У которых чувства навыком приучены

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Евр. 5:14

Прп. Антоний Великий

твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла

Написано у апостола Павла, что «совершенных есть твердая пища» (Евр. 5:14) . Это суть те, которые долгим и тщательным подвигом обучили чувства свои и намерения относительно добра и зла, сделались сынами царствия и приписаны к Божественному усыновлению. И Бог даровал им мудрость и рассуждение во всех делах их, чтоб не прельстил их, – ни человек, ни дьявол.

Прп. Макарий Великий

твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла

чувствия души обучены «в разсуждении добра и зла», то есть в рассуждении ухищрений, наветов, разнообразных нападений и подстережений злобы, а подобно сему, и в рассуждении разных дарований и различных вспомоществований, по действию и силе Духа. Ибо кто сознает в себе греховный струп, страстями оскверняющий внутреннего человека, но не сознает в себе вспомоществования от Святого Духа истины, укрепляющего немощь его и обновляющего душу сердечным весельем, тот остается без способности различения, не имея познания о многоразличном домостроительстве Божией благодати и Божия мира.

Собрание рукописей типа II. Беседа 50.

Прп. Исаак Сирин

твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла

Посему прекрасное дело научать людей благости Божией, привлекать их непрерывностию Промысла Божия и от заблуждения приводить к познанию истины. Ибо таков был образ действия у Христа и у апостолов, и он весьма высок. Если же человек, при таковом образе жизни и частом общении с людьми, чувствует в себе, что немощна совесть его при воззрении на существующее, и возмущается тишина его, и помрачается ведение, потому что ум его имеет еще нужду в охранении и в подчинении чувств, и, желая врачевать других, губит он собственное свое здравие, и, оставляя собственную свободу воли своей, приходит в смятение ума, — то пусть вспомнит таковый апостольское слово, внушающее нам, что совершенных есть твердая пища ; и пусть возвратится вспять, чтобы не услышать от Господа сказанного в притче: врачу, исцелися сам (Лк.4:23). Пусть осуждает сам себя и охраняет здравие свое; и вместо чувственных слов его да служит доброе его житие, и вместо гласа уст его да учат его деяния. И когда узнает, что душа его здрава, тогда пусть пользует других и врачует своим здравием. Ибо когда будет вдали от людей, тогда может больше сделать им добра ревностию о добрых делах, нежели сколько сделает словами, будучи сам немощен и более их имея нужды в исцелении. Слепец слепца аще водит, оба в яму впадут (Мф.15:14). Твердая пища прилична здоровым, имеющим обученные чувства, способным принимать всякую пищу, то есть приражения всяких ощущений, и, по причине обучения в совершенстве, от каких бы то ни было встреч не видеть вреда сердцу.

Слово 58.

Прп. Ефрем Сирин

твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла

Совершенным же свойственна (есть) твердая пища, то есть страдание, написанное в новом благовестии (Евангелии), — о коих (совершенных) сказано: приготовьте Господу народ совершенный (Лк. 1:17; Мк. 1:3; Ис. 40:3), у которых чувства, благодаря мерилу веры, приучены, — то есть ими самими, а не законом, — к различению добра и зла.

Блж. Феофилакт Болгарский

твердая же пища свойственна совершенным

То есть возвышенные догматы о Божественности Христа. Видишь ли, что есть другое младенчество — мысли, которое имеют и старцы; и есть совершенство, иметь которое ничто не препятствует и юношам.

у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла

Навыком он называет совершенство и твердость образа мыслей нравственной жизни. Кто тверд по образу мыслей и по жизни, тот имеет и чувства души, приученные путем упражнения в Божественных Писаниях к различию, с одной стороны, возвышенных и низких учений, с другой — здравых и извращенных. Не о жизни говорит он здесь: ибо всякий различает ее и знает, что зло — дурно, а добродетель — благо. Видишь ли, что необходимы обучение, упражнение и опытность в Писаниях, если мы намерены различать, что еретическое и что не таково; а не просто ко всему склонять слух. Ибо гортань вкушает пищу, а душа испытывает учения (ср. Иов.12:11).

Евфимий Зигабен

твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла

Совершенных же есть твердая пища

Имущих чувствия обучена долгим учением

Имеющих по причине совершенства тщательную судительную способность души, которою распознается, что – добро и что – зло. В частности теперь речь о догматах учения ибо «гортань брашно вкушает, душа же словеса разсуждает» (Иов. 12:11). Посему и прибавил:

В разсуждении добра же и зла

в распознавании добраго и худаго учения.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.

Лопухин А.П.

твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла

См. Толкование на Евр. 5:11

Если вы обнаружили
опечатку, выделите текст
и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Что значит чувства навыком приучены?

Вопрос: «в Евр.4:14 сказано: «твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла». Объясните, пожалуйста, что значит чувства навыком приуч е ны».

Доброго вам времени суток, Александр!

Чтобы понять эти два стиха, надо посмотреть хотя бы на ближайший контекст. О чём Павел говорил до этого? Он, основываясь на текстах Торы, говорит о том, что Иисус является идеальным Первосвященником, Который Един только может обеспечить нам полное спасение, в отличие от любых земных священников. И до этого он затрагивает несколько тем, которые явно проистекают из Торы и пророков, в деталях объясняя суть спасительной работы Христа. Однако Павел касается этих вопросов только по верхам, не углубляясь в бесконечно прекрасный смысл Писаний. Почему? Потому что он знает, что те, кто будут читать его послание, всё ещё не готовы принять этот свет. Как же так? Ведь страницы Писания наполнены им! Почему люди не в состоянии увидеть свет Христов в каждой строчке, в каждой мысли Торы?

Читайте также:  При депрессии человек потеет

Потому что, хотя они и знают о необходимости быть праведными перед Богом, они не практикуют это знание, привыкая жить праведно.

Вот смотрите. если человек, например, всю жизнь лгал, ну хотя бы просто по мелочам. Он к этому привык, у него выработалась устойчивая привычка привирать, в его мозгу пролегла очень глубокая дорожка, на которую он постоянно скатывается, когда надо выбрать между «сказать правду — промолчать — солгать». В 2Петр.2:14 мы читаем о том, например, что сердца многих людей буквально приучены к любостяжанию, натренированы жить только так и никак иначе. Однако если человек приходит ко Христу, то Христос начинает кормить его молоком относительно этого вопроса. Он поведёт его к Библии, к Своим людям, и там человек однажды обязательно откушает истину о том, что ложь — это плохо.

Дальше ожидается, что человек накушавшись этого «молока», наберётся сил и возрастёт настолько, что сможет встать на тропу войны против этой плохой черты своего характера (1Петр.2:2). В процессе военных действий против своих склонностей и за право оставаться во Христе, его духовные мышцы станут сильными, его способность различать капканы обострится, и его желание жить по правде Христовой вытеснит из него всё неправильное. В 1Тим.4:7 Павел называет этот процесс упражнениями в благочестии. А Давид пишет об этом, как о военных занятиях (Пс.143:1)

Через опыт сражений со своими неправильностями (грехами) его чувства привыкнут к мгновенному различению того, что перед ним: добро или зло. Т.е. человек даже не будет уже задумываться над тем, как поступить в каждой конкретной ситуации, но просто будет поступать правильно, потому что уже натренировал свой мозг видеть зло и отвергать зло.

Так вот такой человек будет готов к тому, чтобы начать видеть Христа в каждой строчке Писания. . Тогда, читая Тору, он будет потрясён тем, что всякое жертвенное животное было символом Иисуса, что Аарон и его семья были символами, представляющими Иисуса, что Сам Христос вёл еврейский народ и говорил с Моисеем, что субботний день — это день Творца, Чьё имя Иисус Христос. И сбудутся слова о том, что «чистые сердцем Бога узрят» (Матф.5:8). Но пока человек всё ещё кушает только начальные истины Божии, только молоко, не возрастая в том, чтобы жить праведно (1Кор.3:2), Тора и пророки будут для него твёрдой пищей, которую он не сможет разжевать и проглотить, а значит, не будет получать от них никакой радости.

Апостол Павел сильно сожалеет об этом, когда пишет к уверовавшим из евреев и призывает их в Евр.6:1

«Будем же расти. Не ограничиваясь одними только началами учения о Христе, пойдем далее».

Или в другом переводе:

«Поэтому давайте перейдем от азов учения о Христе к тому, что предназначено для взрослых».

Источник

Чувства навыком приучены

Я уверен, каждый человек желает быть счастливым. Но чем определяется счастье? Приобретённым имуществом? Здоровьем? Семьёй или положением в обществе? А может быть всем перечисленным и многими другими критериями нашей жизни, если в них есть успех?! А что по этому поводу говорит Библия.
Давайте посмотрим, что пишет автор Послания к Евреям. Читаем: ”12 Ибо, [судя] по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. 13 Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; 14 твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла. (Евр.5:12-14)”.
Обратим наше внимание на 3 составляющие из данных стихов.
1. Предположительно Апостол Павел, акцентирует наше внимание на том, что нашим путеводителем должно быть слово Божие.
2. Это Слово делает нас совершенным человеком, т.е. человеком счастливым, зрелым
3. Как результат зрелости, человек без ошибок выбирает то, что ему действительно полезно и не последнюю роль в этом играют наши чувства.
Принято считать, что у человека 5 органов чувств: мы видим, слышим, осязаем, у нас есть вкус, обоняние, но на самом деле их больше. У нас есть так же чувство времени, равновесия и.д. С помощью их, мы познаем мир.
Вся информация, что поступает в наш мозг, обрабатывается им и в зависимости от нашей оценки на происходящее, в нас срабатывает внутренняя реакция: мы огорчаемся, радуемся, испытываем страх или показываем отвагу.
Проблема такого взаимоотношения наших органов познания с окружающим миром, а затем дальнейшая реакция в нашем теле заключается в том, что мы живем в динамичном, не стабильном мире, в котором есть как хорошее, так и плохое для человека. Мы познаем добро и зло, как результат выбора Адама и Евы.
Если у нас хорошая зарплата, у нас есть имущество, уважение среди людей, определённая власть, то мы говорим, что у нас все хорошо. Если у нас нехватка денег, то мы чувствуем нужду, если нет уважения и любви, то переживаем чувство одиночества, если мы зависимы от других и этот другой ограничивает наши права и при этом нагружает нас всякого рода обязанностями, то мы можем испытать к нему сначала недовольство, потом злость и далее ярость. Таким образом, наша реакция на окружающий мир, так же не стабильна, как и сам мир от того, мы то веселы, то печальны или же нейтрально спокойны в зависимости от того, что происходит вокруг нас.
Как вы можете увидеть, при таком положении: окружающий нас мир — наши органы чувств — наша оценка — наши переживания, мы стараемся поставить себя в центр этого мира, чтобы все крутилось вокруг нас. И если это так, то вроде бы все хорошо. Но верно ли это стремление?
Пример Каина Быт. 4:7

Прежде, чем рассмотреть пример Каина, что описан в 4 главе книги Бытие, обратим наше внимание, что наши чувства должны быть навыком приучены к различению добра и зла.
То есть, наши органы чувств, о которых мы говорили ранее, нуждаются в руководстве навыком. Навык — это умение, которое приобретается многократным повторением чего-либо.
Будучи ребенком, лет 3-х, я хорошо помню свой поход в гости к своему другу, Сергею. Меня накормили лапшой домашнего приготовления. Я видел, как ее готовили из муки: замешивали тесто с какими-то специями, потом раскатывали в тонкий блин и наконец, нарезывали тесто в длинные, как мне казалось полоски. Лапша была очень вкусная. Мне показалось, что порция лапши была маленькой, и поэтому, я полез без разрешения хозяев в стол, где была мука. Меня, конечно, остановили, сделав устное замечание. Ещё тогда я понял, что мое чувство голода и мое любопытство, должно быть контролируемо правилом поведения в обществе. Так началось во мне развитие данного навыка. А теперь представьте, что такого навыка у человека нет. Бывает и такие случаи. Из таких людей вырастают в лучшем случае невоспитанные люди, в худшем — воры. Они берут то, что им не принадлежит. Но это всего лишь маленький фрагмент моей жизни и как оказалось, он был очень важным для меня. Еще более значим, являются правила духовной жизни. Их понимание и исполнение влияют не только на события в этой жизни, но и в последующей.
Поэтому, Апостол рекомендует нам, быть внимательным к тому, что вокруг нас, какие чувства и эмоции мы переживаем внутри и во всем этом многообразии понимать, что есть добро, а что зло. В понимании добра и зла, мы, конечно, разбираемся. Мы точно знаем, что нам необходимо, у нас есть чувство справедливости, но обратили ли вы внимание, что речь идет не о нашем представлении о добре и зле. Речь идет о том, что говорит Бог по этому поводу, поскольку Апостол пишет, что настоящий учитель в данном вопросе отталкивается от слова Божьего.
Итак, в истории Каина и Авеля один и другой приносят жертву Господу. Бог принимает жертву Авеля и отвергает приношение Каина. Каин в первые минуты испытывает целый букет чувств, в нем начинает кипеть зависть, обида на Бога, печаль. Возможно, он подумал: “Ну, где же справедливость? Почему? Где же Божья нелицеприятная любовь, если Он принимает жертву одного, отвергая жертву другого!?” И что Бог говорит Каину на его мысли? Мы читаем: “6 И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? 7 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним” (Быт.4:6-7).
Другими словами, Господь говорит Каину, что проблема не в Нем, а именно в Каине. “. почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? 7 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица?” Господь рекомендует Каину разобраться со своими чувствами и своим намерением. Он указывает, что если ты делаешь добро, если ты делаешь все правильно, то почему тогда печален, почему не улыбаешься? По-видимому, с Каином не все было в порядке, он был захвачен внутренними переживаниями, которые были зависимы не от мнения Бога, а от того, как к нему отнеслись. Другими словами, он был поглощён собою.
Если внимательно посмотреть на сказанную Богом фразу, то приходит мысль о том, что Бог ободряет Каина. Уже сам факт, что Бог разговаривает с Каином, может сказать нам о многом. Бог не говорит о том, что Каин согрешил. Нет. Он советует Каину улыбнуться, потому что печаль — это следствие отсутствия доброго дела, а это уже сигнал о том, что грех стоит у дверей его сердца. И чтобы грех не вошёл в него окончательно, он, по слову Господа имеет власть господствовать над грехом, то есть Каин вправе выбирать действие и внутреннюю реакцию.
Идею самоконтроля поддерживают многие. Существуют различные практики самоконтроля, например вдох и выдох. Но тут важно заметить не сам посыл, что надо делать, здесь важно понимание того, кто говорит! Бог сказал, что человек имеет власть над чувствами. Он даёт такую власть человеку, а не сам человек имеет её как бы в себе самом. Понимание делегированной власти над чувствами кардинально меняет сам подход к контролю над чувствами и эмоциями. Ведь существует разница, когда мы стремимся достичь чего-то сами, или же с Богом.
Контроль наших чувств, посредством одной лишь нашей воли, делает человека отстраненным от Бога, поскольку такой человек говорит: «В этой жизни я достиг всего сам». Как мы знаем – это гордость, которая однажды будет посрамлена, поскольку «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж.» (Пс.126:1). Господь показывает нам, чья же воля крепче: Его или наша. Как мы видим из псалма – Его.
Предлагаемый Богом выход

Читайте также:  Объективные методы оценки уровня стресса кратко

Давайте прочитаем слова Апостола Иакова: “25 Но кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии”. (Иак.1:25)
“2 ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело”. (Иак.3:2)
Иаков указывает нам на закон свободы, который будучи применим в повседневной жизни, делает нам счастливыми людьми. Если мы будем говорить не то, что мы чувствуем, а то, что говорит Бог, то мы станем совершенными людьми, поскольку в этом случае мы выходим из под власти наших чувств и подчиняем себя Его воле. Произнося в свою жизнь и жизнь других людей Божье Слово, мы избегаем греха. Мало того, провозглашение Божьего, а не нашего мнения, включает в нас веру, через которую из невидимого, приходит видимое, заменяя внешние обстоятельства. Можно смотреть на болезнь, бороться с ней лекарствами, а можно процитировать слова Петра или Исаии, которые утверждают, что ранами Иисуса Христа, мы исцелены. Это не значит, что христиане не болеют, а если и болеют, то им не нужны лекарства. Нет. Лекарства тоже могут помочь больному человеку, но они будут гораздо более эффективны, если они принимаются в сопровождении молитвы и слова Божьего.

Еще один пример. Соглядатаи.

Как мы помним, Господом был произведен суд над богами Египта, через 10 казней. Все люди той земли видели потрясающие чудеса. Наконец, 10-е знамение покорило волю фараона, и он дал согласие на то, чтобы отпустить Израиль. При исходе из рабства, воды моря расступаются таким образом, что вода стояла стеной по одну и другую сторону народа, кода тот проходил по морскому дну, что стало еще одним дополнительным чудом. Бог доказывал Своим действием, что Он не оставит свой народ и будет с ним во время всего их пути. На горе Синай, народ вступает в завет с Господом, обещая Ему своё послушание, взамен на Его водительство. Получены скрижали, построен ковчег. Бог обещает землю, где течет молоко и мед. Вроде бы, нет повода для беспокойства.
Далее, 10 разведчиков обследуют землю, в которую привел их Бог. И что дальше? Дальше 8 соглядатаев испытали ужас, увидев исполинов, их сердца наполнились неуверенностью и только 2-ое: Иисус Навин и Халев остались тверды и мужественны. И эти 2-е обращаются ко всему народу со словами: “. если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию и даст нам ее – эту землю, в которой течет молоко и мед; только против Господа не восставайте и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь; не бойтесь их” (Числ.14:8-9 (синод перевод, моск. Патриархата)
Неверие слову Божьему, есть восстание против Него Самого. Понимаете. Бог говорит «идите», а малодушные возражают, ропщут, наговаривают на Моисея и тем самым восстают против Бога.
Бог говорит: «вы сильные, вы победители, вы здоровы, Я с вами». Но всегда ли мы верим Богу, или порой мы смотрим на препятствия? Всегда ли мы управляем нашими органами чувств посредством Его Слова? Читаем ли мы волю Божью в Библии или же говорим: “Подождите. Нам некогда. На Бога надейся, а сам не плошай.” Как буд то мы что-то можем сделать без Бога.
В 23 стихе Господь выносит Свой вердикт в ответ на ропот: “не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; [только детям их, которые здесь со Мною, которые не знают, что добро, что зло, всем малолетним, ничего не смыслящим, им дам землю, а] все, раздражавшие Меня, не увидят ее; (Числ.14:23 (синод перевод, москов. Патриархата).
Выделим для себя, что Бог введет в землю обетованную детей, которые не знают, что добро, что зло. По сути, неважно, что происходит вокруг тебя, если Бог в тебе, с тобой и за тебя.
В таком случае, наши органы чувств, свободны от внешнего фактора и полностью зависят от Бога, Который благой, милостивый и совершенный. Если уж и говорить о зависимости, что лучше для нас?! Несомненно, Бог!
Но если Божья воля лучше, то, к чему тогда ропот, страх, ужас и весь тот спектр, что мы называем негативными чувствами и эмоциями.
Если я испытываю нужду, я иду прежде всего к Богу, если нанесли рану — к Нему. Он есть наш Утешитель и Защитник.

Читайте также:  Чувствую запах каждого человека

Не уводи своего взгляда от Господа. Серафимы

Помните, как в кинофильме “Электроник”? Один из бандитов спрашивал другого; “Урий! Урий! Где кнопка? У каждого есть кнопка! (включения/выключения/управления)”. Так вот. Если уж и говорить о подобной кнопке, так она в Господе. Обратив на него наш взор, человек погружается в Его любовь.
В книге Исаии в 3 главе читаем: “ 2 Вокруг Него (Господа) стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. 3 И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!” Прошу заметить, что Серафимы славят Бога, обращаясь не к Нему, а друг к другу. Даже тогда, когда они не смотрят на Господа, все-равно восхваляют Его: “Как прекрасен Господь!” Зачем они это делают? Разве, только что, оторвав от Него свой взгляд, они забыли, как Он свят? Нет. Но высказываясь друг другу о Боге, они приходят в благоговейный трепет.
Если это для серафимов важно, то, как важно для нас всегда прибывать в Слове божьем? Архиважно. Поэтому, чтобы быть счастливым человеком, чтобы всегда быть победителем, нам нельзя уводить свой взор и свои уши от Библии. Нам необходимо съесть “свой свиток”, который покажется нам горьким, поскольку придется пожертвовать временем, напрячься для того, чтобы из нас в дальнейшем потекли реки воды живой. И это надо делать в единстве, потому что у нас одна вера, одно учение, один Дух и один Господь — Иисус Христос. Он Глава Церкви и Её же Спаситель. Это Он свою любовь показал в том, что отдал за нас свою жизнь, умер и воскрес, для того, чтобы мы жили с Ним, как на небе, так и на земле.
Библия предупреждает, чтобы мы не привязывали наше счастье к тому, что ест моль, что подвержено разрушению ржавчиной, поскольку это неверный путь. Истинный Путь для человека — это даже не путь к Богу, и не путь к самопознанию, а личность Иисуса Христа. Он сказал о Себе: “Я есмь путь, истина и жизнь”, Он та Дверь, что позволяет войти к небесному Отцу Иоан.14:6 и уже в Нем мы приобретаем все то, что восполняет наши нужды.
Чувства играют в нашей жизни большую роль. Порой, они даже управляют нашим сознанием. Например, когда внешне все спокойно, но в душе, как говорится скребут кошки, то и наше поведение может быть возбужденным. Но если с нами Господь, то Его мир всегда будет с нами. Как говорится, не важно, если шторм на море, когда в твоей лодке (жизни) Господь!

По большому счету, исходя из нашего внутреннего мироощущения, когда мы наполнены радостью или горем, мы заявляем нашим близким, что мы счастливы, или же у нас депрессия. Итак, путь к счастью, зависит не от внешних факторов, а от наших взаимоотношений с Богом, когда из любви к Нему, мы отдаём Ему самих себя полностью, включаяя то, что у нас есть. Взамен, Он наполняет нас любовью, поскольку Он и есть Любовь. А что можно говорить, когда ты заполнен безусловной любовью. Порой даже и сказать невозможно, поскольку дух в этот момент благоговеет.
И в заключении, я хочу процитировать еще 2 стиха из Библии: “19 Ваша покорность [вере] всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.” (Рим.16:19)
Вера — от слышания слова Божьего. Быть мудрым на добро — это значит размышлять над Его Словом. Быть простым от зла — значит быть чистым от него, не впуская зло в свою душу и тогда, счастье не покинет вас. Бог не человек, чтобы обманывать.

Источник

Оцените статью