- Депрессия корнета Лермонтова. Как расстройство настроения отразилось на судьбе великого поэта
- Лермонтов и Елизавета Алексеевна
- Николай Арендт и смерть Пушкина
- Дядя Лермонтова — Николай Столыпин
- Начало великого творчества
- Михаил Лермонтов: задира и печальный ребенок.
- «Забавлялся тем, что сводил с ума женщин». Мрачная судьба Михаила Лермонтова
- Семейная драма поэта
- «Прощай, немытая Россия» — кто автор?
- Женщины Лермонтова
- Смерть поэта
- Первая дуэль и война
- Вторая дуэль и гибель
Депрессия корнета Лермонтова. Как расстройство настроения отразилось на судьбе великого поэта
19 февраля 1837 года юный корнет Лермонтов заболел, и его бабушка вызвала врача.
Разговор с этим специалистом решил судьбу Михаила Юрьевича.
По видимости, поразила корнета ОРВИ на фоне сильных переживаний. Как раз исполнилось 9 дней после кончины Пушкина. Лермонтов уже написал стихотворение на смерть поэта с таким финалом:
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
Лермонтов и Елизавета Алексеевна
В Петербурге Лермонтов жил у своей бабушки Елизаветы Алексеевны. Как на беду, она совершенно не сочувствовала Пушкину, а повторяла на разные лады принятое в её кругу мнение: «Покойный сам виноват. А ты не балуй, не бери не по чину, не садись не в свои сани», и т.д. Приходилось это слушать: деваться некуда, никого ближе бабушки у Лермонтова на всём свете не было. Дважды пытался он возражать, потом махнул рукой. Избегая разговоров, уходил из дому на весь день, слонялся по зимнему городу и, наконец, простыл.
«Возвращение Пушкина с дуэли».
Художник Пётр Фёдорович Борель. Акварель, 1885.
Николай Арендт и смерть Пушкина
Елизавета Алексеевна позвала доктора. Медик нашёл, что это не грипп, а расстройство нервов, и прописал валериану в усиленных дозах. От валерианы больному сделалось только хуже. Тогда старушка пригласила самое дорогостоящее светило Петербурга — лейб-медика Николая Фёдоровича Арендта — того самого, который руководил лечением раненого Пушкина.
Лермонтов бросился к нему с расспросами: как это было, да что говорил Пушкин перед смертью? И Арендт всё подробно рассказал.
С самого начала Александр Сергеевич прямо спросил, смертельна ли его рана, чтобы в худшем случае успеть «сделать некоторые нужные распоряжения».
«Должен Вам сказать, — ответил Арендт, — что рана Ваша очень опасна и что к выздоровлению Вашему я почти не имею надежды. Перебиты артерия и вены, кровь излилась внутрь и повреждены кишки».
Пушкин выслушал приговор с улыбкой на устах и предложил до поры до времени не сообщать об этом Наталье Николаевне. Арендт по должности был обязан доложить государю. Пользуясь случаем, Александр Сергеевич через доктора попросил царя не наказывать его секунданта полковника Данзаса за участие в дуэли, и позаботиться о вдове и детях. Император немедленно написал в ответ, что изменить закон в отношении Данзаса не в его власти, но за своё семейство Пушкин может быть спокоен. Оставлять у себя начертанные царской рукой записки воспрещалось; Арендт отобрал у раненого письмо, хотя Пушкин прижимал документ к груди, целовал его и просил дать ему умереть с царским посланием в руках. Правда, до смерти было ещё далеко: кровотечение прекратилось. Началось предсказанное Арендтом воспаление — перитонит. Доктор дал пациенту ещё два дня жизни, и прогноз этот сбылся.
Ошибся он в другом: пытаясь хоть что-нибудь предпринять, назначил клизму. «Очистительное» так усилило страдания Пушкина, что тот с трудом сдерживал крик — а он позволял себе только стонать, чтобы не пугать жену. Александр Сергеевич схитрил и приказал слуге принести один из ящиков стола. Слуга исполнил это, а потом сообразил, что в ящике хранились пистолеты, и предупредил Данзаса. Полковник еле успел отнять пистолет, который Александр Сергеевич уже спрятал под одеяло и собирался заряжать.
Под утро опий сделал своё дело, боль уменьшилась. Пушкин повеселел, стал отпускать шутки. Приласкал жену, продиктовал, кому сколько проиграно в карты. Врачи ставили Пушкину пиявки, и он с большим интересом в этом участвовал. Ему всё время было больно, но слышали от него только «спасибо» да «ах, как хорошо». Только говорил он всё тише, то и дело нащупывая пульс. И перед самой развязкой, сосчитав частоту сердечных сокращений, спокойно сказал доктору: «Смерть идёт».
«Был я в тридцати сражениях, — вспоминал Арендт, — видал много умирающих, но мало видел подобного».
Дядя Лермонтова — Николай Столыпин
Рассказ о последних часах Пушкина так взволновал Лермонтова и самого Арендта, что они забыли, зачем встречались. Доктор уехал, не назначив никакого лечения. А у бабушки в это время были гости. Один из них, Николай Аркадьевич Столыпин, двоюродный дядя Лермонтова, зашёл его проведать минут через десять после отъезда врача. Столыпин служил под началом сервильного министра иностранных дел, отличался благонамеренностью и в отношении Пушкина был единомышленником бабушки.
Портрет Михаила Юрьевича Лермонтова в ментике лейб-гвардии Гусарского полка.
Художник Пётр Ефимович Заболотский. Картон, масло, 1837.
Когда был написан этот портрет, Лермонтову оставалось носить роскошную гусарскую форму меньше трёх месяцев: вскоре он за «призыв к революции» будет разжалован и переведен в армию. Потом он ещё вернется в лейб-гусары, но за дуэль с сыном французского посла его изгонят из гвардии навсегда.
Дядя похвалил стихи на смерть поэта, но призвал не демонизировать Дантеса: «Невольный убийца, как всякий благородный человек, после всего, что между ними было, не мог бы не стреляться. Честь обязывает!» Племянник повторил основную мысль своего стихотворении: не мог истинно русский человек поднять руку на величайшего «представителя всей интеллектуальности России». Лермонтов говорил всё громче, потом схватил лист бумаги и принялся нервно писать, ломая один карандаш за другим. Глядя на это, Столыпин шепнул — так, чтобы племянник расслышал: «Ах, эта детская поэзия. » Лермонтов молча продолжал писать. Столыпин перекинулся парой слов с другим своим племянником Николаем Юрьевым, свидетелем этой сцены, и попрощался: «Адьё, Мишель!» Юрьев рассказывал, что «Мишель сердито взглянул на Столыпина и бросил ему: „Вы, сударь, антипод Пушкина, и я ни за что не отвечаю, ежели Вы сию секунду не выйдете отсюда“. Столыпин не заставил себя приглашать к выходу дважды и вышел быстро, сказав только: „Mais il est fou à lier“ (Да он сумасшедший, его вязать надо)».
Лермонтов тут же успокоился, переписал свои почеркушки набело и зачитал Юрьеву продолжение стихов на смерть Пушкина, с нестареющими строками:
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи.
Но есть и Божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Начало великого творчества
Лермонтов сказал то, что его друзья думали, но не могли выразить с такою силой. Юрьев немедленно скопировал текст и стал его повсюду распространять. Когда бабушка услыхала то, что написал её Миша, она заметалась по Петербургу, изымая списки стихотворения, как изымают фальшивые купюры. Но куда там! Они размножились молниеносно. Через две недели анонимный доброжелатель прислал одну копию императору, добавив от себя заголовок: «Призыв к революции».
Никакого призыва к революции там и в помине не было; напротив, автор напоминал о существовании Бога. Но государь особо не вчитывался. К сочинителю направили сначала доктора, который признал его вменяемым, а затем людей, препроводивших корнета Лермонтова в Главный штаб. После ареста у Михаила Юрьевича начались и большие неприятности, и невероятный творческий подъём. Жить ему оставалось 1605 дней. За это время написаны почти все его произведения.
Источник
Михаил Лермонтов: задира и печальный ребенок.
Михаил Юрьевич прожил хоть и не очень длинную, но творчески продуктивную жизнь, полную приключений. Хотя, справедливости ради, стоит заметить, что продолжительность жизни тогда была значительно меньше, чем сейчас. Но и 26 лет, по тем временам, вообще негусто.
Однако, куда ни глянь, во всех сферах его столь недолгой жизни царило буйство красок. Вот несколько любопытных фактов, подтверждающих это:
1. Так себе семья.
Отцом Михаила был вышедший в отставку пехотный капитан Юрий Петрович Лермонтов. С деньгами у него было не фонтан, но, поговаривают, был хорош собой. Матерью поэта стала Мария Михайловна Арсеньева – девушка из очень обеспеченной семьи. Ей было 17, когда они поженились, говорят, что это была ошибка молодости Машеньки. О семейном счастье говорить не приходится, после рождения сына их брак дал трещину, Юрий Петрович изменял жене с няней Михаила. Однажды, когда они возвращались домой, побывав у соседей в гостях, Мария стала упрекать своего мужа в недостойном поведении и изменах. Но Юрий Петрович отчего-то решил, что слушать этого не станет и… точным ударом в голову прекратил беседу с супругой. А Мария, то ли от слабости здоровья, то ли от того, что не смогла вынести подобного унижения, вскоре скончалась. Якобы от чахотки. После этого Юрий Петрович быстренько переехал в небольшое тульское имение, оставшееся ему по наследству. Маленького Мишу он оставил бабушке.
2. Был бы Петей, если бы не бабушка.
Елизавета Алексеевна (бабушка поэта) была женщиной со стальным стержнем. Ее муж изменял ей с замужней дамой, пока супруг был в отъезде, а по его возвращению выпил яду. Чтобы понять, какой прелестной и нежной натурой была Елизавета Алексеевна, достаточно увидеть ее цитату по поводу смерти любимого мужа: «Собаке собачья смерть!» Она уехала на время похорон с дочерью в Пензу. И мы ее не осуждаем совсем, если честно. Вернувшись обратно, она приняла на себя управление имением, в котором содержалось 600 крепостных. И, надо сказать, что справлялась она отлично! Более того, относилась к крепостным гуманнее многих. По крайней мере, физических наказаний избегала. Это именно благодаря бабушке у Михаила была возможность учиться, заниматься музыкой, да и вообще вести очень приличный образ жизни. Во многих источниках к бабуле поэта относятся не слишком тепло, мол, она шантажом оставила при себе внука, не давая ему общаться с отцом. Но это не так. Главным здесь является то, что Юрий Петрович спокойно бросил сына, никак не помогая ему материально. Отец, кстати, настаивал на том, чтобы мальчика назвали Петром, но волевым решением бабушки у нас есть творчество Михаила Юрьевича, а не Петра Юрьевича.
3. Ох уж этот сердцеед!
Несмотря на то, что Лермонтова описывают, как далеко не первого парня на деревне, более того, говорят, был он даже страшненьким, девушки были от него без ума! Но для этого они должны были пообщаться с поэтом хотя бы 5 минут. В его жизни были многочисленные увлечения, он посвящал стихи своим музам.
Душа моя должна прожить в земной неволе
Недолго. Может быть, я не увижу боле
Считается, что самое светлое и сильное чувство Лермонтов испытал к Вареньке Лопухиной. Но Михаила ждал переезд в Петербург и поступление в школу юнкеров, а Варвару брак с действительным статским советником Николаем Бахметевым. От известия о замужестве Варвары Лермонтов впал в депрессию, воспринял это как предательство, но писать ей не перестал. Что вызывало непонимание Бахметевым происходящего и заставляло его сжигать переписку молодой супруги с поэтом.
Но был в череде любовных историй поэта интересный эпизод. Было в юности поэта одно увлечение — Екатерина Сушкова. Но для нее Михаил был юн и недостаточно влиятелен. Она искала себе супруга с более толстым кошельком и серьезным положением в обществе. По прошествии времени Екатерина собирается замуж за друга Михаила — Алексея Лопухина. Надо сказать, что родня была против того, чтобы такой замечательный их Лёшенька женился на этой кокетке. И тут Михаил решает проявить себя. Он очаровывает Екатерину, влюбляет ее в себя, заставляет отказаться от брака с Алексеем и. бросает ее.
Надо сказать, что семейного счастья Михаил так и не познал. Разумеется, помешала ранняя смерть, хотя неизвестно, смог бы он обзавестись семьей или нет со своим не самым простым характером.
4. Несчастный случай.
Михаил не мог решиться, остаться ему ненадолго в Пятигорске или возвращаться на службу. И он подбрасывает монетку. Она-то и подсказала ему, что стоит остаться. Кто знает, может, если бы Михаил вернулся на службу, не состоялась бы его роковая дуэль с Николаем Мартыновым. Надо сказать, что во многом Лермонтов сам довел Николая до ручки. Михаил высмеивал его литературные порывы, причем прилюдно. Надо отметить, что Лермонтов часто так вел себя, обижая людей, даже унижая их своими шутками. Но, когда смеялись над ним, категорически не выносил этого, обижался, замыкался в себе. Ну вот, казалось бы, монетка, велевшая Михаилу оставаться в Пятигорске, приблизила поэта к краю пропасти. Но шанс на жизнь еще оставался, ведь, о Мартынове ходила слава косого стрелка, который не мог попасть в цель никогда. Но и тут удача отвернулась от нашего Михаила — Николай не промахнулся.
Источник
«Забавлялся тем, что сводил с ума женщин». Мрачная судьба Михаила Лермонтова
«Ночное светило русской поэзии», Михаил Лермонтов навсегда останется в нашей культуре символом безграничного таланта, терзаемого постоянной тревогой и душевной болью. Сегодня Anews хочет поподробнее познакомиться с его причудливой и мрачной судьбой.
Писал ли он своё самое известное стихотворение? На что мог пойти в любовных делах? И почему продолжаются споры о причине его смерти?
Семейная драма поэта
По мнению многих специалистов, корни литературного стиля Михаила Лермонтова происходят из самого детства.
Портрет Лермонтова в 3-4 летнем возрасте. Источник — Википедия
Главным обстоятельствам того периода жизни считается конфликт отца поэта, Юрия Петровича, со своей тёщей — Елизаветой Алексеевной Арсеньевой.
Портрет Елизаветы Арсеньевой. Источник — Википедия
Дочь Арсеньевой, Мария, вышла за Юрия Лермонтова, когда ей не было ещё и 17 лет — как тогда говорили, «выскочила по горячке» . Новоиспечённый супруг был не самой лучшей партией — пехотный капитан в отставке, он происходил из обедневшего рода. Впрочем, отец поэта имел внешность «редкого красавца и прекрасно сложенного; в общем, его можно назвать в полном смысле слова изящным мужчиной» — так что влюблённость девушки была вполне объяснима.
Мария Михайловна Лермонтова. Источник — Википедия
Однако в 1817 году 22-летняя Мария Лермонтова скоропостижно умерла от чахотки. Тогда волевая бабушка она взяла внука к себе до 16 лет, пообещав небогатому отцу дать ребёнку наилучшее образование, сделать своим единственным наследником и во всём советоваться с мужчиной.
Впоследствии она нарушила данные обещания. Юрию Лермонтову чинились в общении с сыном тяжёлые препятствия, а в 1830 году, по достижении внуком 16 лет, Елизавета Арсеньева отказалась отпускать мальчика от себя, ссылаясь на одинокую старость и пригрозив лишить наследства.
Возможно, женщина до конца жизни винила зятя за смерть дочери — есть сведения, что он изменял жене с гувернанткой, мог ударить при ссоре и создал дома тяжёлую атмосферу, якобы приведшую к болезни.
Все эти события оставили болезненную рану на душе поэта. Несмотря на старания Арсеньевой, он любил отца. В 1831-м Юрий Лермонтов умер, и юноша написал:
Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть,
Но ты простишь мне! Я ль виновен в том,
Что люди угасить в душе моей хотели
Огонь божественный, от самой колыбели
Горевший в ней, оправданный творцом?
Однако ж тщетны были их желанья:
Мы не нашли вражды один в другом,
Хоть оба стали жертвою страданья!
Портрет Юрия Петровича Лермонтова. Источник — Википедия
О глубине их связи свидетельствует и то, что отец был одним из немногих, кто видел в мальчике талант (бабушка не считала его занятия творчеством чем-то серьёзным). В своём завещании Юрий Лермонтов написал:
«Хотя ты еще и в юных летах, но я вижу, что ты одарен способностями ума, — не пренебрегай ими и всего более страшись употреблять оные за что-либо вредное или бесполезное: это талант, в котором ты должен будешь некогда дать отчет Богу!
Тебе известны причины моей с тобой разлуки, и я уверен, что ты за сие укорять меня не станешь. Я хотел сохранить тебе состояние, хотя с самою чувствительнейшею для себя потерею, и Бог вознаградил меня, ибо вижу, что я в сердце и уважении твоем ко мне ничего не потерял.
Скажи бабушке, что несправедливости ее ко мне я всегда чувствовал очень сильно и сожалел о ее заблуждении, ибо, явно, она полагала видеть во мне своего врага, тогда как я был готов любить ее всем сердцем, как мать обожаемой мною женщины.
Но Бог да простит ей сие заблуждение, как я ей его прощаю…»
«Прощай, немытая Россия» — кто автор?
Если устроить опрос о самых популярных строках Михаила Лермонтова, почти наверняка победят начальные слова этого короткого стихотворения:
«Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей».
Но интересно, что авторство данного произведения, якобы написанного поэтом во время отъезда на Кавказ, является предметом ожесточённых споров. Причина очень проста — подлинника стихотворения не существует, а известно о нём стало только спустя 32 года после смерти литератора!
В 1873 году историк и литературовед Пётр Бартенев написал письмо коллеге, где содержался текст произведения с комментарием: «Вот ещё стихи Лермонтова, списанные с подлинника» . Никаких подтверждений подлинности стихотворения больше не появлялось никогда.
Пётр Бартенев. Источник — Википедия
Тем не менее, сомнения в авторстве произведения впервые были озвучены лишь в 1989 году — возможно, по причине того, что в СССР стихотворение использовалось как образец критики царизма со стороны великого поэта.
С тех пор ведётся оживлённая дискуссия. Противники авторства Лермонтова говорят о речевых несоответствиях — поэт никогда не употреблял выражения «голубые мундиры», а также, согласно тексту, пытался укрыться «за стеной Кавказа», в то время как в действительности ехал на Северный Кавказ, то есть не пересекал горный хребет. Авторство сторонники данной точки зрения в большинстве своём приписывают сатирику Дмитрию Минаеву, пародировавшему стихи многих знаменитостей, а в пародии на поэму Лермонтова «Демон» даже использовавшего словосочетание «голубые мундиры».
Дмитрий Минаев. Фото — Википедия
Однако сторонники традиционной версии, приводя данные различных экспертиз и ссылаясь на авторитет Бартенева, отказываются даже поставить данный вопрос под сомнение. В 2017 году состоявшийся в Пятигорском государственном университете круглый стол с участием 25 российских и зарубежных лермонтоведов высказался в пользу безусловной принадлежности стихотворения перу Лермонтова.
Женщины Лермонтова
Тонкая и чувствительная натура поэта была предрасположена к романтике с самого детства. Рассказывают, что уже в 10-летнем возрасте, взятый бабушкой в путешествие на Кавказ, Лермонтов встретил девочку лет 9, к которой испытал сильные, яркие чувства — описанные, как считается, в стихотворении «К гению»:
Но ты забыла, друг! когда порой ночной
Мы на балконе там сидели. Как немой,
Смотрел я на тебя с обычною печалью.
Не помнишь ты тот миг, как я, под длинной шалью
Сокрывши голову, на грудь твою склонял —
И был ответом вздох, твою я руку жал —
И был ответом взгляд, и страстный и стыдливый!
И месяц был один свидетель молчаливый
Последних и невинных радостей моих.
Их пламень на груди моей давно затих.
В 16-летнем возрасте Лермонтова, проводившего лето в подмосковном Середниково, поджидало новое увлечение — на сей раз объектом его интереса стала 18-летняя Екатерина Сушкова.
Портрет Екатерины Сушковой. Источник — Википедия
Однако нервный, язвительный и невзрачный юноша не вызвал у девушки ответного интереса. В ответ на свои чувства молодой Лермонтов получал только насмешки и издевательские розыгрыши. Много лет спустя Сушкова даже оставила записи, рассказав об отношениях с Лермонтовым. Довольно обширные по объёму, они делятся на две части. Первая повествует о периоде юношеского знакомства, а вот во второй поэт предстаёт жестоким и искушённым мстителем.
В 20-летнем возрасте, подросший и похорошевший, корнет Лейб-гвардии Гусарского полка, наследник огромного состояния, Лермонтов вновь явился перед Сушковой, уже практически помолвленной. Поэт вскружил девушке голову и побудил её порвать с женихом, а после… написал анонимное, «компрометирующее» письмо на самого себя, сделав невозможным и свой предполагаемый брак. Потом, при встрече с жертвой, он разыграл роль изумлённого, огорчённого рыцаря, а в последнем объяснении прямо заявил, что он её не любит и, кажется, никогда не любил.
Лермонтов в гусарском мундире на картине П.З. Захарова-Чеченца. Источник — Википедия
Вообще, служба в полку, а до этого в юнкерском корпусе, очень помогла возмужанию Лермонтова. Он окунулся в юношеские проказы, описывал забавы юнкеров, в том числе эротические, в своих стихах. Эти произведения, содержавшие и нецензурные слова, снискали Лермонтову первую поэтическую славу.
Старушка дряхлая, слепая
Жила с усастым ямщиком.
Но дело вовсе не о том!
Ее служанка молодая
Нескромной бойкостию слов,
Огнем очей своих лазурных
Пленила наших грозных, бурных,
И то сказать: на эти очи,
На эту ножку, стан и грудь
Однажды стоило взглянуть,
Чтоб в продолженье целой ночи
Не закрывать горящих глаз
И стрясть по меньшему — пять раз!
Ситуация с Сушковой не была единичной. Согласно письму поэтессы Евдокии Ростопчиной, для Лермонтова было довольно обычным делом «посещать общество, где он забавлялся тем, что сводил с ума женщин, с целью потом их покидать и оставлять в тщетном ожидании; другая его забава была расстройство партий, находящихся в зачатке, и для того он представлял из себя влюбленного в продолжение нескольких дней; всем этим, как казалось, он старался доказать самому себе, что женщины могут его любить, несмотря на его малый рост и некрасивую наружность».
Настоящие любовные увлечения поэта также ничем не завершились. В 1830-м познакомился с Натальей Ивановой. Он встретил её, когда гостил у родных — и сразу же сильно увлёкся. Поначалу девушка отвечала взаимностью, но в итоге предпочла сложному кавалеру Николая Обрескова — человека намного проще, но напористого и приятного внешне.
Наталья Иванова на картине М. А. Кашенцева. Источник — Википедия
Расстроенный поэт посвятил тем событиям так называемый «ивановский цикл» (зашифровав Иванову как Н.Ф.И.), состоящий из приблизительно тридцати стихов. Также, возможно, именно это событие послужило для Лермонтова началом комплекса внешности, описанного Александром Меринским: «С его чрезмерным самолюбием, с его желанием везде и во всем первенствовать и быть замеченным, не думаю, чтобы он хладнокровно смотрел на этот небольшой свой недостаток. Знанием сердца женского, силою своих речей и чувства он успевал располагать к себе женщин, – но видел, как другие, иногда ничтожные люди легко этого достигали» .
Главной же привязанностью в жизни поэта называют Варвару Лопухину, сестру его московских друзей. Лермонтов обратил внимание на девушку в 1832 году, когда компания молодежи поехала в Симонов монастырь. Она была любимицей и душой общества, нежной, мечтательной, переменчивой.
Портрет Варвары Лопухиной. Источник — Википедия
Однако в том же году поэт переехал в Петербург, поэтому их роман не смог развиться. Но Лермонтов всегда справлялся о девушке – как она поживает, все ли у неё хорошо.
В 1835 году Лопухина вышла замуж за человека значительно старше её. Поэт очень страдал, когда до него дошло это известие — и никогда впоследствии не называл свою любовь по фамилии мужа (Бахметева). Свои чувства Лермонтов сохранил до конца жизни, посвятив им множество произведений. Последней женщине в своей жизни, Екатерине Быховец, он прямо признавался, что она для него — лишь напоминание о Лопухиной:
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором,
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
Я говорю с подругой юных дней.
В чертах твоих ищу черты чужие,
В устах живых, уста давно немые
В глазах огонь, угаснувших очей.
Екатерина Быховец на картине К.О. Ивановского. Источник — tarhany.ru
Смерть поэта
Контрапунктом в жизни Лермонтова стала смерть его великого современника — Александра Пушкина. Один из ведущих лермонтоведов, Ираклий Андроников, писал, что всё известное творчество литератора можно уместить в последнее четырёхлетие его жизни — с 1837 по 1841 годы.
До тех пор поэтический талант Лермонтова был известен лишь в офицерских и светских кружках. Первое его произведение, появившееся в печати, поэма «Хаджи Абрек», попало туда без ведома поэта, и после этого невольного, хоть и удачного дебюта, Лермонтов долго не хотел печатать стихов. Смерть Пушкина побудила Лермонтова раскрыться во всю мощь своего таланта и написать известнейшее произведение — «Смерть поэта».
Текст стихотворения, написанный рукой Лермонтова. Фото — Википедия
Оно быстро распространилось «в списках», вызвало бурю в высшем обществе. «Многие», рассказывал Лермонтов, «особенно дамы, оправдывали противника Пушкина», потому что Пушкин был дурён собой и ревнив и не имел права требовать любви от своей жены. Наконец, один из родственников Лермонтова, Н. Столыпин, стал в глаза порицать его горячность по отношению к такому «джентльмену», как Дантес. Лермонтов вышел из себя, приказал гостю выйти вон и в порыве страстного гнева набросал заключительные 16 строк:
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи.
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Последовал арест и судебное разбирательство, за которым наблюдал сам император Николай I. За Лермонтова вступились пушкинские друзья, кроме этого бабушка сделала всё, чтобы смягчить участь единственного внука. Некоторое время спустя корнет Лермонтов был переведён «тем же чином», то есть прапорщиком, в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе.
Николай I на картине Ф. Крюгера. Источник — Википедия
Первая дуэль и война
Первое пребывание Лермонтова на Кавказе длилось всего несколько месяцев. Благодаря хлопотам бабушки он был сначала переведён в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, расположенный в Новгородской губернии, а потом — в апреле 1838 года — в Лейб-гвардии Гусарский Его Величества полк. Несмотря на кратковременность кавказской службы, Лермонтов вернулся оттуда во многом обновлённым. Впечатления от природы Кавказа, жизни горцев, местный фольклор легли в основу многих произведений литератора — например, его поэм «Демон» и «Мцыри».
Картина Лермонтова «Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты (Кавказский вид с саклей)». Источник — Википедия
Вторая ссылка на Кавказ получилась намного жёстче — её причиной стала состоявшаяся 18 февраля 1840 года дуэль между поэтом и сыном французского посла в России Эрнестом Барантом, с которым Лермонтов поссорился за два дня до этого на балу. Однозначной версии причины ссоры нет. Согласно показаниям Лермонтова при аресте, Барант был оскорблён тем, что Лермонтов говорил о нём «невыгодные вещи» в разговоре с «известной особой» . Светская молва этой особой считала княгиню Марию Щербатову и приписывала к ней любовный интерес дуэлянтов. Также существует мнение, что вина лежит на жене секретаря русского консульства в Гамбурге Терезе Бахерахт. Якобы Барант увлекался как ей, так и Щербатовой, из-за чего Бахерахт, пытаясь отвести внимание Эрнеста от соперницы, случайно поссорила его с Лермонтовым.
Дуэлянты бились на шпагах, однако у Лермонтова при выпаде переломился клинок, и они перешли на пистолеты. Первым стрелял Барант, но промахнулся. Лермонтов в свою очередь разрядил пистолет, выстрелив в сторону, после чего участники разъехались.
Портрет Эрнеста Баранта. Источник — Википедия
За недонесение о дуэли 11 марта Лермонтов был арестован; дело рассматривал военный суд. Барант же, согласно воле императора, привлечён к суду не был.
По решению суда, поэт был переведён обратно на Кавказ, в Тенгинский пехотный полк — фактически на передовую Кавказской войны. Такой приговор он получил не столько за дуэль, сколько за свои показания, правдивость которых отрицал Барант. Лермонтовская версия дуэли выставляла сына посла в дурном свете, а слухи о ней дошли до французского посольства в Берлине и до Парижа. Свою роль сыграла и личная неприязнь Николая I к поэту, сохранившаяся ещё после первого суда.
Прибыв на Кавказ, Лермонтов окунулся в боевую жизнь и на первых же порах отличился, согласно официальному донесению, «мужеством и хладнокровием» .
Картина Лермонтова «Эпизод из сражения при Валерике». Это одно из крупнейших сражений Кавказской войны, поэт был среди отличившихся в бою. Источник — Википедия
Сам он никогда не хвастался успехами, но на фронте кавалеристский «лермонтовский отряд» стал по-настоящему известен. Генерал-лейтенант Константин Мамацев писал: «Он никогда не подчинялся никакому режиму, и его команда, как блуждающая комета, бродила всюду, появляясь там, где ей вздумается, в бою она искала самых опасных мест …».
Картина Д.П. Палена «М. Ю. Лермонтов после валерикского боя». 23 июля 1840 г. Источник — Википедия
Вторая дуэль и гибель
Несмотря на боевые успехи, главным стремлением Лермонтова было выйти в отставку и полностью посвятить себя литературе. Однако, это его желание встретило противодействие бабушки, как уже говорилось, не считавшей увлечение внука творчеством чем-то серьёзным и мечтавшей, чтобы он сделал «нормальную» карьеру.
Не решившись оставить армию, поэт, отбыв отпуск, отправился обратно на Кавказ — и из этой поездки уже не вернулся. Роковая дуэль произошла в Пятигорске — там Лермонтов поссорился с майором в отставке Николаем Мартыновым.
Николай Мартынов на картине Т. Райта. Источник — Википедия
Сослуживец обоих Николай Лорер в «Записках декабриста» говорил, что ссора разгорелась по вине поэта, насмехавшегося над «черкесским» стилем одежды Мартынова:
«Когда Лермонтов позволил себе неуместные шутки в обществе дам…, шутки эти показались обидны самолюбию Мартынова, и он скромно заметил Лермонтову всю неуместность их. Но жёлчный и наскучивший жизнью человек не оставлял своей жертвы, и, когда они однажды сошлись в доме Верзилиных, Лермонтов продолжал острить и насмехаться над Мартыновым, который, наконец, выведенный из терпения, сказал, что найдёт средство заставить молчать обидчика. Избалованный общим вниманием, Лермонтов не мог уступить и отвечал, что угроз ничьих не боится, а поведения своего не переменит».
«Вместо пустых угроз, ты гораздо бы лучше сделал, если бы действовал. Ты знаешь, что я от дуэлей никогда не отказываюсь, следовательно ты никого этим не испугаешь» — приводил Мартынов слова Лермонтова на следствии.
Последний прижизненный портрет Лермонтова кисти К.А. Горбунова. Источник — Википедия
Отставной майор направил к обидчику секундантов и от примирения отказался, говоря, что фактически это Лермонтов вызвал его, поэтому должен первый и предлагать мир.
В итоге, дуэль состоялась 15 июля 1841 года. Согласно основной версии, Лермонтов выстрелил в воздух, а Мартынов — прямо в грудь поэту.
«Дуэль Лермонтова с Мартыновым». Картина неизвестного художника
По другой версии, Лермонтов в принципе отказывался стрелять, утверждая: «Я не имею обыкновения стреляться из-за пустяков». Мартынов мешкал, пауза затягивалась, и свидетели крикнули: «Стреляйте же, или мы вас разведем!» . Тогда грянул выстрел — пуля пробила сердце Лермонтова, мгновенно его убив.
Так мистически подтвердились строки, написанные поэтом за месяц до происшествия: «С свинцом в груди лежал недвижным я. кровавая ещё дымилась рана, по капле кровь точилася моя» .
Обелиск на предполагаемом месте дуэли. Фото — Википедия
Подробности произошедшего доподлинно установить не удалось — покрывая друг друга, свидетели путали показания. Это породило альтернативные теории — самая популярная утверждает, что поэта убил снайпер из кустов, выстреливший одновременно с Мартыновым. Теория якобы подтверждается неестественной траекторией входа пули в тело.
Одним из возможных заказчиков убийства называют Николая I. Согласно воспоминаниям сенатора, князя Павла Вяземского, услышав о произошедшем, император сказал: «Собаке — собачья смерть» . Однако после того, как великая княгиня Мария Павловна «вспыхнула и отнеслась к этим словам с горьким укором» , государь, выйдя в другую комнату к собравшимся придворным, объявил: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».
За дуэль Мартынов был приговорён военно-полевым судом к разжалованию и лишению всех прав состояния, однако в окончательном приговоре наказание заменили на трёхмесячный арест на гауптвахте и церковное покаяние.
Мартынов желал, чтоб его похоронили в селе, принадлежавшем его отцу под Москвой, в отдалённо стоящей могиле, безо всяких опознавательных знаков. Однако эта просьба не была исполнена — тело поместили в фамильный склеп. В 1924 году в бывшую усадьбу переселилась Алексеевская школьная колония, ученики которой в порыве мести за убийство Лермонтова разорили склеп, а останки Мартынова утопили в ближайшем пруду.
Похороны Лермонтова состоялись 17 июля 1841 года на старом пятигорском кладбище. Тело поэта покоилось в кавказской земле 250 дней.
Обелиск на месте первого захоронения Лермонтова. Фото — Википедия
21 января 1842 года Екатерина Арсеньева обратилась к императору с просьбой на перевозку тела внука в поместье Тарханы. Получив дозволение, 27 марта 1842-го слуги увезли прах Лермонтова в свинцовом и засмолённом гробу. 23 апреля в фамильной часовне-усыпальнице состоялось окончательное погребение, тело поэта положили в семейный склеп рядом с могилами матери и деда.
Надгробный памятник на могиле Лермонтова в Тарханах. Фото — Википедия
Источник