- Эмоциональный интеллект в бизнесе: примеры
- 18 признаков людей с высоким уровнем эмоционального интеллекта
- 1. Внушительный запас эмоциональных слов
- 2. Любознательность по отношению к окружающим
- 3. Готовность к изменениям
- 4. Знание своих слабостей и недостатков
- 5. Способность оценивать характеры
- 6. Неспособность обижаться
- 7. Умение отказывать (себе и другим)
- 8. Умение прощать себя за ошибки
- 9. Стремление давать, ничего не требуя взамен
- 10. Незлопамятность
- 11. Умение противостоять недоброжелателям
- 12. Отсутствие стремления к совершенству
- 13. Умение ценить то, что есть
- 14. Умение отключаться
- 15. Ограниченный прием кофеина
- 16. Здоровый сон
- 17. Отсутствие самоуничижения
- 18. Самодостаточность
Эмоциональный интеллект в бизнесе: примеры
Следующие примеры иллюстрируют влияние эмоционального интеллекта на деятельность организации
1. ВВС США использовали опросник EQ-I для подбора рекрутеров в свой отдел персонала и обнаружили, что наиболее успешные рекрутеры показывают значительно более высокие результаты по таким компетенциям эмоционального интеллекта как ассертивность (уверенность), эмпатия и осознание своих эмоций. В ВВС так же обнаружили, что учитывая эмоциональный интеллект кандидатов при подборе на позиции рекрутеров, они увеличили свою способность предсказывать успешность будущих сотрудников почти в три раза. Благодаря этому расходы организации сократились на 3 млн. долл. ежегодно. Правительственный комитет по финансам упомянул об этом в своем докладе Конгрессу США, следствием чего стал приказ министра обороны внедрить подобную процедуру при рекрутинге и отборе кандидатов всем вооруженным силам (Доклад Правительственного комитета по финансам «Рекрутинг в вооруженных силах: Министерство обороны может повысить эффективность систем найма персонала и систем стимулирования» от 30 января 1998).
2. Члены совета директоров транснациональной консалтинговой компании оценивались по 20 компетенциям, из которых 17 являлись компетенциями эмоционального интеллекта. Те из директоров, кто получил результат выше среднего по девяти и более компетенциям, принесли компании за год на 1,2 млн долл. дохода больше, чем остальные (на 139%) (Boyatzis, 1999).
3. Когда в отделении по страхованию жизни American Express произошел кризис, специальная команда экспертов выяснила, что причиной катастрофического падения продаж являются эмоции — потенциальных покупателей и финансовых консультантов. Интервью с наиболее успешными консультантами выявили, что эти сотрудники обладают способностью посмотреть на ситуацию глазами клиента, что позволяет им устанавливать с ним доверительные отношения. Они внутренне мотивированы на продажу полисов страхования жизни. Но, возможно, главным является умение этих консультантов справиться со своими эмоциями, лучше управлять ими и не падать духом в случае неудачи. Все перечисленные способности относятся к компетенциям эмоционального интеллекта. American Express была первой компанией, запустившей программу обучения эмоциональной компетентности для своих сотрудников, после прохождения которой практически 90% консультантов повысили эффективность своей работы (подробнее см. статью «Страхование жизни и эмоциональная компетентность. Опыт компании American Express»).
4. В работах средней сложности (например, менеджеры по продажам) производительность труда лучшего сотрудника в 12 раз больше, чем производительность худшего, и на 85% больше, чем производительность среднего сотрудника. В более трудных работах (страхование, бухгалтеры) производительность лучшего сотрудника на 127% выше по сравнению со средним сотрудником (Hunter, Schmidt, & Judiesch, 1990). Исследование компетенций в более, чем 200 компаниях и организациях по всему миру показало, что примерно 1/3 такой разницы в производительности обусловлена техническими знаниями и «обычным» интеллектом (IQ), в то время как 2/3 связаны с эмоциональным интеллектом (Goleman, 1998). (В работе топ-менеджеров разница более, чем на 4/5 зависит от эмоциональной компетентности).
5. Менеджеры по продажам L’Oreal, отобранные на основе ключевых компетенций эмоционального интеллекта, продают значительно больше, чем сотрудники, принятые на работу по старой системе найма. В среднем, менеджеры по продажам L’Oreal, отобранные на основе компетенций эмоционального интеллекта, продают в год на $91,370 больше, благодаря чему чистая прибыль компании увеличилась на $2,558,360 млн. Также текучесть персонала в течение первого года работы среди сотрудников, нанятых на базе оценки эмоционального интеллекта, была меньше на 63% (Spencer & Spencer, 1993; Spencer, McClelland, & Kelner, 1997).
6. Фирма по производству напитков, подбирая руководителей подразделений, использовала стандартные методы найма. Она была вынуждена уволить около 50% из них в течение последующих двух лет, в основном из-за их низкой эффективности. Когда они начали подбирать руководителей на основе компетенций эмоционального интеллекта, им пришлось уволить только 6% в течение двух лет. Более того, отделы руководителей, нанятых на базе оценки эмоционального интеллекта, со значительно большей вероятностью попадали в первую треть по премиям за эффективность работы подразделений: 87% из них находились в первой трети. Кроме этого, лидеры подразделений, обладающие необходимыми компетенциями, перевыполняли план на 15-20%. Те руководители, у кого не хватало необходимых компетенций, недовыполняли его почти на 20% (McClelland, 1999).
7. Исследование Центра Креативного Лидерства показало, что одной из главных причин провалов топ-менеджеров является недостаток эмоциональной компетентности. Три основные причины: неспособность работать в стрессовой ситуации, работать в команде и грамотно выстраивать межличностные отношения.
8. После того, как супервизоры на одном из заводов прошли обучение эмоциональной компетентности, в частности, научились внимательно слушать и помогать сотрудникам справляться самостоятельно со своими проблемами, время простоя снизилось на 50%, количество официальных жалоб сократилось в среднем с 15 до 3 в год, а доход завода превысил планируемый на 250 000 долл. (Pesuric & Byham, 1996). На другом заводе супервизоры прошли аналогичное обучение, что позволило увеличить производительность на 17%. У контрольной группы супервизоров, которые не проходили обучение, роста производительности отмечено не было (Porras & Anderson, 1981).
9. Исследование 515 руководителей фирм, проведенное компанией Egon Zehnder International, показало, что те из них, у кого показатель эмоционального интеллекта был самым высоким по сравнению с другими критериями, скорее преуспевали, чем те, чьей самой сильной стороной был предыдущ ий опыт или IQ. Другими словами, высокий эмоциональный интеллект является более надежным показателем успеха, чем предыдущий опыт работы или IQ. Если говорить более точно, руководитель обладал высоким эмоциональным интеллектом в 74% случаев успеха, и лишь в 24% случаев неудачи. В исследовании принимали участие руководители из Латинской Америки, Германии и Японии, и результаты были практически одинаковы для всех культур.
Источник
18 признаков людей с высоким уровнем эмоционального интеллекта
Когда термин «эмоциональный интеллект» (EQ) стал известен широкой общественности, он объяснил, почему люди со средним уровнем IQ в 70% случаев оказывались более успешными, чем люди с высоким уровнем IQ. Эта аномалия бросала тень на широко распространенное предположение о том, что IQ — это единственное, что обуславливает успех.
Десятилетний опыт исследований в области EQ позволил предположить, что именно он является неотъемлемой составляющей успеха. Связь между уровнем эмоционального интеллекта и успехом очень сильна — примерно 90% успешных людей могут похвастаться высоким уровнем EQ.
Эмоциональный интеллект — это нечто неосязаемое, но при этом оно влияет на поведение человека, его взаимодействие с другими людьми и процесс принятия личных решений.
Несмотря на то, что эмоциональный интеллект очень важен, его очень сложно измерить, чтобы выявить недостатки и поработать над ними. Разумеется, вы всегда можете пройти научно обоснованный тест (например, из книги «Эмоциональный интеллект 2.0», но, к сожалению, за это придется заплатить. Проанализировав результаты опроса более миллиона человек, я выяснил, какими качествами обладают все люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта. Вот они:
1. Внушительный запас эмоциональных слов
Все люди испытывают эмоции, но лишь некоторые могут понятно их описывать. Наше исследование доказывает, что лишь 36% населения может похвастаться богатым запасом эмоциональных слов, и это плохо, потому что неправильное описание эмоций часто приводит к недопониманию, нерациональным решениям и другим контрпродуктивным действиям.
Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта владеют своими эмоциями, потому что понимают их и используют подходящие слова, чтобы их описывать. В то время как обычный человек утверждает, что «чувствует себя плохо», человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта может сказать, что он «рассержен», «расстроен», «подавлен» или «угнетен». Чем точнее выбраны слова, тем понятнее эмоции, которые испытывает говорящий, и тем адекватнее реакция слушателя.
2. Любознательность по отношению к окружающим
Люди с высоким эмоциональным интеллектом всегда интересуются окружающими, вне зависимости от склада характера. Эта любознательность вызвана умением сочувствовать, а именно умение является неотъемлемой составляющей эмоционального интеллекта. Чем больше вы волнуетесь об окружающих и том, что с ними происходит, тем сильнее ваш интерес.
3. Готовность к изменениям
Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта проявляют гибкость и постоянно адаптируются к изменяющимся условиям. Они знают, что страх перемен может полностью их парализовать, поставив под угрозу успехи и счастье. Они умеют предвидеть изменения и всегда планируют свои действия на такой случай.
4. Знание своих слабостей и недостатков
Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта не просто понимают эмоции, но и знают, что удается им хорошо, а что — плохо. Кроме того, они знают, кто и что отвечает за их успехи. Высокий уровень эмоционального интеллекта позволяет им в полной мере пользоваться своими сильными сторонами и скрывать слабости, которые могут отбросить их назад.
5. Способность оценивать характеры
По большей части, высокий уровень эмоционального интеллекта сводится к социальной осведомленности, то есть умению «читать» других людей и понимать, через что они проходят. Со временем это умение перерастает в способность читать характеры. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта видят в окружающих открытые книги, понимают, о чем те думают и к чему стремятся, даже если кто-то пытается это скрыть.
6. Неспособность обижаться
Человек, который точно знает, что он из себя представляет, никогда не обижается, если окружающие говорят или делают что-нибудь не то. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта уверены в себе, открыты для новых идей и по-хорошему «толстокожи». Они умеют смеяться над собой и позволяют окружающим делать то же самое, потому что четко видят разницу между юмором и деградацией.
7. Умение отказывать (себе и другим)
Эмоциональный интеллект — это прежде всего самоконтроль. Это умение отказываться от удовольствий и избегать импульсивных действий. Исследование, проведенное учеными из филиала Калифорнийского университета в Сан-Франциско, доказывает, что люди, которым сложно кому-то в чем-то отказать, чаще испытывают стресс и профессиональное выгорание и больше подвержены депрессиям. Для многих отказ — это серьезное испытание, однако «нет» — это мощное слово, которого не стоит бояться. Когда приходит время сказать «нет», люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта не употребляют фраз вроде «Не думаю, что могу это сделать» или «Я не уверен». Отказываясь от новых обязательств, они воздают должное существующим обязательствам и получают возможность их исполнить.
8. Умение прощать себя за ошибки
Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта умеют дистанцироваться от своих ошибок, но не забывают о них. Они не перебирают свои ошибки снова и снова, но всегда вспоминают о них, если им требуется что-то в себе изменить. Они видят эту тонкую грань между памятью и забвением. Если вспоминать об ошибках слишком часто, можно полностью разувериться в себе, но если о них совсем забыть, их можно повторить. Этот зыбкий баланс основывается на умении видеть в ошибках возможности для роста и, оступившись, возвращаться на правильный путь.
9. Стремление давать, ничего не требуя взамен
Когда кто-то что-то дает вам, ничего не требуя взамен, это производит сильное впечатление. К примеру, человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта, заметив чей-то интерес к имеющейся у него книге, может бескорыстно одолжить ее, а все потому, что он строит крепкие взаимоотношения, постоянно думая об окружающих.
10. Незлопамятность
Негативные эмоции, которые окружают всех злопамятных людей, неизбежно вызывают у них стресс. Вспоминая об обидах, многие подсознательно запускают в себе механизмы выживания, пытаются защищаться или атакуют в ответ. Разумеется, когда угроза реальна, такая реакция вполне допустима, но если речь идет о делах давно минувших дней, она разрушительно действует на организм и со временем может вызвать серьезные проблемы со здоровьем. Ученые из университета Эмори доказали, что постоянный стресс повышает давление крови и провоцирует сердечные заболевания. Безусловно, когда мы храним обиду, мы испытываем стресс, и люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта стараются этого избегать. Они забывают об обидах и тем самым заботятся о своем здоровье.
11. Умение противостоять недоброжелателям
Общение со «сложными» людьми раздражает и выматывает. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта полностью контролируют процесс взаимодействия с недоброжелателями, анализируя свои чувства. Если такому человеку требуется поговорить с недоброжелателем с глазу на глаз, он использует рациональный подход. Он не позволяет эмоциям собой овладеть, не впадает в гнев и не подпитывает конфликт. Он пытается понять точку зрения собеседника и найти решение, которое всех удовлетворит. Даже в самой безнадежной ситуации человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта воспринимает происходящее с изрядной долей скептицизма и не позволяет себя унижать.
12. Отсутствие стремления к совершенству
Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта не стремятся к совершенству, потому что знают, что его не существует. Людям свойственно допускать ошибки — такова их природа. Если вы стремитесь к совершенству, вы постоянно испытываете горечь поражения, которая снижает или вовсе уничтожает мотивацию. В результате вы тратите массу времени на жалобы и мысли о том, что можно было бы сделать по-другому, вместо того, чтобы двигаться вперед, наслаждаться достигнутым и ставить перед собой новые цели.
13. Умение ценить то, что есть
Размышления о том, за что вам следует благодарить судьбу, улучшают настроение и снижают уровень гормона стресса — кортизола — примерно на 23%. Исследователи из Калифорнийского университета в Дейвисе отметили, что люди, выработавшие в себе привычку ежедневно благодарить судьбу, чаще пребывают в отличном настроении и испытывают приливы сил. Скорее всего, низкий уровень кортизола играет в этом далеко не последнюю роль.
14. Умение отключаться
Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта умеют хорошо отдыхать. Отдых позволяет им контролировать уровень стресса и жить сегодняшним днем. Если вы готовы заниматься рабочими вопросами 24 часа в день, 7 дней в неделю, вы постоянно испытываете давление. Вам стоит время от времени отходить от компьютера и даже выключать телефон, чтобы давать мозгу и телу небольшую передышку. Исследования доказывают, что этот простой прием ощутимо снижает уровень стресса. Технологии позволяют людям мгновенно передавать сообщения, поэтому многим кажется, что они не могут позволить себе отключиться, однако отдых, в который постоянно вклиниваются рабочие письма и звонки, никогда не бывает продуктивным.
15. Ограниченный прием кофеина
Чрезмерные дозы кофеина вызывают выработку адреналина, который отвечает за включение механизма «бей или беги». Этот механизм не позволяет мыслить рационально, а заставляет действовать как можно быстрее, чтобы обеспечить выживание. Это неплохо, если за вами гонится дикий медведь, и совершенно неприемлемо, если вы разбираете электронную почту. Под действием кофеина мозг и тело подвергаются сильному стрессу, и все поступки совершаются под действием эмоций. Кофеин долго выводится из организма, а потому последствия его приема не проходят бесследно. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта знают, как вреден кофеин, и не злоупотребляют им.
16. Здоровый сон
Значение здорового сна очень сложно переоценить. Он положительно влияет на уровень эмоционального интеллекта и снижает уровень стресса. Когда вы спите, ваш мозг в буквальном смысле перезаряжается, упорядочивает накопленные за день воспоминания или избавляется от них. В результате вы просыпаетесь со свежей головой. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта знают, что недосып сокращает умственные способности, ухудшает память и заставляет проявлять невнимательность. Здоровый сон должен стать вашим основным приоритетом.
17. Отсутствие самоуничижения
Чем больше вы думаете о себе в негативном ключе, тем большую власть над вами имеют эти мысли. Стоить помнить, что мысли — это еще не факты. Когда мы считаем, что какое-то событие никогда не происходит (или, наоборот, постоянно происходит), наш мозг просто преувеличивает масштаб угрозы. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта умеют отделять мысли от фактов, выходить из негативных циклов и двигаться вперед, к новым горизонтам.
18. Самодостаточность
Люди, чье удовольствие и удовлетворение начинает зависеть от мнения окружающих, уже не являются хозяевами своего счастья. Когда человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта чувствует, что сделал что-то хорошее, он не обращает внимания на замечания со стороны. Разумеется, вы не можете запретить окружающим выражать свое мнение, но вы ни в коем случае не должны сравнивать себя с ними и подчиняться их желаниям. Ваша самооценка должна исходить изнутри, что бы ни говорили вокруг.
Источник