- Тест Стили речи тест по русскому языку (10 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Стили речи и типы речи
- Разговорный стиль
- Официально-деловой стиль
- Публицистический стиль
- Научный стиль
- Основные подстили научного стиля
- Художественный стиль
- Таблица: Функционально-смысловые типы речи
- Практическая работа. Стили речи. 11 класс
Тест Стили речи
тест по русскому языку (10 класс) на тему
тест Стили речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stili_rechi.docx | 13.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тест по теме «Стили речи»
Используйте для ответов обозначения : а -научный, б — разговорный, в — официально-деловой, г -стиль художественной литературы, д- публицистический
- Рассказы, повести, романы — это какой стиль?
- Газеты, журналы, радио, телевидение — это какой стиль?
- Диалоги, беседы, письма — это какой стиль?
- Заявления, указания, отчёты — это какой стиль?
- Учебники, лекции — это какой стиль?
- У какого стиля основная функция — агитация и пропаганда?
- У какого стиля основная функция — точная передача деловой информации?
- У какого стиля основная функция – изложение научной информации?
- У какого стиля основная функция – общение?
- У какого стиля основная функция – художественное воздействие?
- У какого стиля используются такие языковые средства: эмоциональная выразительная лексика, употребление неполных слов, слов-обращений, вводных слов?
- У какого стиля используются такие языковые средства: широкое использование изобразительно-выразительных средств языка, привлечение лексических и синтаксических средств других стилей?
- У какого стиля используются такие языковые средства: специальная лексика, научные термины?
- У какого стиля используются такие языковые средства: общественно-политическая лексика, слова с подчёркнуто положительным или отрицательным значением, пословицы, поговорки, цитаты?
- У какого стиля используются такие языковые средства: использование штампов, преобладание существительных над другими частями речи?
- У какого стиля такая характеристика высказывания: призывность, страстность?
- У какого стиля такая характеристика высказывания: строгость, точность, официальность?
- У какого стиля такая характеристика высказывания: точность, логичность, доказательность?
- У какого стиля такая характеристика высказывания: непринуждённость, эмоциональность?
- У какого стиля такая характеристика высказывания: образность, выразительность?
Источник
Стили речи и типы речи
Раздел ОГЭ: 8.3 Стили и функционально-смысловые типы речи.
Стили речи — это её разновидности, которые используются в той или иной сфере общественной жизни: в обыденном общении, в официально-деловых отношениях, в средствах массовой информации, в сфере науки, в художественной литературе.
В зависимости от сферы употребления выделяют следующие функциональные стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный.
Разговорный стиль
Разговорный стиль используется в повседневном общении между людьми с целью поделиться своими мыслями, чувствами, информацией, высказать побуждения и т. п. Разговорный стиль функционирует в быту: в домашней обстановке, на улице, в магазине, на работе между сотрудниками, в неофициальной обстановке.
Основная функция разговорного стиля — функция общения, обеспечивающая повседневные, бытовые связи между людьми.
Характерные черты разговорного стиля: преобладание устной формы речи, неофициальность, непринуждённость, конкретность, простота, эмоциональность, использование разговорной лексики, часто с просторечной окраской.
Жанры (разновидности) разговорного стиля в зависимости от ситуации общения: диалог (беседа), телефонный разговор, письмо, записка. В последнее время разговорный стиль обогатился жанром переписки по Интернету, по мобильному телефону (sms).
Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог; этот стиль используется исключительно в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала.
Официально-деловой стиль
Официально-деловой стиль используется в официальной обстановке: в сферах делопроизводства, законодательства, дипломатии.
Основные функции официально-делового стиля — регламентировать отношения между обществом и государством, между государствами, между гражданами в их трудовой, общественной деятельности, в сфере имущественных и правовых отношений; информативная функция.
Характерные черты официально-делового стиля: преобладание письменной формы, официальность, регламентированность, стандартизация текстов, точность, конкретность, строгость, безличность, неэмоциональность, преобладание официально-деловой лексики. Для официально-делового стиля характерно наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложных несокращённых слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.
Жанры официально-делового стиля в зависимости от сферы функционирования: законы, уставы, указы, приказы, постановления, резолюции, ноты, коммюнике, объявления, справки, рапорты, анкеты, заявления, доверенности, автобиографии, резюме, характеристики, акты, протоколы, инструкции, контракты, договоры и т. д.
Тип речи официально-делового стиля — преимущественно рассуждение.
Вид речи — чаще всего монолог.
Публицистический стиль
Сфера употребления публицистического стиля — общественная жизнь, политика, экономика, культура. Этот стиль обращён к слушателям, читателям — об этом говорит происхождение его названия (от лат. publicus — общественный).
Основная функция — обсуждение насущных социальных, общественных вопросов с целью привлечь к ним общественное мнение, воздействовать на людей, побуждая к тем или иным поступкам, действиям. Области функционирования: средства массовой информации, публичные выступления политиков, речи адвокатов в суде, выступления на собраниях, доклады, дискуссии.
Характерные черты стиля: актуальность, своевременность, оперативность, образность, экспрессивность, эмоциональность, оценочность, чёткость, логичность, информационная насыщенность, использование средств других стилей (особенно художественного и научного); общедоступность (понятность для широкой аудитории), тенденциозность, призывный пафос.
Языковые особенности: широкое использование общественно-политической лексики; стереотипных, устойчивых оборотов и выражений; совмещение книжной и разговорной лексики; риторические приёмы (вопросы, восклицания, обращения), эмоциональная окрашенность речи.
Жанры публицистики: интервью, репортаж, заметка, статья, очерк, фельетон, доклад, дискуссия, публичная речь (развлекательная, информационная, агитационная)и т. д.
Тип речи — преимущественно рассуждение.
Форма речи — письменная или подготовленная устная.
Вид речи — монолог, диалог, полилог.
Научный стиль
Научный стиль используется в сфере научной деятельности в официальной обстановке: на лекциях, семинарах, конференциях, симпозиумах, коллоквиумах; в научной литературе.
Основная функция — осуществлять обмен научной информацией, сообщать научные сведения и т. д.
Характерные черты: официальность, подготовленность речи, сочетание письменной и устной форм, объективность, логичность, доказательность, точность (однозначность), обобщённость, использование специальной, профессиональной лексики, терминов, сложных синтаксических конструкций, ссылок на источники, цитаты.
Жанры: научная монография, научная статья, научный доклад, тезисы, диссертация, лекция, рецензия, отчёт, учебное пособие, научно-популярное произведение, дискуссия и т. д.
Основные подстили научного стиля
Разновидности | Собственно научный | Научно-учебный | Научно-популярный |
Цель | Выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий | Обучить, описать факты, необходимые для овладения знаниями | Дать представление о науке, заинтересовать читателя |
Адресат | Учёный, специалист в данной области науки | Учащийся, будущий специалист | Любой человек, инте ресующийся той или иной наукой |
Художественный стиль
Художественный стиль — самый богатый стиль речи, т. к. он вбирает в себя все остальные. В нём наиболее ярко отражается общенародный язык во всём его многообразии и богатстве, — он становится явлением искусства, средством создания художественной образности.
Главная функция — эстетическая. Художественный стиль, используя разнообразные языковые средства, создаёт образы, вызывающие в душе читателя эмоциональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать. Другие функции: отражение, преображение всех сторон действительности, использование их как объекта творчества; воздействие на читателя.
Разновидности художественного стиля: стиль литературного направления, литературной школы, рода литературы (эпос, лирика, драма), индивидуальный стиль писателей, поэтов.
Характерные черты: образность, эстетичность, индивидуальность, использование стилистически окрашенной лексики, изобразительно-выразительных средств (тропов, фигур речи, звукописи, цветописи), привлечение средств других стилей, особенно разговорного.
Основные жанры (по родам литературы): эпос — роман, повесть, рассказ, очерк, новелла, поэма, басня; лирика — стихотворение, поэма, элегия, песня, послание; драма — трагедия, драма, комедия, мелодрама, водевиль, трагикомедия.
Таблица: Функционально-смысловые типы речи
Конспект урока «Стили речи и типы речи».
Следующая тема: «Отбор языковых средств в тексте».
Источник
Практическая работа. Стили речи. 11 класс
Русский язык, 11 класс
Практическая работа по теме «Стили речи»
1. О каком стиле идет речь (ответ впишите):
Рассказы, повести, романы — это какой стиль? — художественный
У какого стиля основная функция — агитация и пропаганда? — публицистический
У какого стиля используются такие языковые средства: эмоциональная выразительная лексика, употребление неполных слов, слов-обращений, вводных слов? — разговорный
У какого стиля такая характеристика высказывания: строгость, точность, официальность? — официально-деловой
У какого стиля такая характеристика высказывания: точность, логичность, доказательность? — научный
2 . Распределите по 5 стилям следующие сферы использования (ответ впишите):
1. наука, образование. — научный
2 сфера делопроизводства и официальных отношений — официально-деловой
3. Бытовая и деловая сферы общения — разговорный
4. Литературное художественное творчество — художественный
5. Сфера массовой информации — публицистический
3. Распределите лексику по 5 стилям речи (ответ впишите):
1. Вышеуказанный, в соответствии с, в силу — официально-деловой
2. Функция, прогресс, представители рода, во-первых, во-вторых. — научный
3. Плакала береза, мягкие плечи — художественный
4. Свистнул кошелек, фишка, рявкнет — разговорный
5. Экстремисты, политический авангард. — публицистический
4. Распределите типы речи (описание, повествование, рассуждение) по целям (ответ впишите):
1.Изложить какие-либо события, сменяющиеся действия — повествование
2. Представить как внешне, так и внутренние признаки предмета, явления, человека и т.д. — описание
3. Убедить, доказать — рассуждение
5. Определите стили речи (ответ впишите):
Текст 1. В марте текущего года наша компания заключила с вами договор на изготовление и установку пластиковых окон для оборудования офисных помещений. Общее количество окон составило 48 штук, сумма договора 593000 рублей.
Следуя договору, окна должны были быть установлены в срок до 1 сентября. На сегодняшний день работы выполнены лишь на треть, несмотря на полную оплату с нашей стороны.
Учитывая, что наша компания полностью выполнила обязательства по оплате, мы требуем в кратчайшие сроки выполнить работы по установке окон в полном объёме, а также устранить недостатки, описанные в ранее присланных претензиях, в срок до 1 ноября, либо вернуть нам денежные средства за невыполненные работы. Также мы намерены требовать компенсацию за причинённый ущерб.
Текст 2. Педагогика — совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение. Педагогикой называется также учебный курс, который преподается в педагогических институтах и других учебных заведениях по профилирующим программам.
Текст 3. Лена, ты просто не представляешь, какая у нас соседка. Она уже немолода и малость плохо слышит. Все бы это ничего. Но она включает утром в своей гостиной телевизор на всю ивановскую. Слушает из кухни, когда в кастрюлях все булькает и на сковородках шкварчит! Так он целый день и бубнит: бу-бу-бу да бу-бу-бу.
Смотрит все подряд, а особенно всякую политику. Мы за стенкой чувствуем себя так, будто у нас тут заседания правительства. Или агитплощадка перед выборами.
Текст 4. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.
Текст 5. Над речкой тихо стелился туман, похожий на парное молоко. Птицы почти стихли в леске. Близилось еще одно июльское утро.
1 и 5 задания — каждое задание 1 балл
2-4 задания — 1 балл за верно выполненное задание (полностью)
1. О каком стиле идет речь (ответ впишите):
Газеты, журналы, радио, телевидение — это какой стиль? — публицистический
У какого стиля основная функция — точная передача деловой информации? — официально-деловой
У какого стиля используются такие языковые средства: широкое использование изобразительно-выразительных средств языка, привлечение лексических и синтаксических средств других стилей? — художественный
У какого стиля такая характеристика высказывания: непринуждённость, эмоциональность? — разговорный
Учебники, лекции — это какой стиль? — научный
2 . Распределите по 5 стилям следующие сферы использования (ответ впишите):
1. Бытовая и деловая сферы общения — разговорный
2. Сфера массовой информации — публицистический
3 сфера делопроизводства и официальных отношений — официально-деловой
4. наука, образование. — научный
5. Литературное художественное творчество — художественный
3. Распределите лексику по 5 стилям речи (ответ впишите):
1. Плакала береза, мягкие плечи — художественный
2. Свистнул кошелек, фишка, рявкнет — разговорный
3. Экстремисты, политический авангард. — публицистический
4. Функция, прогресс, представители рода, во-первых, во-вторых. — научный
5. Вышеуказанный, в соответствии с, в силу — официально-деловой
4. Распределите типы речи (описание, повествование, рассуждение) по целям (ответ впишите):
1. Представить как внешне, так и внутренние признаки предмета, явления, человека и т.д. — описание
2. Убедить, доказать — рассуждение
3.Изложить какие-либо события, сменяющиеся действия — повествование
5. Определите стили речи (ответ впишите):
Текст 1. Плакета – памятная или декоративная медаль, имеющая форму многоугольника (с четырьмя углами и более). Другие названия – плакет или плакетка. Само слово происходит из французского языка и переводится как дощечка. Отличием от других медалей является форма – плакета всегда имеет острые углы. Чеканится она в качестве сувенира или для украшения. В последнее время стало модным изготовлять плакеты к различным праздникам, юбилеям, церемониям, хотя раньше для таких целей использовали круглые медали.
Плакета никогда не может быть постоянным наградным элементом, как это часто бывает с медалями. Например, Медаль за Отвагу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Плакета изготовляется только раз, имеет определенный рисунок и вид. Впоследствии могут создаваться только ее копии.
Текст 2. В лаборатории Х был зафиксирован акт жестокости по отношению к животным. Группа биологов в течение нескольких месяцев проводила изнурительные эксперименты над живыми котами и собаками, в результате чего родился мутант, ранее не виданный миром. Сложно понять, что будет на уме у такого животного, возможно, с его помощью «ученые» постараются захватить власть в государстве!
Текст 3. Внимание! Желающие отправиться на экскурсию в Петербург должны собраться в кабинете директора 5 мая в 14 часов.
Текст 4. В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас.
Текст 5. Вы когда-нибудь задумывались о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы Новые Васюки на его кольцах? Конечно, нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы луна упала в Тихий Океан, поднялся бы его уровень? Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто?
1. О каком стиле идет речь (ответ впишите):
Диалоги, беседы, письма — это какой стиль? — разговорный
У какого стиля основная функция – изложение научной информации? — научный
У какого стиля используются такие языковые средства: использование штампов, преобладание существительных над другими частями речи? — официально-деловой
У какого стиля такая характеристика высказывания: образность, выразительность? — художественный
У какого стиля используются такие языковые средства: общественно-политическая лексика, слова с подчёркнуто положительным или отрицательным значением, пословицы, поговорки, цитаты? — публицистический
2 . Распределите по 5 стилям следующие сферы использования (ответ впишите):
1. наука, образование. — научный
2 сфера делопроизводства и официальных отношений — официально-деловой
3. Бытовая и деловая сферы общения — разговорный
4. Литературное художественное творчество — художественный
5. Сфера массовой информации — публицистический
3. Распределите лексику по 5 стилям речи (ответ впишите):
1. Вышеуказанный, в соответствии с, в силу — официально-деловой
2. Функция, прогресс, представители рода, во-первых, во-вторых. — научный
3. Плакала береза, мягкие плечи — художественный
4. Свистнул кошелек, фишка, рявкнет — разговорный
5. Экстремисты, политический авангард. — публицистический
4. Распределите типы речи (описание, повествование, рассуждение) по целям (ответ впишите):
1.Изложить какие-либо события, сменяющиеся действия — повествование
2. Представить как внешне, так и внутренние признаки предмета, явления, человека и т.д. — описание
3. Убедить, доказать — рассуждение
5. Определите стили речи (ответ впишите):
Текст 1. Прекрасна – и особенно в эту зиму – была Батуринская усадьба. Каменные столбы въезда во двор, снежно-сахарный двор, изрезанный по сугробам полозьями, тишина, солнце, в остром морозном воздухе сладкий запах чада из кухонь, что-то уютное, домашнее в следах, пробитых от поварской к дому, от людской к варку, конюшне и прочим службам, окружающим двор. Тишина и блеск, белизна толстых от снега крыш, по-зимнему низкий, утонувший в снегах, красновато чернеющий голыми сучьями сад, с двух сторон видный за домом, наша заветная столетняя ель, поднимающая свою острую черно-зеленую верхушку в синее яркое небо из-за крыши дома, из-за ее крутого ската, подобного снежной горной вершине, между двумя спокойно и высоко дымящимися трубами.
Текст 2. Приказ Об установлении опеки над недееспособной Ивановой Натальей Ивановной Рассмотрев заявление Петровой Нины Борисовны, зарегистрированной по адресу: г. Омск, ул. Строителей, д. 4, кв. 5, с просьбой об установлении опеки и назначении ее опекуном над Ивановой Натальей Ивановной, 1985 года рождения, зарегистрированной по адресу: г. Омск, ул. Строителей д. 4, кв. 5, признанной решением Советского районного суда города Омска от 21 сентября 2004 года недееспособной, решение опекунского Совета от 17 декабря 2004 года № 88, и, руководствуясь ст.ст. 32,35 Гражданского Кодекса Российской Федерации, приказываю: 1. Установить опеку над недееспособной Ивановой Натальей Ивановной, 1985 года рождения, зарегистрированной по адресу: г. Омск, ул. Строителей, д. 4, кв. 5. 2. Назначить Петрову Нину Борисовну опекуном недееспособной Ивановой Натальи Ивановны. 3. Обязать опекуна охранять правовые и имущественные интересы недееспособной.
Текст 3. Наша устная речь представляет собой поток звуков. Когда человек говорит. То возникают звуковые колебания, звуковые волны, которые слушающий воспринимает с помощью органов слуха.
— Пробовала? — я взглядом указала на сыр. — Папа сказал, что вкусный.
— Конечно, вкусный, раз он уплетал его вчера за обе щеки!
— А сама-то сейчас не хомячишь так, будто в последний раз обедаешь, — рассмеялась я.
Текст 5. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.
1. О каком стиле идет речь (ответ впишите):
Заявления, указания, отчёты — это какой стиль? — официально-деловой
У какого стиля основная функция – общение? — разговорный
У какого стиля используются такие языковые средства: специальная лексика, научные термины? — научный
У какого стиля такая характеристика высказывания: призывность, страстность? — публицистический
У какого стиля основная функция – художественное воздействие? — художественный
2 . Распределите по 5 стилям следующие сферы использования (ответ впишите):
1. Бытовая и деловая сферы общения — разговорный
2. Сфера массовой информации — публицистический
3 сфера делопроизводства и официальных отношений — официально-деловой
4. наука, образование. — научный
5. Литературное художественное творчество — художественный
3. Распределите лексику по 5 стилям речи (ответ впишите):
1. Плакала береза, мягкие плечи — художественный
2. Свистнул кошелек, фишка, рявкнет — разговорный
3. Экстремисты, политический авангард. — публицистический
4. Функция, прогресс, представители рода, во-первых, во-вторых. — научный
5. Вышеуказанный, в соответствии с, в силу — официально-деловой
4. Распределите типы речи (описание, повествование, рассуждение) по целям (ответ впишите):
1. Представить как внешне, так и внутренние признаки предмета, явления, человека и т.д. — описание
2. Убедить, доказать — рассуждение
3.Изложить какие-либо события, сменяющиеся действия — повествование
5. Определите стили речи (ответ впишите):
Текст 1. Лена, ты просто не представляешь, какая у нас соседка. Она уже немолода и малость плохо слышит. Все бы это ничего. Но она включает утром в своей гостиной телевизор на всю ивановскую. Слушает из кухни, когда в кастрюлях все булькает и на сковородках шкварчит! Так он целый день и бубнит: бу-бу-бу да бу-бу-бу.
Смотрит все подряд, а особенно всякую политику. Мы за стенкой чувствуем себя так, будто у нас тут заседания правительства. Или агитплощадка перед выборами.
Текст 2. С благодарностью подтверждаем получение Вашего письма с приложенными каталогами и сообщаем, что этот информационный материал мы направили на рассмотрение нашим заказчикам. В случае проявления ими интереса к изделиям Вашей фирмы мы Вам сообщим об этом дополнительно.
Текст 3. Ветер — перемещение воздуха над поверхностью земли. Возникает вследствие неравномерного распределения атмосферного давления. Сильный ветер с круговым движением воздуха называется вихрем.
Текст 4. Господа стояли на крыльце и смотрели. Смотрели и с порога людской, даже крестились. А наутро староста залез на крышу господского дома и стал забивать доской слуховое окно.
Текст 5. Невероятное открытие! Житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца! Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец, раскрыта нашим соотечественником! Пока от изобретателя никаких комментариев не поступало, он, в данный момент, находится в сильном запое, однако можно однозначно сказать, что открытия таких патриотов, однозначно, стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировой арене как лидера в области добычи золота и производстве золотых изделий на десятки лет вперед.
Источник