У кого лучше всего развито чувство ритма

Развитие чувства ритма как средство гармоничного становления личности ребенка

Дата публикации: 28.01.2021 2021-01-28

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Свиридова, А. А. Развитие чувства ритма как средство гармоничного становления личности ребенка / А. А. Свиридова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 352-354. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78073/ (дата обращения: 12.10.2021).

Многие считают, что музыкальное развитие нужно только тем детям, которые занимаются музыкой, танцами или вокалом. В частности, это касается чувства ритма у ребенка. Это очень ошибочное мнение, поскольку вся наша жизнь — это ритм. Считалось, что чувство ритма врожденно и коррекции не подлежит, но это далеко не так.

Важно понимать, что развитие чувства ритма влияет на развитие личности в целом. Ребенок учится чувствовать свое тело, свой организм, свои ощущения и, как следствие, имеет возможность управлять самим собой, становится более уравновешенным, речь становится более управляемой, пространство ребенок ощущает более полно, развивается чувство времени.

Ритм — это часть слуховых ощущений. «Ритм (греч. rytmos, от reo — теку) — воспринимаемая форма протекания во времени каких-либо процессов. Равномерное чередование каких-либо элементов (звуковых, двигательных и т. п.), присущее действию, течению, развитию чего-либо. Размеренный, налаженный каким-либо образом ход, протекание чего-либо» [2].

Можно понаблюдать, что некоторые дети, начиная чуть ли не с рождения, ритмично двигаются и чувствуют музыку. Дети, которые данной способностью обделены могут развить это чувство через ритмические игры, танцевальную деятельность, игры на детских музыкальных инструментах, шумовой оркестр.

Для каждого возраста детей свои требования к движениям и музыке. В программе по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной сказано следующее: «Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений» [1, с. 24].

По поводу подбора движений в программе А. И. Бурениной трактуется: «В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке, а также быть:

  1. Доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);
  2. Понятными по содержанию игрового образа (например, для младших- мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших- герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т. д.)
  3. Разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и пр». [1, с. 25].

Поскольку у большинства детей страдает чувство ритма, нужно развивать его в игровой форме, чтобы детям было интереснее. Важно действовать по принципу от простого к сложному. Это могут быть различные игры с любыми безопасными предметами, которые издают звук (пластиковые или картонные стаканчики, грецкие орешки, ладошки, деревянные палочки и т. д.). Наряду с музыкально-ритмическими играми используем музыкально-ритмические танцевальные движения.

Цель: научить дошкольников передавать несложный ритмический рисунок с помощью ладошек, стаканчиков и др. муз. инструментов; вовремя реагировать на смену музыки и менять движение.

Задачи: развитие чувства ритма, эмоционального отклика на музыку, общей музыкальности ребенка и развития личности в целом; воспитание эстетического вкуса детей, коммуникативных качеств; закрепить умение выполнять движения под музыку; знание «право-лево».

Первая игра называется «Добрый круг». Музыку условно делим на куплеты и припевы. Дети садятся на стульчики по кругу и выполняют хлопки в ладоши и по коленкам во время припева, затем, на куплете поворачиваются к правому соседу и гладят его по голове, затем к левому. Музыка припева повторяется, и первая манипуляция с хлопками повторяется. На каждом куплете движения меняются, а на припеве повторяются. Данная игра была апробирована с детьми группы компенсирующей направленности. В данной группе есть очень агрессивные дети со всевозможными нарушениями психики и речи. Психолог, наблюдая за детьми на музыкальных занятиях отметила положительное влияние игры на детей. Подобные игры направлены не только на развитие чувства ритма, но и являются помощниками в воспитании коммуникативных качеств. Это создает благоприятную, дружную обстановку среди воспитанников, в отношении педагога и детей, учит работать в коллективе.

Читайте также:  Как мужчины справляются со стрессом

Вторая игра со стаканчиками. Так же детки сидят по кругу, но на коленках и выполняют движения под музыку. Так же делим музыку на куплет и припев. На куплете дети делают различные движения, повторяя за педагогом. Когда начинается припев, дети передают свои стаканчики правому соседу. На сильную долю происходит передача стаканчиков, а на слабую руки возвращаются обратно и захватывают стаканчики, переданные левым соседом, а на сильную опять передаем. Получается такой так называемый хоровод. В конечной цели должна произойти автоматизация действий в игре, что разгрузит сознание ребенка и позволит усложнять задачи игры, что приведет к еще большему развитию. К данным приемам планируется добавить еще слова, стишки, песенки, потешки, то есть, возможно, заменить музыку словами. Это будет способствовать развитию речи и ритма вместе. Ритм будет передаваться через стихотворный размер.

Итак, что мы получим в итоге? Мы получаем:

  1. развитие общей музыкальности (умение передавать темп, динамику, регистр, характер),
  2. развитие двигательных качеств,
  3. развитие координации движений,
  4. развитие умений ориентироваться в пространстве,
  5. развитие творческих способностей,
  6. развитие и тренировку психических процессов,
  7. развитие нравственно-коммуникативных качеств,
  8. развитие самостоятельности ребенка.

По наблюдениям ритм улучшился, реакция на музыку тоже, дети стали более сосредоточены, атмосфера на занятии стала спокойней, доброжелательней, детям стало легче слышать музыку во время танцев. Иногда дети сами предлагают усложнить игру и уже предлагают новые движения к первой игре. Заинтересованность детей и желание что-то добавить — это уже результат. Перенеся опыт музыкально-ритмических игр на музыкально-ритмическую деятельность, можно смело сказать, что дети стали лучше танцевать. Большинство детей быстро запоминают движения, вовремя их меняют в процессе танца, двигаются с характером и чувством, умеют различать музыку по ритму, темпу и т. д.

Развитие чувства ритма у детей — очень важно. Вовсе не обязательно развивать чувство ритма только для дальнейших перспектив занятий музыкой или танцами. Если ребенок будет себя чувствовать в пространстве уверенно и спокойно, то становление личности будет гармоничным, будет развито чувство времени, сосредоточенность и внимание. А ритм ему в этом поможет.

1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). –СПб.: ЛОИРО, 2000.- 220 с.

Источник

Заблуждения о чувстве ритма

Современная музыка это музыка ритма. Начиная со времен зарождения джаза и заканчивая современными электронными стилями, музыка в XX-XXI веках выбрала ритм в качестве основы. И отсюда естественна необходимость иметь отличное чувство ритма для современного музыканта. При этом большая часть музыкантов имеют очень смутное представление о том, как заниматься развитием чувства ритма, что это за навык и какие шаги нужно сделать для получения хороших результатов.

Такую проблему можно наблюдать не только в среде музыкантов любителей, которые осваивают игру на инструменте самостоятельно. В музыкальных заведениях также нет такого предмета, как развитие чувства ритма. С этой позиции неудивительно количество заблуждений относительно музыкального чувства ритма и приемов его развития.

В этой статье попробуем разобраться с наиболее популярными из них.

  1. Чувство ритма

Именно определение этого навыка, как чувство ритма является первым заблуждением. Представим, что музыкант может без труда исполнять какой-либо определенный ритм. Например, это будет ритм галоп. При этом ритм он исполняет верно, то есть в нем есть верное соотношение между восьмой и 2мя шестнадцатыми, но при этом он не может исполнять этот ритм под метроном или просто периодично. Все, что он может, это исполнить только группу ритма. Скажем ли мы, что такой музыкант обладает отличным чувством ритма?

Определяющим навыком для музыканта является способность повторить ровный ряд равномерных временных долей, то есть воспроизвести метр. Поэтому правильно называть это чувством метра или метроритма. Очень часто начинающие музыканты могут исполнить ритм достаточно точно, но не в состоянии делать это метрично.

Читайте также:  Как избавится от многолетней депрессии

Математический эталон метричности это метроном. Отсюда идет второе заблуждение:

2. Хорошее чувство метроритма это умение играть, как метроном.

И хотя это в принципе невозможно, давайте попробуем представить музыканта, который может играть математически ровно, как метроном. Вы можете подумать, а что может быть в этом плохого?

Проблема здесь будет в том, что ритм в музыке всегда относителен. Любая ритмическая фигура это не алгоритм, а всего лишь прообраз возможности. Например, мы знаем, что в одной половинной 2 четверти, но в начале предложения и в конце предложения музыкант исполнит четверти по разному, в зависимости от гармонии, фразировки или настроения.

Кроме того, ритм не может существовать обособленно от такого понятия как фразировка и музыкальный синтаксис, что означает необходимость ускорений или замедлений (так называемая агогика). У хорошего музыканта такие отклонения не превышают минимальных длительностей, но оказывают существенное влияние на звучание и формируют индивидуальный стиль. Поэтому идеальным можно назвать навык, при котором музыкант чувствует метр, но при этом может ускорять или замедлять определенные доли. При этом расстояние между сильными долями такта, чаще всего, будут близки к эталонным, а расстояние между долями внутри такта будет варьироваться в зависимости от стиля музыки.

3. Для развития чувства ритма нужно постоянно играть под метроном.

Занятия под метроном являются важным инструментом в занятиях любого музыканта, но нужно понимать, что

  1. Они не развивают гибкость и умение играть возле долей такта, о чем я упоминал выше.
  2. Метроном не развивает интонационное и музыкальное ощущение ритма. А именно музыкальное осмысление ритма имеет значения для исполнителя.
  3. Для развития чувства ритма нужно заниматься специальными упражнениями без инструмента

Особое внимание обратите на последний пункт.

Развитие чувства ритма невозможно без использования навыков тела совершать ритмичные действия. Игра на инструменте это достаточно сложная психофизическая деятельность, в процессе которой очень сложно контролировать метричные процессы. С другой стороны, если вы освоили ритм на уровне слуха и тела, то перенести его на инструмент не составит труда.

3 инструмента, которые нужно использовать в занятиях это физическое воспроизведение ритма (например, хлопки, стук по столу и т.д), проговаривание ритма (ритмофоника), дирижирование (тактирование).

Источник

Советы родителям «Для чего нужно развивать чувство ритма у ребенка?»

Ольга Тишунина
Советы родителям «Для чего нужно развивать чувство ритма у ребенка?»

«Для чего нужно развивать чувство ритма у ребенка

Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом. Учёные уже давно доказали, что даже уже в утробе матери ритм её сердца успокаивает и убаюкивает ребёнка. Так, когда же человек начинает чувствовать ритм? Выходит, ещё до появления на свет! А если чувство ритма является врождённым, то оно просто не может отсутствовать, а может быть только в неразвитом состоянии, на уровне скрытого потенциала.

1. Уравновешивание (гармонизация) всех движений при любом виде деятельности. Человек начинает лучше чувствовать и понимать свое тело (его состояние, а, следовательно, лучше управлять им. Отсюда – он меньше устает (выносливость, меньше времени требуется на отдых.

2. Речь (пение) становится более управляемой, выразительной, правильно акцентированной. Это позволяет правильно выделять смысловые оттенки и, следовательно, облегчает понимание тем, кто слушает.

3. В эмоциональной сфере тоже происходят изменения, за счет переживания «чувства полета». Это происходит потому, что правильно отрегулированные движения (усилия) не создают мышечных зажимов. Хороший кровоток в мышцах и органах способствует улучшению тканевого обмена и питания, связки и суставы становятся более гибкими. Все это укрепляет организм, повышает резистентность (сопротивляемость) организма агрессивным факторам внешней среды (иммунитет). Уравновешенный организм обретает твердую точку опоры (в том числе, в психологическом смысле) и вся наша деятельность становится направленной, максимально эффективной, что приносит чувство удовлетворения и, соответственно, улучшает самочувствие и настроение.

4. Изменяется отношение ко времени. Вместо суетливости и торопливости вырабатывается оптимальная скорость действий и реакций.

5. Пространство и объем переживаются более полно, ощущение расстояния, глубины, высоты становятся более соразмеренными (чувство метра).А это часть обучающей программы детей: ориентация в пространстве и сравнительный анализ.

Читайте также:  Острый или хронический стресс это

Единственное отличие чувства ритма от всех остальных чувств — это то, что ритм напрямую связан со слухом. Ритмические ощущения, по сути, — это часть слуховых ощущений. Поэтому любые упражнения для развития чувства ритма направлены и на развитие слуха.

Идеальная ситуация, когда родители занимаются комплексным развитием ребёнка сразу после рождения, в том числе и ритмическим развитием. Песенки, стишки, звуки, которые издаёт мама во время, когда занимается с малышом ежедневной гимнастикой – всё это можно включить в понятие «развитие чувства ритма».

Детям постарше: дошкольного и младшего школьного возраста,можно предложить:

декламировать стихи с определёнными ударениями на сильную долю, ведь стих — это тоже ритмическое произведение;

декламировать стихи с хлопками или притопами на сильную и слабую долю поочерёдно;

выполнять элементарные танцевальные ритмичные движения под музыку;

играть в ударно-шумовом оркестре.

Барабаны, погремушки, ложки, колокольчики, треугольники, бубны — самое эффективное средство для развития чувства ритма. Если вы купили один из этих инструментов своему ребёнку и желаете заниматься с ним дома самостоятельно, то предложите ему повторять за вами элементарные упражнения для развития чувства ритма: последовательности одинаковых равномерных ударов или наоборот ударов в каком-нибудь прихотливом ритме. Сложных ритмов не нужно бояться – в них нужно разбираться, так же как и в математических уравнениях.

Надо сказать, что над развитием чувства ритма нужно работать целенаправленно. При деловом подходе у одного ребенка результаты становятся ощутимыми после одной-двух тренировок, а у другого – гораздо длительное время. Даже взрослые люди с неразвитым чувством ритма зрительно выделяются среди других.

Дети с развитым чувством ритмалидируют в музыкальном воспитании: ритмично двигаются, танцуют в такт музыки,поют вместе с музыкальным сопровождением, не отставая и не опережая его, уверенней читают стихи, играют в оркестре на музыкальных инструментах индивидуальные партии. Уважаемые родители, будьте внимательнее и участливее к своим детям, помогайте им развиваться и радовать вас своими успехами.

Консультация «Советы ответственным родителям. Психологический портрет ребенка 3–4 лет» Психологический портрет В период от 2,5 лет до 3,5 лет ребёнок переживает — кризис трёх лет. Он начинает осознавать себя отдельным человеческих.

Как слушать и слышать ребенка: советы родителям Психологи часто отмечают, что родители в общении с детьми прежде всего центрируются на своих проблемах, а не на проблемах ребенка. Это во.

Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о психологической и интеллектуальной готовности ребенка к школе?» Консультация для родителей: «Что нужно знать родителям о психологической и интеллектуальной готовности ребенка к школе!» Подготовила: воспитатель.

Некоторые советы родителям дошкольников. Почему необходимо развивать речь малыша с самого раннего возраста. Уважаемые родители! Вы хотите, чтобы ваш ребёнок, став взрослым, добился в жизни успехов, сделал карьеру, преуспевал в бизнесе? Конечно.

Памятка родителям «Что нужно знать родителям о правах ребенка» Что нужно знать родителям о правах ребенка Дети — это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства, зависит от многих причин.

Полезные советы родителям в период адаптации ребенка к ДОУ Не волнуйтесь, не показывайте свою тревогу на кануне поступления ребенка в детский сад. • Резко не меняйте режим дня ребенка. • Обращайте.

Советы родителям будущих первоклассников (советы и рекомендации по воспитанию детей в семье) Главная истина – счастливым делает ребёнка душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми – семьёй. В ваших силах.

Советы родителям гиперактивного ребенка Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный?.

Советы родителям. Как научить ребенка слушать с первого раза? Многие дети замечательно научились избирательно слушать, следовательно, и слушаться, старших – и это достаточно серьёзная проблема для многих.

Советы родителям по адаптации ребенка в детском саду Думаю, каждый согласится, что приход ребенка в детский сад, очень важное событие как в жизни ребенка, так и в жизни родителей. Поэтому и.

Источник

Оцените статью