами спокойно колыхались под теплым солнцем зреющие хлеба, а в голубой вышине заливались невидимые жаворонки, и я подумал: вот ведь как получается: страшная сила – бомба, но есть вещи сильнее ее. И в этом заключается смысл жизни.
В глухом таежном междуречье расположился лагерь разведывательной буровой бригады Василия Миронова. Несколько палаток на только что раскорчеванной и выровненной площадке, длинный свежеструганный стол между ними, закопченное алюминиевое ведро над костром. А рядом вышка и дощатый домик конторы, где установили рацию, приспособили для обогрева железный бочонок из-под сожженного в пути горючего. Место, выбранное для лагеря, ничем не отличалось от десятков таких же стоянок в таких же диких, нехоженых местах. С одной стороны – зарастающая тростником и камышовой порослью речонка, с другой – маслянисто блистающее на солнце трясинное болото.
И со всех сторон сразу – бесчисленные полчища комаров и въедливого северного гнуса.
Плыли сюда мироновцы на самоходной плоскодонной барже. Плыли дней шесть, преодолевая бессчетные мели, застревая на песчаных перекатах. Высаживались на берег, чтобы облегчить плоскодонку, и, обессилев, валились в дышащий вековым холодом мох. Если бы выпрямить все затейливые петли реки, получилось бы километров полтораста до поселка разведчиков. Там остались семьи, там в ранний утренний час гостеприимно раскрываются двери столовой, там поминутно стрекочут вертолеты, прицеливаясь к утрамбованной площадке перед продовольственным складом.
У горстки людей, оторванных от всего этого, было такое чувство, что они давно расстались с домом и неизвестно, когда снова увидят рубленые, давно не крашеные домишки, аккуратно расставленные по обе стороны широкой улицы.
А через четыре года вниз по Оби пошли первые танкеры, груженные нефтью. И одиннадцать миллионов тонн тюменской нефти, которые, по расчетам специалистов, должны были быть выкачаны из недр в ближайшие годы, не оказались фантастикой. Не преувеличивали сибиряки, рассчитывая на первенство в нефтегазовой индустрии.
Таня ступила на узкую тропинку, и ее охватило странное, неведомое раньше чувство одиночества. Было, конечно, еще и боязно – идти на станцию одной в первый раз! Вокруг ни души. Не просто тихо, а как-то подозрительно тихо.
По обеим сторонам тропинки стеной росла крапива. Высоченная, выше Тани. За ней выглядывали белые дремы, желтые лютики, малиновые герани. В другое время девочка обязательно стала бы их рассматривать. Она очень любила цветы.
Знакомые жгучие листья крапивы свернулись трубочками, словно специально, чтобы не обжечь ее. Конец одного стебля тяжело качнулся, и Таня увидела, что он сплошь покрыт мелкими зелеными шариками. Как же она раньше не замечала, ведь это цветки, мелкие зеленые цветки!
Девочка долго шла, петляя между кустами и травами.
Вдруг ее уши уловили легкий-легкий звук. Не шаги, не крик, не скрип, а что-то непонятное. Таня остановилась. Звук раздался прямо над головой. Девочка глянула вверх. С ветки свисали маленькие, похожие на грушу-дичку, плоды. Их слегка качал ветер, а они издавали тихие-тихие звуки. Таня подпрыгнула и сорвала плод. Он оказался кожистым вздутым мешочком, внутри которого перекатывались твердые шарики. Семена, догадалась Таня, и потрясла мешочком над ухом. Погремушка! Ну надо же, на дереве растет погремушка! Потрясла еще раз и услышала шелест листьев на деревьях, шорох сухой травы, пересвисты птиц, звонкий стрекот цикад, далекий гудок электровоза. И исчезло оцепенение, чувство одиночества. И вовсе это не страшно – идти одной первый раз. И совсем не одиноко – вон сколько всего вокруг живет, цветет, поет!
Прошло много лет. Таня выросла и стала ботаником. Много раз приходилось ей ходить по лесам и в одиночку, и с товарищами. И каждый раз, попадая в предгорья Кавказа, она искала невысокое деревце, усыпанное веселыми погремками, клекачку обыкновенную, или, по-научному, стафилею перистую.
Сентябрьское солнце, ярко пронизывающее прозрачный воздух, уже низко. Осиновые кусты вперемежку с одинокими деревьями, брошенными там и сям, кажутся словно золочеными. В сторону, противоположную закату, от них тянутся густые тени. Нежно-голубое небо покрыто легкими, как пух, и, словно пар, прозрачными облаками, подернутыми багряным румянцем. Едва ощутимое веяние уже нежаркого, но еще мягкого и нежного ветерка слабо тревожит воздух, напоенный запахом полыни.
Источник