- Чувство стыда в воспитании: не навреди
- Стыд как маскировка и ограничитель
- Стыд в воспитании детей
- Гипертрофированное чувство стыда
- Как у детей развивается чувство стыда и как его воспитать правильно
- Что такое стыд?
- Когда ребенок начинает осознавать стыд?
- В чем состоит отличие вины от стыда?
- Манипуляции стыдом и чувством вины
- Как привить ребенку нормы приличия
Чувство стыда в воспитании: не навреди
текст: Мария Сурыгина, психолог, tehhi_karamir
По мере развития человеку, как виду, понадобились новые, более сложные методы регулирования своего социального поведения – новые чувства и эмоции. Чувство стыда изначально появилось как один из методов регуляции полового поведения – стыд побуждал человека к определенным ограничениям в собственном поведении и в реакциях на поведение соплеменников. Таким образом, ограничивались более древние и фундаментальные инстинкты, которые с развитием человеческих сообществ стали вносить в общение и деятельность людей раздор.
С усложнением общества усложнялась и его структура, менялись потребности как отдельного представителя вида, так и сообщества в целом. Чувство стыда распространилось и на иные сферы взаимодействия, выступая всё так же в качестве ограничителя некоторых форм поведения.
Стыд как маскировка и ограничитель
На протяжении последних нескольких десятков веков стыд является одной из морально этических настроек, наряду с другими сложными гуманистическими чувствами.
Чувство стыда, как и любое другое чувство, возникает по какой-то причине и мотивирует к какому-то определённому виду поведения. Страх мотивирует защищаться или убегать, тревога – усилить контроль и всё перепроверить, любопытство – узнать подробности и проникнуть в суть дела.
Стыд мотивирует спрятаться и скрыться. Каждый хотя бы раз испытывал это чувство – желание со стыда провалиться сквозь землю, закрыться, спрятаться, убежать подальше и больше не показываться на глаза этим людям.
Такое чувство возникает у человека при «обнажении» чего-то очень личного и в то же время неуместного для демонстрации в данном обществе или при совершении какой либо глупой ошибки, выставляющей личность автора в дурном свете. Иногда чувство стыда возникает как эмпатическая реакция при виде того, как другой человек попадает в такое «неловкое положение».
Особенно остро эмпатическая реакция проявляется при неловкости близкого – инстинктивно мы, небезосновательно полагаем, что реакция общества на «твоего» человека распространяется и на тебя самого. Не желая испытывать это крайне неприятное чувство, мы заранее программируем свое поведение таким образом, чтобы его избегать. В этом собственно и есть смысл ограничительных чувств, таких как стыд, вина, боль, разочарование.
Если переходить от теории к практике, к воспитанию детей, то даже из этого небольшого теоретического экскурса сразу можно сделать несколько выводов.
Стыд в воспитании детей
1. Стыд — социальное чувство. Стыд является частью морально-этического комплекса, и его появления у ребенка можно ожидать не раньше, чем минует кризис трёх лет. Те, кто интересовался этой темой, уже знают, что одним из результатов этого возрастного кризиса является переход от неосознанного, обращенного только на себя восприятия мира к осознанию собственного «Я» и, следовательно, осознанию окружающих людей как «таких же «Я» как я, только других».
Только после того, как ребенок начинает осознавать себя и других как отдельные «Я», становится возможным развитие у него морали и этики, сочувствия, ответственности перед другими, заинтересованности в реакции общества. Чувство стыда, будучи довольно сложным по своей структуре, начинает возникать при тех или иных ситуациях только тогда, когда у малыша уже есть база развитых более простых морально-этических чувств, и только после того, как в его сознании укрепляется осознанная связь с обществом, в котором он находится – с семьёй, роднёй, взрослыми и детьми, которых он знает и видит в своей жизни.
2. Стыд возникает сам по себе. Чтобы человеку было стыдно в «положенных» для этого ситуациях, родителям не надо его этому специально учить. Не надо учить детей стыдиться. Если вы расскажете им о морально-этических нормах, принятым в вашем обществе, воспитаете чувство собственного достоинства и самоуважения, стыдиться в неловких ситуациях, избегать их или исправлять последствия он научится сам.
3. Чувство вины и чувство стыда — это совершенно разные чувства. Воздействуя на ребенка в случае его оплошности, не стоит подменять одно другим. Ему не должно быть стыдно за разбитую вазу, за такой поступок он должен осознавать свою вину, а не чувствовать стыд.
Подменяя понятия стыда и вины, мы связываем внешнее, не относящееся к личности ребенка поведение, проступки, ошибки, с его интимными личностными качествами. Ведь именно при демонстрации чего-то сокровенного в неподобающем свете возникает чувство стыда. Стыдя ребенка за иные проступки, мы оказываем обратное воздействие на психику ребенка. Но все современные родители знают – осуждай не самого ребенка, а его поступок.
Кроме того, вызывать чувство стыда у ребенка, который поступил плохо попросту не эффективно. Ведь действие к которому побуждает стыд – спрятаться, скрыться, исчезнуть. Такая стратегия не поможет ребенку исправить ситуации или научиться какому-либо новому поведению.
А ведь именно это должно быть целью родителя, ругающего или каким либо образом наказывающего ребенка за проступок – не вымещение собственных негативных эмоций, а обучение ребенка работе над ошибками, чтобы не допускать их вновь. Чувство стыда тут совсем не помощник.
Гипертрофированное чувство стыда
Излишнее давление на ребенка в области морали или непосредственно стыда нередко приводит к возникновению гипертрофированного чувства стыда, когда эти неприятные ощущения возникают у человека без должного повода, во вполне невинных ситуациях. Это сильно осложняет жизнь взрослых мужчин и женщин. Родители могут столкнуться с гипертрофированным чувством стыда у своих детей в подростковом возрасте или даже в младшей школе.
Надо сказать, что не всегда в этом есть непосредственная вина взрослых. Дело в том, что от рождения все люди имеют разную внутреннюю организацию, и степень чувствительности тоже. Родитель может достаточно здраво воспитывать своего ребенка, но при этом не увидеть вовремя его индивидуальную чувствительность к тем или иным формам общения, воспитания. Нормальный уровень воздействия для большинства, может быть чрезмерным для единиц.
Так или иначе, увидев у своего ребенка проблему, связанную с гипертрофированным чувством стыда родителям не стоит оставлять это без внимания. Начать, как и всегда, нужно с себя, внимательно и подробно рассмотрев свои подходы к воспитанию морали и этики, свои реакции на поведение ребенка, обратить внимание на то, что вы говорите и что вы делаете, и как это сочетается с индивидуальностью и личным восприятием ребенка.
Появление гипертрофированного чувства стыда всегда свидетельствует о неуверенности в себе, заниженной самооценки, ранимости, недостатке самоуважения или любви к себе. И работать родителю нужно именно в этом направлении, а не с самим стыдом как таковым. Неуместный чрезмерный стыд – всего лишь следствие более глубоких процессов в психике.
Если же говорить о реакции непосредственно на какие-то возникающие ситуации, жалобы ребенка или его нежелание что-либо делать из-за чувства стыда, то тут можно дать несколько конкретных рекомендаций.
1. Не отрицайте проблему. Не стоит пытаться внушить ребенку что того, что он чувствует, он чувствовать не должен, не стоит отмахиваться и занижать значимость его переживаний. Переживания есть – факт. Просто признайте его. Вы можете одобрить или не одобрить эти чувства, высказать своё мнение по поводу объекта этих чувств или не высказывать, дать какой-то совет. Но не спорьте с самим фактом того, что ваш ребенок чувствует то, что чувствует.
2. Не навязывайте свою волю. Крайне не рекомендую вам настаивать на чём-то, что ребенку действительно очень стыдно делать. Это может быть что-то с вашей точки зрения совершенно невинное или что-то, чего не нужно стыдиться, например то, что хорошо получается у вашего ребенка.
Но если сыну или дочке действительно очень стыдно сделать это, например выступить с хором в своей школе или опубликовать фотоработу – не настаивайте. Оказать некоторое стимулирующее давление на ребенка в этом плане можно только после того, как вы начнёте работу по основному фронту задач и достигнете в этом какого-то прогресса – самооценка ребенка укрепится, появятся уважение к себе и сила противостоять общественному мнению.
Без этого, настояв на каком-то болезненно неловком для ребенка действии, вы просто подставите его под удар. Кроме опыта душевных терзаний он больше ничего не получит. Шансы на то, что ребенок избавится от своего гипертрофированного чувства стыда через такое преодоление, ничтожно малы.
3. Будьте на стороне ребенка. Если же вам в силу каких-то обстоятельств приходится заставлять ребенка делать что-то стыдное для него и связанное с его безопасностью или здоровьем, и чего он по каким-то причинам стыдится – не давите на него и не игнорируйте, наоборот, встаньте на его сторону. С доброжелательностью и пониманием отнеситесь к его чувствам и постарайтесь смягчить неприятность ситуации.
Источник
Как у детей развивается чувство стыда и как его воспитать правильно
Как у детей развивается чувство стыда и что этому способствует? Вопрос, который родители задают не всегда своевременно. Чувство стыда может существенно навредить человеку во взрослой жизни, а может сделать из него приличного человека.
Испытывая постоянное чувство стыда, человек снижает самооценку, нередко вырастает неполноценной личностью. Ему бывает стыдно за все: за свою внешность, поведение, поступки, за то, что вообще существует.
При этом человек, лишенный этого чувства, не будет принят обществом. Как избежать развития постоянного чувства стыда у ребенка и выработать рациональный стыд – расскажем в статье.
Что такое стыд?
Чтобы понять механизм развития стыда как патологии, нужно знать, что такое стыд. Психологи считают, что стыдом называют эмоцию, возникающую при осознании несоответствия собственных действий правилам морали, принятых обществом.
Понятие «стыд» было введено в оборот в 1920-е годы. Различают понятия стыда по слабой и сильной выраженности.
Например, к формам слабовыраженного стыда можно отнести ситуацию, когда один человек обидел другого словом или резким действием, а потом раскаялся в этом. Обидчик приносит извинения и обещает более так не поступать, держать себя в руках.
В том случае, когда извинения произнесены искренне, в дальнейшем, чтобы избежать подобного, человек действительно будет себя сдерживать. Но если чувство стыда особо обострено, обидчик, принеся извинения, станет продолжать себя корить и вполне способен вскоре дойти до нервного истощения.
В качестве примера сильно выраженного типа стыда можно привести случай, когда человек не в состоянии простить себе что-то, пытается наказать себя путем нанесения телесных повреждений и даже увечий. Такие люди имеют выраженный комплекс неполноценности и не принимают себя.
Несмотря на то, что стыд относят к нравственному сознанию, он оказывает сильное влияние на эмоциональное сознание человека.
Стыд может сдерживать психическое развитие человека и напрямую влиять на поведение. Тем не менее, специалисты сходятся во мнении, что само по себе наличие чувства стыда является нормой и при правильном воспитании помогает индивиду избежать одиночества и неверных поступков.
Существуют люди, у которых чувство стыда присутствует, имеет внешние проявления, а также люди, напрочь лишенные этого чувства. Распознать их, конечно, можно по поведению и поступкам.
Признаки, указывающие на развитое чувство стыда:
- Человек испытывает замешательство в какой-то ситуации.
- Человек смущается при виде каких-либо вещей, в присутствии определенных людей или совершении неких поступков.
- Проявляет беспокойство, оказавшись свидетелем несвойственных для него событий или ситуаций.
- Старается защититься от неприличных, по его мнению, желаний, побуждений, притязаний.
Признаки, указывающие на полное отсутствие чувства стыда:
- Отсутствие чувства смущения в любых неприятных ситуациях.
- Отсутствие переживаний при виде неприемлемых обществом поступков или вещей.
- Спокойное отношение, приветствие проявлений безнравственности.
Когда ребенок начинает осознавать стыд?
Как понять, когда ребенок начинает осознавать стыд? В первую очередь, родителям надо усвоить, что стыд – не врожденная эмоция. Родившись, ребенок не понимает, за что испытывают стыд и когда это делать уместно.
Все, что он делает, он делает с ведома (или без ведома) взрослых. И именно они должны научить понятиям «плохо» и «хорошо». Но не криками и возмущениями типа «Ты что, совсем не понимаешь? Как тебе не стыдно?», а по-другому.
Да, например, маленький ребенок не понимает, почему неприлично приносить в зал, где сидят гости, свой горшок. Неприлично при всех снимать одежду и садиться на него. Ведь, когда дома только родители, это делать можно? Почему нельзя в этом случае?
Потому что родители не объяснили, что есть определенные правила поведения , личное пространство, интимная гигиена и т.д. Когда ребенку доходчиво объяснят, он поймет и больше не станет делать подобного.
С тех пор, как ребенок начинает осознанно воспринимать, что ему говорят, следует давать разъяснения о чувстве стыда и о ситуациях, в которых возможно его проявление. Определенных возрастных советов не имеется, но родители должны осознавать, что основные приличия следует усвоить к тому времени, как малыш пойдет в детский сад и школу.
Ребенок, которого часто просто стыдят, но не объясняют причин, регулярно получает серьезную психологическую травму. Он чувствует себя униженным, ему обидно, но он не понимает, за что.
Точно также чувствует малыш, который становится свидетелем того, как стыдят других детей. Он инстинктивно ощущает свою причастность к происходящему (хотя он может быть и ни при чем) и испытывает стыд.
Примеры неправильного вызывания чувства стыда встречаются в жизни очень часто. Например, в детском саду или школе воспитатель или учитель начинает стыдить ребенка за то, что он дольше всех рисовал, выполнял задание, переписывал текст.
«Ты слишком долго возился, поэтому тебе должно быть стыдно за то, что задерживаешь весь класс», «Из-за тебя вся группа позже вышла на прогулку, поэтому тебе должно быть стыдно за то, что гулять будут меньше» — такие фразы нередко звучат от взрослых. Формально формируется противопоставление одного виноватого ребенка всему классу. Все молодцы, а он один – хуже всех, за это ему должно быть стыдно.
Ребенок, однажды испытавший такое, знает, что теперь весь класс, благодаря взрослому, настроен против него, его начнут дразнить, с ним перестанут играть и общаться.
А воспитательница выглядит довольной, она искренне считает, что всё организовала правильно, что теперь виновник задержки будет наказан классом за провинность.
Она даже не осознает, что заставляет испытывать стыд, который перерастает в чувство вины и портит ребенку психическое развитие.
В чем состоит отличие вины от стыда?
В чем же главное отличие чувства вины от чувства стыда? В том, что вину можно признать и исправить то, что было сделано не так. А стыд исправить нельзя. Он «накатывает» на человека, гнетёт его, заставляет думать о себе плохо.
Например, испытывая вину за разбитую вазу, человек подумает и скажет: «Прости меня, я был неосторожен и нечаянно разбил вазу. Но я обещаю найти такую же и подарю ее тебе».
Человек, который стыдится того, что сделал, будет думать иначе: «Я неуклюжий, ужасный, неповоротливый. Я даже разбил вазу, теперь ты не захочешь со мной разговаривать. Я никудышный друг/сын».
Психологи различают понятие стыда и вины и приводят понятные примеры. Например, большинство представителей социума не приемлют показ интимных частей тела прилюдно. Это стыдно, потому что неприемлемо обществом.
Чувство стыда в этом случае соразмерно с чувством страха. Человек боится, что его увидят, осудят за неприличное поведение и нарушение общественных норм.
Племена, до сих пор проживающие вне цивилизации, продолжают ходить полуголыми. Для их общества это нормально, поэтому они не стыдятся своей наготы. Но ведь и развитыми людьми их тоже нельзя назвать.
Чувство стыда позволяет людям быть цивилизованными существами. Отсутствие чувства стыда давно бы превратило всех людей в жестоких и безнравственных особей.
Это воспитывается в семье и в той среде, в которой растет ребенок. Не стоит забывать, что взрослые являются главным примером для детей и их поведение копируется с завидной устойчивостью.
Например, когда мама ходит перед 5-6 летними детьми в одной футболке, а папа в трусах, для всей семьи это становится нормой. И дети, повзрослев, скорее всего, будут ходить дома также. А если им станут делать замечания, поначалу будут искренне возмущены, а потом, возможно, станут испытывать чувство стыда.
Если же родители всегда носят аккуратную домашнюю одежду и не раздеваются при малышах, объясняя, что это неприлично, дети станут поступать также.
Манипуляции стыдом и чувством вины
Нередко взрослые осуществляют манипуляции стыдом и чувством вины в общении с детьми. Используя эмоции в свою пользу, они пытаются добиться своей цели, не задумываясь о том, как это повлияет на ребенка.
Манипулируя стыдом и чувством вины, многие родители вымещают на ребенке плохое настроение, усталость , косвенно виня его во всех своих бедах.
Ребенок, которому говорят о стыде, но не объясняют, в чем он конкретно виноват, не всегда способен различить чувство вины и стыда.
Так, человек, который испытывает вину, осознает, что сделал кому-то больно, доставил неудобства и готов исправить ситуацию. В этом русле и следует воспитывать детей.
Например, мама, уходя на работу, попросила дочь прибраться на кухне и вымыть посуду. Вернувшись домой, она увидела, что беспорядок не исчез.
Правильные действия: «Милая, ты видимо забыла, что я просила навести порядок? Я очень расстроилась, увидев полную раковину грязной посуды. Думаю, что ты успеешь исправиться, пока я переодеваюсь и отдыхаю, твоя помощь мне очень нужна».
Неправильные действия: «Тебе совсем на мать наплевать? Просила посуду помыть, а ты весь день дурака валяешь, и тебе даже не стыдно, что кухне беспорядок! Вот опять придется самой все делать».
Подобные высказывания негативно влияют на детскую психику. Ребенок, не понимая, за что с ним так разговаривают, побоится об этом спросить. Ему будет проще промолчать и признать вину, за которую станет стыдно.
Со временем это превратится в постоянную защитную реакцию и норму поведения. С каждым эпизодом будет возрастать чувство неполноценности и собственной ущербности, а неуверенность в себе станет препятствием в жизненных достижениях.
Стыд будет мешать сказать слово, высказать мнение, о чем-то попросить и предложить свою помощь. Человек постыдится показать себя, обратить на себя внимание и презентовать собственные способности.
Стыд не даст человеку ощущения нужности, востребованности, уверенности в собственных силах. Жизнь, прожитая в стыде, ограниченна и безлика. Человек вроде есть, но ему стыдно за то, что он есть.
Как привить ребенку нормы приличия
Как можно привить ребенку нормы приличия? Есть несколько практических советов, которые позволят это сделать.
- Учитывайте возраст ребенка. Малыши не осознают многих ситуаций и не понимают некоторых норм. Поэтому не требуйте от них невозможного. Разговаривайте с ними на их языке, не употребляйте сложных слов и выражений. Не ругайте за то, чего они не понимают.
- Во всем будьте примером своим детям. Разговаривайте со всеми членами семьи спокойно, без обзывательств и ругательств. Помните, что дети усваивают плохое лучше, чем хорошее и если вы встречаете мужа словами: «Ну что, припёрся, опять напился, как свинья?», не удивляйтесь, если ребенок вскоре встретит отца теми же словами. При этом, если вы решите постыдить за такое поведение, малыш не поймет, в чем виноват.
- Разговаривайте с ребенком. При всех удобных случаях объясняйте причину поведения и последствия. Аргументируйте ситуации и рассказывайте об альтернативах.
- Используйте детскую литературу и кинематографию в воспитании. Всегда обсуждайте прочитанное и просмотренное, спрашивайте мнение ребенка об увиденном и делитесь своим.
- Выходя с ребенком на прогулку, проявляйте вежливость по отношению к другим людям и учите этому малыша.
Пропустите пожилую женщину вперед, уступите место больному человеку, выскажите благодарность, если уступили или помогли вам. Правила поведения в обществе формируются и таким образом. Ваш ребенок будет перенимать ту модель поведения, которую проявляете вы.
Не ругайте ребенка в присутствии посторонних людей, это унижает. Поговорите с ним наедине и объясните, что он сделал не так. Стыдить малыша при всех и за то, что он не понимает, не лучший способ воспитания.
Чувство стыда, присущее цивилизованным людям, всегда имеет место в реальной жизни. Человек может не всегда поступать хорошо и правильно, бывает, что он совершает поступки, за которые потом испытывает стыд.
Но это всего лишь одна из особенностей человеческой психики и интеллекта, позволяющая существовать обществу в рамках морали. Чтобы у взрослого человека было правильное чувство стыда, следует его воспитывать с детства.
Объясняя ребенку, что приемлемо, а что неприемлемо в обществе, вы обезопасите его от возможных проблем взрослой жизни. Показывая ему собственный пример, вы сможете воспитать достойную самодостаточную личность.
Источник